Механизм действия права: понятия и основные компоненты.

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ФИЛИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ имени А.С. Грибоедова»

в г. Калуге

Направление подготовки бакалавров Юриспруденция

Заочная (блочная) форма обучения

1 курс

«Механизм действия права»

Курсовая работа по курсу

«Теория государства и права»

студентки группы Ю-3-15

Сафроновой Юлии Олеговны

Научный руководитель

Доцент юридических наук, профессор

Оксамытный В.В.

Калуга 2016 г.

Содержание:

1. Механизм действия права: понятие и основные компоненты………………3

2. Правоотношение: общая характеристика………...…………………………..6

3. Реализация права: общая характеристика…………………………………...11

4. Правореализация при пробелах в законодательстве………………………..13

5. Юридические коллизии и способы из разрешения…………………………17

7. Толкование права: понятие способы и виды………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………………………...29

1.            Механизм действия права: понятия и основные компоненты.

               Механизм действия права - это система юридических средств, с помощью которых право осуществляет воздействие на общественные отношения и поведение людей.

               Механизм действия права — это механизм абстрактно-всеобщей правовой регуляции, конкретизированный и индивидуализированный применительно к конкретно-определенному случаю и форме проявления юридической силы действующего права.

               Понятие механизма действия права следует начать с уяснения таких категорий, как правовое регулирование и правовое воздействие, имея в виду огромное значение механизма регулирования для юридической науки и практики.

               Правовое регулирование - это осуществляемое государством при помощи специальных юридических средств целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их организации, упорядочивания, стабилизации.

               Юридическими средствами правового регулирования выступают правовые нормы, правоотношения, акты реализации и применения права.

               Предметом правового регулирования являются общественные отношения, на которые направлено регулирующее воздействие той или иной правовой нормы.

Для того чтобы общественные отношения могли быть объектами правового регулирования, они должны обладать следующими свойствами:

- общественные отношения должны иметь многовариантный характер, предоставляя субъектам, наделенным волей и сознанием, возможность свободного выбора;

- общественные отношения должны подлежать внешнему контролю;

- общественные отношения должны обладать общезначимой ценностью, важностью с точки зрения государства и общества;

- общественные отношения должны допускать возможность применения мер государственного принуждения.

               Совокупность общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, образует сферу правового регулирования.

               Право должно регулировать лишь основные, общезначимые, стратегические вопросы жизни общества, другие менее важные вопросы должны регулироваться другими социальными нормами: нормами морали, религиозными нормами и т.д.

               Способы правового регулирования соответствуют делению норм права на дозволяющие, запрещающие и обязывающие:

- дозволение - это предоставление лицу возможности по своему усмотрению реализовать права и свободы, закрепленные диспозицией дозволяющей нормы;

- запрещение - это возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного активного поведения, от совершения тех или иных действий закрепленных диспозицией запрещающей нормы;

- обязывание - это возложение на лицо обязанности совершить те или иные активные действия, закрепленные диспозицией обязывающей нормы.

               Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что закон имеет власть обязывать, запрещать, разрешать. Дозволение предполагает добровольный выбор субъекта реализовать или нет предоставленные правом возможности. Запрещение и обязывание предполагают реализацию нормативных предписаний под угрозой государственных санкций.

               Типы правового регулирования обусловлены определенным сочетанием дозволений, запретов и обязанностей:

               Разрешительный тип правового регулирования выражается формулой: “Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом”. Данный тип характерен для тоталитарных, антидемократических государств, делающих основной упор в правовом регулировании на запреты, обязанности, правоограничения, санкции. В демократических странах запретительный тип регулирования используется главным образом в сфере публичного права - уголовного, налогового, административного.

Общедозволительный тип правового регулирования выражается формулой: “Дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом”. Подразумевается право лица совершать любые действия, не запрещенные законом. В демократическом государстве разрешительному регулированию однозначно отдается приоритет.

Методами правового регулирования являются:

- императивный метод - это метод властных предписаний, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным;

- диспозитивный метод - это предоставление субъектам возможности самостоятельно и по своему усмотрению урегулировать свое поведение в рамках, предусмотренных законодательством. Механизм правового регулирования характеризует взятый в единстве и взаимодействии всех его элементов процесс правового воздействия юридических средств на общественные отношения.

