Государственный долг и особенности его динамики на современном этапе развития российской экономики

Описание:
санкций и связанное с ним ограничение доступа российской корпорации к рынкам капитала, последовавшие затем отток капитала из России и ослабление курса рубля, что, в свою очередь, подстегнуло инфляцию. Однако, даже в этих условиях Россия понижает уровень своего долга.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия

им. В.Р. Филиппова»

Институт дополнительного профессионального образования и инноваций

Кафедра государственного и муниципального управления

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора»

На тему:

Государственный долг и особенности его динамики на современном этапе развития российской экономики

                                                                                           Выполнила: студентка гр.8401

Шойжилова А.С.

                                                                    Проверила: Жигжитова Б.Н.

Улан-Удэ

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1.                ОБРАЗОВАНИЕ И ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ…………………………………………………………………5

1.1.         Сущность государственного долга и причины его образования.5

1.2.         Формы и виды государственного долга………………………….8

1.3.         Управление государственным долгом……………………………10

2.                АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..19


ВВЕДЕНИЕ

Основной  функцией  государства  является  создание  и  поддержание  комфортных  условий  для  проживания  граждан.  Для  реализации  этой  функции  государство  осуществляет  внешнюю  и  внутреннюю  политику.  Главным  источником  финансирования  мероприятий,  в  рамках  этих  политик,  является  бюджеты  различных  уровней.  Любой  бюджет  состоит  из  доходной  и  расходной  частей.  Для привлечения  денежных  средств  в  распоряжение  государства  и  муниципальных  образований  и  покрытия  бюджетного  дефицита  наряду  с  другими  средствами,  такими  как  налоги,  эмиссия,  активно  используются  государственные  заимствования.

Проблема дефицита федерального бюджета значительно возросла. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению рэкономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Объектом исследования выступает государственный долг.

Предмет исследования - государственный долг как метод финансирования государственных расходов.

Цель работы – раскрытие сущности государственного долга и анализ его динамики на современном этапе развития экономики РФ.

Задачи:

1)                изучить сущность государственного долга и причины его образования;

2)                рассмотреть формы и виды государственного долга;

3)                изучить управление государственным долгом;

4)                провести анализ динамики государственного долга РФ.

В качестве методов исследования использовались описательный, сравнительный анализ, метод обобщения.

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ

1.1.         Сущность государственного долга и причины его образования

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов[2].

Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета[3].

Основаниями для образования государственного долга являются:

1)                государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета;

2)                кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

3)                предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков;

4)                факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц;

5)                соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет[1].

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации. Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения. В соответствии со ст. 106 Бюджетного Кодекса РФ предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год [1].

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

1.2 Формы и виды государственного долга

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака положенного в основу данной классификации.

В зависимости от заемщика государственный долг подразделяется на:

1)                государственный долг Российской Федерации;

2)                государственный долг субъекта Российской Федерации;

3)                муниципальный долг.

Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну[3].

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:

1)                внутренний долг;

2)                внешний долг.

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте [4].

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют:

1)                капитальный государственный долг;

2)                текущий государственный долг.

Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил[3].

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

1)                кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2)                государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3)                договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4)                договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

5)                соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет [2].

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований - 10 лет [4]. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.

1.3 Управление государственным долгом

Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий [5].

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

1)                рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;

2)                конверсия - изменение доходности займа;

3)                консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

4)                новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;

5)                унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

6)                отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

7)                дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга [6].

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

1)                безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

2)                единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

3)                единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

4)                согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

5)                снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

6)                оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

7)                гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

1)                формирование государственной долговой политики;

2)                определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

3)                установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;

4)                установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств[5].

Таким образом, под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основания для образования, формы и виды государственного долга определены в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. Управление государственным долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его основе лежат определенные принципы.


2.        АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

Государственный долг играет значительную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это связано с тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения оказывают существенное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.

Осуществление внутренних заимствований производится согласно утвержденной программе государственных внутренних заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.

На основании данных, представленных в документе «Объем государственного внутреннего долга РФ» от 18.03.2016 проанализируем и рассмотрим динамику государственного внутреннего долга за исследуемый период.

В таблице 1 представлены  показатели объема государственного внутреннего долга РФ 2010-2016 г.г.

