Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Кафедра социологии и психологии
Реферат
По дисциплине: социология
(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)
Тема: Эмпирическая социология: история и современное состояние
Выполнил: студент гр. ИЗБ-13-2 ___________ /Аржанцева З.Ю./
(подпись) (Ф.И.О.)
Проверил: доцент ___________ / Харченко Л.Н. /
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
Введение. 3
История появления и развития эмпирической социологии. 4
Современное состояние эмпирической социологии. 5
Вывод. 6
Список литературы.. 7
Введение
В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляются по социальному заказу и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблем. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются ученые в университетах и научных институтах. http://ref.by/refs/72/17136/1.html
Еще в 30-е годы XIX века основоположник социологии французский теоретик Огюст Конт заявил, что социология выступает как наука, включающая в себя две неразрывно связанные части – теоретический подход и эмпирическое наблюдение, т.е. отслеживание реальных социальных фактов и процессов и выявление на этой основе определенных закономерностей развития общества. [В.Н.Завражин, С.И.Сорокин,Л.Н.Харченко]
В современном понимании эмпирическая социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования, статических методов и др.). http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/20224
Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но оформляется как самостоятельное направление лишь в 20-е годы ХХ века и приобретает значение, как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Ее возникновение, с одной стороны, связано с критикой «метафизического», «отвлеченного» характера социологии, с другой, — с практическими нуждами в области управления капиталистическим производством. Хотя ее роль в становлении социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась, прежде всего, потребностями общества.
Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследования существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессий и отдельных ученых-социологов.
В целом для эмпирической школы характерно развитие позитивистских установок, рассмотрение общественных явлений сквозь призму психических процессов, а также ориентация на выполнение социального заказа. Позитивные результаты развития эмпирической социологии связаны с совершенствованием точных методов изучения таких явлений, как межличностные отношения, групповая динамика, общественное мнение. Слабой стороной этого направления стал отказ от рассмотрения философских проблем и отсутствие обобщений соответствующего уровня.
История появления и развития эмпирической социологии
Сбором и обработкой эмпирических данных люди стали заниматься очень давно. Первые попытки количественного анализа социальных явлений предпринимались у большинства народов, о которых до нас дошли исторические известия и которые вступили на стадию образования государственности, а именно: греков, римлян, египтян, китайцев, японцев, индусов, персов и евреев[344]. Особенно регулярными переписи населения - через каждые два года - были в Древнем Египте и Риме. Древневосточные государства объединяли сотни тысяч, а иногда и миллионы людей. Организация труда и отдыха значительных масс людей поставила правительство перед необходимостью сбора самых разных данных о социально-экономическом составе населения, его демографическом и производственном потенциале, миграции и передвижениях, распределении по профессиям, слоям и национальностям. Социальная статистика понадобилась царям и фараонам для эффективного управления страной.
Известны письменные свидетельства о проведении учета населения - его социального и демографического состава, отношения к военной службе и возможности участия в государственном управлении, уровня экономического благосостояния и т.п. - уже в III тысячелетии до н. э. Прежде всего они были связаны с установлением численности населения, способного носить оружие и платить налоги. Из одного только Египта эпохи Нового царства (длившегося около 500 лет) дошло примерно 1,5 тысячи текстов государственной документации и частной деловой переписки.
Во 2 веке до н.э. в Египте каждые два года самостоятельные домохозяйства со всеми их домочадцами вносились в списки, а главы домохозяйств давали присягу в том, что данные ими сведения правильны. В течение долгого времени периоды правления царей исчислялись по этим переписям, которыми ведали высшие чиновники страны[345]. Таким образом, государственное регулирование экономических отношений в централизованных обществах Древнего Востока основывалось на систематическом учете и опросах занятости населения.
В Древней Греции во времена правления Солона (635 - ок. 559 до н.э.) существовала сложная система статистического учета доходов граждан. Она сформировалась как составная часть проводимых им широкомасштабных государственных преобразований, призванных ликвидировать пережитки родового строя, уравнять права и обязанности граждан, учитывая не их племенное происхождение, а материальные доходы. Все население подразделялось на четыре сословия в соответствии с имущественным цензом (лат. cesus, от censeo - делаю опись, перепись), представители которых стали пользоваться различными социальными правами.
