Введение
Система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами. Снижение уровня классовой напряженности во многом стало возможным благодаря развитию системы социальной работы и социального обеспечения, которые наряду с общими тенденциями общественно-экономического развития способствовали нивелированию контрастов социальной стратификации.
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.
Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
В литературе почти на равных правах употребляются названия Нидерланды и Голландия. Название Голландия относится к двум западным провинциям — Северной и Южной, ставшим основой формирования государства и сохраняющим важное социально-экономическое и культурное значение. Нидерланды, в буквальном переводе означает "низкие (низменные) земли", — имеет более общий смысл, является официальным.
В государственных документах, международных договорах и в дипломатии употребляется полное название государства — Королевство Нидерландов. Что же представляет собой эта небольшая, но во многом уникальная страна, играющая заметную роль в современной европейской и мировой политике и экономике.
Раздел 1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
Термин «социальная защита» был впервые применен в законодательном акте США в «Законе по социальной безопасности» в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1935 г. данный термин был применен и в законодательном акте Новой Зеландии. В последующем рамки данной категории были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций Международной организации труда по социальному страхованию и обеспечению, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области охраны труда и заработной платы.
Под социальной защитой населения понимается система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.
Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан с соблюдением принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан.
Социальная защита населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития является:
- изменение форм собственности;
- изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества;
- потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и т.д.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.
Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне государства, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.
Говоря о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия на процессы социальной практики.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.
Субъектами управления в системе социальной защиты населения являются организации, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению: министерства, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объектом воздействия со стороны органов социальной работы, сам является субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функциональные задачи системы социальной защиты.
1.2 Функции и механизмы социальной защиты населения
В структуре реализации механизмов системы социальной помощи населению выделяются два глобальных уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном и местном уровне. Эти законодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных действующими законами.
Основные уровни органов социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.
Функции органов социальной работы - это объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения. Для органов социальной работы характерными функциями являются:
- осуществление защищенности, страховки и гарантии социальной обеспеченности, покровительства;
- реализация государственной политики по созданию необходимых предпосылок для улучшения материального положения и условий жизни различных слоев и групп населения, нуждающихся в помощи.
Основными функциями органов социальной защиты населения на федеральном уровне являются:
- организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями;
- социальное обслуживание;
- медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;
- социальная помощь семье и детям;
- подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.
Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности, включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.
Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:
- социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
- социальная реабилитация инвалидов;
- правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.
1.3 Принципы и формы социальной поддержки и защиты населения
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время перед разработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ.
Национальные системы социальной защиты сформировались с учетом специфики экономического, социального и культурного развития стран. Однако, несмотря на различия в путях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов (Рис.1 Принципы и основные формы покрытия рисков в системе социальной защиты).
Принцип социального страхования. Согласно этому принципу финансирование предоставляемых услуг осуществляется за счет взносов членов страхового объединения, которые при наступлении страхового случая получают социальные выплаты, объем которых ориентируется на размер страховых взносов (принцип эквивалентности). Внося в качестве взноса определенную часть заработной платы в фонд социального страхования, застрахованные в случае потери дохода имеют право на получение финансового возмещения (при условии выплаты страховых взносов), объем которых соотносится с размером прежней заработной платы.
Особенностью социального страхования в отличие от добровольного личного является также перераспределение доходов через систему солидарного поручительства в пользу менее финансово обеспеченных членов. Социальная защита и социальное выравнивание достигается в результате того, что люди с большей вероятностью социального риска не исключаются, а, наоборот, в отличие от добровольного личного страхования страхуются вне зависимости от уровня их дохода. Следует также отметить, что финансирование социального страхования может частично осуществляться не только за счет взносов работников и работодателей, но и за счет дотаций или кредитов государства. Таким образом, принцип социального страхования предусматривает тесную взаимозависимость обеспечения и предварительного вклада, что в значительной мере исключает пользование неположенным. По сути это приводит к тому, что построенные таким образом системы социальной защиты одобряются участниками.
