Министерство образования и науки Российской Федерации
Новокузнецкий институт (филиал)
федерального государственного бюджетное образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Историко-филологический факультет
Кафедра русского языка и литературы
Студентка группы РЛз-13-01
О. Н. Пахтусова
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»
ТЕМА «КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ «ОТЦОВ» И «ДЕТЕЙ» (НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ) И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Работа защищена
С оценкой «_________________»
Руководитель
Канд. фил. наук, доцент
А.А. Зуева
____________________________
«_____»_______________2016 г.
Новокузнецк – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3с.
Глава 1. Теоретическое обоснование коммуникативных проблем общения «отцов» и «детей»…………………………………………………….5с.
1.1 Понятие коммуникативной проблемы общения «отцов» и «детей»………………………………………………………………………….5с.
1.2 Причины коммуникативных проблем современных «отцов» и
«детей»…………………………………………………………………...15с.
1.3 Способы преодоления коммуникативных проблем современных «отцов» и «детей»……………………………………………………………...20с.
Глава 2. Практические примеры коммуникативных проблем общения «отцов» и «детей»……………………………………………………………...22с.
2.1 Способы преодоления коммуникативных проблем на примере литературно-художественных произведений………………………………22с.
Заключение……………………………………………………………..37с.
Список используемой литературы……………………………………..39с.
Введение
Актуальность исследования. Данная курсовая работа посвящена рассмотрению коммуникативных проблем современных «отцов» и «детей» и поиску путей их преодоления. Несмотря на то, что проблема общения в современной педагогике и психологии рассмотрена довольно широко, коммуникативные проблемы разновозрастных групп всесторонне не исследованы.
Рассматриваемая проблема актуальна во все времена, так как всегда будут «старшее» и «младшее» поколения, во многом друг друга не понимающие. Умение найти общий язык с человеком другого поколения, способность понять и принять его – важнейшее коммуникативное качество в нашем динамично развивающемся мире.
Исторический опыт свидетельствует: в том или ином масштабе конфликт между родителями и детьми закономерен, неизбежен. На грани двух временных срезов формируется то, что мы называем «новым временем». Каждому возрасту, как известно, присущи свои особенности. Наблюдая поведение, изучая мотивы, потребности, интересы, установки подростков или, напротив, людей зрелого возраста, исследователи создают нечто вроде возрастного психологического портрета.
Проблема «отцов и детей» возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в школе, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Данная проблема является предметом исследования многих ученых, специалистов в области педагогики и психологии, которые имеют порой, совершенно кардинальные взгляды, не только на причины возникновения данной проблемы, но и на пути ее решения. Многие при этом отмечают, что коммуникативные проблемы общения «отцов» и «детей» - это извечная тема, извечный конфликт, который, видимо, никогда не изжить. Его можно только изучить и контролировать, направляя в нужное русло. Исходя из этого, тема курсовой работы является актуальной.
Целью исследования данной курсовой работы является выявление путей решения проблемы взаимоотношений родителей и детей.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- выяснить смысл коммуникативной проблемы общения «отцов» и «детей», её причины;
- раскрыть пути решения проблемы с точки зрения теоретиков;
- изучить примеры существования и возможностей решения коммуникативной проблемы общения «отцов» и «детей» в литературно-художественных источниках или реальной коммуникации.
Объект исследования – взаимоотношения детей и родителей в современных условиях.
Предмет исследования – способы решения проблемы взаимоотношений детей и родителей.
Гипотеза исследования основана на том, что между современными «отцами» и «детьми» возникают коммуникативные проблемы из-за барьеров общения, которые проявляются, прежде всего, негативной коммуникативной установкой, но при этом можно выявить способы для их эффективного преодоления.
Практическая значимость работы состоит в ряде выводов, способствующих решению коммуникативной проблемы общения «отцов» и «детей» в современной семье.
Сформированный круг задач определил выбор основных методов исследования, важнейшим из которых является изучение научной литературы, теоретический анализ литературных источников, контекстуальный анализ, метод сравнения и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения. Содержит список использованных источников.
1. Теоретическое обоснование коммуникативных проблем общения «отцов» и «детей».
1.1 Понятие коммуникативной проблемы общения «отцов» и «детей».
Чтобы рассмотреть коммуникативные проблемы «отцов» и «детей», прежде всего, необходимо дать определение понятию «коммуникативная проблема» и выявить причины ее возникновения.
Коммуникация – это информационная связь субъекта с объектом, которая выражается в том, что субъект передает некую информацию, а объект правильно ее понимает [16]. Для эффективной коммуникации свойственно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, но если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникацию можно считать не состоявшейся. Существует множество причин, не позволяющих коммуникации стать успешной (стереотипы, пренебрежительное отношение к партнеру, отсутствие симпатии между коммуникантами и т.д.).
В риторике существуют такие понятие как «коммуникативная помеха» и «коммуникативная неудача», которые различаются тем, что помеха лишь замедляет процесс общения, а неудача не позволяет достигнуть эффективного общения вообще или позволяет достигнуть этого частично.
Коммуникативная проблема – это затруднение, связанное с эмоциональными переживаниями, которое препятствует эффективному общению. Понятие коммуникативной проблемы гораздо шире, чем понятие коммуникативной помехи или коммуникативной неудачи, так как проблемы в общении возникают не только по причине неправильного построения высказываний и т.д., но и по причине разногласий участников коммуникации на психологическом уровне. Зачастую коммуникативной проблеме сопутствует речевая агрессия, что может привести к конфликту.
Речевая агрессия – это речевое поведение, которое мотивировано агрессивным настроением адресанта. У Ю. Щербининой есть следующее определение речевой агрессии: это обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме [16].
Проблема в общении между представителями разновозрастных социальных групп является одной из разновидностей коммуникативных проблем. Для проявления речевой агрессии необходим ряд конкретных условий общения.
Коммуникативные проблемы между «отцами» и «детьми» могут быть спровоцированы рядом причин:
- различия в типах личности взрослых и детей;
- различия в социальной жизни и привычках;
- разное отношение к ответственности;
- разногласия в отношении к учебе;
- несовпадение нравственных ценностей и отношения к морали;
- взаимоотношения в семье.
Так как коммуникативные проблемы сопровождаются конфликтами и речевой агрессией, есть необходимость выделить виды коммуникативных проблем «отцов» и «детей» основываясь на классификации речевой агрессии, разработанной Ю.В. Щербининой [16].
Виды коммуникативных проблем «отцов» и «детей» делятся:
1. По интенсивности: коммуникативные проблемы со слабо выраженной (невежливый отказ, косвенное оскорбление, осуждение, упрек) и ярко выраженной (бранная речь, оскорбления, осуждение, выраженное крайне эмоционально и произнесенное на повышенных тонах) речевой агрессией.