Для более точного сословного зачисления граждан нужны были подробные сведения обо всем населении, собиравшиеся региональными властями. В Афинах с древнейших времен велся регулярный учет естественного движения населения, проводилась регистрация рожденных и умерших. После рождения все свободнорожденные сразу вносились в официальные списки, затем юноши, достигшие 18 лет, заносились в списки способных воевать, а по достижению 20 лет - в списки полноправных граждан полиса-государства[346].
Богатейший материал о практике проведения социальных обследований дает нам история Древнего Рима. Ради получения сведений о военных и финансовых силах своего государства, легендарный основатель вечного города Ромул (8 век до н.э.) провел две переписи населения, первую - в начале своего царствования, вторую - в конце. Начиная со времен Сервия Туллия (7 век до н.э.) в Древнем Риме проводилась перепись населения каждые 5 лет. При этом они сопровождались массовыми <очистительными> жертвоприношениями[347]. Как и греческий Солон, Туллий провел грандиозную реформу, способствующую упрочению государственности. Он разделил город на округа: 4 городских и 17 сельских, произвел перепись населения Рима, все мужское население делилось на 6 разрядов уже не по родовому признаку, а в зависимости от имущественного положения.
Самые богатые составляли первый разряд, а шестой, нижний разряд (он назывался пролес: отсюда термин "пролетариат"), составляли самые необеспеченные, у которых ничего, кроме детей, не было. Римская армия тоже стала строиться в зависимости от нового деления на разряды. Каждый разряд выставлял воинские подразделения, центурии. Кроме того, плебеи отныне были включены в состав граждан. Это отразилось на общественной жизни Рима. Прежние собрания по гуриям потеряли свое значение, они были заменены народными собраниями по центуриям, которые имели свои голоса на народных собраниях[348]. Тем самым было положено начало проведению периодических переписей населения по имущественному признаку (требовалось указать свое социальное, политическое, военное и податное положение). Падение империи повело за собой сокращение, а затем и полное прекращение практики организации социальных обследований. Огромный опыт государственного сбора данных о населении, земле и имуществе римского государства был утрачен[349].
Статистика народонаселения, пусть не такая совершенная как сегодня, древним правителям была очень нужна. Несомненно, данные переписей обеспечивали решение не только финансово-экономических и военных задач (налогообложение, учет воинов), но и политических, поскольку определенный уровень обеспеченности давал право на участие в органах управления. Однако в древности, как и в новое время, главными целями развития народосчисления являлись две - податная и военная. Процесс создания и усиления централизованной власти в ранних государствах и, в связи с этим, формирование политической организации общества, системы постоянной воинской службы, укрепление социальной структуры, появление товарно-денежных отношений и торговли, необходимость содержания государственного аппарата, собирания налогов и дани потребовали разнообразной и достаточно полной информации о населении, его составе и занятиях. Древневосточные документы дают богатейшую информацию о социальной стратификации общества, профессионально-квалификационной структуре населения, формах социальной организации труда, нормах выработки, распределении рабочей силы, механизмах стимулирования труда и его оплате, структуре и продолжительности рабочего дня. Анализ первоисточников разрушает миф о примитивной организации древневосточного общества и убеждает в исключительном многообразии форм социально-экономических отношений. Таким образом, древние века и античный мир дают обширный материал о первых попытках осуществления эмпирических социальных исследований, проведения наблюдений, опросов и подсчета населения, существенного элемента общества и государственной жизни, а также их имущественного состояния[351].
