Содержание
Введение………………………………………………………………………….4
1.
Методологические основы работы с добровольными помощниками
1.1 Характеристика
групп добровольцев………………………………………6
1.2 Личные
качества волонтеров, которые определяют эффективность добровольной деятельности
……………………………………………….…..13
2. Технологии
привлечения человеческих ресурсов к волонтерскому движению.
2.1 Виды и сферы
волонтерской деятельности ………………………………20
2.2 Пути
привлечения человеческих ресурсов к волонтерской
деятельности………………………………………………………………...…...23
2.3 Студенты
Вузов, как один из источников добровольных помощников .30
3. Рекомендации по
оптимизации волонтерского движения………………...33
Выводы………………………………….……...………………………..............39
Список литературы
................................................................................
............41
Введение
Практически каждый из нас хотя бы раз в жизни по своей воле брался за выполнение трудовых обязанностей, не требуя денежной компенсации. Добровольный труд давно известен как основа экономии и воспитания, на которую обращают внимание властные и предпринимательские элиты развитых стран, где существует четко отработанная система поиска добровольцев и работа с ними.
Изначально волонтерами называли людей, которые добровольно и исключительно по собственному желанию поступали на военную службу в некоторых европейских странах (например, Франции и Испании). Сейчас от этого громоздкого определения «волонтерства» осталось лишь слово «добровольно». Правда, добавилось еще и «безвозмездно».
Сейчас волонтеров называют по-разному, но все знают, что это человек, который помогает близким, соседям, знакомым или часто незнакомым людям, которые нуждаются в помощи: как в родной стране, так и за рубежом. Волонтеры работают в школах, больницах, библиотеках, лагерях с беженцами, при защите окружающей среды − повсюду.
Все известные движения против насилия, рабства, за улучшение оказания медицинской помощи, за мир и международное сотрудничество, проводились с доброй воли людей.
Целью данной курсовой работы является определение наиболее приоритетных путей привлечения человеческих ресурсов к волонтерской работе.
Объектом курсовой работы является собственно добровольцы волонтерской работы как явления.
Предметом - особенности подготовки добровольных ресурсов.
Для достижения цели поставлены следующие задания:
1) охарактеризовать группы добровольцев также видов и сфер работы.
2) определить личностные качества волонтеров, как определяют эффективность добровольной деятельности.
3) проанализировать пути предупреждения рисков волонтерской деятельности.
4) разработать рекомендации по привлечению в волонтёрскую направленность.
1. Методологические основы работы с добровольными помощниками
1.1 Характеристика групп добровольцев
1) волонтеры, которые работают при центрах социальных служб для молодежи;
2) волонтеры, которые являются членами различных общественных;
3) волонтеры, которые представлены другими категориями населения.
Нужно отметить что если представители первой группы в основанном самоидентефицируют себя с понятием «волонтер» то представители второй и третьей группы как правило не называют себя «волонтёрами» они проводят социальную работу соответствующее членам общественной организации. Участие в социальной деятельности волонтеров третьей группы во многом зависит от их собственного желания.
В содержании деятельности разных групп волонтеров много общего, но организационные принципы социальной деятельности каждой группы значительно отличаются.
Так, волонтёры первой группы - это, в основном, несовершеннолетние и молодежь (старшеклассники и студенты), а также опытные специалисты и родители проблемных детей и подростков.
Подростки и юноши, учащиеся старших классов школ и средне-специальных заведений, которые составляют актив разных групп при социальных центрах (в творческих объединениях, школьников лидеров, в группах самопомощи, молодежи и детских объединениях).
Вопрос оказания конкретной помощи, как правило, не есть окончательным. Профессиональная квалификация волонтеров - подростков, конечно, достаточно низкая, однако они очень мобильные, они не имеют коммуникационных проблем в общении с другими детьми и подростками.
Поэтому достаточно сложной является проблема, в каких именно видах социальной работы целесообразно использовать волонтеров - подростков. Часто это техническая работа (расклейка афиш, распространение печатной продукции, анкетирования). Студенты высших учебных заведений (преимущественно из отделения педагогики и психологии, социальной работы, социальной педагогики), которые обращаются в центры по поводу практической помощи в обучении по профилю деятельности или которые проходят в организации учебную и производственную практику. Их интересуют те виды работы, которые непосредственно связаны с будущей профессией, при этом преимущество принадлежит индивидуальной работе или работе в небольших группах. Для студента - волонтера важно признание его коллег, вхождение в коллектив профессионалов.
Идеальный вариант сотрудничества, когда волонтеры - студенты начинают работать вместе со специалистами, а затем приступают к самостоятельной работе. Если волонтеру не хватает профессионализма, необходимо стимулировать его повышение. Он должен осознать, что система заинтересована в нем лишь при условии обретения профессионализма.
Родители проблемных детей (детей - инвалидов, несовершеннолетних из групп риска девиантного, аддиктивного поведения и других), которые объединяются в группы самопомощи. Мотивация участия волонтеров-родителей в социальной работе — желание помочь себе лично, а вместе с тем и другим семьям с подобными проблемами: семьям детей - инвалидов, алкоголиков, наркоманов и тому подобное. Уровень квалификации родителей может быть разным. Однако все они имеют большой жизненный опыт проживания в кризисной семьи и общение с себе подобными, знание о возможности выживания в кризисной ситуации, и поэтому очень нужны. Выбор направлений социальной работы, по которым работают волонтеры - родители, определяются личной проблемой волонтера.
Волонтеры - родители очень редко включаются в социальную деятельность по собственной инициативе. Большинство из них надеется на помощь других. Поэтому работникам центров очень важно активизировать родителей, раскрыть перспективы возможной самостоятельной волонтерской деятельности. Только осознание возможности изменений может стать мотивом включения родителей к волонтерскому движению.
