Спорт как характеристика образа жизни современной российской молодежи

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Кафедра философии

Направление подготовки

040700 «Организация работы с молодежью»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «История и современное состояние молодежной политики в Российской федерации»

Тема: «Спорт как характеристика образа жизни современной российской молодежи»

                                                                                
                                                                Выполнила студентка 3 курса группы ОРМ-1,2-2012-НБ

Лоскутова Анна Андреевна

                                  Научный руководитель: доцент кафедры философии

Лоскутов Ю.В.

Пермь

 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ИСТОЧНИК ЕЕ РАЗВИТИЯ.. 5

1.1.   Специфика профессионального молодежного спорта. 5

1.2.   Спорт для молодежи с ограниченными физическими возможностями  13

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ЖИЗНЬ МОЛОДЕЖИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО СПОРТА.. 26

2.1. Исследование влияния спорта на жизнь современной молодежи. 26

2.2. Факты и перспективы развития молодежного спорта в России. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

Приложение. 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 43


ВВЕДЕНИЕ

Спорт - специфическая форма двигательной активности, к которой необходимо приобщать молодых людей повсеместно с самого раннего возраста с целью всестороннего воспитания личности. Спорт помогает развиваться физически и духовно, достигать новых вершин, добиваться поставленных целей. Также спорт формирует характер, помогает самоутвердиться в жизни, развить силу воли и способствует самосовершенствованию.

В современной России можно выделить тенденцию к развитию и всесторонней поддержке молодежного спорта в Москве и в других крупных городах. Но необходимо обратить внимание на состояние спортивной инфраструктуры в малых городах и сельских поселениях, чтобы вывести там молодежный спорт на качественно новый уровень.

Для достойного воспитания молодежи нельзя ограничиваться лишь уроками физкультуры в школе, нужно вовлекать ее в спорт, при этом он должен быть доступен как для городской молодежи, так и для сельской. Кроме расширения сети спортивных секций при школе необходимо обратить особое внимание на физическое воспитание студенческой молодежи. Чтобы молодой человек не бросил заниматься спортом, важно помогать ему двигаться дальше, не отходить от своей цели.

Недостаточное физическое развитие молодежи, а отсюда и рост заболеваемости в старших возрастных группах, низкий уровень продолжительности жизни населения вызывают необходимость в создании качественно новых систем здравоохранения и физического воспитания, адекватных современному техническому и социальному прогрессу, реальным условиям переходного периода.

В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств привлечения к спорту молодежи.

Область спорта, особенно спортивного воспитания молодых людей на всех уровнях, должна, базируясь на своей концептуальной основе, создавать, развивать и поддерживать свою собственную (спортивную) политику, которая должна находиться в возможно более эффективной субординации с общей (национальной) политикой, быть адекватной общим и спортивным интересам.

Объект исследования: молодежный спорт.

Предмет исследования: профессиональный и любительский молодежный спорт как элемент образа жизни.

Цель работы: проанализировать феномен спорта как части жизни современной российской молодежи.

Задачи работы:

- определить степень значимости спорта в социальном становлении молодежи

- проанализировать место спорта в интеграции молодых инвалидов

- установить уровень мотивации к занятиям спортом молодыми людьми

- определить перспективы молодежного спорта в РФ.

Для написания работы были использованы следующие теоретические методы исследования: изучение литературы, статистический, обзорный, проблемный и теоретический анализ, анкетирование.

ГЛАВА 1. СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ИСТОЧНИК ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1.         Специфика профессионального молодежного спорта

      «Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.» [1].

      От умения человека направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, на самосовершенствование зависит его удовлетворенность своим свободным временем. То, как молодой человек проводит свободное время, говорит о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, отражает уровень его интеллектуального и духовного развития. Свободное время – неотъемлемая и значимая часть жизни молодежи. То, как молодежь реализует себя в досуге, делает ее особой социальной группой.

      Человек при выборе досуга отталкивается от своих интересов и при помощи него достигает определенных целей. Кроме усвоения культурных ценностей, познания нового, основной формой досуга молодежи является физическая активность, физическая культура. «Физическая культура человека (индивидуума) рассматривается как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования в процессе самосовершенствования, и как результат - уровень физического здоровья, который человек смог сохранить или улучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни и двигательной активности» [2]. На данный момент в рамках спортивного движения выделяют два основных направления: базовый (массовый) спорт и спорт высших достижений. Кратко охарактеризуем их.

     «Базовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время. Проходит под руководством тренеров различной квалификации, в том числе тренеров-инструкторов, работающих на общественных началах. Нагрузки невелики.

      Спорт высших достижений связан со стремлением к достижению наиболее высоких результатов (мировые рекорды, победы на Олимпийских играх, Чемпионатах мира, Европы, России и т.д.). Однако, чем выше достижение, тем меньше количество спортсменов способных выйти на этот уровень (3% от населения страны в возрасте 16-25лет)» [3].

      Значимую роль в организации досуга молодых людей играют спортивные молодежные клубы, детско-юношеские школы олимпийского резерва. Целью их работы является привлечение подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, пропаганда среди молодежи здорового образа жизни, снижение детской и подростковой преступности, гражданско-патриотическое воспитание, организация досуга. 

«Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах, и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.» [4]. Поэтому так важно уделить необходимое внимание занятиям физкультурой и спортом именно в молодом возрасте. Родители должны своевременно отдать ребенка в какую-либо спортивную секцию, чтобы с раннего возраста ребенок привык к правильному режиму дня, приобщился к здоровому образу жизни, начал развивать физические способности и силу воли. Также в этом аспекте является важным, что в некоторые виды спорта, с перспективой получения высоких результатов, принимают только с самого младшего возраста – 3-4 года (например, художественная гимнастика).

      На сегодняшний день существует востребованность физического воспитания, так как современная молодежь все больше свободного времени проводит в социальных сетях, интернет - играх и других видах малоподвижного досуга, которые не способствуют полноценному физическому развитию, а в молодом возрасте это особенно важно. Дадим определение этому понятию. «Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качество, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях» [5]. Особенность физического воспитания заключается в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как правило, решает проблемы занятости молодежи. Занятие физической культурой и спортом являются одним из основных способов проведения студентами своего свободного времени.

Из этого следует, что работа государственных органов, занимающихся развитием физкультуры и спорта, приобретает первостепенное значение. Основные усилия таких организаций должны быть направлены на организацию оздоровительной, физкультурно-массовой и спортивной работы среди учащейся, студенческой и работающей молодежи.

