Восточные славяне в древности. Образование  древнерусского государства. Киевская Русь IX- начала XII вв. 

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра: История, психология и педагогика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История

Тема:

Восточные славяне в древности. Образование  древнерусского государства. Киевская Русь IX- начала XII вв. 

Вариант №3

Выполнила: ст.гр. БВЗ-1

Ильямова Э.Р.

Руководитель:

Профессор

Хасанова Амина Газетдиновна

Игдавлетов Ильшат Сулейманович

Оценка

 ____________________________________

Дата___________ Подпись ______________

Уфа, 2016.

Содержание

1.1.Введение………………………………………………...3

2.1.Восточные славяне……………………………………..10

2.Образование Киевской Руси………………………………………………………….16

3.Крещение Руси и ее расцвет……………………………………………………….19

4.Распад Киевской Руси…………………………………….22

5.Древнерусское  государство………………………………27

3.Заключение…………………………………………………28


1.1.Введение.

История (от греческого historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего – это процесс развития природы и общества; комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, закономерностей, категорий и понятий, в совокупности обобщенных знаний, накопленных в процессе общественно-исторической жизни. «Отцом истории» считается древнегреческий историк Геродот, живший между 490 и 480—425 гг. до н. э.  Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен,  проживавших в период VI в. до н. э. – III в. н. э. на территории нашего Отечества.

Для чего нужно знать историю? Для начала выясним социальные функции истории как науки. Вокруг проблем истории всегда велась и ведется идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев, огромное уничтожение в мирные годы материальных и имущественных ценностей, разлад производства, деградация духовной жизни. Но самое страшное – искалеченные души и сердца детей, отравленные нетерпимостью, ксенофобией, расизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической действительности.

Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающие серьезные политические кризисы. И для этого необходимо выяснить социальные функции знания истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального прошлого, его места и роли в великой драме всемирной истории. Народ, нация, народность без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждая страна, каждое государство имеет свою историю, которая является составной частью истории всего человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи можно понять, какие функции выполняет курс истории России.

Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; из теоритического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития истории.  На научном языке весьма часто употребляют слово «история» как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон, явлений событий и фактов.

Практически-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоритического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает документально-точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Необходимо учитывать, что всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение. Знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять  под сложившиеся концепции и схемы.

Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки гуманной политики, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии человечества, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

Наконец изучение истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений.

Настоящая правда истории не только особого уважения и бережного отношения к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоаспектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России.

Ныне в исторической науке существует в основном два подхода в изучении истории: формационный и цивилизационный подходы, которые обеспечивают различные пути к постижению и осмыслению истории.

Формационный подход преобладал в условиях господства в советской исторической науке марксизма-ленинизма. Он исходил от философской категории «общественно-экономическая формация» -- исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

Цивилизационный подход – название идет от понятия «цивилизация». Это понятие появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием «культура». В XIX в. это понятие употреблялось как характеристика капитализма в целом. Русский ученный и публицист Н. Я. Данилевский (1822—1885) высказал идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов», взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил 4 разряда их исторического проявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический.

В концепции немецкого ученого-философа О. Шпенглера (1880-1936) «цивилизация» -- это определенная заключительная стадия развития любой культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы».

Под влиянием Шпенглера английский ученый-историк и социолог А. Дж. Тойнби (1889 – 1975) считал, что всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций.

Независимо от подходов к изучению истории России, ее объективное познание обеспечивается научной методологией (от греческого methodos – путь исследования, подход к познанию и logos – учение). «Методология» истории России – это система научных принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.

Принципы – это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Между закономерностью и принципом есть различие: закономерность действует объективно, а принцип – категория логическая, он существует не в природе, а в сознании людей.

Метод – способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективность, историзм, социальный подход в изучении истории, всесторонне изучение проблемы.

Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность в целом, не зависимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъектов. Это означает, что необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития; что необходимо опираться на факты в их истинном содержании; что необходимо, наконец, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности.

Принцип историзма является одним из наиболее значимых принципов для любой исторической дисциплины. Любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин это явление возникло, каким оно было в начале, как оценивалось тогда, как затем развивалась в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему довались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Он требует, чтобы любой человек, изучающий историю, не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий. Принцип историзма обязывает трезво учитывать  реальные силы, которыми располагали те или иные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.

Важным принципом при изучении  истории России – принцип социального подхода (ранее принцип партийности). Историки под принципом социального подхода подразумевают проявление социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений: в политической борьбе, в экономической области, в противоречиях социальной и классовой психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях. Принцип  социального подхода предусматривает одновременное соблюдение принципов субъективности и историзма. Принцип социального подхода к политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей.

Принцип всесторонности изучения истории подразумевает не только полноту и достоверность информации, но и то, что необходимо иметь в виду и учитывать все стороны и все взаимосвязи, влияющие на политическую сферу жизни общества.

Таким образом, принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения базируются на диалектико-материалистической методологии изучения исторических процессов.

Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества. История России рассматривает общественно-политические процессы и движения, деятельность различных политических сил и партий, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах и экономической политике.

Таким образом, если говорить кратко, то предметом изучения курса истории России является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества и  государства как части мирового процесса истории человечества.

2.1.Восточные славяне.


Славяне – это крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. Они говорили на славянских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью.

Во II тысячелетии до н. э. предки славян, ещё не разделившиеся на отдельные народы, обитали где-то между балтами, германцами, кельтами и иранцами. Балты жили к северо-западу от славян, германцы и кельты – на западе от них, на юго-востоке обитали индоиранские племена, а на юге юго-западе – греки, италики. Прародина славян – широкая область от верховьев рек Одра, Вислы, Днестра, Припяти до Днепра и Десны.

Предки славян – праславяне – занимались земледелием и скотоводством. Пашенное земледелие стало основным занятием праславян; в начале I тысячелетия до н. э. они уже овладевали выплавкой железа из болотной и озёрной руды. Это обстоятельство резко изменило их быт, и позволило успешнее осваивать природу, а также вести оборонительные и наступательные войны. Военные нападения заставляли славян создать союзы племен, первый из которых относится к 4 – 5 вв. до н.э.

В землях славян, где было обилие рек, озёр, хорошо разветвлённая водная транспортная система, бурно развивались мореходство, торговля, различные ремёсла, производящие продукцию для обмена. Край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоёвывая у неё каждую пядь земли для пашни, лугов.

Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озёрную птицу. Уже в это время сложился такой вид охоты. Как добыча пушного зверя.

Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне занимались бортничеством. Оно давало предприимчивым промысловикам много мёда, воска, который также высоко ценился при обмене.

Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей.

Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины. Так зарождалось право частного владения, частной собственности.

Соседями восточных славян были западные и южные славяне, а также предки прибалтийских народов и финно-угорские племена.

Языческая вера славян была тесно связана с их образом жизни. Славяне поклонялись духам природы, добрым и злым, сохранив от первобытности веру в силу магических обрядов. Верховным богом был Перун, посылающий дожди и молнии. Годовой цикл обрядов начинался святками, когда добывался новый «живой огонь».

В марте праздновался приход весны, возрождение природы – масленица. Обряды сопровождали пахоту, сев; затем наступали моления о дожде, в августе шли праздники урожая. Особые обряды исполнялись на свадьбах, похоронах, предваряли военные выступления.

Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов, устраивали пиры. Существовали специальные святилища для многолюдных общеплеменных праздневств, называемых «событиями».

Становление русского государства связывается с союзом славянских племен, называемых «росами», или «Русью». К 9 в. росы объединили целый ряд славянских племенных союзов; киевские князья возглавили борьбу против кочевников.

Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

2.Образование Киевской Руси.


Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение.

