История становления франкоканадской этничности

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

1.                История становления франкоканадской этничности

Современная федеративная структура Канады является продолжительным и закономерным политическим процессом. Современные границы [Д1] Канада приобретает в 1999 году с присоединением Нунавута. Таким образом Канада на данный момент включает в себя 10 провинций и три территории. Стоит отметить, что провинция и территория, как политические образования существенно отличаются по степени автономии, прежде всего, в законодательной сфере. В то время как провинции обладают собственным законодательством, корректировка которого федеральным центром возможна лишь при изменении Конституции, территории полностью подчинены федеральному закону, а значит и федеральному центру. Именно асимметричность полномочий различных субъектов федерации, а в частности, этнического Квебека, и порождает феномен этнического федерализма.

Исторический контекст, в рамках которого рассматривается современное проявление этнического федерализма в Канаде, обширен и представляет собой довольно долгий период, связанный, прежде всего,  с колонизацией североамериканского континента. В 1534 году территория, открытая Жаком Картье, становится первой официальной  французской колонией в Северной Америке, вследствие чего и получает свое название – Новая Франция[1]. Однако, характер первых поселений на данной территории был непостоянен вплоть до начала XVII в., а периодом подлинной колонизации принято считать основание в 1608 г. Квебека, как постоянной дислокации франкоязычного населения в Северной Америке.[2]  Ввиду влияния Франции во второй половине XVII в. в Европе,  укрепляется социально-экономическое и политическое положение Новой Франции.[3] С этого момента в Новой Франции  постепенно начинают складываться такие признаки нации  как общность языка, территории и культурного самосознания, что говорит о становлении франкоканадской этничности[4].

Однако в это же время, по причине нарастающей французской территориальной экспансии на континенте, нарастает и колониальное соперничество Франции и  Англии, которое приводит к открытым вооруженным столкновениям, в результате которых Англия завоевывает франкоканадские территории.[5] «Уже в первые годы английского колониального господства (1760-1764), извест­ные как “режим военной администрации”, было положено нача­ло характерной для всего последующего колониального периода политической системы, основанной на комбинации социального и политического неравноправия с национальным угнетением»[6]. Принцип дифференциации двух этнических общностей, а в последствии и двух наций, был закреплен административным делением Канады на Верхнюю и Нижнюю Канады. Период с момента заключения Парижского договора (1763 г.) до создания Конфедерации (1867 г.) можно охарактеризовать как этап относительно стабильных позиций французского языка в Канаде. На протяжении чуть более ста лет французскому языку удавалось в большей или меньшей степени удерживать позиции в судебной, административной и законодательной сферах.[7]

Однако принятый в 1840 году «Юнион –акт» фактически уничтожает сложившуюся автономию франкоканадского сообщества, закрепляя доминирующий статус английского языка на всей территории государства. Это событие характеризуется как  «лишение французской Канады возможности сохранить свою самобытную культу­ру и национальные традиции».[8] Именно на данный период времени приходится формирование партийной системы в Канаде ввиду появления консервативной партии как реакции на принятие «Юнион – акта». Данная политическая партия добивается принятия демократической конституции, закрепляющей конфедеративный строй канадского государства.  В результате «Акта о Британской Северной Америке»  1867 года «фран­коязычный Квебек стал как бы государством в государстве»[9], в котором действовало автономное правительство.

С 1867 по 1896 г. у власти в Квебеке попеременно находи­лись две партии: консервативная и либеральная[10]. Обе они были тесно связаны с аналогичными федеральными партиями и в целом не отражали национальных интересов франкоканадского народа. Однако политика террора со стороны англоговорящих властей по отношению к французскому языку не исчезла. На тот момент она проявляется в запрете обучения на притесняемых языках для не-этнических территорий, а также ограничении занятия должностей для носителей дискриминируемых языков.[11]