Структура механизма правового регулирования включает последовательно используемые юридические средства: правовые нормы; правоотношения; акты реализации и применения права.

Стадиями механизма правового регулирования являются: правотворчество; возникновение субъективных юридических прав и обязанностей; применение права.

По используемым средствам правовое регулирование может быть нормативным или индивидуально-правовым. В первом случае главную роль играют нормы права, во втором - акты применения права.

Целью правового регулирования является правомерное поведение субъектов права. Эффективность правового регулирования определяется соответствием конечного результата правового регулирования целям, поставленным законодателем в правовой норме. Юридические нормы действенны тогда, когда они соответствуют объективным условиям и закономерностям развития общества, в котором они действуют.

Эта индивидуально-определенная (персонально-адресная) конкретизированность нормативного механизма действия права означает, что абстрактное правовое содержание всех трех системных элементов нормы (диспозиции, гипотезы и санкции) должно быть адекватным образом конкретизировано применительно к данному определенному случаю действия права.

Основными компоненты механизма действия права, является статическая (неподвижная) и динамическая (подвижная) часть – источники права.

2.     Правоотношение: общая характеристика.

Правоотношение – это урегулированная правом связь между людьми на основе их субъективных прав и юридических обязанностей.

Категория «правоотношение» является ведущей в теории права, поскольку его цель – «перевести» статистические (неподвижные) юридические нормы в динамику юридических связей между субъектами права. Таким образом, обращение к правовым отношениям открывает путь от абстрактных рассуждений о том, что есть право и в чем оно закрепляется, к конкретике – поведению людей на основе права, выявлению механизма его реализации.

Основные признаки правоотношений:

- правоотношения являются отношениями между людьми и в силу этого существуют в обществе наряду с иными общественными отношениями – политическими, религиозными, корпоративными, трудовыми, семейными и др. они связаны с поведением людей, представляют результат сознательной , разумной деятельности человека;

- правоотношения возникают на основе права, опосредованы правовыми нормами, которые, в свою очередь, осуществляются в реальной жизни через них;

- правоотношения представляют собой юридическую связь между людьми по средствам их правового поведения – возможного и должностного с точки зрения права;

- правоотношение осуществляет правосубъектное лицо, наделенное субъектами правами и несущее юридические обязанности;

- правоотношения носят волевой характер, поскольку посредством правовых предписаний в их выражена воля законодателя и для их осуществления необходимы определенные осознанные волевые действия субъектов, как одностороннее, так и обоюдные;

- правоотношения обеспечиваются мерами государственного воздействия. В тоже время государственные средства и формы защиты не исключают того, что каждый вправе  защищать собственные юридические интересы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе допускается самозащита своих прав.

               Правоотношения весьма разнообразны в проявлении и могут быть классифицированы по различным основаниям, в том числе:

               * по характеру межотраслевых связей:

- материально-правовые;

- процессуально-правовые;

- публично-правовые;

- частно-правовые;

               * по отраслевой принадлежности:

- конституционные;

- гражданско-правовые;

- уголовно-правовые;

- семейно-правовые и др.;

               * в зависимости от функциональных связей в праве:

- регулятивные, возникающие на основе правомерного поведения участников;

- охранительные, возникающие в связи с противоправными действиями участников;

               * по степени определенности:

- абсолютные, в которых известна лишь сторона, наделенная правомочиями (собственник; лицо, достигшее пенсионного возраста, или автор произведения), а обязанные лица представляют собой широкий круг тех, кто должен соблюдать соответствующие субъективные права;

- относительные, в которых конкретно зафиксированы определенные стороны правоотношений (супруг супруга, заказчик и подрядчик, истец и ответчик);

               * в зависимости от количества участников правоотношений:

- простые (двухсторонняя сделка);

-сложные, связанные с большим количеством субъектов правоотношений;

               * в зависимости от продолжительности действия:

- краткосрочные (отношения купли-продажи);

-долговременные (гражданство, аренда);

               * в зависимости от характера субъективных прав и юридических обязанностей:

- активные, предполагающие самостоятельность участников в связи с вхождением в определенные правоотношения;

- пассивные, основанные на необходимости поступать так, как предписывают правовые нормы.

         Правоотношения имеют сложную структуру (состав), предполагающую участников правоотношений (их субъектов), их содержание (субъективные права и юридические обязанности сторон) и объект (то, на что направлено правоотношение).