2. По степени целенаправленности речевой агрессии и ее осознанности говорящим: коммуникативные проблемы с нецеленаправленной, защитной агрессией, когда адресант не имеет цели причинить коммуникативный вред и коммуникативные проблемы с целенаправленной, умышленной речевой агрессией, когда основная цель адресанта – причинить коммуникативный вред адресату.
3. По форме, способу выраженности различают коммуникативные проблемы с открытым и скрытым проявлением речевой агрессии. Их можно разделить на три группы в соответствии с содержательным и формальным планом:
- коммуникативные проблемы, речевая агрессия в которых выражена при помощи формы и содержания. Это высказывания, содержащие угрозу, замечание-порицание, грубое требование и т.д.
- коммуникативные проблемы, выраженные речевой агрессией только через формальные признаки, когда при отсутствии внешних признаков, агрессия содержится в тоне, тембре голоса, темпе речи.
- коммуникативные проблемы, выражающие речевую агрессию только посредством содержания. Высказывания этого вида, по формальным признакам являются нейтральными, а по содержанию представляют собой очевидную клевету, злобные сплетни.
4. По отношению к адресату выделяют коммуникативные проблемы с «переходной» и «непереходной» речевой агрессией. Переходная агрессия имеет конкретного адресата, а непереходная – выражает обобщенно-негативную установку по отношению ко всему обществу.
5. Также выделяют коммуникативные проблемы по количеству субъектов взаимодействия: межличностные и групповые. Участники групповой речевой агрессии, под руководством «лидера», объединяются в акте против некоего общего врага. Межличностная коммуникативная проблема совершается между двумя участниками [16].
6. По способу передачи информации бывают коммуникативные проблемы, сопровождающиеся вербальными, невербальными и комплексными агрессивными средствами воздействия.
7. По последствиям выделяют конструктивные коммуникативные проблемы, которые не приводят к конфликтам и деструктивные коммуникативные проблемы, приводящие к конфликтам и имеют отрицательные последствия [16].
Итак, рассмотренные основные причины и виды возникновения коммуникативных проблем, позволили сделать вывод, что проблема отцов и детей всегда волновала человека. Но именно на сегодняшний день она является одной из самых важных тем.
Подросткам присущи свои трудности и проблемы, но они также могут доставлять радости и награды. Подростковый возраст – это бурное время. Подростки переживают эмоциональные взлёты и падения. Юноши и девушки хотят быть более независимыми, им могут не нравиться ограничения, которые накладывают на них родители. Однако такие подростки ещё не опытны и нуждаются в любящей, терпеливой помощи родителей.
Отцы и дети принадлежат к разным поколениям, и у них различная психология. Среди них нет хороших и нет плохих, они просто разные, причем каждое поколение несет в себе свою правду, поэтому между ними никогда не может быть абсолютного единства и гармонии.
Если в раннем детстве этот изначально заложенный семейный конфликт проявляется в форме детских капризов и слез, то по мере взросления он становится все острее и драматичнее. Поначалу ребенок требует внимания, заботы и любви, но, чем старше становится, тем больше настаивает на полной свободе во всех отношениях. Под одной крышей становится тесно. Таким образом, семейные конфликты между поколениями становятся предопределены и неизбежны. Весь вопрос, в какой форме они проходят.
Сущность межличностной коммуникации в семье сводится к тому, что она отвечает задачам обмена информацией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, установления и развития межличностных отношений, познания партнера и самопознания. Отличительными особенностями межличностной коммуникации в семье являются высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения [15].
Структура коммуникативного акта, как считает С.А. Чепышева, включает следующие звенья[15]:
1) возникновение потребности и мотивов общения;
2) определение задач коммуникации (информационно-познавательная, задачи воздействия на поведение и деятельность партнера, подтверждения или изменения характера межличностных отношений, предоставления обратной связи партнеру о его личностных характеристиках и своем отношении к нему, получения обратной связи от партнера о себе и его отношении к себе);
3) передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с учетом задач коммуникации;
4) получение информации партнером, включая процессы декодирования содержания, реконструкции намерений и мотивов партнера по коммуникации;
5) анализ полученной информации и принятие решения о содержании ответного акта коммуникации; передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с учетом задач коммуникации и так далее.
Процесс межличностной коммуникации опосредуется системой образов, выполняющих важную регулирующую и ориентирующую функцию. Указанная система включает образы: образ «Я», образ «Другой моими глазами», образ «Я глазами другого», образ «Наши отношения», образ «Наши отношения для другого», образ «Наши отношения для меня глазами другого». Эмоциональная насыщенность указанных образов приводит к перегрузке коммуникационного канала и возрастанию вероятности нарушений межличностной коммуникации в случае искажения или недостаточной адекватности хотя бы одного из указанных образов[15].
По мнению Л.Б. Шнейдер, уже в дошкольном образе ребенок строит коммуникацию с учетом ориентирующего образа партнера, искажение которого приводит к грубым нарушениям общения и формирования коммуникативных проблем [17, с. 45].
В гармоничной семье умные уравновешенные родители умеют выстроить отношения единой команды, где у каждого свое место, роль и назначение. В этом случае различные взгляды детей и родителей будут дополнять друг друга, и работать на общие цели: давать каждому возможность реализовать свою мечту, занять какое-то место в социуме, духовно совершенствоваться.
В семье, где у родителей преобладают такие черты, как раздражительность, авторитарность, неспособность понять и принять другого человека, конфликт из скрытой формы легко перерастает в открытую. Он может быть бурным, острым или вялотекущим, хроническим. Это зависит от силы «ошибки» интересов и темперамента личностей. Если семейный конфликт затягивается на длительное время, без перспективы договориться, отношения между сторонами резко ухудшаются, родители и дети наносят друг другу такие психологические травмы, что в дальнейшем примирение делается маловероятным [17, с. 49].
Сложности переходного возраста начинаются тогда, когда молодежь пробует изменить уклад жизни и навязывает свой порядок, в котором родителям отводится второстепенная роль. Сына может не устраивать авторитарность отца, которую он терпел в детстве, скупость матери, ограничивающей в карманных расходах, придирчивость обоих родителей к внешнему виду или манере разговаривать. Дочь может быть недовольна тем, что мать все еще считает ее маленькой, хотя сама девочка полагает, что давно выросла. Детям кажется, что они слишком долго подчинялись родительскому диктату, а теперь пришел час их свободы.
Родители, привыкшие, в свою очередь, полностью управлять семейной лодкой и попеременно делить место у руля, не могут принять тех изменений, которые произошли с повзрослевшей «командой». Отпрыски стали дерзить, меньше помогать по дому, а больше требовать, приносить в пространство жилья ритмы, традиции улицы. А на это родители часто не могут согласиться. К тому же напряжение, связанное с борьбой двух жизненных программ (обычно это бывает трудовая программа родителей и развлекательно-потребительская программа детей-подростков), усугубляется ощущением неблагодарности, которое чувствуют родители [17, с. 55].