Обострилась данная проблема в 60-х г. XX в. на фоне экономического подъема Квебека.[12] Так, по свидетельству современников, в кон­це 1950-х годов “канадские рабочие французского происхожде­ния испытывают гораздо большую эксплуатацию, нежели рабо­чие, говорящие на английском языке. Зарплата франкоканад­ских рабочих значительно ниже и условия их труда хуже, чем у рабочих английского происхождения”[13]. Однако вопрос о дискриминации на тот момент не обрел должного веса в политике Квебека и Канады в целом: с 30-х по 1959 г. режим Мориса Дюплесси, ориентировавшийся на интересы буржуазной элиты англоговорящего сообщества Канады и США, существенно  тормозил развитие автономии Квебека, а также его социально-экономическое развитие[14].

Таким образом, с середины XVIII в. франкоканадское меньшинство постоянно подвергалось лингвистической дискриминации, что в свою очередь оказало влияние на рост сепаратистских умонастроений в Канаде в конце XX в., которые  существенно повлияли на эволюцию федерализма и партийной системы Квебека.  Стоит отметить, что в этот период также закладываются основы общенациональной партийной системы: на федеральной политической арене возникают две крупные партии – консервативная и либеральная, которые и определяют политический строй Канады.

2.                Эволюция общенациональной партийной системы

В современном академическом сообществе принято делить историю становления партийной системы в Канаде на 3 этапа: двухпартийная (сер. XIX в. – 1922 г.), трехпартийная (1922 – 1993) и многопартийная (1993 – по настоящее время).

Период двухпартийности описан в предыдущем параграфе, и представляет собой противоборство Либеральной Партии Канады и консервативной Партии Канады. Специфика данного периода в том, что политический процесс в Канаде того времени являлся по существу «калькой»  политического процесса Великобритании, под патронажем которой Канада и находилась. «Это был период «классической» двухпартийной систе­мы, когда основная масса голосов избирате­лей, равно как и мест в парламенте, распре­делялась между либералами и консерватора­ми, а третьи партии набирали в совокупности не более 10 % голосов». [15]

Выборы 1922г. в корне изменили расстановку партийных сил на национальной арене: помимо Либеральной и Консервативной партий  весомое место в Парламенте тогда заняла Прогрессивная партия (1921-1948)[16]. Однако уже к 1930 году Прогрессивная партия перестала играть роль «противовеса» Либеральной и Консервативной партии, всего за 9 лет потеряв 55 кресел в Парламенте (с 58 в 1922 году до 3 в 1930 году). Тем самым, Прогрессивную Партию можно считать скорее предпосылкой к образованию трехпартийной системы, чем ее непосредственным проявлением. Особое влияние на партийную систему второго периода оказала Великая депрессия. На основе роста социалистических идей в 1933 году возникает Федерация Кооперативного Содружества, впоследствии преобразованная в Новую Демократическую партию[17]. Хотя на первоначальном этапе данная партия не имела особой силы в верхней палате Парламента, она имела большое влияние в Палате общин, тем самым упрочив свою значимость на политическом пространстве. Этот период характеризовался преобразованием Федерации кооперативного Содружества в Новую Демократическую партию.[18] С 60-х годов по 1993 г. Новая Демократическая Партия стабильно имела в Парламенте 15-17% мест, тем самым упрочивая развитие трехпартийной системы в Канаде на федеральном уровне.[19] «Самых значительных успехов со времени своего создания НДП добилась на провинциальном уровне, образуя правительства в ряде канадских провинций, в том числе в Саскачеване, Манитобе, Британской Колумбии и Онтарио, а также в территории Юкон. На федеральном уровне НДП никогда не образовывала правительство, но имела значительное влияние в периоды правящего меньшинства».[20] Так, идеологический спектр представительства в государстве расширился, а политический процесс в Канаде все больше становился самостоятельным и уникальным.