С переходом к трудовой деятельности, досуг молодежи становится более пассивным, занятия физкультурой и спортом отходят на второй план, а предпочтение отдается домашним делам, семье.

Очень популярным видом активного отдыха в выходные дни являются спортивные игры, такие как футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, волейбол, хоккей и др., а также катание на коньках, лыжах и велосипеде. Данные виды физической активности популярны среди всех возрастов, но особенно среди детей и молодежи. Спортивные игры оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Они развивают такие физические качества, как точность и быстроту движений, ловкость и гибкость, скорость и выносливость. Регулярно участвуя в спортивных играх, человек подвергается постоянной смене игровой обстановки и за счет этого у него вырабатывается быстрая ориентировка, он становится более находчивым и  способен быстро принимать решения. В спортивных играх существует необходимость соблюдать определенные правила, играть в команде. Это помогает воспитывать у молодежи дисциплинированность, развивает умение действовать в коллективе. Чем разнообразнее и сложнее приемы той или иной игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой, тем сильнее она воздействует на организм и ценнее, как средство активного отдыха.

Для поддержания физической формы, молодые люди часто используют такие формы двигательной активности, как бег, плавание, прыжки, различные силовые элементы. Стоит отметить, что все перечисленные формы занятий физкультурой и спортом зачастую доступны каждому молодому человеку. Они развивают мышечную силу, способствуют развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению обмена веществ.

Каждый год учащиеся и студенты после сдачи экзаменов имеют летние каникулы, более старшая возрастная группа – отпуск. В это время человек свободен от непреложных производственных, профессиональных обязанностей. В такой период люди имеют возможность восстановить душевные и физические силы. Для более эффективного отдыха следует полностью уйти от обыденных занятий, рекомендуется сменить обстановку. Самым лучшим и полезным является отдых на природе - в лесу, у реки или моря, на свежем воздухе. Таким образом происходит объединение душевного отдыха, ухода от быта, с закаливанием организма, солнечными и воздушными ваннами. Эти и другие достоинства отдыха на природе усиливаются в   туристических походах, дополняясь нормированной, полезной физической нагрузкой.

«Наиболее эффективным длительным активным отдыхом является спортивный туризм - участие в спортивных мероприятиях (ориентирование на местности и т.д.). Различают туризм пешеходный, велосипедный, автомобильный, лыжный, водный и комбинированный, при последнем часть пути совершается пешком и часть тем или иным видом транспорта. В зависимости от этого интенсивность физической работы при туристических путешествиях варьируется чрезвычайно сильно. Так, при передвижениях на лыжах, на велосипеде или лодке, а также при пешеходных маршрутах, особенно в горной местности физическая нагрузка может достигать значительной величины. Путешествия пешком, на лодках, плоту, велосипеде и др. способствуют лучшему кровоснабжению органов и мышц, в тои числе и сердечной мышцы, укреплению костей, суставов, связок, активизируется обмен веществ, улучшается деятельность органов дыхания, дыхание становится более полным и глубоким, увеличивается жизненная емкость легких. Пребывание на свежем воздухе в окружении красивых ландшафтов, активная мышечная деятельность является источником положительных эмоций. Во время туристических походов повышается настроение, возникает прилив бодрости и сил. Все это оказывает положительное воздействие на состояние нервной системы. Кроме того, длительное пребывание на свежем воздухе, особенно при походах с ночлегом под открытым небом и в палатках, способствует закаливанию организма» [6].

Досуг является сферой максимального проявления образа жизни молодежи, эмоционального состояния, спортивной и других форм деятельности, а динамика его форм - показателем реальных изменений в обществе.

На сегодняшний день молодежи принадлежит определяющая роль в формировании досуга, тогда как раньше эту функцию решало государство. Выбирая какой-либо вид профессионального спорта, молодой человек зачастую находит свое призвание, любимое дело, обретает будущую профессию и у него просто не остается времени на совершение проступков, за которые потом приходится расплачиваться. Спорт высших достижений может занимать доминирующее положение в определенные периоды жизни спортсмена, особенно в молодом возрасте. Для получения звания мастера спорта или просто показания максимальных возможностей организма, молодой человек нуждается в специальной подготовке и постоянных тренировках, которые зачастую становятся важнее образования для юношей и подростков и не каждый способен их выдержать. «Общей целью спортивной тренировки является развитие духовных и физических способностей спортсменов, специфическая цель - достижение высоких спортивных результатов. Под спортивной тренировкой понимают специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов. Частными задачами спортивной тренировки являются: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена, воспитание его морально-волевых и физических качеств, формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование необходимых навыков избранного вида спорта, приобретение специальных знаний по гигиене, самоконтролю и др." [7]. Все вышеперечисленные задачи спортивной тренировки являются первоочередными именно для молодого спортсмена и составляют специфику молодежного спорта. "Подготовка проводится под руководством тренеров высшей квалификации, в ней используются новейшие достижения науки и техники, применяются большие величины тренировочных и соревновательных нагрузок, а спортсмены проходят тщательный многоэтапный отбор. Экспертная оценка показывает, что только 1 из 65 человек начавших заниматься продолжает занятия в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), норматив мастера спорта способен выполнить один человек из 34 000 обученных" [7].

Массовый, любительский и профессиональный спорт непосредственно связаны друг с другом. "Анализируя специфику направлений спортивного движения, ученые говорят о следующем основном механизме взаимообусловленности массовости спорта и уровня достижений спортсменов высшей квалификации. Спортивные результаты, которые демонстрируют спортсмены высокого класса, особенно в популярных видах спорта, служат эффективным средством пропаганды активных занятий физкультурой и спортом" [7].

Это приводит к тому, что к занятиям спортом привлекается с каждым годом все больше участников. Благодаря этому шансы выявить талантливых спортсменов увеличиваются. А новое, молодое поколение спортсменов в перспективе смогут поднять высшие спортивные достижения на новый уровень. Из этого следует, что развитие каждого вида спорта основывается на неразрывной связи всех сторон спортивного движения.

Соревновательная деятельность является обязательной и неотъемлемой частью спортивной деятельности профессионального уровня. Все спортивные соревнования проходят по определенным правилам, которые, в свою очередь, регламентируют деятельность участников. К тому же, каждый спортсмен, участвующий в соревнованиях, стремится достигнуть наилучшего результата, показать свои максимальные возможности. Для этого спортсмен должен реализовать свой соревновательный потенциал. «Соревновательная деятельность в спорте представляет собой регламентированный правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата» [7].