Время работы для таких волонтеров достаточно разное. Информация, необходимая для начала работы, - законодательная база, знание которой позволит защитить, отстоять права семей, оказавшихся в кризисной ситуации, а также банки данных центров о различных категориях семей (сколько их, где они проживают, каким образом можно выйти на контакт с ними и т.п.).
Волонтеры - специалисты (психологи, педагоги, социальные педагоги, социальные работники, юристы, врачи), которые оказывают консультативную помощь социальным работникам, другим волонтерам или практически помогают клиентам социальных служб.
Волонтерам нужен инструмент для овладения содержанием деятельности центра именно в том направлении, где они желают работать и помогать с определением собственных задач, их объемом, методов и форм работы. Поэтому центры, которые привлекают к работе волонтеров, должны планировать систематическое обучение, совещания, инструктирование, дискуссии, семинары, круглые столы, тренинги, что позволяет разнообразить формы ознакомления волонтеров с содержанием, направлениями, особенностями, видами социальной работы в зависимости от уровня их профессиональной подготовки к такой деятельности.
Второй большой группой добровольных помощников есть волонтеры - члены общественных организаций. Это в основном: детские, молодежные, женские, культурологические, религиозные организации, организации патриотического толка, общественные организации социально - медицинского профиля, организации специализирующиеся на работе с инвалидами и др.
Наиболее активно социальную работу с детьми и молодежью проводят волонтеры детских, женских, молодежных организаций и организаций, занимающихся социальной работой с инвалидами. При этом вся работа выполняется на волонтерских началах. Эти организации предоставляют широкий спектр социальных услуг различным категориям населения, но основной акцент в своей деятельности делают на материальной поддержке отдельных лиц, групп или семей: финансовой помощи, обеспечении продуктами питания, медикаментами и др.
Бесспорно, социальная работа общественных организаций разная по направлению и зависит от профиля конкретной организации. Так, более других к социальной работе привлечены детские организации, которые оказывают социальную помощь, как правило, незащищенным категориям населения, прежде всего, гражданам пожилого возраста, пенсионерам, инвалидам, своим сверстникам, с которыми произошла беда. Заметное место в социальной работе детских организаций занимает также и материальная помощь. Молодые волонтеры собирают вещи, продукты, которые потом передаются детям - сиротам, детям - инвалидам, пенсионерам. Дети - волонтеры помогают одиноким и престарелым людям решать бытовые проблемы: покупают продукты, выполняют различную работу по хозяйству, на приусадебных участках. Волонтеры принимают активное участие в организации досуга для детей - сирот и детей - инвалидов.
Однако наибольшее распространение получила социальная работа детских организаций среди своих членов и сверстников. Значительная часть общественных детских структур занимается организацией досуга детей и молодежи.
К социальной работе с молодежью привлечены волонтеры молодежных организаций, их социальная деятельность несколько подобна работе детских организаций: шефская помощь ветеранам, пенсионерам, одиноким людям. Однако именно возрастная разница определяет формы и методы социальной работы. Молодежные организации ориентируют своих волонтеров на социальную помощь в первую очередь младшим старшим, но не своим сверстникам. В отношении молодежи молодежные организациях выступают в основном пропагандистами того или иного политического направления, массовые мероприятия, организованные ими, тоже имеют политическое направление.
Социальная работа волонтеров молодежных организаций, как правило, ограничивается организацией досуга, реже - защитой прав молодежи. А индивидуальная и групповая консультативная социальная помощь молодежными организациями практически не предоставляется.
Значительную работу по оказанию социальной помощи молодежи проводят волонтеры женских организаций. Их деятельность ориентирована, в основном, на работу с женской молодежью и направлена на защиту прав женщин.
Достаточно широко в практической деятельности женских организаций представлены индивидуальные формы работы. Специалисты - волонтеры, члены организаций проводят консультации для женщин и их детей, предоставляя им психологическую, педагогическую, медицинской и социальной помощи. Большая работа проводится в плане социальной защиты, материальной и моральной поддержки многодетных семей, одиноких и малолетних матерей. Значительное место в деятельности женских организаций занимает работа, направленная на подготовку будущего супруга или работу с молодыми семьями, а также оказание психологической и социальной помощи женщинам и детям, которые подверглись физическому или моральному насилию.
Все общественные организации имеют большой потенциал, реально — каждая группа этих организаций имеет свой специфический объект социальной помощи и свои формы работы с ними. Учитывая, что социальная помощь членам общественных организаций осуществляется на волонтерских началах, она бесплатная, что очень важно в условиях экономического кризиса. С другой стороны, участие самой молодежи в деятельности этих организаций является неоспоримым воспитательным фактором для каждого члена организации.
Кроме выше определенных групп волонтеров, человеческими ресурсами, которые пополняют ряды добровольных помощников, (третья категория волонтеров) есть и представители других категорий населения.
Волонтеры, которые приходят по собственному желанию. Волонтеры могут прийти в организацию по собственному желанию, прочитав о ней в прессе и проявив желание узнать, как она работает.
Если интересы организации совпадают с интересами потенциального волонтера, нужно подробнее ознакомить его с организацией, предложить обучение, поскольку в основном оно необходимо, привлечь к работе по реализации конкретной программы. Иногда работа, предложенная волонтеру, является очень ответственной, требует профессиональных навыков (например, няня в приюте для маленьких детей, консультант «Телефона доверия»).
Спонсоры. Они не всегда способны поддержать вас материально. Но руководители фирмы могут предоставить вам реальную методическую помощь в организации работы вашего общества, поиска финансов. Такой вариант часто называют патронажем. Лучший способ организовать патронаж — создать попечительский совет при конкретной организации, где попечителями будут руководители различных фирм, известные в городе или стране личности: артисты, музыканты.
