Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Факультет «Экономика и управления»
Кафедра “Экономической теории и Мировой экономики”
Реферат по предмету
«Экономическая география»
На тему: «Экономический потенциал Республики Азербайджан».
Выполнил: Байгужин М.Р.
группа ЭиУ-147
Проверил: к.э.н, доцент
Степанов Е.А.
Челябинск, 2012 г.
Аннотация
Байгужин М.Р., Экономический потенциал Республики Азербайджан. Челябинск ЮУрГУ, ЭиУ-147 2012, 30с., Библиография литературы – 7 наименований.
Данная работа посвящена изучению особенностей экономического потенциала республики Азербайджан. В ходе работы изучена и проанализирована современная литература, статьи периодических изданий, посвященные РА.
В 1 главе рассмотрены основные характеристики экономического потенциала Республики Азербайджан.
Во 2 главе представлены перспективы развития экономического роста Республики Азербайджан.
![]() |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Исследования обусловлена экономическим потенциалом Республики Азербайджан. Состояние и уровень ее развития предопределяют не только обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами и качество жизни, но и состояние, и темпы развития торговли, сельского хозяйства.
Объектом данной темы является экономический потенциал Республики Азербайджан.
Предмет исследования: основные характеристики и перспективы развития экономического потенциала страны.
Цель: Анализ экономического потенциала республики Азербайджан.
Задачи:
1)Рассмотрим административный состав страны и природно- ресурсный потенциал.
2)Разберем и наметим перспективы развития экономического роста РБ, путем анализа основных потенциалов страны (научного, научно-технического, информационного, инвестиционного и внешнеэкономического).
В работе были исследованы труды следующих авторов: М.А.Мусеибов В.Е. Хаин, Ш.Ф. Мехтиев. Гусейнов К.А., Найдель М.И.
![]() |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................
.....................................3.
1 Основные характеристики экономического потенциала Республики Азербайджан………………………………………………………………….......6. 1.1 Административный состав и природно-ресурсный потенциал РА……....9.
1.2 Демографический потенциал РА…………………………………..………11.
2 Перспективы развития экономического роста Республики Азербайджан…………………………………………………………………….18.
2.1 Развитие научного, научно-технического и информационного потенциалов……………………………………………………………………..20.
2.2 Развитие инвестиционного и внешнеэкономического потенциала……………………………………………………………...………..25.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....26.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………...………………………………………..…..27.
ГЛОССАРИЙ…………..………………………………………………………..28.
1. Основные характеристики экономического потенциала Республики Азербайджан.
Потенциал – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения определенных целей.
Совокупный экономический потенциал – максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами рынка.
Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала РА являются:
- природно-ресурсный потенциал;
- демографический и трудовой потенциал;
- научный, научно-технический и инновационный потенциалы;
- информационно-технологический потенциал;
- производственный потенциал;
- инвестиционный потенциал;
- внешнеэкономический потенциал;
- экологический потенциал.
Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:
- численность населения, его половозрастная структура, естественное и механическое движение населения;
- трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями НТП и рынка;
- ИРЧП;
- стоимость и структура ОПФ, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа);
- ВВП, ВНП, в том числе на душу населения в сравнении с экономически развитыми странами;
- возможные объемы роста выпуска промышленной, сельскохозяйственной, Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов, но и от степени их использования. Потому высокий экономический потенциал имеют именно страны с рыночной экономикой, где высоки мотивации к использованию ресурсов.
1.1Административный состав и природно-ресурсный потенциал РА
Административно Азербайджан разделен нa 61 район. По конституции 1995 гoда Азербайджан — республика. Глава гoсударства — президент, нaделенный большими властными полномочиями. Законодательный орган – Милли-меджлис (парламент). Исполнительную власть осуществляет кабинет министров во главе с премьер-министром.
