Внедрение инновационных технологий в систему высшего образования

Описание:
инновационных образовательных технологий, в том числе, интерактивных методов обучения является важным моментом совершенствования системы высшего образования. Именно их использование помогает выявить способность и стремление  к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, определить перспективы профессионального и личностного  роста и создать основу конкурентоспособной личности.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Кафедра философии

Направление подготовки бакалавров

39.03.03. «Организация работы с молодежью»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Государственная молодежная политика в Российской Федерации. Часть 2»»

Тема «Внедрение инновационных технологий в систему высшего образования»

      Студент Познянская Марина Вячеславовна,  

3 курс, «Организация работы с молодежью»

Научный руководитель доктор философских наук,

профессор  Береснева Наталья Ириковна

___________________

Курсовая работа защищена: _________________с оценкой _______________.

      (дата)

Члены комиссии:          ___________ / __________/

подпись

___________ / __________/

подпись

 ___________ / __________/

подпись

Пермь, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

6

1.1   Понятие образовательных технологий

6

1.2 Сравнение традиционных и инновационных образовательных технологий в вузе

8

1.3  Инновационные образовательные технологии  в современном высшем образовании

12

ГЛАВА II АКТИВНЫЕ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ

14

2.1     Понятие активных и интерактивных технологий

15

2.2     Классификация активных (интерактивных) методов обучения

18

ГЛАВА III ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

26

ГЛАВА  IV АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

39

ПРИЛОЖЕНИЕ

43

ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность:

         Современный мир сложно представить без инноваций, т.к. любой человеческой деятельности свойственно развитие. На разных этапах своего развития общество предъявляло новые стандарты и запросы  к человеку. На современном уровне развития общества требуются высокообразованные гибкие специалисты, способные свободно, творчески мыслить, повышать квалификацию, переучиваться, находить применение своим знаниям в разных сферах деятельности.  

         Мы являемся свидетелями становления новой парадигмы образования, существенных изменений учебного процесса. Внедряются принципиально новые способы, методы - инновационные технологии -  обеспечивающие более эффективное усвоение материала в изменяющихся условиях.  Основная цель инновационных технологий образования - подготовка человека к запросам современного общества, к  жизни в постоянно изменяющемся мире.  

         Проблема.  Наряду с новыми образовательными технологиями в образовательном процессе продолжают использоваться и зарекомендовавшие себя, проверенные временем традиционные методы. В погоне за новшествами возможно утерять то ценное, что было накоплено. Возникает проблема при введении новых технологий, отвечающих требованиям прогресса, сохранения всего ценного, что есть в технологиях традиционных, уже зарекомендовавших себя как эффективные.

         Целью курсовой работы служит анализ образовательных технологий, используемых в современной высшей школе.

         Задачи, которые нужно решить для достижения данной цели:

1)    Рассмотреть существующие определения образовательных технологий;

2)    Изучить традиционные и инновационные технологии;

3)    Проанализировать активные (интерактивные) технологии обучения;

4)    Исследовать степень распространенности инновационных образовательных технологий на факультете. 

         Объектом исследования является образовательные технологии. 

         Предметом исследования служат активные (интерактивные) образовательные технологии.

         Степень разработанности проблемы: при анализе литературы выявлено внимание к изучению образовательных технологий. К изучению внедрения технологий обучения обращаются многие ученые (Шумакова Н. В.  Пидкасистый П.И., Оринчук В.А., Туватова В. Е.,  Елисеев К.В., Мухина Т.Г., Пашковская И.Н., Нигматова З.Г., Капица  С.П., Двуличанская Н. Н.,  Панина М.В., Реутова Е. А. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Сафонова Е. И., Елагина В. С., и др). Понятие «образовательная технология» трактуется в социальной науке достаточно широко, существует множество стратегий дефиниции  этого термина. 

         Методами исследования курсовой работы являются анализ литературы и пилотное исследование в форме анкетирования по внедрению инновационных образовательных технологий на философско-социологическом факультете Пермского государственного национального исследовательского университета.

Данная курсовая работа состоит из Введения, 4 глав, Заключения, Списка литературы.

         Введение отражает актуальность, проблему, цели, задачи, объект, предмет, степень разработанности и ценности поставленной проблемы, методы исследования.

