Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт международных отношений, истории и востоковедения
Кафедра востоковедения и исламоведения
Направление подготовки: 44.03.01 - Педагогическое образование (История с углублённым изучением Исламской цивилизации)
Курсовая работа
Религиозные воззрения древних египтян
Студент 1 курса 04.2-409 А.В. Феоктистов
«__» ________ 201_ г.
Научный руководитель
к.и.н., ст.преподаватель
«__» ________ 201_ г. Е.А. Венидиктова
Казань – 2015
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Раздел 1: Развитие и становление религиозных культов
на территории Египта ……………………………………………………….....6
Раздел 2: Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) …………...…………………28
Заключение …………………………………………………..…………………35
Список используемых источников и литературы……………….……………37
Введение
Актуальность:
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Мифология и религия Древнего Египта" в современной научной дисциплине, с другой стороны, ее некоторой незавершённостью в исследованиях. На основе египетской мифологии возникли и эволюционировали мифологии и культуры классической античности, оказавшие столь сильное влияние на формирование современных исторических, литературных и религиозных мифов и представлений.
Хронологические рамки:
Хронологическими рамками являются VI тыс. до н.э. – I тыс. н.э. В VI тыс. до н.э. происходит возникновение культов религиозного характера, в VI тыс. до н.э.- II тыс. до н.э. процветание религии.
Объект курсовой работы:
Культура Древнего Египта.
Предмет курсовой работы:
Религиозные верования, практиковавшиеся на территории Древнего Египта.
Цель курсовой работы:
Исследовать религиозные представления древних египтян.
Задачи:
1. Исследовать историю возникновения и существования религиозных культов Древнего Египта.
2. Рассмотреть процесс возникновения и формирования Религиозных воззрений.
3. Выявить роль египетской религии в развитии общества.
Характеристика источников:
Были использованы источники периода древнего царства и античности, в частности «Тексты пирамид»[1], содержат сведения о погребальном ритуале, ритуалах поклонения, также включают в себя религиозные гимны, магические формулы от бед и несчастий, молитвы и мольбы. «Книга мертвых» содержит описание обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного покоя.
Важные сведения о Египте содержатся в произведениях античных авторов. Большой интерес представляют труды Геродота[2], Диодора Сицилийского[3], и трактат Плутарха[4]. Особую ценность имеют сведения Геродота, в то время как он посещал Египет, знакомился с местной письменной традицией, осматривал многие храмы, города и местности, смог дать достаточно подробный очерк древнеегипетской истории, до сих пор являющийся одним из необходимых источников по истории Древнего Египта. В распоряжении современных ученых имеется огромный материал различных категорий источников, который позволяет изучать и реконструировать многие стороны египетской цивилизации.
Историографический обзор:
В написании курсовой работы были полезны для прочтения книги следующих авторов, как наиболее полно отражающие все интересующие нас вопросы, касательно религии Древнего Египта. Хотелось бы отметить «История древнего Востока» под редакцией Дьяконова И.М.[5]и «Древний мир» под редакцией Гладких В.Д.[6], как наиболее информативные и содержательные. Стоит также отметить значимость энциклопедий и справочников по данной проблеме, а именно энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона и Розали Дэвид[7]и мифологический словарь[8].
Практическая значимость:
Материалы курсовой работы могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям.
Структура курсовой работы:
Состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников литературы.
Раздел 1.Развитие и становление религиозных
культов на территории Египта
За время своего существования Древнеегипетская религия прошла колоссальную по времени фазу развития, начиная с додинастического периода, затрагивая этапы существования Древнего, Среднего и Нового царства и заканчивая временем принятия христианства. В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие номовых культов, совершающих поклонение специализированным богам. Подробнее разнообразие культов будет рассмотрено в первом разделе.
Развитие и становление религиозных культов на территории Египта
Развитие цивилизации, выраженно в различных аспектах, таких как совершенствовании орудий труда, формировании политических, экономических, социальных и межкультурных отношений, связанных прежде всего социально-сословной дифференциацией общества, зарождением гражданских объединений людей, которые сменились родоплеменными отношениями, которые привели к возникновению национальных или «этнических» религий. К религиям такого плана принято относить: древнеегипетскую, древнееврейскую, древнегреческую, древнеиндийскую, древнеримскую, древнеиранскую и др. Цивилизация Древнего Египта существовала более трех тысяч лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, cформировалось раннерабовладельческое государство Египет, ставшее в последствии одним из великих центров мировой культуры. Территория Древнего Египта представляет собой узкую ленту плодородной почвы протянутой вдоль берегов Нила «реки жизни», как её называют египтяне. Обширные поля Египта ежегодно покрывались водами нильского разлива который приносил на их землю плодородный ил и различные минеральные удобрения со дна реки, тем самым насыщая почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаниками, базальтом, диоритом, алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал, так высоко востребованный в Египте во времена правления фараонов. К югу от Египта в Нубии были богатые золотые месторождения, а на синайском полуострове располагались месторождения меди.[9]
Обширную и насыщенную историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.) Соответственно, каждому из периодов, существования цивилизации древних египтян, принадлежит своя собственная культура, свой собственный уклад жизни и религиозные воззрения имеющие сильное влияние на все стороны жизни этого народа. Процесс возникновения религиипроисходил совместно с появлением и формированием государства, был продолжительным по времени и представлял собой слияние и трансформацию культов этнических образований и родоплеменных верований, существовавших в стране. Как такового, общего понятия «Официальной религии Древнего Египта» не существовало в истории довольно долгий период времени. Лишь пройдя сложнейший путь трансформации она оформила себя как «Египетское вероучение, главным образом сводящееся к тому, что человеческая жизнь определяется противоборством добрых и злых богов, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы после смерти получить все, что он только может себе пожелать, что есть приятного в жизни на земле, или хотя бы неким образом постараться избежать всего того что есть неприятного и пагубного.»[10]
К тому времени существовало множество религиозных культов посвящающих своё внимание лишь определенному кругу богов и богинь. Постепенно, маленькие культы были поглощены более крупными, из-за переселения религиозных носителей в новую среду, либо из-за разрастания более крупного культа на территории более мелкого. Причин исчезновения либо поглощения культа существует множество, т.к для каждого культа была своя собственная причина. Постепенным образом религиозные культы становились всё устойчивее и имели в своем числе огромное число последователей. Атеистические взгляды на то время не были столь востребованы народными массами как сейчас, религия была главным, ключевым звеном всей жизни египтян.
