МИНИСТЕРСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
<<БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА>>
Кафедра Психологии
Курсовая работа на тему:
<< Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности >>
Выполнила: студентка
2-ого курса 24-й группы
психолого-педагогического факультета
специальности <<Психология>>
Таруц Софья Валерьевна
Научный руководитель:
Заржицкая
Оксана Александровна
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………..…......…………………………………...….3
ГЛАВА 1.Понятие волонтерства …………………………………………………………………….…..6
1.1. История возникновения волонтерства……………………………………………….……6
1.2. Развитие волонтерства в РБ……………………………………………………..…………8
1.3. Психологические особенности волонтера………………………….………………….. 10
ГЛАВА 2. Исследование социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности ………………………………………………………………………………………..……13
2.1. Организация исследования социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности …………………………………………...………………….……….…... 13
2.2. Анализ уровня социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности…………………………………………………………………………………………..…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………………….…………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….………………………….….20
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….……………..….….……………………….……..21
В В Е Д Е Н И Е
Последние десятилетия происходит большое количество политических, культурных, а также социально-экономических преобразований, которые приводят к качественному изменению стиля и образа жизни человека. Поэтому в современном обществе исключительно важным считается возрождение гуманистических традиций, ориентация на человека, с развитой установкой «на других».
Готовность к участию в жизни других людей, оказание им помощи безвозмездно, человечность - важные ценности личностного развития человека. Одной из форм проявления данных ценностей выступает добровольческая деятельность. Волонтерское движение выступает одним из главных ресурсов решения общественных проблем и социального развития в Беларуси. Добровольная помощь, оказываемая человеком обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Волонтерская активность возрождает в молодежной среде гуманные ценности и социально-психологические качества личности, такие как, сострадание, толерантность, альтруизм и другие важные ценности.
В этой связи выявляется необходимость повышения эффективности волонтерской деятельности, что обусловливает изучение факторов, которые могут повлиять как на личностное становление, так и на реализацию мотива волонтерской деятельности. Социально-психологическая готовность к такой деятельности выступает одним из важнейших регуляторов успешной ее реализации.
Вышесказанное позволяет определить, что существует необходимость исследовать социально-психологическую готовность потенциальных молодых людей, желающих участвовать в волонтерской деятельности, на самых ранних этапах вступления в добровольческое движение.
В психологической литературе не определено понятие социально-психологической готовности к волонтерской деятельности как отдельного феномена. Можно прийти к выводу, что проблема социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности остается достаточно новой и до конца не изученной.
Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы социально-психологической готовности к волонтерской деятельности позволяет прийти к заключению о том, что большинство работ посвящены преимущественно изучению мотивации добровольчества, психологических детерминант волонтерства и условиям вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций. Однако вопросам раскрытия сущности и содержания социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности, выявления психологических характеристик личности, способной и готовой эффективно выполнять возложенные на нее функции, способам формирования такой личности внимания уделяется неоправданно мало.
В современной психологии большое внимание уделяется разным видам готовности: готовности к профессиональной деятельности (И.А. Зязюн, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко), предстартовому состоянию в спорте (А.И. Пуни, Ф. Генов, А.Д. Ганюшкин) и др При этом готовность трактуется по-разному: и как установка на определенный вид деятельности (В.Л. Марищук, Д.Н. Узнадзе и др.), и как интегральное свойство личности, формирующееся в процессе деятельности и являющееся результатом этой деятельности (О.В. Амосова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий и др.), как целостное проявление личности (А.И. Пуни), интегральное ее образование (Л.А. Мойсеенко), сложное синтетическое новообразование (Ф.И. Иващенко), состоящее из комплекса взаимосвязанных элементов.
Ведущей и наиболее сложной стороной готовности к деятельности является социально-психологическая готовность. Учитывая различные подходы к понятию «социально-психологическая готовность», в результате анализа психологической литературы можно сделать вывод о том, что это комплекс индивидуально-типологических характеристик личности, определяющий эффективность деятельности.
Анализ структуры феномена «социально-психологическая готовность к деятельности» показал, что исследователи включают в ее состав разнообразные компоненты, способствующие успешному осуществлению деятельности: мотивация, положительное отношение к деятельности, необходимый объем специальных и психологических знаний, определенный уровень умений и навыков в общении с людьми и комплекс профессионально-важных свойств личности[1].
Результаты теоретического анализа степени разработанности проблемы социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности позволяют выявить ряд существенных и еще не решенных противоречий:
-на теоретико-методологическом уровне: между потребностью общества в волонтерах, способных и готовых эффективно выполнять возложенные на них функции, и отсутствием в социальной психологии научно обоснованных сведений о сущности и структуре такой готовности, о ее особенностях, содержании, статических и динамических характеристиках;
-на социально-психологическом уровне: между возросшими объективными требованиями к личности волонтера и недостаточными сведениями о тех ее социально-психологических характеристиках, которые обеспечивают эффективность волонтерской деятельности;
-на практико-диагностическом уровне:между необходимостью социально-психологической практики объективно оценивать и производить отбор кандидатов в волонтеры и отсутствием в ней соответствующего диагностического инструментария, отвечающего критериям валидности и надежности;
-на практико-развивающем уровне: между востребованностью психологической практики в обосновании и разработке специальных программ формирования социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности и недостаточной разработанностью моделей, алгоритмов, технологий решения данной приоритетной научно-практической задачи.