Временем становления государства Русь считается первая половина 9 века. Об этом свидетельствуют данные персидских рукописей того времени, в них рассказывается о русском царе, столице Киеве и государственных налогах.

Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

Предпосылки возникновения государства складывались на протяжении веков. В начале 9 в. племена русов объединились под началом киевских князей. В это время начали зарождаться торговые связи Руси с Востоком и Западной Европой. О богатстве русских князей стало известно жителям Балтийского побережья – варягам, грабившим с моря европейские государства. Словене, жившие на севере, часто нанимали отряды варяжских воинов для собственной защиты, а позднее пригласили варяжского князя Рюрика на княжение в город Новгород.

В882 году по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватил Смоленск и Любеч, установил там свою власть и поставил на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства.

Князь молодого государства Русь летом принимал походы в дальние страны, зиму же посвящал полюдью (круговому объезду подвластных земель и сбору дани). Размер дани установлен не был, и иногда случались грабежи.

Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Князь направил свое внимание на страны , препятствующие развитию Руси. Он победил Волжскую Булгарию, разгромил царство хазар и освободил для русских купцов такие пути как Волга и Дон.

Святослав начал войну с могущественной Византийской империей за свободный доступ Руси к Черному морю, война шла на Дунае и на Балканах. Святослав хотел перенести свою столицу на Дунай, но закрепиться там ему не удалось. На обратном пути в Киев войско Святослава было разбито печенегами, пришедшими на смену хазарам, а сам князь был убит (972 год).

Завоевания Святослава были огромны: значительно расширились границы Руси, укрепилось ее международное положение.

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол между его тремя сыновьями. Владимир (был младшим сыном) княжил в Новгороде, старший сын Ярополк стал киевским князем, средний – Олег стал древлянским князем.

Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

3.Крещение Руси и ее расцвет.




Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства. Создатель славянской письменности святой Кирилл в одном из славянских племен обратил в христианство около 200 семейств, видимо, в первом веке было не так уж много ярых ревнителей язычества.

Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать при князе Владимире. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былой приверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своих подданных. Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, была вызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимир через христианство, решил упрочить внешне-политическое положение Руси, потому что в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказывалась неравноправным партнером.

Владимир рассматривал христианство, как государственную религию, поэтому отказ от крещения расценивался как нелояльность к власти. Киевляне и жители южных и западных городов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались. Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома не пустили в город сына Владимира князя Глеба. Многие историки считают, что враждебность христианства на севере и востоке были вызваны приверженностью населения к традиционным обрядам. Другой причиной сопротивления новгородцев и ростовчан была угроза, как им казалось, их политической автономии.

Владимир, бывший князь Новгородский, в глазах новгородцев был отступником, попиравшим долголетние традиции. Земледельцы и охотники пошли по пути двоеверия, двоеверие существовало достаточно длительное время, что объяснялось малым количеством священников.

На первых порах Владимир отказался от применения уголовных наказаний. Он устраивал регулярные трапезы, куда мог прийти всякий голодный, раздавал пропитание неимущим, но период правления Владимира нельзя считать "золотым веком".

Историческое значение Крещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.

Русская церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.

Связь церкви и государства не раз становились существенным фактором общественного развития иногда благотворным, иногда опасным. С помощью миссионерской деятельности финно-угорские и тюркские племена вовлекались в орбиту христианской цивилизации.

Русь развивалась не как национальное государство, и было не столько русским сколько православным. Приобщение к 1000-летней христианской традиции ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывала путь их решения. Имеется ввиду освоение наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытной литературы, искусства, освоение каменного зодчества, иконописи, фресковой росписи, житейской литературы, летописания, школы и переписки книг.

Крещение Руси - это не кратковременное действие, а длительный процесс постепенной христианизации восточных славян. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и новые формы взаимодействия о окружающим миром.

Гумилев сказал: "Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивлении крещению оказывали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов Но язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.

