Эстрадный вокальный ансамбль для подростков

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области

ГБПОУ  СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Реферат

«Эстрадный вокальный ансамбль для подростков»

Составитель: Ефимова Т. А.,

студентка 30 группы

специальности 53.02.01

 «Музыкальное образование»

Руководитель: Комарова И. В.,

 преподаватель музыкальных дисциплин

Красноуфимск 2016г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕЗАУРУС.. 3

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. Эстрадный вокальный ансамбль для подростков в условиях школы.. 3

1.1. Особенности эстрадного пения. 3

1.2.Современные эстрадные вокальные способы и приемы. 3

1. 3. Деятельность эстрадного вокального ансамбля для подростков  3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 3

ТЕЗАУРУС

Ансамбль – в переводе с французского, буквально, означает « вместе». Ансамблем называют совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками.

 (wikipedia.org)

Вокальный ансамбль - это коллектив, способный исполнять музыкальные произведения «а капелла», т. е. без инструментального сопровождения.

(https://otvet.mail.ru/question/185842577)

Эстрада — вид сценического искусства, подразумевающий собой как отдельный жанр, так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии. 

(http://fdstar.com/2008/11/14/chto_takoe_estradnaya_muzyka.html)

Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории.

 (http://fdstar.com/2008/11/14/chto_takoe_estradnaya_muzyka.html)

Эстрадное пение­-сольное или ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров, т.е. объединение вокального исполнения, танцевальных номеров и актерских навыков (воплощение содержания и образа песни средствами мимики и пластики, оформление номера яркими, красочными костюмами) (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/16099)

Подро́сток-юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наукаопределяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальныхособенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). 

В.П.Зинченко «Психологический словарь»

ВВЕДЕНИЕ

Выписка из стандарта второго поколения, область «Искусство», примерная программа - музыка: пояснительная записка: (стр. 19). (НАЙТИ И ВСТАВИТЬ)

В государственном образовательном стандарте второго поколения основного общего образования по искусству одной из целей является - художественное развитие детей, т.е. развитие средствами искусства. Музыкальное искусство среди всех других является мощным средством воспитания, так как несет в себе глубокий художественный смысл и эмоциональный заряд. [6]

Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрада сегодня – это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен. Она привлекает своих почитателей экспрессивностью, непосредственной связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения, достаточно простым, по сравнению с академическим искусством, содержанием и эмоциональным строем произведения, который воплощается несложным для восприятия языком.

Современная эстрадная музыка привлекает людей разных возрастов, в том числе и детей. Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе - научить детей петь.

Почему эта проблема на протяжении многих лет остаётся актуальной, привлекающей внимание всё большего круга музыкантов-педагогов, учёных разных специальностей? Очевидно, прежде всего, коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств. Пение в ансамбле благотворно сказывается и на физическом состоянии поющих. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связаны с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье. Словом, функции ансамблевого  пения разносторонни, полезны, привлекательны и эффективны практически для каждого ребёнка.

Но, самое важное, пожалуй, это то, что ансамблевое пение, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как чрезвычайно действенное средство общей музыкальной культуры.

Немаловажное значение эстрадное пение занимает во внеурочной музыкальной деятельности школьников. Эстрадный ансамбль и исполнительство в нем повышает интерес детей к творчеству, пусть самому элементарному, воспитывает чувство дружбы, вкус к настоящему искусству и развивает их добрые эстетические чувства.

Целью работы явилось: выявление особенностей эстрадного исполнительства и  деятельности школьного эстрадного вокального ансамбля для подростков.  Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1.       Изучить литературу по данной теме;

2.       Выявить особенности эстрадного вокального исполнительства;

3.       Охарактеризовать деятельность эстрадного вокального ансамбля для подростков;

4.       Сделать выводы по данной теме.

Одной из форм вовлечения детей в музыкально-исполнительскую  деятельность является  творческое объединение «Вокальный эстрадный ансамбль». Роль творческих объединений в приобретении устойчивой потребности в познании и творчестве, реализации, самоопределении детей, а также  создание условий  для развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи очень велика.