Средние века дали незначительный материал о проведении социальных исследований. Самым значительным памятником Средневековья остается "Книга страшного суда"[352] - свод материалов всеобщей поземельной переписи в Англии, предпринятой по инициативе Вильгельма Завоевателя в 1086 году с целью выявления материальных ресурсов королевских владений, а также прав собственности. Ее составили французские писцы, прибывшие из Нормандии и Мэна. Ее значение в истории Англии трудно переоценить: одним росчерком пера, благодаря земельной переписи тысячи свободных крестьян превратились в крепостных; возник институт прямой вассальной зависимости феодалов от короля. Это была самая ранняя в истории средневековой Европы государственная перепись, воспринятая современниками как Судный день. В книге описаны все социальные группы английского населения. Окончательный текст переписного листа включал оценку имущества манора, размер пашни (в т.н. <плугах>), речных лугов, лесов, пастбищ, наличие рыбных садков и прочих источников доходов. Перечислялись также арендаторы и крестьяне, с оценкой их имущества. Сведения о городах содержали размер военной подати, перечисление монетных дворов, рынков и т.д. Данные собирались по территориальному (сохранилось полное описание 34 графств) и ленному (владельческому) принципам с указанием имени соответствующего барона, церковного владельца или женщины-владелицы. Перепись помогла королю определить поземельный налог (вносимый по фиксированной оценке), некоторые пошлины и объем доходов от королевских земель.
Сразу после завершения Книгу признали непогрешимым документом, в судебных разбирательствах ее цитируют и поныне. Она служит источником первостепенной важности для топографов и специалистов по генеалогии.
С 13 века католическая церковь начинает вести списки родившихся и умерших. С 16 века основным источником социально-демографических данных о населении становятся приходские книги, куда заносили данные о крещении, погребении и бракосочетании. В Англии они впервые были введены в 1538 году при Кромвеле. Приходский священник и церковные старосты обязаны были просматривать и заверять каждую страницу. С середины 17 века благодаря тому, что во всех феодальных государствах церковными приходами осуществлялась регистрация основных актов гражданского состояния, возникают предпосылки для научного эмпирического изучения социальных явлений. В то время приходские книги выступали единственным источником количественных данных.
Только в 17-18 веках в Западной Европе начинают проводиться первые эмпирические исследования, ориентированные на сбор социальных данных и решение общественных проблем. Становление социологии как самостоятельной науки и дисциплины подготавливалось не только в области теоретического мышления, в рамках социальной философии, философии истории, политической экономии, юриспруденции и др., но и многовековыми традициями проведения эмпирических социальных исследований. Социология, в отличие от других наук, дисциплина одновременно теоретическая и эмпирическая. Долгое время эмпирическая и теоретическая социологии вели автономное существование. Это было обусловлено рядом причин.
Если эмпирические исследования были направлены на изучение самых злободневных и актуальных проблем современного общества - бедности, преступности, миграции, урбанизации, то теоретическая социология ориентировалась только на прошлое, ее формирование шло в русле исторической социологии. Используемые социологами-теоретиками эволюционные схемы и сравнительно-исторический метод не требовали строго эмпирического подтверждения. Им вполне хватало исторического и этнографического материала, не всегда отбиравшегося критически и обычно служившего для целей иллюстраций.
Эмпирическая социология в форме социальных исследований зародилась в трех европейских странах - Англии, Франции и Германии - еще в 17 веке.
В начале 19 века правительство западноевропейских стран перестала удовлетворять существующая долгое время система сбора социальной информации через церковные приходы и государственные финансовые инспекции. С 1801 года после долгого перерыва в Англии и Франции возобновляется проведение регулярных переписей населения, начинает формироваться система статистических служб и возникает достаточно устойчивый заказ на эмпирические исследования. Возникновение госзаказа порождает волну увлечения всевозможными переписями, социальными обследованиями, статистическими описаниями, которые начали проводить официальные учреждения, благотворительные общества, разные государственные комиссии с участием представителей общественности и частные лица (врачи, учителя, ученые-естественники, предприниматели), формируется система статистических служб и обществ, объединившая энтузиастов эмпирических исследований (Манчестерское и Лондонское статистические общества, Центр всеобщей статистики Франции и т. д.).
В самостоятельное направление эмпирическая социология оформилась лишь в 20-е годы прошлого века в Соединенных Штатах Америки.
Современное состояние эмпирической социологии
Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс "прагматизации" социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широкой смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г. Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию между биологическими и социальными явлениями, процессами.
В 40 - 50-е годы прошлого века эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т. Парсонсом и его последователями. Но и сам структурный функционализм рождался вполне эмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значение теории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане "принцип понимания" вытесняется "принципом объяснения". Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в "теории социального действия" Т. Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х годов Р. Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений.