В системе «родитель-ребенок» очень часто практикующие психологи отмечают коммуникативные барьеры в общении. Данные проблемы часто носят затяжной и глубокий характер. Не разрешение их приводит к обострению взаимоотношений всех участников конфликта. Напряжение, вызванное этим, приводит в свою очередь к развитию невротических синдромов и формированию деструктивных форм поведения [15].
Деструктивное поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья [6].
Исследуя во время психологического консультирования родителей в подобных конфликтных ситуациях, психологи отмечают, что предпосылки конфликтного поведения кроются в недопонимании во время взаимодействия участниками друг друга. Информация в силу каких-то причин искажается, теряет изначальный смысл, а в ряде случаев, не поступает к тому, к кому обращена. Факторы, которые служат причиной непонимания собеседников, называют барьерами общения или коммуникативными барьерами. Итак, коммуникативные барьеры - это психологические препятствия на пути передачи и принятия информации между партнерами по общению.
В общении в целом, и в особенности с ребенком, как описывает в своей статье С.А. Чепышева, ошибочные мыслительные структуры выражаются в виде следующих барьеров [15]:
1) преувеличение или минимализация (преуменьшение) – наблюдается очень часто в поведении обоих родителей, которые преувеличивают достижения чужих детей, преуменьшая успехи своих. Замечено, что чаще преувеличивают что-либо мамы, а минимализируют отцы. Этот факт объясняется особенностями эмоционально-волевой сферы людей, а также интериоризацией и закреплением моделей поведения перенимаемых у своих родителей;
2) негативное суперобобщение – выражается в выделении одного негативного события или факта из жизни ребенка, которое оба родителя (независимо от пола) начинают считать показательным для всего его поведения или деятельности;
3) мышление типа «все или ничего» - не позволяет родителям увидеть истинное «лицо» ребенка, нюансы его жизни, знать его проблемы, помогать ему в их решении. Если определенная цель не достигается ребенком, родители считают это полным крахом, провалом, а самого ребенка считают неудачником и, таким образом, формируют у него неуверенность в себе, неумение преодолевать трудности или, наоборот, неумеренный максимализм;
4) дисквалификация позитива – очень опасный барьер в воспитании детей. Он выражается в том, что взрослые во всем видят только отрицательные стороны. Родители считают успехи, достижения детей малыми, неважными, что приводит к нежеланию что-либо делать, к формированию у детей нерешительности, неуверенности в себе;
5) неуважение или игнорирование позиции и мнения ребенка – приводит к частым заболеваниям и к его пассивности. Чаще всего этот барьер наблюдается в авторитарных семьях;
6) категорические утверждения с применением слов «надо», «нельзя», «сделай так» и т.д., которые присутствуют постоянно в воспитании детей, - не дают возможности думать детям, ограничивают их творческие возможности;
7) ментальный фильтр – выражается в том, что родители выбирают одну деталь, свойство или действие ребенка и постоянно настаивают на нем. Самым отрицательным является то, что эта деталь чаще всего не соответствует действительности, а выбрана на основе чужого влияния, сиюминутного настроения или ошибочного выбора;
8) «прыжок прямо к выводам» - часто наблюдается в общении взрослых и детей. Родители поспешно делают выводы по поводу различных дел, поступков своих детей, при этом акцент ставится непременно на какой-либо отрицательный факт;
9) негативное мышление – не позволяет взрослым объективно рассматривать окружающее. Оно мешает замечать положительное вокруг себя, ценить его и приумножать;
10) барьер «ожидания непонимания». Здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Участник взаимодействия начинает прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения;
11) барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия. Например, между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов).
Помимо перечисленных, можно выделить еще следующие типы коммуникативных барьеров: информационно-дефицитный, замещающе-искажающий, эмоциональный, фонетический, семантический, стилистический, логический барьер непонимания [8, с. 141].
Помехами в общении может быть механический обрыв информации и отсюда происходит её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер [8, с. 142].
Случается, что принимающая сторона ясно слышит передаваемые слова, но придает им иное значение (проблема состоит в том, что говорящий может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек искажение может быть существенным. Также этот барьер называют «барьер отражения» [8, с. 145].
Эмоциональные барьеры. Во многом искажение информации связано с эмоциями. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.
Барьер фонетического непонимания порождает невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов, слов-паразитов [8, с. 149].
Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов [8, с. 150].
Не меньшую роль в разрушении межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния, возраста слушающего и др. Так, дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого.
Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая говорящим, либо слишком сложна для восприятия участником общения, либо кажется ему не верной, противоречащей. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали и т.п. Так мы сталкиваемся с существованием «женской» и «мужской» психологической логики, «детской» логики, логики «подростка» и т.д. От психологических пристрастий, от уровня развития того, к кому обращена информация, зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтет ее не убедительной [8, с. 151].
Вышеизложенные барьеры мешают не только адекватному воспитанию детей, но и влияют на взаимоотношения взрослых, родителей и детей.
1.2 Причины коммуникативных проблем современных «отцов» и «детей».
Прежде, чем искать способы решения коммуникативных проблем общения, необходимо понимать, почему возникают конфликты между родителями и их детьми.
В своей работе Л.Б. Шнейдер выделяет следующие психологические факторы конфликтов [17, с. 71]:
1) типы внутрисемейных отношений – существуют гармоничные и дисгармоничные. В гармоничной семье, устанавливается подвижное равновесие, распределение психологических ролей, способность членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи – вытекает из негативного характера супружеских отношений. Уровень психологического напряжения влечет за собой невротические реакции членов семьи, чувство постоянного беспокойства у детей;
2) деструктивность семейного воспитания, которое проявляется в следующем:
- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
- опека и запреты во многих сферах жизни детей;
- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждения;
3) возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Как правило, это переходный период от одного этапа развития ребенка к другому. В эти периоды дети становятся непослушными, капризничают, раздражаются, вступают в конфликты с окружающими (друзья, родители, посторонние), упрямятся. Периодичность возникновения конфликтов привязывается к определенным возрастам;
4) личностный фактор. Личностные особенности, как родителей, так и детей влияют на конфликтность или бесконфликтность.
Среди родительских выделяют несколько типов: консервативный способ мышления – приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам; авторитарность суждения; ортодоксальность убеждений [6].
Среди детских встречаются: низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций, непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность [10, с. 69].
Получается, что конфликты, которые рассматриваются, являются результатом ошибок как родителей, так и детей.
Типы отношений делятся по следующим категориям[10, с. 72]:
- оптимальный тип отношений родителей и детей;
- проникновение родителей в интересы детей (не потребность), а дети делятся своими мыслями;
- родители вникают в заботы детей, а дети отстраняются (обоюдное недовольство);
- дети желают делиться с родителями, а те отстраняются;
- поведение, жизненные устремления детей приводят к конфликтам в семье – родители правы;
- поведение, жизненные устремления детей приводят к конфликтам в семье – но правы дети;
- самоустранение с обеих сторон – родители не вникают в проблемы детей, но и дети не противятся этому.
