Первое мая. Дети обычно рисуют многокрасочное, яркое праздничное оформление домов, улиц, вспышек салюта и т. п.

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  ______________________________________________________  2

РАЗДЕЛ 1 Теоретические основы формирования графических умений у детей старшего дошкольного возраста 

1.1.         Графические умения и их виды  _________________________________  5

1.2.         Характеристика изобразительного

творчества детей старшего

дошкольного возраста  ________________________________________  11

РАЗДЕЛ 2 Изучение формирования графических умений в процессе изодеятельности у старших дошкольников.

2.1. Анализ диагностических методик формирования графических умений в процессе изодеятельности у старших дошкольников_____________________ 16

2.2. Методические рекомендации формирования графических умений в процессе изодеятельности у старших дошкольников  ____________________  20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ________________________________________ ___________ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  __________________________________________  30

Приложение А  ____________________________________________________  31

Приложение Б  ____________________________________________________  32

Приложение В  ____________________________________________________  33

Приложение Г  ____________________________________________________  34

Приложение Д  ____________________________________________________  35

Приложение Е  ____________________________________________________  36

Приложение Ж  ___________________________________________________  37

ВВЕДЕНИЕ

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получали только положительные эмоции.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что в современном мире одним из основных средств передачи и хранения информации стали графические изображения, создаваемые в процессе графической деятельности (рисование, письмо, черчение). Формирование графических (технических) навыков, приобретение необходимых знаний и умений происходит уже на уровне дошкольного образования.

Субъектом исследования является ребёнок старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирования графических умений у детей старшего дошкольного возраста.

В рамках данной работы была поставлена цель – изучение формирования графических умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1.       Изучить теоретические основы формирования графических умений у детей старшего дошкольного возраста;

2.       Рассмотреть особенности функционирования графических умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительного творчества;

3.       Провести экспериментальное исследование формирования графических умений у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе работы использовался в основном метод анализа нормативных документов, относящихся к системе дошкольного образования

Республики Беларусь. Методом исследования, использованным в данной курсовой работе, является также метод эксперимента и анализа.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов с 4-мя подразделами, заключением, списка используемой литературы. Объем работы составляет следующее количество листов: основная часть – 22 листа, список литературы – 1 лист, приложение - 9 листов.

РАЗДЕЛ 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно образовательным стандартам дошкольного образования Республики Беларусь, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, акцент в дошкольном образовании ставится на развитие воспитанника, которое осуществляется по пяти основным направлениям: физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому, художественному и эстетическому. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют комплексную характеристику направления.

Художественное и эстетическое развитиедошкольников предполагает формирование эстетического отношения к миру, обеспечение художественного развития ребенка средствами музыки, изобразительного искусства, архитектуры, художественной литературы, конструирования, хореографии, театра. В основе художественного развития лежит формирование и развитие художественных способностей, детского творчества.

Образовательная область художественного и эстетического направления развития дошкольника - «Искусство», которая в свою очередь представлена следующими образовательными компонентами:

- изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация) и конструирование;

- музыкальная деятельность (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование);

- художественная литература (восприятие, выразительное чтение, рассказывание, драматизация).

Так как объектом курсовой работы является изобразительная деятельность, подробно остановимся на характеристике данного направления развития воспитанников дошкольных учреждений образования.

         Если говорить о самом термине «изобразительная деятельность» оттолкнёмся от определения (толкования) значений таких понятий как «изображение», «изобразить», «изображать».

Изображение - предмет, рисунок, изображающий кого-что-нибудь; зрительное воспроизведение чего-нибудь [9; с.36 ].

Изобразить - воспроизвести в художественном образе, а также вообще показать, представить [9; с. 36 ]..

Изображать - являть в образе, представлять доступно чувствам или постиженью нашему, посредством ваянья, живописи, письменной и словесной речи, телодвижений[ 2; Т.2, с.43].

         Объединяя вышеназванные определения можем сказать, что изобразительная деятельность – это воспроизведение художественного образа на плоскости и в пространстве в предмет или рисунок.

1.1.         ГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И ИХ ВИДЫ

         На первоначальном этапе обучения изобразительной деятельности воспитатель формирует у своих воспитанников так называемые графические навыки.

