Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра уголовно-исполнительного и уголовного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Правовое регулирование воспитательного воздействия на

осужденных в исправительных учреждениях

Выполнил:

очная форма обучения

курсант Юо 1-14

 рядовой внутренней службы

Мирказимов С.М.

Руководитель:

                                                          ст.преподаватель кафедры УИиУП

подполковник внутренней службы

                                                                             к.ю.н Ничуговская О.Н.

         Дата защиты: «__»_____________ 20__ г

       Оценка:___________________________

        __________________________________

(подпись научного руководителя)

                                               Воронеж 2016

                                              ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................
...........................3

ГЛАВА 1: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ…………………………………...…6

1.1 Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы……...6

1.2 Формы и методы  воспитательной работы  с осужденными………….…15
ГЛАВА 2: ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ..................22

2.1 Меры поощрения и взыскания порядок их применения к осужденным к лишению свободы………………………………………………………………22

2.2  Основные принципы воспитательной работы с осужденными…………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................
..................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…36

                                                  ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность темы курсовой работы обусловлена реформированием  уголовно-исполнительной системы Российской Федерации,  ориентированым    на гуманизацию  уголовно-исполнительной политики, соблюдение прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. Воспитательный процесс в исправительных учреждениях осуществляется в специфических условиях отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы. Поэтому основные направления формы и наиболее важные вопросы организации воспитательной работы с осужденными урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами Минюста Российской Федерации. К воспитательному воздействию  можно отнести условия, которые должны быть созданы в учреждениях уголовно-исполнительной системы для исправления правонарушителей, а также материальную и производственную базу; к субъективным - целенаправленную деятельность персонала (сотрудников), их профессиональное, психолого-педагогическое мастерство. Исправление осужденных к лишению свободы, должно быть направленно на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденного и обстоятельств совершения им преступления. Индивидуальная воспитательная работа предполагает изучение индивидуальных особенностей личности осужденного; выбор соответствующих средств психолого-педагогического воздействия; планирование индивидуальной работы; распределение личных поручений с учетом интересов и склонностей осужденного и педагогической целесообразности; личный контроль за выполнением поручений; индивидуальное шефство над осужденным сотрудника колонии и представителя общественности. Осужденный является не только объектом, но и субъектом воспитания, поэтому воспитательная работа должна включать и самовоспитание. Воспитательная работа с осужденными в самых общих чертах определена в ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Наиболее важной и доминирующей формой воспитательного воздействия на осужденных является их нравственное воспитание. 

          Объект курсовой работы- уголовное-исполнение отношения по применению мер воспитательного воздействия.

           Предмет курсовой работы- законодательство РФ регулирующие воспитательное воздействие на осужденных ИУ.

           Цель данного исследования- проанализировать средство                                  воспитательного   воздействия  применимые  осужденным к   общественным и исправительным работам для достижения целей  наказания.  

          Задачи можно выделить следующие:  

– провести историко-правовой анализ развития средств воспитательного воздействия на осужденных к обязательным работам и исправительным работам в отечественном законодательстве;

– установить возможности оказания воспитательного воздействия на осужденных к обязательным работам и исправительным работам для достижения целей наказания;

– разработать теоретическая конструкция мер воспитательного воздействия, охарактеризованы элементы предложенной системы;

– изучить положительный опыт учреждений, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы, и субъектов, выступающих непосредственными участниками уголовно-исполнительного процесса на осужденных

        В данной работе использовались следующие методы:  исторический, сравнительный, индуктивный, стимулирование.

       Исследования в данном направлении проводились такими научными деятелями как: Коновалова Ю.М, Ткачевский С.И,  Шамис А.В, Бутенко Т.П, 

Менязева Т.Ф.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1:  Правовое регулирование воспитательного воздействия на   осужденных

1.1. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

        Содержание и понятие воспитательного воздействия на осужденных исторически менялось. В дореволюционный период использовалось понятие пенитенциарного воспитания, целью которого было внушение арестанту правильного понятия о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих преданности престолу и отечеству и подчинения существующим законам и властям. В советское время воспитательное воздействие на осужденных рассматривалось как учебно-воспитательное дело, составной частью которого признавалась культурно-просветительная работа. В начале 30-х гг. появился двойной подход: в системе исправительно-трудовых лагерей в качестве воспитательного воздействия проводилась культурно-воспитательная работа, а в системе ИК - политико-воспитательная работа. С середины 50-х гг. в обиход прочно вошло понятие "политико-воспитательная работа", которая была общепризнанным средством воздействия на осужденных. В связи с признанием Российской Федерацией идеологического многообразия произошли изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний: понятие "политико-воспитательная работа" было заменено понятием "воспитательная работа".

       Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним основных средств исправления осужденных. Все средства исправительного воздействия на осужденных взаимосвязаны и, представляя единый комплекс, дополняют друг друга. Так, труд осужденных имеет ярко выраженное воспитательное· значение. В то же время одним из общепризнанных направлений воспитательной работы является трудовое воздействие.

Как разностороннее и тонкое психолого-педагогическое средство, воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем режим и труд. Вопросам ее организации, формам и методам проведения посвящена гл. 15 УИК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

       Деятельность каждого ИУ в соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИУ подлежит строгой регламентации; в рамках внутреннего распорядка дня устанавливается перечень воспитательных мероприятий: общие собрания осужденных, постоянно действующие семинары социально-правовых знаний, школы подготовки осужденных к освобождению и др.

Участие в различных [1]мероприятиях не может быть закреплено в качестве обязанности для осужденных (хотя в распорядке дня время для проведения таких мероприятий может быть определено).

Формами воспитательной работы являются:

1) нравственное воспитание;

2) правовое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) физическое воспитание;

5) иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

Каждое из этих направлений имеет свое специфическое содержание.

Наиболее значимым является нравственное воспитание осужденных, оно имеет свои давние исторические корни и традиции.

Нравственное воспитание осужденного в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается как процесс формирования личности осужденного, его жизненной позиции.

      Воспитание положительной жизненной позиции осужденного является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению. В обществе наряду с правовыми нормами действуют и нравственные, которые выражаются в обычаях, народных традициях, религиозных представлениях и т.д. Моральные требования общества, обращенные к личности, проявляются в форме идеалов, принципов и правил поведения, в традициях, устоях, нормах общения в быту и труде, различных видах общественной деятельности.

Структура индивидуального нравственного сознания состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений о совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и др., его нравственных идеалов, убеждений, чувств и переживаний.

       Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование жизненной позиции осужденных. Отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлениям. В недалеком прошлом воспитательная работа была заидеологизирована, носила ярко выраженную политическую окраску. В настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали, патриотизма. В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное место занимает религиозное воспитание. В учреждениях уголовно-исполнительной системы накоплен значительный опыт организации работы по реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. Если 12–15 лет назад администрация исправительных учреждений лишь изредка пыталась привлекать священнослужителей к работе, и возникали большие сомнения в целесообразности таких мероприятий, особенно в условиях соперничества различных конфессий и вероучений за влияние на осужденных в местах лишения свободы, то теперь необходимость привлечения религиозных объединений к участию в исправлении осужденных и иного содействия учреждениям и органам, исполняющим наказания, осознается на высшем государственном уровне. Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России религиозных конфессий, таких как православие, ислам, буддизм, иудаизм и др.

      Наиболее тесно с уголовно-исполнительной системой сотрудничает Русская Православная Церковь, которая оказывает воспитательное воздействие на осужденных и лиц, содержащихся под стражей. РПЦ активно участвует в благотворительной и попечительской деятельности. В колонии и следственные изоляторы доставляются духовная литература, гуманитарная помощь в виде продуктов питания, лекарств и медицинских препаратов, одежды, обуви и т. п. Органы системы исполнения наказаний берут на себя обязательство содействовать организации развития религиозного образования для лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу, и способствовать реализации их прав на свободу совести и вероисповедания, при участии священнослужителей Русской Православной Церкви.

       Большую работу по духовно-нравственному воспитанию осужденных, исповедующих ислам, проводят мусульманские религиозные организации. Так, 12 мая 2010 г. было подписано соглашение о двухстороннем сотрудничестве между ФСИН России и Централизованной мусульманской организацией Совет Муфтиев России в области образования и духовно-нравственного просвещения осужденных, исповедующих ислам. Данное соглашение является первым в истории современной России. Деятельность, направленную на духовно-нравственное воспитание осужденных, оказание им гуманитарной помощи и социальной реабилитации освободившимся из мест лишения свободы, осуществляют и другие традиционные для России религиозные конфессии, зарегистрированные в органах юстиции.