Юрист фирмы может бесплатно предоставить разовую, или оказывать постоянные консультации. Главный бухгалтер фирмы поможет разобраться с финансовым отчетом. Сотрудники фирмы могут в свободное от работы время выполнять работу, не связанную с их основной деятельностью.
Чиновники. Люди, которые работают в государственном аппарате, например, в городской администрации, также могут быть волонтерами. Однако, прежде чем привлечь их к этой деятельности, следует выяснить, не приведет ли это к конфликту волонтера с руководителями. Самый надежный вариант в такой ситуации, когда администрация знает и дает согласие на работу своего работника волонтером.
Клиенты. Волонтерами могут быть и те, кому оказывается помощь, — клиенты конкретной организации, например, пациенты клиники или слушатели воспитательного центра, родители клиентов, а также те, кто был клиентом ранее и хочет работать волонтером в различных программах.
1,2 Личностные качества волонтеров, которые определяют эффективность добровольческой деятельности.
Волонтерская работа относится к таким видам социальной деятельности, где личностные качества волонтеров в значительной степени определяют эффективность и успешность их работы. Относительно сущности качества как психолого-педагогического понятия, Малый академический словарь приводит следующее определение: «Качество - существенный признак, свойство, отличающие один предмет или одно лицо от другого.».
Остановимся на тех качествах, которые являются весомыми для волонтерской работы.
Прежде всего это социальная активность - личностное качество, в котором проявляется творческое, сознательное отношение к жизни общества социальных ценностей, что находит свое отражение в деятельности, которая обеспечивает профессиональную самореализацию личности. Это сознательное отношение к жизни социума, его социальных ценностей, что выражается в энергичности, работоспособности, неравнодушия ко всему, что происходит вокруг, стремлении разбудить инициативу людей, сделать их соучастниками социально - педагогического процесса. Активность личности отражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на преобразование окружающего мира, изменение собственного психического мира; на формирование у себя необходимых социальных качеств.
Толерантность к другой, что означает желание (или, по крайней мере, согласие) личности признавать само ценность взглядов, отличных от ее собственных, даже тех, которые по содержанию являются неприемлемыми для нее; повышение терпимости к каким - либо воздействиям среды за счет снижения чувствительности. Тесно связана с развитием чувства собственного достоинства, уважения к достоинству другого. Это качество выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимании и согласовании разнородных интересов и взглядов без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Сущностными характеристиками толерантность и уважение, симпатия, доброта, сдержанность, терпимость, умение общаться, способность понять другого, сила воли, выносливость. Толерантность одного индивида к другому основывается на не дискриминации и на таком понимании человека, как выдающейся ценности, когда «ничто не может быть выше человека, и ни один человек не может быть ниже другого человека».
Эмпатия - способность понимать внутренний мир другого человека, проникать в его чувства, откликаться на них и сопереживать. Эта способность выражается в таких характеристиках, как доброжелательность и уважение к детям, чуткость и заботливость, интерес к их жизни, верность своим обещаниям, эмоциональная восприимчивость.
Альтруизм (от лат. alter - другой) - принцип жизненной ориентации личности, в соответствии с которым благо другого человека более важно и значимо, чем собственное благо и личные интересы. Этот принцип противоположен эгоизму. Альтруизм по своему содержанию и способам проявления опирается на фундамент гуманистического мировоззрения. Лежит в основе нравственной практики таких видов деятельности, как благотворительность, определяет некоторые личностные качества (милосердие, бескорыстность и др.).
Альтруистические черты характера формируются воспитанием в соответствии с общественными запросами и потребностями. Однако возможно, что степень проявления этой жизненной позиции определяется количеством природных предпосылок.
Моральная ответственность представляет собой генерализованое качество личности, которое формируется всем составом ее внутреннего мира. Выражается она в причастности к общественным целям и задачам, в самаонаправлености морально освобожденной деятельности по их осуществлению на основе осознания и усвоения общественных требований, предсказания результатов поступка, выбора способа деятельности, его реализации и самооценки.
М. Сметанський, В. Галузяк, связывая ответственность с профессиональным и духовным становлением личности, трактуют ее как черту личности, что проявляется в тенденции творчески, результативно выполнять свои профессиональные общественные обязанности. Она имеет связь с такими нравственными понятиями, как гуманизм, патриотизм, добросовестность, инициативность, дисциплинированность, честность, трудолюбие, творческая активность, способность к действию, разумного самоограничения. Ответственность личности обязательно предусматривает осуществление самоопределения и проявляется в ее способности осознать собственные действия и необходимости личного вклада в жизнь общества и ответственность за них. Как невозможен альтруизм за чужой счет, так невозможен он и в случае отсутствия свободы выбора. Ответственности за себя и за других людей проявляется в желании помочь тем, кто в этом нуждается, воспринять чужую боль на себя, человечность, сострадание и в то же время самому не оплошать с правильного пути, быть советчиком и помощником другим.
Терпимость - умение откорректировать свои негативные эмоции и чувства, направив их в конструктивное русло для позитивной мотивации на дальнейшее сотрудничество.
Говоря о терпимости как личностное качество волонтера, цель терпимость, в основе которой лежит механизм, обеспечивающий терпимость личности в процессе социального взаимодействия. Здесь речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За этим видом терпимости стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами таких установок могут быть такие: «все люди когда-либо ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение», «человек имеет право на эмоциональный срыв» и тому подобное.
Коммуникативность (общение с клиентом, социальный работник имеет возможность узнать о его проблемах, ожидания и надежды; благодаря общению можно выработать план совместных действий, вовремя скорректировать возможные пути решения проблемы, спрогнозировать ожидаемые результаты).