Графические навыки – это определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки и их соединения.

Проблема обучения детей дошкольного возраста графической деятельности широко обсуждается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Графическая деятельность как часть изобразительной деятельности являлась предметом исследований Т.С.Комаровой. Она создала классификацию навыков и умений, составляющих технику рисования (формообразующие движения, обобщенные способы изображения, сенсорные способности рисования), разработала методы их формирования и на их основе построила программу овладения «рисовальными движениями».

В работах А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Е.И.Игнатьева, Н.П.Сакулиной исследовалась связь рисования и зрительного восприятия. Отмечалось, что при восприятии предметов для последующего их изображения важно уметь выделять отдельные свойства этих предметов (форму, величину, пропорции и др.). З.И.Богуславская, изучая трудности при обучении графической деятельности, показала, что они связаны с недостаточным владением рациональными приемами обследования как формы в целом, так и отдельных ее элементов.

В работах Н.С.Пантиной и О.А.Карабановой по формированию двигательного навыка письма (выполненных на основе теории поэтапного формирования), подчеркивалось значение анализа образца, создана обучающая программа по формированию обобщенного навыка копирования графем. М.Фростиг трудности детей в графической деятельности связывает с несформированностью у них отдельных свойств зрительного восприятия (зрительно-моторной координации, константности, фигуро-фоновых и пространственных отношений, положения в пространстве).

М.М.Безруких, на основе анализа различных нарушений письма у младших школьников и причин их возникновения, разработала программу подготовки к письму детей дошкольного возраста. В ней большое внимание уделяется развитию зрительного восприятия.

Н.Ш.Корашвили составила типологию ошибок при выполнении графических работ детьми дошкольного и младшего школьного возраста, установила зависимость между наличием типов ошибок с несформированностью отдельных характеристик зрительного восприятия. Она показала, что низкий уровень развития зрительного восприятия может приводить к трудностям не только в графической деятельности, но и в чтении, математике. [1; 8].

Первоначальные графические навыки воспитанники дошкольных учреждений приобретают во второй младшей группе (3-4 года). В группах старшего школьного возраста формируются графические умения.

Уме́ние — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Графические умения – сплав навыков и знаний, которые определяют качество выполнения графической деятельности.

Виды графических умений:                    

1.     Графо-моторные умения;

2.       Копирование графических образцов различного уровня сложности;

3.       Самостоятельное создание графических изображений [5; с. 64].

Процесс формирования графических навыков у воспитанников дошкольных учреждений образования начинается уже в группах второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет). В этот период времени дети учатся рисовать точки, кружочки, палочки, знакомятся с линией и её видами (прямая, замкнутая, ломаная). В процессе художественной деятельности учатся правильно удерживать карандаш, кисть, осваивают технику рисования пальцами, ладошками, с помощью штампов, рисование красками, карандашами, фломастерами. Усвоенное ранее ребенком черканье карандашом по бумаге начинает приобретать определенный смысл. Ребенок узнает в каракулях знакомые образы, в очертаниях линий, форм, цветных пятнах начинает видеть образы, явления действительности, пытается изобразить знакомые ему предметы. Появляется собственно изобразительная функция рисования [ 11, с.2].

В возрасте от 3 до 4 лет согласно учебной программе происходит формирование у ребенка эстетического отношения к миру и его художественное развитие средствами искусства. В этот период происходит знакомство с декоративно-прикладным искусством, с народной игрушкой (глиняной, деревянной), обращая внимание на средства художественной выразительности; поддержка интереса детей к народной игрушке и желания играть с ней, знакомство с книжной графикой (иллюстрации В. Сутеева к сказкам «Кто сказал «Мяу?», Е. Лось к книгам «Малышок» (составитель Р. Миронова)

  Воспитатель в этот период стимулирует интерес воспитанника к собственной изобразительной деятельности. Это достигается тем, что в процессе выполнения заданий, воспитатель все чаще в процессе рисования предлагает детям самим нарисовать какой-нибудь предмет. После выполнения задания воспитатель не критикует, а описывает нарисованный предмет, используя индивидуальный подход к исправлению недочетов в выполнении задания. Для того чтобы у ребенка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он не переутомлялся и испытывал удовольствие от результата своих действий. Поэтому всякий, даже небольшой успех ребенка должен быть отмечен и одобрен взрослым.