Добро и мудрость христианства в 988 году сразилось с Перуном и стремлением к наживе - действительным богом рахдонитов. Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю".

4.Распад Киевской Руси.

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей.

Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского.

После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061 году (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях), хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою».

Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных.

Во второй четверти XII века Киевская Русь фактически распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.

В 1169 году внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, захватив Киев, впервые в практике междукняжеских усобиц не стал княжить в нём, а отдал его в удел. С этого момента Киев начал постепенно терять политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра. Политический центр при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо переместился во Владимир, князь которого также стал носить титул великого.

Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236—1239). В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Руси, и позднее его сын Александр Невский. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковных и литературных источниках, например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского.

Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.

Киевская Русь не являлась централизованным государством. Подобно большинству раннесредневековых держав её распад был закономерным. Период дезинтеграции обычно упоминается не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.

5.Древнерусское государство.

Со временем восточные славяне разбились на несколько племен - поляны, древляне, северяне, дреговичи, кривичи, словены, радимичи, вятичи, дулебы, или бужане, хорваты, угличи, тиверцы. Разбросавшись по огромному пространству, все эти племена восточных славян не только не сливались в один народ, но и каждое племя, в свою очередь, дробилось на отдельные общины, и каждый поселок жил особняком. В каждой отдельной семье повелителем был отец; несколько семейств, происшедших от одной семьи, составляли род. Но и род распадался на несколько отдельных родов. В каждом роде был свой старшина (восточные славяне называли его князем). Такой распад родоплеменных связей создавал трудности восточным славянам противостоять врагам.

Предпосылки для образования древнерусского государства были созданы экономической и этнической общностью восточных славян, их стремлением объединить силы в борьбе с кочевниками, экономическими интересами региональных княжений.

В образовании и развитии древнерусского государства можно выделить основные этапы.

На первом этапе (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок.

В 9 в. в Восточной Европе образовались два этнополитических объединения, которые и стали основой государства. На юге объединились поляне, их центром стал Киев. Удобное расположение позволяло им торговать с Византией и Арабским халифатом.

Север представлял собой объединение славянских, финских и балтских племен с центром в Новгороде. В 862 году этим объединением стал править выходец из Скандинавии, князь из варяжского племени Русь Рюрик. А 862 год стал считаться датой образования древнерусского государства.

Существует две теории образования древнерусского государства: норманская и антинорманская теории.

Норманское (варяжское) происхождение государственности доказывали в 18 в. немецкие ученые Г.Ф. Миллер и Г.З. Байер. Общий смысл норманской теории сводится к тому, что скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе. Некоторые русские ученые, а в особенности М.В. Ломоносов, восприняли эту теорию как личное оскорбление и как оскорбление русской нации. Они считали, что норманская теория, основана на неправильном толковании русских летописей. Некоторые источники называют руссов, и это особенно важно, славянами. Одни полагают, что они – балтийские славяне, другие – что они ведут начало от роксолан.

Двое из дружины Рюрика, не получившие в управление городов, Аскольд и Дир, отправились в Константинополь. Путь их проходил через Киев. Этот город им очень понравился, они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь.

В 879 г. умер Рюрик. Преемником Рюрика стал его родич князь Олег, т.к. сын егоИгорь был еще мал. Прежде всего Олег овладел Смоленском, подчинив тем самым кривичей, затем взял Любеч, город северян. Настал черед и Киева. Хитростью выманил он Аскольда и Дира из города и убил их. Киевляне, оставшись без князей, подчинились Олегу. Таким образом, он объединил два важнейших центра восточных славян – Новгород и Киев. С этого времени Киев стал главным русским городом. Далее Олег подчинил себе и другие славянские племена – древлян, северян, радимичей и др.

Объединение Новгородского и Киевского княжеств является вторым этапом (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесса образования древнерусского государства, который ускоряется благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманов (варягов).