По результатам переписи 1989 гoда около 83% нaселения страны составляли азербайджанцы, около 6% русские, свыше 5% армяне. После столкновений нa этнической почве, оттока русскоязычногo нaселения и армян доля азербайджанцев возросла до 89% (1995). В Азербайджане живут знaчительные группы лезгин, аварцев, курдов, талышей, турок, цахуров, татов. Большинство верующих азербайджанцев — мусульмане-шииты. В Южном Азербайджане, нa территории Иранa и Ирака, живут несколько -миллионов азербайджанцев. Кроме тогo, в России проживают еще свыше двух миллионов азербайджанцев. Территория республики богата полезными ископаемыми трех видов: рудными, нерудными и топливными по происхождению. Республика Азербайджан известна своими нефтегазовыми месторождениями. 60 % территории республики богаты нефтью и газом. нефтегазовых месторождений находится на Апшеронском полуострове, в шельфовой зоне Каспийского моря, архипелаге Баку и Апшерона. Запасы нефти и газа в азербайджанском секторе Каспийского моря оцениваются в 3.5 — 5 млрд т. нефти и 1000 млрд куб. м. газа. Так же, нефтью богаты юго-восточный Ширван, степные зоны центральной части страны: Гобустан, Джейранчёль, Аджыноур, Сиазань Наибольшее количество месторождений природного газа находится в Гарадаге, шельфовой зоне Каспийского моря, Баку и Апшеронском архипелаге. Малый Кавказ богат залежами руды. Здесь имеются месторождения железа, титана, золота, серебра, меди, кобальта, хромита,полиметаллов, молибдена и др. Самые крупные залежи железной руды находятся в Дашкесане. Из нерудных месторождений большое значение имеют Гобустанский, Апшеронский и Товузский известняк, Шахтахтинский травертин(Нахичеванская АР), Дашкесанский мрамор, Верхне-Аджикендский гипс, кварцевые пески Гадживели. На территории республики имеются источники минеральной воды с различным химическим составом. Истису в Кяльбаджарском районе, Бадамлы и Сираб — в Нахчыванской АР известны далеко за пределами Азербайджана. Минеральные воды в районах Сураханы и Зых Апшеронского полуострова, Галаалты Дивичинского района, Туршсу в Джульфинском районе отличаются целебными свойствами. На Талышских горах, южных и северо-восточных склонах Большого Кавказа преимущество составляют термальные воды. Природные условия Азербайджана разнообразны — от тёплых и влажных субтропиков Ленкоранской низменности и Талыша до снежных высокогорий Большого Кавказа. На климат Азербайджана основное влияние оказывают географическое положение, рельеф и Каспийское море. Здесь имеется полупустынный климат, климат сухих степей, субтропический, средний и холодный климат. В республике наблюдаются 9 из 11 имеющихся в мире типов климата. Сухой субтропический климат характерен Апшерону и Кура-Араксинской низменности. Влажный субтропический климат наблюдается только на юге Талышских гор. Умеренный климат, наблюдающийся по большей части на покрытых лесами возвышенностях Большого и Малого Кавказа, делится на сухой, умеренно-теплый сухой, умеренно-теплый влажный и холодный. Холодный климат наблюдается на высоких горных хребтах, вершинах Большого и Малого Кавказа, поясах альпийских и субальпийских лугов. В то время как в низменности среднегодовая температура воздуха в низинах составляет 15° С, в горных районах он меняется от 0° и ниже. Температура в июле в центральных равнинных районах составляет 27°, в горных районах — 5°.Абсолютный максимум равен 44°, абсолютный минимум — 25°. Осадки также неравномерно распределены по территории страны. В течение года на Апшеронском полуострове и на приаракской полосе Нахчыванской АР осадков выпадает меньше 200 мм. В Кура-Араксинской низменности количество осадков наблюдается в количестве 200—300 мм, на северо-восточных склонах Малого и Большого Кавказа — 600—800 мм. На южных склонах Большого Кавказа, возвышенностях 2000—2500 метров осадки доходят до 1200—1500 мм. Наибольшие осадки выпадают на юге Лянкяранской низменности и склонах Талышских гор 1200—1700 мм.Климат В пределах страны выделяются несколько типов климата, от сухого и влажного субтропического до горного тундрового (высокогорья). Летом от +26… +30 С на равнинах до +5 С в высокогорьях, а зимой от – 3 ?C на равнинах до –10 ?C в горах. Лето сухое. Осень и весна – с дождями. Все реки Азербайджана впадают в Каспийское море. В Азербайджане насчитывается до 1 250 мелких рек. Большинство рек относятся к бассейну реки Кура - крупнейшей реки Кавказа (длина 1515 км , площадь - 188 тысяч км2Беюкшор (10 кв.м.)
1.2Демографический потенциалы РА
Заявленная Азербайджаном численность населения республики на начало 2009 года - 8 млн. 732 тыс. 300 человек (1). Согласно официальной статистике Азербайджана, с 1990 по 2008 год включительно в республике родилось 2 713 181 и умерло 932 743 человек. Таким образом, если верить АзСтату, естественный прирост составил 1 780 438 человек, а отрицательное сальдо миграции составило 182 200 человек.
Если принять эти данные на веру, и приплюсовать их к последней, более или менее достоверной переписи населения 1989-го года, согласно которой в Азербайджане проживало 7 030 т. человек (из которых 390 тысяч армян) а также учесть естественный прирост за 1989 год, численность населения Азербайджана действительно должна была достигнуть 8.73 млн.ч. Но это вместе с русскими и армянами, которых в Азербайджане практически не осталось. При более детальном рассмотрении данных азербайджанской статистики становится очевидным, что пожелания азербайджанских властей, зафиксированные в официальной статистике, имеют мало общего с реальностью.
На сегодняшний день в Карабахе живут 731 600 азербайджанцев и курдов, а также 120 000 армян .
Здесь азербайджанская статистика предстает перед нами во всей красе. В районах, где азербайджанского населения практически нет со времен войны, Азербайджанская статистика насчитала 831.6 т. Своих граждан, коими посчитали и арцахских армян, в количестве 120 т. Остальных 731 600 человек, «проживающих» в Карабахе, видимо, посчитали азербайджанцами и курдами, что не мешает тем же азербайджанским пропагандистам этих же людей считать «вынужденными переселенцами».
