МАКІЇВСЬКИЙ ЕКОНОМІКО-ГУМАНІТАРНИЙ ІНСТИТУТ
ГУМАНІТАРНИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ
КУРСОВА РОБОТА
З ЗАГАЛЬНОЇ ПСИХОЛОГІЇ
на тему: «ОСОБЛИВОСТІ ПСИХІЧНИХ СТАНІВ ЖІНОК
ПІД ЧАС ВАГІТНОСТІ»
Виконала:
студентка 1 курсу,
денної форми навчання,
напряму підготовки
6.030102 «Психологія»
Петрова Ганна Миколаївна
Керівник:
д. психол. н., професор Волженцева І.В.
Національна шкала________________
Кількість балів:_____Оцінка: ЕСТS___
Члени комісії ____________________________________
__________________________________
Макіївка – 2016 р
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. |
3 |
||
РАЗДЕЛ 1 |
ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………….. |
7 |
|
1.1. |
Понятие и виды эмоциональных состояний в психологии…… |
7 |
|
1.2. |
Эмоциональные состояния, влияющие на дезорганизацию учебной деятельности …………………………………………… |
11 |
|
1.3. |
Теория и практика эмоционального напряжения личности в психологии………………………………………………………... |
23 |
|
Выводы к первому разделу………………………………………. |
38 |
||
РАЗДЕЛ 2 |
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕН-НОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕН-ТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….. |
40 |
|
2.1. |
Организация и проведение экспериментального исследования |
40 |
|
2.2. |
Обработка и анализ результатов исследования………………... |
46 |
|
Выводы ко второму разделу…………………………………….. Рекомендации…………………………………………………….. |
66 70 |
||
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ |
…………………………………………………………… |
79 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… |
82 |
||
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Социальное и экономическое развитие нашей страны зависит от ускорения научно-технического процесса, интенсификации производства, гуманизации и оптимизации обучения и повышения эффективности труда. Мобилизация человеческого фактора требует значительного напряжения моральных и физических сил человека. В свете этой задачи повышается роль психологического обеспечения трудовой деятельности человека, в частности изучения его психических состояний в сложных условиях учебной деятельности.
Исследование этих вопросов является актуальной задачей педагогической и возрастной психологии, поскольку от их решения во многом зависит эффективность учебной деятельности представителей разных возрастных групп. В частности, важным является изучение особенностей психических состояний студентов в процессе учебной деятельности, прежде всего, стрессов экзаменационного периода, которые могут привести к высокой напряжённости психических функций, негативных психических состояний, к усилению тревоги.
Психические состояния отражают всё то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. А это особенности протекания познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, мышление), эмоционально-волевых (эмоции, чувства, воля) и индивидуально-психологических проявлений (темперамент, характер, способности), психологическая характеристика деятельности (её мотивация, степень осознанности).
Основными детерминантами состояния являются: осознанные и неосознанные потребности, желания и стремления человека; его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы); условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации). Соотношение этих факторов определяет характеристики состояния.
Проблема эмоциональных состояний личности изучалась В.А. Ганзен, А.И. Еремеевой, Т.С. Кириленко, Э.И. Киршбаум, А.С. Кузнецовой, Н.Д. Левитовым, А.Б. Леоновой, А.Г. Маклаковым, А.О. Прохоровым, В.А. Семиченко, Ю.Е. Сосновиковой, В.Н. Юрченко.
Актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: “Проблема эмоционального напряжения студентов, обусловленного ситуацией экзамена ”.
Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование особенностей проявления эмоциональных состояний студентов в учебной деятельности.
Общая логика исследования отображена в совокупности теоретических и практических задач, которые раскрываются на разных этапах исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы эмоциональных состояний в психологии.
2. Определить методическую базу исследования эмоциональных состояний студентов в учебной деятельности.
3. Изучить особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на дезорганизацию учебной деятельности.
4. Экспериментально выявить межкурсовое отличие и семестровую динамику изменения эмоциональных состояний студентов.
5. Обработка и анализ полученных результатов.
Объект исследования - эмоциональное напряжение студентов, возникающее в процессе обучения.
Предмет исследования - особенности проявлений эмоционального напряжения студентов обусловленного ситуацией экзамена.