Уже в этот период начинается коллективная работа, когда совместно с педагогом и другими детьми создается  коллективная композиция.

 К достижению старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) воспитанники должны владеть следующими графическими навыками:

- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные);

- легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

- в процессе рисования не изменять положение листа бумаги;

- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности [1; с.65].

К достижению старшего дошкольного возраста воспитанник имеет в своем арсенале определенный набор графических знаний: геометрическая фигура, форма предмета, цвет, размер предмета и т.д. Ребёнок без туда определяет середину листа, его правую и левую часть, верхнюю и нижнюю, вертикаль и горизонталь, часть и целое и т.д.

Если до этого времени рисовании носило предметный и декоративный характер, то теперь от приобретает ещё и сюжетный характер. Рисуют картины природы, сцены из жизни, сюжеты из любимых сказок.

Продолжается усвоение программных требований: передача основных форм и цветов предмета, его частей, сопоставлять их по величине. В этот период времени дети учатся правилам построения композиции на разных по величине и форме поверхностях, получение дополнительных цветов, новых цветов и их оттенков, светлых и темных тонов одного цвета (цветная фантазия, веселое лето, веселый и грустный клоуны, зимняя сказка, грусть и радость, дворцы для Снежной королевы и жар–птицы).

В этот период начинают формироваться новые способы изображения: дужковый, силуэтный; создание изображения с помощью завитка, цветового пятна; техниками (монотипия, кляксография), ребёнок начинает изображать человека, его действия, положение тела, настроение [6; 96].

В рисовании возможности ребенка старшего дошкольного возраста начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, расширяется диапазон изображаемых предметов. Если ранее ребенок рисовал то, что говорил нарисовать ему воспитатель, следя за техникой выполнения рисунка, копируя его, то теперь он способен рисовать без наглядности. Рисуют дети, используя приобретенные способы изображения, рисунки, используя свой замысел [12; с.113]..

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений в работе дошкольных учреждений образования используются следующие приёмы:

Штриховка;

Обведение;

Дорисовывание;

Рисование орнаментов и узоров;

Раскрашивание картинок;

Графические задания;

Работа с клеточкой.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными.

В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.

Согласно учебной программе, у ребёнка старшего дошкольного возраста на протяжении учебного года должны сформироваться следующие графические умения:

  1. Простые линии

Умение держать карандаш (или фломастер) свободно, легко производить им движения в различных направлениях.

Навыки равномерного движения руки под контролем зрения.

Правила штриховки: не выходить за контур, наносить линии
в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не
более 0,3 - 0,5 см).

Рисование изображений, в которых, сочетаются горизонталь­ные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы.

Тренировка руки воспитанника в проведении параллельных линий при самостоятельном определении направления линий и соответствующего им движения руки (сверху вниз, слева на­право и т. д.).

Развитие глазомерной функции (установление равных, по­ловинных соотношений и т. п.).

Умение регулировать силу нажима на карандаш или фло­мастер.

Совершенствование навыка проведения линий неотрывным способом.

  1. Сложные линии

Использование линий более сложной конфигурации, воспро­изведение узоров по клеточкам, самостоятельное декорирование предметных изображений предложенными элементами, в том числе элементами буквенных знаков. Упражнение в плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения.

Накопление графического опыта параллельно с закреплением умения ориентироваться в пространстве, умения точно подсчитывать клеточки, следовать заданному пространствен­ному расположению, определять расстояние между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины.

Формирование более уверенного, целенаправленного харак­тера движений руки ребенка.

Умение ребенка не выходить за контур изображения при закрашивании и штриховке, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию.

  1. Рисунки и узоры

Приемы расположения графических элементов на плоскости. Упражнение в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.

Усложнение характера графических игр: от образных, кон­кретных изображений к условным (использование точек, штри-

хов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные,

спиралевидные элементы.

Умение правильно держать карандаш, не переворачивать тетрадь при выполнении графических игр [10; с. 85-112]..

