Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение. Тимашевский техникум кадровых ресурсов.
|
Реферат на тему:
«Жизнь и быт адыгского народа на Кубани»
Выполнила: .
Студент гр. 116 Бондарь. В.
Проверил:
Преподаватель кубановедения
Гушилова. Т.В.
Тимашевск – 2016
Культура и традиции
В XVIII веке основное население Кубани составляли адыги, или, как их называли, черкесы. Адыги жили семейными общинами, включавшими до 100 человек, и малыми семьями, насчитывавшими 5-8 человек. Главой семьи был мужчина -отец, а в его отсутствие — старший сын. Все важнейшие вопросы в семье и общине решали мужчины. Женщина не имела даже права садиться в присутствии мужчин, есть за одним столом с мужчинами при посторонних. Все заботы о семейном быте (уборка дома, приготовление пищи, уход за ребенком и т. д.) лежали на плечах женщины. Приусадебные огороды тоже обрабатывались в основном женщинами. Мужчины занимались охотой, торговлей, войной и обработкой полевых наделов, т. е. земель, находившихся за пределами аула.
Свадьба
В браки вступали по принципу сословного и социального равенства. Князья женились на княжнах, простолюдины на женщинах простого происхождения. У адыгов господствовало единобрачие, хотя многоженство не воспрещалось. Браки между отдаленными родственниками считались противоестественными. Младший брат не мог жениться раньше старшего. Тот же обычай соблюдался и по женской линии: младшая сестра ждала, пока замуж выйдет старшая. Девушек выдавали замуж обычно в 16-18 лет. Мужчины женились значительно позже. В семейном быту господствовал так называемый обычай избегания. В присутствии родителей и старших муж избегал встреч и разговоров с женой. Переговоры о браке вели родственники жениха и невесты без участия последних. Чаще всего жених через друга-посредника искал согласия на брак любимой девушки. При получении благоприятного ответа к делу подключались родственники. Родители жениха за невесту платили брачный выкуп — калым. Калым, как правило, уплачивался лошадьми, овцами и т. д. Узы брака считались нерушимыми. В детях воспитывали трудолюбие, почитание старших, уважение к древним обычаям. Отец при посторонних лицах не ласкал детей, не брал их на руки, не называл их по именам. Широко было распространено умыкание (похищение) невесты женихом. Чаще всего это был своеобразный спектакль, когда о похищении знали заранее и сама невеста, и ее родители. Но были случаи похищения невесты вопреки воле ее родителей, заканчивавшиеся даже кровопролитием. На свадьбу собирался весь аул. Жениха и невесту одаривали. Остроумные кавказские тосты, шутки, песни и танцы сопровождали свадебный пир.
Гостепреимство
Адыги отличались радушием и гостеприимством. Даже незнакомого путника встречали как почетного гостя. Распространен был обычай куначества, т. е. дружбы между представителями разных племен и народов. Нередки были случаи куначества между черкесами и черноморцами. Дружеские отношения были у войскового судьи А. Головатого с бже’дугским князем. Ватыр-Гиреем и натухайским князем Арслан-Гиреем. Кунаки помогали друг другу даже в таком щепетильном деле, как изобличение воров среди своих соотечественников. Так, князь Калабат привел к черноморскому старшине своего сельчанина, который украл у казаков волов, и распорядился бросить связанного вора в Кубань.
Другие обычаи
Сохранившимся
обычаем было ата-лычество, когда ребенка до совершеннолетия отдавали в другую
семью на воспитание. Это связывало две семьи узами крепкой дружбы.
Девушек в горской семье обучали рукоделию, домоводству, всем премудростям
ведения домашнего хозяйства.
Мальчиков — военному искусству. А. В. Суворов неоднократно отмечал военное
мастерство и бесстрашие черкесов.
Последнее было результатом не только многовековой традиции защищать свои земли
от незваных «гостей», но и формировалось военным бытом адыгов, уделявших немало
внимания физическому и ратному воспитанию юношей. С раннего детства адыги постигали
военное мастерство: учились искусству верховой езды, владению различными видами
оружия. Сила, ловкость, гибкость, сноровка вырабатывались с помощью тренировок
и состязаний. Любимыми соревнованиями были скачки, стрельба из лука, борьба. Самобытной
была материальная культура адыгов. Они строили обычно большие турлучные (из
ветвей деревьев) дома без фундамента. Преимущество этих домов заключалось в
том, что их можно было быстро восстановить или построить, а это немаловажно во
времена частых войн и внутренних распрей. Прямо на полу у адыгов был открытый
очаг. Женщины поддерживали постоянный огонь в очаге, на ночь засыпая горячие
угольки золой, а утром разжигая их. Для гостей отводили специальную комнату,
которая называлась кунацкой, или даже строили целый дом. Высокого мастерства
достигло золотошвейное искусство. Многие путешественники с восторгом писали о
черкесских мастерах золотого шитья по коже и ткани. Изящно отделывались
орнаментом горские ковры и циновки (плетеные коврики). Из бычьих рогов делали
бокалы, украшенные серебром и золотом. Вообще обработка рога и кости достигла у
адыгов большого совершенства. Знатоки верховой езды и всадники высоко оценивали
прочность и легкость черкесских седел для лошадей. Высоким искусством
отличались художественная керамика (изготовление кувшинов, чашек, тарелок),
резьба по дереву и металлу.