На этических нормах и принципах основываются убеждения - твердые, прочно устоявшиеся мнения о чем - либо, взгляд на что-то. Убежденность как особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Поэтому осуществлять волонтерскую работу может только человек, который может откровенно сверить свои этические принципы с этическими принципами социального работника, действовать в соответствии с убеждениями: люди должны помогать друг другу.
Волонтерская работа базируется на идеях гуманизма, в основе которых — убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию. Гуманизм понимают как совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о блага людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни. «Отношение к человеку - главный показатель не только общественной морали, но и морали каждого из нас, - отмечал Бы. Вульфов. — Это отношение может быть добрым или недобрым, внимательным или равнодушным, предвзятым или объективным. Важно, чтобы оно было гуманным. Гуманизм - активное человеколюбие, то есть исходная вера в положительные возможности человека. Гуманизм выступает вроде как вектором социальности, выражаясь в таком качестве личности, как гуманность. Она воплощается в способности воспринимать людей такими, какие они есть, верить в их добрые намерения, помогать стать лучше».
Человек становится личностью, готовой к самореализации своего гуманистического потенциала не благодаря пассивному восприятию нравственных норм, а только через поиск самой себя, гуманное отношение к другому человеку.
Ценить в человеке его неповторимую индивидуальность, а не только полезны для того или иного использования свойства, причем не неповторимость, что выражается в капризах и второстепенных особенностях, а в главной, существенной качестве целостной личности - относиться к человеку гуманно. Найти моральные ценности, нравственные ориентации, что интегрируют личность в единое целое, понять их в неповторимости - значит отнестись к человеку с моральной заинтересованностью. Только при таких условиях признается самоценность другой личности. Признание человеческого достоинства проявляется и в особом отношении человека к самому себе, и отношении к ней общества.
Однако, некоторые психологи утверждают, что любовь к абстрактному человечеству (пренебрежение другими живыми людьми) - худший враг настоящей человечной любви к людям, любить человечество надо в людях, с которыми связывает жизнь, и в них надо любить человечество таким, каким оно есть, и таким, каким оно будет, таким, каким оно становится, и каким мы должны его сделать. Относительно волонтерской работы, то она способствует становлению профессионального самосознания молодых людей, привлечению их к общечеловеческой и профессиональной культуры, формированию ценностной ориентации на человека, установлению положительных взаимоотношений как со взрослыми, так и сверстниками, само менеджмента относительно ценностей и нормативных правил социума.
Подытоживая имеющиеся современные теоретические разработки по
проблеме волонтерства и волонтерской работы, можно отметить, что волонтерскую
работу можно трактовать как феномен филантропии, основу социализации личности,
социального взаимодействия, социального обмена, социальных норм, саморазвития,
самовоспитания, самосовершенствования личности, становления ее гуманистических
ценностей и весомым средством подготовки молодежи к профессиональной
деятельности.
2 Технологии привлечения человеческих ресурсов к волонтерскому движению
2.1 Виды и сферы волонтерской деятельности
По принадлежности к определенной организационной структуры волонтеров разделяют на две условных группы:
· волонтеры, которые работают в различных социальных службах;
· волонтеры общественных организаций.
Итак, волонтерское движение сегодня происходит по следующим основным направлениям:
1. Добровольная систематическая или эпизодическая помощь государственным учреждениям в реализации социальной политики - помощь образовательным (школьным и внешкольным) заведениям в учебно-воспитательной работе, учреждениям социального обеспечения в работе с детьми и молодежью с особыми потребностями и пожилыми людьми.
2. Добровольная бесплатная работа волонтеров в общественных и некоммерческих организациях - оказание помощи различным категориям населения в любых видах деятельности, учебы, развития. Такое направление деятельности волонтеров любого возраста способствует их творческой и социальной самореализации, саморазвития и самонаблюдению.
Во всем мире главным объектом волонтерства являются
негосударственные организации: детские, молодежные и женские.
Наиболее активную
социальную работу проводят волонтеры детских, женских организаций и
организаций, занимающихся социальной работой с инвалидами.
В общем, волонтерами может выполняться любая работа, а не только элементарные вещи, не требующие профессиональной подготовки. Волонтер - это не только помощник или социальный работник, заботящийся об окружающих, он может быть учителем, специалистом по компьютерам, политиком, инженером или дизайнером. Главное, чтобы работа волонтеров была организована эффективно и велась профессионально .
Определяя задачи для волонтеров, организации должны ориентироваться на индивидуальные возможности каждого. Волонтеры могут выполнять задания, не относящиеся к постоянным оплачиваемым работам; принести новые идеи в организацию; создать и распространять общественное мнение об организации; привлекать новых людей в организацию, помочь в сборе средств; поощрять гражданскую активность.
Волонтеры могут заниматься делами, которыми бы никогда не стали заниматься на оплачиваемой работе. Волонтеры, которые отдают свое время и усилия организации, хотят быть ее частью, они хотят иметь право голоса и влиять на решения организации. Фактически то, что другие интересуются их мнением и учитывают точку зрения, подтверждает значимость волонтеров для организации. Возможность влиять даже на малейшую часть работы организации являются специальным видом мотивации, потому что человек чувствует себя частью организации в целом.
Категории населения, на которые направлена работа общественных организаций, являются весьма разнообразными и не однородными со своей массовой долей.
Рассмотрим виды волонтерской деятельности на примере работы центров социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи - специализированные учреждения, на которые возложены государством задачи практического осуществления поддержки социального становления и развития семей, детей, молодежи.