Практическая востребованность и недостаточная научная разработанность анализируемой проблемы определили тему исследования: «Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности».
Объект исследования: мотивационно-личностная потребность.
Предмет исследования: социально-психическая готовность к волонтерской деятельности.
Цель исследования – изучить социально-психологическую готовность молодежи к волонтерской деятельности и их экспериментальное обоснование.
Для достижения цели были разработаны следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие волонтерства
2. Изучить историю возникновения волонтерства.
3. Показать особенности развития волонтерства в РБ.
4. Рассмотреть психологические особенности волонтера.
5. Провести исследование социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности.
Для решения поставленных задач используются следующие методы: изучение психологической и педагогической литературы, тестирование на авторском психодиагностическом инструментарии кандидата психологических наук А. А. Шагуровой.
Гипотеза - студенты психолого-педагогического факультета имеют более высокий уровень готовности к волонтерской деятельности по сравнению со студентами социолого-педагогического факультета.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие теории социально-психологической готовности, в разработку проблем профессионального психологического отбора для осуществления волонтерской деятельности. Результаты исследования уточняют и углубляют знания о специфике социально-психологической готовности к волонтерской деятельности, расширяют представления о самореализации и самоопределении молодежи, участвующей в добровольчестве.
Практическая значимость работы состоит в анализе психолого-педагогической литературы по теме исследования, проведения тестирования, выявлении степени социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности. Материалы данной работы могут быть полезны в психологической практике для совершенствования системы подготовки молодежи к волонтерской деятельности, в волонтерских центрах и добровольческих организациях.
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ ВОЛОНТЕРСТВА
1.1. История возникновения волонтерства
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. В целом же волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие "социум". Абсолютно достоверно, что во всех доисторических обществах, обоюдная помощь была необходимым условием выживания. Люди вместе собирали урожай, строили дома, чинили дороги. Возможно, в XIX веке индустриализация, повышение роли денег, и, как следствие, аутичность и анонимность, сопутствующие урбанизации, подорвали такие ценности как солидарность и взаимопомощь.
В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в Великобритании до первой мировой войны 1914-1918). В XVIII - первой половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах. Интересно, что понятие волонтер в Большой Советской Энциклопедии трактуется как лицо, добровольно поступившее на военную службу. Понятия добровольца или добровольчества и вовсе не рассматриваются.
В 1920 году группа волонтёров из Австрии, Англии, Германии и Швеции - некоторые из них бывшие солдаты, то есть бывшие враги, - собралась с целью восстановить деревню возле Вердуна, которая была разрушена в битве, унесшей множество жизней. С этого первого за всю историю человечества международного волонтёрского лагеря возникло первое волонтёрское движение, которое существует и по сей день. Оно носит французское название Service Civil International (Международная Гражданская Помощь), вкратце S.C.I.
Волонтёрская помощь быстро распространялась и в 1920-х и 1930-х годах у S.C.I. уже появилось много младших организаций. В то время такие организации расценивались как способ установления дружеских отношений между молодыми людьми различных европейских стран. Во время сурового экономического кризиса 1929 года многие страны, от США до Болгарии, организовывали волонтёрскую работу для того, чтобы занять безработных молодых людей чем-нибудь социально полезным, и вдобавок предоставить им постель и еду. К сожалению, эти международные мирные идеи были извращены и повёрнуты в иное русло немецкими рабочими бригадами Hitlerjugend Arbeitsdienst (гитлерюгенд "Трудовая повинность" - организация в фашистской Германии), а также другими организациями в тоталитарных странах.
В 1960-х стартовали многолетние программы помощи развивающимся странам. Именно тогда начались призывы к их деполитизации. Последняя часть этой краткой истории волонтёрства затрагивает два аспекта из конца прошлого века. Первый аспект - это возрождение волонтёрства в бывших социалистических государствах. Второй аспект имеет отношение к возрасту: с увеличением продолжительности жизни и улучшением состояния здоровья жителей развитых стран, всё больше квалифицированных профессионалов пенсионного возраста получают удовлетворение и обогащение в предложении своих услуг не только у себя на родине, но и за границей.
Основные реализуемые направления деятельности молодежных волонтерских организаций, созданных в России в период 1990-2000 гг., охватывают практически все основные области жизнедеятельности (социальная сфера, образование, культура, экология, безопасность, здравоохранение и др.). В качестве приоритетных направлений деятельности для большинства волонтерских организаций можно выделить следующие: работа с социально незащищенными слоями населения, работа с детьми и молодежью; создание и дальнейшая реализация проектов, направленных на решение проблем местных сообществ; пропаганда идей здорового образа жизни; предотвращение конфликтов; развитие идей терпимости в обществе [4].