Характерными чертами эмпирической социологии являются:
1) отождествление научной социологии с эмпирической социологией;
2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;
3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящими в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.
Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви - академическую и прикладную.
Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни («социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.
Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е годы XX века произошло резкое увеличение объема прикладных исследований.
Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.
Официально как направление эмпирическая социология признана после выхода в свет пятитомного труда американских социологов У. А. Томаса (1863-1947) и Ф. Знанецкого (1882-1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1921). Этот труд заметно отличался от проводившихся до сего времени социальных исследований в том отношении, что его авторы отказались от каких-либо общих («метафизических») теорий, а построили все исследования на фактических материалах: опросах, анкетах, личных документах — письмах, автобиографиях. Так, два тома полностью отведены под письма польских семей, причем эти письма без каких-либо комментариев сгруппированы по отношениям: муж — жена, дети — родители. В третьем томе помещена автобиография крестьянина-эмигранта, перебравшегося из Польши в США. Такой подход к исследованию, отличавшийся в полном смысле слова конкретностью, был воспринят как новое слово в социологии, очень скоро он сделался популярным в научной среде и получил название «эмпирического». Сами авторы Томас и Знанецкий, сосредоточив внимание на индивидуальной психике, ее эволюции в связи с изменением социальной среды, пришли к выводу о существовании так называемых «стойких образцов социального поведения». Этот вывод, получивший полное подтверждение и поддержку, в дальнейшем был определенным образом дополнен и доведен до масштабов научной концепции, используемой в теориях отклоняющегося поведения, криминологии, социальной нормы и патологии. Кратко суть этой концепции может быть сформулирована следующим образом. Каждому индивиду присуща сохраняющаяся на протяжении всей жизни и не зависящая от изменений экономических, социальных, бытовых, культурных и т.д. структура социального поведения, сформировавшаяся в основных чертах в раннем детстве и юности.
Другую особенность индивидуального поведения в социальной среде Томас и Знанецкий отразили понятием «определение ситуации». Оно включает, с одной стороны, индивидуальные установки, с другой — ориентацию на групповые ценности и нормы. В единстве и то и другое служит показателем приспособляемости индивида к социальной группе. Уже при своем возникновении эмпирическая социология обнаружила черты, которые в дальнейшем получили не только закрепление, но и развитие. Во-первых, «запсихологезированность»: общественные явления она рассматривает сквозь призму психологических учений и главное внимание обращает на психологическую сторону человеческих отношений. Во-вторых, заметное влияние на эмпирическую социологию оказала философия неопозитивизма.
Так, один из ее основателей Томас отрицал какие-либо общие законы в общественной жизни, они для него означали всего лишь наиболее вероятную «статистику».
В-третьих, бросается в глаза утилитаризм эмпирической социологии. Многообразные и весьма разнохарактерные эмпирические исследования проводятся по заказу фирм, банков, газет, радио- и телекомпаний, государственных служб и т.д.
Причины «американизации» эмпирической социологии
Если иметь в виду обе разновидности эмпирической социологии — академическую и прикладную, то сначала появилась первая. Именно с университетских исследований в США произошло становление эмпирической социологии. Мы назвали страну, которая по справедливости считается родоначальницей эмпирической социологии. Почему именно США? Это интересный и важный вопрос, ответ на который поможет прояснить многие обстоятельства появления и развития эмпирической социологии.
Среди причин общего характера в первую очередь нужно назвать бурные темпы американского экономического развития в начале XX века (вплоть до конца 1920-х годов— появления кризиса и Великой депрессии), с которыми не могла сравниться ни одна европейская страна. В США оказались сосредоточены громадные капиталы, стимулировавшие экономический и материально-технический прогресс. Вместе с подъемом экономики столь же быстро повышался уровень материального благосостояния работников за счет интенсификации их труда и роста его производительности. Развитие крупной промышленности и концентрация капитала приводили к углублению социальной дифференциации, усилению социальной несправедливости, коррупции и другим негативным социальным последствиям, с которыми традиционно связано развитие капитализма.
