СОДЕРЖАНИЕ
Введение .…….…………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы истории развития педагогической мысли ………….. 5
1.1 Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме .…………………... 5
1.2 Педагогические взгляды Демокрита ………………………………............. 7
1.3 Педагогические взгляды М. В. Ломоносова ………………………………. 9
Заключение …………………………………………………………….................. 13
Список используемой литературы ……………………………………………… 15
ВВЕДЕНИЕ
На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом Обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания - собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные. и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.
Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.
Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.
Данной проблемой занимались такие педагоги, учёные как: Демокрит и Ломоносов М. В.
Цель исследования: определить место того или иного представителя в истории развития педагогической мысли.
Задачи исследования:
1. Проанализировать каким было воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме
2. Изучить педагогические взгляды Демокрита, Ломоносова М. В.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1.1 Воспитание педагогической мысли в Древнем Риме и Греции
В государствах Древней Греции и Рима начинают уже складываться первые системы воспитания, семейного и общественного, зарождаться первые педагогические теории.
В Спарте сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семенное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть).
В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения - агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие - физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (лаконическая речь) [2, с. 15].
Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.
Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14-15 лет в криптиях-ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.
С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.
Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.
В Афинах воспитанию и обучению детей и юношества придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.
В римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое положение семья занимала на социальной лестнице римского общества. Женщина в Риме обладала известными правами (например, в области наследования), но мужчина был полным властелином и над детьми, и над женой [2, с. 18].
Под влиянием Греции возникли грамматические школы, где с 12 до 16 лет обучались сыновья богатых родителей. Им преподавали греческий язык, риторику, давали некоторые сведения из литературы и истории В последние годы республиканского Рима появились школы риторов (ораторов), где юноши знатного происхождения за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии- их готовили к высшим государственным должностям.
С возникновением Римской империи (II в. до н. э.) императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные, задачей которых была подготовка преданных императорской власти чиновников. Когда христианство было объявлено господствующей религией, на должности учителей стали назначать представителей духовенства; воспитание в семье и школах все более приобретало религиозный характер.
1.2 Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение. Вот фрагменты из сочинений философа на эту тему: Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться, Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы. Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа. Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых. (Благомыслие отца - лучшее наставление детям), словесному воздействию, воспитанию убеждением и доводами, приучению к труду, без которого дети не могут обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике... ни способности стыдиться. Идеолог рабовладельческой демократии, он нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни. В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет. Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения (темное познание), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокрит высказался за развитие ума выразительными словами: Многие многознайки не имеют ума [4, с. 18].
1.3 Педагогические взгляды М. В. Ломоносова
В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского. государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского завоевания. Дав известный толчок развитию производительных сил, реформы не преодолели, однако, до конца эту отсталость, так как проводились в целях укрепления и расширения крепостнических отношений [1, с. 202].
В первой четверти XVIII в. издавалось много светской научной литературы - переводной и оригинальной, был создан новый гражданский алфавит, на котором теперь печатались книги, открывались светские школы.
В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта школа математических и навигационных наук. В ней изучали арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию и, кроме того, специальные науки: навигацию - для специалистов морского дела, фортификацию, необходимую военным инженерам, астрономию, географию и землемерие. Школа отличалась от прежних русских учебных заведений: главными предметами в ней были светские науки, а не священное писание. Количество учащихся в школе колебалось в пределах 200-300 человек. Они были главным образом из низших сословий: дети дьяков, подьячих, солдат, посадских людей; дворянские дети составляли небольшой процент учащихся. Это объяснялось нежеланием дворян учиться, их косностью, привычкой к праздности. Дети простых людей приходили учиться добровольно, дворян же приходилось присылать в школы принудительно [5, с. 217].
Главным учителем в этой школе был Леонтий Магницкий, один из культурнейших людей своего времени, который составил первое учебное руководство по математике Арифметика, сиречь наука числительная. Он подготовил много прекрасных специалистов - математиков, морского дела, артиллерийской службы, учителей и составителей учебников. Московская школа математических и навигационных наук была первым реальным училищем в Европе и явилась образцом для других светских училищ, открытых в начале XVIII в- артиллерийских, навигационных горных и так называемых цифирных школ.
В 1715 г. на основе переведенных в Петербург морских классов этой школы открылась Морская академия.
В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук с университетом и гимназией. Она сыграла большую роль в развитии науки, а ее учебные заведения - в подготовке образованных людей, преданных служителей отечественной науки [6, с. 116].
Огромное значение для развития в России науки и просвещения имела деятельность гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765)
С 1741 г. начинается активная, исключительно плодотворная и разносторонняя научная и, просветительская деятельность М. В. Ломоносова. В 1745 г. он был назначен профессором химии Петербургской Академии наук, а позже избран академиком. Ломоносов заложил основы развития целого. о ряде наук в России. О его гениальной многогранности выразительно сказал А. С. Пушкин: Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник. Ломоносов стал основателем русской классической философии, построенной на началах философского материализма, основателем научного естествознания в России. Он первым в истории мировой науки дал наиболее полное и точное определение основного закона природы - закона сохранения материи и движения [8, с. 154].