         Субъекты правоотношений – правовые лица, т.е. люди, наделенные сознанием и волей, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. Субъекты правоотношений представлены конкретными индивидами (физическими лицами) или их коллективами и организациями (юридическими лицами).

         Индивидуальные субъекты правоотношений, в свою очередь, могут быть выделены:

- в зависимости от их юридических связей с государством (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы, лица,  которым предоставлено убежище);

- в зависимости от их психологического состояния (вменяемые, невменяемые);

-  по возрастному признаку (совершеннолетние, малолетние);

-  по признаку пола (мужской, женский);

- в зависимости от социально-правовой роли (служащий, учащийся, преподаватель);

-по состоянию здоровья и др.

               Коллективные субъекты правоотношений представлены широким кругом юридических лиц, которыми признаются государственные и негосударственные образования самой различной направленности:

               - государство, которое в силу своих исключительных полномочий вступает в международные и внутригосударственные (конституционные, гражданско-правовые) правоотношения;

               - государственно-территориальные образования (например субъекты федераций);

               - государственные органы, организации, учреждения и предприятия;

               - органы местного самоуправления;

               - негосударственные организации (в их числе частные фирмы, коммерческие банки, кооперативы);

               - общественные движения и объединения;

               - религиозные организации.

         В отдельных отраслях права  статус коллективных субъектов может быть конкретизирован с учетом отраслевого предмета правового регулирования. В частности, в гражданском праве юридическим лицом признается (ст. 48 ГК РФ): организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такое юридическое лицо действует с момента его государственной регистрации и на основе учрежденного участниками устава и заключенного ими учредительного договора.

         Содержание правоотношения составляют:

- субъективное право как принадлежащая участнику правоотношения мера юридически дозволенного поведения, которая дает ему возможность использовать предоставление правомочия по собственному усмотрению, что включает и отказ от использования;

- юридическая обязанность как мера юридически должного поведения, которому необходимо соответствовать. В отличие от субъективного права, от исполнения юридической обязанности нельзя отказаться.

         Объекты правоотношений – явления реального мира, на которые воздействуют правовые лица в ходе осуществления их субъективных прав и юридических обязанностей. К их числу относятся:

- общественные отношения и юридические связи;

- материальные блага (вещи, ценности, движимое и недвижимое имущество);

- результаты духовного творчества (произведения искусства, литературные труды, результаты авторской и изобретательной деятельности, компьютерные программы);

- результаты деятельности субъектов права, возникающие на основе договорных отношений;

- личные нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, имя, достоинство, деловая репутация);

-обстоятельства, которые могут быть установлены в процессуальном порядке (признание лица безвестно отсутствующим), и др.

                Правосубъектность выступает объединяющей категорией, характеризующей лицо именно как субъект права и указывает на его возможность и способность иметь права и нести юридические обязанности.

               Правосубъектность выражается в трех формах.

               Правоспособность как гипотетическая (абстрактная) возможность правового лица обладать правами и нести юридические обязанности. Правоспособность физических лиц возникает с момента рождения человека и прекращается юридически оформленной констатацией факта его смерти. Правоспособность юридических лиц возникает с момента их образования (регистрации в органах юстиции) и заканчивается с момента регистрации факта ликвидации коллективного субъекта права. Правоспособность юридических лиц совпадает с их дееспособностью.

                Дееспособность как реальная (фактическая) способность правового лица своими действиями приобретать и реализовать субъективные права и обязанности. Дееспособность возникает лишь по достижении определенного возраста, который предусмотрен законодательством. ГК РФ выделяет следующие виды дееспособности:

- дееспособность в полном объеме, которая возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста;

-дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, которые совершают, в частности, сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей. В тоже время они могут самостоятельно распоряжаться своими доходами, осуществлять права автора, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством;

-дееспособность малолетних (несовершеннолетних от 6 до 14 лет), которые вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, а так же сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверения либо государственной регистрации, и некоторые другие.

         Там же устанавливаются положения о брачной эмансипации, в соответствии с которыми:

- в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ч. 2 ст. 21 ГК РФ);

- несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 27 ГК РФ).