Что касается приобщения молодого человека к спорту, к занятиям физическими упражнениями, то здесь можно выделить три фазы развития: анти - спортивное отношение (особенно стремление избежать спортивного воспитания); спорт, служащий определенным прикладным целям (например, красивая фигура); спорт как путь и компонент "качества жизни" (спорт - стиль жизни).

Одним из критериев к занятиям спортом будет отношение молодого человеку к нему, те неизмеримые переменные, чувства - удовольствие от игры, энтузиазм, счастье от полученных результатов, стремление двигаться дальше, радость победы, красота, получаемые от тренировок.

Спорт высших достижений, любительский спорт, школьный спорт... - виды спортивной активности различного уровня, соответствующие различным целям, как реализуемым, так и нереализуемым. Но все они направлены на становление молодого человека в обществе, на развитие его волевых и физических качеств, на достойное и полезное заполнение досуга. При занятиях спортом важна ориентация на победу, начиная со школьного спорта и кончая спортом высших достижений. Но слишком трудный путь к победе приводит к духовным болезням. Следовательно, победа и поражение должны рассматриваться как феномены, которые дети должны испытать на себе, и чем быстрее, тем лучше, на уровне нормальной эмоциональной реакции.

Таким образом, спорт для молодежи – один из наилучших способов воспитания и развития как физических, так и моральных качеств. Спорт высших достижений играет большую роль в жизни молодого спортсмена. Его стремление к успеху выражено ярче за счет максималистского подхода, чем в остальных возрастных группах и зачастую достигается путем отказа от развлечений и недостаточного внимания к учебе. Любительский спорт также занимает важное место в жизни молодого человека, но характеризуется меньшей самоотдачей и большей доступностью.

1.2.         Спорт для молодежи с ограниченными физическими возможностями

      Спорт для молодежи с ограниченными физическими возможностями является одним из направлений реабилитации и стоит наряду с такими важнейшими способами интеграции в общество, как образование, творчество, трудовая деятельность. Но не стоит рассматривать занятия инвалидами физкультурой и спортом только как средство реабилитации, ведь для многих спортивный стиль жизни - это постоянная форма жизненной активности, посредством спорта инвалиды социально заняты и стремятся к определенным достижениям.

      В государственной политике развития физической культуры и спорта среди инвалидов безусловный приоритет отдается физкультурно-оздоровительной направленности, массовости этого развития и связанному с ними решению задач социально-психологической адаптации в обществе и по совершенствованию двигательной активности инвалидов, повышению уровня их физического, психического и социального благополучия.

      «Систематические занятия инвалидов физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействует на психику, мобилизуют волю, возвращают людям с ограниченными физическими возможностями чувство социальной защищенности и полезности. Поэтому в рамках программ по социальной защите, реабилитации и интеграции инвалидов целесообразно определять меры, направленные на обеспечение условий включения инвалидов в систему оздоровительной физкультуры и спорта,  на поддержку спортивных движений инвалидов и паралимпийского спорта» [9].

      На современном этапе актуальной задачей всего гражданского общества является вопрос развития спорта среди инвалидов. Развитие массового спорта инвалидов  требует решить вопрос их доступности к спортивным объектам, которые способствуют их оздоровлению. Такая необходимость предполагает адаптировать эти объекты к индивидуальным особенностям инвалидов для включения их в спортивную деятельность.

    Чтобы принять участие в каких-либо спортивных соревнованиях, любому человеку необходимы спортивные тренировки, а они, в свою очередь, предъявляют повышенные требования к функционированию всех систем человека, всему организму в целом. Исходя из этого, спортивное движение инвалидов и на сегодняшний день является предметом для обсуждения среди специалистов и ученых по физической культуре и спорту. Не смотря на все сложности и недостаточное внимание со стороны государства на данную категорию граждан в спорте, спорт инвалидов существует и развивается. «Сегодня число спортсменов-инвалидов из России, участвующих в Международных соревнованиях увеличилось почти втрое, однако включение инвалидов  в занятия физкультурой и спортом на местном уровне характеризуется гораздо меньшей динамикой. Причины недостаточного развития физической культуры и спорта инвалидов в России носят многоаспектный характер: отсутствие спортивной инфраструктуры и специалистов на местном уровне; недопонимание многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и, в первую очередь, руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы; развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций; отсутствие содействующих сервисов для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, и, прежде всего территориальная и транспортная недоступность физкультурных центров и спортивных сооружений, ограниченность специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой; низкая мотивация у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом; излишняя увлеченность спортивных организаций, да и отдельных представителей этой группы населения достижением высоких спортивных результатов, участием в спортивных соревнованиях, т.е. спортизацией этой работы в ущерб ее физкультурно-оздоровительной направленности» [9].

      Федеральный закон Российской Федерации от 29 апреля 1999 года №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяя условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно - правовых форм, выделяет физкультуру и спорт инвалидов как  одно из приоритетных направлений спортивно-физкультурной политики.  Закон (статья 6) возлагает установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание условий для занятий физической культурой инвалидов на уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта [8]. В настоящее время нормативы оказания данных услуг инвалидам или не отработаны, или практически не действуют.

      Статьей 8 Федерального закона организация физкультурно-оздоровительной работы с гражданами, в том числе инвалидами определяется как функция физкультурно-спортивных объединений и физкультурно-спортивных организаций, что при отсутствии соответствующих нормативов практически снимает вопрос интегрированного участия инвалидов в физкультурно-спортивных мероприятиях. 

      Статья 13   предполагает, что «органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации независимо от форм собственности при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций реализуют федеральные программы развития физической культуры и спорта и на их основе разрабатывают свои программы совместно с органами местного самоуправления» [15]. Норма закона закрепляет возможность участия организаций инвалидов в разработке региональных и местных программ развития физкультуры и спорта и, соответственно, предполагает возможность отражения в них потребности инвалидов в специализированных и адаптивных формах занятий физкультурой и спортом.

      В статье 18 настоящего федерального закона отражены положения, закрепляющие права инвалидов в сфере физкультуры и спорта, а также ответственность органов управления:

«1.  Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов. 

2. Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, в том числе детей с отклонениями в физическом развитии, профессиональная подготовка социальных работников, работников физкультурно-спортивных организаций, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной защиты и организациями физической культуры и спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский комитет России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные объединения совместно с физкультурно-спортивными объединениями инвалидов участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкультурно - оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов - инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные спортивные соревнования.  

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления  вправе принимать решения о проведении в региональных, муниципальных спортивных сооружениях занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или других не запрещенных законом источников» [15].

