Жизнь и быт Армянского народа на Кубани

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

      Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение.

        Тимашевский техникум кадровых ресурсов.

               

                          

Реферат на тему:

«Жизнь и быт Армянского народа на Кубани»

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                               
    Выполнила:
                                                                            .                                                                                                                         Студент гр. 116  Кистанова.Д.

                                                                                                                                                                      Проверил:

                                                                                                                                                                      Преподаватель кубановедения

Гушилова. Т.В.

                                                                                                       

                                        Тимашевск – 2016

Немного из истории

Армяне в Краснодарском крае – крупнейшая армянская община России. Хотя армянское население на территории края известно с 1 века до нашей эры (в связи с пребыванием многотысячных армянских легионов Тиграна Великого на охране окраин Понтийского царства Митридата), однако современная региональная группа кубанских армян формировалась на протяжении последней тысячи лет, в результате трех крупных миграционных потоков: Х-ХV вв., 1860–1916 гг. и последняя волна имела место после распада СССР. Так, например, примерно 15 % общины, живёт в крае со времен Средневековья (Х-ХV вв.), в связи с падением древнего Армянского царства Багратидов, к тем,что поселились в регионе между 1860–1916 гг., относятся 46 % общины, как правило это были армяне из Трапезундского вилайета Османской Империи и лишь оставшиеся 39 % относятся к так называемым «новым поселенцам», которые обосновались в Краснодарском крае в советские и постсоветские годы. На территории края находятся несколько сот армянских сёл и действуют около 20 армянских церквей. Согласно переписи 1989 года, в Краснодарском крае проживало свыше 182 тыс. армян (34,2 % от общей численности армян в РСФСР), согласно переписи 2002 года – ок. 275 тыс. (24,3 % от общей численности армян в Российской Федерации, 5,4 % населения края). При этом в Туапсинском районе армянское население составляет 21 %, в Большом Сочи – 20,2 %, более 10 % населения армяне составляют в городе Белореченске, в Анапском и Апшеронском районах. В период между переписями населения 1989 и 2002 годов армяне стали второй по численности после русских этнической общностью Краснодарского края (в 1989 году второе место после русских занимали украинцы). Однако по многим неофициальным данным, реальная численность армян в крае значительно больше официальных. Так, например, приводятся цифры от 500 тысяч до 1 миллиона. По данным главы Союза Армян России Ара Абрамяна, в Краснодарском крае живёт от 650 тысяч до 700 тысяч армян. При этом армянское население края - это не однородная масса, а представляет собой конгломерат различных субъэтнических групп, имеющих разную историю своего появления на территории современного Краснодарского края. Главным образом можно выделить 3 группы армян: закубанские, амшенские и переселенческие, или «новые». Говоря о численности каждого из групп приводятся следующие цифры: Закубанские армяне (или черкесогаи) – субъэтническая группа армян, поселившихся на территории современного Краснодарского края в 10-15 веках. их численность оценивается в 100 тысяч человек, или 15 % от общей численности местных армян. Амшенские армяне – субъэтническая группа армян, поселившихся на территории края между 1860–1916 гг. их численность оценивается в 300 тысяч человек, или 46 % от общей численности общины. Переселенческие (или новые) армяне – группы этнических армян, поселившихся в крае в основном в 1990-е гг., главным образом беженцы или вынужденные иммигранты из республик Закавказья (Абхазия,Грузия,Армения,Нагорный Карабах,Азербайджан) и других регионов бывшего СССР (Чечня, Астрахань, Ростов-на-Дону и т. д.) . Общая численность этой группы армян, оценивается в 250 тысяч человек, что составляет 38 % местного армянского населения.

Традиции армянского народа.

Погребальные обычай.

В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.

Свадьба 

Свадьба у армян - это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты. В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

Рождение ребенка

Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения. При любом радостном событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») - желая им того же счастья, что и у него. 

Гостеприимство

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать - если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется - искренне считают армяне.

Традиции народных праздников

Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна... Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки. Летом, в начале августа, когда стано­вится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело. День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина - Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье - «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.

Традиционное жилище

Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах. Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным. В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью. Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.

Традиционная одежда

Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка. Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой. Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз. Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений. Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, - своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.