Подростковый возраст наиболее часто приводит к конфликтным столкновениям в результате следующих факторов [2, с. 34]:
- неустойчивое родительское отношение – постоянно меняются критерии в оценке ребенка;
- сверхзабота;
- неуважение прав на самостоятельность – полный контроль и постоянные указания;
- отцовский авторитет – стремление добиться своего любой ценой.
Ребенок реагирует на любые притязания родителей следующими способами:
- оппозиция – демонстрирование негативного отношения;
- отказ – неподчинение требованиям;
- изоляция – избегание родителей, сокрытие информации и действий [6, с. 40-42].
В ходе исследования В.Н. Куницыной в 1991 году с помощью различных психологических тестов на предмет выявления причин коммуникативных проблем были обследованы 490 старшеклассников петербургских школ. Получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте [8, с. 183].
На первом месте стоит застенчивость (от 25 до 35 %) – она встречается чаще других трудностей. К остальным отнесены: отчужденность на достаточно высоком уровне (19 %), затем глубокая интровертированность (17 %), аутистичность (15 %), чрезмерная сенситивность (12 %) [8, с. 184].
Достаточно велико было количество людей с личностными свойствами, снижающими их коммуникативную успешность и совместимость: лиц с пониженным самоуважением – 43%, высокоавторитарных – 36 %, агрессивных и конфликтных – по 25 %, истероидных –11%.
Почти половина школьников (43 %) крайне не удовлетворены общением и отношениями в близком кругу, испытывают острое чувство одиночества; последнее сопровождает все трудности в контактах и иногда отражает реальное положение вещей, то есть полное отсутствие друзей [8, с. 186].
Помимо застенчивости, можно выделить и другие свойства личности, приводящие к трудностям в общении; их можно кратко охарактеризовать так [1, с. 206]:
- человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитанность, беззастенчивость, эгоцентричность);
- не хочет, не умеет и не может общаться (аутистичность, глубокое одиночество);
- умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выключенность из социальных связей, одиночество в толпе);
- умеет, может, но не стремится (глубокая интроверсия, самодостаточность, отсутствие мотивации);
- и может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).
Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность, повышенная сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов [1, с. 208].
В причинной обусловленности и содержании трудностей общения застенчивых, аутистичных, одиноких, глубоко невротизированных и неадаптированных людей имеются некоторые общие черты. Такие люди в большей степени нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи, функцию которой нередко выполняет доверительное дружеское общение [1, с. 210].
Застенчивость – это свойство личности, которое приводит к определенным трудностям и напряжению в общении с незнакомыми людьми или в некоторых ситуациях взаимодействия. Застенчивость проявляется как неудовлетворительная саморегуляция, недостаток легкости, спонтанности и раскованности. Характерными внешними проявлениями являются относительно высокая степень напряженности и импульсивности; застенчивый человек смотрит исподлобья, специфические позы выдают его зажатость и скованность.
Как показывают исследования (Ф. Зимбардо, К. Изард, В.Н. Куницына, В.Л. Леви), тяжкое эмоциональное состояние, переживаемое человеком, – это лишь часть общего нервно-психического напряжения, которое испытывает застенчивый человек в некоторых ситуациях общения.
Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. В частности, И.С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа «Я» на фоне серьезных изменений психосоматических функций; возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа «я», неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности [2, с. 155].
Учитывая все вышеперечисленные причины, представляется важным поиск наиболее эффективных способов преодоления коммуникативных проблем общения родителей и детей.
1.3 Способы преодоления коммуникативных проблем современных «отцов» и «детей».
Прежде чем говорить о стратегии решения проблемы отцов и детей, надо выяснить: кто будет миротворцем, инициатором прекращения семейных ссор. Ведь если таких людей не найдется, и каждый член семьи станет на тропу войны с желанием морально уничтожить оппонентов, то ни о каком примирении говорить не следует.
По мнению С.А. Чепышевой, стать миротворцем должен кто-то из родителей, при этом необходимо запастись терпением. Некоторые родители в случае малейшего сопротивления со стороны ребенка тут же устраивают истерику. Другие, неудовлетворенные жизнью, срывают это настроение на детях. Есть и такие, которые, сталкиваясь со строптивостью подростков и не понимая, что многие поступки диктуются переходным возрастом, реагируют на выходки детей дикой яростью [15].
Подростки в этом возрасте задают взрослым множество вопросов, многим хотят поделиться. Родители должны проявлять постоянный интерес к учебе подростков, к его труду, увлечениям, переживаниям и мечтам. И в тоже время беседовать с ними о своей работе, друзьях, интересах.
Стремление ребенка поговорить с родителями по душам, надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворительная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниями заставляют подростка искать «поверенного» вне семьи [15].
Следует бережно с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между родителями и подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания [3, с. 116-117].
Чтобы преодолеть барьеры в общении, прежде всего, необходимо вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого можно вступать в контакт.
Для преодоления «барьеров» необходимо [15]:
1) оценить создавшуюся ситуации «барьера» (определение ее направленности и возможные последствий);
2) выявить причины возникновения «барьера»;
3) исследовать предполагаемые выходы из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо минимизация негативных факторов);
4) определение эффективных действий для выхода из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию «барьеров», позволяют наладить процесс общения и приводят к эффективному взаимодействию в условиях совместной деятельности.
Важную роль играет в преодолении психологических барьеров мотивационное состояние.
Коммуникативные барьеры легче преодолеть, если обучиться приемам активного слушания. Основные приемы активного слушания: «перефраз», «эхо», «логическое следование», «уточнение». Дополнительные приемы активного слушания: кивание (но не в режиме «китайского болванчика»), использование междометий «да», «ага», «угу» и пр., поза внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт) и другие [15].
В ситуациях, когда члены взаимодействия, не могут преодолеть коммуникативные барьеры - конфликт усугубляется. Одним из современных вариантов разрешения конфликтов является медиация. Сам медиативный процесс, помимо достижения главной цели (разрешения конфликта), способен обучать моделям успешной коммуникации и взаимодействия в стиле сотрудничества. Стороны конфликта, участвуя в процессе медиации, иногда впервые в жизни получают возможность прикоснуться к опыту отношений, основанных на достоинстве и взаимоуважении. Это обеспечивает возможность повысить не только качество своей жизни, но и взаимоотношения внутри семьи, между родителями и детьми.
Следует отметить, что при семейной медиации ни одна из сторон не уходит неудовлетворенной, так как все решения участники конфликта принимают добровольно без оказания на них давления и с соблюдением всех их законных прав. Причем заседание по семейной медиации считается законченным тогда, когда интересы каждого из членов семьи будут удовлетворены.
2. Практические примеры коммуникативных проблем общения «отцов» и «детей».
2.1 Способы преодоления коммуникативных проблем на примере литературно-художественных произведений.
Как изложено в первой главе, проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является очень древней. «Отцы» осуждают, критикуют и не понимают собственных «детей». А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением.
