САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гражданского права
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
на тему: «Право как мера свободы личности»
Выполнил(а) студент(ка): _443-3/1-1___ группы____1_______ курса ___ заочного_________________ отделения _____Чиркунова____________________ (фамилия) Виктория Олеговна___________________ (имя, отчество) _____________________________________ _ (подпись) |
||
Научный руководитель: _______________________________________ _ (ученая степень, звание) _______Лядов Алексей Олегович___ __ (фамилия, и., о.) ______________________________________ __ (подпись) |
||
Санкт-Петербург
2016
Содержание
Введение
Глава 1. Историческое развитие института прав человека и гражданина
Глава 2. Общая характеристика права как меры свободы личности
2.1 Характеристика права как меры свободы личности
2.2 Правовой статус человека и гражданина
Глава 3. Система и гарантии прав и свобод личности
3.1 Система прав и свобод личности
3.2 Гарантии прав и свобод личности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Основы правового положения личности складываются в области отношений «общество - государство - личность». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение гражданина определяет его место в правовом общении и отражает его фактическое состояние во взаимоотношениях с государством и обществом. Взаимоотношение гражданина с государством и обществом обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества. Важным моментом в определении прав свободы личности является то, что именно признание государством и готовность защищать права и свободы гражданина, характеризует государство как демократическое и правовое.
С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках. Правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы граждан. Право – это всегда ограничение свободы личности. Индивидуальная мера свободы личности человека, его интересы и права, должны ограничиваться интересами и правами других лиц. Таким образом, право одновременно защищает, ограничивает свободу личности. И. Кант говорил: «Право есть взаимное принуждение, охраняющее общую свободу». Исходя из выше изложенного, мы видим актуальность выбранной темы курсовой работы.
Теоретическую базу данной курсовой работы составляют работы таких ученых как: Власенко Н.А, Алексеева С.С, Марченко М.Н, Смирновой Л.В, Морозовой Л.А, Васильева В.Л, Устиновой В.С, Алексеева С.С, Воеводина Л.Д и других авторов.
Целью курсовой работы является исследование, изучение права как меры свободы личности.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить историческое развитие института прав человека и гражданина.
2) изучить общую характеристику права как меры свободы личности.
3) определить правовой статус человека и гражданина.
4) рассмотреть систему прав и свобод человека и гражданина.
5) охарактеризовать гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Объектом исследования курсовой работы является право как мера свободы личности.
Предметом курсовой работы – свобода личности и его ограничение правом.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Историческое развитие института прав человека и гражданина
Права человека и гражданина - явление социально-историческое. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII-XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность. В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политико- правовых идей, вся культура и жизнь людей занимала мифология. В ней выражались понятия мирового порядка, справедливости и правды, и соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В данный период времени шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.
Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V-IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), принципа гражданства, является крупным шагом на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, в особенности права на частную собственность, создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов.
На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института прав человека и гражданина состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так как граждане полностью отождествляли себя со своим государством, его стремлениями и целями. Наряду со стремлением найти всеобщие нормы, которые регулируют человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид».
Римское право как самостоятельная юридическая наука возникла в начале III в. до н. э. Римские юристы тщательно разработали институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также другие институты частного и публичного права, которые не потеряли свое значение и по сей день.
В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум - Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека».
Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек - творение Бога, а с другой - социальное существо. Из новых идей христианств, главная - отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской - означала не поглощение личности государством, а приобретение ею первого неотъемлемого права - права на совершенствование и бессмертие. В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями ответственности и нравственности. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру, является концепция личности. Из данной концепции личности и происходит идея о правах человека. С течением столетий, постепенно, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет непосредственно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.
В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе и свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился.
В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества - дворянства.
Самый знаменитый из таких кодексов – это Великая хартия вольностей. В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, - принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы.
Там же впервые был законодательно закреплен принцип гражданской свободы. Таким образом, признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда. Позже был провозглашен принцип установления налогов королем, только с согласия налогоплательщиков. Принятие этих документов – это важный шаг в области прав человека.
В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться юридическое мировоззрение. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на интересах, нуждах и природе личности. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании - как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями.
Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав основывалась на защите индивида от посягательств со стороны государства.
В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII-XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению. Появилась новая конституционная идея - принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества и свободных граждан.
ХХ столетие характеризуется новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод. Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства.
В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII-XIX вв. Это социально-экономические права, которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения, образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу художественного и научного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, которым специально посвящены целые главы или даже разделы основных законов многих европейских государств, большое внимание уделяется социально- экономическим правам.
