Опыт развития лидерства в молодежной среде  

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Кафедра философии

Направление подготовки бакалавров

39.03.03. «Организация работы с молодежью»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «История и современное  состояние  молодежной  политики за рубежом»

Тема «Опыт развития лидерства в молодежной среде  

Великобритании»

Студент: Меньшикова Кристина Викторовна, 2 курс н/б

направление «Организация работы с молодежью»

Научный руководитель: кандидат философских наук,  доцент  кафедры философии

          ___________                        Малкова Елена Вячеславовна

Пермь, 2015г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Роль лидерства в Великобритании. 6

§1.1. Лидерство, как одна из ключевых характеристик социально-экономических процессов. 6

§1.2. Феномен молодежного лидерства в контексте британского общества. 13

Глава 2. Современные практики формирования молодежного лидерства в Великобритании. 18

§2.1. Обзор существующих форм молодежного лидерства                             в Великобритании. 18

§2.2. Анализ программы Mastering Leadership Agility: возможности для развития практик молодежного лидерства. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 32

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в мировом сообществе наблюдается возрастание интереса к теории и практике лидерства[1], в том числе и молодежного лидерства. Это мы видим и в передовых западных странах[2], и в России[3]. Эта тема становится актуальной в современном мире, когда геополитическая, экономическая и межкультурная напряженность все возрастает, государства, население стоят перед сложнейшим выбором: чью позицию выбирать, на какую сторону в конфликтах переходить, чьи интересы и ценности поддерживать. В такой ситуации неопределенности, когда люди, и особенно молодежь, проявляют пассивность, отказ от участия в ситуации выбора, очень важна роль появляющихся на сцене лидеров. Люди в большинстве своем стараются следовать за кем-то, кто больше всего отвечает их ценностным установкам и не противоречит мировоззренческим принципам. Ведь этот человек будет брать на себя ответственность за все их действия, за средства достижения поставленных целей, за правильность выбора целей тоже. Но для сохранения порядка, безболезненного решения возникающих конфликтов важно, чтобы настоящие лидеры и их последователи достигали адекватных целей, ставили созидательные задачи, противостояли радикальным настроениям в обществе.

Актуальность нашей работы связана с необходимостью моделирования лидерских практик, направленных на обеспечение достижения обществом социально-экономического благополучия,  адаптацию к задачам и возможностям  инновационного развития. В связи с этим, работа направлена на изучение и анализ формирования молодежного лидерства в одной из крупнейших исторических держав, такой как Великобритания. Это государство прошло немалый путь исторического развития, переживало как периоды могущества, так и периоды упадка в экономической сфере, но не потеряло свое значение на международной арене и в современности [Хесин Е.С., 2009, стр. 50–51].

Объект исследования – лидерство, как актуальный феномен, имеющий историческую подоплеку и социальное значение в современности. Предмет исследования – практики формирования и развития молодежного лидерства в Великобритании[4].

Цель курсовой работы: рассмотрение феномена молодежного лидерства в Великобритании и формирование наиболее полного представления об актуальных и эффективных практиках его формирования.

Задачи:

1.     Изучить и обобщить теоретические материалы, раскрывающие феномен лидерства;

2.     Проанализировать материалы, раскрывающие роль и ценность молодежного лидерства в социальной среде Великобритании;

3.     Определить и описать основные формы, в которых развивается молодежное лидерство в Великобритании;

4.     Проанализировать содержание программы Mastering Leadership Agility на предмет возможности ее применения в российских практиках молодежного лидерства.

Практическая значимость решения поставленных задач связана с возможностью применения  полученных знаний об успешных практиках молодежного лидерства в Великобритании для организации и развитии молодежного лидерства в Пермском крае, создания проектов и событий в молодежной среде, направленных на повышение качества  социальной действительности в регионе, городе, университете.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, и заключения. В главе I рассматриваются понятия лидерства и молодежного лидерства, осуществляется обзор теорий лидерства, феномена лидерства вообще и в контексте исторического развития Великобритании. Основной упор во второй части главы делается на молодежное лидерство и условия его формирования в современной ситуации:  анализируется содержание молодежной политики в Великобритании и ее потенциала для  выращивания и становления лидеров с созидательной направленностью их деятельности. Вторая глава посвящена исследованиям феномена лидерства, программам и отдельным практикам формирования лидерства среди молодежи, в сфере бизнеса, а также среди некоммерческих структур, методам и подходам к обучению лидерству.

Апробация отдельных элементов содержания курсовой работы была осуществлена в процессе создания и презентации на экспертном конвейере молодежного проекта Школы «Патриотизм – молодежное лидерство в действии» в апреле-мае 2015года. В ближайшее время данный проект будет представлен на молодежном форуме ПФО «iВолга» (Самарская область, 17-27 июня 2015г.).

Глава 1. Роль лидерства в Великобритании.

§1.1. Лидерство, как одна из ключевых характеристик социально-экономических процессов.

Для начала следует дать определение ключевому понятию, которое используется в курсовой работе – «лидерство». Ему можно найти довольно много определений, два из которых мы привели выше. Следующее определение приведено в социологическом словаре Осипова: «Лидерство — 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности; 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов» [Филонович С.Р., 2003, стр.4]. Однако здесь не полностью раскрыто двойственное значение этого слова, которое раскрывает Филонович: «Анализ определения лидерства приводит нас к важному заключению о том, что лидерство, с одной стороны, является положением личности, а с другой — это процесс вовлечения последователей в некоторую деятельность» [Филонович С.Р., 2003, стр.5].

Несколько отличающийся от данного определения смысл, но в то же время дополняющий его, несет понятие «лидерства» в интерпретации Пола Эйткена. Он говорит о том, что лидерство начинается изнутри – сердца и мозга. То есть сначала мы должны заняться самолидерством (self-leadership) – необходимо понять свои сильные и слабые стороны, почувствовать себя ценным, придумать вариативность решений. Для этого можно использовать разработанные им 12 практик становления лидера. Только после того, как сами мы поймем и осознаем персональные ценности, дальнейшие цели и пути их реализации, мы сможем быть лидерами в обществе. Основной акцент Пол Эйткен делает на командное лидерство, когда каждый член команды – лидер в своей конкретной сфере деятельности, но усилия и вклад каждого в общее дело делает лидером эту команду. В этом заключается смысл team membership [Paul Aitken, публичная лекция, 2014].

Д.В. Ольшанский в своей статье «Основные теории лидерства» обращает внимание на то, что «феномен лидерства – наиболее изучаемая проблема политической психологии». Политология рассматривает в качестве проблемы изучения власть, а политическая психология акцентирует внимание на конкретном проявлении этой власти у того или иного должностного лица. То есть, через призму лидерства политическая власть рассматривается, как способность подчинять людей, распространяя на них политический режим, правила, нормы [Ольшанский Д.В., 2002, стр. 1].