Интересно отметить, что эти выдуманные цифры представлены подробно и по районам. Например, приводятся данные по Степанакерту - 1.1 рождений (примерно 55 человек) и 0.3 смертей (16 человек) на 1 000 душ населения. (3) Для сравнения приведем реальные цифры – в 2008 году в Степанакерте родилось 1504 ребенка (4).
В других районах также «происходят» обычные, демографические процессы – растет городское население, падает сельское. Ежегодно «рождается» примерно 10-11 000 детей, которых учитывают в общей рождаемости по Азербайджану. Идет общий рост населения региона. И все эти «демографические процессы» протекают на бумаге усилиями буйной фантазии азербайджанских чиновников. Подобный подход типичен для азербайджанской пропаганды. Видимо, бакинские пропагандисты считают, что подробные цифры выглядят более убедительно.
2. Перспективы развития экономического роста Республики Азербайджана
Экономика Азербайджана на протяжении почти 70 лет развивалась как часть экономики СССР, с ориентацией главным образом на российский рынок. Основными отраслями хозяйства были нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность и сельское хозяйство. В 1960–1980-е годы в республике развивались машиностроение, химическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленности. Война в Карабахе и политическая нестабильность привели к значительному падению производства в 1988–1994. После заключения армяно-азербайджанского соглашения о прекращении огня в зоне конфликта в мае 1994 и стабилизации политической обстановки экономический спад был остановлен.С 1997 происходит быстрый рост ВВП (5,8%, в 1999 – 7,2%, в 2000 – 11,3%, в 2001 – 9,9%), что обеспечивается в основном сектором услуг на фоне незначительного подъема промышленного производства и продолжающегося сокращения сельскохозяйственного производства. Однако доля теневой экономики оценивается в 25% ВВП.Ключевым сектором экономики остается нефтегазовый (58% от ВВП). В 1997 было добыто 9 млн. т нефти (99,2% от уровня 1996) и 6 млрд. куб. м природного газа (95% от уровня 1996). Увеличились на 20% производство бензина и дизельного топлива и экспорт его в страны СНГ.Нефтегазовые запасы Азербайджана привлекательны для иностранных нефтяных компаний. Азербайджан лидирует среди стран СНГ по темпам роста иностранных инвестиций (от 10 до 50% в год). Возможные маршруты транспортировки азербайджанской нефти (по Северному Кавказу или Закавказью, к Черному или Средиземному морю) являются источником политических разногласий и конфликтов на международном и региональном уровнях. Второй по значению сектор – сельское хозяйство. Из общей площади страны на сельскохозяйственные земли приходится 46% (ок. 4 млн. га), причем половину из них занимают пастбища. Выращивают зерновые, технические (хлопок, табак), субтропические (гранат, чай, цитрусовые, хурма) культуры, виноград. Производится натуральный шелк. В 1997 площади под зерновыми культурами увеличились на 3%, а площади под кормовыми и техническими культурами сократились на 55%. Страна обеспечивает себя продовольствием лишь на 10–15%. В 2000 производство зерна увеличилось на 40,7% и достигло 1538,8 тыс. т, картофеля было собрано 468,6 тыс. т, фруктов и ягод 407,9 тыс. т, бахчевых 260 тыс. т, винограда 75,6 тыс. т, табака 13,8 тыс. т, зеленого чайного листа 625 т, хлопка 90,5 тыс. т. На фоне сокращения производства некоторых культур (хлопка, винограда, зеленого чайного листа) общий объем продукции растениеводства в 2000 увеличился на 18,6% по сравнению с предыдущим годом.