Глава 2 Общая характеристика права как меры свободы личности
2.1 Характеристика права как меры свободы личности
Свобода – одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы – духовный, юридический, политический, экономический и др. Соответственно выдвинуто множество различных ее концепций, определений и трактовок. Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость.
Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость, которая находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные осязаемые формы, принципы, институты. По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности, всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть.
Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. «Свобода бывает там, – писал он, – где господствует закон, а не произвол». Известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он видел основную цель и назначение права.
Правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной государством в виде законов и иных правовых актов. Законы – это «положительные, ясные всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы», – писал К. Маркс. Значит, основной смысл юридической свободы – это оградить индивида от внешнего произвола, как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан. В этом заключается основная ценность и полезность права для личности. В праве свобода получает необходимую опору и гарант, а личность – возможность удовлетворения своего интереса. Без права, свобода могла бы остаться нереализованной и незащищенной. Именно в этом качестве право прежде всего необходимо человеку, а не как инструмент принуждения и властвования.
Правовые нормы, будучи едиными масштабами человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений – индивидуальные и коллективные – ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность.
Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Гражданский кодекс РФ закрепляет свободу договоров. Он, в частности, устанавливает, что коммерческие организации «могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом».
Существенно возрос уровень политической и личной свободы, дающей простор для разнообразной позитивной деятельности индивида. В процессе осуществления этой свободы выявляются и негативные ее стороны, когда в силу ряда причин, прежде всего из-за отсутствия должной гражданской культуры, свобода переходит во вседозволенность. Это значит, что правовые рамки свободы должны быть достаточно жесткими и надежными. Право – это упорядоченная, нормированная форма свободы, свободы, введенной в законное русло. Свобода вне правовых рамок превращается в анархию, а демократия – в ширму, фасад, прикрывающие стихию и неуправляемость.
Главная задача права – предотвращать своеволие, обеспечивать порядок. Н.М. Коркунов также усматривал назначение права в разделении и согласовании интересов. Он не сводил право к «карающему мечу», а заявлял: «Немыслимо право, которое всецело и исключительно опиралось бы на одно принуждение». Другими словами, право предполагает не только санкции, но и разрешение, возможность личного выбора. Конечный источник свободы и ее сущность – не в юридических формах, которые сами по себе не могут ни объяснить, ни исчерпать свободы.
Проблема политико-правового выражения свободы, совершенствования ее форм, методов использования, имеет принципиальное значение для понимания самой сути свободы и демократии Л.Д. Воеводин отмечает, что юридическая свобода как раз и «обнаруживает» себя в таких состояниях общественной жизни, как право, правопорядок, правосудие, система прав и обязанностей их гарантии, правовая культура, ответственность и т.д.
Право выполняет разнообразные и многоцелевые функции. Оно одновременно стимулирует и ограничивает определенные действия, поощряет и запрещает их; открывает перед субъектами известные возможности и обязывает их к должному поведению. Право «дарует» и «отнимает» свободу, гарантирует и защищает государственно-значимые интересы, служит средством удовлетворения потребностей, применяет санкции за «непослушание», то есть стоит на страже мира и порядка.
Свобода индивида проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: социальной, политической, духовной, экономической. Но проявляется и реализуется по-разному. Свободу по-настоящему начинают ощущать лишь тогда, когда по какой-либо причине она утрачивается. В этом случае она становится бесценной.
Свобода личности предполагает также ее свободу от произвола власти. Посредником между ними выступает закон, в котором как раз и выражена официальная мера независимости индивида, его «суверенитет», законом равно очерчены границы деятельности власти. Давно сказано: государством должен править закон. Закон выше любой должности, он «властвует над всеми».
Законы принимаются только выборными органами, которые представляют волю народа – единственного и абсолютного источника власти. Ни один монарх, президент не может издавать законы. Поэтому они и обладают верховенством, наибольшей юридической силой. Правители тоже обязаны подчиняться выраженной таким образом воле, то есть закону. Перед законом все равны.
Закон издревле считался, как кладезь мудрости, добра и справедливости, коллективного разума. Закон – это воплощение объективности и беспристрастия. На практике закон олицетворяет суд.
Право – это не только мера юридической свободы, но и мера юридической ответственности. Общеизвестно, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Или, наоборот, свобода одного начинается там, где она заканчивается у другого. И если отдельная личность переступает эти грани, возникает правовая или моральная ответственность, в зависимости от того, какие нормы нарушены. Ради общей свободы личность должна жертвовать частью собственной свободы. Ш.Л. Монтескье писал: «Разреши человеку делать все, что он хочет, и ты погубишь его». Свободой очень часто злоупотребляют. Давно подмечено: когда свободы нет – ее требуют, когда она есть – ее извращают.