      Положение о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 года №58) предусматривает, что «основными задачами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму являются:    создание научно обоснованной системы оздоровления и физического воспитания населения, развития детского и юношеского спорта, обеспечение использования физической культуры, спорта, спортивного туризма и курортов для социальной адаптации и реабилитации инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем. Кроме того, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму участвует в пределах своей компетенции в организации физкультурно - оздоровительной и спортивной работы с инвалидами, лицами с ослабленным здоровьем, проведении с ними физкультурно - оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов - инвалидов к всероссийским и международным спортивным соревнованиям и направлении их на такие соревнования» [14].

      Таким образом, федеральное законодательство, с одной стороны, определяет требование доступности для инвалидов занятий физкультурой и спортом в целях осуществления оздоровительных мероприятий, а, с другой стороны, ориентирует на развитие спорта высших достижений в рамках специального спорта.

      «Допуск инвалидов к занятиям физкультурой и спортом осуществляется на основании заключения учреждения МСЭ (медико-социальная экспертиза). Индивидуальная программа реабилитации предусматривает соответствующие мероприятия по реабилитации средствами физической культуры и спорта. Исполнитель данных мероприятий определяется территориальным органом социальной защиты населения, то есть исходя из возможностей существующего спортивно-оздоровительного комплекса на данной территории, а не потребности инвалида. Физическая культура и спорт являясь достаточно эффективным средством физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов, используется явно недостаточно. По данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9).

      Основные направления в этой работе: создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха; открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов; разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования; подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре; разработка и издание специализированных методик и программ; подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм.

     Паралимпийское движение и программа «Спешиал Олимпикс» может в полной мере претендовать на обеспечение социально-профессиональной занятости инвалидов. В паралимпийском движении участвуют спортсмены-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха и зрения. Паралимпийская программа требует от спортсмена регулярной системы тренировки, участия во всех крупных Международных соревнованиях, а главное - уровня спортивного мастерства не ниже I-II взрослого разряда. По сути дела, паралимпийские игры только для инвалидов, т.е. требуют использования всех резервных возможностей организма как в период соревнований, так и в период тренировки. Спортсмены-инвалиды с нарушениями интеллекта стали принимать участие в Паралимпийских играх не так давно. Для инвалидов с умственной отсталостью главным спортивным мероприятием являются игры «Спешиал Олимпикс». Эта программа представляет собой особый вид спортивного движения, в котором победителем становится каждый участник. Программа не предполагает высокого уровня спортивного мастерства, не требует от участника выполнения разрядных нормативов. Применяемый в ней принцип деления на дивизионы позволяет наградить медалью или лентой каждого спортсмена-инвалида.

      Помимо соревновательных программ, требующих определенного уровня технической и тактической подготовки, существует также раздел «Моторная активность», позволяющий участвовать в соревнованиях и занятиях инвалидов с тяжелыми степенями поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Организация соревнований для инвалидов отличается необходимостью предварительного отбора и классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп. Для этого используется специально разработанная спортивно-медицинская классификация. Разделение участников по функциональным классам, с учетом степени поражения, позволяет создавать равные возможности для всех спортсменов на победу в своей категории, а также обеспечивает определенный уровень безопасности для спортсменов-инвалидов. Представляется, что данная спортивно-медицинская классификация может быть использована при диагностике и определении мероприятий индивидуальной программы реабилитации. Исходя из принципа социальной интеграции, развитие физкультуры и спорта инвалидов должно акцентироваться на развитии адаптированных видах спорта.

       Адаптированные виды спорта - это метод лечебной физкультуры у больных с длительным и стойким нарушением трудоспособности, использующий элементы соревнования в сочетании с субмаксимальными физическими нагрузками с целью повышения мотивации, физической реадаптации и позволяющий повысить социальную значимость больного уже на ранних этапах реабилитации. Адаптированные виды спорта представляют в этом плане удачное сочетание физических, психологических и социальных воздействий, отвечающих основным принципам реабилитации. Причем в отличие от традиционных методов ЛФК, воздействующих на физическую сферу личности и опосредованно через нее на эмоциональную и интеллектуальную сферы, адаптированные виды спорта прямо и опосредованно влияют на физическую, эмоциональную, интеллектуальную и социальную сферы, то есть охватывают в своем воздействии все структуры личности. В целом целесообразность использования адаптированных видов спорта в реабилитации укладывается в трех основных положениях. Во-первых, психологическое воздействие спортивных игр и соревнований в адаптированном варианте облегчает компенсацию физических, психических и социальных изменений личности больного, нормализуя социальную значимость, повышая психо - эмоциональную устойчивость в условиях стресса. Во-вторых, дозированное применение повышенных физических нагрузок при занятиях спортом выявляет резервные возможности организма, ускоряя процессы реадаптации. В-третьих, повышение коммуникативной активности, развитие взаимосодействия больных, а также социальная поддержка в условиях соревновании имеют большое значение как в семейно-бытовой сфере, так и в процессе подготовки к трудовой деятельности в производственном коллективе или на дому.

      Следует учитывать, что психологическим воздействием обладает именно факт соревнования, поэтому необходимо создавать самые различные соревновательные ситуации, то есть наряду с крупными, многодневными играми, на которых в различных видах спорта выступают наиболее подготовленные спортсмены, надо организовывать периодические соревнования по отдельным видам спорта для групп разной степени подготовленности. Региональный опыт создания условий для массовых занятий инвалидов физкультурой и спортом достаточно обширен и представлен различными видами и формами. В целом же проводимая работа носит локальный характер» [9].

      Можно отметить выраженный акцент на лечебном компоненте физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами и, в меньшей степени, ориентацию на социально-интеграционный аспект.