В 2000 производство мяса составило 195 тыс. т в живом весе, молока – 1070 тыс. т, яиц – более 550 млн. штук, шерсти – 12 тыс. т, коконов шелковичного червя – 70 т. Производство продукции животноводства выросло на 3,7%, а в целом сельскохозяйственной продукции на 12%.Со второй половины 1990-х годов происходит рост капиталовложений в разные отрасли экономики (в 1996 он увеличился на 65%, в 1997 – на 67%, в 1998 – на 45%), прежде всего за счет внебюджетных средств. За период с 1996 по 2000 сумма иностранных инвестиций составила 5 млрд. долл. До 50% зарубежных инвестиций поступает на развитие машиностроения, средств связи, в пищевую промышленность, сектор услуг и др. (в 1996 доля «ненефтяного» сектора инвестиций составляла 33%). Экономические реформы. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), падение производства в Азербайджане за период после провозглашения независимости в 1991 по 1995 составило ок. 60%. Однако в 1996 появились признаки экономического подъема.По мере осуществления программы реформ уже к концу 1997 инфляция была снижена до минимума и в настоящее время составляет 1–2% в год (в 1994 – 1600%, в 1995 – 85%, в 1996 – 28%), укрепился манат (девальвация 2–3% в год), а суммарный рост ВВП за 1995–2001 составил 40%. При этом активизируются усилия, направленные на снижение безработицы и устранение кризиса в отраслях экономики, не связанных с нефтью. Важным шагом на пути экономических преобразований явилось принятие закона о земельной реформе, который ввел частную собственность на землю для граждан страны. После 1995 было ликвидировано более 1300 колхозов и совхозов и создано ок. 35 тыс. фермерских хозяйств. Для поддержки реформ в сельском хозяйстве в 1999 принят закон об освобождении на 5 лет производителей сельскохозяйственной продукции от налогов, о списании долгов по налогам в бюджет и о продаже по льготным ценам топлива.После провозглашения независимости была проведена приватизация торговли. В настоящее время в частном секторе сосредоточены бóльшая часть розничной торговли, объекты общественного питания и службы быта. Начата приватизация средних и крупных промышленных предприятий. Ведется подготовительная работа по приватизации важных объектов стратегического значения (металлургии, машиностроения, топливной отрасли, нефтехимической промышленности).2000 год отмечен строительством важных производственных объектов: сдана в эксплуатацию Еникендская ГЭС, пущена в строй газотурбинная электроустановка на Бакинской ТЭЦ-1, заработала буровая установка Гуртулуш, начаты реконструкция ГРЭС Северная и строительство автомобильной дороги Алят – Газимагомед и др.Традиционно в республике наибольшее число квалифицированных специалистов составляли русские и армяне, которые с 1988 начали покидать Азербайджан. В 1991 из 3,9 млн. трудоспособного населения имели работу 2,7 млн. человек, но лишь четверть незанятых получила официальный статус безработных. В 1994 реальный уровень безработицы составил 24,6%. Последующая стабилизация экономики позволила снизить безработицу к концу 1997 до 2,5% (по неофициальным данным уровень безработицы гораздо выше). Многие азербайджанцы работают в России, Казахстане, Туркмении в сфере торговли и нефтегазовом секторе. В отраслевой структуре занятости преобладает сфера услуг (52,6%), затем следуют сельское, лесное и рыбное хозяйство (32,1%) и промышленность (15,3%).Протяженность железных дорог – 2125 км, причем более половины из них электрифицирована. Две железнодорожные магистрали, по которым осуществляются основные грузовые и пассажирские перевозки, соединяют Азербайджан с соседними государствами – Россией и Грузией: Баку – Махачкала (Дагестан) и Баку – Тбилиси (Грузия). Менее загруженные железные дороги между Баку и Нахичеванской Республикой, а также между Баку и Ленкоранью. Железнодорожное сообщение с Ереваном и Ираном прекращено. Примерно треть железнодорожных путей сильно изношена и требует реконструкции, поэтому на многих участках скорость движения поездов ограничена (путь до Тбилиси занимает 20 часов).Параллельно основным железнодорожным магистралям следуют шоссе: вдоль Каспийского моря из России через Баку в Иран и из Баку к грузинской границе. От города Евлах (на магистрали Баку – Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах. После 1991 объем дорожно-ремонтных работ был сокращен. В настоящее время ок. 60% дорог нуждаются в ремонте и реконструкции. Тем не менее между Баку и крупными городами республики, а также с Дербентом, Тбилиси, Тегераном и Стамбулом налажено регулярное автобусное сообщение.