Специалисты благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» совместно с Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина при поддержке АНО «Эволюция и Филантропия» изучили, как дети и взрослые воспринимают процесс взросления, а также факторы поддержки школьников на этом пути. В исследовании участвовали 2 200 школьников 5–11-х классов, 1 000 родителей и 325 специалистов из всех регионов России. Результаты исследования представили 5 июня на VI Всероссийском онлайн-форуме «Вместе с детьми», тема которого в этом году – взросление.
Участниками мероприятия стали дети, включая ребят с особенностями развития, а также молодые взрослые разного социального статуса и состояния здоровья, в том числе с опытом сиротства. Форум объединил не только школьников и родителей, но и экспертов, специалистов в сфере защиты детства, представителей некоммерческих организаций, науки и органов власти.
Согласно исследованию, и дети, и родители, и специалисты считают ключевыми критериями взрослости готовность брать ответственность (68% детей, 80% родителей, 79% специалистов), возможность позаботиться о себе (59%, 74%, 61% соответственно) и самостоятельное принятие решений (57%, 55%, 50% соответственно). При этом 68% детей связывают взросление с совершеннолетием, а 17% считают, что оно наступает позже, среди родителей и специалистов такой точки зрения придерживаются 45% и 40% соответственно.
Дети чаще испытывают интерес к своему взрослению (63%), тогда как родители, помимо интереса (55%), испытывают тревогу и растерянность (54%). Уровень тревоги у детей ниже (40%), а среди специалистов – минимальный (35%).
Важным этапом взросления для подростков является переход в среднюю школу. По данным исследования, более половины школьников (54%) отмечают, что стали чувствовать себя самостоятельнее, у 43% учеба стала вызывать больше трудностей, а 40% заметили, что изменилось общение с одноклассниками, в том числе появилось больше уважения друг к другу. Еще 17% признались, что просить помощи у педагогов стало сложнее.
Основным фактором, помогающим в процессе взросления, по мнению детей и родителей, является поддержка семьи – так ответили 37% детей, 58% родителей и 51% специалистов. Дети также отмечают важность поддержки друзей (28%) и уважения личных границ (28%). Примечательно, что родители и специалисты почти не верят в поддержку друзей (5% и 4% соответственно) как фактор, помогающий в процессе взросления, однако указывают на важность взаимодействия с разными людьми и ситуациями (40% и 43% соответственно).
Чтобы подготовиться ко взрослой жизни, дети-респонденты советуют подрастающим сверстникам в первую очередь не бояться ошибок (41%) и брать ответственность за свои поступки (37%). Родители рекомендуют детям и подросткам также брать ответственность (45%) и развивать самостоятельность (48%). Родителям опрошенные дети советуют в первую очередь не сравнивать их с другими (40%) и не контролировать каждый шаг (34%), тогда как родители в качестве совета другим родителям рекомендуют доверять ребенку (48%), позволять принимать решения и нести за них ответственность (45%), не обесценивать чувства (42%). Чтобы подготовиться ко взрослой жизни, специалисты советуют подросткам быть смелее, не бояться и верить в себя (20%), прислушиваться к советам взрослых (17%), при этом проявлять самостоятельность (14%), пробовать новое и развиваться (13%), быть целеустремленными и достигать своих целей (12%). Родителям опрошенные специалисты советуют в первую очередь помогать и поддерживать своих детей (26%), уделять им больше времени, общаться (22%), прислушиваться и уважать мнение детей (21%), давать им больше свободы (16%) и больше доверять (13%).
«Исследование подтверждает: дети ждут от взросления новых возможностей, а родители – чаще тревожатся. Но важно помнить, что взросление – это не гонка, а постепенный процесс, в котором ребенку нужны и доверие, и право на ошибку. Поддержка, уважение к выбору и личным границам помогают подросткам чувствовать себя увереннее. На форуме «Вместе с детьми» мы обсудили, как превратить этот непростой период в путь развития – для детей, родителей и всех, кто сопровождает их в этом», – рассказала исполнительный директор благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» Эльвира Гарифулина.
«Подростковый возраст – период, о котором немало разговоров, но нам было интересно понять, насколько это «путешествие за горизонт» видится одинаково теми, кто его уже прошел, и теми, кто только в начале пути. Как воспринимают переход во взрослый мир подростки, чего они боятся и какой поддержки ждут. И в то же время, что в этом процессе кажется важным взрослым. Нам было интересно не только увидеть два взгляда, но и сравнить, в чем они совпадают, а в чем – различны», – отметила руководитель службы по работе с детьми и молодежью ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Гомберг.
По мнению специалистов, исследование показывает, что взросление для детей – это не абстрактный процесс, а череда реальных изменений, которые они начинают ощущать очень рано. Например, при переходе из начальной в среднюю школу меняется не только программа, но и то, как ребенок воспринимает себя – он пробует быть более самостоятельным, но при этом не всегда понимает, где граница между «сам справлюсь» и «могу попросить помощи». Важно в такие моменты быть рядом – помогать ребенку видеть его прогресс, уверенно двигаться вперед, задавать вопросы и понимать, что его старания имеют значение. Это возможность быть частью разговора о взрослении, где звучит голос самих детей, а не только ожидания взрослых.
Источник: edu.ru