       В настоящее время в учреждениях ФСИН России функционируют 523 храма, в том числе – 471 Русской православной церкви (РПЦ), 40 исламских мечетей, 9 буддийских дуганов и 3 костела Римско-католической церкви (РКЦ). Строится еще 61 храм РПЦ. Действует 705 молитвенных комнат, в том числе 466 – РПЦ, 115 – исламских, 6 – буддийских, 1 – иудейская, 2 – РКЦ, 64 – евангельских христиан-баптистов, 49 – христиан веры евангельской (пятидесятников) и 3 – для представителей других вероисповеданий.

Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значение, однако оно не может восполнить все пробелы нравственного воспитания. Духовность, нравственность, мораль - это категории не только религии. Эти качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке, культуре, средствам массового воспитания. В исправительных учреждениях могут организовываться кружки художественной самодеятельности, проводятся концерты самодеятельности шефствующих и других организаций, а также платные концерты на средства осужденных.

      Правовое воспитание осужденных к лишению направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, знания его, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений

осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Формами правового воспитания являются:

а) разъяснение законодательства;

б) вечера вопросов и ответов по правовым проблемам;

в) лекции и беседы юристов, адвокатов, работников суда и прокуратуры;

г) наглядная агитация по правовой проблематике;

д) просмотр телепередач по правовой тематике;

е) изучение Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов.

       Трудовое воспитание - одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Воспитательная работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина и общества.

      Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к собственности, Т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений, стремления жить за счет других. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.[3] В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни страны, ухудшением и разрывом производственных связей предприятий, в первую очередь государственного сектора в исправительных учреждениях значительная часть осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической деятельности исправительных учреждений. Поэтому такие формы воспитательной работы, как трудовое соревнование, списывать рано. Оно должно стать важной формой трудового воспитания в условиях рыночной экономики и выпуска конкурентно способной продукции высокого качества. Трудовое соревнование организуется в исправительных учреждениях по отрядам, бригадам и индивидуально.

         Физическое воспитание осуществляется в целях поддержания и укрепления здоровья осужденных, формирования у них навыков личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств.

В исправительных учреждениях оборудуются спортивные площадки, ежедневно проводится физическая зарядка, организуются игры в футбол, в волейбол, в теннис, шахматные и шашечные турниры, проводятся занятия по легкой и тяжелой атлетике.

        Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 №. Дифференциация осуществляется с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений на основе разработки типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на: осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях; осужденных женского пола; осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима; осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах; осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения и т.д.); осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах.

      Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. 110 УИК РФ.

Воспитательная работа проводится в трех основных формах:

1) индивидуальной;

2) групповой;

3) массовой.

 При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы. Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, [2]требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов за определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий. Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

      Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50-100 человек, в зависимости от вида  режима и численности осужденных; в воспитательной колонии - 50 человек. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии - старший воспитатель - начальник отряда). Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы - педагог и воспитатель.

       Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии - воспитатели, представители родительского комитета. Начальник отряда является председателем Совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане. В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении.

        Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.

Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. Она проводится на основе изучения личности каждого из осужденных с учетом характера, причин, условий, обстоятельств и общественной опасности совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей его личности.

        В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация  самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

1.2. Формы и методы  воспитательной работы с осужденными

       Формы  воспитательной работы  с осужденными   в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве речь шла о политико-воспитательной работе с осужденными, основными формами проведения которой являлись трудовое соревнование, разъяснение законодательства, агитационная и пропагандистская, культурно-массовая, физкультурно-спортивная и индивидуальная работа, то теперь такого разделения нет. Называются лишь формы, направления воспитания. Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается через призму формирования личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание правильной позиции является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению. Нравственное воспитание тесно связано со всеми направлениями воспитательного воздействия, так как оно концентрирует в себе проявление их влияния на личность.

        Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости следовать им.   В этой работе следует прежде всего обращать внимание не на знание осужденными правовых норм (при всей значимости таких знаний), а на формирование у них уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых норм несмотря на распространенное ныне в обществе нигилистическое отношение к законности, праву в целом, веру во всемогущество денежного мешка.

       Трудовое воспитание - одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у   осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.

