Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ)
Факультет психологии
Кафедра общей и педагогической психологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ
Завальная Дарья Сергеевна
Руководитель
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии
Е.Ю. Ливенцова
подпись
« »__________ 2016 г.
Студент группы № 20510
Д.С. Завальная
подпись
Томск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Понятие творческого потенциала. 6
Глава 2. Технологии развития творческого потенциала. 9
2.1. Содержательная характеристика технологии. 9
2.2. Особенности подросткового возраста. 11
Глава 3. Примеры технологий развития творческого потенциала. 12
Заключение. 14
Список литературы: 15
Введение
Развитие творческого потенциала детей и подростков – это новая проблема для педагогики и психологии в рамках современного общества, а особенно для России.
В прошлом в нашей стране в связи с долгим правлением одной партии и идеализацией тоталитарного режима, дети воспитывались исполнителями, людьми, подчиненными системе, мыслящими так, как того хотело государство. В течение почти целого века советским правительством целенаправленно осуществлялась реализация задач, направленных на воспитание дисциплинированной личности, начиная с самого раннего детства. Последствиями этой политики стали целые поколения молодёжи, имеющей слабо развитую эмоционально-волевую сферу, низкий уровень притязаний и интеллекта, бедность воображения и отсутствие творческих способностей.
В условиях кризиса 90-х годов и перехода к рыночной экономике молодёжь была не способна мобильно действовать в новой обстановке, из-за трудных социально-экономических условиях жизни произошёл всплеск негативных явлений, такие как наркомания, алкоголизм и другие.
Российское правительство пересмотрело ранее существовавшие жизненные цели и задачи формирования образа жизни нации, поставило перед обществом новую задачу, связанную с необходимостью развития творческого потенциала личности молодёжи и детей уже с ранних лет жизни, так как молодёжь и дети – будущее страны.
В соответствии Федеральным законом «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» государственная поддержка творческой деятельности молодежи является одним из основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации, так как в современном динамичном мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляются высокие требования. Специалисту необходимо обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения нетрадиционных задач.
Так же развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в готовности использовать новые перспективы, предоставляемые постоянно меняющейся жизнью, выдвижении уникальных и нестандартных идей и удовлетворении потребности к самореализации.
За последнее десятилетие появился ряд работ, исследующих проблемы развития творческого потенциала обучающихся в современных условиях: психологические основы процесса развития творческого потенциала (Е.Л. Яковлева); формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования с позиции философии (П.Ф. Кравчук) и в аспекте готовности к формированию творческого потенциала учащихся (Л.К. Веретенникова, А.И. Санникова).
Несмотря на то, что с каждым годом появляется всё больше и больше статей, посвященных развитию творческого потенциала, отсутствует систематическое изучение данной проблемы, так как она стала активно исследоваться относительное недавно, около десятилетия назад в связи с современными социально-экономическими реформами российского общества, упомянутыми выше.
Практический интерес нашего исследования представляет собой изучение мотивации творческой деятельности, методов, технологий и площадок развития творческих способностей подростков. В то время как актуальность поднимаемой нами проблемы основывается на том, что она при всей её важности остается практически неизученной в том, что касается новых методов работы и объема проводимых мероприятий. Данной проблеме не уделяется достаточного внимания, что определяет теоретическую значимость настоящей исследовательской работы.
Целью данной работы является исследование существующих технологий развития творческого потенциала подростков.
Задачи:
1) Изучить понятие творческий потенциал.
2) Исследовать психологическую, педагогическую и социальную литературу по теме развития творческого потенциала.
3) Разделить термины «технология», «метод» и «способ»
4) Исследовать психологические особенности подростков
5) Изучить на конкретных примерах проектов и мероприятий понятие технологии
Объект исследования: творческий потенциал человека.
Предмет исследования: технологии развития творческого потенциала подростков.
Методы:
Анализ документов
Теоретический анализ научной литературы
Интерпретация результатов других исследований
Структура исследования: Курсовая работа включает в себя введение, 3 главы и 2 подпункта в одной из них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.
Глава 1. Понятие творческого потенциала
Прежде всего, для того, чтобы исследовать технологии, влияющие на развитие творческого потенциала, необходимо определиться с тем, что мы имеем в виду, когда используем само понятие «творческий потенциал».
Справедливо отметить, что понятие «творческий потенциал» может использоваться в контексте не только одной сферы жизни человека. Изучением данного явления занимались ученые в самых различных областях науки, начиная с 60 годов XX века. Тогда термин рассматривался в рамках философских и психологических наук. А в педагогике изучение творческого потенциала началось только в 80-х гг.
Достаточно трудно дать одно определение такому понятию, как творческий потенциал. У него нет однозначного толкования, и оно имеет свою интерпретацию в зависимости от подхода, в рамках которого изучается.