         В 1 главе рассмотрены существующие определения понятия «образовательные технологии», выбрано рабочее определение, проведено сравнение традиционных и инновационных образовательных технологий в вузе, отмечены актуальные инновационные методы обучения в вузе.

         Во 2 главе рассмотрены активные методы обучения, раскрыты понятия «активные  и интерактивные технологии», представлена классификация данных методов.

         В 3 главе внимание отводится проектной деятельности, как одному из методов развития личности и как компоненту системы продуктивного образования.

         В 4 главе  приведены результатыанкетирования студентов в рамках пилотного исследования с целью выявления распространения инновационных образовательных технологий в высшем учебном заведении.

         В Заключении подведены итоги исследования данной темы, сформулированы выводы, которые пригодятся  в дальнейшей практической профессиональной деятельности.

         Список литературы содержит 32 источника.

ГЛАВА I ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.1 Понятие образовательных технологий

         Ещё 400 лет назад мысль о технологизации процесса обучения высказывал Я.А. Коменский, чешский педагог-гуманист. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, приносило успех[1]. В последние годы различные образовательные технологии начали широко применяться в педагогике.

Рассмотрение инновационных образовательных технологий необходимо  предварить определением понятия «образовательная технология» поскольку в современной педагогической литературе не существует однозначного толкования этого понятия. 

         Так, согласно словарю-справочнику по педагогике  под ред.  П. И. Пидкасистого (доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования), «образовательная технология - это комплексная интегрированная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих:

–   определение целей образования;

–   содержание образования;

– информационно-предметные и организационные аспекты, которые направлены:

 а) на усвоение знаний;

 б) приобретение профессиональных умений и навыков;

 в) формирование личностных качеств обучаемых, определенных целями обучения» [2].

         В «Глоссарии современного образования» [3] выделяется три подхода к определению понятия «образовательная технология:

1.       Систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

2.       Решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

3.       Выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов.

         В.В. Гузеев в своей работе «Образовательная технология: от приема до философии» утверждает, что образовательная технология - это комплекс,  «состоящий из  некоторого представления планируемых результатов обучения,  средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, и критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий» [4].

         В «Справочнике образовательных технологий»[5] отмечается, что «образовательные технологии - это совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования».

         Таким образом, существует множество стратегий  определения этого термина.  В настоящие дни понятие образовательной технологии  рассматривается и узко, и широко. Можно трактовать и как область педагогической науки, и как конкретную технологию обучения. Образовательные технологии по максимуму взаимосвязаны с учебным процессом, а именно с деятельностью преподавателя и студента, ее структурой, средствами, новыми методами обучения, новыми подходами к организации и проведению учебных занятий.  Они повышают эффективность обучения и воспитания. Кроме того, образовательные технологии направлены на итог всего образовательного процесса, на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих рядом ценных  профессиональных и личностных компетенций.

Мы будем придерживаться определения образовательной технологии, указанного в словаре-справочнике по педагогике  под ред.  П. И. Пидкасистого, потому что, на наш взгляд, оно наиболее полно отражает суть образовательной технологии: учтены и цели, и содержание, и другие аспекты образования.

1.2 Сравнение традиционных и инновационных образовательных технологий в вузе

         Термины «инновационное» и «традиционное обучение», идея их альтернативности были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 году. Доклад заинтересовал  представителей мирового научного сообщества в связи с тем, что уже в это время появилось осознание неадекватности принципов и методов традиционного обучения требованиям современного общества.  Доклад вызвал резонанс в сфере образования, и это послужило толчком к разработке и внедрению в педагогический процесс высших учебных заведений инновационных дидактических технологий [6].

         В настоящее время в системе образования, в том числе, высшего происходят кардинальные изменения.

          Традиционное обучение  не исчезает из системы образования. В традиционных методах имеется определенная последовательность выстраивания и усвоения материала: от простого  к сложному. На этом принципе образовываются суждения и умозаключения, кроме того,  осуществляются все операции мышления, например, индукция, дедукция, обобщение, анализ, синтез. Это классические методы формирования теоретического мышления. Они предполагают «классическое» научение  - целенаправленную передачу знаний и их «повторение» в репродуктивной форме. «Традиционными» формами обучения в высшей школе являются лекция и семинарские (практические, лабораторные) занятия[7].