Данная проблема в той или иной степени затрагивалась разными писателями. Так, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» является одним из наиболее ярких «отголосков» актуальной и в наши дни проблемы «отцов и детей». В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между «отцами» и «детьми», между новыми и отживающими взглядами на жизнь.
Уже в самом названии писатель определил главную задачу своего произведения. Главный герой, Евгений Базаров, пытается отстоять свою жизненную позицию. Он хочет показать, что неумолимое время приводит к значительным общественным изменениям. Поэтому идеалы, мысли и стремления, которыми жило предыдущее поколение, уже безнадежно устарели.
Интересен сам образ Евгения Базарова. Молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. В эту категорию входят стихи, музыка, искусство. Базарова можно сколь угодно осуждать, но нельзя не признать, что его мнение также имеет право на существование. Базаров признает только то, что можно непосредственно ощутить, грубо говоря, потрогать. Таким образом, Базарова можно с полным правом назвать материалистом [13, c.11].
Образ Базарова – это типичный образ демократа-разночинца. И Евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. Безусловно, он очень трудолюбив. Причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется, в высшей степени, положительным качеством. Базаров - это реалистичный и практичный человек. Подобного рода качества относятся к положительным. Так что нельзя отрицать, что поколение «детей» может принести пользу обществу.
Часто проблема «отцов и детей» обусловлена тем, что представители поколений критикуют и осуждают действия и убеждения друг друга. Цель критики – доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поколению. Таким образом, главным обвинением является обвинение в несостоятельности. Однако данные обвинения являются во многом несправедливыми, поскольку представители обеих сторон обладают качествами, которые способны вызвать если не любовь и уважение, то хотя бы сочувствие окружающих (а также у читателя).
В романе «Отцы и дети» главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы «отцов и детей», с позиции их социальных, политических и общественных разногласий. Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей [13, c.21].
Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых. У Евгения Базарова удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. Но вместе с тем, в этом образе немало недостатков. Причем Тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны Базарова, а в его лице – недостатки поколения демократов-разночинцев шестидесятых годов.
К недостаткам поколения «детей» можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь. В поведении подражателей Базарова много грубости и пошлости.
Сам же Базаров отрицает не только любовь, но и какие бы то ни было возвышенные переживания и эмоции человека, в том числе и сыновнюю привязанность к родителям. Подобная черствость не может не вызвать у автора и читателя протеста, неприятия и непонимания. И наше отношение к поколению «детей» было бы резко отрицательным, если бы мы не понимали, что за их показными равнодушием и циничностью скрывается легко уязвимая и на редкость чувствительная натура [13, c.24].
Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Герой переживает сильную любовную страсть, силу которой он ранее отвергал. Справиться с этим чувством он не может, хотя всеми силами старается заглушить ее в душе. Автор обнаруживает зависимость Базарова от обычных законов человеческой жизни, его причастность к естественным человеческим интересам и ценностям, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Базарова постепенно исчезает, жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. «Полное и беспощадное отрицание» оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли писателя, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно то, что логика «нигилизма» неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры [13, c.25].
Базаров критикует многое из того, что его окружает. Однако внимательный читатель не может не заметить, что Базарова интересует окружающий мир, природа, он даже способен любоваться красотой тех явлений, которые для многих остаются незаметными. В числе этих «многих» - представители поколения «отцов», излишне чувствительные, погруженные в себя и на редкость эгоистичные, с точки зрения как самих «нигилистов», так и современного читателя.
В романе образ молодого нигилиста Базарова противопоставляется образу человека совершенно другого поколения - Павла Петровича Кирсанова, который рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!..» [14], Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди.
Павел Кирсанов – настоящий идеалист. И буквально с самой первой встречи он проникся антипатией к Базарову. Очевидно, интуитивно Павел Петрович чувствовал, что Базаров является достойным его противником. Спор Базарова с Кирсановым неизбежен, противоречия между ними обнаруживаются сразу и ярко. Базаров спорит с Павлом Петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития общества в целом и страны в частности и о многом другом. Базаров олицетворяет собой поколение демократов, а Павел Петрович - поколение либерального дворянства. Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что «...без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди» [14]. Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет «аристократишек» в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
У каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. Базаров во всем ищет целесообразность. Он говорит, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» [14]. Естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности Павла Петровича. Базаров не приемлет лжи и притворства, он искренен, и в этом состоит еще одно его отличие от поколения либералов, для которых притворство, позерство было чем-то само собой разумеющимся. Не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, Павел Петрович с готовностью защищает старый порядок, против чего и возражает Базаров. Споры между Базаровым и Павлом Кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны.
Разногласия, возникшие между героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом. Поэтому проблема «отцов и детей» заключается в личной предвзятости друг к другу. Тем не менее, решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим [13, с. 31].
Девятнадцатый, а потом и двадцатый век многих приучили к мысли о неизбежности возникновения проблемы «отцов и детей». Трагическое непонимание друг друга представителями двух поколений, неспособность и невозможность хранить единомыслие и духовный союз «века нынешнего» и «века минувшего» серьезно волновали писателей двадцатого века.
И в наши дни остро звучит написанная еще в 1966 году повесть Н. Дубова «Беглец». Главный герой – Юрка Нечаев - скромный мальчишка, живущий у моря. Он растет в семье сильно пьющих родителей, дорожных рабочих. За свои 13 лет он притерпелся к обидам, привык к вечной ругани родителей, к нареканиям учительницы. Он не знает другого образа жизни. Но где-то в душе у него теплилось сознание того, что нужно жить как-то иначе, не так, как его родители. Новое течение в его жизнь внес случайный знакомый. Этим человеком был архитектор Виталий Сергеевич, который приехал отдохнуть у моря. Сначала привлеченный к Виталию Сергеевичу внешней стороной его завидного существования,- у того и машина «Волга», и красивая палатка, и сладко-таинственная жизнь в Москве, - Юрка постепенно начинает подмечать и нечто глубинное.
Раньше Юрка хотел быть похожим на отца. «Нет, не во всем. Отец, когда выпьет, начинает ко всем придираться, ругаться и драться. Зато, когда он трезвый, он лучше всех» [4]. С приездом Виталия Сергеевича все незаметно стало меняться. Очень понравилась Юрке доброжелательность, искренность, теплые отношения между новыми знакомыми. Рядом с Виталием Сергеевичем и Юлией Ивановной мальчик стал задумываться о том, почему он живет так, а не иначе. Внимание автора постоянно направлено на мысли, сомнения, переживания юного героя, в результате которых мальчик приходит к выводу, что он ничуть не хуже других, что он может все исправить.
Но судьба преподносит Юрке жестокие испытания, которые он с честью выдерживает. Внезапно погибает Виталий Сергеевич, и в трагические часы мальчик сталкивается с недостатками, подлыми поступками взрослых: воровством отца, бессердечностью матери. Он гневно говорит родителям правду о них, зная, что его за это будут бить.