В 1993 году партийный дизайн Канады снова меняется ввиду выхода на национальную арену таких региональных партий как Квебекский блок и Партия реформ (региональная партия Альберты и Британской Колумбии, позже переименованная в Канадский Альянс, существовавшая до 2003 г., а позже слившаяся с Консервативной партией Канады). В то же время Квебекский блок становится реальной оппозицией федеральным партиям: не имея представительства в Правительстве, тем не менее партия имела существенное влияние в Парламенте. Это событие ознаменовало переход к третьему этапу эволюции партийной системы – многопартийности. Особенно знаменательным является появление на национальном уровне Квебекского блока: данная партия не только региональная, но и этническая, что существенно влияет на национальный политический курс в целом. О.И. Зазнаев отмечает, что: «Именно тогда на канадской федеральной «сцене» разворачивается основная политическая борьба, а, значит, сохраняются условия для поддержания национальной идентичности».[21]

Так, в результате длительной эволюции в Канаде складывается многопартийная система. Стоит отметить, что в настоящее время развитие этой тенденции продолжается. Многопартийная система в Канаде на данный момент не только отражает разнообразие идеологических предпочтений граждан, но и включает в федеральную повестку вопрос об особенном статусе этнического меньшинства в Канаде – франкоканадского населения, дислокацией которого в большей степени является Квебек.

3.    Политические процессы в Квебеке: проблема сепаратизма

В начале данной главы подробно рассматриваются аспекты, повлиявшие на развитие квебекского самосознания, которое неоспоримо повлияло на развитие сепаратизма в данном регионе. Для начала стоит рассмотреть соотношение между двумя доминирующими этническими группами в Канаде. Согласно переписи 2006 г. население Канады представлено 32% канадцев, 21% англичан и 15,8 % французов.[22] Однако релевантность такого подсчета довольно спорная. Например, О.И. Зазнаев отмечает, что «на вопрос «Считаете ли Вы себя в первую очередь канадцем или гражданином своей провинции?» в ряде провинций были получены весьма примечательные результаты: почти половина жителей Квебека (49%) считает себя квебекцами, а не канадцами».[23] Ввиду этого стоит рассмотреть также лингвистическое распределение внутри Канады: 56,9 % населения – англофоны, 21,3% - франкофоны, а 16,1% - двуязычное население (французский и английский).[24] Эти статистические данные, в отличие от данных по этничности, иллюстрируют больший количественный перевес в сторону англоговорящего населения. Именно это и акцентирует внимание на положении франкоканадцев в лингвистическом плане. Тем не менее в Квебеке франкофоны составляют абсолютное доминирующее большинство: по переписи населения 2011 года родным языком французский является для 78% населения, а 81% населения им владеет.[25] Тем самым Квебек является по существу практически мононациональным регионом внутри полилингвистического и полиэтнического государства.

Первым «шагом» Квебеского сепаратизма стало признание в начале 60-х г. XX в. равенства статуса французского и английского языков на национальном уровне.[26] Борьба с лингвистической дискриминацией постепенно начинает приобретать политический статус. В 1968 году была создана Квебекская партия, целью которой являлось признание автономии Квебека.[27] Именно этой партией были организованы два референдума по вопросу политической независимости Квебека в 1980 и 1995 годах.[28] В 1980 году 60% квебекцев высказались против сецессии, однако, сам факт подобного рода референдума существенно изменил политическую повестку того времени и последующий политический курс канадского правительства.

В 1987 году канадскими властями было принято Соглашение Мич-Лейка, которое официально признавало Квебек «специфическим сообществом».[29] Данное соглашение существенно снижало степень влияния федеральной власти на Квебек и закрепляло принципы асимметрии канадского федерализма.

Шарлоттаунское соглашение 1992 г. не только еще раз закрепило позиции Квебека, но и изменило распределение компетенций между федеральным центром и Квебеком, что стало еще одним шагом к его автономии.[30]Однако данные меры по-прежнему расценивались Квебеком как несущественные.