         В связи с быстрыми социально-экономическими изменениями современной России возникает большая потребность модернизации системы образования, пересмотр  теоретических подходов и накопленной практики работы образовательных учреждений. Традиционная подготовка специалистов всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера[8].

         При традиционной форме обучения учебная деятельность ориентирована на передачу знаний, а при инновационной - на поиск новых знаний на основе опыта. При  традиционном обучении, как правило, в большей мере  акцент ставится на запоминание и воспроизведение информации, а в новых условиях возникает потребность  развития гибкого мышления студента, формирование его коммуникативных умений и практической подготовки к активной жизнедеятельности в постоянно меняющейся социальной среде. В рамках традиционной формы обучения осуществляется групповой и индивидуальный способ обучения, в инновационной форме практикуется комбинирование коллективного, группового, парного, малыми группами и индивидуального способа обучения. Используя традиционные образовательные технологии, не учитывается познавательная и эмоциональная сфера студента, его индивидуальные возможности. В инновационных же технологиях - постоянное сочетание в практике обучения познавательной и эмоциональной сфер, ситуация диалога и открытия нового знания[9].

         Инновационные образовательные методы призваны служить стимулом к познавательной и творческой активности, поэтому их и называют активными методами обучения.

Согласно «Глоссарию современного образования» в настоящие дни инновационная (педагогическая) деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.     Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста личности, его творческого поиска[10].

         Использование инновационных технологий в высшей школе позволит приблизить  образовательный процесс к быстро меняющимся запросам общества и новым экономическим условиям [11].

         Термин «инновация» трактуется как антоним «традиции», в переводе с латинского языка - нововведение. Этим термином обозначается «процесс целенаправленного внедрения и распространения созданного нового практического средства (т.е. собственно новшества)»[12].

     В педагогической науке «педагогическая инновация» трактуется как:

1)        Целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

2)        Процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.).

3)        Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и  творческое переосмысление [13].

         «Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью»[14]. Опыт в изучении инноваций показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

Среди преимуществ инновационных методов можно назвать следующие: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [15]. 

1.3 Инновационные образовательные технологии  в современном высшем образовании

         В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016‑2020 годы, а также современной моделью образования, ориентированной на решение инновационных задач экономики (Российское образование – 2020) особое внимание должно уделяться обеспечению инновационного характера системы образования, в том числе внедрению новых образовательных технологий. Ведущее место при этом должны занять инновационные методы подготовки студентов, которые помогут будущим специалистам участвовать в формировании и реализации инвестиционной и инновационной политики государства [16].

         Отмечается, что внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) в Российской системе высшего образования - главное событие ближайших лет в высшей школе. Страна нуждается в переработке, усовершенствовании системы  высшего профессионального образования, внедрения инноваций, учитывающих требования ФГОС.  

Сегодня применяется огромное количество  образовательных технологий и методов: от лекций и семинаров до кейсов и деловых игр. Достаточно актуальными являются следующие инновационные методы обучения в вузах [17]:

·        Применение компьютерных технологий (интернет, электронные учебники и т.д.);

·        здоровьесберегающие технологии обучения (условия обучения, организация учебного процесса и т.д.);

·        технологи дистанционного обучения;

·        исследовательские методы в обучении;

·        использование интерактивного обучения;

·        проектная деятельность;

·        развивающее обучение;

·        проблемное обучение;

·        разноуровневое обучение;

·        личностно-ориентированное обучение;

·        технология модульного и блочно-модульного обучения;

·        технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);

·        телекоммуникационные технологии (лекции-презентации; компьютерные программы и т.д.)

·        информационно-коммуникационные технологии

·        электронное тестирование;

·        тестовые формы контроля;

·        кредитно-модульная система оценки;

·        стажировки;

·        олимпиады и т.д.

          Представленные технологии, употребляемые в практике высших учебных заведений, являются базовыми. Но в настоящее время особенно актуализируются активные методы обучения, поэтому мы их рассмотрим более подробно.

ГЛАВА 2 АКТИВНЫЕ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ

      Активные методы обучения направлены на активизирование, как групповой познавательной активности, так и индивидуальной.   Практика их использования помогает личности не только повысить инте­рес к образовательному процессу, но и развить личные качества и выработать в себе определенные черты, что, в конечном счете, повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Следует отметить, что активные технологии обучения успешно применяются и при организации работы в команде, и при построении индивидуального образовательного и профессионального направления [18].