      «Московский конноспортивный клуб инвалидов (МККИ) – ведущая организация в России, применяющая в реабилитации инвалидов верховую езду и конный спорт. Разработанная в Клубе программа реабилитации и социальной адаптации молодых инвалидов через занятия физической культурой и конным спортом позволяет привлечь детей и взрослых с тяжелейшими формами инвалидности. В 1999 – 2003 гг. Клуб организовал и провел 29 московских, российских и международных турниров по конному спорту, в которых приняли участие 586 инвалидов в возрасте от 8 до 64 лет из 19 регионов России и 8 стран мира. Спортсмены Клуба приняли участие в 11 международных соревнованиях, в том числе чемпионатах Европы и мира, Паралимпийских играх в Сиднее и Специальных Олимпийских играх 2003 г. в Ирландии. В Клубе занимаются более 300 инвалидов в возрасте от 1,5 до 64 лет с такими заболеваниями, как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, синдром Дауна, слепота и др. Программа комплексной реабилитации МККИ включает иппотерапию (метод реабилитации посредством лечебной верховой езды), лечебную физкультуру, игровые занятия, обучение уходу за лошадьми и другими животными, организацию, проведение и участие в городских, российских и международных соревнованиях по конному спорту среди инвалидов, организацию национальных и международных туристических конных походов инвалидов, психолого-педагогическую поддержку семей с детьми-инвалидами, летние реабилитационные интеграционные семейные лагеря, занятия по обучению инвалидов трудовым и профессиональным навыкам, в том числе в ремесленных мастерских.      Около 15 тысяч людей с ограниченными физическими возможностями принимают участие в различных мероприятиях, проводимых министерством по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области совместно с региональными организациями ВОИ, ВОС и ВОГ.   

Вся физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с инвалидами проводится на спортивных сооружениях области на безвозмездной основе благодаря активной поддержке глав муниципальных образований области, руководителей областных общественных организаций инвалидов, руководителей территориальных органов управления физической культурой и спортом области, руководителей предприятий и организаций инвалидов. В области работают 24 организации, занимающиеся адаптивной физической культурой и спортом. Среди них: - государственное образовательное учреждение дополнительного образования спортивной направленности для детей инвалидов – Ростовская областная детско-юношеская спортивная школа инвалидов № 27 министерства спорта, с численностью занимающихся 330 человек; - Ростовская региональная общественная организация «Физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Скиф» с филиалами в городах: Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Волгодонск, Белая Калитва, Азов, Константиновский район. Открыто и работает 72 секции и 60 групп по видам спорта: настольный теннис, плавание, шахматы, шашки, стрельба пневматическая и пулевая, дартс, гиревой спорт, тяжелая и легкая атлетика и др. В течение многих лет ФСК инвалидов «Скиф» признается одним из лучших в Российской Федерации по итогам смотров-конкурсов на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди инвалидов.

      В Саратовской области с 1994 года в целях реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры и спорта, достижения высоких спортивных результатов функционирует Государственное учреждение Областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа Реабилитация и физкультура (ДЮСАШ Риф) - структурное подразделение министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области. В течение 11 лет в ДЮСАШ были открыты отделения в 13 городах области. В настоящее время в ДЮСАШ Риф занимается 638 детей-инвалидов - с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха и интеллекта по плаванию, легкой атлетике, настольному теннису, пулевой стрельбе, лыжным гонкам, бадминтону. В школе разработана программа реабилитации которая определяет сроки и объемы проведения реабилитационных мероприятий (ЛФК, массаж, гидропроцедуры, курсы оздоровления и т. д.) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, без которых невозможна подготовка спортсменов – инвалидов высокого класса. Учебно-тренировочный и соревновательный процесс проходит под постоянным контролем врачей, психолога школы и реабилитологов федеральной службы медико-социальной экспертизы. В школе 72 учебные группы, в том числе 3 спортивного совершенствований, 11 учебно-тренировочных, 5 начальной подготовки, 53 спортивно-оздоровительных. Занятия с детьми проводят специалисты высокой квалификации: 44 тренера – преподавателя (с высшей категорией - 11), врачей – 13, массажистов – 11, инструкторов ЛФК–9. На учебно-тренировочных занятиях, которые проводятся на арендуемых спортивных сооружениях г. Саратова и области (6 плавательных бассейнах, 4 тирах, 10 стадионах и спортивных залах) создаются максимально благоприятные условия для физического развития и совершенствования спортивного мастерства детей - инвалидов» [9].

      Оценивая региональный опыт организации физкультурно-спортивной деятельности инвалидов, необходимо отметить приоритет в поддержке детско-юношеских специальных спортивных школ. Физкультурно-спортивная занятость взрослых инвалидов является, как правило, прерогативой самодеятельных объединений инвалидов по виду инвалидизации

    Сегодняшняя проблема использования спортивно-физкультурной деятельности в интересах реабилитации и социальной интеграции инвалидов состоит в том, чтобы найти такие виды спортивной деятельности, такие формы ее организации, которые были бы пригодны для инвалидов, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал этой деятельности.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ЖИЗНЬ МОЛОДЕЖИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО СПОРТА

2.1. Исследование влияния спорта на жизнь современной молодежи

Спорт всегда являлся одним из крупнейших компонентов культуры и средством успешной социализации. Подтверждением этому являются примеры жизненного пути многих известных спортсменов и данные научных исследований.

Спортивную деятельность необходимо тщательно организовывать,  а именно большое внимание нужно уделить выбору вида спорта в зависимости от возраста, способностей и желания будущего спортсмена. Также ведущую роль играют условия, в которых предстоит тренироваться. Это спортивный инвентарь, экипировка, качество покрытия на стадионах, ремонт спортивных залов и т.д. Немаловажное значение имеет психологическая атмосфера, которая зачастую зависит от тренера-преподавателя, который должен иметь спортивное образование, а в некоторых случаях и спортивный разряд по соответствующему виду спорта. Соблюдение техники безопасности и прохождение спортсменами регулярных медицинских осмотров также являются неотъемлемыми компонентами этого процесса. Таким образом, при правильной организации спортивной деятельности, спорт может стать серьезным и действенным способом формирования социальной активности молодежи и становления ее на путь здорового образа жизни.

Цель - изучить влияние спорта на жизнь современной российской молодежи.

Задачи:

1. Выявить уровень вовлеченности современной молодежи в спорт;

2. Определить наиболее популярные виды спорта у современной молодежи;

3. Узнать какие цели преследует молодежь, занимаясь спортом.

Объект исследования - молодежь города Перми.

Предмет исследования - влияние спорта на жизнь современной молодежи.

Результаты исследования

При проведении исследования на тему «Влияние спорта на жизнь современной российской молодежи» был опрошен 71 человек, из них 38,3% мужчин и 61,7% женщин.

Возраст респондентов: 6,8% опрошенных в возрасте 14-17; 54,6% респондентов в возрасте 18-21; 33,2% - в возрасте 22-25; 5,4% респондентов в возрасте 26-30 лет. Таким образом, основная масса респондентов в возрасте 18-21.