В 1995 год Квебекская партии инициировала второй референдум по вопросу сецессии: в этот раз за отделение высказалось уже 49,4% квебекцев.[31] Однако ставка федерального правительства «на постепенную трансформацию резерваций в самоуправляемые территории при закреплении за ними освобождения от обязательств, налагаемых общенациональным законодательством»[32], возымела свое влияние, и история подобного рода референдумов была закончена. «К концу XX – начала XXI в. острота политического противостояния между федеральной властью и квебекскими сепаратистами снизилась, что во многом объясняется ослаблением влияния сепаратистов как следствие в целом успешного политического маневрирования федерального центра»[33]. Однако, проблема Квебекского сепаратизма на данный момент все еще имеет особое значение в политической повестке, а конфликт между Квебеком и федеральным центром заканчивается только в 2011 году[34].  Этот конфликт особенно влияет как на партийную систему Квебека, так и на общенациональную партийную систему в целом, обуславливая их фрагментированность, волатильность и национализацию политических партий.

4.    Партийные системы Канады и Квебека в контексте этнического федерализма

В соответствии с избирательным законодательством, полномочия Парламента Канады осуществляются на протяжении пяти лет. Как и во многих федерациях парламент двухпалатный: Палата Представителей (избираемая посредством всеобщих выборов) и Сенат (территориальное представительство). В данной работе, внимание акцентируется на Палате Представителей, поэтому стоит рассмотреть ее более подробно. Выборы в данный представительный орган проходят по мажоритарной системе: чаще всего представители той или иной партии должны собрать определенное количество подписей для регистрации, а далее проходят выборы по системе относительного большинства, где и определяется победитель.[35]

В федеральном Парламенте Канады в период с 2004 по 2015 год представлены 4 партии: Либеральная партия, Консервативная партия, Квебекский блок и Новая демократическая Партия (в период с 2000 по 2004 г. также присутствовала партия Канадский Альянс). Их динамика представлена в Таблице (1)[36]:

Таблица 1. Распределение мест в Палате Представителей Канады с 2000 по 2015 г.

Период

Распределение мест в Парламенте

(% мест/количество мест)

Правительство

Примечание

Либеральная партия

Консервативная партия

НДП

Квебекский блок

Прогрессивные консерваторы

2000-2004

57,14/ 172

21,93/ 78

4,32/13

12,62/ 38

3,99/12

Либеральная партия. Джин Хретин

2004-2006

43,83/135

32,14/99

6,17/19

17,53/33

-

Либеральная партия. Пол Мартин

Правительство меньшинства

2006-2008

33,44/103

40,26/124

9,4/29

16,56/51

-

Консервативная Партия. Стивен Харпер

Правительство меньшинства

2008-2011

25/77

46,43/143

12,01/30

15,91/49

Консервативная Партия. Стивен Харпер

Правительство меньшинства

2011-2015

11/34

54/166

33/103

1/4

Консервативная Партия. Стивен Харпер

2015 – н.в.

54/184

29/99

13/44

3/10

-

Либеральная партия. Джастин Трюдо

Правительство меньшинства

Исходя из данных таблицы, можно заметить, что довольно прочные позиции большинства за данный период в кабинете министров были только у Либеральной партии в 2000-2004 годах, а также у Консервативной партии с 2006 по 2015 г., что говорит о фрагментированности правительства как такового. Создание коалиционных правительств в Канаде не предусмотрено, и, по крайней мере в последнее время, не практикуется, из чего следует, что Правительство формируется по Вестминстерской системе, и входят в него представители лишь победившей партии.

Из вышеперечисленных партий все, кроме Квебекского блока, общенациональные. Квебекский блок, в данном случае можно по праву считать этнической партией, так как ее программа утверждает, что франкофонная  культура не оценена по достоинству в канадской политике, принимая во внимание очевидное большинство англоканадцев, а целью партии выступает поддержание ассиметричного федерализма в государстве с поддержанием особого статуса автономии Квебека. Однако стоит отметить тот факт, что  с парламентских выборов 2004 года места в федеральном Парламенте, представленные данной партией существенно сократились. Особенно заметен был данный скачок на выборах в 2011 году, когда численность представителей Квебекской партии снизилась с 49 человек до четырех. Патрик Форнир связывает данный феномен с понижением уровня электорального менеджмента внутри самого Квебекского блока.[37]

Рисунок 1. Динамика мест Квебекского блока в Парламенте Канады с 2000 по 2015 г.