В Японии, США, Канаде, Австралии, Англии, Италии и других развитых странах полагают, что добровольческая деятельность способствует поддержанию и упрочению основных принципов демократии, в первую очередь тем, что вовлекает большое число граждан в процесс принятия решений. Правительства этих стран оказывают добровольческому движению всемерную и разнообразную поддержку, в том числе путем издания различных законодательных актов, стимулирующих его развитие, созданием системы государственных добровольческих центров и специальных добровольческих программ. В Германии считают волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта. Каждый третий немец, - что составляет 34 % населения Германии - является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах. Во Франции 19 % взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60 % регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. 46 % опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим. В Японии 26 % имеют опыт волонтерства в прошлом. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом. В Ирландии около 33 % населения Ирландии является волонтерами. и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц.
В настоящее время в мире функционирует ряд международных волонтерских объединений. Это группа объединений, которая играет определяющую и глобальную роль в функционировании самого принципа добровольческой деятельности в мировом масштабе. UNV (United Nations Volunteers). Волонтеры ООН - организация непосредственно подчиняющаяся ООН и занимающаяся поддержкой устойчивого глобального развития на планете путем продвижения идей добровольчества и мобилизации добровольцев для решения конкретных практических задач на нашей планете. Волонтеры ООН работают с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми, инвалидами; в области детского и взрослого образования, здравоохранения, городского развития, выборного права и защиты прав избирателей, гендерного равенства и прав женщин и т.д. и т.п. практически во всех странах-участницах ООН.
Молодежное движение является важным индикатором совершенствования социально-политических отношений в обществе и политической социализации молодежи. Молодежные организации дают возможность для социального самоутверждения личности, ее самореализации, способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Молодежные общественные объединения служат особым инструментом влияния и защиты прав личности, развития инициативы, патриотизма и гражданской позиции молодого поколения [5].
1.2. Развитие волонтерства в РБ
Белорусское волонтерское движение зародилось не так давно, в 90-х годах прошлого столетия. Еще несколько лет назад слово «волонтер» было достаточно необычно. Сейчас ситуация изменилась – в добровольческое движение с каждым годом вливается все больше людей. Следует отметить, что за последние пять лет число волонтеров в Беларуси увеличилось почти в четыре раза. Сегодня в Беларуси насчитываются десятки тысяч волонтеров. Сотни общественных организаций имеют свои волонтерские движения, подразделения, отряды. Например, в 2010 году в составе 1 тыс. 886 волонтерских отрядов трудилось более 60 тыс. человек[2].
К тому же в Беларуси растет число волонтерских отрядов социальной направленности, которые предлагают помощь детям-инвалидам, пожилым людям и другим уязвимым категориям населения. Кроме того, существуют волонтерские отряды педагогической, строительной, сельскохозяйственной и сервисной направленности. Организационной базой волонтерского движения является Республиканский волонтерский центр, где все желающие могут получить необходимые навыки. Он был создан на основе республиканской молодежной общественной организации «Лига добровольного труда молодежи» в 2009 году. Центр, в частности, координирует деятельность всех общественных организаций и инициатив, которые работают с волонтерами, консультирует волонтеров-белорусов, которые планируют выехать за пределы страны. Кроме того, центр оказывает помощь волонтерам, которые приезжают в Беларусь.
«Лига добровольного труда молодежи» сотрудничает с 43 организациями из 35 стран мира. В рамках проекта организуются и проводятся Международные волонтерские лагеря в Беларуси и за рубежом. Основной задачей таких программ является предоставление молодежи возможности получения неформального образования, а именно нового жизненного опыта, знаний, навыков межличностного общения, межкультурного взаимодействия. В Беларусь также приезжают добровольцы из-за границы.
Общественное объединение «Белорусское общество Красного Креста» объединяет около 22 тысяч волонтеров, Ежегодно количество волонтеров здесь увеличивается на более чем 500 человек. Показательно, что 6 тысяч человек работают на постоянной основе. В Красном Кресте много работы – это и борьба с ВИЧ, и помощь лекарствами, и уход за тяжелобольным.
"Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО" организует обмен с европейскими волонтерскими организациями. Организация занимается экологическим и историко-культурным волонтерством. Более 10 лет она проводит и организует волонтерские лагеря по восстановлению памятников историко-культурного наследия Беларуси для студентов старше 18 лет из Беларуси и других стран. Вот уже 7-й год работает в Республике Беларусь волонтерская программа «Шаг Навстречу!» Международной общественной благотворительной организации «Надежда-Экспресс». Более 150000 часов в год безвозмездно отрабатывают волонтеры в различных организациях: детских специализированных садах, детских домах, домах ребенка, обществах инвалидов, больницах и др.
Важнейшее направление в деятельности БOO «Мир без границ» (Республика Беларусь) – это реализация на протяжении уже многих лет государственного и социально-значимого проекта «Развитие альтернативных форм работы с воспитанниками учреждений закрытого типа в Республике Беларусь». Данный проект реализуется с 2006 года совместно с благотворительной организацией «Помощь Эрика» (Королевство Швеция) и при поддержке Министерства образования Республики Беларусь. За это время осуществлен ряд мероприятий, направленных на социальную реабилитацию и адаптацию воспитанников; получение ими социальных знаний о жизни в обществе посредством бесед, встреч и общения; подготовку их к жизни в обществе после пребывания в спецучилище; профилактику правонарушений, проведение обучающих семинаров, конференций; изучение опыта работы с подростками, преступившими закон в учреждениях подобного типа в Швеции.