Вокальный эстрадный ансамбль – это не только одна из популярных форм исполнительства среди подростков, но и способ их занятости в свободное  время, отвлечение от влияния  негативных сторон  современной жизни.

Занятия в вокальном эстрадном ансамбле открывают  перед подростками возможность углублённо заниматься тем, что их влечёт, в чём они испытывают потребность, что их интересует.

Глава I. Эстрадный вокальный ансамбль для подростков в условиях школы

1.1.  Особенности эстрадного пения

Эстрадная музыка – вид  развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX веке. К нему обычно относят современную танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей.

         Основные черты эстрадной музыки как жанра – простота, мелодичность, опора на вокальную партию и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части.

Основная и практически единственная форма композиции в эстрадной музыке – песня. Тексты эстрадной музыки обычно посвящены личным переживаниям.

К жанру эстрадной музыки относятся различные виды эстрадных песен:

·        традиционный романс;

·        современная лирическая песня;

·        песня в танцевальных ритмах с развитым инструментальным сопровождением.

Главное, что объединяет многочисленные виды эстрадной песни, — стремление их авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии. Корни этого стремления объединить доступность и запоминаемость в старинном романсе и в современном городском фольклоре.

         Но эстрадная песня не сводится к чистой развлекательности. Так, в советских эстрадных песнях звучат темы гражданственности, патриотизма, борьбы за мир и т. д. Недаром песни И. О. Дунаевского, В. П. Соловьева-Седого, М. И. Блантера, А. Н. Пахмутовой, Д. Ф. Тухманова и других советских композиторов пользуются любовью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поистине всемирное признание получила песня Соловьева-Седого «Подмосковные вечера».

Советская эстрадная музыка благодаря своей массовости и широкой популярности играла значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

К области эстрадной музыки можно отнести современную рок-музыку. В музыкальной культуре Западной Европы и США — это течение, очень пестрое по идейно-художественному уровню и эстетическим принципам. Есть среди них  произведениями, выражающими протест против социальной несправедливости, войны, а наряду с ними и сочинения, проповедующими аморальность, насилие. Столь же разнороден и  музыкальный стиль ансамблей.

 В нашей стране элементы рок-музыки получили свое отражение в творчестве вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). 

Эстрадная вокальная школа возникла в США, но там она более известна как поп-вокал. И уже в постсоветском пространстве появилось понятие «эстрады» и, соответственно, «эстрадного» вокала.

Слово вокал происходит от итальянского "voice" - голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом [12].

По определению международной ассоциации эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже – романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не духовной тематики) и доступная манера исполнения. Главное отличие эстрадной музыки и по сей день – это простота формы и содержания, доступность понимания массам.

Многие, кто только начинает постигать азы техники пения, невольно, а порой и сознательно, пытаются подражать любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Как показывает практика, далеко не всем это идет на пользу в будущем. Здесь все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливым билетом в жизнь, а для других – долгий, непосильный и кропотливый  труд.

Певцы эстрады и народные певцы  всегда работают в рамках определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного заключается  в поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры исполнения, а также сценического образа. Таким образом, основной спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста.
Этот процесс во многом аналогичен тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой звук». Конечно, для того, чтобы добиться этой цели и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов. Так, к примеру, в эстрадном вокале имеет важное значение внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих любой хорошей песни.

Также  в эстрадных песнях часто можно встретить трудные для выпевания фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания.
Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной. Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тому, кто поет только открытым звуком, прикрыть звук гораздо сложнее.

На современной эстраде в основном певцы и певицы используют полуприкрытый звук. При этом положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, тембр становится "насыщеннее", красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий звук - сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к потере голоса.

Верно поставленная позиция рта в эстрадном вокале – открытый рот в форме прямоугольника, при котором видны 6 верхних и 6 нижних резцов — способствует правильная постановка верхней губы певца. Дело в том, что в русской речи отсутствуют фонемы, при произношении которых верхняя губа играла бы ведущую роль. Она задействована лишь в 4х согласных «Ж», «Ч», «Ш», «Щ», но и то лишь при правильном и четком их произношении. Частота использования этих согласных невелика, поэтому существенную  роль на формирование вокальной позиции они оказать не могут. Таким образом, английские фонемы формируют близкую, открытую позицию рта, при которой наиболее открыты все резонаторы, слова понятны, голос приобретает  обертоны, присущие эстрадному звуку. [4]

Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются

- близость к речевой фонетике;

- плотное звучание в грудном регистре (исключение – высокие мужские голоса);

- отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.