Религия Древнего Египта носила политеистический характер. Существовало огромное количество богов и богинь. В одной из статей договора Рамсеса 2 и Хеттского царя упоминается тысяча богов Египта. В религии отчетливо прослеживается влияние тотемизма. Подавляющее число божеств представлялось звероподобными – в виде сокола, быка, коровы и т.д
Египтяне предавали большое значение богам, связанным с Нилом (Сотис, Себек, Хапи) солнцем, источником жизни (Ра, Ре-Атум, Гор) и богам стражам загробного мира (Анубис, Осирис, Сокарис)[11]
Главным образом египтяне, как и множество других народов, живших как до становление цивилизации Древнего Египта, так и во время, там и после её уничтожения, сохранили в себе большую неотъемлемую часть первобытной религиозной среды, представляющейся как побочный продукт реального практического бессилия понять и объяснить физические и химические процессы в природе. Согласно концепции «До религиозного периода» в фазе существования человеческой расы имел место быть временной период, когда религиозных верований не было вовсе. Этот период был первостепенным, и о его существовании, мы можем судить лишь теоретически, без, каких-бы то ни было, вещественных доказательств. В последствии, в силу тех или иных причин, возникли религиозные верования, которые быстро, но уверенно проникли в сознание людей и прочно там укоренились.[12] Имеются сведения, что уже в эпоху неолита возникли сложные по своей структуре религиозные культы, главными божествами в которых были Небесная матерь, Небесный отец, Солнце и Луна (культ солнца). Характерной чертой также являлось полонение антропоморфным существам, несущим в себе характеристики и функции бога. У первобытных племен не было служителей культа. Позже, в ходе эволюции скомпоновались и упорядочились все религиозные обряды и религию в целом. С развитием социальной дифференциации на территории Египта, как в принципе в ряде других стран и государств выделяются жрецы, как отдельный слой населения, присваивающие себе исключительно-привилегированное права общение с духами и богами. Религиозные верования древнего Египта являются уникальными в своем роде. По праву можно сказать, что религия Древнего Египта – это грандиозное историческое явление. В ней переплетены такие формы как фетишизм, тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, космогония и культ, разнообразные по своему характеру и противоречивые мифы, а так же неотъемлемое взаимодействие религии с древним искусством, этикой и наукой. Они прошли долгий путь формирования в течении нескольких тысячелетий и сформировались под влиянием верований охотничьих, земледельческих и скотоводческих племен, проживающих на территории близ реки Нил. Религия Египта преимущественно носила консервативный характер. Медленное развитие государства, консервативный уклад жизни повлияли на длительное сохранение древнейших культов, в частности фетишизма и в особенности тотемизма.
Первоначальные верования народа древнего Египта складывались как верования «Племен охотников» или же «Охотничьих племен», этим можно объяснить обожествление животного мира, воплощение богов-покровителей в виде животных и антропоморфных существ наделенных некой мистической силой и способных прямым образом влиять на судьбы и уклад жизни людей. Животные в то время являлись неким живым воплощением фетиша. До обожествления животных, как впрочем и во время поклонения им, на территории Древнего Египта существовали культы полонения камням и прочим неодушевлённым предметам, по представлениям египтян символизирующих бога-покровителя, защитника или же злостного воина-карателя, которого необходимо было задобрить, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь на несколько лет. Уже тогда египтяне понимали, что обеспечить себе покой и гармонию можно лишь на несколько лет, а никак не на все времена. Главным временным отрезком был сезон разлива Нила. Стоит отметить, что в некой мере на религиозные воззрения влиял и сам Нил, символизирующий реку жизни, которая в зависимости от сезона давала либо обильное количество урожая (милость богов), либо одаривала египтян засухой и голодом (гнев божества и кара). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь. Анимизм сохранился вплоть до позднего периода существования цивилизации, являлся неотъемлемой чертой древнеегипетской религии, и, с течением времени, лишь укрепил своё влияние ближе к концу существования цивилизации Древнего Египта в 1 в. н.э.[13]
Переход египтян от кочевого образа жизни к оседлому, и главным образом к обработке земли был переломным, именно он привел к обожествлению воды и земли, внес в пантеон уже существующих богов, новый кадры, которым была отведена роль покровительства скотоводства и земледелия. Культы местных божеств, зародившиеся в доисторической древности в форме тотемизма. Египетская религия уникальнейшим образом, создает впечатление вечности и редкой целостности.
«Египетская мифология эпохи Древнего царства «III тыс. лет до н. э.» насквозь пронизана идеологией жёсткой стратификации общества деспотической царской власти. Наиболее важные культы здесь это, во-первых, культ мёртвого царя – вождя и мёртвого бога плодоносящей земли – Осириса и, во-вторых, солнечный культ. Очень разнообразны локальные пантеоны. Отличительной особенностью египетской религии выступал культ поклонения животным. Животных и птиц, а также крокодилов бальзамировали и хоронили в особых гробах на специально отведенных для этого кладбищах. Уже в раннее время египетская религия приобретала в основном все характерные черты, которые были ей свойственны на всем дальнейшем пути существования. Они несомненно подвергались некоторым изменениям, но они не носили такого характера который мог бы привести их к качественно иному состоянию. Стоит подчеркнуть, что гос. религии, в современном понимании в Египте никогда не было, как не было и единой церковно-религиозной организации, следовательноне существовало обязательных для всей страны религиозных догматов и воззрений. Полная свобода культов. Египетская религия представляет собой сложнейший феномен, соединяющий в себе часть противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разных регионах, в разное время и под воздействием разных факторов.»[14]
Культ Животных.
Многие исследователи религии Древнего Египта считали, что египтяне почитали животных за их отличительные способности организма, не свойственных человеческому. Лишь спустя какое-то время животных стали почитать как земных воплощений божеств, вместилищ их души и воли. Обожествление животных считалось некой эволюционной чертой развитие религии, как таковой. Животные приравнивались к богам, а после наделялись способностями людей, их разумом, волей, хитростью и коварством. Таким образом появлялся совершенно новый продукт, сочетающий в себе только лучшие, или же худшие и пагубные, характеристики. Сверх-существо, достойное преклонения и поклонения.
Государство Египта состояло из гос-территориальных единиц – Номов, в каждом из которых был свой бог-покровитель и специальное животное для почитания. Каждому ному «оказывало покровительство» определенное животное, птица, пресмыкающееся, земноводное или же насекомое, полностью берущее на себя ответственность за жизнь народа проживающего в нем.