Гипотеза исследования – если в период семестра у студентов наблюдается оптимальный уровень проявлений эмоциональных состояний, то в период сессии возникают негативные тенденции в психических состояниях (нервно-психическое напряжение, тревожность, агрессивность, умственное утомление), которые неблагоприятно влияют на продуктивность учебной деятельности.
Методы исследования- теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников, который позволил выявить, обобщить и систематизировать материалы по проблеме исследования; анкетирование, наблюдение, беседа, на основе которых проанализированы особенности эмоциональных состояний студентов; математико-статистические методы обработки данных – для подтверждения определения достоверности изменения показателей и значимости полученных результатов.
Для изучения эмоциональных состояний студентов использовались: тест «САН» для выявления уровня активности, самочувствия и настроения студентов в учебной деятельности; методика Л.А. Рабинович «Четырехмодальностный эмоциональный вопросник» для выявления доминирующих эмоциональных состояний студентов в учебном процессе; методика Т. А. Немчиной «Опросник нервно-психическое напряжения (НПН)» для измерения степени выраженности нервно-психическое напряжения студентов; методика Л. И. Вассермана «Диагностики уровня невротизации» для определения уровня невротизации; методика Г. Айзенка «Оценка психических состояний» для самооценки психических состояний. Для выявления объективных показателей функциональных состояний испытуемых использовалась методика измерения артериального давления и пульса с помощью автоматического измерителя VВ 322.
Для определения достоверностей изменения показателей применялся t-критерий Стьюдента.
Практическое значение заключается в том, что разработан и экспериментально проверен комплекс методик диагностирования эмоциональных состояний студентов в процессе учебной деятельности. На основе полученных результатов может быть разработана коррекционная программа с целью оптимизации эмоциональных состояний студентов в учебном процессе и использования ее в работе практических психологов. Выявлены три уровня реагирования нервно-психического напряжения (НПН): психический (переживание), физиологический (вегетатика, психомоторика), поведенческий (мотивированное поведение, работоспособность).
Структура роботи. Робота состоит из вступления, двух разделов, выводов к разделам, рекомендаций, общих выводов, списка использованных источников, из 38 наименований, приложений. Полный объём роботы составляет 116 страниц, в том числе 81 страницы основного текста содержит 7 таблиц, 5 рисунков и 10 приложений.
РАЗДЕЛ 1
ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И
ФАКТОРОВ ИХ РЕГУЛЯЦИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
В данном разделе даётся обзор и анализ научной литературы по проблеме эмоциональных состояний и факторов их регуляции, рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме эмоциональных состояний в психологии.
1.1. Понятие и виды эмоциональных состояний в психологии
Изучение психических состояний играет особую роль для психологической науки в целом потому, что именно они служат первостепенной действительностью, направляющей нашу ежедневную жизнь, и обуславливают прогресс человеческого бытия.
………………………………………………….
Таким образом, состояния психической напряжённости оказывают неоднозначное влияние на деятельность: в сторону либо ухудшения, либо улучшения, либо неизменности. Такая разнонаправленность эффектов объясняется тем, что в общем комплексе причин, обусловливающих эффективность деятельности в сложных условиях, одно из первых мест занимают собственно психологические причины.
Выводы к первому разделу
1. Анализ основных теоретических подходов к проблеме эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной психологии свидетельствует о том, что назрели теоретические предпосылки и практическая необходимость изучения эмоциональных состояний студентов в учебном процессе. Ведь тенденция интенсификации и оптимизации обучения, закономерно возникшая вследствие возрастающих объемов учебной информации в вузе, связана с большими затратами нервно-психической энергии студентов.
2. Доказано, что
3. Выявлено, что
4. Выявлено, что проблема психических состояний в процессе учебной деятельности является актуальной
5. Рассмотрены
6. Показано
7. Определено, что
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ
ТЕСТ «САН» (САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ)
Прочитайте ряд полярных суждений и оцените их выраженность у себя, подчёркивая соответствующую цифру. Чем выше цифра, тем сильнее
выражено ваше состояние в данный момент.