Так,
например, с взгляда развивающего подхода
исследователи определяют творческий потенциал как «совокупность реальных
возможностей, умение и навыков, определенный уровень их развития» (О.С.
Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.). В то же время в рамках
деятельностно-организационного подхода осуществляется рассмотрение данного
феномена как «качества, характеризующего меру возможностей личности
осуществлять деятельность творческого характера» (И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак)
В рамках интегративного подхода исследователи
определяют творческий потенциал как «дар, имеющийся у каждого, как
интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным
образованием, которое выражает отношение человека к творчеству (позиции,
установку, направленность)» (А.М. Матюшкин)
Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как «сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности». А Л. А. Даринская в свою очередь описывает творческий потенциал как «сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности».
На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на данный момент не существует общего мнения в вопросе содержания понятия творческого потенциала. Однако большинство исследователей этой проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает каждый человек без исключений.
Мы же в качестве рабочего определения будем использовать определение в более узком смысле. Творческий потенциал – это та энергия, которая может способствовать развитию природных творческих способностей, личностных качеств и свойств человека, и привести к всестороннему воплощению личностью своих возможностей.
Очень часто в условиях современного общества мы сталкиваемся с тем, что большинство людей путают такие понятия как задатки, способности, талант, одаренность, гениальность, креативность, склонность и творческий потенциал, считая, что все эти термины являются синонимами и употребляют их в своей речи, не задумываясь над настоящим значением. Но это мнение ошибочно. Каждое определение отличается друг от друга в том или ином роде.
Начнём с одного из самых главных определений. Так Б.М. Теплов считал, что «задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей». То есть задатки здесь являются самым первым, начальным уровнем формирования творческого потенциала, который в свою очередь состоит из множества компонентов. Следующим же этапом развития задатков служат способности.
А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение способности: «Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся». Если сравнивать способности и задатки, то легко можно придти к выводу, что если задатки - это врожденные физиологические особенности человека, то способности - это особенности на психологическом уровне. Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в той или иной деятельности, а не уже развитые навыки у умения. Способности не могут существовать сами по себе, они существуют только в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем потеряется. Помимо способностей существует ещё несколько терминов, которые путают между собой. Это "талант" и "одаренность". Есть множество различных точек зрения на то, можно ли считать термины «талант» и «одаренность» синонимами.
Термин «одаренность» появился лишь в начале XX века. Так как до этого использовалось «талант», возникла необходимость выяснения сходств и различий между понятиями. Есть ученые, которые считают талант реализованной одаренностью, а одаренность лишь природной предпосылкой таланта. Например, А.В. Либин, который говорил о том, что «все люди от природы одарённые, но талантливы только обладающие специальными способностями и сумевшие их реализовать». Но существует и обратная точка зрения, которая утверждает, что «одаренность» и «талант» на самом деле синонимы, обозначающие совокупность способностей, развивающихся в процессе жизни человека.
Мы будем придерживаться версии о том, что понятия «талант» и «одаренность» различаются по значению. Когда говорим о способности - подчеркиваем возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, одарённости, указываем на прирожденный характер данного качества человека. Итак, если одаренность – это врожденные, генетически заложенные качества человека к проявлению каких-либо способностей; то талант – это те же самые качества, но лишь с тем различием, что человек уже проявил их в течение жизни. В данном случаем считать синонимами можно "задатки" и "одаренность".
И последним высшим уровнем развития таланта, создающим возможность достижения в какой-либо сфере принято считать гениальность. Одна из особенностей гениальности – это оригинальность. Мы называем те творения гениальными, которые отличаются уникальностью, индивидуальностью, новизной и свежим взглядом. Гений – человек, который может сделать иначе и лучше, чем его современники, но это не всегда воспринимается положительно, так как это исключение, а исключений общество боится и пытается искоренить. Отличие гениальности от таланта состоит в том, что проявления гениальности более бессознательные, внезапные, не контролируемые, спонтанные и непредсказуемые.
Оценка гениальности зависит от внешних факторов, от его её восприятия окружающим обществом. Открытия обычно происходят случайно. Значительную роль играет эпоха, в которой живёт человек и глубина знаний человечества в изучаемой области. Поэтому гениальность не является физическим или психологическим фактором, её невозможно измерить, так как она зависит в основном от социальных факторов.
Анализируя всё вышеперечисленное, я выбрала понятие творческого потенциала, потому что оно гораздо шире, чем другие термины, связанные с творчеством и зависит не только одного лишь физиологического или психологического фактора, а совокупности их обоих.
Глава 2. Технологии развития творческого потенциала
2.1. Содержательная характеристика технологии
В условиях развития современного общества всё чаще и чаще можно услышать о повсеместном использовании понятия «технология». Но не каждый человек понимает настоящее значение этого слова и не различает его с терминами «способ», «метод» и т.д.