       Достаточно много внимания в практике исправительных учреждений уделяется эстетическому воспитанию осужденных. В большинстве случаев это малокультурные люди. Все эти качества наиболее наглядно проявляются в их субкультуре с присущими ей жаргоном и фольклором, воровской романтикой и блатными традициями, лагерными песнями и другими атрибутами. Поэтому перед персоналом исправительных учреждений в процессе осуществления воспитательных воздействий стоит задача формирования у осужденных способности воспринимать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, эстетических взглядов, вкусов, потребностей и желания участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

      Важной формой нравственного воспитания осужденных является религиозное воздействие. В настоящее время имеются соглашения с религиозными конфессиями (например, с Русской Православной Церковью в лице ее Московской Патриархии), в которых определяются формы их работы с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Сейчас в каждом исправительном учреждении оборудованы соответствующие помещения для отправления религиозных обрядов (часовни, домовые церкви, дацаны, мечети, молельные комнаты

и др.).

       В практической деятельности сложным  является вопрос о допуске в исправительные учреждения для проведения религиозного просвещения осужденных представителей тех или иных религиозных конфессий, особенно сектантских течений и  групп различной ориентации, выступающих  в ряде случаев против общечеловеческих ценностей. Этот вопрос необходимо решать через Министерство юстиции РФ и его организационные структуры на местах, которые осуществляют регистрацию подобного рода организаций, имея возможность проверить и оценить их учения (у некоторых сектантских групп они даже не переведены на русский язык). Перекладывать данное решение на администрацию исправительных учреждений недопустимо, она не обладает возможностями дать правильную оценку таким обстоятельствам. При наличии регистрации в органах юстиции конкретной религиозной организации и наличии в учреждении осужденных, желающих отправления обрядов именно данной религиозной организацией, администрация учреждения обязана допустить ее представителей к осужденным.

       Данное  положение сейчас закреплено в ч. 2ст. 118 УИК РФ: к осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В таком деликатном деле, как религиозное  воздействие, не всегда удается избежать компании по реализации указанных соглашений, имеются попытки стандартизировать эту работу, например, оборудовать молельные комнаты по единому образцу (как функционировавшие ранее ленинские комнаты). Весьма опасными и деструктивными являются требования ориентироваться в этой  работе прежде всего на ту либо иную религию и не поощрять посещений исправительных учреждений представителями других религиозных учений.           Нельзя командными методами приучать человека к религии, обязывая посещать религиозные службы, изучать вероучения (если это не связано со спецификой выполняемых служебных обязанностей); тем более недопустимо вводить в программу служебной подготовки персонала требования изучать, например, православие в обязательном порядке, а иные вероучения — по желанию. Кроме протеста, игнорирования и недовольства такая практика ничего другого вызвать не может. Только спокойная, вдумчивая, кропотливая и довольно длительная работа может дать положительные результаты в такой деликатной сфере жизнедеятельности человека и общества.

        В исправительных учреждениях достаточно много внимания уделяется физическому воспитанию осужденных, для чего в каждом исправительном учреждении создается необходимая спортивная база (за исключением тюрем и колоний особого режима). Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются хорошо оборудованные спортивные площадки и спортивные залы.          Спортивные мероприятия служат не только важным фактором поддержания здоровья осужденных и их физического состояния, но и обеспечивают занятость осужденных полезными делами (особенно в условиях отсутствия работы, непосещения образовательных занятий и при других неблагоприятных факторах).

     Уголовно-исполнительным законодательством  закрепляется принцип  дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и  условий содержания осужденных. Требование дифференцированного подхода вытекает как из сложившейся практики исполнения лишения свободы, так и из ратифицированных Россией международно-правовых договоров, определяющих стандартные правила  обращения с осужденными.       

Воспитательная работа проводится в трех основных формах:         

1) индивидуальной;                  

2) групповой;                          

3) массовой.                      

      Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными.  Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств, степени разрушенности социально полезных связей и др. Основным источником получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и др. В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; применение типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящихся к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестования осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков; подготовка осужденных к освобождению и т.д.         

      В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Психологи изучают вновь прибывших в исправительное учреждение по стандартизированным методикам и составляют на каждого осужденного психологическую характеристику-рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе; выявляют лиц, составляющих «группу риска» (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.); осуществляют индивидуальное консультирование, проведение психокоррекционной работы с отдельными осужденными и группами осужденных, социально-психологических тренингов.   Массовые формы используются при проведении воспитательных , мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.    

       Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа и т. д.             Отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исполнительного процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных,  сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной  работы. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50-100 человек, в зависимости от вида режима и численности осужденных; в воспитательной колонии -50 человек15. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии старший воспитатель — начальник отряда). Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда.