Одной из активно внедряемых сейчас в социальной сфере нашей республики является волонтерская программа «Контактный друг», разработчик которой – Международное благотворительное общественное объединение «Мир без границ». Это новая форма работы с воспитанниками учреждений закрытого типа по привлечению волонтеров - контактных друзей (КД). Деятельность контактного друга подразумевает знакомство и установление теплых дружеских отношений с воспитанниками спецучреждений, переписку, социальное сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, пребывающего в государственном учебно-воспитательном специальном учреждении закрытого типа или уже освободившегося.
Ежегодно во всем мире проводится несколько знаковых для молодежного волонтерского движения мероприятий, в рамках которых объединяется множество локальных акций. В первую очередь это Международный день добровольцев (МДД) и Всемирный день молодежного служения. Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г.
Результатом ежегодного проведения волонтерских акции в целом по всей стране является множество общественно полезных мероприятий и проектов, осуществленных на добровольной основе гражданами и организациями в дни проведения акций, включающих: благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку школьных территорий, скверов и парков, проведение уроков добра в учебных учреждениях, организацию семинаров, форумов, благотворительных концертов, спектаклей, проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам.
1.3 Психологические особенности волонтера
Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации. Но если исходить из того, что добровольчество (волонтерство) осуществляется без какого-либо денежного вознаграждения, то возникает вопрос, что заставляет людей заниматься такой деятельностью, кто они такие и какие цели преследуют, оказывая помощь другим людям. Поскольку волонтерская деятельность отличается гуманистическим содержанием, эмоционально-чувственным и ценностно-мотивационным аспектами, то к основным принципам добровольчества можно причислить следующие:
- каждый человек имеет право стать добровольцем и прекратить свои обязательства при необходимости;
- добровольческий труд создает возможности людям приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать творческий потенциал и уверенность в себе;
- добровольческая деятельность дополняет, но не заменяет ответственные действия других секторов и усилия оплачиваемых работников;
- добровольцы не являются “дешевой рабочей силой”, их участие в проектах определяется собственным добровольным желанием и личной мотивацией.
Хорошими волонтерами могут стать люди с разными интересами и достоинствами, характером и возможностями, однако существует несколько основных качеств, без которых нельзя обойтись. Такими наиболее важными качествами волонтера являются свойства личности, которые позволяют с наибольшим эффектом и результативностью решать основные задачи социально-педагогического характера. Среди них наиболее значимыми являются следующие: психолого-педагогическая компетентность, определяемая как определенный уровень волонтерской деятельности, неотделимый от совокупности личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность; прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, толерантность, респектабельность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечного и положительных результатах работы; наличие качеств личности, позволяющих располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность.
Психолог Н.А.Потапова в своем исследовании, посвященном групповым и личностным факторам социально-психологического климата волонтерских объединений, рассматривала вопрос о ценностных ориентациях личности. По ее мнению, личность осваивает групповые ценности посредством социальной идентификации. Н.А.Потапова разводит такие понятия, как социальная идентификация и социальная идентичность личности.
Под социальной идентификацией в психологии понимается процесс, посредством которого человек осваивает новые формы и ценности, господствующие в окружающем мире с помощью отожествления себя с другими людьми или социальной ролью.
Процесс социальной идентичности представляет собой механизм, который способствует субъективному освоению личностью социальной действительности Таким образом, по мнению Потаповой, процесс усвоения ценностей в группе волонтеров проходит посредством механизма социальной идентификации [3].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:
1.Мы изучили историю возникновения волонтерской деятельности в мировой практике и проследили ее развитие.
2. Мы рассмотрели вопрос о возникновении волонтерства именно в Беларуси и сделали выводы о развитии этого направления. Исследование показало активное развитие волонтерства в Беларуси, а также широкое сотрудничество наших волонтеров с сотрудниками других стран.
3.Мы разобрались в психологических особенностях волонтера. Поняли, что такими наиболее важными качествами волонтера являются свойства личности, которые позволяют с наибольшим эффектом и результативностью решать основные задачи социально-педагогического характера. Среди них наиболее значимыми являются следующие: психолого-педагогическая компетентность, определяемая как определенный уровень волонтерской деятельности, неотделимый от совокупности личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность; прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, толерантность, респектабельность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечного и положительных результатах работы; наличие качеств личности, позволяющих располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация исследования социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности
Исследование социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности проводилось в 2016 г. в БрГУ им. Пушкина. Всего в исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте от 18 до 19 лет, среди них 13 лиц мужского и 47 студентов женского пола. В исследовании приняли участие студенты психолого педагогического и социально-педагогического факультетов. Из факультетов было отобрано 2 выборки по 30 человек, которые в свою очередь были поделены по 15 человек – 15 волонтеров и 15 не волонтеров.
Первый этап научной работы включал в себя анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и научного опыта исследования в различных областях знаний процесса психологической готовности, выделение основных составляющих структуры, содержания, условий и критериев социально-психологической готовности к волонтерской деятельности, осмысление проблемы и темы, объекта и предмета, цели и задач исследования, разработку программы исследования, а также обоснование методов его поведения.