Принцип социального обеспечения. В отличие от принципа страхования в рамках принципа социального обеспечения социальные услуги и выплаты предоставляются по другим основаниям (например, обеспечение государственных служащих и жертв войны) и финансируются за счет налоговых поступлений в бюджет. На основе данного принципа происходит финансирование программ государственной социальной политики, системы среднего и высшего образования. Например, во многих европейских странах этот принцип является в большей степени принципом солидарного участия всех членов общества, а не только государства по отношению к определенным группам лиц. Получатели социальных услуг и выплат, на которых распространяется данный принцип, как правило, не платили ранее никаких взносов, однако обеспечили себе на это право вследствие особых заслуг, оказанных ими государству (например, государственные служащие).
Принцип вспомоществования. Согласно этому принципу социальные выплаты и услуги может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объеме в том случае, если для получателя не представляется возможности самостоятельно выйти из бедственного положения. Так же, как и принцип социального обеспечения, данный принцип предусматривает финансирование социальных нужд из средств налогообложения. Особенностью основанных на принципе вспомоществования социальных программ (таких, как социальная помощь) является необходимость проверки нуждаемости. Элементы социального вспомоществования являются непременной частью системы социальной защиты в рыночной экономике; поскольку только лишь с помощью принципов социального страхования и социального обеспечения невозможно учесть все возможные страховые риски и построить многоплановую и всеохватывающую систему социальной защиты населения. Несовершенство организации социальной защиты на основе этого принципа связано с необходимостью проверки нуждаемости и, как следствие, отсутствием определенности в объеме нужных социальных услуг.
Принцип социальной солидарности предусматривает взаимную помощь всех участников социальной защиты, связанную с перераспределением средств между различными социально-экономическими и демографическими группами населения.
По своей сути социальное обеспечение есть система финансовых отношений государства с юридическими и физическими лицами по поводу формирования государственных целевых социальных фондов и использования их для социальной защиты граждан страны. Существование социального обеспечения продиктовано необходимостью содержания нетрудоспособных граждан, их поддержки и выравнивания жизненного уровня различных групп населения.
В сферу государственного социального обеспечения входит также и социальная помощь. Социальная помощь - форма социальной защиты, предусматривающая денежные выплаты, натуральную помощь и индивидуальные услуги гражданам на основе проверки нуждаемости. Основу финансирования социальной помощи составляют бюджетные ассигнования, которые выделяются в распоряжение органов социальной защиты.
В расширенном понимании в понятие социальной помощи включаются разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности. Объектами социальной помощи являются лица, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. В системе социальной помощи действует принцип индивидуального подхода. Это означает, что социальная помощь оказывается тогда, когда исчерпаны все законодательные, договорные и нравственные возможности. Таким образом, посредством института социальной помощи реализуется государственная концепция обеспечения минимального гарантированного дохода.
Раздел 2. Социальная защита населения Нидерландов
1.1 Характеристика Нидерландов
Нидерла́нды — государство, состоящее из западноевропейской части и островов Бонейр, Синт-Эстатиус и Саба в Карибском море (называемых также Карибскими Нидерландами). В Западной Европе территория омывается Северным морем (длина береговой линии — 451 км) и граничит с Германией (577 км) и Бельгией (450 км). Вместе с островами Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен, имеющими особый статус (самоуправляемое государственное образование), Нидерланды входят в Королевство Нидерландов. Отношения между членами королевства регулируются Хартией Королевства Нидерланды, принятой в 1954 году.
Государственный флаг — трёхцветный (красный, белый, синий по горизонтали). Герб — увенчанный золотой короной щит голубого цвета, который поддерживают с боков два геральдических льва. На щите — вздыбленный коронованный лев с мечом в лапе. Гимн — «Вилхелмус» («Песнь о Вильгельме»). Национальный праздник — 27 апреля (День короля).
Официальной столицей государства, согласно конституции Нидерландов, является Амстердам, где монарх приносит присягу на верность Конституции. Однако фактической столицей является Гаага, где расположены королевская резиденция, парламент и правительство, а также большинство посольств иностранных государств. Другие важные города: Роттердам — самый большой порт страны и один из крупнейших портов мира, Утрехт — центр железнодорожной системы страны и Эйндховен — центр электроники и высоких технологий. Гаага, Амстердам, Утрехт и Роттердам составляют агломерацию Рандстад, где проживает примерно 7,5 миллионов человек. Площадь территории в европейской части 41 543 км² (суша — 33 888 км², вода — 7650 км²), население — 17,016,967 чел. Площадь территории в Карибском море 993 км², население — 300000 чел.