Для практической реализации свободы прежде всего нужна внутренняя культура личности, а уже потом внешняя: нравственная, правовая, политическая.
Ответственность – это объективная необходимость, как и свобода. Более того, ответственность является условием свободы. Субъектами ответственности выступают все, включая властные структуры. Поэтому вопрос о взаимной ответственности личности и государства в современных условиях не только не снимается, а приобретает новое качество. Оптимальное взаимодействие права и личности возможно только на основе четко функционирующей государственности. Твердая легитимная демократическая власть – предпосылка эффективности такого взаимодействия.
Таким образом, право как мера свободы, определяющая характеристика права, указывающая на его способность оказывать позитивно-стимулирующее воздействие на свободу. Право и свобода – неотъемлемая часть друг друга. Право – это всеобщий масштаб и равная мера именно и прежде всего свободы индивидов. Там, где отрицается свободная индивидуальность, личность, правовое значение физического лица, там нет, и не может права, там не может быть и каких-то действительно правовых индивидуальных и иных субъектов права, действительно правовых законов и правовых отношений и в обществе в целом, и в различных конкретных сферах общественной и политической жизни.
2.2 Правовой статус человека и гражданина
Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. Впервые в законодательстве России была выражена идея неотчуждаемых, естественных прав человека. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Российской Федерации.
«Под конституционными правами и свободами, понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту». Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах государственного права, направленных против государства, но одновременно и гарантируемых им.
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве Российской Федерации. В Основном Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод человека, сложившийся в международном праве, тем самым учение о свободе личности получает свою материальную основу. Само по себе, это большое продвижение вперед российского общества.
Философской основой и нормативными источниками института прав и свобод российского законодательства, являются учение об индивидуальных свободах и правах, а также принципы и нормы международного права, закрепляющие права личности. Основные права человека и гражданина, определенные Конституцией Российской Федерации, фиксируют фундаментальные гарантии свободы и принципиальные ценностные ориентиры. Они формируют правовую политику. Права человека и гражданина в конституционном строе приобретают особое значение для индивида и тем более для государства.
Основные или конституционные права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Во- первых, в этих правах утверждается принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. Они являются исходной базой для приобретения и реализации других прав, предусмотренных законами. В- четвертых, конституционные права имеют постоянный, равный и одинаковый правовой характер для всех лиц, этим Конституция Российской Федерации закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы , которая необходима ему как творческой личности.
Конституционную концепцию основных прав и свобод личности отличают следующие характерные черты:
1) Она следует либеральным традициям понимания человека, сложившимся в странах западной демократии, знаменует отказ от институционального подхода к закреплению правового статуса личности, основанного на тезисе о даровании личности прав и свобод государством. Если не в теории, то на практике такое мнение господствовало. Институциональный подход к правам человека «приводил к подавлению личности, нарушению свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли». Огосударствление всех сфер общественной жизни влекло за собой стагнацию экономики и культуры, препятствовало развитию индивида. Согласно новому конституционному законодательству «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
2) На конституционном уровне впервые закреплены «права человека» и «права гражданина», не идентичные по своему содержанию, отражающие разные аспекты правового статуса личности. «Права человека проистекают из неотъемлемого качества человеческой личности - достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и свободы». Права человека - это права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности, то есть они имеют естественное происхождение и принадлежат человеку от природы, человек обладает ими от рождения. Эти права существуют независимо от этапов развития общества, от законодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают критерием оценки любой политико-правовой организации общества. Задача общества и государства состоит в том, чтобы защищать права человека, не допускать их нарушения. Права гражданина определяют политико-правовую связь между личностью и государством. Через институт гражданства, индивид получает дополнительные гарантии в обеспечении своих прав и свобод. Категория «права гражданина» связана с категорией «гражданство», под которой в российском законодательстве понимается «устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека».
3) В Конституции признан принцип приоритетности норм международного права в области прав человека. Это означает, что индивид в соответствии с международным правом вправе обращаться в межгосударственные органы по защите своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Присоединение России к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, расширяет возможности по защите своих прав, каждого гражданина.
Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности и государства:
- признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью;
- обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- признание прав и свобод человека и гражданина критерием деятельности государственной власти и основой содержания и применения российского законодательства;
- признание непосредственного характера прав и свобод человека и гражданина, их не отчуждаемость;
- признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- недопустимость отрицания и умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;
- равенство всех перед законом и судом;
- равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Данные принципы обусловливают смысл, применение и содержание норм Конституции, касающихся правового статуса личности в Российской Федерации.