1.2.         ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изобразительная деятельность как образовательная область эстетического и художественного направление развития воспитанников дошкольных учреждений Республики Беларусь, представлена такими образовательными компонентами, как восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация.

Учебная программа дошкольного образования предусматривает решение следующих задач:

·       формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, умение эмоционально откликаться на художественные произведения;

·       стимулировать создание выразительного образа, используя разные способы и приемы рисования;

·       содействовать освоению средств выразительности предметной, сюжетной и декоративной лепки, стимулировать вариативное применение ребенком средств и способов лепки,  дополнению в соответствии с замыслом;

·       содействовать проявлению интереса к аппликационной деятельности, стимулировать использование средств выразительности аппликации (предметной, сюжетной, декоративной); овладение приемами (прямолинейное и криволинейное) и способами (симметричное и парносимметричное) вырезания, обрывания;

·       содействовать накоплению опыта конструирования из разного материала (строительного, природного, бумаги);

·       поощрять интерес ребенка к самостоятельному воплощению творческого замысла, совместной художественной деятельности;

Восприятие произведений изобразительного искусства предусматривает развитие у детей старшего школьного возраста:

·       представления о жанрах живописи (пейзаж, натюрморт, портрет); видах книжной графики (станковая, прикладная), скульптуры (скульптура малых форм); декоративно–прикладном искусстве; архитектуре (назначение зданий, ландшафтная архитектура – парки, скверы, малые архитектурный формы – фонари, фонтаны, ограды и т.д.)

·        обогащение представлений о средствах художественной выразительности, использованных для создания произведения; о характере образа, сюжетной линии.

Для достижения данных целей используются следующие методические материалы:

- живописные произведения (В. Белыницкий–Беруля «Голубой весной», И. Хруцкий «Девочка с фруктами», «Цветы и фрукты», В. Серов «Девочка с персиками», В.Васнецов «Аленушка», И. Шишкин «Утро в сосновом бору»);

- книжная графика (иллюстрации Е. Рачева, Е. Чарушина к русским народным сказкам, Е. Лось к белорусским народным сказкам «Два маразы», «Залатая яблынька»);

- скульптура малых форм (Л. Шутко «Аист», «Конь», В. Ольшевский «Медведь и мужик»);

- декоративно–прикладное искусство (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, из дерева, белорусский народный костюм);

- архитектура: костел Святого Симеона и святой Елены в г. Минске, дворцово–парковый комплекс в г. Несвиже и другие значимые архитектурные сооружения региона.

Рисование предусматривает развитие у детей старшего школьного возраста:

·       рисование предметное, сюжетное, декоративное:

·       представления об использовании цветов спектра, их оттенков; других средств выразительности (линия, форма, величина, пропорции, динамика, элементы перспективы); правилах построения композиции на разных по величине и форме поверхностях;

·       формирование технических навыков работы с различными изобразительными материалами;

·       линия (разные виды линий, в том числе сплошная, штрих, их сочетание). Примерные темы: деревья, расписные ткани, еловые веточки, волшебные снежинки, белорусские узоры;

·     цвет (получение дополнительных цветов, новых цветов и их оттенков, светлых и темных тонов одного цвета). Примерные темы: цветная фантазия, веселое лето, веселый и грустный клоуны, зимняя сказка, грусть и радость, дворцы для Снежной королевы и жар–птицы;

·       техника рисования (конструктивный (частично–целостный) способ рисования, отработка техники работы акварелью и гуашью, штриховки, смешивание красок, освоение техник монотипии, кляксографии, ниткографии и др.);

·       рисование с использованием сочетаний разных изобразительных материалов в одном рисунке – восковые мелки и акварель и т.д., смешанных техник.

·     рисование с использованием сочетаний разных изобразительных материалов в одном рисунке – восковые мелки и акварель и т.д., смешанных техник.

Лепка предусматривает развитие у детей старшего школьного возраста:

·       предметная (любимые игрушки, посуда, животные и др.);

·       сюжетная (зимние забавы, три медведя, зоопарк и др.);

·       декоративная (кружка для мамы, тарелочки, весенний ковер – плетение из жгутиков, декоративные плитки);

·       дополнение к изделию самостоятельно придуманных деталей;

·        декорирование работ – роспись красками вылепленных изделий, нанесение элементов декора штампами;

·       средства выразительности: объем, форма, динамизм, фактура, пропорции;

·       техника изображения (конструктивный, смешанный, ленточный способ лепки, обработка поверхностей глиняных изделий, использование стек для создания фактуры, крепление деталей);

·        умения комбинировать приемы и способы лепки; передавать в лепке характерные особенности предмета, живого объекта.          

