Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение. Тимашевский техникум кадровых ресурсов.
|
Реферат на тему:
«Жизнь и быт черкесского народа на Кубани»
Выполнил: .
Студент гр.116 Карабаев. Р.
Проверил:
Преподаватель кубановедения
Гушилова. Т.В.
Тимашевск – 2016
История
Черкесы –
древнейшие жители Северо-Западного Кавказа, чья история, по мнению многих
российских и иностранных исследователей, корнями уходит далеко вглубь веков, в
эпоху камня.
Как отмечал в январе 1854 года «Иллюстрированный журнал Глисона», «их история
столь продолжительна, что за исключением Китая, Египта и Персии, история любой
другой страны не более чем рассказ о вчерашнем дне. У черкесов поразительная
особенность: они никогда не жили в подчинении внешнему господству. Адыги
терпели поражение, их вытесняли в горы, подавляли превосходящей силой. Но
никогда, даже на короткий срок, не подчинялись никому, кроме собственных
законов. И сейчас они живут под властью своих вождей по собственным обычаям. Черкесы
интересны еще и тем, что представляют собой единственный народ на поверхности
земного шара, который столь далеко в прошлое может проследить независимую
национальную историю. Они немногочисленны, но их регион столь важен, а их
характер столь поразителен, что черкесы хорошо известны древним цивилизациям.
Упоминание о них в обилии встречаются у Герадота, Вария Флакка, Помпония Мелы,
Страбона, Плутарха и других великих писателей. Их предания, легенды, эпос
представляют собой героическое повествование о свободе, которую они сохраняют,
по меньшей мере, в течение последних 2300 лет перед лицом самых могущественных
в человеческой памяти правителей». История черкесов (адыгов) – это история их
многосторонних этнокультурных и политических связей со странами Северного
Причерноморья, Анатолии и Ближнего Востока. Это обширное пространство являлось
их единым, сообщающимся внутри себя миллионами нитей, цивилизационным
пространством.
Традиции и обычаи
По черкесскому обычаю, каждый приезжий мог заехать в любой двор, спешиться у коновязи, войти в кунацкую и провести там столько дней, сколько считал необходимым. Гостем мог быть мужчина любого возраста, знакомый и незнакомый, даже кровный враг. Хозяин не имел права интересоваться ни его именем, ни его званием, ни целью посещения. Отказ в гостеприимстве был немыслим, и даже недостаточная заботливость со стороны хозяев, принимавших гостя, считалась позором: в старину такого человека судили и наказывали. Хозяин отвечал своим имуществом за ущерб, понесенный гостем во время пребывания в его доме; он должен был оружием защищать гостя, если тому угрожала опасность. Гость занимал самое почетное место за столом. Его угощение составляло целый ритуал. Столики с едой переходили от более почитаемых лиц к менее почетным и, наконец, выносились за пределы кунацкой, где поступали в распоряжение женщин и детей. Если подавался целый баран, то мясо распределялось согласно положению участвующих в пиршестве. Голова и лопатка, как лучшие части, предлагались гостю. Хозяин был обязан не только кормить гостя во все время пребывания его в доме, но и снабдить всем необходимым на дорогу. Кунака обычно принимали не в гостиной, а в жилом доме хозяина семьи. Неписаный этикет требовал, чтобы каждая семья имела кунака другой национальности, который считался другом семьи и на которого распространялись брачные запреты. Кунацкая служила местом пребывания всей мужской части семьи. Неженатая молодежь мужского пола ночевала в кунацкой, если там не было гостей. Черкесы в доме обычно почитали порог и очаг. Обязанности кунака были значительно шире, чем просто хозяина, так как куначество требовало установления особых отношений типа побратимства. Союз этот скреплялся совместным питьем из чаши, в которую бросали серебряные монеты или настругивали серебряные стружки с рукоятки кинжала. Часто после этого следовал обмен оружием. Такой союз заключался на всю жизнь.