Уровень образования: у 7,1% респондентов неполное среднее образование; у 34,1% опрошенных среднее образование; у 4,9% - среднее специальное; у 0,7% - среднее профессиональное, у 48% респондентов незаконченное высшее образование, у 5,2% опрошенных высшее образование. По данным показателям среди респондентов преобладает уровень незаконченного высшего образования. Это во многом объясняется преобладанием в выборке возрастной группы 18-21 год.

80,3% респондентов холосты, 19,7% - женаты. Доминирующее значение - респонденты, не имеющие семьи, это можно объяснить тем, что многие студенты сейчас не стремятся связывать себя узами брака в годы учебы.

По социальному положению в исследовании приняли участие: 6,8% учащихся, 53,6% студентов, 39,1% рабочих и 0,5% безработных. Доминирующий показатель - социальное положение - студенты и рабочие, почти треть из них составляют студенты, совмещающие обучение и работу. Подавляющее большинство представлено именно студентами, это связано с тем, что преобладающими возрастными группами являются 18-21 и 22-25 года.

Один из блоков анкеты был направлен на выяснение вовлеченности современной молодежи в спорт. Нужно отметить, что по результатам опроса 17,6% респондентов занимаются спортом ежедневно, что выявляет наличие профессиональных спортсменов в выборке; 41,8% занимаются спортом 2-3 раза в неделю и это говорит о том, что спорт постепенно начинает возрождаться, входить в молодежную среду; 1 раз в неделю уделяют внимание занятиям спортом 18,2% опрошенных - в основном представители возрастной группы 22-25 лет, что указывает на их первостепенное внимание к личной, зарождающейся семейной жизни; остальные 21,4% спортом не занимаются, в основном это прерогатива самой старшей возрастной группы выборки. Таким образом, появилась «мода» на спорт, занятия спортом занимают важное место в жизни современной молодежи. Сейчас многие молодые люди успешно совмещают работу и учебу, и, как видно, у них остается время на занятие спортом. Это во многом связано с процессами, происходящими в обществе, с популяризацией ведущими телеканалами спорта и активного образа жизни.

Что касается выбора места для занятий спортом, то основная масса - 56,4% занимается спортом в тренажерных залах и фитнес клубах; 14,2% занимаются в специализированных спортивных школах; 11,6% - в секциях при учебном заведении; 5% в независимых спортивных сообществах и 12,8% респондентов занимаются спортом самостоятельно.

Также на вовлечение в спорт влияет участие молодежи в спортивных соревнованиях. Итак, 69,1% респондентов не участвует в соревнованиях, а 30,9% - участвуют в различного рода соревнованиях, из них 18,2%  и 16% респондентов участвуют в соревнованиях, проводимых в спортивной школе, фитнес клубе и в учебном заведении соответственно; 31% молодежи участвуют в городских соревнованиях; в краевых соревнованиях участвуют 24,3% и в соревнованиях всероссийского уровня принимают участие 10,5%. Таким образом, видно, что хотя и небольшой процент опрошенных занимается спортом профессионально (участвуют в различного рода соревнованиях лишь 30,9% респондентов), но большинство из участвующих в соревнованиях принимают участие в городских и краевых соревнованиях. Это говорит о достаточно высоком уровне вовлеченности молодежи в спортивную жизнь страны.

Для 76,6% спорт является частью жизни, для 23,4% - не является. Это еще раз подтверждает то, что молодежь все активнее начинает заниматься спортом, спорт и здоровый образ жизни становятся популярным среди молодежи. Более того, 92,1% респондентов указали, что согласны отдать своих детей заниматься спортом.

Молодежь занимается спортом с определенными целями: для 70,7% респондентов такими целями являются поддержание здоровья и хобби, что составляет 41.1% ответов, для 24,4% респондентов цель занятия спортом - это самовыражение (14,2% ответов), для 6,1% респондентов основная цель занятия спортом - это достижение определенных вершин в спорте, что составляет 3,5% ответов. Итак, видно, что основные цели занятия спортом - это поддержание здоровья и хобби. Это связано, скорее всего, с тем, что здоровый образ жизни сейчас входит в моду, он пропагандируется с экранов телевизоров. То, что лишь малый процент опрошенных выбрали основной целью занятия спортом достижение определенных вершин в спорте, говорит о том, что спорт высших достижений - это трудоемкое занятие, требующее больших физических нагрузок, много времени и финансов. Поэтому не все стремятся к высоким достижениям. Для многих спорт - это хобби.

Также респондентам был задан вопрос, посвященный тому, для какой цели они собираются отдать ребенка в спорт: 85,5% назвали такой целью развитие физических качеств, 8,7% опрошенных - развитие личных, моральных качеств, 5,8% - достижение высших результатов. Это распределение ответов еще раз подтверждает вывод, что основной целью занятия спортом является поддержание здоровья.

Таким образом, большинство опрошенных занимается спортом, причем многие из них участвуют в соревнованиях городского и краевого уровня. Для большинства опрошенных спорт является смыслом жизни. Наиболее популярными видами спорта в молодежной среде являются борьба, атлетика, плавание, теннис и зимние виды спорта (лыжи, сноуборд).

После решения описательных и аналитических задач в вовлеченности молодежи в спорт были выявлены следующие закономерности:

1. Большинство опрошенных занимается спортом, причем многие из них участвуют в соревнованиях городского и краевого уровня.

2. Для большинства опрошенных спорт является смыслом жизни. Наиболее популярными видами спорта в молодежной среде являются борьба, атлетика, плавание, теннис и зимние виды спорта.

3. Основной целью занятия спортом является поддержание здоровья, и спорт также расценивается как хобби.

4. Молодые люди вовлечены в спорт больше, чем девушки. Возможно, это связано с тем, что одним из основных хобби молодых людей чаще всего является спорт, девушки могут найти себе и другие увлечения (занятие музыкой, хореографией, шопинг и другие).

Но нужно также отметить, что спорт получает распространение среди молодежи наверняка в связи с активной пропагандой здорового образа жизни на государственном уровне.

Также юноши чаще ходят на спортивные соревнования, чем девушки. Как уже упоминалось, многие юноши являются фанатами того или иного спортивного клуба, болельщиками и поклонниками.

5. Большинство молодых людей всех представленных возрастных групп занимаются спортом. Однако нужно выделить группу 14-17 лет и 18-21 год - старшеклассники и  студенты 1 курса вузов, видимо именно у этих молодых людей не всегда остается время, которое можно потратить на занятие спортом, так как часть из них, заканчивая школу, готовятся к выпускным экзаменам, а многие студенты-первокурсники часто испытывают определенные проблемы в адаптации к учебному процессу, в любом другом учебном заведении, которое значительно отличается от школьного.