         Активные формы обучения имеют целый спектр преимуществ:

·        включение в ситуацию будущей профессиональной деятельности;

·        целенаправленная активизация мышления;

·        взаимодействие строится посредством прямых и обратных связей;

·        добывание и применение знаний носят поисковый характер;

·        самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации эмоциональности;

·        достаточно длительное время активности обучаемых;

·        процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций и т.д.[19]

Известный советский психолог, Л.С. Выготский, сформулировал закон о том, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. В русле компетнтностно-деятельностного подхода психолого-педагогической основой учения является активная познавательная деятельность самого студента, приводящая к формированию умений творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения[20]. В соответствии с требованиями ФГОС реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения  [21].

         Таким образом, рассмотрение активных методов обучения в рамках  курсовой работы вызывает у нас особый интерес. Активная деятельность позволяет студентам овладеть  необходимыми знаниями, умениями, навыками для их дальнейшей профессиональной деятельности. Они способствуют эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности и т.д.

            Термины «активные методы обучения»  и «интерактивные методы обучения» все чаще используются как родственные.Рассмотрим эти понятия  более подробно.

2.1 Понятие активных и интерактивных технологий

По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации [22].

А.М. Смолкин дает следующее определение «активным методам обучения»: это «способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты» [23].

         Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений  совершенствования подготовки студентов в современном вузе. «Интерактивный» обозначает способность сотрудничать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо. По мнению М.В. Кларина, интерактивное обучение  представляет собой перевод англоязычного термина «interactive learning», который обозначает научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии, и обучение, построенное на взаимодействии [24]. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов [25].

Во многих литературных источниках термины «активные методы обучения»  и «интерактивные методы обучения» употребляются как синонимы, поскольку обладают общими образовательными целями и принципами организации деятельности обучающихся,  кроме того, активизация познавательной деятельности студентов осуществляется в форме интенсивного взаимодействия в группе[26].

         Активные (интерактивные) методы  обучения, в отличие от традиционных, строятся на основе включенности. Осуществляется взаимодействие или нахождение в режиме беседы, диалога. Отсюда, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в рамках которого осуществляется взаимодействие. В связи с этим, возможно расширение теоретического и практического опыта через взаимодействие и сотрудничество. Именно поэтому в настоящее время интерактивные (активные) методы обучения получают все большее признание в общемировой педагогической практике.

         Т. С. Панина и Л. Н. Вавилова[27]в своей работе «Современные способы активизации обучения» выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний.

2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.

3. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.

4. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей  и т.д.

2.2 Классификация активных (интерактивных) методов обучения

         Современная педагогическая практика не располагает точной классификацией образовательных технологий и активных методов обучения. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам  в учебном процессе должны быть использованы такие формы организации обучения, как деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги и т.д.Интерактивность предполагает возможность обогащения  своего теоретического и практического опыта, например, как упоминалось ранее, через сопоставление опыта других, взаимодействие и сотрудничество.    Наиболее разработанными и доступными методами являются следующие интерактивные формы[28] [29] [30] [31]:

·        круглый стол (дискуссия, дебаты);

·        мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака и др.);

·        кейс-ситуации (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);

·        мастер-классы;

·        обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);

·        проблемное обучение или технология «обучение в сотрудничестве»;

·        эвристическое обучение;

·        ТРИЗ работа;

·        технология «сократический диалог»;

·         тренинги,

·         форумы и др.

            Согласно нескольким литературным источникам[32] [33]  интерактивные методы обучения делят следующим образом:

1)      неимитационные, т.е., используемые в рамках традиционных форм учебной деятельности;

2)      имитационные (игровые и неигровые), применение которых связано с использованием в учебном процессе новых форм обучения.

