Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Институт физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики спортивной тренировки и спортивных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Воспитание гибкости у детей 13-15 лет»
Выполнила: студентка ЗССАБ-034300
Киселёва Елена
Проверил: доцент кафедры теории и методики
спортивной тренировки и спортивных дисциплин
Феофилактов Н.З.
Ижевск 2016
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Развитие гибкости у детей среднего школьного возраста……………………………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах…...…..5
1.2 Возрастные аспекты развития гибкости у детей ………..………….6
Глава II. Методика воспитания гибкости у детей среднего школьного возраста………………………….……………………………………….……….9
2.1 Методические особенности воспитания гибкости…………………..9
2.2 Средства и методы воспитания гибкости…..…………….………...13
Выводы…………….………………………………………………….…..16
Приложение ………………………………………………………….…..17
Список литературы………………………..………………………………...18
Введение
О гибкости написано много, проведены различного рода исследования Б. М. Сермеева (1970), А. А. Гужаловского (1986), М. Дж. Алтера (2003), Н. Г. Лаврик (2010) [2].
Современный человек так устроен, что он не вспоминает о том, что ему нужно, пока не столкнется с определенными неудобствами, вызванными дефицитом этого качества. Недостаточный уровень гибкости может приводить к нарушению осанки у детей, травматизации в спортивной и профессиональной деятельности, возникновению различного рода заболеваний. От уровня развития гибкости зависит формирование техники различных видов спорта, проявление физических способностей. Поэтому важно сформировать оптимальный уровень данной двигательной способности у различных категорий населения [7].
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц[9]. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости [12]. Вместе с тем развитие гибкости имеет особое значение в целом для развития двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, развитие гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [9].
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: Воспитание гибкости детей среднего школьного возраста.
Цель работы: Изучить методы воспитания гибкости у детей среднего школьного возраста.
Задачи: 1)Изучить особенности воспитания гибкости у детей среднего школьного возраста.
2) Проанализировать методики воспитания гибкости у детей среднего школьного возраста.
Глава I. Развитие гибкости у детей среднего школьного возраста
1.1 Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах
Впервые определение гибкости предложил Н.Г.Озолин в 1949г: гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой. В 1977г. Л.П.Матвеев предложил такое определение: Гибкость – это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Термин «гибкость» целесообразно применять для суммарной подвижности нескольких сочленений или всего тела. Применительно же к отдельным суставам, правильнее говорить об их подвижности (например, подвижность в голеностопном суставе, плечевом и др.) [15].
Различают два вида (формы проявления) гибкости - активная и пассивная. Активная гибкость – это способность человека достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав (например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка»).
Пассивная гибкость – понимают способность выполнять движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений [16].
Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата является разница между показателями активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости. (Годик М.А., 1989).
Различают также динамическую и статическую гибкость. Первая проявляется во время движений, а вторая - в позах.
Гибкость может быть общей и специальной.
Общая гибкость - это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.
Специальная гибкость – это значительная или предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности [15].
1.2 Возрастные аспекты воспитания гибкости у детей
Гибкость одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 4 лет, она быстро совершенствуется благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата. Гибкость лучше выражена у девочек [5].
Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости [17].
Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 - 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной - 10 - 14 лет.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей 9 -14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет:
-в плечевом суставе 10 - 12 %;
-в суставах позвоночного столба 8-9 %;
-в тазобедренном суставе - 10 - 12 % у подростков 15 - 17 лет соответственно 5 - 6 %; 4 - 5 % и 8 - 10 % [14]. Занятия спортом способствую значительному увеличению подвижности в суставах. У спортсменов она намного больше, чем у не занимающихся спортом.
У спортсменов подвижность в суставах определяется в основном тремя факторами: возрастом, видом спорта и квалификацией. Учитывая это, можно активно воспитывать гибкость, как и все прочие физические качества [20].
По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.
В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.
В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 - 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь - с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах [17].