Аппликация предусматривает развитие у детей старшего школьного возраста:

·       аппликация из разных материалов: бумаги, ткани, природного материала:

·       предметная: веселые портреты, цветные зонтики, машины, листочки, весенний букет; сюжетная: наш город (коллективная), стайка дельфинов, аквариум, цветущий луг; декоративная: альбом, галстук для папы, бабочки, узор для рушника, поздравительная открытка;

·       техника изображения (приемы: прямолинейное и криволинейное вырезание; способы: симметричное, парносимметричное, силуэтное; способ обрывания; полуобъемная аппликация, элементы флористики).

Для успешного усвоения требований учебной программы в процессе изобразительной деятельности используются определенные формы и методы организации образовательного процесса для рассматриваемых видов изодеятельности.

Виды детской деятельности:

 - познавательная, практическая;

 - общение;

 - игровая;

 - художественная;

 -  - трудовая (рисование, аппликация, лепка);

 - элементарная учебная.

Формы организации образовательного процесса (соответствуют названным формам):

 - наблюдение, обследование (восприятие произведений изобразительного искусства); наблюдение; эксперименты с изобразительными материалами (рисование, лепка); наблюдение за действиями взрослого, эксперименты с изобразительными материалами (аппликация);

 - беседа; рассказ (восприятие произведений изобразительного искусства), коммуникативная ситуация, рассказ (рисунок, аппликация); коммуникативная ситуация, беседа; рассказ (лепка);

 - игры с художественным содержанием (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация); обыгрывание готовых изображений (лепка, аппликация);

 - восприятие произведений, развлечение с эстетической направленностью (восприятие произведений изобразительного искусства); восприятие произведений искусства (рисование, лепка); художественное творчество ребенка (рисование, лепка, аппликация);

 - поручение, дежурство (рисование, лепка, аппликация);

 - занятие.

РАЗДЕЛ 2

ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКЕ РИСОВАНИЯ У СТРАШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проводя работу по формированию и развитию графических навыков и умений в процессе изобразительной деятельности, воспитатель использует метод «от простого к сложному», использует также метод повторения, объяснения, коллективной игры, коллективного творчества. К концу учебного года старший дошкольник должен уметь анализировать результат своей работы, видеть и говорить о том, что у него получилось хорошо, а что не очень.

Для того, чтобы определить уровень подготовки старшего дошкольника к школе, уровень выполнения заданий, используя графические умения, на занятиях проводят различные графические диктанты, задания, используя определенные методики работы.

2.1. АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Для выявления и развития технических умений и навыков с помощью рисования графическими материалами у детей 5-7 лет была проведена исследовательская работа на базе ГУО «Массолянский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-начальная школа».

Графические задания. Детям были предложены следующие задания:

1.     Обведи по точкам и назови полученные предметы (приложение А)

2.     Дорисовывание картинки (приложение Б)

3.     Закрасить определенным цветом определенную фигуру (приложение В)

4.     Заштриховать по образцу (приложение Г)

5.     Нанести узор на определенный предмет (приложение Д)

6.     Правильное раскрашивание картинки в одном направлении (приложение Е)

7.                 Работа с клеточкой по методике Г.Ф.Кумариной

(приложение Ж).