Нами будут рассмотрены имитационные технологии и методы, которые, в свою очередь, делят на игровые, и неигровые. В игровом имитационном моделировании ис­пользуются такие формы обучения, как деловая или ролевая игра и т.д. Сущность данного метода заключается в создании игровых ситуаций, на­правленных на  воспроизведение будущей профессиональной деятельности с возможной точностью. Выделяется на первый план формирование и закрепление во время  творческого процесса тех или иных навыков профессиональной деятельности. Как правило, игровое имитационное модели­рование с применением инновационных компонентов используется, как инструмент коллективного поиска наиболее благоприятных решений сложных управленческих проблем и задач  при рассмотрении практических примеров.  Все остальные технологии относятся к неимитационным, т.к. не предполагают построения моделей изучаемого явления или профессиональной деятельности.

         Представим в форме таблицы самые распространенные методы, отмеченные авторами профильных работ[34]  [35].  

Имитационные технологии и методы

игровые

неигровые

·        Обучающие игры (деловые,  дидактические, ролевые и др.)

·        Технология «Дебаты»

·        Кейс-технологии (кейс-метод, кейс-ситуации, кейс-стади)

·        Мастер-класс

·        Тренинг (социально-психологический, групповой тренинг и т.д.)

·        Мозговой штурм («атака», «эстафета»; метод «обратного мозгового штурма»; метод «двойного мозгового штурма», метод «конференции идей»)

·        Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

         Далее опишем более подробно представленные методы в системе вузовского обучения.

         В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование. Его сущность заключается в создании игровых ситуаций, направленных на имитацию будущей профессиональной деятельности. Главная особенность имитационного моделирования -  игровой характер, который в основном осуществляется за счет наличия разнообразных ролей.  В процессе  этого взаимодействия происходит решение смоделированных  задач, предоставляется возможность в творческой обстановке сформировать и закрепить те или иные навыки профессиональной деятельности.

         Наиболее часто встречаются деловые и дидактические игры. Деловая учебная игра - это моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием[36]. Другими словами, в деловой игре воссоздается профессиональная  обстановка, сходная с реальной атмосферой по основным существенным характеристикам. Наряду с этим в деловой игре воспроизводятся лишь типовые обобщённые ситуации в ограниченном масштабе времени.  Сущность дидактической игры  - взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения ими типовых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности[37]. Ролевая игра - это интерактивная форма экспериментального поведения, обладающая социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего. Главное отличие ролевых игр в том, что участники воздействуют не на модель системы, а на модель управления, и именно она выступает динамически изменяющимся объектом[38]. Прежде всего, это игры, формирующие когнитивные стратегии и стимулирующие творческое мышление.

         Авторы множества работ по педагогике[39] [40] выделяют и другую технологию игрового имитационного моделирования - технологию «дебаты».    Технология «Дебаты»  - это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, ведущейся по определенным правилам. Социализирующее значение этой технологии состоит в том, что она является механизмом приобщения студентов к нормам и ценностям гражданского общества, а также адаптации их к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы [41]. 

         Отсюда следует, что  в процессе выполнения игрового имитационного моделирования берется в пример будущая профессиональная деятельность.  При этом, могут быть проанализированы события, обстоятельства, конкретная деятельность людей, организаций и предприятий, кроме того,  обстановка и условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Все это предоставляет возможность расширить «репертуар» поведенческих реакций, действий, развивать профессионально-важные качества личности (креативность, гибкость, способность к эффективному межличностному взаимодействию). Деловые игры воспитывают личностные качества, ускоряют процесс социализации. Игровое имитационное моделирование отличается от других форм активного обучения, прежде всего, преобладанием самообучения над обучением[42].

         Имитационные технологии так же содержат и неигровые методы.  Под неигровыми имитационными технологиями и методами  подразумевается разбор конкретных ситуаций. Основа - кейс-технологии.   Рассмотрим кейс-технологии и в рамках него  анализ конкретных ситуаций.

         Кейс-технология - это описание ситуации, действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности в словах, цифрах и образах, в которых надо предложить варианты действий[43]. При этом методе происходит оценивание деловых ситуаций или задач, т.е. происходит моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. Может быть рассмотрена проблема, с которой будущий работник в любое время встретится в своей деятельности и которая требует от него анализа, принятия решений, каких-то конкретных действий. С помощью технологии «кейс-стади» студенческая молодежь способна видеть трудности, анализировать и прогнозировать ситуации профессионального характера, высказывать суждения о возможных вариантах решений, выбирать оптимальный вариант решения, притворять в жизнь, а так же развивать мотивацию, совершенствовать свою коммуникативную культуру.