2.2. Факты и перспективы развития молодежного спорта в России

На сегодняшний день спорт является неотъемлемой частью жизни современного человека. Детей с самого раннего возраста привлекают к занятиям физической культурой и отдают в спортивные секции. Многие россияне, в том числе и молодежь, стараются все больше внимания и времени уделять физической нагрузке с целью совершенствования фигуры и улучшения здоровья. Это пробежки в парках, зарядка, утренняя гимнастика. Сегодня спорт стал неотъемлемой частью нашей жизни. Спорт подразумевается любительский, который не требует большого количества времени, физических усилий и доступен каждому. И мужчины, и женщины, и дети, и молодежь - все в той или иной мере вовлечены в спорт, а он является основой здорового образа жизни. Спорт поддерживается государством: существует стратегия его развития, различные законы и, конечно, финансовая поддержка, хотя и объективно недостаточная. Многие ведущие бренды (например, Мегафон) постоянно участвуют в спортивной жизни страны, являясь спонсорами Олимпийского Комитета России и проводя разнообразные мероприятия в данном направлении для граждан, не являющихся профессиональными спортсменами.

Люди, занимающиеся спортом, имеют большие преимущества в отношении тех, кто избегает или по каким-либо причинам не может регулярно выполнять физические упражнения. Многие занимаются физической культурой с целью приобрести красивую фигуру, стройное тело, а также укрепить и улучшить свое здоровье. Также спорт является профилактическим средством от многих заболеваний. В здоровом теле – здоровый дух! Занимаясь спортом, человек начинает чувствовать себя более комфортно и уверенно с психологической точки зрения. Для молодого человека это прекрасное средство социализации, самореализации и самовыражения. Также большую роль в молодежной среде играет мода на спорт. На сегодняшний день, курение табака и употребление спиртных напитков в молодежной среде отходит на задний план, хотя доля молодых людей, проводящих свой досуг таким образом, еще велика. На первое место выходят занятия спортом, как любительским, так и профессиональным. Особенно пользуются уважением молодые люди, добившиеся высоких спортивных результатов, и их положительному примеру следуют сверстники.

Что касается любительского спорта, то многие не жалеют средств на посещение бассейна и тренажерного зала, многие покупают необходимое спортивное оборудование и занимаются дома самостоятельно, что выявляет большую мотивацию к ведению здорового образа жизни. Люди, любящие спорт, в любых проявлениях совсем по-другому смотрят на жизнь. Тренируясь, человек отходит от своих будничных проблем и негативных мыслей, начинает чувствовать себя сильнее, увереннее, позитивнее смотрит на вещи. Можно сказать, что занятия физическими упражнениями помогают начать радоваться жизни и получать от нее удовольствие. Повышается качество жизни.

В свете всего этого, особое внимание во многих странах уделяется развитию именно молодежного спорта, ведь молодежь - потенциал развития любого государства. Высокого уровня в этой сфере добились европейские и американские страны. Россия на данный момент находится на пути к этому.   В Америке, к примеру, система такова, что «на Олимпийских Играх выступают не профессионалы в спорте от этой страны, а обычные студенты. Молодые люди начинают заниматься каким-то видом спорта еще со школы, потом продолжают тренировки уже в университетах. Если удается показать результат, то студенты отбираются в национальную команду» [10]. Таким образом, Америка имеет большой количество спортсменов высокого уровня, способных побеждать.

В нашей стране, к сожалению,  в течение долгого времени проблема развития молодежного спорта затрагивалась мало. Государство не считало ее приоритетной, отсутствовали большие проекты в этой сфере. В этой связи Россия отстает от ведущих стран по данным показателям, не смотря на то, что молодежному спорту в РФ стали уделять больше внимания.

«Сегодня разрабатываются и запускаются много программ, направленных на развитие спорта молодежи. Это крупнейшие программы, созданные при поддержке Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту. Это такие проекты, как «Дети России», «Патриотическое воспитание молодежи», «Молодежь России». Эти программы преследуют цель создания единой системы популяризации занятий спортом и должны учитывать возможности всех молодых людей различного возраста и уровня развития. По всей стране ведется строительство различных современных спортивных сооружений (дворцов спорта, арен, физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов, площадок и т.д.), где современная молодежь может заниматься всеми возможными видами спорта. Применяется система мер, направленных на развитие детско-юношеского спорта по месту жительства. В непрерывном режиме проводятся всевозможные соревнования школ, ВУЗов по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике и др.» [11].

К тому же физическая культура и спорт являются эффективным и проверенным методом борьбы с подростковым алкоголизмом и наркоманией. Кроме того, спорт выступает одним из ведущих способов проведения досуга для молодежи. Многие молодые люди занимаются ради удовольствия.

Физическая культура и спорт тесно связаны со здравоохранением. Развитие одного направления без другого просто невозможно. Таким образом, развития молодежного спорта в России зависит непосредственно от положения дел в системе здравоохранения.

Еще одна проблема, касающаяся как спорта высших достижений, так и любительского - это недостаточное финансирование. За последние годы ситуация изменилась в положительную сторону - строятся новые спортивные сооружения, качество занятий спортом улучшается. Во многом это связано с тем, что зародились партнерские отношения между Госкомспорта и бизнесом.

После ситуации начала девяностых, когда в России шли глобальные перемены, что коснулось и спорта - закрылись почти все спортивных школы, катки, стадионы, много квалифицированных специалистов остались без работы, тренеры потоком ринулись за границу, чтобы хоть там найти работу и средства к существованию, мы наблюдаем возрождение прежних традиций, возвращение к нормам ГТО. Сейчас появилось достаточное количество спортивных залов для занятий, специализированных площадок во дворах и т.д.

В настоящее время социальная, экономическая и политическая ситуация в стране благоприятствует тому, чтобы наши специалисты и тренеры возвращались на родину и направляли свои знания и умения на благо российского спорта, молодежного в том числе. Такая тенденция во многом образовалась за счет сотрудничества бизнеса с руководством страны в рассматриваемой сфере.

Спорт – это наиболее ясная и понятная для молодежи альтернатива наркотикам, алкоголю. Чем больше представителей молодого поколения будет заниматься спортом, тем больше будет популярна и развита мода на спорт, тем более здоровыми будут и настоящее, и будущие поколения.

Молодежь особенно привлекают экстремальные виды спорта. Например, велоспорт, сноуборд, скейтборд. Эти виды спорта притягивают риском. С их помощью можно выплеснуть адреналин, показать себя, завести друзей, близких по духу. Именно поэтому представители молодого поколения так любят занятия этими видами.