После расправы отца Юрка убегает из дома. Он скитается, голодает, подбирает чьи-то объедки, пытается заработать, помогая людям, но его отовсюду гонят. Однако ни разу в сознании голодавшего мальчика не возникала мысль о краже. Случайная встреча со знакомым шофером спасает Юрку, мальчика ждет нормальная человеческая жизнь. Но вдруг он узнает о новой беде: от постоянного пьянства ослеп его отец. И Юрка понимает, что все тяготы жизни лягут теперь на плечи матери, а сестренки и братишки будут расти, как бурьян, без призора. И Юрка остается, по-мужски понимая, что он нужен здесь, что матери одной не справиться. Мальчик, который недавно собирался покинуть отчий дом и своего отца, пьяницу и хулигана, почувствовал к нему сострадание и сыновнюю ответственность за его жизнь и жизнь своей семьи.
Дубов, показывая внутренний мир подростка, его нравственное формирование, приводит читателя к мысли, что очень часто дети проявляют сострадание и чуткость по отношению к взрослым, которые не всегда умеют им подать достойный пример.
В повести В. Тендрякова «Расплата» (1979), как и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», поднята проблема взаимоотношений двух поколений - родителей и детей. В центре повести трагическая судьба Коли Корякина. Мы видим перед собой высокого худенького подростка с «вытянутой шеей, острым подбородком, бледной невнятной гримасой» [12]. Ему нет и шестнадцати, а он уже убийца – убийца родного отца.
Но не один Коля виноват в этой трагедии. Взрослые, которые окружали мальчика, не предотвратили беду, думали только о своих проблемах. Никто из них не попытался заглянуть в душу взрослеющему ребенку. Никто не понял, что труднее всего ему в этой сложной ситуации. В первую очередь, конечно, виноват отец Коли - Рафаил Корякин. Своей разгульной, пьяной, жестокой жизнью он ежедневно провоцировал сына на преступление. Возникает вопрос: «Всегда ли Рафаил был таким? Что заставило его так ожесточиться на весь мир?» [12]. Корни это трагедии гораздо глубже. Мать Рафаила, Евдокия, родила сына совсем молодой, почти девчонкой. «В позорище зачала. В горестях вынянчила», - вспоминала она часто. В беседе со следователем Сулимовым Евдокия призналась, что ребенка своего «еще в утробе невзлюбила» [12]. И Рафаил всю жизнь чувствовал себя нелюбимым, никому не нужным, даже родной матери. Он не научился любить, даже себя он ненавидел. Поэтому он начал пить. Ежедневно издеваясь над женой и сыном, он издевался и над самим собой.
Не снимается и вина с матери Коли – тихой, слабой, многострадальной женщины. Ради сына она должна была собрать все свои внутренние силы и волю, чтобы развестись с жестоким мужем и дать возможность мальчишке расти в нормальной семейной обстановке. Спокойное детство ребенка – это первая обязанность матери. Неужели она не понимала, что взрослеющий сын уже не сможет выносить издевательства отца и, рано или поздно, бросится на защиту матери.
В тюремной камере Колька неожиданно понимает, что любил отца, и не может найти спасения от жалости к нему. Он вспоминает все доброе, светлое, чистое, что было в их жизни с отцом, и казнит себя такой казнью, страшней которой не было и нет: «Когда убийца любит убитого, это уже не раскаяние, это уже мука смертная, сильный и разумный не выдержит, а ребенок и подавно…» [12].
В. Тендряков приводит читателей к мысли, что взрослые всегда ответственны за поступки своих детей. Живя с грехом в душе, родители не понимают, что за это будет расплата... искалеченными судьбами своих детей.
Одним из современных произведений, в которых описывается проблема общения и взаимоотношений «отцов и детей», является повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» [11].
Павел Санаев, изображая современную действительность, подчеркивает искаженность духовного состояния общества, его опошление и ожесточение, при этом особое внимание, уделяя проблеме изображения внутреннего мира человека.
Главный герой повести – Саша Савельев. Его мама вынуждена была оставить Сашу жить у бабушки с дедушкой. Мальчик видит маму только во время кратких свиданий, причем мама с бабушкой постоянно ссорятся. Скандалы повторяются, они становятся неотъемлемой частью жизни Саши. Ребенок становится разменной монетой в отношениях матери и бабушки. Мать не может его забрать, а бабушка и не собирается его отдавать.
Главной темой повести является тема детства. Повествование в книге ведется от первого лица, от имени Саши Савельева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Картины детства даны глазами ребенка. Окружающий мир дан в восприятии ребенка, которому не с чем сравнивать – это просто та обстановка, в которой ему приходится жить. Санаеву хорошо удалось передать ощущения ребенка, которому одинаково интересно все – и колесо обозрения в парке культуры и принцип действия железнодорожного сортира.
Глазами ребенка автор изобразил мир взрослых. Маленький Саша очень любит свою маму, к бабушке у него смешанные чувства. Он всеми силами души стремится к маме, преграда на его пути – бабушка. Ребенок боится ее, даже ненавидит, он не понимает, что она тоже любит его. Любовь бабушки слепа, эгоистична, деспотична.
Бабушка Саши – домашний деспот, тиран в семье, у неё очень тяжелый характер. Нина Антоновна постоянно чем-то недовольна, бранит всех и вся, во всех неудачах она винит окружающих, но только не себя. Своего любимого внука она называет «сволочь», «идиот», «тварь», «гад» и др., мужа – «гицель», дочь – «сволочь», «идиотка», «Чумочка» и т.д. [11]. Так и не реализовав себя, уже бабушкой, она разыгрывает ежедневный спектакль дома, невольными участниками которого становится ее семья и просто знакомые. Обвинения и проклятия в адрес Саши и мужа - нередкое явление в этой семье. «Вонючая, смердячая, проклятущая, ненавистная сволочь!» [11] - наиболее частая характеристика внука, когда бабушка в гневе.
Ребенок постоянно слышит брань, для него подобная манера общения становится нормой. Ребенок разрывается между мамой и бабушкой, он вынужден подчиняться бабушке, которую боится, и предавать мать. Сложнейшая ситуация для ребенка, он вынужден быть виноватым перед каким-либо членом семьи, что разрушает его неокрепшую психику.
Маленькому Саше бабушка запрещает практически все: играть во дворе с друзьями, быстро бегать, есть мороженое и т.д. Бабушка совершенно искренне считала, что она поступает правильно, что мальчик болен, поэтому его нужно оберегать от всего. Такое воспитание могло породить развитие различных фобий у мальчика, травмировать его психику: «Я спросил, как железная дорога выглядит, мама описала ее, а потом я сказал, что боюсь Бога.
– Что ж ты трусишка такой, всего боишься? – спросила мама, глядя на меня с веселым удивлением. – Бога теперь выдумал. Бабушка, что ли, настращала опять?» [11].