         Деликтоспособность как способность лица отвечать за свои поступки перед законом и нести юридическую ответственность. Она определяется законодательством, исходя из тяжести последствий, которые охватываются сознанием правонарушителей. Так, уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летного возраста. однако за совершением ряда преступлений (в том числе за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, терроризм, вандализм и другие особо опасные преступления) подлежат уголовной ответственности и лица, достигшие ко времени их совершения 14 лет (ст.10, ч.1 и 2 ст. 20 УК РФ).

         Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3 КоАП РФ).

         А по гражданскому законодательству несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими на законных основаниях (ч. 3 ст.26 ГК РФ).

3.     Реализация права: общая характеристика.

               Право становиться реальностью в том случае, если оно в совокупности юридических правил поведения воплощается в этом поведении, становиться его составной частью, осуществляясь в поступках субъектов права. Именно тогда выявляется правомерная или противоправная направленность поведения и наступает юридическая ответственность за правонарушения. Но прежде должен пройти процесс правореализации.

               Реализация права – это процесс воплощения правовых предписаний в правовом поведении участников общественных отношений.

               Осуществление требований, которые в общей форме выражены в юридических нормах, происходит непосредственно самими субъектами права либо опосредованно. В первом случае по характеру правореализующих действий выделяются:

- соблюдение норм права, т.е. воздержание от совершения действий, запрещенных такими правилами. Последние требуют от субъектов права отказа от проявления активности в сфере правового регулирования;

- исполнение норм права, т.е. совершение активных поступков по выполнению возложенных на них юридических обязанностей;

- использование норм права, т.е. осуществление дозволенных правомочий лица, предусматривающее его правомерные действия по собственному усмотрению.

      Применение права – это властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем конкретизации общих предписаний для индивидуальной жизненной ситуации и вынесения индивидуальных правовых актов (актов правоприменения).

               Для осуществления правоприменения определены следующие процедуры, обычно именуемые стадиями процесса применения норм права:

- установление фактических обстоятельств дела, которое предусматривает определение круга фактов, необходимых для его решения, а так же сбор и оценка фактов, установление достоверности и достаточности;

- их правовая квалификация, предполагающая выбор нормы права, ее анализ, проверка подлинности, пределов временного, пространственного и личного действия, выяснение действительного смысла ее содержания, непротиворечивости и согласованности;

- принятие решения по существу рассматриваемого дела в виде документа – правоприменительного акта, которому придается властный характер и официальное значение;

- доведение решения до сведения заинтересованных субъектов права.

               Правоприменительный акт, являясь официальным документом, содержащим властные решение полномочного органа по конкретному юридическому делу, обязателен к исполнению теми, кто попадает под его действие, за кем стоит авторитет государства.

Правоприменительный акт должен соответствовать следующим признакам:

- принимается компетентными органами государства и иными полномочными на такие действия органы;

- носит властный характер, подкрепляемый возможностью применения мер государственного воздействия;

- имеет индивидуальный характер, поскольку распространяется на конкретно выделяемых в его решении лиц;

- имеет силу для строго определенных ситуаций и не распространяется на аналогичные случаи в будущем;

-рассчитан на однократное применение;

-имеет собственное наименование и установленную законом форму.

      Правоприменительный акт в силу многообразия его проявления классифицируют по ряду оснований, в том числе:

- по принимающим их субъектам (акты органов государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, контрольно-надзорной) и негосударственных органов (в частности, органов местного самоуправления);

- по форме (указы, постановления, решения, приказы, указания, разрешения, приговоры и т.п.);

- по предметам правового регулирования (уголовно-правовые, семейно-правовые, гражданско-правовые и т.д.);

- по юридической силе (основные, содержащие окончательное разрешение конкретной ситуации, и дополняющие или вспомогательные);

- по функциям права (регулятивные и охранительные);

- по способу выражения (документы, действия, символы);

- по структуре (простые и сложные, состоящие например, из водной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей).[10]

4.Правореализация при пробелах в законодательстве.

               Юридические пробелы – это частичное или полное отсутствие в законодательстве правовых норм, необходимость которых обусловлена современным развитием общественных отношений и потребностями реализации права.

               Нормотворческая деятельность государства далеко не всегда успевает за изменениями в многообразии общественных отношений, в силу чего происходит отставание законодательства от реальной жизни. Отсутствие правового  закрепления ситуаций, которые в этом испытывают потребность, вызывается и правотворческими ошибками, недостаточным профессионализмом участников правотворческого процесса, приостановлением действия нормативных актов или, их частей, в том числе и в случае признания их неконституционными.