Заметно росли американские города. Массовый наплыв иммигрантов из европейских, азиатских, африканских и латиноамериканских стран, стремившихся осесть в городах, придал им новый облик. Наряду с деловым центром (даун-таун) появились районы, освоенные населением с разным цветом кожи и разных национальностей, получившие соответствующие названия ("белые", "черные", "желтые", китайские, польские, итальянские и др.), возникли так называемые гетто (в которых селились дискриминированные национальные меньшинства, в первую очередь это были негритянские гетто), пригородные жилые зоны и т.д.
Каждый из четырех основных процессов, происходивших в американском обществе начала XX века, — бурная индустриализация и мощная концентрация капитала, массовая иммиграция, стремительная урбанизация, рост материального благосостояния населения и его увеличивающаяся дифференциация — наряду с позитивными достижениями вызвал большое количество конкретных, локальных проблем, к решению которых стремились подключиться самые разные социальные и интеллектуальные силы. Одной из них оказалась эмпирическая социология.
Вся экономическая, социальная, политическая атмосфера американского общества того периода была в высшей степени благоприятной для развития науки о конкретных проблемах жизни общества. Это был своеобразный "питательный бульон" для эмпирической социологии. Как учебная дисциплина она получила доступ не только в высшие, но и в средние учебные заведения, колледжи.
Быстрому прогрессу эмпирической социологии и "вживаемости" ее в ткань американского общества способствовало также сильное влияние идеологии и философии прагматизма и инструментализма, акцентировавших внимание на практической стороне любой деятельности, которая должна была привести к достижению полезных и измеряемых эффективных результатов. Именно это направление исследований и было характерно для эмпирической социологии.
Изначально, с 1920-х годов, эмпирической социологии была присуща абсолютизация собственной роли. Она проявилась в следующих характерных чертах:
- отрыве от теории и провозглашении собственных результатов наиболее достоверными и научными;
- сведении любой научной социологии к эмпирической, отождествлении с ней;
- увлечении математическими методами и поистине слепой вере в их безукоризненность;
- отказе от крупных теоретических обобщений;
- увлечении чисто социологическими методами исследования и недооценке общенаучных.
Понятно, что в целом для социологии эти черты имеют скорее негативный, чем позитивный характер. Однако они позволили в короткий срок (полтора — два десятилетия) за счет противопоставления эмпирических исследований социологическим теориям вытеснить последние с авансцены социологической науки в целом, сформировав у определенной (преимущественно деловой) части членов американского общества убеждение в том, что будущее этой науки — именно за эмпирической социологией.
Чикагская школа социологии – одна из первых школ в социальных науках, занимала доминирующее положение в американской социологии в период 1915 – 1935 годов и оказала значительное влияние на развитие социологии. Социология Чикагской школы формировалась на базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого Смоллом.
Основными отличительными чертами социологии Чикагской школы являются, прежде всего, органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы.
Другой ее особенностью является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.
Исследования города были основаны на социально-экологической теории Парка и Берджесса. Первой же заявкой на лидерство в этой области социологии была работа Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Немаловажную роль в формировании «классической» концепции социальной экологии (экологии человека) Парка-Берджесса и в появлении «школы» в Чикаго сыграли особенности этого города, поскольку развитие локалистских и реформистских ориентаций этой школы связано с решением специфических городских проблем.
Соединение исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовало появлению принципиально нового характера университетского обучения, его связи с решением конкретных эмпирических задач. Городские исследования были подчинены (в духе реформизма) основной задаче — установлению «социального контроля» и «согласия». Социологической теории Чикагской школы свойственно противоречие между «реализмом» на макроуровне («развитие общества как целостного организма») и «номинализмом» на микроуровне («общество как взаимодействие»). В целом методологическая ориентация не противопоставляет «мягкие», этнографические методы и «жесткие», количественные: эти методы, как правило, комбинируются и взаимодополняются.