Экономика Нидерландов
Преимущества: высококвалифицированная и многоязычная рабочая сила. Отличная инфраструктура. Равные отношения между работниками и работодателями. Дорогостоящая социальная система с высокими налогами и социальными страховыми выплатами. Треть государственных доходов идёт на социальные выплаты. Высокие затраты на зарплату. Низкая инфляция — на апрель 2012 года она составила 2,4%. Уровень безработицы по данным на август 2013 года 8,1%.
Слабые стороны: Стареющее население. Около 50% ресурсов находится в собственности у транснациональных корпораций типа Philips и Shell.
73,5% ВВП создается в
сфере услуг, 24,4% — в промышленности, 2,1% — в сельском хозяйстве (данные на
2005). Численность занятых составляла на 2000 год 7,2 млн (в сфере услуг 73%, в
промышленности 23 %, сельском хозяйстве — 4%).
2.2 Социальная защита
населения Нидерландов
В соответствии со ст. 20 Конституции Нидерландов государство обязано обеспечивать население путем перераспределения национального богатства. Минимальные размеры пенсий и пособий устанавливаются законами, чтобы гарантировать реализацию прав человека в области социального обеспечения, создаются финансовые механизмы и административные структуры. Государственная система социального обеспечения состоит из обязательного социального страхования, социального обслуживания, специального обеспечения служащих (военнослужащих, железнодорожников, государственных чиновников и т. п.).Голландия – единственная страна ЕЭС, где можно не платить взносы на социальное страхование по религиозным соображениям. Однако такие «уклонисты» обязаны платить подоходный налог в размере, равном взносу на обязательное социальное страхование, поэтому при наступлении социального риска они получают пенсии и пособия. Государственную систему дополняют программы профессионального и частного страхования, участие в которых не обязательно, профессиональные пенсионные программы создаются на основании коллективных соглашений или заключения договоров с компаниями, страхующими жизнь. По требованию работников отрасли министерство социальных дел и найма Нидерландов может признать участие в профессиональной программе обязательным для всех работников отрасли. Большинство наемных работников и индивидуальных предпринимателей, помимо государственных страховых пенсий, получают также и профессиональные. Государственная система обязательного социального страхования делится на две программы в зависимости от сферы охвата: всеобщую и специальную.
Всеобщая программа охватывает все постоянно живущее население страны, независимо от национальности и семейного положения, а также иностранцев, уплачивающих подоходный налог на территории Нидерландов. Этой программой охвачены также сотрудники посольств и консульств, транспортных организаций, чей труд имеет разъездной характер, лица моложе 27 лет, которые уезжают из страны для получения образования; выехавшие из страны на срок более года сохраняют право на социальное страхование по всеобщей программе. Всеобщая программа не распространяется на тех, кто постоянно работает за границей, получает пенсии или пособия по законодательству иностранного государства. По всеобщей программе предоставляются пенсии по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца, пособия на детей, средства на оплату медицинских услуг.
Специальная программа предназначена только для наемных работников, то есть для тех, кто работает по договору трудового найма. Таким договором в Нидерландах называют соглашение, по которому работник обязуется трудиться лично за вознаграждение и подчиняться при этом распоряжениям работодателя. Все лица моложе 65 лет, работающие по договору трудового найма, подлежат обязательному социальному страхованию по данной программе. Она распространяется и на тех, кто проходит производственное обучение без отрыва от производственных обязанностей, и на лиц свободных профессий (музыкантов, артистов и пр.), на моряков, летчиков. За счет этой программы финансируются пособия по безработице и по болезни, пенсии по инвалидности, оказывается медицинская помощь.
Впервые государственные пенсии по старости были установлены в Нидерландах Законом от 3 декабря 1913 г. Этот закон имел два существенных недостатка. Первый заключался в крайне низких размерах пенсий, второй – в ограниченной сфере охвата, так как касался только наемных работников, он действовал до принятия закона о пенсиях по старости в октябре 1947 г., в соответствии с которым это право приобретали также индивидуальные предприниматели – мелкие бизнесмены, торговцы, лица свободных профессий. Ныне право на пенсию по старости регулируется законом 1987 г., это право имеют все жители Нидерландов, достигшие 65-летнего возраста, установлен единый пенсионный возраст для мужчин и женщин.
