Включение регионального компонента в НОД по изодеятельности в старшей группе ДОУ.

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

          Министерство образования и науки Архангельской области

государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области

«Архангельский педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Включение регионального компонента в НОД по изодеятельности в старшей группе ДОУ».

Студентка

Волконовская О.Н.

Курс

5

Группа

54(1)

Специальность

050144 Дошкольное образование

Преподаватель

Климова А.А.

Архангельск 2016

      Содержание:

1.НОД по изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ.1.1. Краткая характеристика видов изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ.

6стр

1.2. Особенности и структурные компоненты НОД по изодеятельности в старшей группе.

9 стр

1.3. Методы и приёмы, используемые в НОД по изодеятельности в старшей группе ДОУ.

12 стр

1.4. Способы организации НОД по изодеятельности.

15 стр

2.Включение регионального компонента  в НОД по изодеятельности в старшей группе ДОУ.

2.1.  Понятие регионального компонента.

17 стр

2.2.  Значение регионального компонента в НОД  по изодеятельности у старших дошкольников.

18 стр

          Введение:

«Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет  большое значение для умственного воспитания детей.»[1]

Я считаю, что тема правильно организованной НОД по изодеятельности очень актуальна в современном детском саду.  В связи с тем, что дошкольные учреждения перешли на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты  ДО, воспитатели обязаны организовывать совместную с детьми обучающую деятельность опираясь на новые требования, а сама по себе  изобразительная деятельность откладывает  положительный отпечаток на разностороннее развитие дошкольников. А именно :

1.                 Развитие эмоционального мира ребенка. Здесь изодеятельность выступает как деятельность которая  будоражит все психические процессы детей  и  которая  способствовует развитию чувственного мира каждого ребенка. Я согласна с тем, что  при этом важно не столько обучать приёмам, сколько  познакомить детей с искусством через художественную деятельность, учить видеть прекрасное. Изобразительная деятельность – это лучший и наиболее понятный (для детей)  вариант эстетического воспитания дошкольников.

2.                Формирование нравственно-волевых качеств у дошколят. Дети учатся сосредотачиваться на предмете своего творчества, доводить начатое дело до конца и получать удовольствие от результата, преодолевают некоторые  трудности и помогают тем детям, у которых что-то не получается (у них формируется чувство сплочённости, понимание того, что они один коллектив);

3.                Становление детской личности и интеллектуальное развитие детей. Ребёнок чувствует себя творцом, становится увереннее в собственных силах. При этом происходит развитие мыслительной деятельности, синтеза и анализа, сравнения и обобщения. Изодеятельность способствует обогащению словарного запаса и развитию сенсорики, так же благоприятствует овладению связной речи. При этом расширяется  кругозор и понимание мира, в котором мы живём.

4.                Подготовка к письму и школе. Как писал знаменитый В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ». Именно поэтому для дошкольников очень важны занятия изобразительной деятельностью. Ненавязчиво происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. Дети учатся правильно держать карандаш, кисточку, а в последствие и ручку в школе. Учатся слушать и слышать воспитателя, действовать по намеченному педагогом плану НОД.

Основными видами изобразительной деятельности в ДОУ являются рисование, аппликация и лепка. Такие занятия должны постоянно и системно проводится в детских садах. При этом важно опираться на программу (используемую в ДОУ), чётко знать методику и учитывать возможности каждого ребёнка. С помощь таких занятий  дошкольники имеют  возможность приобрести свой первый художественный опыт.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности сочетается развитие умственной  и физической активности дошкольников, т.к. для создания рисунка (поделки) необходимо включить воображение и представить задуманное, а так же  приложить  усилия и  осуществить трудовые действия, научиться овладевать определенными умениями.

А включение регионального компонента в НОД по изодеятельности обеспечивает расширение кругозора старших дошкольников, знакомство с историей своего края, традициями. И, в целом,  помогает воспитывать патриотичность в современных детях, прививает любовь к родному краю. А так же помогает развивать творческие способности каждого ребёнка.

Цель моей курсовой работы – рассмотреть НОД по изобразительную деятельность старших дошкольников и показать значимость включения регионального компонента в НОД по изодеятельности.

Задачи: 1.Исследовать методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

               2. Дать  характеристику изобразительной деятельности детей старшего возраста в ДОУ.

               3. Показать структуру и особенности НОД по изодеятельности.