Самый главный и любимый человек в жизни Саши Савельева – его мама. Мальчик очень сильно любит ее, страдает от разлуки с ней, мечтает видеть ее каждый день. У Саши одна мечта – жить с мамой. Однако жизнь ребенка полна разочарований, поэтому он уже почти не верит в осуществление своей мечты. На этом этапе ребенку необходима поддержка любящего человека, ведь сам справиться с ситуацией он зачастую не может.
Нина Антоновна винит дочь, что та лишила ее жизни, не оправдала ее надежд. Не выбирая слов, она выплескивает на нее всю свою боль.
«- Что за язык у тебя, мам? Что ни слово, то, как жаба, изо рта выпадает. Чем же я тебя обидела так?
- Обидела тем, что всю жизнь я тебе отдала, надеялась, ты человеком станешь. Нитку последнюю снимала с себя: «Надень, доченька, пусть на тебя люди посмотрят!» Все надежды мои псу под хвост!
- А что ж, когда люди на меня смотрели, ты говорила, что они на тебя, а не на меня смотрят?
- Когда такое было?
- Когда девушкой я была. А потом еще говорила, что у тебя про меня спрашивают: «Кто эта старушка высохшая? Это ваша мама?» Не помнишь такого? Я не знаю, что с Мариной Влади было бы, если б ей с детства твердили, что она уродка.
- Я тебе не говорила, что ты уродка! Я хотела, чтоб ты ела лучше, и говорила: «Не будешь есть, будешь уродяга».
- Всякое ты мне говорила... Не буду при Саше. Ногу ты мне тоже сломала, чтобы я ела лучше?
- Я тебе не ломала ноги! Я тебя стукнула, потому что ты изводить начала! Идем с ней по улице Горького, - стала рассказывать мне бабушка, смешно показывая, какая капризная была мама, - проходим мимо витрин, манекены какие-то стоят. Так эта как затянет на всю улицу: «Ку-упи! Ку-упи!» Я ей говорю: «Оленька, у нас сейчас мало денежек. Приедет папочка, мы тебе купим и куклу, и платье, и все что хочешь...» «Ку-упи!» Тогда я и стукнула ее по ноге. И не стукнула, а пихнула только, чтоб она замолчала.
- Так пихнула, что мне гипс накладывали» [11].
В результате такого отношения со стороны матери в детстве Ольга приобрела много негативных якорей, запускающих негативные сценарии. Первый брак Оли распался. Ее замужество также не было «по любви»: Ольга вышла замуж, чтобы вырваться из-под жесткого контроля матери. Такие ситуации часто бывают в жизни. Проецируя собственный сценарий неудач на детей, мы даем им эти якоря, и, будучи уже взрослыми, они реализовывают эти неудачи родителей в своей жизни.
После развода, по словам бабушки, «тяжкой крестягой» повесила дочь ей на шею внука [11]. На самом деле Нина Антоновна сделала все, что бы Саша жил с ней. Рождение внука стало в каком-то смысле для нее спасательным кругом. Она, по словам дедушки, даже «вроде успокоилась». Во внуке она увидела, наконец, цель, применение своим силам и желаниям, свою реализацию.
Нина Антоновна обрушивает на внука весь свой темперамент. Большая доля страха дополняется сверхзаботой. Любовь ее принимает уродливые формы: «По любви - нет на свете человека, который бы любил его, как я люблю. Кровью прикипело ко мне дитя это. Я когда ножки эти тоненькие в колготках вижу, они мне словно по сердцу ступают. Целовала бы эти ножки, упивалась! Я его, Вера Петровна, выкупаю, потом воду менять сил нет, сама в той же воде моюсь. Вода грязная, его чаще, чем раз в две недели, нельзя купать, а я не брезгую. Знаю, что после него вода, так мне она как ручей на душу. Пила бы эту воду! Никого, как его, не люблю и не любила! Он, дурачок, думает, его мать больше любит, а как она больше любить может, если не выстрадала за него столько? Раз в месяц игрушку принести, разве это любовь? А я дышу им, чувствами его чувствую!» [11]
По сути, «любовь» бабушки к Саше – настоящий эмоциональный вампиризм. На самом деле кроме отторжения такая любовь ничего не вызывает. Своим «воспитанием» бабушка взращивает страхи Саши, не дает ему окрепнуть, тормозит его развитие. Стараясь привязать мальчика к себе, она манипулирует его болезнями, вынуждает его чувствовать себя больным, испытывать страх смерти, страх потери мамы.
Неудивительно, что Саша не любит бабушку. «От бабушкиных поцелуев внутри у меня все вздрагивало, и, еле сдерживаясь, чтобы не вырваться, я всеми силами ждал, когда мокрый холод перестанет елозить по моей шее. Этот холод как будто отнимал у меня что-то, и я судорожно сжимался, стараясь это «что-то» не отдать. Совсем иначе было, когда меня целовала мама» [11].
С бабушкой Саша не чувствует себя в безопасности, что так важно для ребенка. Напротив, она постоянно внушает ему, что он очень болен, и все с ним очень плохо: «Ты же смердишь уже. Чувствуешь?», «Хотя ты и вырасти-то не успеешь, сгниешь годам к шестнадцати» [11].
Саша говорит: «Я всегда знал, что я самый больной и хуже меня не бывает, но иногда позволял себе думать, что все наоборот и я как раз самый лучший, самый сильный, и дай только волю, я всем покажу. Воли мне никто не давал, и я сам брал ее в играх, разворачивавшихся, когда никого не было дома, и в фантазиях, посещавших меня перед сном» [11].
Саша Савельев живет в тяжелой атмосфере, он уже в раннем возрасте сталкивается с ненавистью, черствостью, – все это отражается на его психике. Поэтому не приходится удивляться тому, что мальчику приходят в голову странные мысли. Мамин муж, то есть отчим, в повести представлен как «карлик-кровопийца». Только так называла его бабушка. Мальчик слышал о нем всегда что-то плохое от бабушки, поэтому в воображении ребенка рисуется страшный образ. Саша боится отчима, ему кажется, что он улыбается «зловеще», потому что он ничего не знает об этом человеке, а бабушка говорит о нем только плохое.
Оказывая на Сашу такое колоссальное негативное давление, Нина Антоновна уверена, что всю жизнь посвящает ему и любит только его. Рационализация и самообман бабушки - пример того, как можно жить в собственной иллюзии и не видеть страданий, причиной которых становишься.
Вся жизнь Саши ограничена запретами на развлечения и игры, обычные для других детей. Бесконечной чередой проходят приемы лекарств, сдача анализов и походы по врачам. Несколько раз мама пыталась забрать Сашу, но каждый раз его возвращали обратно. Только встречи с мамой, становятся для него настоящим праздником [11]. «Редкие встречи с мамой были самыми радостными событиями в моей жизни. Только с мамой было мне весело и хорошо. Только она рассказывала то, что действительно было интересно слушать, и одна она дарила мне то, что действительно нравилось иметь. Бабушка с дедушкой покупали ненавистные колготки и фланелевые рубашки. Все игрушки, которые у меня были, подарила мама. Бабушка ругала ее за это и говорила, что все выбросит.