1 Самочувствие хорошее |
3 2 1 0 1 2 3 |
Самочувствие плохое |
2 Чувствую себя сильным |
3 2 1 0 1 2 3 |
Чувствую себя слабым |
3 Пассивный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Активный |
4 Малоподвижный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Подвижный |
5 Весёлый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Грустный |
6 Хорошее настроение |
3 2 1 0 1 2 3 |
Плохое настроение |
7 Работоспособный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Разбитый |
8 Полный сил |
3 2 1 0 1 2 3 |
Обессиленный |
9 Медлительный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Быстрый |
10 Бездеятельный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Деятельный |
11 Счастливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Несчастный |
12 Жизнерадостный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Мрачный |
13 Напряжённый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Расслабленный |
14 Здоровый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Больной |
15 Безучастный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Увлечённый |
16 Равнодушный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Взволнованный |
17 Восторженный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Унылый |
18 Радостный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Печальный |
19 Отдохнувший |
3 2 1 0 1 2 3 |
Усталый |
20 Свежий |
3 2 1 0 1 2 3 |
Изнурённый |
21 Сонливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Возбуждённый |
22 Желание отдохнуть |
3 2 1 0 1 2 3 |
Желание работать |
23 Спокойный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Озабоченный |
24 Оптимистичный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Пессимистичный |
25 Выносливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Утомлённый |
26 Бодрый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Вялый |
27 Соображать трудно |
3 2 1 0 1 2 3 |
Соображать легко |
28 Рассеянный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Внимательный |
29 Полный надежд |
3 2 1 0 1 2 3 |
Разочарованный |
30 Довольный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Недовольный |
Ключ
Состояния |
Номера суждений |
Нормы |
|||||||||
Самочувствие |
1 |
4 |
7 |
10 |
13 |
16 |
19 |
22 |
25 |
28 |
5,4 |
Активность |
2 |
5 |
8 |
11 |
14 |
17 |
20 |
23 |
26 |
29 |
5,0 |
Настроение |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
27 |
30 |
5,1 |
Определённым значком * обозначались так называемые обратные вопросы (3, 4, 9, 10, 13, 15, 21, 22, 27, 28). Опрашиваемым давалась матрица без этих обозначений. При расшифровке заполненной карты, оценки признака перекодировались в ряд от 1 до 7 в обратных вопросах, от 7 до 1 – в прямых вопросах, то есть позитивные состояния, всегда имели высокий бал, негативные – низкий. Сумма баллов подсчитывалась отдельно для самочувствия (1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28), активности (2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29) и настроения (3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30). Затем определялось среднее арифметическое полученных баллов (сумму баллов каждого из показателей делили на количество вопросов – 10). По критериям оценок определяли уровень активности. Нормы: Самочувствие - 5,4; Активность - 5,0; Настроение - 5,1.
Приложение Л. 1
№ п/п |
Психический уровень реагирования |
Физиологический Уровень реагирования |
Поведенческий уровень реагирования |
Интег- ральный показатель |
|||||
|
Студенты |
Спилбергер |
ВГ |
НГ |
Чсс |
производ. |
качество |
||
|
1. Ц. А. |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1,8 |
|
|
2. Б. Е. |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1,8 |
|
|
3. С. Д. |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1,8 |
|
|
4. Р. Е. |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2,0 |
|
|
5. Б.А. |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2,0 |
|
|
6. Р. М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1,7 |
|
|
7. П. Л. |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1,8 |
|
|
8. К. И. |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2,0 |
|
|
9. Ф. Е. |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1,8 |
|
|
10. К. С. |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2,2 |
|
|
11. М. В. |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1,7 |
|
|
12. Х. В. |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2,2 |
|
|
13. М. Н. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,7 |
|
|
14. К. Е. |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1,8 |
|
|
15. К. И. |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1,5 |
|
|
16. Г. Т. |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
|
|
17. Ш. Н. |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1,8 |
|
|
18. Д. Е. |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1,7 |
|
|
19. М. Е. |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2,0 |
|
|
20. И. К. |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1,8 |
|
|
21. К. Я. |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2,0 |
|
|
22. П. Н. |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1,8 |
|
|
23. Г. Н. |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2,0 |
|
|
24. Е. М. |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1,8 |
|
|
25. Б. В. |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1,7 |
|
|
26. С. О. |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2,0 |
|
|
27. Р. Т. |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1,7 |
|
|
28. П. А. |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2,0 |
|
|
29. С. Н. |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1,8 |
|
|
30. Т. Е. |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1,8 |
|
|
31. А. К. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1,7 |
|
|
32. П. Ю. |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2,2 |
|
|
33. Ю. А. |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2,0 |
|
|
среднее значение |
1,5 |
1,6 |
1,3 |
1,4 |
2,8 |
2,7 |
1,9 |
|