               4. Раскрыть значение и содержание регионального компонента в НОД по изобразительной деятельности в старшей группе.

Объект исследования: НОД по изодеятельности в старшей группе ДОУ.

Предмет исследования: Включение регионального компонента в НОД по изобразительной деятельности  в старшей группе ДОУ.

Методы исследования: 1. Анализ методической литературы.

                                        2. Синтез и переработка изученного в литературе материала.

                                        3. Обобщение полученных знаний по теме.

1.НОД по изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ.

1.1. Краткая характеристика видов изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ.

Далее я бы хотела подробнее рассмотреть рисование, лепку, и аппликацию у старших дошкольников.

Можно с уверенностью сказать, что рисование – это одно из любимых занятий детей всех возрастов (в том числе и детей старшей группы ДОУ). Оно помогает проявить себя с творческой стороны, при этом необходим минимальный набор материалов . В дошкольных учреждениях  чаще всего используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. А для детей старшей группы рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель. Они качественно меняют возможности детей что-то изобразить.

Цвет занимает особое место в ряду выразительных средств и рано осваивается детьми. . К 6-7 годам дошкольники уже могут передавать своё эмоциональное состояние и отношение к изображаемому предмету( образу ил явлению) через цветовой образ. В этом плане краскам принадлежит основное значение , т.к с их помощью легко и понятно для дошкольников  можно передать богатство цвета в природе и окружающем мире. Что имеет огромное значение для развития чувства цвета.

Когда дети используют уголь или сангину, то  изображение получается одноцветным, но это не является недостатком, т.к.  у дошкольников появляется возможность остановить внимание на форме и фактуре предмета. Цветные мелки облегчают быстрое закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель же дает ребятам возможность передавать большее количество разнообразные оттенков цвета. Всё это несомненно помогает детям реализовать творческий замысел и более ярко изобразить задуманное.

Обычно дети 5-6 лет уже  обладают большой способностью  перевоплощаться. Такая способность помогает ему выйти из ограничений своего "Я". Перевоплощаясь, ребенок как бы изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Поэтому и тематика рисунков может быть как  более реалистичной, так и сказочной,  фантастической.

«Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.»[2]

Дети 5-6 лет уже могут самостоятельно  дать анализ строению и форме предметов. Так же многие способы лепки им знакомы из предыдущих годов обучения. Дошкольники умеют создавать основные формы, видоизменять их поэтому воспитатель все чаще даёт детям возможность самостоятельно решить те или иные вопросы. Главная задача педагога - определить замысел дошкольника и, при необходимости, помочь ему. Необходимо помнить о том, что дети должны  научились выбирать наиболее эффективный способ из большого количества возможных, который позволит сделать образ более выразительным.

Процесс выполнения аппликации в ДОУ  состоит из двух основных этапов: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. В процессе занятий аппликацией дети не только воплощают творческие замыслы, но и  знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов.

«Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.
Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:
развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.
Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.»[3]

НОД по аппликации у старших дошкольников способствуют развитию математических представлений. Они закрепляют материал, полученный ранее при непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП:

- название и признаки геометрических форм,

- представление о пространственном положении предметов и их частей,

- понятие величин . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Наиболее сложной задачей, для детей этого возраста, является вырезывание симметричных форм из бумаги, которая была сложена вдвое. Освоение этого приема требует более развитого восприятия и аналитического мышления. Так как дети не сразу могут определить, что именно должно получиться у них в итоге. Поэтому рекомендуется при начальном ознакомлении дошкольников с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Позже дети старших групп начинают понимать, что контур изображает только половинку предмета, и они научаться вырезывать на глаз.
Рассмотренные виды изобразительной деятельности, используемой в ДОУ, тесно связаны между собой. Такая связь осуществляется чаще через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов изодеятельности.

А знания, которые дошкольники получили на занятиях одним видом деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

1.2 Особенности и структурные компоненты НОД по изодеятельности в старшей группе.

Со слов Л.Г.Петерсон одной из основных особенностей НОД является системно-деятельностный подход к её организации. Или просто «деятельностный подход» - организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики .

«В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма - непосредственно образовательная деятельность, наполненная новым содержанием. Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (НОД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Нам предлагают отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.»[4]  Что бы воплотить это в жизнь воспитателям рекомендуются использовать: игровые приёмы (т.к. игра – ведущий вид деятельности у дошкольников), проводить смену видов деятельности, ввести в НОД игровые задания, создающие положительную атмосферу и непринужденность детей.