К сожалению, ситуация с площадками для занятий этими видами спорта удовлетворяет сегодня только, если рассматривать крупные города (Москва, Санкт-Петербург). В регионах площадок и инвентаря недостаточно. Но и здесь, думается, ситуация в скором будущем должна измениться в лучшую сторону.

Рассмотрим вопросы возможностей у населения заниматься физкультурой и спортом на основе социологических исследований. «Оценки доступности для населения занятий физкультурой и спортом. 34% опрошенных отметили, что недалеко от их домов есть стадионы, 28% - дворовые спортивные площадки, 27% - спортивные клубы. 20% респондентов сообщили, что у них в шаговой доступности - бассейны, 19% - хоккейные коробки, 12% - баскетбольные или волейбольные площадки» [12].

«Позитивная динамика создания спортивных сооружений в шаговой доступности уже дала определенные результаты в виде увеличения числа людей, которые укрепляют свое здоровье самостоятельно на стадионах, спортивных площадках и в тренажерных залах - с 25% в 2008 г. до 29% в 2013 г.)» [13].

Таким образом, физкультура и спорт все больше входят в жизнь простых граждан, в том числе молодых людей, но в основном в форме любительских занятий. Существует нехватка общедоступных качественных спортивных площадок, инвентаря, т.е. финансирования в области массового спорта. Но в тоже время набирают популярность разнообразные проекты и программы в области развития молодежного спорта, ведь он был, есть и остается одним из основных способов проведения досуга молодежи и ее социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическая культура и спорт, как никакая иная сфера культуры, содержит в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Поэтому культурная деятельность, в том числе и физическая приобретает общественно полезную значимость, поскольку её предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека.

Сегодня необходимо кардинальное изменение мышления молодых людей относительно сущности спорта на базе более широкого философско-культурологического подхода, дающего возможность сориентировать систему физкультурного образования на формирование и воспроизводство целостной сущности человека, развитие его как единства телесного и духовного. Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть жизни человека. Они занимает достаточно важное место в учебе, работе людей.

Современная молодежь уделяет достаточно мало внимания физической активности. У студентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физической культурой. Спорт - это прежде всего зрелище; отчасти - способ формирования национальной идентичности, фактор красоты, здоровья; образ жизни. При этом главным мотивом у молодежи к занятиям спортом является эстетическая составляющая - желание развить физические качества, улучшить осанку, фигуру.

Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и несформированность потребности к занятиям вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в ВУЗе, недостаточным сопровождением данной сферы со стороны государства. Большинство студентов причиной отказа от занятий считают усталость и нежелание заниматься, а также нехватку материальных средств.

Несмотря на все негативные стороны развития молодежного спорта в России, он занимает одно из первых мест в способах проведения досуга, является прекрасным способом интеграции молодых инвалидов в общество, поощряется окружением молодого человека и улучшает качество его жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

Вашему вниманию предлагается анкета, составленная в целях изучения влияния спорта на жизнь современной российской молодежи, а также изучения структуры мотивации к занятиям физической культурой.

1. Ваш пол:

М

Ж

2. Ваш возраст:

14-17

18-21

22-25

26-30

3. Ваше образование:

Неполное среднее

Среднее

Среднее специальное

Среднее профессиональное

Незаконченное высшее

Высшее

4. Семейное положение:

Холост

Женат (замужем)

5. Занимаетесь ли Вы спортом:

Да

Нет (переходите к вопросу № 12)

6. Как часто вы занимаетесь спортом:

Ежедневно

2-3 раза в неделю

1 раз в неделю

Реже 1 раза в неделю

7. Где Вы занимаетесь спортом:

В секции при учебном заведении

В специализированной спортивной школе, секции

В тренажерном зале, фитнес - центре

В независимых спортивных сообществах

Самостоятельно

8. Участвуете ли вы в спортивных соревнованиях:

Да

Нет (переходите к вопросу №10)

9. В соревнованиях какого уровня Вы участвуете (выберите необходимое количество вариантов):

Соревнования, проводимые в учебном заведении

Соревнования, проводимые в спортивной школе/фитнес клубе

Городские

Краевые

Окружные

Всероссийские

Европейские

10. Для вас Спорт является - частью жизни:

Да

Нет

11. С какой целью вы занимаетесь спортом:

Здоровье

Хобби

Самовыражение

Достижение определенных вершин в спорте

12. Для какой цели вы хотели бы отдать ребенка в спорт:

Развитие физических качеств

Развитие личных, моральных качеств

Достижение высоких спортивных результатов

Не хотел(а) бы отдать ребенка в спорт

13. Какой ваш любимый вид спорта?

Спасибо!


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                Стрельцов Ю.А. Культурология досуга-М.,2003.,С.413.

2.                Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт; 1976. - Т.1. - 304 с.

3.                Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, лекция по физической культуре. Глава 6. Спорт. Основы спортивной подготовки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture/lecture6.php

4.                Деминский А.Ц. Основы теории и методики физического воспитания: Донецк, АО Донеччина, 1986 - 366 с.

5.                ХарабугиГ.Д. Теория и методика физического воспитания.Изд. 2е, дополн.Учебник для техникумов физической культуры. М. «Физкультура и спорт», 1974.

6.                Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. С. 67

7.                Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, лекция по физической культуре. Глава 6. Спорт. Основы спортивной подготовки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture/lecture6.php

8.                Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (29 апреля 1999 г.) . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69556/ © Консультант Плюс, 1992-2015

9.                Инваспорт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aupam.narod.ru/pages/invasport/integr_inva_cherez_sport/oglavlenie.html

10.           Олимпийская Хартия. М., 1996. 96 с.

11.           International journal of experimental education №7, 2014

12.           Оценка ситуации со спортом в России (2011 год) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/pdf/d25fis11.pdf

13.           Инвестиции в здоровье: готовы ли россияне тратить на фитнес и платную медицину? // Пресс-выпуск № 2308 от 28.05.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114153

          14.      Правительство РФ. Постановление от 25 января 2001 г. № 58 "Об утверждении положения о государственном комитете РФ по физической культуре, спорту и туризму" . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30110/ ©Консультант Плюс, 1992-2015

          15.      Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69556/?frame=2 ©Консультант Плюс, 1992-2015

Информация о файле
Название файла Спорт как характеристика образа жизни современной российской молодежи от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 16:01
Дата обновления 5.5.2020, 16:01
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 75 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 378
Скачиваний 78
Оценить файл