По всеобщей программе обязательного социального страхования пенсия по старости рассчитывается в процентах от минимальной заработной платы с учетом периода проживания в стране и страхового стажа – по одному проценту за каждый год. Максимальная пенсия назначается лицам, прожившим в Голландии 50 лет и вносившим взносы. Она составляет половину минимальной оплаты труда в месяц, при наличии иждивенцев и с учетом семейного положения размер пенсии по старости исчисляется пропорционально величине дневного заработка непосредственно перед уходом на пенсию и продолжительности страхового стажа. Законодательством установлена максимальная сумма заработка для исчисления пенсии, эта же сумма служит базой для уплаты страховых взносов.
Размеры минимальной зарплаты и пенсий повышаются каждые полгода в соответствии с индексом роста зарплаты в производственном секторе экономики. В дополнение к пенсии по старости по всеобщей или специальной программе многие наемные работники, индивидуальные предприниматели, лица свободных профессий получают профессиональные пенсии за счет отраслевых взносов. Дополнительная пенсия исчисляется пропорционально продолжительности профессионального страхового стажа и величины среднего заработка или дохода. Максимальный размер такой пенсии вместе с государственной по программам обязательного социального страхования (всеобщей или для новых наемных работников) не может превышать 70 % последнего заработка или дохода.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют вдовы старше 40 лет и дети. Женщины, не достигшие этого возраста на день смерти кормильца, приобретают право на пенсию только в том случае, если у них есть несовершеннолетние дети или если они инвалиды. Право на пенсию по случаю потери кормильца предоставляется также бывшим женам, то есть разведенным и не вступившим в другой брак, пенсия выплачивается до достижения вдовой 65-летнего возраста, при заключении нового брака вдова получает единовременную сумму.
Государственные программы обязательного социального страхования предусматривают также предоставление пенсии по инвалидности. Инвалидами признаются лица, которые по состоянию здоровья не могут продолжать работать на своей должности или по своей профессии и получать прежний доход: минимальный страховой стаж для приобретения права на пенсию по инвалидности составляет 1 год. Размер пенсии по инвалидности зависит от степени утраты трудоспособности, определяемой в процентах. Если степень утраты не превышает 15 %, то пенсия по всеобщей программе не назначается, при снижении трудоспособности на 80 % исчисляется в размере 70 % минимальной оплаты труда, а если утрата еще выше или человек нуждается в постоянном постороннем уходе, то пенсия по инвалидности увеличивается до 100 %.
Государственные программы обязательного социального страхования на случай инвалидности дополняются профессиональными. Право на профессиональную пенсию по инвалидности имеют лица, степень утраты трудоспособности которых составляет от 15 до 25 %, эта пенсия исчисляется в размере 14 % прежнего заработка, ограниченного определенной максимальной суммой, при снижении трудоспособности на 80 % и более профессиональная пенсия по инвалидности назначается в размерах от 70 до 100 % прежнего заработка. Помимо пенсий, инвалидам предоставляются социальные услуги по профессиональной подготовке, протезированию, медицинскому патронажу, улучшаются их жилищные условия, выделяется транспорт.
Источником финансирования государственных программ обязательного социального страхования служат взносы жителей Голландии, наемных работников и работодателей, государственные дотации и другие поступления.
Для лиц, охваченных всеобщей программой, размер взноса устанавливается с учетом дохода, а для наемных – с учетом заработка. При этом и доход, и заработок ограничивается максимальной суммой, которая в дальнейшем служит базой для исчисления пенсий и пособий, Взносы наемных работников удерживаются автоматически при выплате зарплаты. Наниматели платят взносы только на программу обязательного страхования наемных работников.