Но в современных реалиях эта тема перестает быть интересной только для политиков и политической психологии. Все чаще мы видим издания книг по менеджменту, посвященных проблемам лидерства[5]. Хотя, несомненно, существуют различия между понятиями «менеджер» и «лидер» [Мильнер Б., Орлова Т., 2012, стр.88]. Навыки лидерства приобретают вес и ценность особенно в условиях экономической стагнации, когда появляется необходимость в инновациях, либо это происходит в периоды экономических кризисов. Как отмечают авторы статьи, С. Джобс признавал значимую роль активного лидерства при входе любой организации в «инновационное поле». Лидеры организаций должны не только осознавать и ставить конечную цель перед собой и сотрудниками, но и знать, как ее осуществить, претворить в жизнь. «Лидеры должны быть уверены в успехе изменений и быть сверхоптимистичными относительно готовности к изменениям других членов организации. Чтобы управлять по горизонтали процессом изменения ценностей, в организации должна существовать критическая масса лидеров, которые хотят изменений» [Мильнер Б., Орлова Т., 2012, стр.88]. А.Л. Замулин в статье «Духовность организационного лидерства: анализ зарубежный исследований» делает упор на «духовной», как значимой и эффективной, составляющей лидерства в организациях. Он приводит показатели эффективного лидерства, в основе которых лежит ценностное, «духовное» начало: последователи позитивно воспринимают лидера, у них сохраняется мотивация, удовлетворение, желание дальше работать и добиваться ощутимых результатов, соблюдается этика поведения; в организации, или команде, отмечается высокая продуктивность, сохраняется положительная репутация; сами лидеры внутренне мотивированы на деятельность, у них складываются хорошие отношения с окружающими, повышается сопротивляемость внешним неблагоприятным факторам. Это помогает укрепить организацию и выйти в лидеры в рамках занимаемой ниши хозяйственного производства [Замулин А.Л., 2010, стр.188].

Лидерские компетенции важны также и для развития социальной действительности. Так появляется феномен социального лидерства. Этот смысл закладывается в работах Пола Эйткена, а также это понятие разбирала Е.В. Малкова в публичной лекции «Инвентаризация внутренних и внешних ресурсов в социальном лидерстве»[6]. Социальное лидерство предполагает опору на общезначимые ценности и мотивы, которые используются для того, чтобы консолидировать вокруг себя людей, формируя лидерские команды, представляющие собой суммы потенциалов ее членов, направлять их на созидание, решение острейших социальных проблем. Лидер – это специалист в конкретной области, обладающий харизмой, который не просто берет на себя ответственность за те или иные действия, поступки, но и как бы снимает ответственность с каждого члена команды. И его деятельность, а также всей лидерской команды создает блага для общества. Если цели деятельности команды социальных лидеров совпадают с потребностями общества, то это идеальный вариант улучшения, развития социальной действительности в той или иной территории [Paul Aitken, Малкова Е.В. публичные лекции, 2015 г.].

Чтобы перейти к формулировке качеств, присущих лидерам, определению «молодежного лидерства» и к изучению факторов его становления, нужно изучить основные теории лидерства[7], или подходы к проблеме лидерства, которые сформировались на сегодняшний день и являются основой для научного изучения.

Самыми древнейшими можно назвать теории «героев»  и «теории черт». Изначально почитались такие качества вождей, как «справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл)[8]». По мнению приверженцев этих теорий, лидер должен аккумулировать в себе такие факторы, как природные способности, достижения в результате какой-либо деятельности, ответственность за возложенные на себя обязательства, активное участие в решении возникающих проблем, приобретаемый вес, статус в обществе и «ситуативные черты» личности. Автор выделил основные качества, характеризующие лидера с точки зрения представителей данных теорий: ответственность в выполнении возложенного на себя дела; креативность в решении проблем, упорство и энергия в реализации поставленных задач; инициативность; самоуверенность; способность оказывать влияние на окружающих и моделировать нужные действия и поступки людей; снятие ответственности за достижение целей с членов команды; умение поддерживать жизнеспособность группы. Но упомянутые теории «мало продуктивны в научном отношении» [Ольшанский Д.В., 2002, стр. 2].

Теория среды провозглашает лидерство «функцией окружения», что определяется характеристиками времени, места и обстоятельств. Автор ссылается на Е. Богардуса, утверждавшего, что то или иное проявление лидерства в группе зависит от членского состава и общепризнанных ценностей данной группы и стоящих перед ней проблем. Автор приводит высказывание А. Мэрфи: «Ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы». Это означает, что личность лидера играет немаловажную роль в группе, на его плечи ложится ответственность решить возникшую проблему [Ольшанский Д.В., 2002, стр. 3].

Личностно-ситуативные теории включают в себя основные положения предыдущих теорий – лидерство формируется исходя из психологических черт лидера и условий окружения. Упомянутый Ольшанским С. Казе считал, что генерация лидерства происходит за счет следующих факторов: личностные качества лидера, группа его последователей и сложившаяся ситуация или «событие» (например, проблема, которую решает группа). Уже здесь лидерство рассматривается как система отношений людей, учитываются социальный имидж лидера и мотивы деятельности его последователей [Ольшанский Д.В., 2002, стр. 3].

Основным положением теории взаимодействия-ожидания является то, что чем сильнее проявляется взаимная симпатия между людьми, тем теснее будет происходить групповое взаимодействие и участие в совместной деятельности, больше будут совпадать ценности и нормы. А на долю лидера выпадает обязанность быть инициатором такого взаимодействия. Так можно говорить о том, что эта теория близка «мотивационной теории», признающей назначение лидерства моделировать нужное поведение членов группы через изменение их мотивации, представителями которой являются Р. Хау и Б. Басе [Ольшанский Д.В., 2002, стр. 3-4].

Главной миссией лидерства, с точки зрения «гуманистических» теорий, является развитие эффективной организации посредством ее трансформации для обеспечения свободы реализации личностного потенциала каждого из сотрудников. Это поможет достичь синергии для достижения целей самой организации и самореализации индивидов, входящих в нее. Возможно, потребность в самореализации, раскрывающаяся за счет инициативности и ответственности, является ключевой  характеристикой лидеров, организующих и направляющих других индивидов к развитию [Ольшанский Д.В., 2002, стр. 4].

Следующие теории – теории обмена[9] основываются на представлении, что взаимодействия индивидов, общественные отношения – это некий обмен личностных потенциалов, опыта, который продолжается до того момента, пока его участники считают обмен выгодным. Т. Джакобс точно отразил суть этих теорий: «группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности к достижению цели» [Ольшанский Д.В., 2002, стр. 4–5].

Мотивационные теории лидерства основываются на мотивах людей, которые движут ими в любых действиях, но при учете своих реальных возможностей. Дж. Штерном была даже выведена формула мотивации: мотивация = f (мотив х ожидание х стимул). А. Маслоу подмечает, что «корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования, т. е. в мотивы, зависящие от среды». Лидеры ответственны за преобразование различных форм «общественных расстройств»[10] в потребности социально-продуктивного направления деятельности людей. Существующие потребности самих лидеров, отмеченные А. Маслоу, выражаются, с одной стороны потребностью в силе, достижениях, свободе, с другой стороны потребностью в доминировании, успехе, статусе. Хотя, по мнению автора, стремление к уважению – это важнейший элемент человеческих амбиций, отражающий нацеленность на самоактуализацию, как одну из основных характеристик потенциального лидера [Ольшанский Д.В., 2002, стр. 5–6].