Свадьба
Весьма своеобразным был свадебный черкесский обряд, который состоял из ряда обычаев, растягивавшихся в прошлом не на один год. Существовал обычай похищения невесты. Даже если оно совершалось с ее согласия – из желания уменьшить размер калыма (выкупа за невесту), избежать расходов на свадьбу или из-за несогласия родителей, – то и тогда неизбежно вызывало ссоры, драки между родными девушки и похитителями и часто приводило к ранениям и убийствам. Как только молодой человек делал свой выбор, он договаривался о цене за девушку с ее отцом. Выкуп чаще всего состоял из кольчуги, сабли, ружей, лошадей и нескольких быков. После заключения соглашения жених вместе со своим другом увозили девушку в жилище одного из приятелей или родственников, где ее поселяли в комнате, предназначенной для супругов. Здесь она находилась, пока родные жениха заканчивали приготовление к свадьбе. Здесь же происходило и оформление брака. Со дня привоза невесты жених уходил в дом к другому своему товарищу и посещал невесту только вечерами. На следующий день после увоза невесты ее родители отправлялись к родителям жениха и, изображая гнев, требовали сообщить причину тайного похищения. Обычай требовал не показывать, что соглашение о свадьбе было достигнуто ранее. На следующий день начиналась свадьба, на которую собирались все родственники и друзья. Одни сопровождали жениха, чтобы еще раз похитить невесту, а другие мешали им сделать это. Все участники свадебной процессии изображали баталию, во время которой невеста появлялась в дверях дома, поддерживаемая двумя подругами. Жених бросался вперед и уносил ее на руках. Молодые девушки заводили победную песню, а все «сражавшиеся» объединялись и сопровождали жениха и невесту. Свадьба продолжалась пять-шесть дней, но жених не присутствовал на ней. Перевоз невесты в дом жениха сопровождался различными обрядами, джигитовкой и скачками. За невестой отправлялись отобранные из числа односельчан и родственников жениха мужчины и девушки. Девушки оставались при невесте и ухаживали за ней до окончания свадьбы. Привозили невесту обычно на свадебной арбе. Невесту вводили в специальную комнату, где ставили на тахту, и выбирали девушку, чтобы снять с ее головы шарф. В день перевоза невесты устраивали угощение для всех присутствовавших на свадьбе. При этом старшие мужчины находились в одной комнате, а младшие – в другой. Жених оставался у своего приятеля до окончания свадьбы, и только после ее завершения устраивали обряд возвращения молодого мужа в свой дом. Новобрачный при возвращении должен был совершить обряд «примирения» со своими родными: ночью он являлся в родной дом и получал от отца и старших мужчин селения угощение. Через два-три дня для него устраивался обед, на котором присутствовала мать и другие женщины. Комната для новобрачных была у черкесов священной частью жилья. Около нее не разрешалось громко разговаривать и выполнять хозяйственную работу. Спустя неделю после пребывания в этой комнате молодой жены совершался обряд введения ее в большой дом. Новобрачной, закрытой покрывалом, давали смесь из масла и меда и осыпали орехами и сластями. После свадьбы она уезжала к своим родителям. По прошествии некоторого времени (иногда только после рождения ребенка) жена возвращалась в дом супруга и начинала принимать участие во всех хозяйственных работах новой семьи. В течение супружеской жизни муж посещал жену в их общей комнате только ночью. Днем же он находился на мужской половине или в кунацкой.
Национальная одежда
Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыга фаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент черкесы начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма черкесы показали миру в конце ХVIII - начале XIX вв. Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь. Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками». Одежда, которая дошла до нас сегодня, - это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв. У черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов. Длина черкески зависела от моды, обычная же длина - немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек - газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее - прямые широкие. Под черкеску поверх нательной рубашки надевали бешмет – кафтан с высоким стоячим воротником, застежкой спереди посередине до пояса, длинными и узкими рукавами. Богатые шили бешмет из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне – из домотканого сукна, а позднее из бумажной ткани. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой – две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком. На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посередине подошвы – чувяки. Князья часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения. Упомянем еще кожаный узкий пояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой и кресалом. Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрезе платья. Под рубахой носили шаровары, собранные внизу. С периода созревания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика – темно-красный, черный, реже – синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье, по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой. Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами и золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII – начале XIX века делались длинными, разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя, из-под которых были видны рукава кафтанчика и рубашки. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки. Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью. Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она созревала для замужества, то надевала так называемую золотую шапочку, которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке. Стоит отметить, что у черкесов больше в почете было серебро, нежели золото. Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг шеи. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец, к рождению ребенка. Перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей. На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской – чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета. Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения. Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия.