Баку – портовый город и перевалочный пункт в основном для нефти, нефтепродуктов, леса и пиломатериалов. Порт имеет 17 причалов (5 предназначены для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, 10 – для перевозки леса и других грузов, 2 – пассажирских). Порт может обслуживать суда грузоподъемностью до 12 тыс. т и располагает крытыми складскими помещениями площадью 10 тыс. кв. м и открытыми – площадью 28,7 тыс. кв. м. Торговый флот насчитывает 55 судов общим водоизмещением 248 155 брутто-регистровых тонн (каждое водоизмещением более 1000 брутто-регистровых тонн) и включает 12 грузовых, 40 нефтеналивных танкеров, 2 парома и 1 пассажирское судно. Грузы направляются в Туркмению (порт Туркменбаши, бывш. Красноводск) и в Иран (порты Энзели и Бендер-Торкемен). Пассажирское судно курсирует в Туркменбаши примерно три раза в неделю с 300 пассажирами на борту. Азербайджан располагает 1130 км трубопроводов для транспортировки сырой нефти, 630 км – для транспортировки нефтепродуктов и 1240 км газопроводов. По основному трубопроводу нефть через территорию Грузии поступает в Батуми, а оттуда идет на экспорт – либо в сыром виде, либо после переработки на Батумском нефтеочистительном заводе. Два газопровода следуют параллельно нефтепроводу в Тбилиси, а оттуда на север через Большой Кавказ в Россию и Западную Европу. Крупнейшие города Азербайджана связаны с Баку и между собой авиасообщением. Самый крупный аэропорт находится в Баку, откуда совершаются регулярные рейсы в Москву, другие города России и страны СНГ. Азербайджан занимает важное стратегическое положение на пути из Европы в Азию, на так называемом Великом шелковом пути. В 1993 ЕС была принята специальная программа создания транспортного коридора из Европы через Черное море и Кавказ в Центральную Азию, расширение региональной торговли и восстановление связей, утраченных после распада СССР. В 1998 12 государств в рамках развития этой программы подписали многостороннее соглашение, так называемую Бакинскую декларацию, об экономическом сотрудничестве с целью восстановления и развития транспортной инфраструктуры. Новый «Шелковый путь» стал реальностью, а объем торговли по нему уже превысил первоначальные планы. Одним из последних успешных проектов стал Таузский мост в Азербайджане, реконструкция которого позволила удвоить объем торговли между Азербайджаном и Грузией. В последние годы растет объем транспортных перевозок. Так, в 2000 автомобильным транспортом было перевезено 80 млн. т грузов и 880 млн. пассажиров. Около 55% грузоперевозок и 84% пассажироперевозок осуществляется транспортными средствами негосударственного сектора. Распад единого экономического пространства бывшего СССР привел к существенным изменениям в торговой ориентации Азербайджана. Торговля с Россией и Украиной сократилась, одновременно увеличился объем торговли с Турцией, Ираном и ОАЭ. В 2000 объем внешнеторговых операций оценивался в 2796 млн. долл. (увеличение на 88% по сравнению с 1999). Доля экспорта составила 63,3%. Положительное сальдо – 680 млн. долл. Торговый оборот со странами дальнего зарубежья вырос в 2,2 раза и составил 80,7% от общего объема внешней торговли, а со странами СНГ увеличился на 18%.Основные внешнеторговые партнеры Азербайджана – Турция, Россия, Иран, ОАЭ, Туркменистан, Германия, Украина, Грузия, Казахстан и США.Функции центрального банка страны выполняет Азербайджанский национальный банк (АНБ). В первые годы переходного периода негативное влияние на финансовую систему оказала политика свободного кредитования. В 1996 АНБ восстановил контроль за ростом денежной массы и ввел более жесткие банковские правила. В настоящее время в Баку действуют несколько иностранных и смешанных банков: «Бейбанк» (Турция), Иранский национальный банк и британский Банк Среднего Востока, «Азертюркбанк» (с участием крупнейшего государственного банка Турции «Зирайет»). Крупнейшими азербайджанскими банками являются Международный банк, Азербайджанский агропромышленный банк и частные банки – «Азкомбанк», «Бакобанк», «Ренессанс», «Инпатбанк» и «Гунай».Основные иностранные инвесторы. Правительство Азербайджана подписало несколько важных соглашений о разработке нефтяных и газовых месторождений. В сентябре 1994 было подписано соглашение об инвестировании 8 млрд. долл. в освоение Чирагского и глубоководного Гюнешлийского месторождений. Была создана Азербайджанская международная операционная компания (АМОК). В ноябре 1995 было подписано, а в феврале 1996 ратифицировано соглашение о разведке Карабахского морского месторождения с объемом инвестиций 3 млрд. долл. В соответствии с соглашением была создана Каспийская международная нефтяная компания (КМНК). По окончании разведочного бурения в 1999 компания пришла к выводу о нерентабельности разработки месторождения и прекратила свою деятельность. 15 мая 2001 было ратифицировано соглашение между Азербайджаном и Турцией о поставке природного газа морского месторождения Шахдениз в Турцию. Планируется строительство газопровода Баку – Тбилиси – Арзрум. Для реализации этого проекта требуется 2,6 млрд. долл. инвестиций.В настоящее время основными инвесторами в Азербайджане являются нефтяные компании. 90% акций АМОК принадлежит иностранным инвесторам: «Бритиш петролеум» (Великобритания, 17,1%), «Амоко» (США, 17,0%), «Лукойл» (Россия, 10,0%), «Пенсойл» (США, 4,8%), «Юнокал» (США, 10,0%), «Статойл» (Норвегия, 8,6%), «Иточу ойл» (Япония, 3,9%), «Рамко» (Великобритания, 2,1%), ТПАО (Турция, 6,7%), «Эксон» (США, 8,0%), «Делта-Нимир» (Саудовская Аравия, 1,7%). Инвесторами проекта «Шахдениз» являются: объединение «Бритиш петролеум»/«Статойл» (Великобритания/Норвегия, по 25,5% каждая), ГНКАР (Азербайджан, 10%), «Лукойл» (Россия, 10%), «Эльф-Акитэн» (Франция, 10%), Иранская холдинговая компания (Иран, 10%), ТПАО (Турция, 9%).Вслед за вступлением «Иточу ойл» в АМОК представители нескольких крупных японских корпораций посетили Азербайджан с целью изучения возможностей инвестирования. Значительные японские инвестиции ожидаются в Нефтегазовую компанию Азербайджана.