       В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы — педагог и воспитатель.      Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии — воспитатели, представители родительского комитета[3]. Начальник отряда является председателем Совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане.   В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении.                                                                                        
                                                                                 
                                                

      Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.              Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.               Одним из примеров форм в воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям осужденных. Они создаются с целью реализации возможностей самоорганизации и самоуправления осужденных и осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства РФ и актов Минюста России под контролем администрации исправительных учреждений.                   Согласно ст. 111 УИК РФ самодеятельные организации осужденных формируются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа). Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям.

       Следует отметить то , что задачей воспитательной  работы с осужденными к лишению свободы, является их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня. Воспитание положительной жизненной позиции осужденного является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению

Глава 2: Основные средства исправления осужденных

2.1. Меры поощрения и взыскания порядок их применения к осужденным к лишению свободы

    Одним из действенных средств воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы является применение к ним предусмотренных законом мер поощрений и взысканий. Порядок применения указанных мер, полномочия должностных лиц по их наложению на осужденных, условия содержания дисциплинарно наказанных в помещениях камерного типа подробно регламентируются уголовно-исполнительным законодательством.

      К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, применяется самый широкий спектр дисциплинарных мер, которые в своем единстве образуют систему поощрений и взысканий, направленную на стимулирование правопослушного и торможение негативного поведения осужденных. За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения (ст. 113 УИК РФ):

1) благодарность;

2) награждение подарком;

3) денежная премия;

4) разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;

5) предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;

 6) разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до 500 руб. на покупку питания и предметов первой необходимости;

 7) увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца;

 8) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

     В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий.

К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.

Кроме того, положительно характеризующимся в течение определенного периода осужденным может быть изменен вид исправительного учреждения либо условия отбывания наказания в рамках одного учреждения. В соответствии с ч. 2 ст. 78 УИК РФ такие осужденные могут быть переведены судом для дальнейшего отбывания наказания: а) из тюрьмы в исправительную колонию - по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда; б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима - по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда; в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания; г) из исправительных [4]колоний строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, - по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений - по отбытии не менее двух третей срока наказания. Согласно ст. 87 УИК РФ по решению комиссии исправительного учреждения осужденным могут быть улучшены условия отбывания наказания путем перевода на облегченные или обычные (со строгих) условия. В целях дальнейшего исправления положительно характеризующийся осужденный может быть представлен к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия указанной в законе части срока наказания. Кроме этого, в отношении положительно характеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании. Высшей формой поощрения для осужденных выступает условно-досрочное освобождение, которое применяется судом к лицам, доказавшим свое исправление.

     Право на получение столь разнообразных поощрений, с одной стороны, существенно дополняет и индивидуализирует правовое положение осужденного, отбывающего лишение свободы, с другой - является действенным средством для стимулирования правопослушного поведения осужденного. Осужденные могут поощряться за добросовестное выполнение своих обязанностей, успехи в труде, учебе, общественной жизни, проявленную разумную инициативу в других общественно полезных делах. Инициаторами ходатайств о поощрении осужденных могут выступать сотрудники исправительного учреждения, учителя общеобразовательной школы, преподаватели и мастера профессионального обучения, представители общественности, самодеятельные организации осужденных. Статья 114 УИК РФ устанавливает порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы. Поощрение в виде благодарности осужденному может быть объявлено в устной или письменной форме, остальные поощрения - только в письменной форме. Об устной благодарности начальник отряда делает соответствующую запись в дневнике индивидуальной воспитательной работы с осужденным. При объявлении благодарности и остальных поощрений в приказах и постановлениях из них делаются выписки, которые приобщаются к личным делам осужденных. Одновременно соответствующая информация заносится в дневник индивидуальной воспитательной работы с осужденным. Изменение вида исправительного учреждения оформляется в виде определения суда, которое приобщается к личному делу осужденного, а изменение условий отбывания наказания - протоколом решения комиссии исправительного учреждения, выписка из которого подшивается в личное дело осужденного.

     В соответствии со ст. 119 УИК РФ правом применения перечисленных в ст. 113 УИК мер поощрения в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Вместе с тем одну из основных ролей в воспитании осужденного играет начальник отряда, который лучше других знает особенности личности своих подопечных, может всесторонне оценить и своевременно повлиять на их поведение. Поэтому уголовно-исполнительное законодательство наделяет начальников отрядов правом применять следующие меры поощрения: а) благодарность; б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда (т.е. устного выговора). Кроме того, умелое применение отнесенных к его компетенции дисциплинарных мер позволяет начальнику отряда влиять на процессы, происходящие в коллективе осужденных, способствует укреплению его авторитета.