В Непосредственной образовательной деятельности главная цель – это активность детей, а освоение знаний, умений и навыков – второстепенно, если можно так сказать - побочный эффект такой активности.

Так же происходит смена стиля поведения педагога , он становится от партнёрским, взрослый участвует в деятельности вместе с ребёнком, а не доминирует над ним. Такая позиция способствует развитию у ребенка самостоятельности, активности, умение принять решение, вызывает желание пробовать делать что-то, не боясь при этом, что получится неправильно, так  же вызывает стремление достигать намеченную  цель, при этом сохраняется благоприятный эмоциональному настрой.

Но чтобы достичь этого, воспитателю необходимо приложить немало усилий. Дети сами захотят присоединиться к процессу, только если их максимально замотивировать, заинтересовать. При НОД по изодеятельности должен быть, так называемый, открытый временной конец, т.е. каждый ребёнок может работать в своём темпе. Мне кажется, что этого не так просто добиться, тем более, когда большое количество детей в группе. Но мы должны к этому стремиться.

Существует ещё одна особенность НОД по изодеятельности это – структурные компоненты. Непосредственную образовательную деятельность можно подразделить на три части: 1часть - вводная, 2часть  -  основная и  3 часть- заключительная. На этом я бы хотела остановиться подробнее.

Первая часть НОД(вводная).Она как бы подготавливает детей, настраивает их на деятельность. Педагогу необходимо создать мотивацию или проблемную ситуацию, которую дети будут решать в основной части.

«Правила построения мотивации:

·                     учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);

·                     мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;

·                     завершённость ситуации.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.»[5]

 Вторая часть НОД (основная).

Обозначив задачу, которую необходимо выполнить вместе с детьми, педагогу необходимо тоже предполагать способы её решения. При этом ему надо ненавязчиво дать детям новые знания и показать неизученные способы деятельности. Дети должны видеть заинтересованность воспитателя в процессе и в конечном  результате . Необходимо оценивать ответы каждого ребёнка, принимать любые варианты. Ещё одна важная ступень данной части - самостоятельное применение детьми нового на практике. Очень важно дать возможность ребёнку самому понять что он делает не так, если он не может достичь поставленной задачи. Не надо думать за ребёнка!

Третья часть НОД (заключительная).

В этой части мы должны подвести итоги и провести рефлексию. Педагог не должен поторапливать отстающих,  нельзя забывать о том, что каждый ребёнок имеет возможность работать в своем темпе. В старшей группе(особенно со второй половины учебного года) дети должны сами давать оценку не только своим работам, но и работам товарищей. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать - что получилось. Рефлексия - формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки. Для старшего возраста– рефлексия деятельности, или содержания учебного материала.

При организации непосредственно образовательной деятельности (в прочем, как и всегда) воспитатель должен быть заведомо уважительным к любому высказыванию и вопросу дошкольника по содержанию обсуждаемой темы, вопроса. При этом в течение всей НОД старшему дошкольнику необходимо  уметь аргументировать своё мнение, возражать другим участникам процесса, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации.Это  и называется - системно-деятельностная технология (подход), о чем говорила Л.Г.Петерсон.

1.3. Методы и приёмы, используемые в НОД по изодеятельности в старшей группе ДОУ.

«Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.
Но одни наблюдения до занятия не обеспечат полностью возможность изображения виденного. Поэтому  в детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы.»[6]

К наглядным методам и приемам обучения по изодеятельности традиционно относят использование натуры, рассматривание репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Для чего же нужна натура? Память у старших дошкольников развита довольно хорошо, но всё же недостаточно. А натура облегчает её работу, т.к. процесс изображения объединяется с восприятием, а это в свою очередь  помогает дошкольнику правильно понять и передать форму, строение , цвет предмета. 

Словесные методы и приемыобучения - это беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Все занятия по изодеятельности обычно начинаются с беседы педагога с детьми. Её основная цель - вспомнить ранее воспринятые образы и заинтересовать ребят образовательной деятельностью. Нельзя затягивать беседу не более 3-5 минут , так же педагогу необходимо заранее продумать её содержание . Главным образом мы обращаем внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы детей.

«Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии. В сознании детей 5—6 лет слово вызывает воспоминание о нужном приеме и о том, какое действие при его употреблении надо произвести. Указания воспитателя могут быть обращены как ко всей группе, так и к отдельным детям.»[7]  

 Если мы даём указания для детей всей группы, то целесообразней их проговорить в начале НОД. Такие указания нужны для того, чтоб объяснить тему работы и приемы ее выполнения. После того, как вся группа начала работать не следует сразу давать индивидуальными указания . Необходимо позволить дошкольникам самим понять, что что-то идёт не так. Только тем, кто не начал ещё работать или начал неправильно следует подсказать. Однако, не надо всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми в деятельности.

*Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения»[8].

С дошкольниками шести-семи лет целесообразней применение меньшего количества игровых приемов, чем в младших группах, но не стоит отказываться от них совсем. Так, во время прогулки ребята старшей группы могут представить, что у них в руках фотоаппараты, через которые они фотографируют пейзаж, растительность, птиц.  По приходу в здание ДОУ ,дошкольники начинают «проявляют и печатают их», т.е. создают рисунки, изображая воспринятое на улице.

Из сего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что выбор тех или иных методов и приемов зависит от нескольких факторов:
         - содержания и задач, стоящих перед данной НОД и педагогом;

- от задач изобразительной деятельности;

- от возраста детей, их развития и умений;
          - от вида изобразительных материалов, с которыми будут действовать дошкольники.
Воспитателям необходимо понимать, что все методы и приёмы в каждой НОД совмещаются и дополняют один другой в едином и непрерывном  процессе обучения.

1.4. Способы организации НОД по изодеятельности.

«Совместная деятельность взрослого и детей. То есть, формы работы требуют разной степени участия взрослого в работе детей.

 I При фронтальной организации (то есть работа со всей группой) деятельность может быть:

- Индивидуальная. Каждый сам создаёт свою индивидуальную работу.

- Коллективная. Одна общая работа для всех.

- Подгрупповая и микрогрупповая (скульптурная композиция на 2-х

- Индивидуально-коллективная (индивидуальные работы соединяются в общий результат).

Но педагогу надо учитывать, что фронтальная организация работы не всегда целесообразна при НОД по изобразительной деятельности .»[9]

Но кроме фронтальных  форм организации НОД  существуют ещё  подгрупповые  и индивидуальнее способы организации совместной деятельности взрослого и детей.

 II К подгрупповым можно отнести такие как:

- Творческая группа ( это когда дети объединяются в небольшие коллективы, чаще по желанию или с указки педагога. Цель таких групп - создания какого-либо  творческого продукта).

- игры( дидактические, развивающие, творческие и др). В наши дни на рынке предоставлено большое количество промышленных игр по искусству, так же можно добавить к этому игры, изготовленные самими воспитателями. Такое творчество позволяет адаптировать имеющиеся пособия к региональным и др. особенностям.

  Особняком стоит такая  организация как индивидуальные формы совместной работы педагога с детьми. Они должны быть не дольше 5-10 мин. Чаще всего не планируются заранее, а возникают по мере необходимости, когда ребёнок сталкивается с какой-либо трудностью во время НОД.

 Педагогу необходимо тщательно продумывать каждую НОД по изобразительной деятельности и форму работы с детьми старшего дошкольного возраста.

         2.Включение регионального компонента  в НОД по изодеятельности в старшей группе ДОУ.

2.1.  Понятие регионального компонента.

«В педагогической науке понятие Региональный компонент в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса»[10] 

Региональный компонент относительно молодое направление в дошкольной педагогике. Но за свое короткое существование он прошел уже достаточно большой  путь развития, являясь при этом актуальным аспектом для исследований и разработок у каждого региона.

«Конвенция о правах ребёнка», статья 29 говорит нам о том, что «Образование должно быть направленно на воспитание уважения к родителям ребёнка,  его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает» .

 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  дошкольного образования обращает наше внимание на то, что в части программы, формируемой участниками образовательного процесса (пункт 2.11.2), необходимо отразить специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Другими словами мы (воспитатели)  должны обязательно учитывать наличие регионального компонента в своей работе с детьми. Естественно, что весь материал по данной теме должен быть изложен в доступной, наглядной и интересной для детей форме и содержать только основу. На которую в последующем будут накладываться другие слои  углублённого и более осмысленного детьми материала. Тем самым создавая прочный багаж знаний и умений. И,  как и в других направлениях дошкольной педагогики, необходимо чётко придерживаться основных принципов построения занятий: подача материала от простого к сложному; все знания должны быть выстроены в определенную систему; во время занятия необходимо сочетать различные виды деятельности; немаловажным является и непрерывность обучающего процесса по данной теме; так же педагогу важно стремиться к  созданию условия для самореализации детей  и т.п.  Всё это поможет более эффективно формировать у дошкольников основы культурно-исторического наследия Архангельской области.