2.1 Развитие научного, научно-технического и информационного потенциалов
Развитие науки один из важных приоритетов Азербайджанского государства. В настоящее время исключительная роль в международных отношениях факторов политического, экономического, научно-технического, экологического и информационного характера дали толчок научному развитию в удовлетворении интересов Азербайджанской Республики. Ибо, социально-экономическая мощность государства, защитная способность и национальная безопасность страны, культурно-просветительский прогресс общества и благосостояние народа напрямую связано с уровнем научного развития.
В настоящее время в этом процессе, в области развития азербайджанской науки определяется следующим образом:
В настоящее время определены нижеследующие направления научного развития, служащие государственной независимости Азербайджана, социально-экономическому и культурно-нравственному развитию, социально-политической стабильности, национальной безопасности, активной интеграции страны в международное сообщество, одновременно служащие защите материально-духовных ценностей:
1. Повышение эффективности фундаментальных исследований, проводимых в других научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях НАНА республики, обеспечение применения их результатов в социально-экономической и других сферах.
2. Защита и развитие научно-технического потенциала, эффективное использование этого потенциала в охране здоровья населения и экологической безопасности, повышение информационных ресурсов государства и ускорение инновационных процессов;
3. усилить работу, для координирования и для того, чтобы направлять научно-исследовательской деятельность, проводимой в научных учреждениях и высших школах;
4. Широкое использование в науке демократических конкуренций и конкурсных форм, исключающих возможность монополизации, создание условий для полного привития творческого потенциала ученых республики;
5. Разработка программ с комплексной целью в научных учреждениях и осуществление их финансирования на конкурсной основе;
6. создание условий для преобразования НАНА в центр, реализующего международные научные проекты и программы, в рамках научного обмена расширении практики привлечения к работе зарубежных ученых;
7. Развитие деятельности НАНА в сфере подготовки высококвалифицированных научных кадров, укрепление сотрудничества с высшими учебными заведениями республики;
8. Подготовка высококвалифицированных кадров путем получения образования и практической подготовки в зарубежных странах.
2.2 Развитие инвестиционного и внешнеэкономического потенциала
Одним из приоритетов внешней политики Азербайджана было развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, в том числе, и с Россией. С момента вступления в СНГ в 1993 году Азербайджан получил еще одну возможность восстановить традиционные связи с Россией. После развала СССР российско-азербайджанское экономическое сотрудничество в первой половине 1990-х годов находилось на низком уровне. Поэтому в январе 1996 году была создана Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Деятельность комиссии ускорила принятие необходимых межправительственных документов и придала импульс торгово-экономическому сотрудничеству. В настоящее время торгово-экономические отношения между Азербайджаном и Россией регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о свободной торговле от 30 сентября 1992 года, протоколами об изъятиях из режима свободной торговли от 26 ноября 1992 года и 29 ноября 2000 года, а также Протоколом о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли от 6 февраля 2004 года к данному Соглашению, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост имущества от 3 июля 1997 года, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 29 ноября 2000 года, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества от 21 января 2002 года1. С 2006 года в Баку работает Торговое представительство Российской Федерации. Рабочим механизмом, регулирующим решение вопросов азербайджано-российских торгово-экономических отношений на государственном уровне, является межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией.
1 Российско-Азербайджанские отношения за 20 лет. История и перспективы, Баку-2011 29 мая 2009 года в Баку было проведено двенадцатое совещание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между
Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией.
На этом совещание были обсуждены:
-перспективы экономического сотрудничества;
-сотрудничество в области энергетики;
-сотрудничество в области сельского хозяйства;
-сотрудничество в области транспорта;
-сотрудничество в области коммуникации и технологий;
-сотрудничество в области чрезвычайных ситуаций;
-сотрудничество в области таможней и границ;
-сотрудничество в области образования;
развитие контрактно-юридической базы.
18 марта 2011 года в Москве было проведено тринадцатое совещание по экономическим вопросам между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией. Азербайджан сотрудничает с субъектами Российской Федерации в разных отраслях экономики. Подписаны двусторонние соглашения с администрациями таких городов, как Москва, Ставрополь, Саратов, Свердловск, Санкт-Петербург, Новосибирск, Кемерово, Томск, Воронеж, Нижний Новгород, Курган, Челябинск, Астрахань, а также, с Московской областью и республиками Татарстан, Мордовия и Башкортостан. Проводятся встречи, ярмарки, выставки, форумы, конференции и другие мероприятия с участием представителей государственных структур и бизнес- сообществ. Между Правительством Азербайджанской Республики и администрациями некоторых субъектов Российской Федерации (Свердловск, Астрахань, Санкт- Петербург, Челябинск, Курган) были заключены торгово-экономические и научно-технические соглашения. А также намечается подписание таких же соглашений с другими субъектами Российской Федерации. Помимо этого, с целью развития сотрудничества с Российской Федерацией были созданы комиссии между Азербайджанской Республикой и Правительством Москвы, Администрацией Санкт-Петербурга, а также Правительствами республик Татарстан и Дагестан.В рамках этих комиссий регулярно проводятся встречи, а также обсуждаются возможности развития отношений. 17 июня 2008 года в Казани было проведено совещание Межправительственной комиссии между Азербайджанской Республикой и Республикой Татарстан в области торгово-экономического, научнотехнического и культурного сотрудничества. 11 марта 2009 года в Москве было проведено седьмое совещание Межправительственной комиссии между Азербайджанской Республикой и Правительством Москвы.