В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом. 

Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрадная музыка сегодня – это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен [1;13]. Она привлекает почитателей своей экспрессивностью, непосредственной связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения, достаточно простым, по сравнению с академическим пением, содержанием и эмоциональным строем произведений.  

Основные и необходимые разделы во всех «школах пения», которые являются фундаментальными: 

Основы постановки дыхания; 

Ø Опора звука 

Ø Вокальная дикция 

Ø Диапазон. Сила, объем, яркость 

Ø Стиль, манера

Эти разделы необходимы для вокально-эстрадных исполнителей. Помимо них существуют всевозможные способы и приемы, помогающие современным певцам эстрады, исполнять сложные вокальные композиции, пополнять творческий запас и использовать сложные приемы, украшающие вокальную композицию.

1.2.Современные эстрадные вокальные способы и приемы.

Для изобретения электронных средств усиления звука певцы должны были посылать звук на значительное расстояние. Это привело к развитию методик, впоследствии названных «классической школой пения». С изобретением микрофона стало возможным усилить все звуки, и даже те, которые были слишком тихими. В пении стало использоваться новое звучание голоса, теперь он не был ограничен только громким и идеально классическим звучанием. Новые способы пения, казалось, были напряженными, и задача состоялась в том, чтобы петь, не повреждая голосовой аппарат. При этом эстрадные певцы не могли полностью опираться на классические певческие методы, поскольку те ориентировались на другой эталон звучания голоса. В результате нехватки обучения многие из первых эстрадных певцов повреждали и теряли свои голоса, и их методы были отмечены как опасные и нездоровые (в частности, завышенное грудное интонирование, и такие приемы, как гроул и скрим).

Для того, чтобы определить новые методы пения, нужно было обнаружить общие факторы и выяснить основную структуру звуков. В зависимости от стиля музыки, подачи, объема, формирования гласных, звуки можно было разделить на 2 класса.

1.                 «Металлический» - более твердый и грубый, более прямой

2.                 «Неметаллический» - полная противоположность первому металлическому [18].   

Эстрадное пение — наиболее приближённый к разговорной речи и естественному звукоизвлечению вид вокала. В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады. Существуют специальные вокальные приемы (вокальные техники) звукоизвлечения, применяемые в экстремальных музыкальных направлениях: расщепление (хрип, рок-вокал), драйв, субтон, обертоновое пение (горловое), вибрато, глиссандо, фальцет, микст, йодль, штробас и др.

Бельтинг-полностью металлический способ пения. Характер звучания более легкий, но более острый и более крикливый, чем Овердрайв. Голосовые связки сильно сжаты. Тембр может изменяться, но не сильно. Высокие ноты становятся громкими, и отличаются кричащим характером. Бельтинг используется во многих стилях ритмичной музыки, главным образом в высокой части диапазона, когда есть очень громкая динамика и большое количество металла в звуках. Это такие стили как «хэви-металл» в рок музыке, госпел и мощный соул. В классической музыке используется в основном тенорами при высоком и громком пении. Исполнители: Б.Дилан, Ч.Хан, А.Франклин, У.Хьюстон, Т.Тернер, Л.Долина.