Приведенный выше обзор общего содержания семи подходов к проблеме лидерства, выделенных Д.В. Ольшанским, может служить неким источником для выделения основных, наиболее часто встречающихся и значимых характеристик лидера. Несомненно, таковыми являются инициативность и ответственность, которые упоминаются в «гуманистических» теориях лидерства, теориях взаимодействия-ожидания, стремление к самореализации, самоактуализации, то есть к успеху в выбранном векторе развития, что отражается в мотивационных теориях лидерства. А также актуальными на сегодняшний день остаются такие качества лидера, сформированные в рамках теории «героев»  и «теории черт»: ответственность в выполнении возложенного на себя дела; креативность в решении проблем, упорство и энергия в реализации поставленных задач; инициативность; самоуверенность; способность оказывать влияние на окружающих и моделировать нужные действия и поступки людей; снятие ответственности за достижение целей с членов команды; умение поддерживать жизнеспособность группы.

 Исходя из указанных характеристик лидера, которые приписываются большинству представителей лидерства, можно говорить, что молодежный лидер – это молодой человек, обладающий вышеперечисленными лидерскими качествами. Лидерство взрослых людей имеет некоторые отличия от молодежного лидерства. Лидерство взрослого основывается по большей части на авторитете (голос, влияние и полномочия по принятию решений), в то время как молодежное лидерство апеллирует к способностям (навыки, знания и таланты).[11] Молодежное лидерство является одним из основных факторов развития молодежи, что подразумевает под собой тенденцию направления молодых людей  в сторону обеспечения возможностей и жизнестойкости, профилактику правонарушений и неудачи в реальной жизни.

Таким образом, молодежное лидерство, с присущим ему фокусом на позитивном развитии, представляет естественную среду для развития молодежи с участием профессионалов. Лидерство – это один из универсальных потенциалов траектории развития молодых людей [Girl G. Noam, Editor-in-Chief, 2006, стр. 9–12].

§1.2. Феномен молодежного лидерства в контексте британского общества.

Исходя из вышеизложенных рассуждений, мы пришли к выводу, что развитие лидерства в социально-созидательном ключе несет положительный смысл для формирования ценностной базы развития и становления молодежи. Стоит рассмотреть также основные аспекты молодежной политики, реализуемой в Великобритании, чтобы понять объективную картину условий формирования и развития молодых англичан.

В стране отсутствует специальный комитет по делам молодежи в Парламенте, что предполагает комплексный характер молодежной политики, которая охватывает практически все области социума, оказывающие немалое влияние на молодежь, например, занятость, образование, здравоохранение и реализуется на национальном и местном уровне. Ее реализация имеет некоторые различия между административными частями Соединенного Королевства, но основные ориентиры являются общими [Уайли Т., стр. 1]. Можно перечислить основные цели реализации государственной молодежной политики в Великобритании:

ü обеспечение безопасности молодежи;

ü получение образования и реализации их потенциала;

ü повышение уровня здоровья молодежи;

ü становление экономического благополучия молодежи;

ü привнесение вклада со стороны молодежи в общественную жизнь[12].

Все они ведут к одной общей цели – помочь социализации молодежи, чтобы этот процесс прошел наименее болезненно как для самой молодежи, так и для социума. Миссией молодежной политики является решение проблем, которые существуют в среде молодых граждан страны:  асоциальное поведение и правонарушения, высокий уровень подростковой беременности, а также безработица и недостаточный уровень образования [«Молодежные политики: мировой опыт», стр. 86].

Государство стремится решить эти проблемы через учреждения, реализующие формальное и неформальное образование, через службы, реализующие возможности молодежной работы, различные молодежные организации, в том числе и молодежные клубы. Стратегии развития молодежной работы в Англии изложены в документе «Aiming High for Young People» (2007). Они наиболее полно отражают возможности молодых людей участвовать в принятии решений по аспектам молодежной политики за счет доступности мероприятий, повышения качества имеющихся услуг и привлечения квалифицированных практиков и управленцев в сфере работы с молодежью. Начиная с 2005 года, наблюдаются изменения в структурах, реализующих государственную молодежную политику. И сейчас можно говорить о передаче некоторой части ответственности за реализацию молодежной политики самой молодежи. На это указывает хотя бы тот факт, что органы власти начинают учитывать мнение молодежи и вовлекать ее в процесс принятия решений в отношении местных услуг. Правда, если смотреть вообще политическое участие молодежи в демократическом процессе, например, в национальных выборах, то процентный показатель остается довольно низким [Уайли Т., стр. 7].

Наличие проблем в сфере молодежной политики выявляют слова Уайли: «Неспособность добиться прогресса по ряду ключевых показателей предполагает, что, несмотря на высокие амбиции, в молодежной политике и практике Великобритании до сих пор наблюдается отсутствие решимости и способности действовать последовательно и решительно со стороны отдельных лиц, групп и сообществ в ответ на сложные социальные и культурные факторы» [Уайли Т., стр. 10]. Исходя из этого, стоит утверждать, что общество остро нуждается в инициативных, готовых решать сложные задачи, ответственных и целеустремленных молодых людях, которые смогли бы актуализировать и оживить процесс молодежного самоуправления, самоорганизации и активности. А именно такими способностями обладают лидеры, по большей части социальные лидеры.

Семья играет определяющую роль в становлении молодежи, в том, какими ценностями, идеалами будет руководствоваться человек по жизни. Семья – это основной элемент, выполняющий воспитательную функцию, т.к. она не только накапливает и хранит культурные ценности и традиции того или иного общества, но и является их транслятором через воспитательное воздействие на детей. «В целом воспитание – это создание условий для целенаправленного и планомерного развития человека» [Петрищев В. И., 2009, с.125]. На сегодняшний день наиболее приемлемым стилем воспитания во многих европейских странах, в том числе и Великобритании, считается демократический. В семьях с таким стилем руководства основной упор делается на обучение самостоятельности и независимости детей. Именно в таких условиях закладываются лидерские способности у подрастающего поколения.

Семья с западной системой ценностей воспитывает индивидуалистов, ориентированных на будущее, готовых пойти на риск ради выгоды, полагающихся только на свои способности и силы в конкурентной борьбе, чтобы не просто выжить, а развиваться дальше, верить в себя. «На наш взгляд, среди качеств, которые воспитывают эти семьи, можно выделить главные: честность, хорошие манеры, терпимость, бескорыстие, дисциплинированность, лояльность, решительность, вежливость, патриотизм, ответственность, независимость, трудолюбие, веру бережливость, предприимчивость и т.д.» [Петрищев В. И., 2009, с.131].

Основная миссия государства по воспитанию и развитию активного и целеустремленного молодого поколения в Великобритании принадлежит системе образования на всех уровнях, включая школьный период и заканчивая обучением в университетах[13]. Сейчас образовательные учреждения выполняют также социальные функции, например, при них открываются клубы неформального обучения, творческого развития участников, предоставляются медицинские услуги для обучающихся [Уайли Т., стр. 5]. Наиболее полное развитие и становление личности молодежи происходит в процессе получения высшего образования, ставшего наиболее популярным и доступным только с 60-х годов двадцатого века. Как отмечает Кананыкина, для этого был некий запрос со стороны общества: «Для крупного бизнеса необходимы были квалифицированные кадры, поэтому программы высшего образования были направленны на отбор и подготовку интеллектуальной элиты, которая обеспечивала бы прорывы в научных исследованиях и разработке новых технологий. Это было необходимо в условиях усложнения и интеллектуализации труда. В настоящее время примерно 30% студентов от общего контингента занимаются по программам высшего образования в системе дальнейшего образования в Великобритании» [Кананыкина У.С., 2009, с.59].