На следующем эмпирическом этапе проводилось определение исследовательской базы, уточнение размеров выборки, формулирование основной гипотезы, выбор диагностического метода исследования.
Исследование проводилось при помощи авторской методики кандидата психологических наук А. А. Шагуровой «Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности», состоящий из 4 шкал и 48 вопросов: мотивационный компонент-11 вопросов; личностный- 10 вопросов; эмоционально-волевой-17вопросов; коммуникативный-10вопросов(табл.1) (приложение 2).Методика «Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности» содержит прямые и обратные вопросы, утверждения «да»/»нет» (Приложение 1)
Таблица 1
Опросник <<Социально-психологическая готовность к волонтерской деятельности>>
Компонент социально-психологической готовности к волонтерской деятельности |
Ключевые характеристики личности волонтера |
Номера вопросов |
Мотивационный |
Осознание собственных мотивов деятельности, формирование мотивации и стратегий волонтерской деятельности |
3, 14, 16, 26, 35 ,36, 41, 42, 44, 45, 46 |
Личностный |
Альтруизм, гуманность, милосердие, стрессоустойчивость, толерантность, активная жизненная позиция |
7, 13, 19, 20, 28, 29, 31, 32, 39, 47 |
Эмоционально-волевой |
Эмпатия, осознание и контроль собственных эмоций, умение работать с разными эмоциональными состояниями, смелость в принятии решений |
4, 5 ,8, 9, 10, 11, 12, 15, 21, 22, 23, 24, 27, 30, 33, 37, 38 |
Коммуникативный |
Навыки партнерского общения, поведение в конфликтной ситуации, опыт организационной работы |
1, 2, 6, 17, 18, 25, 34, 40, 43, 48 |
Выявление актуального уровня социально-психологическая готовность к волонтерской деятельности для эффективного осуществления функций волонтера являлось третьим этапом.
В первой части данного исследования приняли участие 60 человек 2-ого курса, из которых 30 студентов психолого-педагогического и 30 студентов социально-психологического факультетов. Среди них желание вступить в волонтерское движение изъявили 15 студентов психолого-педагогического факультета и 15 студентов социально-психологического факультета.
Последний четвертый этап включал в себя обработку, анализ, и систематизацию эмпирических и экспериментальных данных. Была проведена обработка полученных результатов, сформулированы выводы, оформлена сама курсовая работа.
2.2. Анализ уровня социально-психологической готовности к волонтерской деятельности
После проведения исследования социально-психологической готовности к волонтерской деятельности студентовсоциально-педагогического и психолого-педагогического факультетов по методике «Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности», данные, полученные в результате исследования, могут быть распределены по уровням развития уровня социально-психологической готовности к волонтерской деятельности.
Высокий (оптимальный) уровень социально-психологической готовности к волонтерской деятельности (от 32 до 48 баллов) - характеризуется высоким уровнем развития коммуникативно-организационных способностей, адекватностью реакции в конфликтной ситуации; положительным отношением к волонтерской деятельности, потребностью в достижении успеха в деятельности; умением осознавать и контролировать собственные эмоции, умением работать с разными эмоциональными состояниями, развитой степенью самостоятельности; дисциплинированностью, исполнительностью, стрессоустойчивостью, альтруизмом, толерантным отношением к окружающим, ориентированностью на результат, наличием знаний о психологических аспектах личности и деятельности волонтеров.
Средний (эксплицитный) уровень социально-психологической готовности к волонтерской деятельности (от 16 до 31 баллов) - характеризуется недостаточно выраженной мотивацией на достижение цели, наличие некоторых коммуникативно-организационных способностей; достаточная социальная активность; есть способность к эмпатии; неуверенность в правильности собственных действий.
Низкий (имплицитный) уровень социально-психологической готовности к волонтерской деятельности (от 0 до 15 баллов) - характеризуется низким уровнем развития коммуникативных способностей, неадекватностью реакции в конфликтной ситуации, отрицательным отношением к волонтерской деятельности, неспособностью контролировать собственные эмоции, неспособностью к эмпатии, альтруизму и толерантности. Такая личность слабо ориентирована на организационно-лидерскую деятельность, редко анализирует свое поведение.
Анализ результатов показал, что среди студентов психоло-педагогического факультета -53,3% (16) имеют высокийсоциально-психологической готовности к волонтерской деятельности. Средний уровень у 40%, а это 12 опрошенных и низкий уровень отмечается у 6,6% (2 человека).
Касательно студентов социально-педагогического факультета результаты таковы- 23,3% (7) имеют высокийсоциально-психологической готовности к волонтерской деятельности. Средний уровень у 60%, а это 18 опрошенных и низкий уровень отмечается у 16,6% (5 человека).
Полученные в итоге обработки данных результаты представлены на рисунке 1 и рисунке 2 (приложение 3).
рис 1
рис 2
По результатам методики произошла сортировка выборки, которую можно наблюдать в таблице 2 (приложение 4)
Таблица 2
Психологи волонтеры |
Психологи не волонтеры |
Социологи волонтеры |
Социологи не волонтеры |
|
Высокий уровень подготовки |
9 |
6 |
4 |
4 |
Средний уровень подготовки |
5 |
8 |
9 |
9 |
Низкий уровень подготовки |
1 |
1 |
2 |
2 |
Как мы можем заметить из данной таблицы, показатели между результатами студентов данных факультетов сильно отличны друг от друга.