         Согласно методическим рекомендациям для профессорско-преподавательского состава мастер-класс недавно стали рассматривать как активный метод обучения.  Мастер-класс - метод обучения, заключающийся в преподнесении и формировании профессионалом основ мастерства в той или иной деятельности[44]. Отмечается, что уникальное сочетание короткого изложения теории и индивидуальная работа, ориентированная на обретение и закрепление практических знаний и навыков  - основное преимущество мастер-класса.

         Тренинг так же необходимый вид неигровых имитационных технологий, применяемых в учебном процессе. Учебный тренинг - один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности[45]. Тренинги могут включать в себя совокупность различных игр и упражнений. Многообразны они  за счет своего целевого предназначения, сферы применения, основной сути изложения, формам и методикам проведения. Тренинг соединяет в себе все три образовательные стратегии: информирующую, проблемно-дискуссионную, игровую. В учебных тренингах как раз широ­ко используются методы деловых, ролевых и имитационных игр, упражнений, творческих заданий, диалогов, «мозговых штурмов», разбора конкретных си­туаций и групповые дискуссии. Таким образом, данный метод активного обучения направлен на развитие знаний, умений, навыков и личностных качеств, усвоение теоретического материала и его закрепление, а также формирование умений профессиональной деятельности. 

         «Мозговой штурм» так же выделяется как активная образовательная  технология и рассматривается как метод коллективного «генерирования идей»[46], относится к общему методу «модеризация».  Иногда «мозговой штурм» определяют и как  «мозговую атаку», «мозговую эстафету», «брейнсторминг» и др. Такой метод представляет собой разновидность групповой дискуссии, которая характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех вариантов решений, гипотез и предложений, рожденных в процессе осмысления какой-либо проблемы, их последующим анализом с точки зрения перспективы дальнейшего использования или реализации на практике[47]. Он позволяет решить практически любую проблему и любую трудность человеческой деятельности, в том числе, в профессиональном плане. Метод  способствует активности мыслительных процессов, формирует умение фокусироваться на какой-либо важной цели.

         Проблемное обучение или технология «Обучение в сотрудничестве». Цель этой технологии состоит в формировании умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных результатов. Это такая организация занятий, в ходе которых у студентов формируются информационно-коммуникативные компетентности, развиваются мыслительные способности в результате решения проблемной ситуации, подготовленной преподавателем. Работа студентов строится вокруг ключевых проблем, выделенных преподавателем[48].

         Мы постарались представить часто применяемые и значимые в современной литературе активные (интерактивные) методы обучения. Сегодня их актуальность возрастает в связи с требованиями работодателей. Можно сделать вывод, что интерактивное обучение - одно из современных направлений развития активного обучения.  «Интерактивные технологии» рассматриваются как современный этап развития активных методов обучения. Эти методы могут применяться для обучения ведению групп, процессу принятия решений, ролевому поведению, разрешению конфликтов, сотрудничеству, властно-статусным отношениям, а также при разработке и реализации различных проектов[49].

ГЛАВА 3 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОТЬ

Как показывает практика, сегодня специалисту  недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями.  Быстро растет спрос на творческих активных  личностях, с гибким мышлением, умеющим конструировать, оценивать, совершенствовать различные социальные процессы. Активность человека, приспособленность к быстро изменяющимся условиям, способность и стремление  к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию помогают человеку быть конкурентоспособной личностью  на рынке труда.       

Участие студентов в проектной деятельности  - один из методов развития личности в этом направлении. В данное время в практике обучения студентов различных специальностей, в том числе, направления «Организация работы с молодежью» в ПГНИУ проектный метод получил широкое распространение.  Студенты задействованы в самых разнообразных проектах, в том числе, создают их сами и являются инициаторами масштабных площадок. Они включены в преобразовательную деятельность от идеи до ее практической реализации.

Технологию проектного обучения мы считаем компонентом системы продуктивного образования, который включает совокупность приемов, позволяющих стимулировать интерес обучающихся к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата в виде образовательного или социально-культурного продукта[50].

Поскольку проектный подход всегда предусматривает решение  одной или нескольких проблем, то  одна из основных миссий проектной деятельности - предоставить студентам возможность самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы. Самостоятельная деятельность по решению различных проблем может быть, как правило, индивидуальной, парной или групповой.