Поразительная широта интересов и знаний, необыкновенная продуктивность этого русского колосса породили среди европейских ученых легенду о том, что в России одновременно существовали два Ломоносовых, и в ряде публикаций рекомендовалось не путать Ломоносова-химика с Ломоносовым-писателем. Объективным свидетельством признания европейскими учеными-современниками заслуг М. В. Ломоносова является факт избрания его почетным членом Шведской (1760 г.) и Болонской (1763 г.) академий, а по признанию французского ученого Н. Леклерка имя М. В. Ломоносова составляет эпоху в летописи человеческого разума.
Горячий поборник просвещения народа, Ломоносов вел активную борьбу с реакционерами, которые мешали развитию русской науки и подготовке научных отечественных кадров. Он требовал для простых людей свободного доступа в университет, организации бессословных школ.
Ломоносовым было написано несколько замечательных для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое значение имела его Российская грамматика. Ломоносов составил учебные планы гимназии и университета при Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них [3, с. 283].
Ломоносов М. В. заботился о поднятии благосостояния простого народа. Он считал, что богатство всего государства зависит от сохранения и размножения российского народа. Желая улучшить жизнь детей, снизить их смертность и заболеваемость, он настаивал на. запрещении таких браков между крепостными людьми, которые совершались по принуждению помещиков, и предлагал воспретить священникам крестить младенцев в холодной воде. Он ставил вопрос об организации медицинской помощи населению, предлагал устраивать повивальные бабьи съезды, т. е. обучение акушерок, добивался издания книг с наставлениями о народном здравии и распространения их среди народа, требовал вести борьбу с различными суевериями, с ворожбой и гаданиями.
Во второй половине XVIII в. в России усилилась эксплуатация крестьян; вследствие политики правительства все большее количество людей становилось закрепощенным, хотя Екатерина II, правившая государством более 30 лет (1762-1796), лицемерно маскировала свои крепостнические действия и начала свое царствование с лживых обещаний улучшить государственные законы. Переписываясь с французскими просветителями, она ханжески предлагала им принять участие в разработке проектов организации народного образования. В тех же целях переустройства воспитательно-образовательных учреждений она привлекла к практической деятельности И. И. Бецкого (1704-1795), который много лет провел во Франции, где встречался с французскими просветителями, знакомился с работой госпиталей и различных филантропических учреждений [7, с. 211].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История развития педагогики является очень яркой и увлекательной. Ее изучение продолжается до сих пор, оно очень помогает ее современному развитию. Ведь без знания предыдущего опыта, прошлых ошибок и успехов невозможно успешное развитие настоящего.
Очень много ярких личностей посвятили всю свою жизнь развитию воспитания детей, написано очень много книг на самые различные темы. Это все является огромным богатством, оставленным нам.
Педагогическая наука продолжает свое развитие и совершенствование и в настоящее время. Очень много людей трудится над проблемой воспитания и образования детей.
Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран, наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.
В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого, идет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников, студентов и преподавателей.
Также принимается ряд законов относительно власти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе образования позволяет нам судить о высокой развитости ведущих педагогов, которые и разрабатывали данные совершенствования.
Развитие педагогической мысли в западных странах во второй половине XIX века достигает своего пика. Ряд мастеров своего дела доводят процесс обучения и образования до совершенства, разрабатывая основные правила педагогики. Именно эти правила стали классическими для всех педагогов всего мира. Мы считаем, что знание педагогики необходимо каждому человеку, потому что каждый в жизни каким бы то не было образом сталкивается с воспитанием детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабишин, Ф.Д. и Б.Н. Митюров Антология педагогической мысли
Древней Руси и Русского государства/ Ф.Д. Бабишин. – М.: 1985. – С.207.
2. Джуринский, А. Н. История педагогики/ А.Н Дружинский – М.:
2005. – С.160.
3. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли.
Таблицы, схемы, опорные конспекты/ Г.М. Коджаспирова – М.:
2004. – С.272.
4. Латышина, Г. И. История педагогики/ Г.И. Латышина – М.:
2006. – С.42.
5. Лебедев, П.А. Антология педагогической мысли России первой половины 19 в./ П.А. Лебедев – М.:1990. – С.215.
6. Лебедев, П.А. Антология педагогической мысли России второй
половине 19 в./ П.А. Лебедев – М.:1990. – С.215.
7. Пискунов, А.Н. История педагогики/А. Н.Пискунова – М.:
2007. – С.208.
8. Соловков, И.А. Антология педагогической мысли России
18 в./ И.А. Соловков – М.: 1985. – С.153-167.