В ходе реализации положений Концепции дошкольного воспитания, которые напрямую связаны с изучением истории, традиций и культуры родного края, воспитателям необходимо искать или создавать  новые технологии по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе. Так как для этого, на данный момент, сделано ещё недостаточно. И у этого направления огромный потенциал развития.

Для того чтобы воспитывать достойные последующие поколения необходимо с самых малых лет прививать  детям любовь к своей малой Родине, традициям, культуре и здесь, как нигде лучше, дошкольникам могут помочь занятия по изодеятельности. В ходе их проведения воспитатели наглядно и интересно могут рассказать детям как о народном искусстве в целом, его значении для людей того времени и сейчас; так и более подробно  могут познакомить с художественным наследием, характерным именно для  того региона, где  они проживают; формировать и развивать у детей художественно-творческие возможности.

2.2.  Значение регионального компонента в НОД  по изодеятельности у старших дошкольников.

Трудно переоценить значения регионального компонента, для всестороннего развития дошкольников и приобщения их к национальному искусству и творчеству родного края. Это и :

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, населённому пункту;

- формирование бережного отношения к природе окружающей ребёнка;

- воспитание уважения к труду предыдущих поколений  и изделиям их творчества;

- развитие интереса к национальным промыслам;

- расширение представлений о населённых пунктах, в которых проживают дети и воспитание гордости за  свою малую родину;

- знакомство детей с символами своего края (герб, флаг, гимн если они есть);

- развитие чувства ответственности и гордости за творческие достижения своего региона ;

- воспитание чувства единства;

- познакомить дошкольников с  традициями родного края и приложение усилий для их сохранения ;

- формировать знания о великих и знаменитых земляках и их достижениях в искусстве;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их культуре и традициям.

Данные значения, предполагаемые от включения регионального компонента в НОД по изодеятельности, можно с успехом получить у старших дошкольников при условии правильной организации образовательной деятельности.

«Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия в НОД по изодеятельности  возможно при соблюдении следующих факторов:

- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;

- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка в каждой  НОД .

- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

- учет специфики организации и построения педагогического процесса;

- использование форм и методов направленных на развитие эмоций и чувств.»[11]

 При этом современному педагогу необходимо опираться на следующие идеи:

- Должна быть создана специальная среда,  направленная на адаптацию традиций и культуры предыдущих поколений к современному социуму;

- Воспитателю необходимо обязательно взаимодействовать с родителями своих воспитанников, создавать совместные проекты;

- Педагогу очень важно постоянно профессионально расти и самосовершенствоваться;

- Имеет большое значение возможность обобщать педагогический опыт деятельности на каждом образовательном этапе, изучать эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами, родителями).

Таким образом, современные педагоги должны уделять должное внимание региональному компоненту, как в системе дошкольного образования в целом, так и на занятиях по изодеятельности в  частности. Эта ещё недостаточно хорошо изученная, но благодатная тема открывает перед воспитателями огромные возможности. Стоит только захотеть,  конечно же, приложить усилия. Но ведь и результат не заставит себя долго ждать.

Заключение.

По мере овладения изобразительными навыками дошкольники начинают приобщаться к миру искусства. Учатся видеть прекрасное в окружающем, начинают сами творить. Через изобразительную деятельность у дошкольников развиваются все психические процессы, и формируется эмоциональный мир. Задатки творческих возможностей есть у каждого ребёнка, надо лишь помочь им раскрыться. Это, конечно, не означает, что все дошкольники смогут стать великими скульпторами или художниками и прославиться в будущем. Но занятие изобразительными видами деятельности должны доставлять удовольствие детям и давать возможность выразить своё индивидуальное отношение к тому или ином событию, предмету.

Очень многое зависит от того какие методы и приёмы выберет педагог, как построит НОД, сумеет ли донести до старших дошкольников программное содержание, как он будет формировать у них ЗУНы и главное, чем ответят ему дети. Педагог обязан развивать художественные способности дошкольников наравне с творческими.