Индивидуальные предприниматели и другие лица, подлежащие обязательному страхованию по всеобщей программе, платят взносы самостоятельно, если их годовой доход превышает установленную сумму; при низком уровне доходов они освобождаются от взносов и не приобретают права на страховую пенсию. Ставки страховых взносов ежегодно пересматриваются и утверждаются приказами министра социальных дел и найма, обычно на всей территории страны действуют единые ставки, однако при страховании на случай болезни или безработицы они могут дифференцироваться в зависимости от степени риска, существующей в разных отраслях. Ставки страховых взносов определяются на основании проектов бюджетов соответствующих фондов с учетом ожидаемых расходов, поскольку механизм финансирования основан на принципе солидарности. Это означает, что выплаты покрываются за счет текущих поступлений, хотя и создаются некоторые резервы. Правительство Нидерландов считает, что страна имеет весьма высокую плотность населения, и открыто приветствует перспективу уменьшения численности своих граждан.
По мнению правительства, обнародованного в 1979 г., политика народонаселения должна в основном проводиться в рамках социальной и экономической политики, а не являться новой и самостоятельной сферой политики. Правительство пришло к заключению, что нынешние показатели рождаемости, которые ниже уровня простого воспроизводства населения (общий коэффициент в 1980–1988 гг. – 12,5, суммарный коэффициент – 1,5–1,6), благоприятны, так как в обозримом будущем приведут к прекращению естественного роста населения и в конечном итоге к желаемой стабильной численности, которая будет несколько меньшей, чем в настоящее время. Правительство проводит политику невмешательства в проблему рождаемости, считая, что супруги имеют право сами свободно определять число детей и интервалы между рождениями детей. Формулирует и координирует демографическую политику Нидерландов Бюро по делам народонаселения и Межведомственный комитет по вопросам населения. Нидерландский междисциплинарный демографический институт обеспечивает государственные органы информацией в сфере взаимодействия демографического и экономического развития.
Заключение
Во многих странах количество денег, которыми располагает человек, является определяющим, а часто и единственным фактором жизненного стандарта, доступа к ресурсам, услугам, удовольствиям. Неравенство в доходах автоматически становится фактором социального неравенства во всех областях жизни.
Традиционной, в плане социального
обеспечения, является работа с пожилыми людьми. Эта сфера социальной работы
постоянно расширяется, поскольку число пожилых людей в мире неуклонно растет.
Старение населения планеты стало глобальной проблемой современности. Спектр
социальных проблем, решаемых социальными работниками в этой области, достаточно
широк — от улучшения системы социального обеспечения до усиления поддержки
пожилых людей со стороны семьи и родственников. В работе с пожилыми людьми в
специальных геронтологических центрах, стационарах, полустационарах, центрах
дневного пребывания, обязанности по организации и содержанию которых возложены
на местные органы власти и самоуправления, социальные работники используют свои
знания в области теории и практики социальной работы, геронтологии и гериатрии,
организации местного самоуправления, социальной политики. Особенно трудно
приходится социальным работникам находить альтернативу организации помощи
пожилым людям, имеющим хронические заболевания, на дому, поскольку стоимость
медико-социальных услуг неуклонно растет, а средства, выделяемые государством
на социальное обслуживание, в последние десятилетия почти во всех зарубежных
странах, постоянно сокращаются.
В поисках таких альтернатив социальные работники часто выступают инициаторами
создания общественных организаций, в рамках которых возможно оказание
действенной помощи пожилым людям. Практически во всех странах действуют
объединения ветеранов, деятельность которых выходит далеко за рамки чисто
бытовой, социально-медицинской и социально-экономической помощи. Эти
организации занимаются культурно-просветительской работой, предлагают
разнообразные образовательные программы, участвуют в политической жизни своих
стран. Практически все общественные организации пожилых людей (а их в мире
насчитывается несколько тысяч, в том числе и несколько десятков международных)
стремятся претворить в жизнь основные положения Принципов ООН «Сделать
полнокровной жизнь лиц преклонного возраста».
Список использованных источников
1. Дубинский В.И. Социальная работа в Нидерландах. — М., 2011.
2. Козлов А-А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М., 2012.
3. Справочное пособие по социальной работе. — М., 2013.
4. Социальная работа. — М., 2013. — Вып. 1—4.
5. Теория и методика социальной работы. — М., 2014. 4.2.
6. Основы социальной работы. Учебник. — М., 2014.
7. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы. — М.,2014.
8. Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. — М., 2014. В 3 т.
9. http://www.rosmintrud.ru/