Традиционная кухня

Армянская кухня давно славится за пределами страны. Нет такого места на постсоветском пространстве (и не только), где бы не знали, не любили и не культивировали армянскую кухню. Сочный дымящийся шашлык, источающий умопомрачительный аромат, запеченные овощи – хоравац, пропитанные вкусом и запахом костра, тающая во рту нежнейшая долма, приготовленная без грамма масла. Все блюда армянской кухни всем хорошо знакомы и, главное, любимы. А как исторически сложилась кулинарная достопримечательность Армении? Армянская кухня – такая же древняя, как и ее история, как земля, на которой она сложилась. Армянские кулинарные традиции насчитывают более 2000 лет. Обилие мяса на армянском столе – это результат древнейшего развития скотоводства на Армянском нагорье, что привело к разнообразию домашнего скота и птицы. Скотоводство стало также источником разнообразных молочных изделий - в основном кувшинных и бурдючных рассольных сыров, а также кисломолочных продуктов, являющихся производными для традиционных армянских блюд и напитков. Раннее возникновение земледелия в плодородных долинах Армении обусловило использование широкого ассортимента зерновых в армянской кухне - полбы, проса, ячменя, пшеницы, риса, а также бобовых - фасоли, бобов, чечевицы, горного гороха. А также широкого спектра – овощей и зелени. Без них армянское застолье никогда не состоится. Традиционно армяне готовили пищу на огне. Глиняная печь-очаг стала назваться тонир и сохраняет это название по сей день. Посуду армяне тоже использовали глиняную. В тонире выпекают хлеб, варят каши, коптят рыбу и птицу, запекают овощи, готовят супы и другие блюда. Кстати. В дальнейшем тонир перекочевал ко всем народам Закавказья, став неотъемлемой частью национальной кулинарии. Армения вообще внесла очень много от своей кулинарной культуры в народы, которые в разные годы правили в стране. Так, многие истинные блюда армянской кухни стали позднее известны в Европе через персов и турок уже как блюда их национальных кухонь (например, долма). В свою очередь кухни Турции, Ирана и арабских стран обогатили кулинарную культуру Армении. Технологии приготовления армянских блюд довольно сложна. Сложность составляет трудоемкий процесс приготовления множества мясных, рыбных и овощных блюд, построенных на фаршировании, взбивании, приготовлении пюре- и суфлеобразных масс, требующих больших затрат времени и труда. Армянская кухня в изобилии предлагает блюда из рубленого мяса, а также всевозможные варианты начиненных блюд. Тепловая обработка блюд тоже трудоемка. Одно и то же блюдо или пищевое сырье, например, мясо, может быть подвергнуто и обжариванию, и отвариванию, и тушению в тонире, отчего многие блюда армянской кухни просто тают во рту.

Традиционные блюда

АЙЛАЗАН

Состав: 500 г баклажанов, 500 г картофеля, 4 луковицы, 100 г подсолнечного масла, 4 стручка сладкого перца, 4 помидора, 1 стакана стручковой фасоли. 1 стакана пряной зелени (базилик, чабрец, кинза, петрушка), 1 головка чеснока, 1 чайн. ложки черного перца, 0,5 чайн. ложки красного перца, соль.

Способ приготовления: Приготовление: Нарезать баклажаны кружочками, посолить, дать полежать 10-15 мин (пока они дадут сок), отжать. Остальные овощи нарезать дольками, а пряности измельчить. Положить овощи в кастрюлю слоями, начиная с баклажанов, и повторять слои, пересыпая пряностями и солью. Залить маслом и долить 1/2 стакана воды, прикрыть сверху тарелкой, закрыть крышкой и на слабом огне довести до готовности.

БАСТУРМА

Состав: говядина (вырезка) 540 г, лук репчатый и зеленый по 100 г, уксус 3%-й или сок лимонный 60 г, зелень, перец, соль по вкусу.

Способ приготовления: Приготовление: Вырезку зачистить от пленки, разрезать на куски массой 40-50 г, положить в фарфоровую или глиняную посуду, посолить, поперчить, добавить уксус, мелко нарезанный репчатый лук и перемешать. Затем посуду с мясом накрыть крышкой и поставить в холодное место на 5- 6 часов. Подготовленное маринованное мясо нанизать на шампуры и жарить до готовности над раскаленными (без пламени) углями. Подать с зеленью.

Источники информации

http://shkolazhizni.ru/culture/articles/65855/

http://armenia-g.blogspot.ru/p/blog-page_6317.html

http://www.advantour.com/rus/armenia/cuisine.htm

http://www.prelest.com/nyam/nacional/15-populyarnyh-blyud-armyanskoy-kuhni


 




Информация о файле
Название файла Жизнь и быт Армянского народа на Кубани от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 16:11
Дата обновления 5.5.2020, 16:11
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 157.99 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1065
Скачиваний 97
Оценить файл