С помощью изобразительной деятельности в детских садах ребятам ,в понятной для них форме, воспитатель прививает нравственно- патриотические чувства, любовь к своей малой родине. Учит их чтить традиции предков, знать историю родного края и сохранять традиции, т.е воспитывает патриотическое поколение. Я считаю, что это одна из первостепенных задач в нашем неспокойном современном мире. Нам каждый день навязывают западноевропейские нормы поведения и ценности, наша  молодёжь так восхищается западной культурой, возводит на пьедестал не всегда достойных личностей, при этом не знает элементарных вещей о своей многовековой культуре.  Нам есть чем гордиться.

Как раз в этом нам и помогает разобраться региональный компонент, являющийся важнейшей частью современного дошкольного образования.

Литература:

1.     Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - С. 220

2.     Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2007. - 100 с.

3.     Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.

4.     Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: учеб. метод, пособие [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - С. 128.

5.     Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.

6.      Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011. - 200 с

7.     Мухина В. СИзобразительная деятельность как форма усвоения социального
опыта. -М., 1981.-С. 216.

8.     «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду» под редакцией Н. П. Сакулиной - М., «Просвещение», 1971.

  1. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
  2. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
  3.  Швайко Г.С. «изобразительная деятельность в дошкольном учреждении» - М. 1999 г.
  4.  Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения». Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/01/25/izobrazitelnaya-deyatelnost-doshkolnika-sushchnost
  5. Консультация для воспитателей на тему: реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками. Интернет ресурс: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/regionalnyy-komponent/konsultaciya-dlya-vospitateley-na-temu-realizaciya-regionalnogo-komponenta-v-sisteme-obrazovatelnoy-raboty-s-doshkolnikami-438445 
  6.  Методическая разработка на тему: Виды изодеятельности в ДОУ.Интерне ресурс:  http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/12/vidy-izo-deyatelnosti-v-dou
  7.  Реализация национально-регионального компонента в ДОУ. Интернет ресурс: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/metodichki/realizatsiya-natsionalno-regionalnogo-komponenta-v-dou
  8.  Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Интернет ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/-regionalnyi-komponent-v-sisteme-raboty-pedagoga-dou.html
  9.   Региональный компонент в дошкольном образовании. Интернет ресурс: http://gigabaza.ru/doc/136493.html

18.                       Образовательный портал города Кирова. Педсовет «Реализация образовательной области « Художественно-эстетическое развитие».Интернет ресурс : http://sch57.kirovedu.ru/kgarden/event/id/88/view/7796

19.                       Педагогический словарь. «Что такое региональный компонент в педагогике?»Интернет ресурс : http://www.pedpro.ru/termins/182.htm

20.                        Статья на тему: Консультация для педагогов ДОУ как правильно организовать НОД  Интернет ресурс : http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/23/konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-kak-pravilno-organizovat-nod 


 



[1] Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать». - М., 1998. - С. 12-15.

[2] Методическая разработка на тему: Виды изодеятельности в ДОУ.Режим доступа:  http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/12/vidy-izo-deyatelnosti-v-dou   (04.2016)

[3] Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.

[4] Статья на тему: Консультация для педагогов ДОУ как правильно организовать НОД. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/23/konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-kak-pravilno-organizovat-nod 

[5] Статья на тему: Консультация для педагогов ДОУ как правильно организовать НОД http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/23/konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-kak-pravilno-organizovat-nod  .

[6] Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.

[7] «Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения». Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/01/25/izobrazitelnaya-deyatelnost-doshkolnika-sushchnost

[8] Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.

[9] Образовательный портал города Кирова. Педсовет «Реализация образовательной области « Художественно-эстетическое развитие». Режим доступа: http://sch57.kirovedu.ru/kgarden/event/id/88/view/7796

[10]  Педагогический словарь. «Что такое региональный компонент в педагогике?» Режим доступа: http://www.pedpro.ru/termins/182.htm

[11] Консультация для воспитателей на тему: реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками. Режим доступа: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/regionalnyy-komponent/konsultaciya-dlya-vospitateley-na-temu-realizaciya-regionalnogo-komponenta-v-sisteme-obrazovatelnoy-raboty-s-doshkolnikami-438445  

Информация о файле
Название файла Включение регионального компонента в НОД по изодеятельности в старшей группе ДОУ. от пользователя sipaw
Дата добавления 5.5.2020, 16:08
Дата обновления 5.5.2020, 16:08
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 36.13 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 332
Скачиваний 106
Оценить файл