Традиционная одежда
Живописной была
одежда адыгов. Женщины носили длинные — до пят — платья и шаровары. Платье
украшалось золотым или иным шитьем и затягивалось на талии красивым поясом.
Женская одежда создавалась таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и
достоинство фигуры.
Еще более экзотичен был мужской ко-
стюм. Верхнюю его часть составляли шта-
ны, бешмет (полукафтан типа рубахи), чер-
кеска (узкий длинный кафтан, без ворота
и с вырезом на груди), башлык (суконный
капюшон с большими концами), бурка, па-
паха. На черкеске по обеим сторонам гру-
ди пришивались гнезда для патронов, ко-
торые помещались в специальных гиль-
зах (газырях). Знатные адыги носили бе-
лые черкески, остальные — черные.
Любимым блюдом адыгов была баранина. Хлеба употребляли мало. Широко
использовали сыр, молоко, масло, фрукты. Гостей любили угостить разнообразным
набором блюд, число которых доходило до 120.
Развитыми у адыгов были ремесла, прикладное и изобразительное искусство. Неотъемлемой
частью мужского костюма являлись кинжалы, которые были не только повседневным
оружием, но и украшением. В XVIII в. появился новый вид холодного оружия —
шашки. В отличие от кавалерийской сабли шашка была короче и не имела крестовины
для защиты рук. Шашки и кинжалы украшались оригинальным орнаментом, рукоятки
отделывались золотом, серебром и слоновой костью. В XVIII в. на смену луку со
стрелами пришли винтовка и пистолет, главным образом европейского производства.
Национальная кухня
Адыгская кухня –
это колоссальное достояние культуры Адыгеи. На протяжении многовековой истории
адыги выработали уникальный и богатый ассортимент национальных блюд. Пока
существует народ, процесс этот не остановится, а значит, могут появиться новые
рецепты национальной кухни.Кухня адыгов преследует цель не только
насыщения и достижения в блюдах определенных вкусовых свойств, но и учитывает
степень полезности употребляемых продуктов, то есть это целая система питания,
свидетельствующая о высоком уровне культуры адыгов. Многие адыгские блюда
снискали заслуженную любовь других народов, например, — великолепный адыгейский
сыр. Сегодня его производят по всей России, но специалисты утверждают, что
настоящий, приготовленный по древней рецептуре адыгейский сыр можно отведать
только в Адыгее.
Всё больше людей узнают и о другом уникальном продукте из Адыгеи – адыгейской
соли, для миллионов жителей нашей страны она становится неотъемлемой приправой.
Пища является той составной частью культуры народа, которая более всего связана
с его бытом и стойко сохраняет национальные и специфические черты. Адыгские
блюда самобытны, имеют высокие вкусовые качества, и благодаря этому пользуются
всё большей популярностью. Готовьте, наслаждайтесь, пусть ваш обыденный рацион
обогатит исконно адыгская кухня!
Национальные блюда
Чэтлибж
Состав: курица 1 шт. лук 2 шт. масло топлёное 150 г. перец красный молотый по вкусу соль с чесноком по вкусу кинза по вкусу.
Способ приготовления: Чэтлибж готовят обычно из молодых кур. Тушку разрубить на части. Мелкошинкованный репчатый лук обжарить, подсыпать молотый красный перец, кинзу. Затем заложить курятину и все перемешать. Кастрюлю накрыть крышкой и дать прокипеть минут 10. Посолить солью с чесноком. Чесночная соль - характерная адыгейская приправа. Затем подлить стакан воды и дать покипеть до ее испарения. Останется немного сока и масла. Чэтлибж готов.
Гуубат
молоко 1 стакан, сметана 2 стакана, масло топлёное 300 г, масло растительное 25 г. сахар 2 ст. ложки, или сахар для сладкого гуубат 300 г, яйца 5 шт. дрожжи 25 г. Соль по вкусу, мука сколько уйдет.
Способ приготовления:
Развести дрожжи теплым молоком или водой. Положить яйца, сметану, растительное масло, все перемешать, вылить в муку, посолить, хорошо вымесить тесто и дать подойти. Готовое тесто разделить на 7—9 кусков, раскатать их тонко, смазать каждый пласт топленым маслом и сложить один на другой. Полученное слоеное тесто разрезать на квадратики 10X10 см и положить на них начинку, углы квадратика соединить и закрепить в форме узелочка. Все четыре стороны остаются открытыми и видна желтоватая начинка. Гуубат положить на противень и поставить в духовку. Когда изделие подрумянится, вынуть, сразу накрыть салфеткой и поставить до остывания. Гуубат сладкий готовят так же, но с добавлением в тесто и начинку сахара. Перед подачей поливают медом, приблизительно полчайной ложки на каждый или посыпают сахаром. Приготовление начинки для гуубат. Свежий адыгейский сыр протереть, добавить 2—3 желтка, соль по вкусу, 100 г сливочного масла (если сыр обезжиренный). Начинку для сладкого гуубат можно сделать из орехов. Для этого растолочь орехи с сахаром.
Чэтлибж Гуубат
Источники информации
http://www.s-n-k.info/9-byt-i-kultura-adygov-i-kazakov/
http://www.adygpred.ru/respublika-adygeya/culture/nacionalnaya-kuhnya/
http://www.russianfood.com/recipes/bytype/?fid=163