25-30 ноября 2011 года состоялся рабочий визит делегации правительственных и деловых кругов Азербайджана во главе с министром экономического развития Ш.Мустафаевым в субъекты СКФО. Ш.Мустафаев посетил Республику Дагестан, Чеченскую Республику, Республику Ингушетия, Республику Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику и Ставропольский край. 25 ноября 2011 года в Махачкале состоялся российско-азербайджанский бизнес-форум с участием главы Республики Дагестан М.Магомедова, представителей субъектов СКФО и 45 крупных азербайджанских компаний. На форуме были представлены инвестиционные проекты для взаимодействия в сфере агропромышленного комплекса (выращивание, хранение и переработка плодовоовощной продукции, птицеводство, строительство тепличных комплексов), транспорта (создание таможенно-логистического центра на территории Дагестана в рамках международного транспортного коридора "Север-Юг"), энергетики (строительство малых ГЭС и возобновляемых источников электроэнергетики), промышленности (производство стеклотары, авианавигационного оборудования, гипса, цемента и т.д.), туризма, спорта и культуры2. В марте 2011 года в Баку с рабочим визитом находился Президент Татарстана Р.Н.Минниханов. В ходе встреч и переговоров было отмечено, что взаимовыгодное сотрудничество Татарстана и Азербайджана может быть налажено в области нефтехимии и нефтепереработки. Республика Татарстан имеет значительный опыт в этих сферах: успешно реализуется третья программа развития нефтегазохимического комплекса, строится крупный нефтеперерабатывающий комплекс в г. Нижнекамске и готов поделиться своими наработками со своими партнерами в Азербайджане. Азербайджан и Россия сотрудничают в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Главные задачи ОЧЭС - развитие Экономического сотрудничества в регионе Чёрного моря, продвижение различных интеграционных проектов (начиная с региональной "зоны свободной торговли" до более локальных, таких как транспортный коридор- кольцо вокруг Черного моря), а также различные энергетические проекты - "Голубой поток", транспортировка нефти, электроэнергетика. Азербайджан и Россия заинтересованы в участии в проектах, которые касаются развития транспортной инфраструктуры, совместного рынка энергоносителей, пограничного сотрудничества и т.д. Банковские и финансовые отношения, как часть торгово-экономических отношений, играют особую роль в развитии сотрудничества между Россией и Азербайджаном. По данным Центрального банка России, в 2010 году общий оборот средств, осуществленных через системы денежных переводов между Россией и Азербайджаном, превысил 900 млн. долл. США. В Азербайджане функционируют несколько банков с участием российского капитала, в том числе государственные.
Так, например, в 2009 году Группа ВТБ начала свою деятельность на рынке Азербайджана. ОАО "Банк ВТБ-Азербайджан" является дочерней компанией ОАО "Банк ВТБ" - одного из лидеров банковского сектора России. Акционерный капитал банка разделен между российской стороной - ОАО "Банк ВТБ" (51% акций), азербайджанской - ОАО "АtaHolding" (48,99%) и частным лицом (0,01%). Уставный капитал банка на 15 марта 2011 года составлял 29 млн. долл. США. В перечень услуг банка входят и небанковские финансовые услуги - трастовые и инвестиционные, лизинговые и другие услуги, которые оказываются через соответствующие дочерние компании Группы ВТБ3. Экономические отношения между Азербайджаном и Россией в рамках СНГ четко определены в подписанных документах Содружества: завершение формирования и полное функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО); развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной; взаимодействие в области транспорта, в том числе, формирование сети международных транспортных коридоров; углубление сотрудничества в области энергетики с целью повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов; формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений; создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перемещения финансового капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной работы были получены следующие выводы и результаты:
Во-первых : экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов, но и от степени их использования. Потому высокий экономический потенциал имеют именно страны с рыночной экономикой, где высоки мотивации к использованию ресурсов Качественный экономический рост в дальнейшем возможен только при условии, когда будет прослеживаться четкий динамический процесс, выражающийся в изменении качественных показателей экономики ,в использовании научно-технических достижений, позволяющих поставить природные силы и ресурсы на службу человеку.
Во-вторых: если говорить о результативности научного и научно-технического потенциалов, то следует отметить, что по ряду направлений Азербайджан не отстает от мировых тенденций, он удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Статья Мухи Е.А.Транзитный потенциал. Перспективы развития на 2011-2015 годы // ЭФУ, №9, 2010.
2. Российско-Азербайджанские отношения за 20 лет. История и перспективы, Баку-2011;
3. Справка по Азербайджанской Республике, Министерство Экономического развития РФ;
4. Сотрудничество в СНГ по электроэнергетическому рынку стало предметом обсуждения экспертов, Кяндхудаева Е.