Крупный рогатый скот почитался и обожествлялся, символизируя и воплощая в себе символы «изобилия и плодородия». Обычно, бык олицетворял собой мужской принцип, возрождающуюся силу, а также плодовитость, способность к продолжению рода и бессмертию. Бык также выступал как символ земли и подземного царства. На территории Египта, основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне уделяли скотоводству больше времени, нежели чем в Верхнем Египте, в связи с большим количеством земли, которая была пригодна и использовалась под пастбища. Существовал целый культ поклонения Небесному Быку, центры которого располагались в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), а также Иуни (Гетмонтис), располагавшийся на территории Верхнего Египта. Божествами выступали Священный бык Апис, Мневис (божество, единосущное Апису, почитался главным образом в Гелиополе, в качестве воплощения бога Ра), Бухис (воплощение бога войны Монту, центр культа располагался в городе Гермонте (Армант)), Хатхор (богиня неба, любви, женственности, красоты, почиталась главным образом, как небесная корова, родившая солнце, дарующая жизнь), Нут (богиня неба воплощалась в образе небесной коровы-матери), Хнум (бог-творец, который вылепил человека на гончарном круге из глины, изображался в облике человека с головой барана или быка с закрученными рогами, смотрящими в противоположные стороны)
Стоит отметить также, что существовали культы поклонения гиппопотамам. Эти огромные животные обитали преимущественно в мелких водоемах и мешали охотиться египтянам на птиц и ловить рыбу. Натолкнуться на гиппопотама в воде египтяне было хорошей приметой, также было большой честью погибнуть от его клыков. Египтяне верили и в то, что гиппопотамы символизируют собой облик злого возмездия за нарушения, слуг Сета. Египтянами также почиталась Таурт (богиня-покровительница рождения, новорожденных и беременных женщин, изображалась главным образом как стоящая на двух задних конечностях самка гиппопотама или крокодила.) В некоторых мифах и сказаниях в роли гиппопотамов могли выступать враги, слугиСета, верховного бога Ра, а также Хора(Гора). [15]
«Решим наш спор путём состязания: обернёмся гиппопотамами и бросимся в Нил. Кто вынырнет раньше, чем пройдёт три месяца, тот будет считаться проигравшим, и его противник получит сан владыки.»[16]
Данная цитата из древнеегипетского мифа повествует нам о том, что боги во время состязания обращались в более крупных и сильных животных дабы одержать победу друг над другом. Также в этом высказывании явно прослеживается уважение и почитание гиппопотамов за их отличительные способности, умение долго находиться под водой и способность к состязательности.
Существовал культ почитания змей, но не как перво-врагов бога Ра, а как живого воплощения царской власти, их отличительных регалий мудрости, коварства и неограниченной власти. Апоп, огромный змей, воплощающий в себе мрак и абсолютное зло, являлся некой силой, олицетворяющий все остатки Хаоса, которые смогли выжить и сформироваться в некой противовесной силе вселенской гармонии и порядка, которую воплощал в себе Ра. В «Книге преодоления Апофиса» содержатся многочисленные заклинания, которые якобы применяли жрецы для сражения с Апопом, если же он все-таки выйдет наружу, в Египет, дабы свершить свою миссию — поглотить солнце и повергнуть Землю в вечный мрак.
«Он, великий Ра, Поражает злотворящего змея, Разрубает позвоночник его, И огонь пожирает его.»[17]
Сведения о противоборстве и бое между богом Ра и змеем Апопом мы главным образом получаем из «Книги мертвых Амдуат[18], седьмой час ночи…», в ней рассказывается о путешествии Ладьи бога Ра по загробному царству, дабы возродить солнце и позволить ему сиять над головами людей еще один день. Данные миф символизирует извечную борьбу за лучшее будущее, за Эдем на земле. Но стоит также отметить, что Ра является неким образом непоколебимости, он сам не бросается в бой с Апопом, а лишь не воспрещает его богам-детям усыпить его используя магические заклинания или уничтожить его на один день, разрубив на сотни кусочков. В данной ситуации ярко выраженно отношения между главным богом и его соратниками, также можно проследить явную связь бога Ра, его поведения и поведения фараонов любого периода царствования. Как Ра не вступает первым в явный бой с силами тьмы, так и фараон не идет вперед самым первым в бой, а сперва выпускает своих воинов пехоты или конницы.
«Это огромный змей, который подстерегает Великого Бога, лежа на песчаной отмели посреди русла реки, по которой должно проследовать. Все это пространство заполнено изгибами тела Апописа(Апопа), это чудовище выпило воду из реки, оставив илистое русло. Почувствовав приближение солнечной процессии, Апопис поднимается и издает ужасающий рык.Тем временем Великий Бог направляется к нему, также готовый к битве. Нос его барки превращается в великого змея Мехен, экипаж частично сменяется, и в носовой части барки появляются две новые фигуры: Изида и Хека - Великий Маг. Иногда в его роли выступает бог Сет, а иногда - сам усопший, который должен бороться с врагом Солнца. До непосредственной борьбы богов дело не доходит, поскольку солнечная барка минует опасное место окольным путем. Однако Изида и Хека покоряют врага, используя магические заклинания, в результате которых Апопис утрачивает всю свою силу. Тогда на него кидаются божества более низкого ранга: одни его связывают, другие режут на куски. Можно предположить, что Апопис отдает воду, которую выпил, хотя в тексте об этом не говорится.»[19]
Амаунет, представляла из себя воплощение женской формы бога Амона. Данная богиня изображалась с головой змеи или же в образе змеи и являлась одной из богинь «Гермопольской Великой Восьмерки». Была в последствии вытеснена Мут, парой Амона. Змея в древнем Египте почиталась как символ высшей божественной и царской мудрости, неограниченной власти и вселенского знания бытия, но змеи могли выступать и как символы мрака, хаоса и тьмы, разрушения и разложения. Атрибутом божественной власти был символ круга, божественного солнечного диска, с обвитой вокруг него змеей. Богиня Уаджит (Уто) изображалась в виде красной кобры, считалась покровительницей всего Нижнего Египта и правителей-фараонов. Две змеи на короне – Ноус и Логос символизировали власть над Верхним и Нижним Египтом. Змея с головой льва олицетворяла защиту от духов. Хаухет (богиня, ассоциирующийся с постоянством времени и вечности, изображалась как змея или змееголовая женщина), Меритсегер (покровительница кладбищ и гробниц) Буто (богиня-змея защитница)
Кроме культа змей существовало еще огромное количество культов. Стоит выделить культ Крокодилов, который почитался весь период истории существования Древнеегипетской цивилизации, это свидетельствует главным образом о постоянстве почитания крокодилов. Животное для поклонения было на протяжении всего периода одно, а вот «своеобразных носителей» воплощения бога-крокодила было несколько. Стоит выделить Себека (бога воды и разлива Нила), Себектета (гендерно-противоположная богиня, воплощающая в себе все функции и отличительные характеристики Себека), Амат (богини возмездия за грехи) и т.д. Этим животным возносились огромное количество почестей и жертвоприношений, вплоть до человеческих. Культ крокодилов был распространен на всей территории Египта, основными центрами культа в Верхнем Египте был город Небут, город Уасет, город Шена-хен.Греческий историк-исследователь Геродот, побывавший на территории Египта, а именно в городе Крокодилополисе в Файюмском оазисе, повествует нам о культе крокодилов, такими словами.