Гроулинг-или гроул (от англ. growling — «рычание») — вокальный приём, используемый чаще всего в экстремальных музыкальных стилях  (дэт-, блэк-, трэш- и дум-метал,  грайндкор, дэткор). Звучание имитирует рычание животных. Это своего рода утробный рык, исходящий из области живота вокалиста. В современной профессиональной музыкальной культуре гроулинг использовали джазовые певцы еще в 30-х годах ХХ века. Впервые использован группой  Hellhammer  в 1982 году. Позднее встречался в альбомах американских групп Possessed SevenChurches (1985), Death ScreamBloodyGore (1987) и Necrophagia SeasonoftheDead (1987). В готик-, дум-, дэт-метале широко применяется сочетание мужского гроулинга и высокого чистого женского вокала. В последнее время получает распространение женский гроулинг. В таких жанрах, как блэк-метал и дэт-метал часто используется сочетание гроулинга и скриминга, причём в некоторых группах оба вокальных приёма используются одним и тем же вокалистом. Появляется также всё больше вокалистов, использующих и гроулинг, и чистое пение, в основном, в жанрах мелодик-дэт-метал и дум-метал. Гроулинг часто используется в сочетании с другими экстремальными приёмами звукоизвлечения (scream, guttural, pigscream, squeal). [18]

Скриминг-Не менее яркий жанр, выражающийся в визгливом или хриплом крике. Требует очень высокой тесситуры, а потому характерен в большей степени для вокалистов-мужчин. Скри́минг или скрим (от англ. scream — кричать) — вокальный приём, основанный на технике расщепления, применяется часто в таких стилях музыки, как блэк-метал,грайндкор, дэт-метал, металкор, эмокор, дэткор, спид-метал (редко). Правильный скрим можно охарактеризовать как крик, или скорее, хрипящий вопль с очень высокой тесситурой (преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса (вокала) или музыкального инструмента), а неправильный звучит как визгливый крик. Впервые был применён на одноимённом дебютном альбоме шведской блэк-метал группы Bathory в 1984 году. Обычно скриминг используется вокалистами-мужчинами, но есть и исключения (например, вокалистки Opera IX/Cadaveria, Astarte, Lucifugum, WallsofJericho, Otep, Holy Moses, Kittie, In This Moment, The Agonist, Crisis, Demonic Christ, Dylath-Leen, Matriarch, Darkened NocturnSlaughtercult, Infected Rain, Аркона, Butcher Babies). Может использоваться в сочетании с оперным женским вокалом (например, Wrythe Cradle ofFilth, российские группы Слот, Tvangeste, Arcane Grail).

         Овердрайв-полный металлический способ. Его характер является часто прямым, громким, крикливым. В этом способе голосовые связки очень сжаты. В смысле подачи это ограниченный способ, особенно для женщины в верхнем пределе. Все гласные могут использоваться в средней части диапазона, но в верхней только «О» и «Э». Тембр может изменяться тоже только в средней части диапазона. Исполнители: Т.Четман, С.Дион, Джипси Кингс, Элвис Пресли.

Субтон - пение с придыханием. Иногда почти «на шепоте». Часто используется в джазовом и поп-вокале. Исполнители: TonyBraxton, Cher, Л.Агутин.

Обертоновое пение (также известно как "горловое пение") - техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и тюркских народов. Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).

Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.

Наиболее известным является тувинское горловое пение, использующее технический приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Туве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.

         Кёрбинг-наполовину металлический способ пения. Является самым умеренным из металлических способов, более мягким и не столь мощным, как Овердрайв и Бельтинг, но все же более мощным по сравнению с нейтральным. Звук часто окрашен огромной жалобной интонацией. Название «Curbing» описывает то, что звук как бы сдерживается (ограничивается), предотвращая его от перехода в звук полностью металлический. Исполнители: Дж. Бенсон, М. Керри, Мадонна, С.Уандер, Т.Дольникова.

Глиссандо (итал. glissando от фр. glisser —скользить) — музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект.

Глиссандо предполагает плавный переход от одного звука к другому через все лежащие между ними звуки, возможные для воспроизведения на данном инструменте. В некоторых случаях глиссандо отличается от непрерывного портаменто. Разговорными эквивалентами глиссандо являются слайд, свип (имеется в виду эффект «дискретного глиссандо» на гитаре и арфе соответственно), бенд или «мазок».