Национальная кухня
Все те блюда, которые готовят черкесы ежедневно, не требуют много труда и времени. В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные. Наиболее популярен слоеный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем. Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Национальное блюдо, либжа (шыпс) - курица или индюшка с соусом, заправленным толченым чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину подают к столу в вареном виде, обычно с приправой из кислого молока с толченым чесноком и солью. После вареного мяса обязательно подают бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с медом к свадьбе и по большим праздникам готовят мэхъсымэ - национальный слабоалкогольный напиток. По праздникам делают халву из поджаренной пшенной или пшеничной муки в сиропе, пекут пирожки и пироги - лакум, дэлэн, халива и хычины. С самого своего становления адыги всегда подавали к столу еран - этот напиток, который относился к разделу кисло-молочных и в жаркую погоду охлаждал и утолял чувство жажды. Черкесский стол и все те правила, которые строго нужно было соблюдать за столом, твердо укоренились и не поддаются никаким изменениям, мало того - они доведены до совершенства. Немного остановимся на том, каким образом делят черкесы куски мяса, будь то мясо курицы или говядины. Черкесы в первую очередь ставят на стол половину сваренной головы крупного рогатого скота. Как бы ни менялась за окном картина, половина головы скота означала, что этот кусок принадлежит только старшему человеку и исключительно мужчине. Женщине-гостю никогда не ставят на стол часть головы животного. Им по обычаю положено подавать язык животного и части морды животного. Гостю-мужчине ставят правую сторону головы животного, левую же сторону должен съесть старший в доме - мужчина. Когда семья режет барана, то по адыгским правилам положено отнести правую половину головы животного соседу-старейшине. Если даже в доме нет старшего, то левую сторону головы оставляют в доме, но съесть его может старший человек, которого семья пригласила в гости специально по этому поводу. Таков обычай. Разломать голову должен мужчина-гость в честь того, для кого зарезали скотину, но чаще гость разрешает это сделать хозяину дома. Большое внимание уделялось фруктам - яблокам, грушам, сливам, кизилу, ореху. Из них варили компоты, морсы, сушили на зиму. Черкесы никогда не уделяли особое внимание рыбным продуктам, хотя жили у моря. Рыбу в основном сушили и продавали. За адыгским столом никогда не было места крепким спиртным напиткам. Использовали красные, белые вина, бузу, марамэжьей - национальный напиток из меда. Черкесы, которые жили на побережье - шапсуги, убыхи, натухайцы - сами изготавливали разные вина из винограда. К сожалению, на своем трудном жизненном пути черкесы забыли способы приготовления многих блюд - например, ячменного супа, ячменного соуса и др. И по сей день у нашего народа осталось много тех блюд, которые можно поставить на любой стол и которые составляют настоящую гордость черкесов. У любого народа есть правила, что нужно делать на кухне, как поддерживать и соблюдать чистоту. Это самый важный аспект при формировании мнения о национальной кухне у представителей других культур. Если так получилось, что в еде каким-то образом оказался волос, то это говорило о халатности и нечистоплотности хозяйки. Еще стоит отметить такой немаловажный факт, что черкесы верили в нечистые силы, что каким-то образом через волос можно было нанести порчу человеку, - в таком случае блюдо сразу убирали со стола. Когда мужчины разделывали барана или быка, они старались не допустить присутствия волос животного на мясе, чтобы никакие отходы не соприкасались с мясом. Внутренности черкесы тоже не выбрасывали - наоборот - из них они делали очень вкусные блюда, предварительно тщательно отмыв и проварив их, например, такие блюда, как колбаски из печени и риса, жареные легкие и сердце с картошкой, а также многое другое. Вовремя пожертвований, похорон и свадеб на кухне готовят только женщины, а разделкой мяса, его очисткой и варкой на улице занимались исключительно мужчины. Разделение кусков мяса входило в обязанности мужчины. Обязанность варить пасту на улице также приписывали мужчине, если его готовили в больших количествах. При малых количествах эту обязанность брали на себя женщины.
Национальные блюда
Лакумы
Это кабардинские пышки. С чем их только не едят: и с калмыцким чаем, и с молоком, и с супом, и просто как хлеб. Без них не обходится ни одно торжество адыгов, будь то свадьба, рождение детей или другой праздник, а также дни траура и мусульманские праздники. Тесто для лакумов готовят обычное, дрожжевое. Нам рассказали рецепт нейтрального теста, но по желанию его можно чуть изменить: например, добавить больше сахара, и получатся сладкие лакумы. Или с той же целью можно готовые лакумы посыпать сахарной пудрой.
Состав: Дрожжи - 1 ст. л, Сахар - 3 ст. л, Вода – 0, 5 стакана, Молоко - 1 стакан, Масло подсолнечное 2 ст. л. Соль 1 ч.л., Яйцо – 1, Мука 500-600 гр.
Шашлык по-карачаевски
Состав: Баранина 200, лук 80, помидоры 200, перец болгарский 200, айран 100, жир бараний 20, уксус 20, перец черный молотый, соль
Способ приготовления: Баранью корейку нарезают вместе с реберными косточками, солят, перчат, добавляют репчатый лук, нарезанный кольцами, сбрызгивают уксусом, все перемешивают и маринуют 8–10 часов. Отжимают от мяса сок и отбрасывают лук. Кусочки корейки нанизывают на шампуры так, чтобы ее наружная часть была обращена в одну сторону. Поливают мясо жиром и жарят над углями без пламени. Отдельно на шампур нанизывают помидоры, болгарский перец и запекают. Затем снимают у овощей поджаренную корочку и вместе с шашлыком и айраном подают к столу. Можно подавать с бозой (напитком).
Источники информации:
http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9718
http://cir.rus4all.ru/traditions/20121016/723478204_2.html
http://mir24.tv/news/lifestyle/8212667
http://supercook.ru/ussr-f/ussr-f-52.html