Анализируя данные по проявлению готовности к волонтерской деятельности, видно, что 60% студентов психологов-волонтеров, а это 9 человек имеют высокий уровень развития готовности. Средний уровень готовности к волонтерской деятельности у студентов психологов-волонтеров 33,3 % опрошенных (5 человек). Низкий уровень готовности к волонтерской деятельности показали 6,6% студентов психологов-волонтеров (1 человека). Полученные в итоге обработки данных результаты отображены на рисунке 1.
Анализируя данные по проявлению готовности к волонтерской деятельности, видно, что 26,6% студентов социологов-волонтеров, а это 4 человек имеют высокий уровень развития готовности. Средний уровень готовности к волонтерской деятельности у студентов социологов-волонтеров 60 % опрошенных (9 человек). Низкий уровень готовности к волонтерской деятельности показали 13,3% студентов социологов-волонтеров (2 человека). Полученные в итоге обработки данных результаты отображены на рисунке 2.
Таким образом, в результате обработки, мы можем сделать вывод, что большее количество баллов по высокому уровню готовности к волонтерской деятельности набрали студенты психолого-педагогического факультета.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:
1. В результате исследования социально-психологической готовности к волонтерской деятельности у социально-педагогического и психолого-педагогического факультетов, используя авторскую методику «Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности» кандидата психологических наук А. А. Шагуровой, мы убедились, что для студентов психолого-педагогического факультета характерен более высокий уровень готовности к волонтерской деятельности.
2. Состав выборки позволил нам выявить особенности психологической готовности к волонтерской деятельности. В результате исследования выяснилось, что у студентов психолого-педагогического факультета несколько опережают студентов социально-педагогического - у них более развиты такие качества как коммуникативно-организационные способности; положительное отношение к волонтерской деятельности, высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы, умение осознавать и контролировать собственные эмоции, умение работать с разными эмоциональными состояниями, развита самостоятельность, дисциплинированность, исполнительность, стрессоустойчивость, альтруизм, толерантное отношение к окружающим, ориентированность на результат, наличие знаний о психологических аспектах личности и деятельности волонтеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готовность к участию в жизни других людей, оказание им помощи безвозмездно, человечность - важные ценности личностного развития человека. Добровольная помощь, оказываемая человеком обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Волонтерская активность возрождает в молодежной среде гуманные ценности и социально-психологические качества личности, такие как, сострадание, справедливость, толерантность, альтруизм и другие важные ценности. Социально-психологическая готовность к такой деятельности выступает одним из важнейших регуляторов успешной ее реализации. Волонтерское движение выступает одним из главных ресурсов решения общественных проблем и социального развития в Беларуси.
Однако вопросам раскрытия сущности и содержания социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности, выявления психологических характеристик личности, способной и готовой эффективно выполнять возложенные на нее функции, способам формирования такой личности внимания уделяется неоправданно мало.
Практическая востребованность и недостаточная научная разработанность анализируемой проблемы определили тему исследования: «Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности».
В данной курсовой работе были определены основные цели и задачи, которые помогли нам научным методом подтвердить гипотезу в данной работе - студенты психолого-педагогического факультета имеют более высокий уровень готовности к волонтерской деятельности по сравнению со студентами социолого-педагогического факультета.
В данной работе присутствует 2 главные части- это теоритическая и эмпирическая часть. По завершению написания каждой из этих глав мы можем сделать соответствующие выводы.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:
1.Мы изучили историю возникновения волонтерской деятельности в мировой практике и проследили ее развитие.
2. Был рассмотрен вопрос о возникновении волонтерства именно в Беларуси и сделали выводы о развитии этого направления. Исследование показало активное развитие волонтерства в Беларуси, а также широкое сотрудничество наших волонтеров с сотрудниками других стран.
3.Определены психологические особенности волонтера. Поняли, что такими наиболее важными качествами волонтера являются свойства личности, которые позволяют с наибольшим эффектом и результативностью решать основные задачи социально-педагогического характера. Среди них наиболее значимыми являются следующие: психолого-педагогическая компетентность, определяемая как определенный уровень волонтерской деятельности, неотделимый от совокупности личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность; прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, толерантность, респектабельность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечного и положительных результатах работы; наличие качеств личности, позволяющих располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:
1. В результате исследования социально-психологической готовности к волонтерской деятельности у социально-педагогического и психолого-педагогического факультетов, используя авторскую методику кандидата психологических наук А. А. Шагуровой ,мы убедились, что для студентов психолого-педагогического факультета характерен более высокий уровень готовности к волонтерской деятельности .
2.Состав выборки позволил нам выявить особенности психологической готовности к волонтерской деятельности . В результате исследования выяснилось, что у студентов психолого-педагогического факультета несколько опережают студентов социально-педагогического - у них более развиты такие качества как коммуникативно-организационные способности; положительным отношением к волонтерской деятельности, высоким уровнем развития эмоционально-волевой сферы, умением осознавать и контролировать собственные эмоции, умением работать с разными эмоциональными состояниями, развитой степенью самостоятельности; дисциплинированностью, исполнительностью, стрессоустойчивостью, альтруизмом, толерантным отношением к окружающим, ориентированностью на результат, наличием знаний о психологических аспектах личности и деятельности волонтеров.