     Особые требования в законе предъявляются к применению такого поощрения, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. Во-первых, к осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Поощрение такого осужденного другими мерами не допускается; отступление от этого требования закона не только является правонарушением, но и оказывает негативное воздействие на процесс воспитания осужденного. Во- вторых, в зависимости от тяжести проступка законодатель устанавливает определенные сроки снятия наложенного за их совершение взыскания. Эти сроки вводятся для того, чтобы взыскание сыграло воспитательную роль, осужденный осознал свою вину и раскаялся в содеянном.

Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня наложения таких взысканий, как выговор и дисциплинарный штраф (а для воспитанников также лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца и водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу), и не ранее шести месяцев со дня отбытия остальных взысканий, указанных в ст. 115 УИК РФ.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:

 а) выговор;

б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;

в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в ШИЗО на срок до 15 суток;

г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания [5]наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в ПКТ, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в ЕПКТ на срок до одного года;

е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в ПКТ на срок до трех месяцев (ст. 115 УИК РФ).

     При этом осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, а также осужденные, являющиеся инвалидами 1 группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся.

     Свои особенности имеют перечни взысканий, применяемых к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях и в воспитательных колониях. Специфика отбывания лишения свободы в колониях-поселениях такова, что осужденные находятся в условиях полусвободы, т.е. содержатся без охраны, но под надзором. В связи с этим в указанных учреждениях отсутствуют помещения, предусматривающие длительную строгую изоляцию осужденных, что не позволяет применять взыскания, связанные с переводом в ПКТ и ЕПКТ (п. «г» - «е» ч. 1 ст. 115 УИК РФ). В то же время к этой категории осужденных могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней. К осужденным, отбывающим лишение  свободы в воспитательных колониях, применяются виды взыскания, обладающие небольшим карательным потенциалом:

1) выговор;

2) дисциплинарный штраф в размере до 200 руб.;

3) лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца;

4) водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу..

     Большое значение для реализации мер взыскания имеет закрепление в уголовно-исполнительном законе понятий «злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы» и «злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания». Определение этих терминов в ст. 116 УИК РФ позволяет не только на практике дифференцировать применение взысканий к определенной категории осужденных, но и четко установить критерии изменения условий отбывания наказания в худшую сторону для осужденных внутри исправительного учреждения (ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ), а также их перевода в исправительное учреждение с более суровыми условиями содержания (ч. 4 ст. 78 УИК РФ).

     Так, если осужденные проявили себя как злостные нарушители

установленного порядка отбывания наказания, то они могут быть переведены: из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом; из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима; из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

      Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых .неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

     Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Только учет всех этих обстоятельств делает взыскание справедливым, способным достичь поставленных перед ним целей. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. При этом возмещение осужденным причиненного ущерба в порядке ст. 102 УИК РФ взысканием не является, поэтому оно может быть применено наряду с наложенным дисциплинарным наказанием. В ч. 2 ст. 117 УИК РФ регламентируется соответствующее дисциплинарное производство. Обязательным условием привлечения к дисциплинарной ответственности является получение до наложения взыскания от осужденного письменного объяснения по поводу нарушения. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение (инвалидам, иностранным гражданам, иным лицам, слабо [6]владеющим русским языком, и др.), оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В исключительных случаях, при отказе осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт, подписываемый тремя сотрудниками исправительного учреждения. Акт приобщается к материалам производства.

      Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях (при заболевании, завершении не терпящей отлагательства работы, отсутствии мест в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камер и т.п.) - не позднее 30 дней со дня его наложения.

     Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно, запись о котором делается в дневнике индивидуальной воспитательной работы с осужденным. Если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания.

Дисциплинарный штраф налагается только за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет.

      Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания в них. К осужденным, переведенным в помещения камерного типа, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещения камерного типа, а к осужденным, переведенным в ЕПКТ, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в ПКТ и ЕПКТ. Осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, а также осужденные, являющиеся инвалидами 1 и 2 группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры не водворяются. УИК РФ (ст. 118) устанавливает условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Наиболее жесткие условия содержания осужденных установлены законодателем в штрафном изоляторе. Осужденным запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Осужденным запрещается брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены (для женщин), выписанных ими журналов и газет, а также религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.