Глава II. Методика воспитания гибкости у детей среднего школьного возраста
2.1 Методические особенности воспитания гибкости
Учитывая, что особенно широкими возможностями для воспитания гибкости обладают дети до 9 - 13 лет, целесообразно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. Причем необходимо систематически воздействовать на те суставы, которые без применения физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни [20].
Преимущественное воспитание подвижности в суставах в тренировке представителей всех видов спорта осуществляется в подготовительном периоде. Упражнения для воспитания подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой. Здесь решается задача повышения уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах. Специальные упражнения можно включать в ежедневную зарядку и разминку перед основными занятиями [19].
Высокого уровня развития пассивной подвижности в суставах школьника можно достигнуть за 2-4 месяца специальной тренировки, причем темпы развития пассивной подвижности до предела зависят от суставно-связочного аппарата.
Упражнения на растягивание необходимо использовать в течение всего года, так как при длительном перерыве в их применении подвижность в суставах ухудшается. Это, как правило, отражается на спортивных результатах. В тренировочном цикле меняется соотношение используемых методов воспитания гибкости. На первом этапе подготовительного периода преимущественно развивается пассивная подвижность в суставах, на втором - активная, в соревновательном периоде - как пассивная, так и активная [18].
Упражнения для развития гибкости более целесообразно подразделить на следующие основные группы:
1. Пассивные (для растягиваемой группы мышц) движения, выполняемые за счет усилия других групп мышц (например - наклоны).
2. Растягивающие движения на тренажерах или с помощью партнера.
3. Маховые или пружинные движения. Эти упражнения связаны с увеличением силы мышц, осуществляющих движение, но не настолько, чтобы причислять их к упражнениям, развивающим активную подвижность.
4. Маховые или пружинные растягивающие движения с отягощениями, способствующие движению.
5. Расслабленные висы.
6. Удержание положения тела, в котором мышцы наиболее растянуты.
Все указанные группы упражнений обеспечивают прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность [20].
У новичков наблюдается значительная разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, причем наибольшая разница обнаружена при сгибании и отведении ноги, разгибании руки, пронации и супинации голени, бедра, плеча, предплечья, а наименьшая - при движениях позвоночного столба, разгибании ноги, движениях кисти, сгибании голени, предплечья.
В связи с этим на начальном этапе тренировки при воспитании гибкости в движениях первой группы большое внимание нужно уделять силовым упражнениям в сочетании со специальными упражнениями, способствующими развитию активной подвижности в суставах, а при воспитании гибкости в движениях второй группы - упражнениям на растягивание, способствующим развитию пассивной подвижности. По достижении высокого уровня развития активной или пассивной подвижности в суставах комплекс упражнений необходимо менять.
Таким образом, развивая активную подвижность в суставах, большое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование таких упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движение, но и их растяжимости и эластичности [20].
В связи с этим в комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать и упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию [18].
Для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3 - 4 месяца, то рекомендуется следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем, объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом (таблица 1 (приложение 1)) [20].
Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.
Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.
При воспитании гибкости ведущим обычно является повторный метод. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д. [20].
Тренировка пассивной подвижности улучшает активную гибкость, феномен так называемого "переноса" подвижности. Однако он отсутствует в обратном направлении: тренировка активной подвижности практически не оказывает влияния на увеличение пассивной.
Если в одних видах двигательной деятельности или в специальных упражнениях главной является пассивная подвижность ("шпагат", "выкруты", "мост"), то в других важнее активная (спринтерский бег, ходьба), в третьих - требуется максимальное проявление специальной гибкости, например, силовая гибкость, проявляемая в статических положениях в акробатике, гимнастике, прыжках в воду и т.п., а в четвертых необходим высокий уровень развития как пассивной, так и активной гибкости в метании мяча, барьерном беге и т.д.
Развивая активную подвижность в суставах, большое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование этих упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движении, но и их растяжимости и эластичности [4].
Процесс развития гибкости имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать на тренировке. Как правило, гибкость развивается труднее, чем силовые качества. Главной задачей следует считать развитие активной подвижности, а улучшение пассивной гибкости рассматривать как вспомогательное средство [4].