Йодль (нем. Jodeln)- в культуре различных народов — особая манера пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров с яркой демонстрацией регистрового порога, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков. Принятое у тирольцев название этого жанра — йодль (йодлерйодлинг) является звукоподражательным, этот способ использовался для перекликания в горах. Как правило, альпийские певцы выпевают в этой своеобразной манере звукосочетания вроде «Hodaro», «Iohodraeho», «Holadaittijo» и т. п. Такая вокальная техника встречается во многих культурах по всему миру. Человеческий голос часто делят на два различных режима работы гортани, называемых грудным и фальцетными голосами, которые отличаются разным смыканием голосовых складок. Большинство людей может пропеть часть диапазона в грудном режиме и часть в фальцетном режиме. Обыкновенно заметна разница между этими двумя режимами, особенно у неопытных певцов. Хороший певец, контролирующий свой голос, может легко переходить из фальцетного режима в грудной и обратно. Йодлинг — это одно из наиболее развитых и сложных применений такой техники, поскольку певец меняет режим работы гортани несколько раз за короткий промежуток времени и на большой громкости. Путем повторяющегося перехода между двумя регистрами и достигается этот, один из наиболее отличительных в музыке, эффект.

Например, в знаменитом припеве «Йодл — ай — ИИИ — уууу», слог «ИИИ» поётся в фальцетном режиме, тогда как остальные слоги — в грудном.[18].

         Нейтрал-неметаллический способ пения, содержащий различные тембральные краски, звучание мягкое  и умеренное, достигается при свободной челюсти. В зависимости от того, насколько сильно закрываются голосовые связки, звук может быть более компрессированным (с твердой атаки) или более хриплым (с предыхательной атаки). Эти две крайности нейтрального способа иногда рассматривают отдельно, поскольку существуют различия в их возможностях. Исполнители: Э. Фитцджеральд, Джон Леннон, София Ротару.

Штробас (нем. Strohbass) — тип фонации, при котором голосовые связки вибрируют, но при этом практически не напряжены. Является самым низким вокальным регистром, во время которого производство самого звука происходит при помощи воздуха, проходящего через расслабленную, как бы «свободно колышущуюся» голосовую щель.

Верхний предел диапазона штробаса совпадает с нижним пределом грудного регистра (примерно ми большой октавы). У подготовленного певца переход между грудным регистром и штробасом может быть малозаметен. При движении вниз звук становится всё менее мелодичным, постепенно переходя в скрип. Нижний предел диапазона штробаса практически неограничен и определяется, скорее, пределом распознаваемости тона в звуке. Примерная граница предела распознаваемости совпадает с пределом распознаваемости звука — 20 Гц (ми субконтроктавы).

Существует мнение, согласно которому штробас расслабляет голосовые связки. Однако, надо отметить, в не расслабленном их состоянии штробас часто издать не получается.

Штробас, применяемый в технике горлового пения, позволяет извлечь унтертоны (представление о звукоряде, в котором последовательность звуков обратна последовательности обертонов (гармоник) натурального звукоряда. Теория унтертонов была призвана объяснить минорное трезвучие как природный феномен). Исполнители: Бритни Спирс.

Таким образом, сегодня на эстраде сосуществуют много различных музыкальных стилей и направлений: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, R&B, классический джаз, соул и др. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приемы, своя форма и образное наполнение содержания.

Благодаря своей массовости и широкой популярности эстрадная музыка играет значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения.   

1. 3. Деятельность вокального эстрадного ансамбля для подростков

Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрада сегодня — это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен [11]. Она привлекает своих почитателей экспрессивностью, непосредственной связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения, достаточно простым, по сравнению с академическим искусством, содержанием и эмоциональным строем произведений, который воплощается несложным для восприятия языком.

Современная эстрадная музыка привлекает людей разных возрастов, в том числе и детей. Как показывают исследования, проведенные в ряде школ города Екатеринбурга, направленные на изучение музыкальных вкусов современных школьников, из всего многообразия музыкальных жанров, стилей и направлений они в большинстве случаев отдают предпочтение именно эстрадным песням. Система дополнительного образования, следуя веяниям нового времени, с каждым годом все активнее использует для приобщения детей к музыкальному искусству эстрадную музыку.