Любые волонтерские группы при центрах социальных служб для молодежи действуют в рамках социальных программ, которые реализуются центрами, предусмотренные планами работ, задачами, которые возложены на центры государством.
Анализ материалов областных ЦСССМ позволяет выявить основные направления работы добровольных помощников:
1 .Социально-реабилитационная работа, предупреждение и преодоление негативных явлений в молодежной среде:
- работа с молодежью, склонной к асоциальному поведению;
- профилактика и преодоление употребления алкогольных напитков;
- профилактика и предотвращение курению;
- профилактика и предотвращение употребления наркотических веществ;
- профилактика болезней, передающихся половым путем и ВИЧ/Спида;
- поддержка детей и подростков, пострадавших от морального, физического сексуального насилия;
-поддержка детей и молодежи, находящихся в кризисном состоянии;
- социальная работа с «детьми улицы».
В этом направлении волонтерами центров СССМ проводятся различные беседы, диспуты, лекции на различную тематику, организуются вечера, концерты «За здоровый образ жизни», проводятся ролевые и творческие игры с молодежью и с «детьми улицы». Распространяются информационные листовки, буклеты о негативном влиянии на организм употребления алкоголя, табака, наркотических веществ. Здесь применяются как групповые формы работы, так и индивидуальные.
2.
Социальная опека и защита наименее защищенных категорий детей и молодежи:
- поддержка и
содействие развитию творческих способностей молодых инвалидов;
- социальная помощь молодым семьям;
- социальная работа с детьми - сиротами и детьми, лишенными родительской опеки;
- социальная поддержка военнообязанной молодежи;
- социальная работа с женской молодежью;
- социальная помощь одиноким матерям, неполным семьям, многодетным семьям;
- помощь в решении социальных проблем учащейся и студенческой молодежи.
Организуются концерты, конкурсы, соревнования, ярмарки, создаются различные клубы по интересам, проводятся благотворительные акции, вечера. Все это делается для того, чтобы такие категории детей и молодежи почувствовали себя нужными в этом обществе.
3. Социальное сопровождение молодежи, помощь в ее интеграции в общество:
- содействие самовоспитанию, самоопределению и самосовершенствованию детей и молодежи;
- формирование и развитие качеств творческой личности;
- социальная поддержка безработной молодежи, содействие в трудоустройстве;
- развитие и поддержка одаренных детей и подростков;
- организация содержательного досуга детей и молодежи как путь профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
Проводятся соревнования, олимпиады, походы, экскурсии, конкурсы творческих работ, тематические дни, костры, праздники, ярмарки, также идет привлечение молодежи и подростков в разнообразных кружков и секций.
Согласно этой классификации мы можем сделать вывод, что волонтеры привлекаются к основных видов социальной работы: профилактика, обслуживание, адаптация, патронаж.
При этом волонтер выбирает себе задачу по принципу добровольного выбора, собственным предпочтениям и с учетом наличия определенных навыков, которые нужны для выполнения того или иного дела.
В целом же в работе центров ЦСССМ групповые и массовые формы и методы предоставления, социальных послушание и помощи преобладают над индивидуальными.
Итак, анализируя направления и некоторые формы работы, следует отметить, что практически вся работа центров СССМ допускает возможность привлечения волонтеров.
2.2 Пути привлечения добровольцев к волонтерской деятельности
Система волонтерского движения функционирует благодаря ее человеческим ресурсам. В широком смысле ресурсы рассматриваются как запасы чего-нибудь, что можно использовать в случае необходимости. В другой интерпретации они трактуются как источник и арсенал средств и возможностей, к которым можно прибегать по мере необходимости с целью выполнения определенных задач или совершенствование деятельности.
Среди ресурсов волонтерского движения, прежде всего можно выделить человеческие ресурсы, поскольку волонтерами являются люди, которые на принципах добровольности принимают участие в работе государственных и общественных организаций.
Элементами эффективного призыва является ясное определение работы волонтера. Не следует искать волонтеров просто, например, для приготовления пищи для бедных и престарелых, а лучше привлекать волонтеров к решению проблем людей, которые нуждаются в этой помощи.
Хотя бы один раз в год координатор должен организовать общее
собрание волонтеров и персонала и выразить благодарность по итогам за год. В
этот момент очень важно напомнить каждому о миссии, структуру и политику
организации. Так волонтеры могут увидеть свое место в целостной структуре.
Такое отношение особенно важно в рамках рутинной работы. Рассматривая себя в
контексте ценностей и успехов организации, волонтер получил эффективную
мотивацию. Формы поощрения волонтеров включают: празднование Дня Волонтеров;
поздравление с
Днем рождения;
вручение значка с логотипом организации; приглашение волонтера на неофициальные
встречи команды; помощь волонтеру в повышении квалификации.
Важно использовать разные формы поощрения волонтеров; например, не каждому человеку нравится, когда его хвалят в присутствии большой аудитории, вручают дипломы, дают интервью для прессы. Поощрения вместе со стимулированием делает свой вклад в создание хорошей рабочей атмосферы и повышения эффективности работы. Организация не должна забывать также, обеспечивать волонтеров теми же социальными льготами, что имеют все работники, такими как: обед на работе (обычная практика в Центральной и Восточной Европе), защитная одежда, различные скидки.
Так, как большинство волонтерских группировок возникают стихийно и принимают участие в одноразовых акциях или мероприятиях, существует настоятельная необходимость разработки системного подхода к привлечению волонтеров, организации их деятельности и поддержки волонтерского движения.
Главную роль в укреплении позиций добровольцев и формирования позитивного отношения общественности к их деятельности играет внедрение системы обучения волонтеров.