Пробелы в законодательстве могут быть:

               по причинам образования:

- объективными, вызванными невозможностью на нормативном уровне урегулировать все жизненное многообразие человеческой деятельности;

-  субъективными,  определяемыми отставанием законодателя от реалий жизни, а также правотворческими ошибками, приостановлением действия правового акта или его части, отменой правового акта без последующей правотворческой деятельности по юридическому закреплению  регулируемых отношений;

               по времени образования:

- первоначальными,  возникающими при издании правовых актов;

- последующими,  имеющими  место в процессе правоприменения при появлении новых объектов правоотношений;

               по степени неурегулированности общественных отношений:

- полными, фиксирующими отсутствие какого-либо нормативного регулирования конкретного вида общественных отношений;

- частичными, отражающими недостаточную степень правового урегулирования.

               Поскольку юридическая пробельность имеет место и даже признается неизбежной, правовая теория и практика выработали пути решения данной проблемы, к которым отнесены:

-Восполнение пробелов в законодательстве с помощью правотворческого процесса. Оно  происходит в результате принятия недостающего нормативного акта или внесения дополнений в действующие нормативные акты. Подобным образом устанавливается или восстанавливается правовое регулирование нуждающейся в этом сферы общественных отношений или ее части.

               Преодоление пробелов в законодательстве с помощью правоприменительного процесса. Оно призвано способствовать оперативной необходимости принятия решения по конкретной ситуации в случае отсутствия ее нормативного регулирования. Для этого применяются исключительные средства – аналогии (от греч. analogia – соответствие, сходство), предусмотренные соответствующим законодательством.

Среди них:

               - Аналогия закона, которая предусматривает в случае отсутствия необходимой нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, обращение к другой правовой норме, рассчитанной на регулирование сходных отношений. Так, предусмотрено, что в случаях, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы действующим  законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к ним, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодатель­ство, регулирующее сходные отношения (ч. 1 ст. 6 ГК РФ).

               - Аналогия права вызывается к жизни отсутствием в законодательстве норм как прямого, так и сходного регулирования рассматриваемых жизненных ситуаций и требует разрешения конкретного дела в таких случаях на основе общих принципов права (гуманизма, справедливости, юридического равенства и др.). Например, при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросове­стности, разумности и справедливости (ч. 2 ст. 6 ГК РФ).

               - Субсидиарная аналогия предполагает возможность разрешения конкретной жизненной ситуации на основе правовой нормы установленной другой отраслью права. В частности, определенные ситуации в семейном праве, вызванные разделом имущества разведенных супругов, могут быть разрешены на основе  норм гражданского права.

- Конституционная аналогия, предусматривая в силу сложившейся практики деятельности Конституционно Суда, вследствие которой возможно появление пробельности в законодательстве. Ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» указывает на то, что в случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации».

               Решение дел по аналогии не допускается в уголовном и административном праве в силу принципа недопустимости ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данный принцип получил конституционное закрепление (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ)

5. Юридические коллизии и способы их разрешения.

               Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

               Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

               Причины юридических коллизий могут быть:

               1.     объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

               2.     субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

               Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

               Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

               1.     между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

               2.     между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

               3.     между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

               4.     между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

               5.     между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

               6.     между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий:

               1. отмена старого акта;

               2. принятие нового акта;

               3. внесение изменений в действующие акты;

               4. систематизация законодательства; деятельность судов;

               5. референдумы;

               6. переговоры через согласительные комиссии;

               7. толкование и др.

               Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

6.     Толкования права: понятие, способы и виды.

                Толкование права – процесс и результат установления действительного содержания норм права  в целях их правильной реализации. 

               Правоприменительная деятельность требует глубокого понимания содержания реализуемых норм права. Сам выбор правовых норм предполагает понимание их содержания. Деятельность по осмыслению и объяснению смысла нормативно-правовых предписаний для применения получила название толкования права.

               Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.

Необходимость толкования права обусловлена тем, что:

- норма права, имея общий характер, применяется к конкретным жизненным ситуациям;

- правовые нормы содержат много специальных юридических терминов, научных категорий и понятий;

-  в акте неквалифицированно использованы приемы законодательной техники, отсутствуют четкие, лингвистически однозначные формулировки норм, что ведет к неясностям правового смысла, а иногда двусмысленности;

-  налицо несогласованность смысла, который законодатель вложил в норму права, с тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.