 На данный момент, численность данной партии в Парламенте Канады составляет 10 депутатов. Данный факт говорит о том, что обладая коалиционным потенциалом в 308-местном Парламенте Канады при среднем количестве представителей более пятидесяти в период с 2004 по 2011 год, данная партия его лишилась в результате последних двух выборах. В целом, вышесказанное свидетельствует в пользу того, что в канадской партийной системе преобладают общенациональные партии, что заметно влияет на показатели стабильности данного государства. Дело в том, что ввиду сокращения представительства Квебекского блока в федеральном Парламенте интенсивность этнического конфликта, прежде находившая свое проявление именно в Парламенте между федеральным правительством и Квебекским блоком фактически была сведена к нулю.[38] Так, на данный момент можно заявить об отсутствии противостояния между франкофонным и англоязычным населением Канады. Показатели партийной системы представлены в Таблице 2:

Таблица 2. Показатели федеральной партийной системы Канады

Год

% региональных партий в Парламенте

Фрагментированность

Средняя национализация

Волатильность

2000

12,62

2,542

1,54

0,274

2004

17,53

3,012

0,93

0,384

2006

16,56

3,371

1,19

0,114

2008

15,91

3,18

1,23

0,0899

2011

6,1

3,362

1,07

0,289

2015

4,66

3,357

1,007

0,417

Стоит отметить, что фрагментированность партийной системы Канады растет, что обусловлено возникновением новых политических партий, таких как Партия Зеленых и Реформаторская партия, а также перераспределением мест между двумя доминирующими партиями, где степень доминантности  правящей Консервативной партии сократилась и в 2015 году перешла к Либеральной партии.  Такая же тенденция характерна и для показателей волатильности. Также, ввиду ослабления Квебекского блока существенно возрастает национализация общенациональных партий.

Сепаратистские тенденции в Квебеке сыграли основополагающую роль в формировании партийной системы региона. Порядок избрания Квебекского Парламента аналогичен федеральному. До 2012 года в парламенте территории было представлено три партии - «Либеральная партия Канады», этническая партия «Демократическое действие Квебека» и этническая «Партия Квебека», причем две последние выступают категорически за автономию Квебека.

 Распределение сил в Парламенте, а также формирование Правительства представлено в Таблице 3:[39]

Таблица 3. Распределение мест в легислатуре Квебека с 2000 по 2015 г.

Период

Распределение мест в Парламенте (доля мест/ количество мест)

Лидер правительства

/Партия

Либеральная партия Канады

Партия Квебекцев

Квебекская солидарность

Демократическое действие Квебека

Коалиция за будущее Квебека

Национальная Опция

1998-2003

38,4/ 48

60,8/ 76

0

0,8/ 1

0

0

Люсьен Бунчард, Бернард Ландрай/ Партия квебекцев

2003-2007

60,8 /76

36/45

0

3,2 /4

0

0

Джин Чарест/ Либеральная партия

2007- 2008

38,4/ 48

28,8/ 36

0

32,8/ 41

0

0

Джин Чарест/ Либеральная партия

2008-2012

52,8/ 66

40,8/ 51

0,8/ 1

5,6/ 7

0

0

Паулина Мариос/ Партия квебекцев

2012-2014

40/ 50

43,2/ 54

1,6/ 2

0

15,2/ 19

0,8/ 1

Паулина Мариос/ Партия квебекцев

2014 – н.в.

56/ 70

24/ 30

2,4/ 3

0

17,6/ 22

0

Филипп Койлард/ Либеральная партия

 Основываясь на представленных данных, можно сделать вывод о том, что правительство в Квебеке поочередно формировалось то общенациональной Либеральной партией, то региональной и этнической Партией Квебекцев, входящей в Квебекский блок. Это говорит о неустойчивой позиции партии, являющейся доминирующей в Квебекском блоке, на самой политической арене Квебека.