Мама ничего не запрещала. Когда мы гуляли с ней, я рассказал, как пытался залезть на дерево, испугался и не смог. Я знал, что маме это будет интересно, но не думал, что она предложит попробовать еще раз и даже будет смотреть, как я лезу, подбадривая снизу и советуя, за какую ветку лучше взяться. Лезть при маме было не страшно, и я забрался на ту же высоту, на какую забирались обычно Борька и другие ребята.
Мама всегда смеялась над моими страхами, не разделяя ни одного.» [11].
Но Саша вынужден жить с бабушкой: она никогда не отпускала его, свое единственное наполнение и отдушину. Его зрение наполняется страхами, не имея возможности развиваться. Он сопротивляется, как может, но он еще мал, ему сложно противостоять давлению. Фантазии ребенка начинают вращаться вокруг смерти. «Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище». «Когда мне пришла в голову такая прекрасная мысль - быть похороненным за маминым плинтусом, то единственным сомнением было то, что бабушка могла меня маме не отдать. А видеть из-под плинтуса бабушку мне не хотелось.» [11].
Общение с мамой, как тоненькая ниточка, выводит Сашу из страха в любовь, дает ему возможность развиваться. Ведь любовь и близость с матерью очень важны для ребенка, они дают ему чувство защищенности и надежности. Саша любит маму, она единственная дает ему жизненно необходимое чувство безопасности, с ней у него настоящая, спасительная для мальчика, эмоциональная связь.
Последний диалог бабушки и ее дочери рисует чудовищную картину разъединения близких людей. Тем трогательнее и символичнее звучат прорывающиеся сквозь жуткие проклятия слова любви и мольбы о прощении: «Чиста была. Что ж я из-за тебя перед Богом вину нести должна?... Господи, за что ж такая судьба мне? … За что, за милосердие, тобой же посланное, такие муки шлешь? Всю жизнь дочери отдавала! Кричала на нее, так ведь от отчаяния! Ну прости меня. Топтать каждый может, а ты прости. Покажи, что величие есть в тебе. …Простишь, буду знать, что недостойна голос на тебя повысить. Ноги тебе целовать буду за такое прощение! Грязная дверь у тебя какая… Слезами своими умою ее. Весь порог оботру губами своими, если буду знать, что тут доченька живет, которая матери своей все грехи простила. Открой дверь, докажи, что ты не подстилка, а женщина с величием в душе. Буду спокойна, что ребенок достоин такой матери, уйду с миром. Думаешь, не вижу, кого он из нас любит? Хоть бы раз взглянул на меня, как на тебя смотрит. Хоть бы раз меня так обнял. Не будет мне такого, не суждено! А как смириться с этим, когда сама его люблю до обморока! Он скажет «бабонька», у меня внутри так и оборвется что-то слезой горячей радостной. Грудь ему от порошка моего отпустит, он посмотрит с облегчением, а я и рада за любовь принять это. Пусть хоть так, другого все равно не будет. …Он последняя любовь моя, задыхаюсь без него. Уродлива я в этой любви, но какая ни есть…» [11].
Заключительная сцена повести описывает похороны бабушки. Саша останется жить с мамой и ее новым мужем. По портрету, представленному в повести, видно, что он сможет стать мальчику хорошим отчимом. Мама счастлива с ним, и в этой семье совсем другая атмосфера. Отсутствует страх, и есть любовь, родство душ и взаимопонимание. Саше только семь лет, еще есть время для его развития, и еще есть надежда, что пережитые негативные моменты оставят в его жизни минимальный след.
Заключение
Как показали результаты исследования темы «Коммуникативные проблемы общения «отцов» и «детей» и способы их преодоления», проблемы в общении между людьми разных возрастных групп возникают довольно часто. Юношество и подростки стремятся быть независимыми от «взрослых», это сложный и противоречивый возраст, именно поэтому «старшие» и «младшие» не всегда находят общий язык.
В изученных теоретических источниках не было найдено конкретного определения понятию «коммуникативная проблема», но были рассмотрены родственные понятия, которые существуют в научной литературе: общение, коммуникация, коммуникативные барьеры. Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная проблема – это препятствие, возникающее в результате социального коммуникативного барьера, затрудняющее общение и связанное с эмоциональными переживаниями коммуникантов.
Были рассмотрены психологические и речевые причины возникновения коммуникативных проблем «отцов» и «детей», выявлены особенности поведения и речи представителей разновозрастных групп. На основе этих причин представлены рекомендации для эффективного общения «отцам» и «детям».
Гипотеза в ходе исследования была подтверждена полностью. Действительно, между современными «отцами» и «детьми» возникают коммуникативные проблемы, но при этом можно выявить способы для эффективного преодоления барьеров общения, обусловленных возрастом коммуникантов.
Список использованной литературы:
1. Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми [Текст] / Б.Н. Алмазов. - Свердловск: МКП, 1992. – 442 с.
2. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. - Ч.1, 2. - Екатеринбург: Урал, 2002. – 228 с.
3. Выготский Л.С. Собрания сочинений [Текст]. - Т.3. – М.: Просвещение, 1983. – 372 с.
4. Дубов Н. Беглец [Текст] / Н. Дубов. – М.: Современник, 1985. – 96 с.
5. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1984. - 128 с. - (Б-ка для родителей).
6. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания [Текст] / П.Ф. Каптерев // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. - М. : Политиздат, 1989.
7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
8. Куницына В.Н. Межличностное общение [Текст] : учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
9. Педагогика раннего возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 336 с.
10. Психология и педагогика [Текст] / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997. – 281 с.
11. Санаев П.В. Похороните меня за плинтусом [Текст] / П.В. Санаев. – М.: Издательство АСТ, 2009. – 288 с.
12. Тендряков В. Повести [Текст] / В. Тендряков. – М.: Советский писатель, 1986. – 608 с.
13. Троицкий В.Ю. Книга поколений о романе Тургенева «Отцы и дети» [Текст] / В.Ю. Троицкий. – М.: Книга, 1979. – 52 с.
14. Тургенев И.С. Отцы и дети [Текст] / И.С. Тургенев. – М.: Азбука, 2014. – 320 с.
15. Чепышева С.А. Коммуникативные барьеры в общении в системе «родитель-ребенок», «педагог-воспитанник» [Электронный источник] / С.А. Чепышева. – Вход от 02.05.2016. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/17/kommunikativnye-barery-v-obshchenii-v-sisteme-roditel-rebenok-pedagog.
16. Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления [Текст]/Ю.В. Щербинина. – М.: Флинта: Наука, 2004. 224с.
17. Шнейдер Л.Б. Семейная психология [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект, 2005. – 112 с.