Часто руководители организации, которые привлекают к работе волонтеров, игнорируют их обучения надеясь тем самым сэкономить средства и время. Такое отношение является ошибочным и сводит волонтерское движение к процессу использования бесплатной рабочей силы. Отсутствие обучения лишает добровольца возможности определенных достижений и роста компетентности. Что в свою очередь снижает мотивацию к работе. По моему мнению: во - первых, постоянные семинары и тренинги дают возможность обеспечивать психологическую поддержку; во - вторых, семинары и тренинги позволяют приобрести новых знаний и навыков; в - третьих, семинары способствуют формированию у волонтеров интересов к делу.
Чтобы заинтересовать потенциальных волонтеров надо к каждому иметь индивидуальный подход.
Для подростков и юношей главной причиной участия в волонтерской деятельности есть возможность самоутверждения в глазах сверстников, родителей, учителей и возможность нового общения с ними на новом, более доверчивом, взаимоответственном уровне, а также желание найти новых друзей, возможность получить новых навыков и знаний и проведения собственного досуга.
Опыт показывает, что чем интереснее подросткам работа, которую они выполняют, тем чаще они готовы включиться в нее. Однако ни в коем случае не обещать больше, чем можно сделать для волонтера.
Волонтеры - подростки очень полезны в проведении игровых форм социальной работы с инвалидами, в пресс - центрах и тому подобное. Поэтому очень важно в работе с ними создание условий для становления личности подростка, его социализации, активизация их самоопределения. Создание таких условий - один из верных путей привлечения подростков к волонтерскому движению. Студенты имеют несколько другие мотивы для добровольной социальной работы, прежде всего их интересуют профессиональные проблемы: реальные — приобретение профессиональных знаний по будущей специальности, наработки навыков работы; формальные — получение зачета, прохождения практики.
Их в определенной степени волнует проблема межличностной коммуникации, особенно общение с профессионалами в выбранной специальности, знакомство с новыми методиками и технологиями, все, что может им помочь в дальнейшем стать высококвалифицированными специалистами и трудоустроиться.
Именно поэтому, одним из основных путей привлечения студентов к волонтерской деятельности является оценка профессиональной компетентности студентов организаторами волонтерского движения и через то — избегание причин конфликта и недоразумения. Конфликт, как правило, возникает в результате разногласий попыток студентов самоидентефецироваться и стремлений специалистов предлагать им «неквалифицированные» виды работы. Такое отношение обижает и отталкивает от первых волонтерских дел.
В отличие от рассмотренных выше категорий волонтеров, для подавляющего большинства волонтеров - родителей не является существенной и оценка их труда, для них важен тот эффект, которого они достигают относительно своей семь и, семей близких людей. Исключение составляют волонтеры - родители, которые при поддержке семей с названными проблемами становятся их представителями в органах власти разного уровня. Такие примеры есть и работа таких родителей, безусловно, очень эффективна, особенно в группах взаимной поддержки.
Основным движущим мотивом участия волонтеров - специалистов в добровольном русле является реализация личных профессиональных возможностей. Иногда она имеет альтруистический характер, иногда специалист пытается расширить круг своих интересов, иногда ему необходимо профессиональное или личное самоутверждение. Поэтому, катализатором привлечения специалистов к волонтерскому движению могут стать публикации в прессе: отзывы, благодарности, другие формы оценки социальной значимости их работы.
Главное задачей при привлечении специалистов является оптимально-организована их деятельность (точное время, аудитория или кабинет, клиентура), следить, чтобы они решали сугубо профессиональные проблемы. Привлечение специалистов очень важно для волонтерской деятельности. Через их привлечение можно решить много социальных проблем, связанных с профессиональной деятельностью.
Но, все же, основным движущим мотивом участия специалистов в волонтерском движении является реализация личных профессиональных возможностей. Практика позволила выделить два основных правила в работе со специалистами как волонтерами:
1) гибкий график для специалиста, занятого, как правило, в нескольких местах;
2) обеспечение возможности профессиональной или научной карьеры, ведь часто именно за этим обращаются в некоммерческие организации специалисты.
Попечитель, как доброволец не всегда поможет вам деньгами, но сработает его имя, он привлечет других (спонсоров); даст совет. Не следует забывать, что руководители многих фирм имеют высшее экономическое образование, огромный опыт работы с финансами, управленческий опыт.
Волонтеры, которые приходят по собственному желанию - это добровольцы, которые были привлечены благодаря ведущим информационным ресурсам, относительно призыва добровольных помощников. Так к таким ресурсам относятся: буклеты, листовки об организации; веб - страница организации в Интернете; публикации об организации в печати; устная информация членов организации и волонтеров для потенциальных добровольцев; листовки-призывы.
По моему мнению, если информация, которая была подана для потенциального добровольца, как-то его заинтересовала, или деятельность организации совпадает с его интересами, то доброволец может стать волонтером организации по собственному желанию. Именно на это направлены все информационные ресурсы.
Диапазон личностных качеств человека очень большой и широкий. Человек стремится усовершенствовать себя, найти свое предназначение и место в жизни. Волонтерская деятельность - это путь самопознания и самопроверки. Поэтому в добровольной работе принимают участие различные категории волонтеров.
Следует отметить, что главной проблемой волонтерского движения остаются, прежде всего, трудности организации волонтерской деятельности. Организаторам волонтерского движения нужно не только ознакомиться с историей движения других стран, организовать работу и контроль, научиться составлять рабочие планы и ставить задачи для волонтеров, но и всегда учитывать мнение и опыт самих добровольных помощников.
Но, как показывает практика, многие организации привлекают волонтеров к неинтересным работам и из-за этого имеют проблему. В таких случаях персонал считает помощников ненадежными. Именно создание нужных для волонтеров условий труда и является главнейшим пунктом успешной деятельности.