Студенты могут проявить свои способности индивидуально или внутри группы. Таким образом, студенты, включенные в проектную деятельность, имеют возможность преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт, формируя и общие, и профессиональные компетенции.

Опыт участия в проектной деятельности подтверждает высокий уровень квалификации. Такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей.  Участие в проектной деятельности не только развивает креативность,  но и помогает самоопределению и самореализации личности. Необходимо  подчеркнуть, что важными преимуществами являются  навыки самоорганизации, умение действовать в информационном пространстве и добиваться ожидаемых результатов, применять полученные знания, умения, исследовательские способности для решения практических, жизненно важных задач, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции, обеспечивающие конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся: 

·        самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников;

·        используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность;

·         развивают исследовательские умения;

·        учатся презентовать свои проекты;

·        учатся совместному труду[51].

Е.С.  Полат (доктор педагогических наук, профессор) подтверждает, что проектное обучение развивает[52]:

·                   исследовательские умения (умения анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять, обобщать, делать выводы);

·                   умения работать в команде (происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);

·                   коммуникативные умения (умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую, в случае несогласия уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения).

Таким образом, проектная деятельность - один из способов формирования профессиональной, социальной, творческой сторон личности человека. Благодаря этому методу возможно активное проявление себя в системе общественных отношений,  формирование новых социальных позиций, приобретение навыков планирования и организации своей деятельности, реализация творческих способностей, развитие индивидуальности.

Так как образование - составная часть культуры человека и общества, успешность владения перечисленными компетенциями во многом зависит  от содержания и методик обучения будущих специалистов. Тем самым, на образование возлагается ответственность за формирование конкурентоспособной личности.

Учебное проектирование, которое сопровождается постоянными инновациями в образовании, становится основным методом обучения. Проектную деятельность можно отнести к инновационному разделу, так как она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей методики, которую можно привести к единообразию, овладеть и усовершенствовать.  Проектная деятельность может быть применена в образовательном процессе любого учебного заведения. Она помогает овладеть высоким и современным уровнем образования, обеспечивает должное качество образования, дает возможность использования инновационных методов в обучении, что является приоритетными с точки зрения модернизации системы современного образования.

Подготовка профессионалов, готовых универсально  применять свои знания, творческие способности, стремящихся к постоянному профессиональному и личностному росту - основная цель перестройки системы высшего образования.  В настоящие дни качество подготовки выпускника содержит в себе не только  умение анализировать и решать сложные задачи, но способность определять стратегию и строить содержание собственной деятельности, совершенствовать технологии ее выполнения. Так, новые стандарты в образовании предусматривают обязательное использование проектного метода. Как говорилось неоднократно, метод проектов формирует компетенции у студентов, что является одним  из требований образовательных стандартов. 

Инновационные методы и различные технологи обучения появляются и преобразовываются постоянно. Образовательная деятельность имеет большое разнообразие технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов.  Введение различных стандартов поставило перед учреждениями высшего образования ряд проблем по реализации этих  требований. Среди них есть и проблема выбора технологий и методов обучения, дающая возможность сформировать общие и профессиональные компетенции молодежи. В этой связи все большее внимание привлекают различные технологии обучения, которые можно использовать в профессиональной деятельности выпускникам различных направлений, в том числе, при создании разного рода проектов.  

Использование инновационных методов в обучении особую значимость приобретает при подготовке студентов квалификации «Организация работы с молодежью». Это связано, прежде всего, с тем, что и студенты и выпускники создают значимые проекты разных масштабов. Так, для успешности проектов необходимо следить за постоянными изменениями в мире. В связи с этим, выпускникам направления «Организация работы с молодежью» необходимо обращаться к изучению инновационных технологий в образовании и  к их последующему применению, а так же, к поиску новых методик и приемов.