Упор делался на отбор и подготовку интеллектуальной элиты для того, чтобы выявить из числа студентов и подготовить лидеров, которые смогут стать высокоэффективными организаторами, управленцами, менеджерами, которые будут занимать высокие посты не только в разных отраслях в экономической сфере, но и в социальной, политической и других сферах. Так отрасль образования еще в прошлом веке была призвана решать возникающие проблемы в связи с нехваткой квалифицированных, компетентных специалистов на производстве, а особенно в наукоемких отраслях, чтобы поддерживать высокий уровень экономики страны, ее конкурентоспособность [Кананыкина У.С., 2009, с.59–60].

Это особенно ярко проявилось в процессе преодоления экономического кризиса, в котором страна пребывала до середины 80-х годов. Именно на этот период приходится активное реформирование системы образования. И уже с осени 1992 г. экономика начала стремительно развиваться. Экономический подъем произошел также и за счет перехода к сфере нематериального производства. «Увеличение производства опиралось на ускорение роста производительности труда, вместе с этим шел рост занятости населения. В основе повышения производительности труда лежал рост инновационной активности. За последние 15 лет вклад наукоемких отраслей промышленности и услуг в ВВП превысил 40%» [Хесин Е.С., 2009, с.50].

Как известно, наибольший вес инновационных разработок приходится на молодую, активную часть населения. Изменения в образовательной сфере, доступность для большого количества человек получать дальнейшее образование стали решающим фактором для усиления инновационной активности. С 1984 года, с издания документа «Политика перехода» и начала реализации упомянутых в документе 30 проектов-программ до экономического подъема в 1992 г. прошло чуть меньше десяти лет. Но уже за это время в Великобритании накопился резерв из интеллектуалов-руководителей предприятий, тех, кто имел полномочия и власть принимать решения, необходимые для выведения страны из кризиса. Тут не могли не сыграть свою роль лидеры на предприятиях, которые смогли воплотить свои разработки и идеи в жизнь и улучшить ситуацию. А параллельно укреплялось положительное восприятие общественностью предпринимателей, чья деятельность все больше проявляла черты социальной ответственности. Активизация бизнесменов в свою очередь повышала экономические показатели по стране [Хесин Е.С., 2009, с.52].

На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что в современном сообществе, в том числе в образовательной среде, наблюдается возрастание внимания к феномену лидерства и к тренингам, формирующим лидерские компетенции. Ведь лидерство – это не что иное, как навык, которой можно и стоит развивать. Потребность в лидерах присутствует практически на всех уровнях организаций, предприятий, корпораций. «Конструирование» лидеров должно происходить не просто естественным путем, исходя из заложенных в личности способностей и талантов, но и с помощью профессионалов по определенным технологиям[14] [Филонович С.Р., 2003, стр. 19–20].

Глава 2. Современные практики формирования молодежного лидерства в Великобритании.

§2.1. Обзор существующих форм молодежного лидерства                             в Великобритании.

В британском обществе распространен опыт молодежной работы, как формы профессиональной деятельности. Она отражает основные моменты: направленность на личностное и социальное развитие молодежи, опора на общепризнанные ценности, использование неформальных[15] способов обучения [«Молодежные политики: мировой опыт», стр. 79].

И вообще, сфера образования дает много возможностей для развития личностных качеств и лидерских способностей. Как замечает А.С. Данилова, существует мнение, что «каков характер народа, таков и характер его воспитания. А основной ценностью английского школьного воспитания является становление и укрепление характера, приобретение привычки владеть собой (selfgovernment – «самоуправление»), отличающей истинного джентльмена или истинную леди» [Данилова А.С., 2009, с.41].

Многие школы и колледжи, кроме формального образования, включают также: спортивные тренировки и мероприятия, клубы и общества по интересам (например, драматические студии, политические общества и дискуссионные клубы), экскурсии (или выезды в театры, на вечера танцев, проводимые в других школах) [Данилова А.С., 2009, с.41]. Все это способствует раскрытию личности, возможностям проявить себя.

Не менее интересный образ жизни ведут студенты высших учебных заведений. Именно они сосредоточивают в себе активность, желание и способность добиться успеха в жизни и профессиональном труде, а также получить всестороннее развитие.  Практически все студенты очного обучения состоят в Национальном союзе студентов (NUS) – самом популярном студенческом объединении. Этот союз имеет немалую сферу влияния, контролирует организацию и проведение практически всех университетских мероприятий. Жизнь студентов дает достаточно возможностей для реализации творческого и интеллектуального потенциала. Этому способствуют существующие при университетах клубы и общества по интересам, включающие кино, музыку, театр, спорт и специализированные международные общества[16].

Особое место в британских университетах занимает спорт. У студентов есть реальная возможность стать членом какой-либо спортивной команды, и в дальнейшем защищать честь своего университета в спортивных состязаниях, соревнуясь с командами других университетов. Особую известность получила борьба за первенство между спортивными командами самых крупных университетов Великобритании – Оксфорда и Кембриджа. Самым популярным является соревнование по гребному спорту – «Лодочная гонка» между командами Оксфордского и Кембриджского университета. На 2014 год за всю историю гонок Кембридж становился победителем 81 раз, Оксфорд одержал 78 побед[17]. Последние состязания проводились 11 апреля 2015 года, в результате которых победителями стали женская и мужская команды Оксфордского университета[18]. В молодежной среде не менее развиты и другие виды спорта, такие как крикет, гольф, футбол, регби, хоккей с мячом, баскетбол, плавание, и др. Возможность влиться в спортивную команду позволяет формировать командный дух, силу воли, настойчивость, упорство в достижении цели, уверенность в себе и умение пользоваться своими силами[19]. Так мы видим, что и образовательная и воспитательная функция заложены в деятельности образовательных учреждений, что в совокупности приводит к становлению сильной личности, готовой взять на себя немалую ответственность и достичь результата любыми путями. А это и есть проявление лидерства.

Особое внимание в структуре молодежной работы уделяется вовлечению молодежи в общественную деятельность. Оно предполагает участие молодых людей в добровольческих проектах, как местного масштаба (на уровне поселка, города, района), так и международного, предполагающего активность за границей. Наиболее распространенными видами общественной деятельности являются охрана природы и окружающей среды, участие в спортивных и общественных мероприятиях территориального сообщества, членство в различных внешкольных кружках, клубах, развитие и становление тьюторского, наставнического опыта [«Молодежные политики: мировой опыт», стр. 80–81].

Английский термин «Volunteering» означает добровольческая деятельность, гражданская активность, социально-значимые действия[20].  Именно добровольчеству отводится наиболее значимая роль в формировании ценностной основы любой личности. Ведь работа волонтера прививает бескорыстное отношение к окружающим, так как работа на добровольных началах не оплачивается и не приносит дохода, но направленна на создание блага другим людям. Добровольчество необходимо для нормального функционирования общества, поэтому правительством был даже введен термин для добровольческих организаций – «Многочисленное общество»[Gilliane Sills, 2014]. Что примечательно, в Великобритании насчитывается наибольшая численность добровольцев, по сравнению с другими европейскими странами. Чаще всего их труд применяется в области защиты окружающей среды, а также в таких сферах, как социальная, культурная, политическая, экономическая. Нередко социальная работа является преобладающей сферой деятельности волонтеров, что предполагает их личную ответственность за тех, с кем происходит подобное взаимодействие[21]. А ведь именно лидеры, которые с энтузиазмом берутся за реализацию идеи, привлекают других людей разделить их энтузиазм, ищут ресурсы для обеспечения своего движения к результату, способны создать добровольческие организации, развить их деятельность с точки зрения максимального охвата целевой аудитории (или аудитории благополучателей). Хорошую поддержку молодежным инициативам оказывает, например, Международная молодежная палата (Junior Chamber International), основная миссия которой – объединить активных молодых людей и направить их способности и возможности на позитивные изменения в обществе[22]. Содержание деятельности успешных добровольческих организаций Великобритании, с участием молодежи, представлено в Приложении 1.  