Однако после выборов в 2012 году доля этнических региональных партий в парламенте заметно возросла за счет получения мест в Парламенте такими партиями как коалиция «Будущее Квебека», «Национальная Опция» и «Квебекская солидарность». При этом, партии «Национальная Опция» и «Квебекская солидарность» выступают за крайнюю форму автономии Квебека – приобретение им суверенитета, а значит, они более радикальные чем ранее представленные партии. По моему мнению, появление новых региональных партий связано с крахом Квебекского блока на общенациональной арене, ввиду чего его представительство было «поставлено под вопрос». В целом, изучаемые показатели для партийной системы Квебека представлены следующим образом в Таблице 4:

Таблица 4. Показатели партийной системы Квебека с 2000 по 2015 г.

Год

Региональные партии в региональной легислатуре (доля/места)

Фрагментированность

Волатильность

2003

51,4/49

1,93

0,5

 

2007

59,19/77

1,999

0,5

 

2008

55,32/59

2,92

0,504

 

2012

65,03/65

2,23

0,496

 

2014

56,06/55

2,7

0,5

 

Стоит отметить, что при практически постоянном уровне волатильности партийной системы, фрагментированность партийной системы Квебека заметно растет. Это связано, прежде всего, с появлением новых политических партий на региональной арене, причем партий этнических. Однако данный факт влияет на долю представительства региональных партий не систематизировано, а значит нельзя утверждать, что появление новых этнических партий ослабляет позиции партий национальных в легислатуре Квебека. Единственный случай, когда расстановка сил существенно изменилась – легислатура периода 2012-2014 годов. На мой взгляд, это было вызвано «провалом» Квебекского блока на общенациональных выборах.

Исходя из анализа партийной системы, можно сделать следующие выводы:

1)    Фрагментированность партийной системы, как в Квебеке так и в Канаде растет, что на фоне снижения интенсивности этнического конфликта говорит в пользу гипотезы о благотворном влиянии высокой степени фрагментированности на этническую стабильность.

2)    Рост доли общенациональных партий в этих легислатурах и национализации политических партий в контексте снижения межэтнических противоречий также подтверждает гипотезу о влиянии данных переменных на этническую стабильность.



[1]Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем: очерки истории Квебека, XVII-XX века. М.: Наука, 2006.  С.14.

[2] Акимов Ю.Г. Очерки ранней истории Канады. СПб.: ВИРД, 1999. С. 32

[3] Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем: очерки истории Квебека, XVII-XX века. М.: Наука, 2006. С. 27

[4] Райерсон С. Формирование двух наций в Канаде в течение XVIII-XX веков // Вопросы истории. 1964. № 12. С. 156-159.

[5] Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем: очерки истории Квебека, XVII-XX века. М: Наука, 2006. С. 34

[6] Тишков В.А.Освободительное движение в колониальной Канаде. //М.: Наука, 1978. С. 30-33

[7] Куралесина Е. Н. Эволюция языковых политик Франции и Канады в сравнительно-историческом аспекте// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №127,2011. С.147

[8] Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем : очерки истории Квебека, XVII-XX века. М.: Наука, 2006. С.56

[9] Там же. С.64-65

[10] Там же. С.72-73

[11] Е. Н. Куралесина. Эволюция языковых политик Франции и Канады в сравнительно-историческом аспекте// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №127,2011. С.148

[12] Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем : очерки истории Квебека, XVII-XX века. М.: Наука, 2006. С.91

[13] Дьюхерст А. “Сотрудничество классов” и проблемы канадского рабоче­го движения // Новые формы эксплуатации и рабочее движение. М., 1960. С. 190.