Можно потерять волонтеров и через собственное отношение к ним, особенно, когда им не могут найти подходящую работу, не благодарят, не учитывают их мнение. В таком случае люди уходят из организации, что может стать причиной ее распада. Работа с добровольными помощниками требует гибкости и чувство ответственности, умение взаимодействия и доверия людям. Волонтер - это, как правило, не чудо - человек, который все понимает и воспринимает каждое слово руководителя. Это может быть и человек 80-ти лет с нелегким характером, но в то же время, неизменный работник в работе с такими же людьми, как и сам, которые находятся в организации на патронаже, и 17-ти летний молодой человек с небольшим жизненным опытом, но которому легко дается учеба.
Таким образом, привлечение людей к волонтерскому движению происходит различными путями. Поэтому ряды волонтерского движения всегда пополняются, ведь человеческие ресурсы неисчерпаемы, а следовательно, волонтерская система будет функционировать бесперебойно.
2.3 Студенты ВУЗОВ как один из источников добровольных помощников
Активное развитие волонтерского движения наблюдается и среди студентов Вузов. Так, например, Луганский национальный педагогический университет им. Т. Шевченко создал на историческом факультете волонтерский отряд «СОВА» (студенческий отряд волонтеров - активистов) в 1997 году.
За период своего существования отряд вырос от конкретных благотворительных дел к разработке и реализации собственных социальных проектов и участия в проектах регионального, национального и международного уровней.
Динамика развития волонтерского движения с момента создания отряда «СОВА» свидетельствует о постоянный поиск студентами новых направлений, форм и технологий участия в решение социальных проблем города и области, расширения диапазона этого участия и связей с государственными и негосударственными социальными службами.
В разных регионах привлечение людей к деятельности волонтерами происходит разными путями и на основе различных принципов. Наиболее распространенный вариант, привлечения студентов соответствующих специальностей (социальных работников, психологов, юристов, медиков) к социальной работе через волонтерские группы. Так, в городе Запорожье на добровольных началах работают 12 социальных педагогов и психологов - студентов факультета социальной педагогики и психологии Запорожского государственного университета. Волонтеры занимаются половым просвещением подростков в летних лагерях школ. В Днепропетровской области действует программы «Весы Фемиды», где задействован волонтерский молодежный юридический клуб. В состав клуба входят студенты-правовики выпускного курса Днепропетровского государственного университета.
На базе Черновицкого областного ЦСССМ работают волонтерские отряды, где волонтерами в подавляющем большинстве являются студенты педагогического университета. Кроме них, к волонтерской работе привлекаются студенты педагогического училища и медработники.
В г. Винница волонтерами - студентами филологического факультета педагогического университета разработан тематический курс занятий «Изучаем классическую литературу» для повышения обще культурного и интеллектуального уровня молодежи с определенными недостатками развития. В г. Луцк ,волонтерскую работу проводят 25 волонтеров, студенты медицинского училища и психологического факультета. Их профессиональная подготовка, несомненно, повлияла и на характер и направления деятельности волонтеров;
Также примером привлечения к волонтерству является организация волонтерского движения на примере деятельности «Студенческого сердца». Волонтерское движение «Студенческое сердце» создание студентами специальности «социальная работа» факультета социологии и управления Запорожского национального университета. Цель волонтерского движения - обеспечение оптимальных возможностей для успешного развития и социализации детей, профилактика отклонений в их поведении, деятельности и общении, разносторонняя помощь детям с особыми потребностями, с помощью игр и тренингов, содействие профессиональной самореализации студентов. «Студенческое сердце» сотрудничает с Хортицкой учебно-реабилитационным многопрофильным центром, Запорожской специальной общеобразовательной школой - интернатом №2.
Задачи центра:
1. Налаживание контактов с учреждениями и центрами, где учатся,
или
находятся на
постоянном проживании дети с особыми потребностями.
2. Проведение тренингов и игр, направленных на развитие и формирование позитивной «Я-концепции», облегчение процесса адаптации в социуме и нормализация деятельности и поведения.
3. Планирование свободного времени, проведения праздничных мероприятий.
4. Содействие обеспечению жизненных необходимостей детей с особыми потребностями.
Направления деятельности: профилактическое, направленное на поддержку здорового образа жизни; проведение досуга; социальная помощь детям с особыми потребностями; тренинговая работа.
3.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для того, чтобы волонтерская деятельность в нашей республике развивалась и была эффективной нужны усилия государства, центров, работающих с добровольцами, и самих волонтеров. А в наше время это как никогда важно!
В толковом словаре Ушакова мы находим следующее определение: волонтер (от французского volontaire) – это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.
По мнению Л.Е. Сикорской, волонтерство - это не что иное, как «способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола. Добровольчество – это созидательная социальная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества».
Сегодня волонтёрские организации существуют в 80 странах мира. Правительства этих стран оказывают поддержку волонтёрскому движению, приобретшему поистине глобальный характер. Работают международные волонтёрские организации. На XVI Всемирной Конференции Добровольцев
Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE) в Амстердаме в январе 2001 года была провозглашена Всеобщая Декларация Добровольчества. В ней обозначены смысл и цели, основные принципы движения.
Центр добровольцев «Московский дом Милосердия» провел социологическое исследование, посвященное изучению мотивов, по которым молодые люди занимаются волонтерской деятельностью. По результатам этого исследования были выделены следующие группы мотивов:
– 89% – респондентов выразили желание быть социально полезными,
– 50% – способствовать изменениям в обществе,
– 36% – реализовать собственную инициативу,
– 36% – найти единомышленников,
– 35% – почувствовать и оценить себя как личность,
– 19% – добрыми делами ответить на помощь, оказанную им в прошлом,
– 15% – интересно провести досуг,
– 10% – решить собственные проблемы.