Глава 3 Системы и гарантии прав и свобод личности
3.1 Система прав и свобод личности
Основные права и свободы можно классифицировать на основе важнейших сфер человеческой жизни: личные, политические, социально-экономические и культурные.
Среди основных прав на первый план выдвигаются - личные. Этим государство подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.
Конституции советского общества были нацелены на обеспечение социально-экономических прав и их гарантии. Политическая свобода личности ограничивалась определенными целями ее использования. Личным правам внимание уделялось, но незначительное. Важнейшее общепризнанное право человека на жизнь, конституциями советского государства не признавалось.
Ныне действующий Основной Закон России значительно расширил круг личных прав человека, занявших главенствующее положение в системе прав личности. К личным правам относятся: право на жизнь, право на защиту своей чести и доброго имени, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.
Ограничения этих прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения. Со вступлением в Европейское Сообщество государство обязалось исключить из практики и применение смертной казни. К личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания. Однако Конституционный Суд Российской Федерации официально отменил институт прописки и реализация данного права все еще затруднена. Конституцией Российской Федерации также закрепляется право каждого определять и указывать свою национальность, право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Так же личным правам следует отнести: свободу совести и вероисповедании, свободу мысли и слова, свободу информации.
Особое значение среди основных прав приобретают политические права, прежде всего, право участвовать в управлении делами государства и политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами, в органах местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.
К политическим правам относятся: равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Система использования и защиты важнейших политических прав граждан подробно регламентируется федеральными законами. Право граждан на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, установлено Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года № 524 «О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».
Конституция провозглашает такие социально-экономические и культурные права, как право на свободное использование своих способностей и имущества, свобода экономической деятельности, право частной собственности и право граждан иметь в частной собственности землю. Конституционное право частной собственности дает возможность каждому свободно распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом, принадлежащим ему на законном основании. К социально-экономическим и культурным правам относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям, свободу творчества.
Вопрос о конституционном характере социальных прав приобретает особую актуальность, с течением времени. Хотя Основной Закон и закрепляет основные социальные права, но государственное право на данный момент еще не разработало единой концепции их осуществления. Об этом свидетельствуют чисто декларативные определения государства как демократического федеративного правового государств и социального государств. Когда общество находится в глубоком кризисе, обеспечить защиту социальных прав граждан сложно, но с государства такая ответственность не снимается. Социальные блага, закрепленные в Конституции Российской Федерации, возлагают на государство обязанность обеспечить их защиту. Однако, Конституция Российской Федерации прямо не говорит об этом, в ней сказано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
3.2 Гарантии прав и свобод личности
Во многом реализация основных прав и свобод личности зависит от тех гарантий культурного, социально-экономического, материального, политического, организационного и юридического характера, которые устанавливаются и обеспечиваются государством. Общеизвестно, что с уровнем материально-технического развития общества связаны социальная стабильность и безопасность, в условиях которых человек в большей мере способен реализовать свой социальный и творческий потенциал. Его личные и социальные интересы не вступают в противоречие. Богатое общество всегда в состоянии тратить больше средств на социальную сферу и работу тех органов, которые обеспечивают осуществление прав граждан.
Порядок организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления основывается на исходных началах конституционного правового статуса личности. Соответственно Основной Закон закрепляет и конкретные гарантии их реализации.
Следует приветствовать стремление российского законодателя создать и обеспечить все необходимые средства, гарантирующие уважение и защиту фундаментальных прав и свобод граждан, а также препятствующие возвращению к практике прошлых десятилетий.
Особое место в системе гарантий прав и свобод граждан занимают юридические гарантии, посредством которых обеспечиваются различные стадии процесса осуществления, охраны и защиты прав и свобод граждан. В обществе действует развернутая система гарантий субъективных прав граждан. Однако в конечном счете эта система обеспечения субъективных прав реализуется лишь через юридические гарантии, нормы правоустанавливающего и правовосстанавливающего характера, которые непосредственно обеспечивают реальный правовой статус личности.
В правовой науке под гарантиями понимается система социально- экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. Cм: Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 2006. С. 168. институт право свобода человек
Юридические гарантии прав и свобод граждан - это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.
К юридическим гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина относятся закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.
Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий прав личности следует включить: закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер); меры профилактики и предупреждения правонарушений Cм: Лившиц Р. З. Теория государства и права. - М., 2009. С.97.. Такой же позиции придерживаются авторы учебника «Общая теория права и государства», но при этом они вносят два существенных уточнения: во-первых, в рамках теории гарантии необходимо рассматривать негативные воздействия, без знания которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности, обеспечению прав личности; во-вторых, реально гарантии действуют как совокупность каких-либо явлений, процессов, включающих как положительные, так и отрицательные воздействия. Cм: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 2007. С. 187-192.