Считается, что основным видом музыкального исполнительства в условиях общеобразовательных школ и различных кружков системы дополнительного образования является ансамблевое музицирование. При этом эстрадное исполнение стремительно вытесняет академическое. Интерес детей, родителей, зрительской аудитории к этому виду творчества чрезвычайно велик и растет с каждым годом.

Школьная эстрада — это достаточно новое направление музыкального творчества школьников. Оно привлекает современных подростков своей яркостью, «взрослыми» аранжировками песен, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие способности, воплотить самые смелые идеи и мечты. В ситуации отсутствия детских организаций кружки эстрадного вокала, вокальные эстрадные коллективы являются связующим звеном, объединяющим детей разных возрастов, помогающим донести до них основные человеческие истины и жизненные ориентиры.

Занятия в кружке эстрадного вокала направлены, прежде всего, на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры, развитие музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, школьник не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в команде с другими детьми, достигать поставленной цели, своим трудом добиваться успеха.

На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь, красиво танцевать, свободно и раскрепощенно чувствовать себя в любой обстановке, в том числе на сцене. Занятия эстрадным вокалом помогают ребенку сориентироваться в сложном мире, почувствовать себя в кругу друзей и единомышленников, развивают его коммуникативные способности, расширяют представления о мире и людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации, помогают ему в сложном и неоднозначном процессе самосознания [19].

Существует несколько различных форм организации работы по обучению детей эстрадному вокалу. Одной  из наиболее популярных форм  является эстрадный вокальный ансамбль.

Занятия в эстрадном вокальном ансамбле позволяют развивать творческие, музыкальные способности каждого ребёнка, подкорректировать некоторые отклонения в его развитии. А так же оказывают влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание  коллективизма.

       Эстрадный вокальный ансамбль  -  это исполнительский коллектив, основной деятельностью которого является  ансамблевое пение.

       Исполнительская деятельность участников эстрадного вокального ансамбля непосредственно связана с приобретением музыкально-теоретических знаний,  развитием музыкальных способностей  и формированием музыкального вкуса.

       Эстрадный вокальный ансамбль для подростков тесным образом связан с молодёжной песней, отражая динамику современности, её стремительные и тревожные ритмы.

      Для пения в эстрадном ансамбле  характерна подчёркнутая эмоциональность при помощи усилительных и электронных  устройств, голоса порой звучат «инструментально», аккомпанемент  создаёт  насыщенный  тон  и  упругий  пульсирующий  ритм.

     Основными характерными признаками эстрадного вокального ансамбля можно считать следующие:

v применение звуко- усилительной аппаратуры и микрофонов;сочетание пения под фонограмму с движением;

v широта репертуара  (эстрадные, народные песни, джазовые и классические

v произведения);

v зрелищность концертного исполнения

Что касается личности руководителя вокального эстрадного ансамбля и его взаимодействия с детьми, занимающимися в ансамбле, нужно заметить, что он очень часто является для детей не просто педагогом, обучающим их азам эстрадного пения и поведению на сцене, но и их товарищем и даже другом. Давая ребенку определенную долю самостоятельности во время процесса обучения, педагог позволяет ребенку проявлять инициативу, делая практически незаметной границу между ним и учеником, ощутить отношение партнерства и сотрудничества, повышая тем самым степень доверия к себе, что положительно сказывается на воспитательном процессе.

 Руководитель школьного эстрадного ансамбля должен предостеречь его участников от слепого подражания эстрадным звездам и модным эстрадно-музыкальным направлениям, научить отличать высокохудожественные образцы от примитивных подделок. Высокие эстетические критерии при выборе учебного материала, музыкально-педагогический анализ интерпретации произведений, выявление нравственно-эстетической ценности художественных образов-все это является предпосылкой формирования вкуса молодых исполнителей. [2]

Отношения между ребенком и педагогом и между детьми в коллективе оказывают огромное влияние на их творческое развитие. В центре внимания во время обучения в вокальном объединении должна стоять не столько технология обучения, сколько душевное состояние, раскрепощение творческого духа ребенка, те нравственные изменения, которые возникают в нем. В творческом коллективе должны складываться теплые, дружеские отношения. Дети должны научиться уважать талант друг друга, болеть за коллектив в целом.