Таким образом, мы можем подвести итог, что данная работа является полезным вкладом в дальнейшее исследование волонтерской деятельности
Результатом ежегодного проведения волонтерской работы является множество общественно полезных мероприятий и проектов, осуществленных на добровольной основе гражданами и организациями: проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, благоустройство скверов и парков, посадку деревьев и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бобнева М.И., Социальные нормы и регуляции поведения. – Москва: Наука, 1978-312 стр
2. Шапиро Б.Ю., Царапкина Е.Б., Все в твоих руках/Б.Ю. Шапиро, Е.Б. Царапкина- Москва: издание КГУЗ «Красноярский краевой Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционных заболеваний», 2005-96 стр
3. Потапова Н. А., Групповые и личностные факторы социально-психологического климата волонтерских объединений: сборник наук. тр./ Потапова Н. А// Вестник МГОУ №2 , 2007. Москва: Издательство МГОУ стр. 140-187
4. Новиков М.А. История, проблемы и перспективы развития молодежного волонтерства в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 6-3. – С. 141-144.
5. Щупленков О.В. История молодежного движения в России в современном исследовательском поле // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 1-2. – С. 211-215.
6. Григорьев И.Н. Специфика организации волонтерства в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 12. – С. 100-104.
7. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. – 2006. – № 5. – С. 15-22.
8. Онищенко Е.В. Перспективы развития волонтерского движения в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2011. – № 2. – С. 183-187.
9. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист. – 2007. – 319 с.
10. Хулин А.А. Добровольчество как вид благотворительности / А.А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.
11. Тетерский С.В. Непрофессиональный уровень социальной работы. / С. В. Тетерский // Введение в социальную работу. - 2000. - С. 44-55.
12. Шагурова А.А., Диссертация << Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности >>
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник <<Социально-психологическая готовность к волонтерской деятельности>>
Цель: предлагаемый опросник позволяет выявить степень социально-психологической готовности к волонтерской деятельности.
Инструкция: Вам предлагается опросник, состоящий из 48 вопросов .Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: <<да>>,если ваш ответ утвердительный, и <<нет>>, если вы отвечаете отрицательно.
ФИО_______________________________________________________
Возраст, пол_______________
1. Вызывает ли у вас смущение просьба помочь разобраться в неизвестном для вас вопросе?
· Да
· Нет
2. Вы любите побыть в одиночестве?
· Да
· Нет
3. Процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем её завершение?
· Да
· Нет
4. Вы считаете себя нетерпеливым человеком?
1. Да
2. Нет
5. Если что-то не получается, у вас появляется желание всё бросить?
· Да
· нет
6. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
· Да
· Нет
7. Сможете ли вы пожертвовать своими интересами ради целей команды?
· Да
· Нет
8. Можете ли вы организовать своё время, когда нужно быстро выполнить большой объём работы?
· Да
· Нет
9. В некоторых стрессовых жизненных ситуациях легко ли вам взять себя в руки?
· Да
· Нет
10. Согласны ли вы с утверждением, что самая большая ценность в жизни – жить для других?
· Да
· Нет
11. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые появляются в общественных местах в нетрезвом виде?
· Да
· Нет
12. Вы убеждены, что оказание помощи другим людям-моральный долг?
· Да
· Нет
13. Нравится ли вам быть ответственным за других людей?
· Да
· Нет
14. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что оно уже завершено?
· Да
· Нет
15. В состоянии ли вы завершить начатую неинтересную работу, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
· Да
· Нет
16. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы надеяться на успех в жизни?
· Да
· Нет
17. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?
· Да
· Нет
18. Сможете ли вы отстаивать свои интересы и убеждения, если вы в них сомневаетесь?
· Да
· Нет
19. Когда вы работаете в команде, согласовываете ли вы свои действия с другими?
· Да
· Нет
20. Можете ли вы при выполнении какой-либо работы отходить от инструкций для получения положительного результата?
· Да
· Нет
21. В трудных ситуациях вам сложно сохранять спокойствие?
· Да
· Нет
22. Вы легко можете отказать людям, когда они вас просят о поиощи?
· Да
· Нет
23. Если вас вывести из себя, можете ли вы применить физическую силу?
· Да
· Нет
24. Когда вы видите на улице людей, просящих милостыню, вы помогаете им?
· Да
· Нет
25. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?
· Да
· Нет
26. Если дело для вас интересно, можете ли вы увлечься им так, что забываете о времени и о себе?
· Да
· Нет
27. Способны ли вы прекратить ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?
· Да
· Нет
28. При работе в команде просите ли вы помощь у других членов команды?
· Да
· Нет
29. Можете ли вы во время работы выполнять несколько задач без затруднений одновременно?
· Да
· Нет
30. Оказав помощь человеку, вы ждете в ответ равноценную помощь?
· Да
· Нет
31. Когда вы общаетесь со своими друзьями, вы всегда стараетесь понять, что они чувствуют?