«69. Так вот, в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других - нет. И с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу...»[20]
Культ крокодилов преимущественно носил местный и локальный характер, поскольку в других номах возносили хвалу других категориям животных.
Особым образом среди иных культов выделяется культ поклонения кошкам. Кошки в Египте были не просто священным животным, они были сверхсвященными, обладали наивысшей стадией священства среди всех других животных. За убийство кошки подвергали смертной казни. При кончине кошки, хозяева обычно сбривали брови в память об усопшей, а погонщика, случайно переехавшего кошку на дороге забрасывали камнями, как прокаженного, тело мертвой кошки подвергали обряду мумификации, сходным с человеческим. «Кошкам оказывались особые почести, к ним были приставлены жрецы, жрицы и слуги. После смерти их погребали в больших каменных или деревянных саркофагах, в которые помещали украшения, амулеты и другие богатые подарки.»[21]В Бубастисе существовал некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Баст (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем). Немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек.
Огромное количество богов отожествлялось с кошками. Обликом грозных львиц были наделены богини Бастет (покровительница женской красоты, домашнего очага, радости, веселья, порядка, к концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мути, Хатхор. Бастет (греч.Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой (реже — с Афродитой)[22]) Сехмет(богиней войны и палящего солнца), Тефнут (богиня влаги и жары, дождя, росы и плодородия), Пахт (богиня-львица, отожествляла своим обликом войну, грозу и дождь. Очаг культа был расположен преимущественно в Бени-Хасане), Мафдет ( богиня правосудия или казни, в процессе её культ был заменен на культ Баст в период Нового царства), Аби (бог смерти в период Среднего царства) Сешат (богиня письма в египетской мифологии, она представлялась в облике молодой женщины, с накинутой поверх рубашки шкуре пантеры.) и нубийская Шемемтет, о которой мало что известно, т.к. она в процессе формирования «Девятки богов» была отождествлена с Сехмет уже в период существования Древнего царства.
Львы, воплощали в себе могущество и безграничную мощь богов и фараонов. В Древнем Египте лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня.[23]Кошки были покровителями фараонов, вместилищами их воли и желаний, главным образом из-за мистических представлений о кошачьих и появился продукт слияния человека и кота – сфинкс. Существо сочетающее в себе небывалую преданность, силу мощи и гармонию. Изображения сфинксов было очень популярно в древнеегипетском искусстве на всём периоде существования цивилизации Древних Египтян, даже в период Древнего царства. Одна из самых больших статуй того периода – Большой сфинкс в Гизе, охраняющий одно из чудес света– Великие пирамиды Гизы. Культ кошек был самым популярным во все периоды существования цивилизации Древнего Египта. Пережитки культа кошек сохранились и до наших дней, но не в столь ярко выраженной форме.
Стоит выделить также божеств, воплощающих в себе отличительные качества сокола или ястреба, их почитали во многих областях Египта и Нубии и связывали с солнцем и небом. Основным божеством-соколом был Хор (бог неба, солнца, покровитель династии фараонов.) Если рассматривать богов-соколов по определенной иерархии, где главное место было закреплено за Хором, то ниже по почетаемости, но не по значимости стояли: Хемен (божество-сокол, покровитель династии), Аш (бог-покровитель Ливийской пустыни), Монту (бог солнца и войны, почитаемый главным образом на территории города Ермонта), Нехбет (богиня, почитаемая в основном в Верхнем Египте в городах Эль-Каб, выполняла функции покровительства фараонам.) Немти (бог, почитавшийся как владыка Восточной пустыни, оказывал покровительство идущим через нее караванам к Красному морю, являлся ипостасью бога Сета.), Сокар (божество плодородия и покровитель мертвых, Бог зла, огня и грешников. Центром культа был Мемфис), Сопду (бог-защитник от врагов).
Помимо ярко выраженных культов животных с большим количеством воплощений одного животного множеством богов, существовало и несколько моно-богов, воплощений одного животного. К таким богам можно отнести Селкет (покровительницу мертвых, дочь Амон-Ра, почиталась преимущественно в Нижнем Египте, изображалась со скорпионом на голове.) Хатмехит (богиня-рыба, почитаемая в городе Пер-Банебджедете (Мендес) «Первая среди рыб», являлась богиней жизни и защиты.) Хепри (является утренней ипостасью солнечного бога, изображался в виде жука-скарабея.) Жук-скарабея был наиболее почитаем в Древнем Египте, главным образом потому, что египтяне считали, что жук-скарабей повторяет путь солнца. Скарабей почитался как живое воплощения бессмертия, новую жизнь и воскрешение Солнца. Дело в том, что скарабеи откладывают свои яйца в трупах мелких животных и в навоз, когда же из гниющего куска плоти вылупляются скарабеи, новая плоть приходит на смену старой, мертвой плоти, тем самым, данное явление воплощает собой некую вариацию жизненного круговорота.
Одно из важных мест в египетских верованиях занимал шакал, воплощенный в образе бога Анубиса. Анубису, как богу загробного мира, были отведены одни из самых важнейший и высоко почитаемых обязанностей, заключающиеся в сохранении вечного покоя умерших и всяческой помощи Осирису, заключающейся в подготовке тела усопшего к «возвращению на небо». Такие обязанности были не случайны. Дело в том, что шакалы по природе своей падальщики и питались на кладбищах, раскапывая свежие могилы.
Культ растений.
Кроме культа животных существовал также культ растений. Лотос (колыбель Ра) был наиболее почитаем во все периоды существования цивилизации египтян. Наиболее почитаемыми деревьями в Египте были финиковая пальма и сикомора. В глубокой древности богини ассоциировались с определенным деревом, растущим в той или иной местности. В процессе упразднения пантеона местных богов, богини деревьев объединились с высоко почитаемыми богинями, в частности с Нут и Хатхор, и теряли свою самостоятельность. Хатхор обожествлялась в Мемфисе с сикоморой, в Нижнем Египте Хатхор отожествлялась с финиковой пальмой, близ современного Ком-эль-Хисна, и т. д.[24] Объектами культа были также лук, чеснок и некоторые другие растения. В Мемфисе находилась священная роща деревьев посвященная богине Хатхор. Исчезновение того или иного вида животных или растений в Египте неизбежно вело к исчезновению его культа. (Такое произошло с павианом. Определенного места культа павиан не имел. Почитание павиана как земного воплощения бога Тота наблюдается в Гермополе, позже павианы вымерли на территории Египта и их культ был упразднен.) Следует обратить внимание и на то, что пережитки культа деревьев сохранялись и в мусульманском Египте до первой четверти XX в. В легенде о «небесном дереве жизни» образно прослеживается мысль, что дерево, как некий символ растительного мира необходимо для человека.