Понятие технологии гораздо шире, чем многие считают. Технология – это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, так как способ, в свою очередь, – это действие или система действий, применяемые при исполнении какой-либо работы, осуществлении чего-нибудь. А метод — это систематизированная совокупность действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. Одно понятие вытекает из другого. Образуется своеобразная последовательность: «способ-метод-технология».
Для того чтобы не путаться в терминах, необходимо разобраться чем технология отличается от других форм работы. Существует ряд признаков. Одна из таких особенностей технологии – это степень детализации. Если метод можно считать направлением работы, так называемой «картой», то технология – это подробный маршрут, благодаря которому можно прогнозировать скорость работы, её эффективность. Так же существует разница в содержании. Технология включает в себя четкую последовательность правил, в отличие от методики, которая содержит лишь идеологию, основную идею. Рассмотрим ещё одно из самых значимых отличий. Технология направлена на прогнозирование конечного результата и путей его достижения. Все методы, применяемые в рамках одной технологии, направлены на общую цель – получение продукции. Результаты осуществления технологии можно угадать, а планировать итоги методики практически невозможно.
Все существующие на данный момент технологии можно разделить на два основных вида: промышленные и социальные.
Основное отличие между ними состоит в том, что промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных процессов и операций. Замена одного процесса другим или изменение порядка процессов влечет изменение результата. Социальные технологии более гибки и приспосабливаются к любым обстоятельствам.
Социальные технологии более сложны по разработке и осуществлению. Можно сказать, что социальные технологии - это технологии более высокого уровня организации. Если промышленные технологии представляют собой цепочки точно подобранных процессов, то социальные технологии - это специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности мероприятий, направленных на достижение одной цели.
В число социальных технологий входят образовательные, педагогические, а так же технологии научения. Все они имеют свою специфику и могут использоваться для составления программ по развитию творческого потенциала. Для того чтобы понимать каким образом мы будем действовать при создании подобных программ нужно понять структуру, которую можно использовать как основу для разработки необходимой технологии. Вначале следует провести предварительную диагностику уровня развития творческого потенциала, чтобы выстроить образовательную траекторию и направление работы, затем необходимо подготовить мотивационный блок, позволяющий заинтересовать целевую группу в процессе обучения. Следующим этапом является сама организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности и её последующей реализации. Ряд отечественных авторов выделили факторы, способствующие развитию творческого потенциала:
1) Широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми
2) Взрослое окружение, выступающее как образец для подражания
3) Демократический стиль взаимоотношений между родителями и детьми
4) Разрешение ребенку эмоционального самовыражения
5) Активная, деятельная позиция взрослых
6) Ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду
7) Приобщение к творчеству через посещение различных кружков
8) Приобщение к радости познания через собственный опыт, путешествия
9) Положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка
Завершающим пунктом структуры можно считать контроль качества выполнения творческой деятельности. Объективный и рефлексивный анализ эффективности проделанной работы. Выявление проблем и путей дальнейшего их разрешения.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что технология - это более новое и широкое понятие, включающее в себя и способы и методы работы, необходимые для развития творческого потенциала человека.
2.2. Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это дети 12-15 (11-17) лет, у которых в этом возрасте возникают новые особенности. В подростковом возрасте, как правило, особенно актуальной становится потребность в самовыражении и познании себя, своих возможностей и особенностей, сходств с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость.
Этот период жизни считается «трудным» возрастом, кризисом личностного развития подростка. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя, свои способности и возможности; пытается занять своё место в обществе сверстников, очень часто игнорируя мнения родителей и учителей. В характере подростка нет ничего устойчивого и неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые мнения, желания и поступки. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.
В то же время происходит поиск нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей.
Особо значимо развитие творческого потенциала человека в период социализации и становления личности, а именно в подростковом возрасте, так как именно на этом этапе закладываются основы морали и нравственности. В то же время у подростков развивается воображение, появляется импульс к творчеству, они получают настоящее удовольствие от самого процесса фантазирования.
Определяющим фактором развития личности подростка является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение хороших отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя. Процесс обучения подростков заметно осложняется тем, что учащиеся данной возрастной группы отказываются действовать по заранее определенному шаблону, придерживаться намеченного алгоритма. Здесь необходим поиск нестандартного решения задачи, возможно методом проблемного обучения. Как известно, подростки стремятся к самовыражению, поэтому очень важно направить их деятельность в нужное русло, погрузив в увлекательный творческий процесс.
В этом возрасте необходимо предлагать детям широкий спектр возможностей для реализации своих возможностей, новые формы работы, новые технологии, которые позволят им выразить себя, понять чего они хотят от своего будущего и развить свой, возможно ещё скрытый, скрытый творческий потенциал.