      Осужденным, водворенным в штрафные изоляторы, разрешается пользоваться печатными изданиями из библиотеки учреждения. Письменные и почтовые принадлежности, имеющиеся у осужденных, хранятся у младшего инспектора по надзору за осужденными в ШИЗО и выдаются им на время написания корреспонденции. Продукты питания сдаются на склад и выдаются осужденным после отбытия ими меры взыскания. Администрация принимает меры к их сохранности, однако если в силу естественных причин от длительного хранения продукты испортились, об этом комиссионно составляется  акт и они уничтожаются. Курение осужденным, водворенным в штрафной изолятор, запрещено (для обеспечения пожарной безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических требований). Водворение осужденных в штрафной изолятор может быть с выводом осужденных на работу или без вывода. Осужденные с выводом на работу привлекаются к труду отдельно от других категорий осужденных. Санитарная обработка производится также отдельно от других лиц. Уборка помещений производится в порядке очередности лицами, содержащимися в них.

2.2. Основные принципы воспитательной работы с осужденными

       Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации психологов и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов. Выделяются следующие принципы воспитательной работы с осужденными.

1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Цель определяется как начальная перспектива с тем, чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы определить ее более точно, скорректировав на большую перспективу. Она выступает как ориентир, позволяющей выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» - от ближней к дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным членом.             

 2.Принцип соответствия цели средствам, формам и методам воспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному.   Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в соответствующих условиях добиться перевоспитания каждого осужденного.                                   3. Принцип связи процесса перевоспитания [7]осужденного с жизнью. Сущность принципа заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадает после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни. Так как человек может не найти своего места в обществе, после освобождения из заключения. Последствиями такого рецидива могут стать действия освобожденного, предусматривающие вновь применение мер осуждения.                                                                                 
                                                                                 
   

4. Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека является его собственная активность. Общественно-полезная деятельность деятельность осужденных - это прежде всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. К общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная, культурно досуговая и физкультурно спортивная деятельность.            

 5. Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденного. Здесь играет роль ближайшее окружение осужденного и особое педагогическое мастерство воспитателей. 

        Следует отметить то  что воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи сообществом, знакомя их с общественной жизнью вне мест заключения путем прессы, а также формировать у них положительные социальные установки. Этому способствует так же вовлечение осужденных в трудовую и общественную деятельность колонии.Некоторая часть осужденных, чаще всего рецидивисты

не идут на контакт , не желая исправиться, и негативно влияют на других,,поэтому воспитателям трудно проводить ресоциализацию, в местах лишения свободы. К осужденным применяются методы поощрения и наказания что благотворно влияет на исправлении осужденных.

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Она призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень. Постановка этих полезных для осужденного и общества целей не означает, что они будут полностью достигнуты за время отбывания наказания. Тем не менее целенаправленная деятельность по их достижению, как показывает практика, приносит позитивные результаты. Необходимость осуществления воспитательной работы с лицами, осужденными к лишению свободы, необходима объективно, поскольку в этом процессе происходит перевоспитание, исправление осужденных, формирование у них норм правопослушного поведения, норм общечеловеческой морали и нрав-ственности, трудовых навыков, осуществляется психологическая реабилитация и подготовка осужденных к будущей жизни после освобождения. В условиях гуманизации государственной карательной политики в России в последние годы меры воспитательного воздействия на осужденных представляются особенно значимыми.

        При этом следует понимать, что воспитательное воздействие в условиях изоляции от общества лиц, совершивших преступления и имеющих определенную специфику поведения (непослушание, невыполнение требований администрации, нарушения режима исправительных учреждений, участие в различных группировках осужденных и т.д.), невозможно без применения мер карательного воздействия. Соответственно, сам процесс исправления осужденных носит карательно-воспитательный характер, предполагает соединение в нем мер и карательного, и собственно воспитательного воздействия.