Анализ формирований графических умений

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Количество детей справившихся с заданием (чел., %)

8 (100%)

5 (62,5%)

7 (87,5%)

8 (100%)

5 (62,5%)

3 (14,3 %)

7 (87,5%)

Анализ сформированных графических навыков

Правильная посадка за столом

Правильность пользования ручкой, карандашом

Расположение листа бумаги

Движения свободные, плавные, рука ненапряжена

Количество детей справившихся с заданием (чел., %)

8 (100%)

8 (100%)

6 (75%)

5 (62,5)

Анализ процесса подготовки и проведения занятия

Подготовка рабочего места

Внимание воспитанников

Понимание условий задания

Продолжительность выполнения задания

Количество детей справившихся с заданием (чел., %)

с первого раза

при повторном объяснении

раньше отведенного времени

в отведенное время

после отведенного времени

4 (50%)

7 (87,5%)

4 (50%)

8 (100%)

1 (12,5%)

5 (62,5%)

2 (25%)

         Уровень формирования графических умений у детей старшего школьного возраста отображен на рис. 1

Рисунок 1. Данные в соответствии с выполненными заданиями

         В результате проведенного занятия на изучения формирования графических умений у старших дошкольников делаем вывод о том, что в данной группе высокий уровень владения детьми графическими навыками:

         - умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные);

- легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

- в процессе рисования не изменять положение листа бумаги;

- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

         Основные ошибки при выполнении заданий:

Задание 2 (безошибочно справились с заданием 5 человек)

         - неточное соблюдение пропорциональности изображения, относительно размера (1 человек – больше оригинала, 2 человека – меньше оригинала);

         - вместе с тем половинки картинок (веточки деревьев) были дорисованы точно друг напротив друга;

         - дорисовывание волнообразными линиями также были немного выше, или ниже.

Задание 3 (один человек допустил ошибку)

         - закрасил одну фигуру из трех.

Задание 5

         - неточность прорисовывания узоров, петелек, завитков, не правильное направление.

Задание 6 (не справилось 5 человек)

         - закрашивание в разных направления (5 человек);

         - выступали за контуры изображений.

         Вместе с тем похвально то, что все дети использовали при выполнении данного задания цвета, соответствующие реалии (солнышко – желтое, оранжевое, травка – зеленая, небо – синее, голубое и т.д.).

2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

         В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами 8; c.75].

Предметное изображение

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

- научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

      - научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

-  передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

 - развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.

Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета.

Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).

Для детей старшей групп занятия по закреплению умений и навыков должны быть связаны с изображением предметов, имеющих отклонения от освоенной формы. Дошкольникам можно предложить выбрать из ряда находящихся перед ними однородных предметов тот, который они хотели бы изобразить. 

Цель этих занятий — развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут проявляться при выборе темы и приемов изображения.

При этом ребенок может удовлетворить свой интерес к какому-нибудь предмету или явлению и, кроме того, он не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке, лепке, аппликации и т. д. Проведение таких занятий дает возможность воспитателю судить об интересах детей, степени развития их творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками.

Иногда воспитатель до некоторой степени облегчает задачу — сам предлагает тему (например, слепить любимого сказочного героя), а каждый из ребят определяет (решает), кого он будет лепить — Конька-Горбунка, Сивку-Бурку, Змея-Горыныча или другого героя.

Удачным для работы по замыслу может служить рисование на тему «Праздник в детском саду», позволяющее каждому ребенку выбрать наиболее понравившийся момент праздника и изобразить его. Выбор такой интересной темы способствует расширению содержания детских работ, так как в некоторых случаях свобода в выборе своей темы может привести к однообразию в творчестве. Один ребенок будет рисовать только пароходы или машины, другой — дома, третий — узоры и т. д.

Сюжетное изображение

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.

Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах.

В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.

Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.

Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета. Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо - при дожде, ярко-голубое - в солнечный день, красное - при восходе или заходе солнца.

Можно предложить, например, такие темы, как «Ледоход» (яркое небо, темная вода и белые льдины дают приятное для глаз сочетание красок), «Подснежник», «Травка зеленеет» (где надо изображать не раннюю весну, а первую зелень). Особенно радостной по краскам является тема «Первое мая». Дети обычно рисуют многокрасочное, яркое праздничное оформление домов, улиц, вспышек салюта и т. п.

Декоративное художественное творчество

Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами [8; с.75 - 127].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Республика Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и воспитания и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее требованиям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа, других национальных общностей республики.

Республика Беларусь обеспечивает приоритетное развитие образования, соответствующие социально-экономические условия функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, усвоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности.