Система юридических гарантий будет эффективнее, если нормативные, институциональные, процессуальные, организационные элементы этой системы будут основываться и функционировать на принципе «гарантия гарантиям». Так, В. С. Нерсесянц утверждает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль. Словом, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы. Cм: Жуйков В. М. Права человека и власть закона. - М., 2005. С.84.
Юридические гарантии защиты прав человека можно подразделить на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.
Защита и непосредственное обеспечение прав человека и основных свобод осуществляются прежде всего во внутригосударственном законодательстве. Внутригосударственные институты защиты прав человека и гражданина - это система культурных, социально-экономических, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они закреплены в Основном Законе государства либо в законах, имеющих конституционное значение.
Конституция устанавливает общие принципы юридических гарантий. Общими юридическими гарантиями являются положения главы 1 Основного Закона: «Основы конституционного строя» и прежде всего ст. 1, 2, 7, 15.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет целую систему юридических гарантий, обеспечивающих индивиду беспрепятственное осуществление его прав.
К числу важнейших конституционных гарантий относятся: принцип разделения властей (ст. 10), обеспечивающий политическую свободу личности; обязанность государства защищать права и свободы человека (ст. 45), в том числе и обязанность судебной защиты его прав (ч. 1 ст. 46); право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); принцип презумпции невиновности (ст. 49); право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47); право на защиту потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52); право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); гарантии в области правосудия (ст. 50, 51).
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Это непосредственно действующие права. В данной сфере Конституция отводит особую роль Президенту. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), Президент реализует свое конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других особо нуждающихся в защите со стороны государства. Cм: Конституция Российской Федерации. - М., 2010.
Важнейшими гарантиями основных прав и свобод личности являются институт конституционного контроля, установленный ст. 125 Конституции Российской Федерации, и принцип презумпции невиновности, суть которого в том, что каждый человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в судебном порядке.
Международные механизмы гарантий прав личности - это меры, направляемые мировым сообществом на обеспечение и защиту прав человека и гражданина. Эти меры включают культурные, политические, организационные и правовые средства международного характера. Политико-правовая система международных гарантий прав человека, в частности, включает: систему международных пактов и конвенций по правам человека; Комиссию по правам человека в рамках ООН; Комитет по правам человека; Европейскую комиссию по правам человека; Европейский Суд по правам человека и ряд других механизмов, способных установить международно-правовую ответственность за ординарные нарушения прав человека.
Эффективность и действенность юридических гарантий зависит прежде всего от зрелости институтов гражданского общества и правового государства, высокого уровня правовой культуры населения и всех звеньев государственного аппарата, качества работы нормотворческих и правоприменительных органов, их должностных лиц.
Права и свободы человека - это те универсальные правовые ценности, для которых характерно установление единых международно-правовых стандартов в области охраны прав личности. В настоящее время в мире существует много средств, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Однако права личности пока еще часто нарушаются, а способы их защиты не всегда достаточно эффективны, так как не акцентированы именно на защите. Вот почему возникает проблема не только совершенствования уже имеющихся методов и средств, но и создания новых институтов, гарантирующих и охраняющих права личности - чем больше таких институтов, тем эффективнее обеспечение прав человека в современном мире.
К середине XX в. в связи с развитием правового и социального государства появилась необходимость гарантирования прав и свобод всех граждан независимо от имущественного положения и какого-либо, кроме возрастного, ценза. Основные права и свободы человека перестали быть чисто внутренним делом государства. Обеспечение всей совокупности прав и свобод человека - не внутреннее дело государств, а их обязательство по
Уставу ООН, международным пактам, конвенциям. Обеспечение прав человека осуществляется как во внутригосударственном законодательстве, так и на уровне международного сообщества. Конституция РФ (ч. 3 ст. 46) устанавливает, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Основной механизм такого обращения установлен Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.
С момента принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека началось реальное сотрудничество государств в обеспечении прав человека. Были выработаны международные стандарты в области прав человека, определившие общее понятие прав человека и основных свобод, а также их перечень. Впоследствии данные положения получили закрепление в международных пактах о правах человека - международных договорах обязывающего характера. В них вошли нормы и положения, в силу которых государства, подписавшие пакты, обязаны обеспечивать в пределах своей юрисдикции уважение к правам человека и нести ответственность перед международным сообществом за их соблюдение.
Заключение
Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных руководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Особую тревогу вызывает состояние социально-экономических прав, в особенности права на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный характер российского общества. В первую очередь, сказывается неудовлетворительная ситуация в сфере экономики, отсутствия у государства необходимых средств. Но "списывать" слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства - заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.
Список использованных источников.