Одним из основных правил в развитии гибкости является обязательное разогревание работающих мышц. Растягивающие движения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде, избегая при этом резких движений. Только заключительные движения можно выполнять достаточно резко, так как мышцы уже адаптируются к растягиванию. После окончания растягивания целесообразно вновь выполнить упражнения типа разминающих, что способствует активному отдыху поработавших мышц. После этого следует максимально расслабить мышцы и несколько минут отдыхать пассивно, без движений [20].
Для развития активной подвижности используют те же методы, что и для развития силы, основной из которых - метод повторных усилий с максимальным напряжением во всех режимах работы. Они более трудоемкий, поэтому необходимо снижать число их подходов и количество повторений и увеличивать продолжительность отдыха между подходами.
Важным моментом в воспитании гибкости является контроль. Существуют различные инструментальные методы контроля подвижности в суставах, но в широкой практике более целесообразно пользоваться методикой тестов и контрольных упражнений [7].
2.2 Средства и методы воспитания гибкости
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими — задача упражнений на растягивание [13].
Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические. Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).
Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).
Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6—9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.
Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой [7].
Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника.
Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.) [20].
Выводы
Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них не могут быть вообще освоены.
При развитии гибкости у детей необходимо учитывать возрастные особенности. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей и подростков 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте, что объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.
В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа: 1 этап - «суставной гимнастики», 2 этап - специализированного развития подвижности в суставах, 3 этап - поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне. Процесс воспитания гибкости осуществляется при соблюдении определенной последовательности: в начале упражнения для верхних конечностей, затем туловище и нижних конечностей.
У школьников занятия необходимо проводить три раза в неделю. Также использовать систему домашних заданий, которая включает в себя: упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, подколенных связок, а также, прыжки на скакалке.
Приложение 1.
Сустав |
Количество повторений |
Учащиеся, лет |
|
11-14 |
|
Позвоночный столб Тазобедренный Плечевой Лучезапястный Коленный Голеностопный |
30-40 30-35 30-35 20-25 15-20 15-20 |
Таблица 1 (дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей среднего школьного возраста (по Ж.К. Холодову))
Список литературы
1.Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания. Б.А.Ашмарин, М.Я.Биленский.ю – М.: Просвещение, 1979. – 360 с.
2. Варшавская, Р.А. Художественная гимнастика./ Р.А.Варшавская, Т.Т.Варахина. - М.: Физкультура и спорт, 1973. – 188 с.
3. Гавердовский, Ю.К. Гимнастика / Ю.К. Гавердовский, В.Е. Заглада. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – с. 57 – 65.
4. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Л.Журавина, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под. ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. – М.: Академия, 2002. – 448 с.
5. Годик, М.А. Стрейчинг: Подвижность, гибкость, эластичность./ М.А.Годик. - М.: Советский спорт, 1991. – 93 с.
6. Козлова, Т.В. Физкультура для всей семьи./ Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина./ М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463 с.
7. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
8. Курпан, Ю.И. Оставайся изящной/ Ю.И.Курпман. - М.: Советский спорт, 1991.- 125 с.
9. Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов./ В.И.Лях, Г.Б.Мейксон. – М.: Просвещение, 1997.- 191 с.
10. Любомирский, Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков / Л.Е. Любомирский. – М.: Педагогика, 1985. – 96 с.
11. Матвеев, Л.Г. Теория и методика физической культуры./ Л.Г.Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
12. Набатникова, М.Я. Основы управления подготовки юных спортсменов./ М.Я. Набатникова. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
13. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений./ Л.Д.Назаренко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 240 с.
14. Обреимова, К.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. / К.И.Обреимова, А.С.Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 376 с.
15. Руне, Х. Спортивная физиология./ Х.Руне. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 149 с.
16. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта./ В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос - Пресс, 2002. – 608 с.
17. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник./ А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
18. Стюарт, М.М. Растягивайся и расслабляйся./ М.М.Стюарт. - М.: Физкультура и спорт, 1994. – 159 с.
19. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте./ В.С.Фарфель. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 208 с.
20. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта./ 21.Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2002. – 480 с