Руководителю ансамбля в процессе вокальной работы нужно творчески применять знания о психологических особенностях подросткового возраста. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии не срабатывают, более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на вокально-хоровом объединении. Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках.        

Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи, проблемами воспитания.

Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования    нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своём поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности…

С психолого-педагогической точки зрения подростковый возраст определяется как возраст общения. Тенденция к общению со сверстниками у школьников данного возраста ярко выражена. Ведущей деятельностью подростов является личное общение сверстников. Наряду с этим у подростков возникает чувство взрослости, как форма проявления самосознания, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя с взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по этим образцам свои отношения с людьми. [3]

Руководителю вокального ансамбля необходимо и очень важно знать специфику голосового аппарата подросткового возраста.

Голоса подростков от 13 до 16 лет, в известной степени сформировавшиеся; в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширятся до 1,5-2 октав, звучание смешанное. У мальчиков, особенно альтов,

элементы грудного звучания несколько заметней и выявляются раньше.

Хоровые голоса детей 15-17 лет примерно соответствуют голосам женского

хора. В.Ч.Соколов пишет, что отличие детских голосов от женских заключается в величине диапазона, а также в характере звучания: детские голоса более звонкие и светлые, нежели женские. Диапазон сопрановой картины  детского хора – от первой октавы до соль второй октавы, альтовой партии – от ля малой октавы до ре второй октавы. [14]

У девочек в этом возрасте заканчивается формирование голоса. Гортань в этот период растёт пропорционально во все стороны, певческие свойства сохраняются после мутации.

Голоса мальчиков-старшеклассников подвержены мутации, и поэтому мальчики этого возраста редко поют. В период полового созревания у мальчиков голос понижается на октаву и приобретает мужскую окраску. Это явление относится к вторичным половым признакам и вызвано перестройкой организма под влиянием эндокринной системы. Гортань у мальчиков вытягивается вперёд более чем в полтора раза, образуя кадык. Это резко изменяет высоту и певческие качества их голоса.

До недавнего времени пение мальчиков и девочек в период мутации запрещалось. Если в это время утомлять голосовой орган упражнением в пении, то оно может совершенно повредить возрождению хорошего голоса. Однако опыт ряда педагогов нашего времени доказал, что осторожные занятия пением в это время с учётом щадящего режима возможны. В тех случаях, когда голосовой аппарат  ребёнка нездоров или вызывает проблемы, руководитель обязан направить ребёнка на консультацию к врачу.

На развитие подростка, его творческих и вокальных способностей большое влияние оказывает репертуар, который он исполняет. Репертуар для юных певцов выбирается с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с ним подбираются необходимые развивающие упражнения, направленные на разрешение определенных проблем, преодоление технических трудностей и на воплощение творческих задач.

В 1990-х гг. в России сложилась ситуация так называемого «детского репертуарного вакуума». Несмотря на то, что среди песен, созданных в России советского периода осталась значительная часть, которая не потеряла своей актуальности, большая их часть все-таки перестала отвечать веяниям нового времени и не подходила для исполнения. Политика композиторов-песенников свернула в русло идеологии денег. Детская эстрада на время перестала интересовать композиторов, и жанр детской песни почти исчез. Практически исчезли детские программы, новые мультфильмы и художественные фильмы, из которых появлялось большинство столь любимых нами детских песен.

В начале нового века ситуация с детским репертуаром постепенно стала улучшаться. Современные дети снова имеют свои песни, своих авторов, своих звезд. Среди многообразия песен, созданных специально для детей, становится все больше чистых, искренних, способных противостоять потоку негатива реальной взрослой жизни.

Сегодня руководители кружков в основном используют песни современных композиторов-песенников, специализирующихся на создании песен для детей. Среди них можно назвать имена А. Варламова, С. Ведерникова, А. Ермолова, А. Иевлева, Т. Морозовой, В. Сошника, А. Пинегина, О. Поляковой, В. Потапова, О. Сачкова, С. Смирновой, В. Цветкова, О. Юдахиной и др. Композиторы, пишущие для детей, чувствуют, что нужно сегодняшним детям, они, с одной стороны, ориентируются на моду, но вместе с тем стараются оказать на них положительное воспитательное воздействие.