Работа центров должна заключаться на следующих основных моментах работы с волонтерами:
1) определение значения слова "волонтер", что важно в определенных ситуациях;
2) определение круга деятельности волонтеров в социальной службе;
3) описание характеристик человека и умений, ожидаемых организацией от волонтера;
4) понимание потребностей, как волонтера, так и организации;
5) разработка процесса приема волонтеров;
6) проведение общих информационных собраний и первичных собеседований;
7) описание должностных обязанностей;
8) координированное обучение и развитие волонтеров;
9) понимание миссии организации;
10) поддержка и контроль волонтеров;
11) разъяснение взаимоотношений между волонтерами и персоналом;
12) создание системы поощрения волонтеров;
13) выработка достойного процесса отстранения волонтеров.
Не менее важными являются нормы работы самого волонтера, на основе положений. Этического кодекса специалистов по социальной работе, можно определить, что волонтер должен придерживаться следующих этических норм:
-всегда помнить об интересах человека, которому оказывается помощь; защищать права личности, которая нуждается в поддержке и помощи, способствовать ее развитию;
-способствовать всестороннему гармоничному и самобытному развитию человека, которому оказывается помощь, ее продуктивной самореализации;
- быть доброжелательным, внимательным в работе, уметь выслушивать; ставить служебный долг превыше всего, быть преданным своей профессии;
- быть образцом этичного поведения, носителем высоких моральных качеств;
- уметь не поддаваться влияниям, оставаться объективным, действуя в пределах своей компетентности;
- выходить с позиции милосердия, выполняя разные роли;
- справляться со своими обязанностями наилучшим образом;
-стремиться к самосовершенствованию, повышению своего профессионального мастерства персонально отвечать за свои действия;
-хранить и защищать достоинство, честь и права своих коллег; активно сотрудничать с другими лицами, организациями, от которых зависит благосостояние человека, которому предоставляются услуги и др.
Участвуя в волонтерской деятельности, молодой человек приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:
– умение принимать решения;
– умение вести за собой;
– умение расположить к себе собеседника;
– умение слышать и слушать;
– опыт работы с группой, знание основ психологии;
– организаторские способности.
Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Повышение познавательных потребностей свидетельствует о готовности внутренней когнитивной системы к познанию окружающего мира и самопознанию.
Основными новообразованиями выступают социальная компетентность, интеллектуальная и социальная активность, умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях.
С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.
На сегодняшний день многие молодые люди, заканчивающие ВУЗы, обладают необходимым лидерским потенциалом и стремлением его реализовывать в сфере позитивно направленной общественной деятельности.
Основным препятствием, которое возникает на их пути, остается отсутствие опыта и практических навыков волонтерской работы. По этой причине сегодня очень актуальным является создание в обществе условий для стимулирования и поддержки волонтерских инициатив современной молодежи.
В то же время в обществе существует широкий спектр проблем, которые для своего разрешения требуют применения эффективных способов и инструментов, которые предоставляет добровольческая деятельность.
Выводы
Волонтерская работа способствует социализации личности, обеспечивает усвоение социальной действительности, новых социальных ролей, норм и общественных поведенческих стереотипов; помогает личностному росту, самореализации; по-новому осмыслить значение общечеловеческих ценностей, в том числе сострадания, милосердия, их роль в гуманизации межчеловеческих отношений; знакомит с общей культурой и специфическими субкультурами социума
В общем понимании — это тот вклад, который делается физическими лицами на основе неприбыльной деятельности, без заработной платы, без продвижения по службе, для благосостояния и процветания сообществ и общества в целом.
Но на сегодняшний день не каждый согласен стать волонтером. Причины, которые мешают поступлению к волонтерскому движению, могут быть разными.
Во-первых, психологические - не секрет, что все стремятся получать бесплатную помощь, но не любят бесплатную помощь оказывать. Тем временем помогать другим в наше время даже выгодно. Волонтер приобретает профессиональных навыков, кучу друзей и возможность сделать карьеру.
Во-вторых, мешают организационные трудности; у нас еще недостаточно развита деятельность школ волонтеров и существует мало специалистов, которые обучают добровольцев азам общения и работы.
В-третьих, государственная поддержка волонтерского движения в целом незначительна, хотя и наметились некоторые сдвиги.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалько А.В. Социальная работа в обществе: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / Академия труда и социальных отношений. М .: Центр учеб. литературы, 2005. - 172 с.
2. Бондаренко В. А. Роль школы волонтеров в становлении личности будущего социального работника // Сборник научных трудов ТПУ, 2006.
3. Галузяк В.М., Сметанский М.И., Шахов В.И. Педагогика Учебное пособие / - Винница РИО ОАО «Винницкая областная типография» 2001-200с.
4. Главник А., Романова О., Дружченко Т. Волонтерство в социальной работе / 2006.- 126 с.
5. Капская А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях / К., 2005.- 449 с.
6. Кратинова В.А., Ларионова Н.Б., Песоцкая О.П., Волонтерство как фактор личностного профессионального развития будущих социальных педагогов и работников // Сборник научных трудов ЛПУ, 2007.
7. Ларионова Н., Кратинова В., Караман А. Социальная педагогика: теория и практика. - 2007.
8. Маккарли С., Линч Р. Управление деятельностью волонтеров. - Ресурсный центр развития общественных организаций «Группа», 2008. - 279с.
9. Рудякевич Т.А. Организация волонтерского движения в высших учебных заведениях: Диагностический инструментарий: Метод, разраб. / Житомир: ЖДУ, 2004 -20 с.
10. Янц Н.Д. Основы деятельности волонтеров. Курс лекций / Переяслав Хмельницкий -2009
[ivanova.e1]