Согласно статье 4 Кодекса об образовании Республики Беларусь образование в Республике Беларусь осуществляется для следующих целей:

    - содействия гармоническому развитию личности, полной реализации ее созидательных способностей;

     - формирования и укрепления национального сознания гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;

     - обеспечения овладения государственным языком как главным средством общения между гражданами Республики Беларусь;

     - сохранения и приумножения интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных общностей республики;

    -  формирования экологической сознательности;

    -  воспитания уважения к семейной жизни;

   - содействия интеллектуальным устремлениям личности;

  -  достижения разумных соотношений опыта и знаний личности;

   -  развития научной, технической и культурной деятельности в соответствии с нуждами развития республики;

  -  воспитания сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, позволяющей каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;

 -  содействия установлению отношений человечности и милосердия между людьми;

- воспитания сознательного уважения к всемирному порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира.

Дошкольное воспитание и обучение. Целью дошкольного воспитания и обучения системы образования в Республике Беларусь является развитие естественного желания детей учиться, стремления познавать мир, способствование физическому и духовному развитию ребенка.

Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования (статья 14 Кодекса об образовании Республики Беларусь).

         Проведя исследование, делаем вывод о том, что в процессе изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируются графические умения, необходимые для успешного обучения письму, рисованию, черчению. Проходя путь от простого наблюдения до восприятия, обследования, от копирования, рисования «по образцу» с подачи воспитателя до рождения замысла самому ч-н. нарисовать, выбранное или воображаемое ребёнком, от предметного, декоративного до сюжетного рисунка с многочисленными предметами и действиями, от изображения «все одного размера» до пространственного изображения и т.д.

         Главной задачей воспитателя во время обучения ребёнка на занятиях изобразительного творчества – заинтересовать ребёнка, развить усидчивость, стимулировать его к деятельности, направленной на результат. Важным является и тот факт, что ребёнок в это период времени учится слушать и слышать воспитателя, понимать его

         Используя учебную программу дошкольного образования, руководствуясь нормативными документами, касающихся сферы образования, необходимо проводить постоянное наблюдение за деятельностью дошкольников, анализировать и оценивать результаты их деятельности. Главным во всей этой работе является способность воспитателя заинтересовать ребенка, привить в нем чувство прекрасного, разнообразного, многогранного мира. Ребенок должен хотеть творить, быть участников воспитательного и образовательного процесса, учиться и учить других.

Для успешной подготовки дошкольников к школе необходимо выполнить ряд существенных условий, который вместе помогут правильно организовать учебный процесс и достигнуть высокого результата:

         - подготовка рабочего места к началу занятий (дежурство);

         - использование метода коллективной работы (дети выполняют общее задание на доске или большом листе бумаги);

         - использование физминутки (гимнастики для пальчиков);

         - рисование в воздухе (дети в воздухе изображают как падает листочек, как летит шарик и т.д.);

         - можно использовать метод рисования на песке, с помощью риса, манки, гречки и т.д.).

         - рисование в круге, квадрате, треугольнике;

         - дорисовывание по клеточкам.

         - оценка результатов работы со стороны учителя;

         - умение к самооценке и исправлению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г.Григорьева, - М.: Академия, 1999 – 256 с.

2.                Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 2. — М.: Русс. яз., 1989—1991

3.  Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детюсада / В.В.Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1984 г. – 288 с.

4.  Воспитание и обучение в детском саду. /Под ред. А.В.Запорожца и Т.А.Макаровой/.- М., «Педагогика», 1976 г., 560 с.

5.  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 192 с.

6.  Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников / Т.Г.Казакова. М.: Педагогика, 1990 – 159 с.

7.  Кодекс об образовании Республики Беларусь, 2011 год.

8.  Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - 253с.

9.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 1992 г.

10.           Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь. – Мн. Национальный институт образования, 2012 год.

11.           Циновская С.Г. Формирование графических умений у детей старшего школьного возраста // Справочник старшего воспитателя у детей старшего школьного возраста// № 9, 2015 год.

12.           Эстетическое воспитание в детском саду. / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1978. – 207 с.



Информация о файле
Название файла Первое мая. Дети обычно рисуют многокрасочное, яркое праздничное оформление домов, улиц, вспышек салюта и т. п. от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 18:08
Дата обновления 5.5.2020, 18:08
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 71.27 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 349
Скачиваний 127
Оценить файл