Помимо этого, у сегодняшних детей большой популярностью пользуются современные обработки песен, проверенных временем, которые по праву могут быть названы «классикой детской песни». Также в репертуаре юных артистов — произведения из репертуара взрослых певцов-музыкантов, где они по-своему используют различные актерские, певческие приемы.

Эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой пения, способами вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Это сольное или ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров (т. е. объединение вокального исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики и пластики, оформление номера яркими, красочными костюмами).

Внешнее оформление номера очень важно. Причем все эти средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа. В этом и заключается сложность подготовки музыкального эстрадного номера. «Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель всегда непременно обращается к залу, к зрителям» [10]. В каждом ребенке нужно раскрыть артиста, подчеркнуть его индивидуальность, подобрать репертуар, подходящий к тембру голоса и темпераменту юного певца.

Несмотря на свой юный возраст, ребята, занимающиеся эстрадным вокалом, учатся перебарывать свой страх, стеснительность, неуверенность в себе и выходят на сцену, как настоящие артисты, общаясь с залом, стараясь донести основную мысль исполняемого произведения. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой. Концертные выступления являются для детей стимулом к работе, они побуждают детей обновлять и увеличивать свой репертуар, быть всегда в хорошей исполнительской форме.

Пластика, актерское мастерство, пение — все эти навыки необходимо развивать у любого ребенка, а не только у того, кто хочет связать свою жизнь с искусством или чьи родители мечтают увидеть имя своего ребенка в первых строчках хит-парадов. Самое главное, что дает детям детская эстрада, кроме навыков сцены, — это дисциплина, уважение к своему и чужому времени и труду. Это очень важное качество и в любой работе, и в жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная эстрадная музыка привлекает людей разных возрастов, в том числе и детей.

Вокальный эстрадный ансамбль – это не только одна из популярных форм исполнительства среди подростков, но и способ их занятости в свободное  время, отвлечение от влияния  негативных сторон  современной жизни.

Благодаря своей массовости и широкой популярности эстрадная музыка играет значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки // Ю.Б. Алиев - М.: Владос, 2000. - 336с.

2.    Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 1998г

3.    Белкин А.С. «Педагогика детства» (Основы возрастной педагогики). Екатеринбург «Сократ» 1995 г.

4.    Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем. Учебно-методическое пособие. Тюмень. РИЦ ТГАКИиСТ, 2013г. стр.21

5.    Ветлугина Н. «Музыкальное развитие ребенка». М., Просвещение, 1968

6.    Государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования. Москва. Просвещение 2010 г.

7.    Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 

8.    Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж», Санкт-Петербург, 1997

9.    Клип О. Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2003. 120 с.

10.                       Кузнецов В. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. М.: Музыка, 1981. 149 с

11.                       Муратов М. М. Эстрада как феномен массовой культуры: дис. на соис. учен. степ. канд. филос. наук. Казань, 2005. 158 с.

12.                       Руденко В.И. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред. – М.: 1980. - 580 с.

13.                      Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н .Педагогика, Учебник, 2007.

14.                       Соколов В. Работа с хором. М.: «Музыка», 1983.

15.                       Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.

16.                       Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка: монография. Екатеринбург, 2008. 101 с.

17.                       Теплов Б. «Психология музыкальных способностей», М. 1947.

18.                       Толмачева Н.В. Современные тенденции развития эстрадной вокальной методики. Учебно-методическое пособие. РИЦ ТГАКИиСТ. Тюмень 2013 г. стр.26

19.                       Черенков Ю.Н. Теория и методика музыкально-творческого развития специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры: дис. на соис. учен.степ. Кандидата педагогических наук. М., 1999.

20.                        WWW.Wikipedia.org

Информация о файле
Название файла Эстрадный вокальный ансамбль для подростков от пользователя joboboso
Дата добавления 5.5.2020, 18:37
Дата обновления 5.5.2020, 18:37
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 69.29 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1250
Скачиваний 68
Оценить файл