[14] Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем: очерки истории Квебека, XVII-XX века. М.: Наука, 2006. С.102-107

[15] Василенко М.В. Современная партийная система Канады//Вестник ВГУ, №8,2003. С.43

[16] Там же. С.43

[17] Там же. С.43

[18] Треглазова В.Е. Развитие партийной системы Канады//Международный научно-исследовательский журнал, №9 (40), 2015. С. 113

[19] Василенко М.В. Современная партийная система Канады//Вестник ВГУ, №8,2003. С.43

[20] Новая Демократическая Партия// Википедия. Электронная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F

[21] Зазнаев О.И. Канадская национальная идентичность: проблемы формирования//Ученые записки Казанского университета №1,2013. С. 228.

[22] Statistics Canada/ 2006 Census: The Evolving Linguistic Portrait, 2006 Census: Highlight [Электронный ресурс] URL: http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2006/as-sa/97-555/p1-eng.cfm (дата обращения: 13.02.2016)

[23] Зазнаев О.И. Канадская национальная идентичность: проблемы формирования//Ученые записки Казанского университета №1,2013 г. С. 229.

[24] Statistics Canada/ 2006 Census: The Evolving Linguistic Portrait, 2006 Census: Highlight [Электронный ресурс] URL: http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2006/as-sa/97-555/p1-eng.cfm (дата обращения: 13.02.2016)

[25] Statistics Canada/ 2011 Census: The Evolving Linguistic Portrait, 2011 Census: Highlight [Электронный ресурс] URL: http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2011/as-sa/97-555/p1-eng.cfm

[26] Е. Н. Куралесина. Эволюция языковых политик Франции и Канады в сравнительно-историческом аспекте// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №127,2011. С. 149

[27] The Canadian encyclopedia. Bloc Quebecois//[Электронный ресурс] URL: http://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/bloc-quebecois/ (дата обращения 13.02.2016)

[28] Ившина И. Н. Проблемы асимметрии канадского федерализма/И. Н. Ившина // Вестник ВятГГУ, № 14, 2006. С.67

[29] Юдин В.И. Коренное население Канады: примирение, ассимиляция и сохранение культурной самобытности, С.8.

[30] Там же. С.9.

[31] Ившина И. Н. Проблемы асимметрии канадского федерализма/И. Н. Ившина // Вестник ВятГГУ,№14, 2006. С.69

[32] Юдин В.И. Коренное население Канады: примирение, ассимиляция и сохранение культурной самобытности, С.10.

[33] Козорез Т.В. Историография о проблеме Квебекского сепаратизма//Вопросы истории, международных отношений и документоведения: Сборник материалов XI Международной молодежной научной конференции (Томск, 08–10 апреля 2015 г.) Выпуск 11 Т. 1, -  С.461

[34] Conflict Barometer Data Base 2011// //[Электронный ресурс] URL: http://www.hiik.de/en/konfliktbarometer/pdf/ConflictBarometer_2011.pdf (дата обращения: 13.02.2016)

[35] House of Commons of Canada//[Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/House_of_Commons_of_Canada

[36]List of Prime Ministers of Canada://[Электронный ресурс] URL: en.wikipedia.org/wiki/List_of_Prime_Ministers_of_Canada  (дата обращения 18.02.16)

[37] P. Fournier. Riding the Orange Wave: Leadership, Values, Issues, and the 2011 Canadian Election// [Электронный ресурс] http://patrick-fournier.com/d/fournier2013.pdf (дата обращения 13.02.2016). С. 30

[38] Conflict Barometer Data Base 2011// //[Электронный ресурс] URL: http://www.hiik.de/en/konfliktbarometer/pdf/ConflictBarometer_2011.pdf (дата обращения: 13.02.2016)

[39]List of premiers of Quebec// [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_premiers_of_Quebec (дата обращения 18.02.16)


 [Д1]Админ-террит структуру

Информация о файле
Название файла История становления франкоканадской этничности от пользователя rajig
Дата добавления 5.5.2020, 18:21
Дата обновления 5.5.2020, 18:21
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 69.5 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 265
Скачиваний 110
Оценить файл