В 906 г. Олег совершил поход на Константинополь, столицу Византии. Свирепые воины с севера были беспощадны, убивали пленных, опустошали все окрестности. И чтобы сохранить свои города, Византийский двор предложил уплатить большую дань русским. Кроме того, князь потребовал разных льгот купцам, греки согласились на все требования Олега. Через пять лет после похода он скрепил свой мир с греками письменным договором, очень выгодным для Руси.

Олег умер в 912 г., и княжить стал сын Рюрика Игорь. В конце 9 века по соседству с русскими появились новые орды кочевников – печенегов. Эти кочевники враждовали с русскими; иногда греки подкупали печенегов, чтобы те нападали на русских. По примеру Олега, Игорь сделал большой набег на Грецию. На этот раз руссы напали на азиатские берега империи, где стали страшно свирепствовать, но в морском сражении с греками потерпели поражение. Чтобы загладить стыд своего поражения и отомстить грекам в 945 г. Игорь снова направился на Константинополь, наняв норманов и печенегов. В результате греки вновь были вынуждены заключить мирный договор. В этом же году Игорь был убит древлянами во время очередного сбора дани.

Вдова Игоря Ольга (945-957) хитро и жестоко отомстила за смерть мужа. Затем она установила фиксированную норму дани. Самым важным делом Ольги было то, что она первая из княжеской семьи приняла христианство. Третий, завершающий этап складывания государства, начинается с реформ княгини Ольги.

Святослав (957-972) – самый смелый и влиятельный из князей, заставил подчиниться вятичей, победил хазар, волжских и дунайских болгар, жителей Прикавказья. После тяжелейшего сражения с греками был заключен союз, по которому русский князь обязывался не начинать войну с греками и даже защищать их от нападения других племен. Пока Святослав боролся с греками, орды печенегов опустошали его области и чуть не овладели Киевом. В 972 г. Святослав был убит в схватке с печенегами.

Развитие производительности, крупные военные экспедиции восточных славян против Византии и других соседей способствовали возникновению частной собственности. Таким образом, причины образования древнерусского государства заключались в постепенном расслоении общины, формировании имущественного неравенства, появлении классов.

Восточные славяне соединились под одной властью, составили один народ. Князь с дружиною – это сила, которая сплотила разрозненные племена и роды в одно целое – единое древнерусское государство.


Заключение

Древняя Русь просуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Европы, преградив путь на Запад бесчисленным ордам кочевников.

Восточные славяне, объединенные в сильное единое государство, сумели отбить их натиск и сохранить свою независимость. Киевская Русь явилась колыбелью древнерусской народности.

Усиление феодальных отношений привело к распаду Киевской Руси. В стране возникли крупные земельные владения бояр. Их хозяйство было натуральным. Все необходимое для боярина производили зависимые от него крестьяне. Экономические и торговые связи между отдельными землями Руси почти отсутствовали. Выросли новые города ; центры ремесла и местной торговли, соперничавшие с Киевом. Великому киевскому князю трудно было управлять огромной страной. Местные феодалы нуждались в более близкой власти, способной оказать им активную помощь в управлении крестьянами и жителями городов.

Великие киевские князья выделяли своим сыновьям уделы с городами и селами в наследственное владение. В результате этого внутри Киевской Руси возникло много удельных княжеств. Потомки Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха образовали местные княжеские династии, которые стремились отделиться от Киева.


Список литературы



В.В. Седов. Восточные славяне в VI – XIII вв. М. – 2002

В.В. Седов. Происхождение и ранняя история славян. М. -2003

В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. М.: Дрофа, 2002

Б.А.Рыбаков «Мир истории: начальные века русской истории»: М. «Молодая гвардия», 2004

В.П. Кобычев. В поисках прародины славян. М. 2002

Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004.

Информация о файле
Название файла Восточные славяне в древности. Образование  древнерусского государства. Киевская Русь IX- начала XII вв.  от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 20:04
Дата обновления 10.5.2020, 20:04
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 47.66 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 280
Скачиваний 79
Оценить файл