Таблица 1. Объем государственного внутреннего долга РФ

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга РФ, млрд.руб

Всего

В т.ч. государственные гарантии РФ в валюте РФ

01.01.2010

2 094.731

251.364

01.01.2011

2 940.392

472.250

01.01.2012

4 190.553

637.334

01.01.2013

4 977.898

906.638

01.01.2014

5 722.239

1 289.854

01.01.2015

7 241.169

1 765.456

01.01.2016

7 307,611

1 734,516

Наблюдается непрерывный рост внутреннего долга. Темп прироста в 2011 году относительно 2010 г. составил 40,37%, в 2012 г. – 42.51%, в 2013 г. – 18,79%, в 2014 г. – 15,95% в 2015 г.- 26,54%, в 2016 году - 0,92%. Из таблицы видно, что к 2015 году прослеживается значительный скачок внутреннего долга. Проанализируем государственные гарантии в общей сумме долга:  в 2010 году они составили 11,99%, в 2011г. – 16,06%, в 2012г. – 15,2%, в 2013г. – 18,21%, в 2014г. – 22,54%, в 2015г. – 24,38%, в 2016г. – 23,73%. Можно проследить тенденцию к увеличению государственных гарантий к сумме внутреннего долга.

На основании данных в документе «Государственный внешний долг РФ» проанализируем и рассмотрим динамику внешнего долга РФ за исследуемый период.

В таблице 2 представлены показатели объема государственного внешнего долга РФ 2011-2016 г.г.

Таблица 2. Объем государственного внешнего долга РФ

Отчетная дата

Всего

В т.ч. гос гарантии РФ в иностранной валюте (млн.долл.США)

01.01.2011

39 956.9

913.3

01.01.2012

35 801.4

1 008.9

01.01.2013

50 769.2

11 389.8

01.01.2014

55 794.2

11 399.1

01.01.2015

54 355.4

12 083.2

01.01.2016

50 002.3

11 875.9

За анализируемый период можно наблюдать значительный скачок внешнего долга к 2013 году по сравнению с 2012 г., темп прироста составил 42%. С 2013 по 2014 год долг увеличился на 9,89%, но с 2014г. по 2015 г. наблюдается плавное снижение долга на 1438,8 млн.долл. в абсолютном значении или на 3%. В 2016г. наблюдение снижение внешнего долга на 8%.

На изменение государственного долга имеют влияние множество показателей. В последнее время на экономическую ситуацию в России повлияли несколько факторов: понижение цен на нефть, конфликт на Украине, введение санкций и связанное с ним ограничение доступа российской корпорации к рынкам капитала, последовавшие затем отток капитала из России и ослабление курса рубля, что, в свою очередь, подстегнуло инфляцию. Однако, даже в этих условиях Россия понижает уровень своего долга.

Государственные гарантии к общей сумме долга составляли в 2011 году 2,23%, в 2012г. – 2,82%, в 2013г. – 22,43%, в 2014г. – 20,43%, в 2015г. – 22,22%, в 2016г. – 23,75%.

Таким образом, государственная долговая политика должна быть направлена на обеспечение способности России осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения первоочередных социально-экономических задач, а также не препятствовать развитию, а наоборот повышать рейтинги нашей страны. Для этого необходимо поддерживать умеренный уровень государственного долга и расходов по его обслуживанию, а также проводить постоянный мониторинг долговой ситуации, повышение прозрачности деятельности государственных служб.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношения, связанные с формированием государственного долга, его погашением и обслуживанием, - это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам - юридическим и физическим лицам. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка государственных заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:

1)                улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

2)                обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

3)                содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

4)                гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

5)                обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

6)                усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

7)                создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

8)                совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

Эти решения являются обоснованными не только по линии улучшения рынка государственного долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан. Как было сказано выше, снижение внешних государственных заимствований за счет увеличения внутренних, позволяет избежать перекладывания долгов нынешних поколений на плечи будущих.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016, с изм. 30.03.2016)

2.                Бескова И.А. Управление государственным долгом: Учебник. – М.: Феникс, 2011. – 366с.;

3.                Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие.− М.: Перспектива, 2012. – 284с.

4.                Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. − М.: ЮНИТИ, 2011. – 566.

5.                Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. − М.: Финансы и статистика, 2013. – 222с.

6.                Лушин АМ. Финансы: Учебник. − М.: Экономистъ, 2011. – 374с.

7.                26. http://www.minfin.ru - сайт Министерства Финансов РФ

Информация о файле
Название файла Государственный долг и особенности его динамики на современном этапе развития российской экономики от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 17:21
Дата обновления 5.5.2020, 17:21
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 23.97 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 481
Скачиваний 147
Оценить файл