Стоит заметить, что мотивы, руководящие добровольцами в традиционном представлении, исходя из «альтруизма», самопожертвования ради благого дела, изменились. Сегодня можно говорить о том, что волонтеры работают ради получения необходимого опыта, знаний и навыков по взаимодействию с социальным окружением, а также ради приобретения новых знакомств, контактов для дальнейшего взаимодействия. Так, добровольчество может выступать в роли социального лифта. Благодаря накопленным навыкам, компетенциям, опыту, квалификации, волонтеры могут быть полезны не только обществу, но и организациям. Их ценность заключается не только в накопленном жизненном опыте, но и в налаженных социальных контактах и связях с местным сообществом, что может обусловить лояльность населения к деятельности организации. Однажды сотрудник какой-то компании сказал: «...рассматривай волонтеров как первопроходцев! Они могут делать новаторскую работу. Что-то совсем новое, то, что штатный сотрудник не обязательно должен делать из-за четко предписанных должностных обязанностей»[23]. В привнесении нового, что может улучшить работу налаженного механизма, отражается суть лидерства. Итак, волонтерская деятельность может стать стартовой площадкой для становления молодого бизнесмена, возможно, и для развития социального предпринимательства, которое несет блага не только руководителю организации, но и какой-либо социальной группе, даже обществу в целом.

Молодежное предпринимательство, как правило, это сфера малого и среднего бизнеса, для своего развития требует благоприятные условия и поддержку со стороны государства и общественного сектора. В Великобритании сформирована развернутая инфраструктура поддержки, за которую отвечает Молодежная торговая палата при Junior Chamber International. Поддержка молодежных идей осуществляется через финансирование специального фонда «The British Junior Chamber Foundation», регулируется также Уставом некоммерческой общественной организации[24]. По данным статистики[25], 19,3% всех малых и средних предприятий занимали нишу строительной отрасли, 13,3% фирм функционировало в сфере услуг и научно-технической деятельности, а 10,6% составляла оптовая, розничная торговля и ремонт. Органом по поддержке малого и среднего бизнеса в Великобритании выступает Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса. Британское правительство в отношении малого и среднего бизнеса предпринимает такие меры, как: упрощение системы регулирования, распространение налоговых льгот на инновационную деятельность, облегчение доступа к финансированию, развитию экспорта. Предприниматели имеют возможность получить необходимую консультацию по вопросам регистрации, налогообложения, страхования, получения финансирования. Также предлагается помощь в составлении бизнес-плана или решении вопросов материально-технического снабжения [Инвестиции. Развитие. Консалтинг, 2014 г., стр.16–17]. В развитии и функционировании данных субъектов экономики заинтересованы государственные структуры, так как они играют очень важную экономическую и социальную роль и представляют собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивает занятость большинства населения. В этих странах 50–70% ВВП производится именно малыми и средними предприятиями [Инвестиции. Развитие. Консалтинг, 2014 г., стр.6].

Особенно актуальной в контексте лидерства, как для функционирования молодежного бизнеса, так и для проявления любой активности, исходящей от молодежи, является тема «HR – развитие человеческих способностей». От способностей и компетенций членов команды зависит успешность компании, проекта. Управление знаниями коллектива, с которым взаимодействует молодежный лидер, может упростить многие процессы в структуре деятельности команды и сделать наиболее эффективными результаты деятельности. Например, зная преимущества каждого члена команды, можно организовать наиболее конструктивное их взаимодействие и безболезненное привнесение изменений в ее деятельность. Небольшие коллективы работают опосредовано через взаимное влияние, поэтому, степень гибкости и умения лидера будут определять результативное функционирование команды, мотивацию и уверенность людей в самом процессе и его результате [Jane McKenzie, Paul Aitken, 2013 г., стр.2].

Организованное и проведенное The Henley Knowledge Management Forum и Mastering Leadership Agility Ltd исследование среди 14 крупных организаций в Великобритании выявило 12 практик формирования лидерства, направленных на создание условий для изучения и обмена знаниями, управление изменениями в команде, сотрудничество. С их помощью можно управлять деятельностью по развитию лидерства в организациях, что поможет более эффективно использовать свои знания и способствовать организационному обучению [Jane McKenzie, Paul Aitken, 2013 г., стр.2–3]. Подробнее о них речь пойдет ниже.

Таким образом, лидерство имеет большое значение не только в деятельности организаций, но и в командах, ориентированных на социальные преобразования. Упрощая сложные процессы, просчитывая риски действия и бездействия, лидер стабилизирует обстановку, уменьшает степень неопределенности для группы, тем самым добавляет уверенность в эффективности деятельности и получении ожидаемых результатов. Ответственное лицо, координирующее действия членов команды помогает им преодолевать страхи и сомнения и двигаться к достижению поставленной цели [Jane McKenzie, Paul Aitken, 2013 г., стр.3].

§2.2. Анализ программы Mastering Leadership Agility: возможности для развития практик молодежного лидерства.

Теперь перейдем к рассмотрению назначения и практического применения программы Mastering Leadership Agility профессора Оксфордского университета, одновременно исполнительного директора Ассоциации свободных предпринимателей Великобритании[26] Пола Эйткена.

В книге, авторами которой являются Пол Эйткен и Малкольм Хиггс, рассматривается феномен лидерства как источник изменений, приводящих к развитию не только самой личности, но и команды, проекта, организации. Только изменения зачастую даются очень сложно. Чтобы способствовать этому, необходимо обучить руководителя или лидера такой команды основным компетенциям, практическим навыкам и предоставить необходимые рекомендации, которые будут способствовать изменению его окружения [Malcolm Higgs, Paul Aitken, 2009 г., стр.7].  

Пол Эйткен является создателем ресурса CareerBirds, позволяющего всем желающим получать необходимые знания в области лидерства, взаимодействовать с реальными тренерами и получать консультацию в сфере развития лидерских способностей и возможностей личности. Их миссия – руководство будущих лидеров с помощью личного тренера, коучинга и наставничества в лидерской гибкости[27], а также за счет трудолюбия и желания развиваться и работать над собой со стороны участников. Услуги, предоставляемые специалистами-практиками, помогут выстроить личностные и командные стратегии развития. Очень интересно простроена идея взаимодействия членов CareerBirds, где они объединены в условные группы по уровням, отражающим степень развития лидерства и овладения лидерскими навыками, которые визуально представлены через образ птиц. Это отличный опыт личного открытия, поддержания  вдохновения для самосовершенствования и движения вперед, чтобы достичь высшего уровня и, соответственно, стать членом группы наиболее продвинутых лидеров. Здесь используется отличный ресурс персональных тренеров – для каждого уровня развития лидерства свои специфические подходы и содержание тренингов. Но все они основываются на реализации программы Mastering Leadership Agility, применения 12 практик формирования лидерства, которые многими специалистами признаны эффективными. Наверное, поэтому данная программа приобрела мировую известность и реализуется в таких странах, как Сингапур, Австралия, Дания, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии[28]. С 2016–2017 учебного года элементы этой программы, при участии Пола Эйткена, будут реализованы и в России (философско-социологический факультет ПГНИУ), выступая одним из базовых элементов концептуальной основы магистерской программы по направлению «Организация работы с молодежью» – «Социально-гуманитарные технологии лидерства в молодежной среде».