5. Энергетическое измерение Азербайджана. Часть 2. Электроэнергетика.
6. Краткий статистический сборник «РБ в цифрах», 2007 (стат. сб.) Минстат РБ — Минск, 2007. – 342 с.
7. Шимов В.Н. Экономическое развитие Азербайджана на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. - Мн.: БГЭУ, 2005.
Полезные ссылки
1. http://www.twirpx.com/files/financial/periodic/ekonomika_belarusi/
2. http://www.levonevski.net/pravo/norm2009/num35/d35977/index.html
3. http://switzerland.mfa.gov.by/rus/econom/
Глоссарий
Потенциал – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения определенных целей.
Совокупный экономический потенциал – максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами рынка.
Природно-ресурсный потенциал – та часть природных ресурсов и природных условий, которая может быть вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технологиях и социально-экономических отношениях.
Сланцы – сырье для энергетики, химической промышленности и строительства.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – то количество лет, которое в среднем предстоит прожить человеку при условии, что уровень смертности этого поколения останется таким, как в данный момент.
Трудовые ресурсы - это та часть населения, которая благодаря совокупности физических и интеллектуальных способностей, специальных знаний может участвовать в воспроизводстве материальных и нематериальных благ.
Экономически активное население – та часть жителей страны, которая предоставляет свой труд для производства товаров и услуг (занятые и зарегистрированные безработные).
Экономически неактивное население - лица трудоспособного возраста, которые незаняты и не зарегистрированы как безработные.
Научный потенциал - совокупность ресурсов и условий осуществления научных (фундаментальных) исследований.
Приложение
1 Карта Республики Азербайджан
2 Земельный фонд
3 Сельскохозяйственный ресурс
Защита
Актуальность темы. Исследования обусловлена экономическим потенциалом Республики Азербайджан. Состояние и уровень ее развития предопределяют не только обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами и качество жизни, но и состояние, и темпы развития торговли, сельского хозяйства.
Объектом данной темы является экономический потенциал Республики Азербайджан.
Предмет исследования: основные характеристики и перспективы развития экономического потенциала страны.
Цель: Анализ экономического потенциала республики Азербайджан.
Задачи:
1)Рассмотрим административный состав страны и природно- ресурсный потенциал.
2)Разберем и наметим перспективы развития экономического роста РБ, путем анализа основных потенциалов страны (научного, научно-технического, информационного, инвестиционного и внешнеэкономического).
В работе были исследованы труды следующих авторов: М.А.Мусеибов В.Е. Хаин, Ш.Ф. Мехтиев. Гусейнов К.А., Найдель М.И.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной работы были получены следующие выводы и результаты:
Во-первых : экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов, но и от степени их использования. Потому высокий экономический потенциал имеют именно страны с рыночной экономикой, где высоки мотивации к использованию ресурсов Качественный экономический рост в дальнейшем возможен только при условии, когда будет прослеживаться четкий динамический процесс, выражающийся в изменении качественных показателей экономики ,в использовании научно-технических достижений, позволяющих поставить природные силы и ресурсы на службу человеку.
Во-вторых: если говорить о результативности научного и научно-технического потенциалов, то следует отметить, что по ряду направлений Азербайджан не отстает от мировых тенденций, он удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.
Глоссарий
Потенциал – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения определенных целей.
Совокупный экономический потенциал – максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами рынка.
Природно-ресурсный потенциал – та часть природных ресурсов и природных условий, которая может быть вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технологиях и социально-экономических отношениях.
Сланцы – сырье для энергетики, химической промышленности и строительства.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – то количество лет, которое в среднем предстоит прожить человеку при условии, что уровень смертности этого поколения останется таким, как в данный момент.
Трудовые ресурсы - это та часть населения, которая благодаря совокупности физических и интеллектуальных способностей, специальных знаний может участвовать в воспроизводстве материальных и нематериальных благ.
Экономически активное население – та часть жителей страны, которая предоставляет свой труд для производства товаров и услуг (занятые и зарегистрированные безработные).
Экономически неактивное население - лица трудоспособного возраста, которые незаняты и не зарегистрированы как безработные.
Научный потенциал - совокупность ресурсов и условий осуществления научных (фундаментальных) исследований.
Общие сведения: Азербайджан расположен в Восточном Закавказье, Столица Азербайджана – Баку.
Азербайджан по площади самый крупный из Закавказских республик. Его площадь – около 86,6 тыс. кв. км, население – 6303 тыс. человек. Недра Азербайджана содержат ценные полезные ископаемые: нефть и газ, алуниты, полиметаллы, медную руду, золото, молибден и другие. В республике также имеется разнообразное сырьё для промышленности стройматериалов: мрамор, каолин, туф, доломит, глина денежная единица манат
Республика президентская президент Ильхам Алиев
Соседи россия иран грузия армения
--