     Все меры воздействия на осужденных, применяются в воспитательной работе по переубеждению, могут быть либо коллективными, либо индивидуальными. При применении мер воздействия нужно учитывать эффект совместного и одинакового образа жизни и деятельности осужденных, наиболее ярко проявляющийся в исправительных учреждениях и менее выраженный у лиц, отбывающих наказание в виде условного осуждения. Он состоит в том, что у осужденных формируются групповые мнения об авторитетности, статусе сотрудников пенитенциарных учреждений, то есть при проведении различных коллективных мероприятий следует понимать, что сознание осужденных никогда не бывает «чистым листом», свободным от психологических установок, возникших в результате совместного образа жизни. Такого рода групповые мнения и настроения не всегда соответствуют направленности воспитательных мероприятий.

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                                  Нормативно-правовые акты

     1. Конституция Российской Федерации.-М: Юрид. Лит., 1993.-64 с.

     2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ – с изменениями от 19 июля 2009 г. // СЗ РФ. – 2004. - № 2. – Ст. 198.

     3.Об утверждении норм создания технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях: Постановление Правительства РФ от 8 августа 1997 г. № 974  //  СЗ РФ. – 1999. - № 32. – Ст. 3787.

    4. Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего [полного] общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы: Министерства юстиции РФ// Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г.

 № 61/70  – 2006. - № 6. ст.524.

    5. Об утверждении Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний : Приказ Минюста РФ от 8 июня 2005 г. СЗ // № 79 БНА РФ. – 2005. - № 26.

     6. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 2009 г. № 1-ФЗ – с изменениями от 19 июля 2009 г. // СЗ РФ. – 2004. - № 2. – Ст. 198.

                                 Научно-методическая литература

    1. МВД России. Примерное положение о самодеятельных организациях осужденных в воспитательных колониях // Приказ МВД России от 2 апреля 2010 г. № 201. -180 с.

    2. Ткачевский Ю. М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. - М., 2011.-116 с.

    3. Закон РФ Об образовании . М -  2012 .-112 с.

    4. Игнатьев А. А. Уголовно — исполнительное право: Учебник. — М.: Новый юрист, 2004.-112 с.

    5. Коновалова С. И. Исправление и перевоспитание как цель уголовного наказания // Право и культура: проблемы взаимосвязи. Ростов н/Д: РВШ МВД РФ, 2008.-156 с.

    6. Минязева Т. Ф. Значение исполнения наказания в современных условиях. //Следователь. № 7. 2010г

    7. Зубкова А.И. Уголовно-исполнительное право России. - М., 2008.-245 с.

    8. Шмарова И.В. Уголовно-исполнительное право:. — М.: Бек, 2009.-274 с.

    9. Уткни В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву // Общая часть. – М., 2010.- 212 с.

    10. Шамис А. В. Основные средства  карательно-воспитательного   воздействия на осужденных и механизм их реализации в исправительных учреждениях: - М: 2007 г.- 145 с.

    11. Бутенко Т.П. Проблемы реализации осужденными к лишению свободы права на образование // Т.П. Бутенко // Российская юстиция. – 2007. - № 8.

    12. Зубкова А.И. комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / . - М.: «Норма», 2008.-32 с.

    13. Ткачевский, Ю.М. Режим отбывания и исполнения наказания в виде лишения свободы  // Законодательство. М – 2006. - № 2.

    14. Зубкова А.И. Уголовно-исполнительное право России // теория, законодательство, международные стандарты. – М.: Норма, 2003. – 720 с

    15. Михлина А.С. Селиверстова В.И..Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации/ А.С. Михлин, Постатейный научно-практический комментарий. – М.: Агентство (ЗАО) Библиотечка Российской газеты, 2004- 274 с.



[1] Уголовно-исполнительное право России: Учебник. / Под ред. проф. А И Зубкова. М., 2008 г

[2] Уткин В..А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву: Общая часть. — Томск: Томский госуниверситет, 2010г.

[3] Уголовно-исполнительное право: Учебник Под ред. И. В. Шмарова. — М.: Бек, 2009

[4] Мииязева Т. Ф. Значение исполнения наказания в современных условиях. //Следователь. № 7. 2010

[5] Зубкова А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /            . - М.: «Норма», 2008.

[6] Коновалова С. И. Исправление и перевоспитание как цель уголовного наказания  Право и культура: проблемы взаимосвязи. Ростов н/Д: РВШ МВД РФ, 2008 г. 

[7] Зубкова А.И. Уголовно-исполнительное право России: Учебник.,  - М., 2008 .-245 с.

Информация о файле
Название файла Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 16:04
Дата обновления 5.5.2020, 16:04
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 38.59 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 287
Скачиваний 78
Оценить файл