Программа Mastering Leadership Agility нацеливает лидеров на активность, подвижность, чтобы справиться с различными вызовами окружающей действительности. Данный подход помогает лидерам разрабатывать, выбирать и объединять 12 практик по развитию лидерства с учетом конкретных потребностей изменений и решения возникающих при этом проблем. Чем больше людей будут применять эти практики, тем более благоприятными будут условия для обмена знаниями, развития сотрудничества, повышения эффективности совместной деятельности в группе. Положения программы направленны на управление сложностями и развитие творческих способностей, гибкости и потенциала лидерства. На начальном этапе основное внимание уделяется конструированию индивидуального и коллективного интеллекта (руководящим ценностям), который обнаруживается при взаимодействии сотрудников, заинтересованных лиц и клиентов, для разработки стратегий реагирования в различных ситуациях. На стадии осуществления стратегии акцент ставится на построение индивидуального и коллективного лидерства в ситуации с положительной или отрицательной реакцией на изменения, особенно касающихся различий в ценностях и культуре. Дальнейшее выстраивание переходов может производиться в случае «провала» выстроенной стратегии, когда оценивается достигнутый прогресс, изменяются цели переходного периода, в зависимости от ситуаций, применяя «предсказания» и «реализацию»[29].

Содержательной основой указанной программы являются 12 практик формирования лидерства (Приложение 2). Раскроем основное смысловое содержание:

1.     Personal Values Sensitivity – персональные ценности, что мотивирует личность;

2.     Sense Make-Give – формулировать понятные цели, то есть, дать понять смысл последователям, куда стремимся;

3.     Create Learning – творить обучение, то есть, учиться у других и передавать эти знания тем, кто нуждается;

4.     Mindful of Impact – осознание своих действий и принятие в расчет конечных результатов;

5.      Emotional Intelligence – эмоциональный интеллект, управление и использование эмоций себя и своего окружения;

6.     Access Capability – доступ к потенциальным возможностям всех, кто находится в окружении;

7.     Cultural Competence – культурные компетенции, предполагающие применение всевозможных подходов к решению проблем;

8.     One to Many Dialogue – диалог одного человека со многими для поиска общего понимания и согласованности;

9.     Total Leadership – оставаться верным своим принципам, придерживаться главной цели;

10.                        One to One Dialogue – диалоги один на один, тесное взаимодействие для получения обратной связи;

11.                        Performance Challenge – вызовы достижимости цели, предполагающее использование инноваций для эффективности деятельности;

12.                        Agility Resilience – гибкость, которая выражается в избавлении от изживших себя привычек, использование и реализация знаний, необходимых для практического применения [Paul Aitken, презентация, 2015г.].

Лидерство приобретает более устойчивую форму, если оно глубоко связано с ценностями людей (исходят из сердца), мыслями (для привнесения инноваций), коммуникациями и отношениями (для формирования доверия), то есть все это необходимо для успешности организаций с перспективе. Лидерство должно строиться на основе уважения, честности, коммуникации, непрерывном совершенствовании [Paul Aitken, презентация, 2014г.].

Мы можем сказать, что указанная программа развивается. Если ресурс CareerBirds направлен на развитие лидерства вообще, то сейчас происходит выделение молодежного лидерства. Специфика развития молодежного лидерства требует соответствующей подготовки тренеров, тьюторов, которые  помогут молодым людям раскрыть свои способности, таланты и предоставить возможности для дальнейшей самореализации. Особый акцент ставится на развитие предпринимательских навыков и инструментов для способной молодежи[30]. Так, лидерство в молодежной среде также построено на знаниях, практиках и ценностях, которые признаются общезначимыми, несут пользу и вклад в социальное окружение.

Итак, интеграция 12 лидерских практик в молодежную команду или организацию помогает решать различные организационные проблемы, ведь это – уже изученные возможности влияния на членов группы, реализуемые на практике. Мы выяснили, что эта программа работает уже в нескольких странах, поэтому ее применение в России не представляется невозможным. Указанные 12 практик полезны для стимула к развитию, ведь когда персональные ценности сонаправлены с ценностями эффект и результат от их деятельности увеличивается. В этом и проявляется ценность командного лидерства, где каждый член – лидер в своей конкретной области, хотя формально он может не позиционировать себя в этой роли. Но в целом, при взаимодействии в группе с другими людьми, при совпадении их целей в команде, лидирующие позиции занимает и вся группа [Jane McKenzie, Paul  Aitken, 2013 г., стр.7].

Подводя итог вышеизложенному материалу, мы пришли к выводу, что практически во всех сферах общественной жизни можно выявить черты, характеризующие лидера. Но, несмотря на формирование лидеров среди молодежи в процессе социализации, необходимы и специализированные программы и тренинги по развитию лидерских компетенций. Одной из эффективных программ по развитию лидерства является Mastering Leadership Agility, автором которой является Пол Эйткин. Именно ее мы детально рассмотрели во втором параграфе данной главы и сделали вывод о возможности ее применения в российских условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день во всем мире особую ценность для страны представляет инновационная, талантливая молодежь, с активной жизненной позицией, готовая к позитивным преобразованиям социального окружения. Анализируя ситуацию в Великобритании, мы проследили наличие этого факта и в данной стране. Это особо четко прослеживается как в реализуемой государственной молодежной политике, особенно в сфере образования, так и в сфере развития общественного сектора. Условия развития общественных отношений все чаще демонстрируют потребность в лидерах, особенно это касается социального лидерства. В таком аспекте и государство должно быть  заинтересованным в становлении такого ресурса, как лидеры, которые будут  ключевыми руководителями в разных сферах общественной жизни и двигателями прогресса.

В ходе нашего исследования мы выявили понятие лидерства, молодежного лидерства, проанализировали основные теории лидерства, феномен лидерства и его проявление среди молодежи Великобритании. Основной упор сделали как раз на рассмотрение и интерпретацию практик формирования лидерства, применительно к молодежи, как потенциального источника позитивных преобразований в обществе.

Таким образом, мы исследовали не только теоретическую подоплеку данного феномена, но и практическую сторону ее реализации в одной из развитых мировых держав. Особенно пристальное внимание уделили изучению программы Mastering Leadership Agility, чтобы понять, насколько возможно ее применение, особенно некоторых аспектов, в российских условиях. В итоге, мы пришли к заключению, что использование практик формирования лидерства, особенно их ценностной подоплеки, на основе подобного опыта Великобритании, Дании, Сингапура и Австралии, возможно и в российской действительности для формирования и развития молодежного лидерства.