Культ воды.
Всеобщее почитание основных четырех стихий было широким образом распространено на территории Египта. В каждом номе существовали собственные боги для каждой отдельной стихии. Их почитали наряду с «Великой девяткой». Единым богом воды для всего Египта была обожествлённая форма реки Нил в лице Хапи (божество олицетворявшее ежегодный разлив Нила, богатого плодородным илом. Его имя означает «Единственно текущий», что подразумевает течение Нила. Так же известен как «Повелитель рыб и птиц болотных», «Повелитель реки несущей растения». Хапи изображали как полноватого мужчину с синей кожей и большим животом, который ходил в набедренной повязке.Культраспространен на Элефантине.
Заупокойный культ.
Отличительной чертой Египетских верований являлось вера в существование нескольких оболочек, из которых состоит человек. Каждая оболочка соответствовала в полной мере уровню существования и несла в себе отличительные свойства, которые египтяне пытались сохранить и воссоздать их в обратном порядке после смерти, в фазе воскрешения.
Сах была первой оболочкой и воплощалась в видимой части человека. Отличительной характеристикой сах было соприкосновение и взаимодействие с вещами, телесным миром.
Ку, а позднее Ка, Кэ была второй оболочкой и воплощала жизненную энергию человека, его душу. Ка была связана с ощущениями человека, телесными и духовными чертами характера.
Би, а позднее Ба, Бэ была третьей оболочкой и воплощала в себе оболочку подсознания, жизненную силу. Ба состояла из человеческих чувств, желаний, эмоций, также ба обладало способностью переселяться в другие тела.
Эб, а позднее Иб была четвертой оболочкой и воплощала в себе человеческое сознание, состояла из человеческих мыслей. Эб – это бессмертная душа, после смерти тела она возвращалась в обитель Осириса.
Эб также являлась и пятой оболочкой, но несла в себе другие свойства. Представляла из себя над-сознание, носитель определенной информации, которая после смерти перетекает в другую оболочку, тем самым образую нескончаемый потом информации. Также Эб несет ответственность за место и время рождения человека, его врожденные пороки и заболевания любого характера, от телесных, до духовных.
Эб также являлся и шестой оболочкой, но также несла в себе другие отличительные свойства. Воплощала в себе самосознание, именно благодаря ей, человек имел возможность наблюдать за течением своим мыслей, задумываться о своем существовании, смысле своей жизни.
Ах была седьмой оболочкой, воплощала в себе душу, которая даруется человеку после смерти, заместив Ка.
Египтяне всецело верили в то, что смерть это отделение Ка из тела умершего и уход ее долгое странствие в вечность. Тело же оставалось в мире, как оболочка, которую нужно было подготовить для возвращения души и последующего воскрешения и появления на суде Осириса. Основные сведения о суде мы получаем 125-я глава «Книги Мертвых». В ней рассказывается о том, каким образом происходит суд над умершим. Согласно тексту главы 125 главным судьей выступает Осирис, который занимает центральное место в зале суда. Рядом с ним стоят весы, при помощи которых Анубис и Тот взвешивают сердце покойного, кладя его на одну чашу весов. В противовес сердцу, на другую чашу весов ставится фигурка или перо Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила). На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в каждом смертном грехе.
«Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист»[25] В этой же главе содержится текст оправдательной речи, которую говорит в свою защиту обвиняемый, дабы снять с себя все обвинения и заслужить вечное блаженство на полях Иалу. Для прохождения всех препятствий через врата, охраняемые всевозможными чудовищами и монстрами, душе давались рекомендации, в виде надписей на стенах гробниц и усыпальниц. Одной из таких книг была «Литания Ра», она содержала в себе религиозные молитвы и рекомендации по прохождению всех мук и испытаний, уготованных душе в загробном мире. Помимо Литания Ра, которому уделяется не слишком большое значение в системе источников религиозного характера, стоит выделить «Тексты Саркофагов». В данном источнике подчёркиваться земные элементы загробной жизни, главный акцент делается на подготовке тела к переходу в иной мир. Заклинания записанные в «Тексты саркофагов», позволяют умершим защитить себя от опасностей и избежать тем самым второй смерти.
«Я эффективно оснащён для того чтобы открыть свой портал! Как и любой человек, который знает это заклинание, он будет подобен Ра в восточных небесах и подобен Осирису в загробном мире. Он войдёт в круг огня, пламя которого не обожжёт его!»[26]
Специальными жрецами совершался обряд «открытие уст», жрецы относили гроб с мумией в усыпальницу и устанавливали его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставилась канопа, изображающая Имсета, у северной - Хапи, у восточной - Дуамутефа и у западной - Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались с Исидой, Нефтидой, Нейт и Серкет - защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями. При обряде читали молитвы и песни из «Книги дыхания». В данной книге описаны молитвы Исиды по смерти Осириса. Обычно «Книгу дыхания» читали на похоронах, поклонениях, для того чтобы защитить умершего в загробной жизни. Египтяне проводили очень длительные по времени ритуалы, для того чтобы душа после смерти смогла узнать свое тело и вернуться к нему. Именно по этой причине египтяне мумифицировали тело, вынимаю у него органы, которые отвечали за работу организма, его жизнедеятельность, а именно мозг, кишки, печень, легкие. Возможно в этом ритуале есть и другая сторона причины, почему вынимали именно эти органы, мозг и остальные внутренние органы на большую их часть состоят из воды, а вода не дает тело засохнуть и превратиться в мумию, а лишь помогает ускорить процессы распада и дать начало разложению. В время обряда мумификации между полотнами ткани клали различные амулеты, дабы позволить телу беспрепятственно пройти все тяготы загробного мира и суметь вернуться обратно при обряде воскрешения.