· Да
· Нет
32. Вы спокойно относитесь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи?
· Да
· Нет
33. Вы всегда готовы дать совет нуждающимся в этом людям?
· Да
· Нет
34. Часто ли вы в разговоре проявляете инициативу?
· Да
· Нет
35. Соглашаясь на какой-либо дело, вы часто думаете о том, насколько оно для вас интересно?
· Да
· Нет
36. Стремления к результату в любом деле- ваша отличительная черта?
· Да
· Нет
37. Считаете ли вы себя дисциплинированным человеком?
· Да
· Нет
38. Можете ли вы для достижения своих целей выполнять неинтересную для вас работу?
· Да
· Нет
39. Ваши жизненные взгляды могут поменяться, если ваш друг скажет, что они неправильные?
· Да
· Нет
40. Легко ли вам устанавливать контакты с людьми, которые значитель старше вас по возрасту?
· Да
· Нет
41. Вы предпочитаете работать самостоятельно, чем коллективно?
· Да
· Нет
42. Вы чаще берётесь за выполнения трудных задач, даже если вы не уверены в том, что сможете их решить?
· Да
· Нет
43. Верно ли, что вам намного приятнее проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
· Да
· Нет
44. Часто ли доводите начатое дело до конца?
· Да
· Нет
45. При выполнении работы вы рассчитываете на помощь других?
· Да
· Нет
46. Вы считаете, любое дело требует проявления инициативы?
· Да
· Нет
47. Нравится ли вам, когда вас хвалят в присутствии посторонних людей?
· Да
· Нет
48. В разговоре у вас часто появляется желание блеснуть своими знаниями?
· Да
· Нет
Обработка результатов:
Обработка данных производится по ключу. За одно совпадение с ключом начисляется один бал. Подсчитывается общая сумма баллов по тесту. Она определяет степень социально-психологической готовности к волонтерской деятельности.
<<Да>>-1,3,4,7,
8,9,10,12,13,14,15,16,18,19,20,24,25,26,27,28,29,31,33,34,35,36,37,38,40,42,44,4
6,47,48.
<<Нет>>- 2,5,6,11,17,21,22,23,30,32,39,41,43,45
Высокий (оптимальный) уровень социально-психологической готовности к волонтерской деятельности- характеризуется высоким уровнем развития коммуникативно-организационных способностей, адекватностью реакции в конфликтной ситуации; положительным отношением к волонтерской деятельности, потребностью в достижении успеха в деятельности; высоким уровнем развития эмоционально-волевой сферы, умением осознавать и контролировать собственные эмоции, умением работать с разными эмоциональными состояниями, развитой степенью самостоятельности; дисциплинированностью, исполнительностью, стрессоустойчивостью, альтруизмом, толерантным отношением к окружающим, ориентированностью на результат, наличием знаний о психологических аспектах личности и деятельности волонтеров. варьируется в данных от 32 до 48 баллов.
Средний (эксплицитный) уровень социально-психологической готовности к волонтерской деятельности- характеризуется недостаточно выраженной мотивацией на достижение цели, наличие некоторых коммуникативно-организационных способностей; достаточная социальная активность; есть способность к эмпатии; неуверенность в правильности собственных действий. варьируется в данных от 16 до 31 баллов.
Низкий (имплицитный) уровень социально-психологической готовности к волонтерской деятельности- характеризуется низким уровнем развития коммуникативных способностей, неадекватностью реакции в конфликтной ситуации, отрицательным отношением к волонтерской деятельности, неспособностью контролировать собственные эмоции, неспособностью к эмпатии, альтруизму и толерантности. Такая личность слабо ориентирована на организационно-лидерскую деятельность, редко анализирует свое поведение. варьируется в данных от 0 до 15 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
Опросник <<Социально-психологическая готовность к волонтерской деятельности>>
Компонент социально-психологической готовности к волонтерской деятельности |
Ключевые характеристики личности волонтера |
Номера вопросов |
Мотивационный |
Осознание собственных мотивов деятельности, формирование мотивации и стратегий волонтерской деятельности |
3, 14, 16, 26, 35 ,36, 41, 42, 44, 45, 46 |
Личностный |
Альтруизм, гуманность, милосердие, стрессоустойчивость, толерантность, активная жизненная позиция |
7, 13, 19, 20, 28, 29, 31, 32, 39, 47 |
Эмоционально-волевой |
Эмпатия, осознание и контроль собственных эмоций, умение работать с разными эмоциональными состояниями, смелость в принятии решений |
4, 5 ,8, 9, 10, 11, 12, 15, 21, 22, 23, 24, 27, 30, 33, 37, 38 |
Коммуникативный |
Навыки партнерского общения, поведение в конфликтной ситуации, опыт организационной работы |
1, 2, 6, 17, 18, 25, 34, 40, 43, 48 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
рис 1
рис2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТАБЛ 2
Психологи волонтеры |
Психологи не волонтеры |
Социологи волонтеры |
Социологи не волонтеры |
|
Высокий уровень подготовки |
9 |
6 |
4 |
4 |
Средний уровень подготовки |
5 |
8 |
9 |
9 |
Низкий уровень подготовки |
1 |
1 |
2 |
2 |