Исходя из вышесказанного, нам представляется необходимым развивать идейную основу лидерских практик, опираясь на английский опыт, создавать проекты, события в молодежной среде, чтобы реализовать указанную программу в действительности. Нужно не только давать молодежи знания, теоретическое обоснование практик формирования лидерства, но и нацелить их на действия, направленные на повышение качества социальной действительности в стране, регионе, городе. Именно эта идея пронизывает проект – Школа «Патриотизм – молодежное лидерство в действии»,  разработанный нами, совместно с Малковой Е. В., содержащий элементы программы Mastering Leadership Agility, а также исследовательский компонент по теме лидерства и решение кейсов с региональной спецификой. Проект был заявлен на конкурс приволжского федерального округа «iВолга» по направлению «Патриот», его планируется реализовать в октябре 2015 года.

Таким образом, ценность нашего исследования заключается в теоретическом обосновании значимости развития молодежного лидерства с целью повышения благосостояния социальной действительности. Рассмотренный опыт Великобритании может послужить толчком к исследованию состояния лидерства среди российской молодежи, а это – тема для написания следующей курсовой работы. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.            Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – М.: АСТ, Харвест. – 1998. – С. 278.

2.            Замулин, А. Л. Духовность организационного лидерства: анализ зарубежных исследований / А. Л. Замулин // Психология. Социология. Педагогика. – 2010. – Выпуск 2, серия 12. – С. 183 – 191.

3.            Кананыкина, У. С. Система высшего и дальнейшего образования в нормативных документах Великобритании / У. С. Кананыкина // Право и образование. – 2009. – №1 январь. – С. 79 – 96.

4.            Мильнер, Б. Горизонтальное управление: доверие, координация, лидерство /Б. Мильнер, Т. Орлова //. – Проблемы теории и практики управления, 2012. – №11–12. – С. 79–96.

5.            Ольшанский, Д. В. Основные теории лидерства, Политическая психология  / Д. В. Ольшанский. – М.: «Деловая книга», 2002. – С. 143.

6.            Петрищев В. И. Семья как институт социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и Новой Зеландии / В. И. Петрищев,  Т. П. Грасс, И. В. Алексеенко // Семья в России. –  2009. – Выпуск №2. – С. 122 – 131.

7.            Филонович, С. Р. Теории лидерства в менеджменте / С. Р.Филонович. // Российский журнал менеджмента, 2003. – № 2. – С. 3 – 24.

8.            Хесин, Е. С. Великобритания: от подъема к кризису / Е. С. Хесин // Мировая экономика и международные отношения. – №12, декабрь, 2009. – С. 50 – 63.

9.            Меньшикова, К. В. Актуальность практик формирования лидерства в молодежной среде в России / К. В. Меньшикова // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: статья. XVII Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Пермь, 27–28 ноября. 2014 г.) – Издательский центр ПГНИУ, 2014. – С. 213 – 220.  

10.       Малкова, Е. В. Инвентаризация внутренних и внешних ресурсов в социальном лидерстве. – Публичная лекция, 03.03.2015 г.

11.       Aitken, P. Developing Change Leaders / Malcolm Higgs, Paul Aitken. – Oxford, UK; Elsevier Ltd., 2010 . – 303 р.

12.       Aitken, P. Learning to lead the knowledgeable organization: developing leadership agility / Jane McKenzie, Paul Aitken // Strategic HR Review. – 2012. – 7 р.

13.       Girl G. Noam New Directions for Youth Development No.109 // Girl G. Noam, Editor-in-Chief, Spring 2006. – С.1 – 2; 9­ – 10.

14.       Gilliane Sills «Making Things Happen. Volunteering:  work undertaken without payment and without profit largely for the benefit of others», 2014г.  

15.       Paul Aitken «Leadership AGILITY Development for Youth Leaders: and the young people you work with» / Публичная лекция, октябрь 2014 г.

16.       Дубовик, И. М. Становление и развитие неформального образования за рубежом // Научно популярный журнал NovaInfo [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/30/ stanovlenie-neformalnogo-obrazovaniya .

17.       Уайли, Том Молодежная политика в Великобритании // http://www.coe.int Интернет-источник: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Forum21/Issue_No13/N13_YP_UK_ru.pdf

18.       «Исследование форм поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и Томской области» // Изд. Инвестиции. Развитие. Консалтинг, 2014 г. – С. 6; 16 – 17 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mb.tomsk.ru/ static/files/2014/podderzhki-sektora-msp.pdf.

19.       Молодежные политики: мировой опыт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mognovse.ru/sho-molodejnie-politiki-mirovoj-opit.html.

20.       Портал научной библиотеки им. Игнатова А. Н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.f-mx.ru/sociologiya_i _obshhestvoznanie /socialnaya_rabota_v_ anglii.html.

21.       «Студенческая жизнь в Великобритании», раздел Британское образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.windsor.ru/britishedu/ student.php

22.       «Оксфорд – Кембридж» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/  

23.       Результаты соревнований по гребле «Оксфорд – Кембридж» [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.bbc.co.uk/russian/ rolling_news/2015/04/150411_rn_women_boat_race_oxford_wins

24.       Официальный сайт Junior Chamber International [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.jci.cc/about

25.       Официальный сайт Ассоциации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://careerbirds.com/

26.       Официальный сайт для развития молодежного лидерства в рамках реализации программы Mastering Leadership Agility Ассоциации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.youthleadership.club/ index.php/en/#

27.       Банк еды Оксфорда [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oxfordfoodbank.org/

28.       The River Thames Society [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.riverthamessociety.org.uk/  

29.       Royal Society for the Protection of Birds [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rspb.org.uk/  

30.       Royal National Lifeboat Institution [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rnli.org/   

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Приводим примеры некоторые из успешно действующих в Великобритании общественных организаций.

Вот уже почти шесть лет осуществляет свою деятельность организация Банк еды Оксфорда, занимающаяся аккумуляцией пригодных для питания продуктов из различных проверенных источников (главным образом из супермаркетов и оптовых баз района), гарантирующая целевое распределение продуктов между благотворительными организациями, предоставляющими пищу для своих нуждающихся клиентов с целью сокращения продовольственной бедности. Организация также преследует цель сократить пищевые отходы в своем районе. Специфика деятельности организации отражает необходимость в многочисленном волонтерском резерве. По большей части волонтерами как раз и выступает молодежь, как самая активная категория населения http://oxfordfoodbank.org/  

Общество «Река Темза» (The River Thames Society) – это благотворительное общество, преследующее цель сохранить реку, с ее богатой флорой и фауной для будущих поколений. Оно насчитывает сотни членов. Ежедневно пятьдесят пять добровольцев дежурят на конкретных участках реки и следят за обстановкой, состоянием реки, отмечают возникающие проблемы и предпринимают меры по их устранению. Молодежь, входящая в состав членов данного общества, имеет все возможности для предложения своих идей по поддержке санитарного и эстетического благополучия реки. http://www.riverthamessociety.org.uk/

Одной из крупнейших благотворительных организаций является Королевское общество защиты птиц (Royal Society for the Protection of Birds), включающей более миллиона членов, в том числе около 200 000 молодых людей. Она является партнером с другими природоохранными организациями. Организация подключает к реализации различных проектов, программ, мероприятий, направленных на защиту исчезающих видов животных, сохранение экологического богатства и др., более 18 000 добровольцев.  http://www.rspb.org.uk/

Добровольцы привлекаются также и в Королевское национальное учреждение «Спасательная шлюпка» (Royal National Lifeboat Institution). Эта организация занимается спасением жизней людей и имущества с тонущих кораблей. Данная идея зародилась и начала реализовываться еще в 19 веке, благодаря Вильяму Хиллари, организовавшему поддержку своей идеи у предпринимателей, в том числе у владельцев судоходных компаний. Сейчас в организации насчитывается более 31 500 добровольцев. За время действия такой организации, а это чуть меньше двух веков, было спасено более 139 000 жизней. http://rnli.org/ 

Стоит отметить, что в Великобритании действуют и крупнейшие международные организации, привлекающие добровольцев. Прежде всего, это Красный Крест (Red Cross) и Гринпис (Greenpeace).