«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью»[27]
Особое внимание вознаграждению в загробной жизни уделяется в «Книге пещер», в ней подробнейшим образом описывается, что получает в вознаграждение человек придя на тот свет, но, также в этой книге описывается как выглядел ад по представлению египтян, какие муки их ждали и как их было можно искупить, заслужить себе прощение в лице богов и вечности. У каждой души будет спутник - Ра, он должен провести души по загробному миру через множество пещер охраняемых богами и богинями. В каждой пещере душу ждут испытания и если она их не проходит, то отправляется в небытие. Душ, обречённых на небытие, обезглавливают и вырывают сердце из груди. Стоит отметить, что «Книга пещер» является исключительной книгой, в которой упоминаются женщины обреченные на небытие. Помимо «Книги пещер» существуют «Книги врат», в которой описаны богини и боги, стоящие на пути души к суду Осириса. «Книга земли» содержит сведения о творении солнечного диска, путешествии Ладьи Ра по загробному царству, встречи с Осирисом, и выход бога Ра на свет.
Но центральное место в иерархии религиозных текстов и книг принадлежит «Книге мертвых», как окончательному варианту всех молитв и песен египетской религиозной системы. Имеет связь с более ранними текстами, а именно «Текстами саркофагов» и «Текстами пирамид», которые содержат описание процесса подношения даров, воссоединение частей тела, его оживление и воскрешение, магические формулы от бед и несчастья, религиозные гимны, ритуал поклонения, молитвы и мольбы, а также прославления усопшего. В «Книге мертвых» имеется окончательный вариант описания «Суда Осириса».
Вывод
Главным образом божества Египта проходили в период своего существования стадии эволюции. В самом начале у египтян не было никаких верований, их заботило только потребность выжить в условиях окружающей их среды. После, имели место быть, лишь примитивные поверья, обожествляющие окружающие предметы (камни, деревья, воду, гром и т.д.) мистической силой и наделяющей их властью над людьми. Спустя некоторое время появились религиозные культы, восхваляющие животных, птиц и прочую живность. В процессе данная группа фауны была отождествлена с человеком и явила синтез между человеком и животным – Антропоморфных существ, но и эта фаза не была последней в фазе развития религии Египта. Богов было чрезвычайно много и, главным образом, поэтому происходило сокращение их количества, отожествления наименее почитаемых богов с наиболее почитаемыми и рост персонального величия определенного Бога. Боги теряли свои материальные формы и приобретали абстрактные, неясные очертания. На смену огромнейшему числу богов и богинь пришло божество, введенное в ходе религиозной реформы Эхнатона, наиболее близко отражающееабстрактноепонимание божественной сущности. Амон, как верховное божество египетского пантеона во времена правления Эхнатона, сосредоточил в себе основные черты культов Гора и Ра. Погребальный культ занимал центральное место среди всех культов и являлся абсолютным центром преклонения египтян перед неизвестностью и небытием. Заупокойный культ представлял из себя сложнейший набор разнообразных ритуалов, молитв, погребальных обычаев, которые обеспечили бы бессмертие человека в вечности. Отличительной чертой египетского общества было то, что египтяне с раннего детства начинали задумываться о загробной жизни, приносить жертвы своим умершим родственникам, совершать ритуалы поклонения и петь молитвы, прославляющие богов загробного мира. Некоторые даже строили себе гробницы и подготавливали вещи для религиозного обряда погребения еще при жизни. Египтяне очень трепетно относились к умершим родственникам, посещали их гробницы, говорили с ними, приносили еду, украшения, одежду и оставляли всё в местах захоронения.
Раздел 2. Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)
Существование огромного количества культов, течений и мелких сект в Древнем Египте постепенно стали расслаивать население на носителей идеологий определенных культов и создавать разобщенность египетского народа и враждебное отношение к богу другого города-нома. В связи с этим происходит отожествление богов двух разных номов для создания одного – общего. Богов становилось с каждым веком все меньше, некоторые утрачивали свои очаги поклонения и забывались, но чаще всего происходило отожествление одного бога с другим более почитаемым. В связи со сложившейся ситуацией возникла необходимость создания одной общей религии для всего народа проживающего в Египетской державе. Существует также предположение Алексея Морозова, что «Реформа связана с извержением вулкана Санторин приблизительно в 1380 году до н. э. Тучи, закрывшие небо, ядовитые дожди, холод — всё это могло вызвать резкий переход к усиленному поклонению «разгневавшемуся» богу Солнца».[28]
Стоит отметить социально-экономическую ситуацию в стране и само государственное управление. Происходило обширное разграбление стран завоеванных армиями Египта, увеличение налогов-податей с населения, увеличение роли жречества в социальной структуре. Жречество, как обособившийся слой населения еще в период Среднего царства занял главенствующее положение в обществе. Ему принадлежали полномочия в основном по характеру проведения религиозных обрядов и т.д. Жрецы являлись земными источниками небесной воли божеств. Жрецы крепко держали власть над религией в «своих руках» и управляли большими массами народа при помощи давления на религиозность и высокую набожность. Обширное количество культов обязывало населения выплачивать не маленькие подати в грандиозно-огромное количество храмов. Фактически народ Египта занимался, главным образом, обогащением состоянии храмовых хозяйств. Храмы входили в государственные владения. Для нужд храма использовались денежные средства из государственной казны, огромное количество рабов и скота для сохранения и поддержания устоявшейся власти храма, а также обширный участок земли, на котором располагался весь храмовый комплекс. Золото, драгоценные камни, кость, редкие породы дерева: всё это использовалось главным образом для обогащения храмовых хозяйств, но по воззрениям египтян того времени, украшение храма практиковалось для выражения страха перед величием и мощью божества-покровителя. Аменхотепе IV, решил вернуть всю прерогативу власти в свои руки и централизовать государство, для этого он предпринял попытку провести радикальную религиозно-политическую реформу, целями которой были: во-первых, изменения в египетской религии: попытка ввести единобожие, где главным божеством являлся Атон. Аменхотеп IV с первых дней вступления на престол стал выдвигать на главное место в пантеоне богов – Атона, ранее менее востребованного бога. И, во-вторых, уничтожение политического влияния высшего жречества (прежде всего фиванского), которое стало играть большую роль и в политической сфере. Причины реформы Эхнатона, до конца не ясны. Захват большой добычи во время войн в Передней Азии и Нубии привёл к небывалому обогащению рабовладельческой аристократии. Аменхотеп IV своими деяниями предпринял радикальные попытки заменить абсолютно всю общественную и политическую систему. Это, главным образом, проявилось и в создании нового культа бога, полной замены всех существующих к тому времени богов и богинь одним единственным божеством, воплощающем в себе особенности и полномочия всех божеств. Также, стоит отметить строительство новой столицы, Ахет-Атон (Ах-Йати, «Горизонт Атона», ныне городище Тель эль-Амарна) и замена имени Аменхотепа IV на Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона») Фараон объявляется единственным сыном бога Атона, тем самым Эхнатон сосредотачивает всю власть в своих руках более прочным образом, нежели его предшественники, переселяется из ненавистных ему Фив в новую благоустроенную столицу, где он и пребывает практически всю часть своего правления. [29]
Причины реформ
Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Причины этой реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, до конца не ясны. Захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн в Передней Азии и Нубии привёл к необычайному обогащению рабовладельческой аристократии. Особенно обогатилось фиванское высшее жречество. Непомерное усиление фиванского жречества, тесно связанного со старой потомственной знатью и со жречеством местных провинциальных культов, стало опасным для царской власти.