               Толкование права имеет универсальное значение, так как осуществляется во всех видах правовой деятельности. Оно обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны. Толкование выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц.

               Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по пояснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.

               Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.

               Толкование т.е. уяснение - это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.

               Толкование-разъяснение - это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.

               Таким образом, уяснение — это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативного правового акта.

               Способы толкования права.

Существует ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

-  филологический;

-  систематический;

-  логический;

-  исторический.

               Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.

               Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.

Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается.

Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

               Толкование в зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяет виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.

               Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным), дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения.

               Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

               Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

               Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:

-  на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);

-  профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);

-  доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.

Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах.

               Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.

               Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

               - По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.

               Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.

               Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

               По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

               Интерпретационные акты правотворчества представляют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.

               Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.

               По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.

               Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

               Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

Заключение.

В ходе выполнения курсовой работы был изучен вопрос о механизмах действия права, рассмотрены классификация  правовых отношений, субъекты правоотношений и их виды. Состав (структуру) правоотношения. Субъекты правоотношений и их виды. Объекты правоотношений. Реализацию субъективного права.

Правосубъектность: понятия и условия возникновения. Правоспособность физических и юридических лиц. Полная частичная и ограниченная дееспособность. Деликтоспособность понятие и проявление в различных сферах правоотношений.

Юридические факты: понятие и виды. Правовые презумпции и правовые фикции.

Реализация права: понятия и основные направления осуществления. Реализация права при пробелах в законодательстве. Способы преодоления пробелов в праве.

Юридические коллизии: понятие и виды. Разрешение юридических конфликтов в условиях правотворчества и правореализации.

Толкование права. Способы толкования: словесный, логический, историко-политический, системный.

Список использованной литературы.

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 14.10.2005 № 6 - ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 42. - Ст. 4212.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 109 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 30 (2 ч.). - Ст. 3120.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 № 14 –ФЗ (в ред. от 12.08.2005 № 45 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005.- № 19. - Ст. 1752.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 27.12.2005 № 197 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532; Российская газета. – 2005.- № 296

Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права.-2005.-№5.

Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. проф. М. Н.Марченко. Зерцало. М. 1996.

Теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 2. Под ред. проф. Марченко. Зерцало. М. 1998.

 Теория государства и права. Учебник для студентов высших учебных заведений. Оксамытный В.В. -М.:Изд-во «ИМПЭ-ПАБЛИШ» 2004.-563с.

[1]Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ярославль, 2000.С.   14-15.

[2] Теория государства и права. Учебник для студентов высших учебных заведений.Оксамытный В.В. -М.:Изд-во «ИМПЭ-ПАБЛИШ» 2004.-563с.

[3] Теория государства и права. Учебник для студентов высших учебных заведений.Оксамытный В.В. -М.:Изд-во «ИМПЭ-ПАБЛИШ» 2004.-563с.

[4] Теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 2. Под ред. проф. Марченко. Зерцало. М. 1998.

[5] Теория государства и права. Учебник для вузов. Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М. 1997.

[6] Теория права. Р. З. Лившиц. Инфра-М. М. 1999.

[7] Теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 2. Под ред. проф. Марченко. Зерцало. М. 1998.

[8] Комаров С. А. Общая теория государства и права. М. 1995.

[9] Теория права и государства. Учебник. Под ред. проф. Г. Н. Манова. Изд. БЕК М. 1995.

[10] Теория государства и права. Учебник для студентов высших учебных заведений.Оксамытный В.В. -М.:Изд-во «ИМПЭ-ПАБЛИШ» 2004.-563с.

[11] Теория государства и права. Учебник для студентов высших учебных заведений.Оксамытный В.В. -М.:Изд-во «ИМПЭ-ПАБЛИШ» 2004.-563с.

[12] Спиридинов. Л. И. Теория государства и права. Зерцало. М. 1999.

[13] Теория государства и права. Учебник для вузов. Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М. 1997.

Информация о файле
Название файла Механизм действия права: понятия и основные компоненты. от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 16:03
Дата обновления 5.5.2020, 16:03
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 30.29 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 428
Скачиваний 141
Оценить файл