Приложение 2.

Приложение 3.

Проект Школа «Патриотизм – молодежное лидерство в действии». Представлен в форме, требуемой для участия в молодежном форуме ПФО «iВолга».



[1] Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе [Словарь практического психолога, Головин С.Ю., 1998г.]. Мы рассматриваем это понятие как феномен социального лидерства, когда ведущее положение личности в группе способствует раскрытию потенциала каждого из ее членов, и чьи действия направлены на вовлечение людей в деятельность по созиданию социальной действительности [Лекция Малковой Е.В., 2015 г.].

[2] Введение Ronald Heifetz к изданию New Directions for Youth Development, No.109, Spring 2006., стр. 1–2

[3] Из полученных данных контент-анализа исследований российских авторов по актуальности развития молодежного лидерства в России [Исследование Меньшиковой К.В., 2014 г.]

[4] Мы рассматриваем в качестве практик формирования лидерства программу «Mastering Leadership Agility» профессора Оксфордского университета, Генерального директора Ассоциации свободных предпринимателей Великобритании Пола Эйткена, официальный сайт http://careerbirds.com.

[5] Назовем примеры такой литературы: «Вызов лидерства» авторов Джеймс М. Кузес, Барри З. Познер, 2009 г.; «Испытание лидерства. Опыт, ведущий к мастерству» Роберт Дж. Томас, 2013 г.; «Эмоциональное лидерство – искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Дэниел Гоулман Ричард Бояцис, Энни Макки, 2005 г., «Совершенное лидерство. Как достичь баланса без помощи тренера» Стюарт Фридман, 2013 г.; «Умнее, быстрее, лучше. Стратегии эффективного и успешного лидерства» Карлин Слоун, 2013 г. и др.

[6] Публичные лекции по молодежному лидерству проводились в рамках Зимней школы «Технологии работы с молодежью» 2­–6 марта 2015 г.

[7] Мы рассмотрим не все из существующих теорий лидерства, исходя из соображений краткости их упоминания и выделения только основных идей для формулировки необходимых черт и качеств лидера.

[8] Выделение Ольшанским тех качеств вождей в Древней Греции, которые отражены в «Иллиаде» Гомера.

[9] Эта теория известна также под названием «модели вертикальной диадной связи», в котором отражается специфика парных взаимодействий между лидером и ведомым [прим. С.Р. Филонович, 2003, стр. 6].

[10] Авторское употребление данного понятия А. Маслоу используется Д.В. Ольшанским в своей статье. Под «общественными расстройствами» понимаются фрустрация, апатии, неврозы членов социума [Ольшанский Д.В., 2002. стр.6].

[11] Перевод выдержки из текста Bridging generations: Applyiпg “adult” leadership thеоriеs to уouth leadership devеlорmеnt автора Carole А. MacNeil [Girl G. Noam, Editor-in-Chief, стр. 9-10].

[12] Приведенные цели реализации государственной молодежной политики Великобритании отражены в работе Тома Уайли «Молодежная политика в Великобритании» [Уайли Т., стр. 8]

[13] О ключевой роли образования в молодежной политике говорится в статье Т. Уайли [Уайли Т., стр. 4]

[14]Существует много различных программ и тренингов по развитию лидерских способностей и навыков, например,  http://careerbirds.com,  http://www.wilderdom.com/games/InitiativeGames.html и др.

[15] Неформальное образование («non-formal education») с точки зрения P. Coombs и M. Ahmed– это любая организованная образовательная деятельность за пределами установленной формальной системы, призванная служить субъектам обучения и цели обучения. Официальное признание неформального образования в Великобритании Департаментом бизнеса, инноваций и квалификаций состоялось в 2009 году [Дубовик И.М., 2015г.].

[16] «Студенческая жизнь в Великобритании» // Виндсор.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.windsor.ru/britishedu/student.php (Дата обращения 17.05.15)

[17] «Оксфорд – Кембридж» // Википедия.орг [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения 17.05.15)

[18] Информация о недавних гонках использована со следующих информационных каналов: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/04/150411_rn_women_boat_race_oxford_wins и www.facebook.com/tri.and.co/posts/872243192821907 (Дата обращения 17.05.2015)

[19] «Студенческая жизнь в Великобритании» // Виндсор.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.windsor.ru/britishedu/student.php (Дата обращения 17.05.15)

[20] Определение  взято из статьи «Социальная работа в Англии» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.f-mx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/socialnaya_rabota_v_ anglii.html (Дата обращения 19.05.15)  

[21] Статья «Социальная работа в Англии» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.f-mx.ru/ sociologiya_i_obshhestvoznanie/socialnaya_rabota_v_ anglii.html (Дата обращения 19.05.15)

[22] Официальный сайт Junior Chamber International // [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.jci.cc/about (Дата обращения 19.05.15)

[23] Статья «Социальная работа в Англии» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.f-mx.ru/ sociologiya_i_obshhestvoznanie/socialnaya_rabota_v_ anglii.html (Дата обращения 19.05.15)

[24] Кратное изложение проекта «Концепции стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tida.tatarstan.ru/file.pdf (Дата обращения 19.05.15)

[25] Инвестиции. Развитие. Консалтинг, 2014 г., стр. 16–17

[26] Официальный сайт Ассоциации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://careerbirds.com/ (Дата обращения 19.05.15)

[27] Понятие «лидерская гибкость» используется Полом Эйткеным в контексте разработанной программы, подразумевает концентрацию 12 практик формирования лидерства, которые помогают становлению лидера, помогают изменять окружающую действительность и изменяться самому, чтобы адаптироваться к новым условиям. Этот термин применим как к отдельной личности, так и к группе, которые обладают организационными возможностями, способностью получить доступ и применить широкий спектр знаний и опыта для достижения необходимых результатов [Paul Aitken, публичные лекции, 2015 г.].

[28] Официальный сайт Ассоциации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://careerbirds.com/ (Дата обращения 19.05.15)

[29] Основные положения программы Mastering Leadership Agility представлены в презентации Пола Эйткена «Leadership AGILITY Development for Youth Leaders and the young people you will work with», 2015 г., на которую мы будем опираться при раскрытии смысла и содержания данной программы.

[30] Официальный сайт для развития молодежного лидерства в рамках реализации программы Mastering Leadership Agility Ассоциации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.youthleadership.club/ index.php/en/# (Дата обращения 20.05.15)

Информация о файле
Название файла Опыт развития лидерства в молодежной среде   от пользователя jofunebe
Дата добавления 5.5.2020, 16:17
Дата обновления 5.5.2020, 16:17
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 132.96 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 429
Скачиваний 65
Оценить файл