Кроме того, происхождение Аменхотепа, сына царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престолонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол. Умерший отец его, женившись незаконно и обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права сына. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.
Существует также предположение Алексея Морозова, что реформа связана с извержением вулкана Санторин приблизительно в 1380 году до н. э. Тучи, закрывшие небо, ядовитые дожди, холод — всё это могло вызвать резкий переход к усиленному поклонению «разгневавшемуся» богу Солнца.[30]
Новое божество, Атон сочетал в себе все особенности власти ранее существующих богов и по своей сущности являлся неким зачатком верований в единого Бога. Стоит отметить, что многобожие не было отменено в Египте, Атон почитался как главный бог, но остались еще более мелкие боги, которым молились и преподносили почести Древние Египтяне, а ранее высоко почитаемые боги «Великой девятки» отошли на второй и третий план. Зачатки монотеистической религии были, но они не смогли бы вырасти в утвердившуюся и хорошо окрепшую религию в несколько десятков лет правления одного единственного фараона, приверженца монотеистической идеологии.[31] Культ Атона пользовался полным покровительством царя и предполагал огромные строительные работы по созданию и возведению новых храмовых комплексов, отведению под них огромного количества земли и рабов. На практике это выглядело как перераспределение ресурсов из нескольких храмов в один. Реформа Эхнатона была выгодна в большей мере только ему и его приближенным, но не привносила никакого облегчения в жизни простого народа, рабов или же жречества Фив. Особенно жреческой верхушке Фив реформа не принесла ничего хорошего, они потеряли свои храмы и огромные суммы денег перестали проходить через их руки и оседать в их карманах. Жречество беднело.
Атон представлял из себя изображение солнечного
диска с нисходящими на землю лучами с окончанием в виде рук, дарующим людям
свет, тепло и благополучие. Главным отличием также было то, что как
единственное божество Атон не имел ни супруги ни потомства, что полностью
отменяло ранее установленную иерархию богов. Атон олицетворял солнце, как
великую, необъяснимуюсилу природу.
Данное нововведение привело к кардинальным изменениям в структуре самих
культов, положении и функциях жречества, взаимоотношений религиозной сферы с
государственным управлением, изменению взглядов на понимание и художественное
видение мира богов и богинь, искусство в целом. Именно поэтому Амарнский период
выделяется как наиболее интереснейший в развитии.[32]
Конец реформ Эхнатона
Росло недовольство и в Египте. Теперь, не только жрецы и знать, но и средние слои населения не поддерживали фараона. Расправляясь с их помощью со своими противниками, Эхнатон ничего не давал им взамен. Нельзя, наконец, недооценивать и значение идеологического фактора. Народ за многие столетия привык к своим богам, верил в них, и, конечно, никакие декреты и административные меры не могли принудить его отказаться так быстро — в течение нескольких лет — от религии предков. За ним закрепилось прозвище «Враг из Ахет-Атона», которым летописцы обозначали царя в свитках после его смерти, не желая произносить имени. Эхнатон оказался в изоляции. Впервые в истории Египта, дабы удержаться на престоле, он вынужден был прибегнуть к помощи наемников, скорее всего обитателей Эгейских островов. Правда, по некоторым намёкам, очень смутным и неопределенным, можно предположить, что в последние годы правления под воздействием матери царицы Тейе, или просто осознав надвигающуюся опасность, Эхнатон отказался от крайнего ригоризма и пошёл на некоторые уступки. По-видимому, в связи с этим у Эхнатона произошёл разлад с его главной женой Нефертити, ревностной сторонницей культа Атона. Так как, начиная с 15-го года правления Эхнатона, имя Нефертити не упоминается, как это было ранее, рядом с именем фараона, хотя точно известно, что она была жива и после смерти Эхнатона.
Эхнатон правил не менее 17
лет, последний известный год его правления — 17-й.[33]
Культ Амона был не долгим и после смерти
Эхнатона почти что исчез из человеческой памяти, однако сумел возродится при
начале правления Тутанхамона. Тутанхамон смог соединить во время своего
правления в Египте две религии: поклонение Атону и поклонению Амону. Тутанхамон
не подвергал культ Атона гонениям и прочей дискриминации жречества и
упразднения храмовых хозяйств. Изображения Солнца и Эхнатона сохранились
нетронутыми, а в своих надписях Тутанхамон иногда величает себя «сыном
Атона».Однако, после скорой смерти Тутанхамона культ почитания Атона не нашел
себе покровителя в лице фарона и поддержки среди населения и вскоре был
отменен. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона,
и само имя Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.
Вывод
Не продолжительный по времени эпизод правления фараона-реформатора оставил весьма внушительный след в истории Египта, его культуры и, в особенности, религии. Эхнатон усилил элементы монотеизма, формировавшиеся на протяжении долгих лет в стране и оформил их в лице одного бога, сочетающего в себе полномочия всех остальных. Радикальным образом заменил существующие порядки на новые. В области художественной культуры Амарнский период (время правления Эхнатона) выделяется, главным образом, из-за реформы произошедшей в плане искусства, т.к. изменилось представление о богах, изменился и их внешний вид и сама манера изображения. Это было своеобразным нововведением в истории всего египетского искусства. Реформа Аменхотепа IV носила в себе несколько целей. Основной целью проведения реформы было усиление царской власти и уменьшение влияния жречества, в частности фиванского. Также можно отметить ослабление самостоятельности отдельных номов и сосредоточения их вокруг центра, подвластному фараону. Еще одной, не менее важной целью было объединение культов державы Египта, значительно расширившей свои границы на территории Сирии, Палестины на севере, Нубии на юге, Ливии на западе. Основной неудачей реформы Эхнатона стало яростное сопротивление отдельных номов, сохранивших свою экономическую самостоятельность и практически не зависимых от центра. Реформа вызвала обострение социальной напряженности в обществе, и, в связи с катастрофической занятостью в области реформирования системы управления фараон практически не уделял внимания внешней политике, что способствовало скорому развалу империи.