Исходный пункт социально-экологических воззрений Чикагской школы – представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и, в конечном счете, определяет социальную организацию общества. Парк рассматривал социологию как естественную науку о коллективном поведении людей, для объяснения которого правомерно применять понятия и постулаты биологии. В социальном процессе Парк выделял четыре основных типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляцию. При этом соревнование трактовалось как человеческая форма всеобщей борьбы за выживание, носящей подсоциальный и, в значительной степени, бессознательный характер. Подобно тому, как в мире растений биологическая борьба рождает определенный естественный порядок, так и в обществе экономическое соревнование порождает тот вид естественного порядка, который теоретики Чикагской школы обозначили как экологический. Экономическое соревнование продуцирует территориальную и профессиональную структуру населения, которая необходима для разделения труда и организованной экономической взаимозависимости. По мере осознания соревнования социальными группами оно может принимать форму конфликта. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией — процессом взаимопроникновения социальных групп и глубоких контактов индивидов, в которых конфликты отсутствуют.
Отличительная особенность подхода исследователей Чикагской школы к социальным проблемам состояла в том, что они стремились рассмотреть последние прежде всего с точки зрения физического местоположения социальных групп в структуре естественной среды (города). На этой методологической основе изучались социальные процессы и явления такого большого города, как Чикаго: урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т. д. Причем социальные проблемы толковались как социальные отклонения, своего рода ненормальности капиталистического города, которые необходимо исправить. Отсюда особый интерес социологов Чикагской школы к исследованию таких явлений социальной патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и др.
Стремление объяснить социальные проблемы средой, а также рассмотрение социального процесса как движения от конфликта к согласию обусловили реформистскую направленность социально-экологических воззрений социологов этой школы. В 20‑е годы прошлого века Чикагская школа сыграла важную роль в утверждении эмпирических тенденций в американской социологии. Здесь начали разрабатываться и широко использоваться различные методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный и интервью). Под влиянием Чикагской школы в этот период возникают специальные исследовательские бюро, центры, институты, проводятся многочисленные эмпирические исследования. Такие проблемные области, как социальная экология и социальная патология, привлекают внимание социологов.
Особенностями Чикагской школы являются:
- разработка особого исследовательского инструментария, сочетающего натурализм на макроуровне и психологизм на микроуровне;
- объяснение эволюции общества по аналогии с адаптацией организма к окружающей среде;
- исследование неформальных сторон общественной жизни, проявляющихся в наблюдаемых межличностных взаимодействиях;
- приоритет «качественных» методов исследований.
Чикагская школа способствовала усовершенствованию методологии социологических исследований, приближению социологии по статусу к экспериментальным наукам. При использовании количественных методов в социальных исследованиях ее представители придавали особое значение «понимающим» методам. Так, при обработке данных учитывалась уникальность изучаемого объекта.
В целом для эмпирической школы характерно развитие позитивистских установок, рассмотрение общественных явлений сквозь призму психических процессов, а также ориентация на выполнение социального заказа. Позитивные результаты развития эмпирической социологии связаны с совершенствованием точных методов изучения таких явлений, как межличностные отношения, групповая динамика, общественное мнение. Слабой стороной этого направления стал отказ от рассмотрения философских проблем и отсутствие обобщений соответствующего уровня.
Вывод
Подводя итоги, можно осуществить следующие выводы:
- возникновение эмпирической социологии, с одной стороны, связано с критикой «метафизического», «отвлеченного» характера социологии, с другой, — с практическими нуждами в области управления капиталистическим производством.
- характерными чертами эмпирической социологии являются: отождествление научной социологии с эмпирической социологией; разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий; увлечение математическими методами анализа данных, приводящими в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.
- вся экономическая, социальная, политическая атмосфера американского общества того периода была в высшей степени благоприятной для развития эмпирической социологии.
- особенностями Чикагской школы являются: разработка особого исследовательского инструментария, сочетающего натурализм на макроуровне и психологизм на микроуровне; объяснение эволюции общества по аналогии с адаптацией организма к окружающей среде; исследование неформальных сторон общественной жизни, проявляющихся в наблюдаемых межличностных взаимодействиях; приоритет «качественных» методов исследований.
На мой взгляд, очень важно акцентировать внимание на задачах эмпирической социологии, заключающихся в описании, объяснении и прогнозировании социальной реальности. На основании вышеизложенного, следует отметить, что эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.