Мы выбрали именно подростковый возраст, так как в этот период жизни человека невероятно актуальным становится творческое самовыражение как способ познать себя и определиться с тем, чем хочется заниматься в жизни, что очень важно для нестабильного и изменчивого мировоззрения подростков.
Глава 3. Примеры технологий развития творческого потенциала
Чтобы понять, как технологии внедряются в развитие творческого потенциала личности, приведем несколько примеров реально существующих проектов, направленных на развитие творческого потенциала
Один из проектов, работающих в нужном нам направлении, осуществляется с 2004 года в формате полевого образовательного лагеря для российских школьников и студентов. Это проект «Летняя школа». Летняя школа включает в себя множество тематических мастерских. Среди профилей: экология, IT, дизайн, философия, медицина, география, естественные науки для школьников, социальные науки для школьников, психология, документальное кино, научная, социальная, репортажная и фото-журналистика.
Проект проводится в течение 4-5 недель в июле-августе. Оно представляет собой палаточный лагерь и стационарные хорошо оснащённые помещения для учебной и проектной работы. Основная часть дня в Летней Школе посвящена лекциям, семинарам, полевой работе и работе над проектами.
Также проводятся круглые столы и экскурсии в научные институты, телемосты. Кроме лекций мастерских существуют лекции для всей школы без разделения на мастерские.
Помимо учебной программы существует и культурная программа: на Школе проводятся праздники, концерты, фотовыставки, кинопросмотры и открытые презентации работ мастерских.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что этот проект является технологией, так как включает в себя множество различных форм работы, объединенных общей концепцией и целью и имеет четкую последовательность правил. Проект направлен на прогнозирование конечного результата и путей его достижения. Конечным результатом в данном случае являются проекты, разрабатываемые участниками на протяжении всей смены.
Ещё одним примером может послужить Всероссийский форум «Таврида», объединяющий в себе интенсивную образовательную программу, форсайт-сессии, выступления почётных гостей, конвейер проектов, а так же спортивные и развлекательные мероприятия. В 2016 году на форуме представлены смены, способствующие творческому развитию. Это смены молодых композиторов, музыкантов, хореографов, архитекторов, дизайнеров, художников, скульпторов, искусствоведов, режиссеров, продюсеров, актеров, писателей, поэтов, критиков и молодых преподавателей истории. В этом проекте так же присутствуют признаки технологии, что и в примере с «Летней школой». Разнообразие форм и методов работы, общая концепция и прогнозирование конечного результата.
Анализируя известные нам проекты, мы пришли к выводу, что, к сожалению, на данный момент существует не так много проектов посвященных развитию именно творческого потенциала, а ещё меньше проектов, позволяющих участвовать в них подросткам. Возрастает необходимость создания таких технологий, которые позволят сделать акцент именно на подростковом возрасте, что является наиболее актуальным, чем для студентов или людей более старшего возраста.
Заключение
Подводя итоги, необходимо сказать, что в результате нашего исследования подтвердилось, что проблема развития творческого потенциала подростков является одной из самых актуальных в образовании, так как современные условия жизни требуют активного включения каждого ребенка в решение нестандартных проблем при помощи новых творческих приемов. К сожалению, современная школа еще сохраняет нетворческий подход к подаче и усвоению новых знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять желание и способность к творчеству, чего нельзя допускать.
Целью данной работы являлось исследование существующих технологий развития творческого потенциала подростков. Мы нашли примеры нескольких проектов в России, работающих в этом направлении и выяснили, что технологий, направленных именно на подростков недостаточно. Основной целевой аудиторией являются студенты, которые способны самостоятельно принимать решения о направлениях своего образования и необходимости самообразования в наши дни, в отличие от детей подросткового возраста, которые только начинают задумываться об этом.
Так же помимо этого мы выполнили все поставленные задачи. Изучили понятие творческого потенциала и родственных ему терминов, исследовали различия между технологией, методом и способом и проанализировали психологические особенности подростков.
Резюмируя, можно сказать, что сейчас требуется более активное включение школьников в создание и развитие собственных индивидуальных образовательных траекторий, способствующих анализу и продвижению творческого потенциала каждого. Такое включение станет возможным благодаря разработке новых проектов, позволяющих задействовать максимально большое количество подростков, заинтересованных в саморазвитии при помощи творчества.
Дальнейшее развития данного исследования предполагает разработку подобного проекта в Томской области, который позволит охватить подростков не только города, но и муниципальных образований.
Список литературы:
1. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996
2. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. – СПб., 2005. – 293 с.
3. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В.. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). – М.: Педагогический вестник, 1998. – 116 с.
4. Янковская Е. А. Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 197-199.
5. Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25-27.