Заключение
Религия Древнего Египта прошла в фазе своего развития множество стадий, от зарождения верований племен охотников, обожествления сил природы, всевозможных культов животных и растений, до радикальной реформы по упразднению всех богов и замены их одним, главным божеством Атоном, сочетающим в себе все основные качества ранее существующих богов и богинь. Египетская религия сочетала в себе порой противоположные вещи, она являлась и формой фетишизма, и формой политеизма и монотеистических мышлений, обожествлением сил космоса, фауны и флоры, и в то же время уделялось огромное внимание загробному миру и реинкарнации человеческого существа в будущем. Религия Египта представляла из себя подлинную эволюцию религии, проходящий все фазы развития и последующее угасание религии как таковой, для того чтобы дать жизнь следующий религии и тем самым продолжить круговорот вещей в природе. Стоит отметить, что единой государственной религии, в современном понимании в Египетском государстве никогда не существовало. Были лишь легализованы разнообразные номовые культы, но они так и не смогли объединиться и создать одну общую религию, без территориального деления на номовые культы. Религия Египта долгое время привлекала внимание сотен людей по всему миру. Египет является загадкой, тайной веков, которую человек во что бы то ни стало желает разгадать и получить все интересующие его ответы. Египтяне создали высокоразвитую цивилизацию, оказавшую большое влияние на развитие народов Передней Азии, античной Греции и ряда других государств. Огромнейшая роль Древнего Египта в истории еще не оценена должным образом и требует более полного, детального изучения, т.к. Египет являлся колыбелью жизни, в которой зародились и сформировались верования, пережитки которых мы видим и по сей день. Египетская религия была уникальным феноменом, сочетающая в себе часто противоречивые, а порой и взаимоисключающие верований, возникших в разные времена и в разных частях страны.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Геродот История/ пер. с греч. Г.А.Стратановского. - М.,2004.
2. Диодор Сицилийский Историческая библиотека/ пер. М.Е.Сергеенко.- М.:МГУ.,1993.
3. Плутарх Об Осирисе и Исиде/ пер. Н.Н.Трухина. - Киев.:УЦИММ-ПРЕСС.,1996.
4. Тексты Саркофагов/ под общ. ред. А.С. Четверухина. - СПб.,2000.
5. Тексты Пирамид/ под общ. ред. А.С. Четверухина. - СПб.:Нева.,2000.
Литература:
1. Арушанян З. Л. Как кошка в дом вошла. - М.,2008.- 320 с.
2. Гладких В.Д. Древний мир - М.:Центрополигра.,1998.- 485 с.
3. Древний Египет. Великие цивилизации. Энциклопедический справочник. Розали Дэвид. - М.:Вече.,2008.- 768 с.
4. Дьяконов И.М. История древнего Востока. - М.,1983.- 692 с.
5. Г. М. Бонгард-Левин. История Древнего Востока. - М.:Наука.,1988.- 623 с.
6. Мифы древнего Египта Книга мертвых Амдуат/ пер. М.Э.Матье под ред. А. Большакова. - СПб.,2009. – 490 с.
7. Е.М. Мелетинский. Мифы и легенды Древнего Египта. Египетская мифология. - М.,2008.- 325 с.
8. Тураев Б.А. Египетская литература - М.,1920.- 412 с.
9. Четверухина А.С. Тексты Пирамид. - СПб.:Нева.,2000.– 398 с.
10. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб.,1890—1907.-892с.
11. А.В.Морозов. АменхотепIV. Его вклад в развитие Древнеегипетского общества. - М.,ООО «НИР ЛТД».,1990. - С.39-44
12. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://egypt.km.ru/
[1]Четверухина А.С. Тексты Пирамид. - СПб.:Нева.,2000.– С.294-300
[2]Геродот История/ пер. с греч. Г.А.Стратановского. - М.,2004.- С.162
[3]Диодор Сицилийский Историческая библиотека/ пер. М.Е.Сергеенко.- М.:МГУ.,1993.- С.82-112
[4]Плутарх Об Осирисе и Исиде/ пер. Н.Н.Трухина. - Киев.:УЦИММ-ПРЕСС.,1996.-16 с.
[5]Дьяконов И.М. История древнего Востока. - М.,1983.- 692 с.
[6]Гладких В.Д. Древний мир - М.:Центрополигра.,1998.- С. 230-483
[7]Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб.,1890—1907.- 892 с.
[8]Е.М.Мелетинский. Мифы и легенды Древнего Египта. Египетская мифология. - М.,2008.- 325 с.
[9]Гладких В.Д. Древний мир - М.:Центрополигра.,1998.- С.232-233
[10] Древний Египет. Великие цивилизации. Энциклопедический справочник. Розали Дэвид. - М.:Вече.,2008.- С.267-268
[11][Электронный ресурс]. – режим доступа:http://egypt.km.ru/
[12] Тураев Б.А. Египетская литература - М.,1920.- С.290-291
[13]Тураев Б.А. Египетская литература - М.,1920.- С.294-297
[14]Дьяконов И.М.История древнего Востока.- М.,1983.- С.146-150
[15]Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб.,1890—1907.- С.46-48
[16]Е.М.Мелетинский. Мифы и легенды Древнего Египта. Египетская мифология. - М.,2008.- С.34-37
[17]Мифы древнего Египта Книга мертвых Амдуат/ под ред. А. Большакова; пер. М.Э.Матье.- СПб.,2009.- С.148-158
[18] Там же – С.159-162
[19] Мифы древнего Египта Книга мертвых Амдуат/ под ред. А. Большакова; пер. М.Э.Матье. - СПб.,2009.- С.160-168
[20]Геродот. История/ пер. с греч. Г.А.Стратановского. - М.,2004.- С.57-58
[21]Арушанян З. Л. Как кошка в дом вошла. - М.,2008.- С.165-167
[22] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб.,1890—1907.- С.37-38
[23]Дьяконов И.М. История древнего Востока. - М.,1983.- С.76-78
[24]Дьяконов И.М. История древнего Востока. - М.,1983.- С.244-250
[25]Тураев Б.А. Египетская литература - М.,1920.- С.313-321
[26] Тексты Саркофагов/ под общ.ред. А.С. Четверухина. - СПб.,2000.- 160 с.
[27] Геродот История/ пер. с греч. Г.А.Стратановского. - М.,2004.- С.133-145
[28]А.В.Морозов. АменхотепIV. Его вклад в развитие Древнеегипетского общества. - М.:НИР ЛТД.,1990. - С.39-44
[29]Гладких В.Д. Древний мир - М.:Центрополигра.,1998.- С.232-233
[30]Г. М. Бонгард-Левин. История Древнего Востока. - М.:Наука.,1988.- С.520-524
[31] Там же С.535-537
[32]Дьяконов И.М. История древнего Востока.- М.,1983.- С.178-184
[33] Г. М. Бонгард-Левин. История Древнего Востока. - М.:Наука.,1988.- 563 с.