Отсюда следует, благодаря участию студентов в проектной деятельности, они овладевают совокупностью последовательных шагов проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обретают новые знания и умения, способны объединять части в единое целое и применять обработанную информацию на практике. В конечном итоге совершенствуются их способности к интеллектуальным видам деятельности, творческие способности, способность действовать без чьего-либо вмешательства, ответственность, формируются навыки планирования и принятия управленческих решений.  Реализуя  разного рода проекты, студенты получают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь к поставленной цели. Проектный метод всегда подразумевает решение какой-либо проблемы. Кроме этого, с одной стороны, метод  предусматривает применение многообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, навыков из различных сфер. Постоянный дефицит ресурсов для осуществления идеальной цели заставляет искать оптимальное решение с рассмотрением множества возможных вариантов.

ГЛАВА 4 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

         С целью выявления распространения инновационных образовательных технологий в высшем учебном заведении нами проведено анкетирование (см. приложение), в котором приняли участие студенты 4-5 курсов философско-социологического факультета (очной формы обучения) Пермского государственного национального исследовательского университета.

Опрошено 36 студентов со всех направлений образовательной подготовки философско-социологического факультета:

студенты 4 курса направления «философия» - 4 человека (11,1%);

студенты 4 курса направления «социология» - 6 человек (16,7%);

студенты 4 курса направления «общая психология» - 8 человек (22,2%);

студенты 4 курса направления «Искусства и гуманитарные науки» - 3 человека (8,3%);

студенты 4 курса направления «Организация работы с молодежью» - 5 человек (13,9);

студенты направления «клиническая психология» (27,8%), где 4 курс – 5 человек, 5 курс – 5 человек.

Таким образом, из общего числа опрошенных 86,1 % - студенты 4 курсов, 13,9% -  студенты 5 курсов.

Студентам было предложено анонимно ответить на вопросы анкеты, состоящей из следующих основных вопросов:

·        Какие приемы активного (интерактивного) обучения применяли Ваши преподаватели в учебном процессе?

·        На каких дисциплинах применялись эти методы обучения? Кто из преподавателей применял?

·        Считаете ли Вы необходимым применение инновационных образовательных технологий для успешного освоения профессиональной деятельности? Почему?

Результаты ответов студентов на вопрос «Какие приемы активного (интерактивного) обучения применяли Ваши преподаватели в учебном процессе?».

         Самые часто встречающиеся приемы активного обучения среди опрашиваемых студентов:

1)    «Групповая (командная) работа» (34 чел.);

2)    «проектная деятельность» (30 чел.);

3)    «мозговой штурм» (25 чел.).  

Студенты философско-социологического факультета перечислили следующие дисциплины, на которых применялись активные (интерактивные) методы обучения: введение в специальность; арт-бизнес; брендинг как социальный институт; история социологии; карьерные стратегии молодежи;  клиническая психология; концепции современного естествознания; культура интеллектуального труда;  маркетинг;  менеджмент в молодежной политике;  методика преподавания психологии;  молодежные движения; молодежь на рынке труда; общая психология;  организационная психология; организация и управление; организация работы с талантливой молодежью;  патопсихология; педагогика; психодиагностика; психология девиантного поведения;  психология личности и развития; психология саморегуляции; психотерапия и консультирование;  риторика; семейная психология; современные французские социологи; социальная философия; социальное прогнозирование и проектирование; социальные технологии; социальный отбор; социология города;  социология организаций; театральный менеджмент; учебно-ознакомительная практика; экономические основы работы с молодежью; проектирование в социальной среде и другие.

Были отмечены следующие преподаватели:

Азанова И.Н., Андреева Э.В., Балезина Е.А., Береснев В.Д., Борисова С.Н., Бурдин М.В., Бячкова Н.Б.,  Вайнштейн С.В., Ветошкина Ю.В., Внутских А.Ю., Воронова К.А., Григорьева М.И., Жданова С.Ю., Зубакин М.В.,  Игнатова Е.С., Ильиных О.П.,  Кобяловская Е.А.,  Крижановская Е.М.,  Кряжевских О.В.,  Лебедева-Несевря Н.А., Левченко Е.В., Лоскутов Ю.В., Малкова Е.В., Пинаев П.В.,  Полянина О.И., Прокофьева А.В.,  Расторгуева Е.Н., Сапегин Д.Е.,  Семашко Т.А.,  Смирнов Д.О.,  Стерлигова Е.А.,  Тунева А.,   Хацкелевич А., Цырлина Я.Э.,  Чернова Н.Г., Шевкова Е.В.,  Янновская Г.А. и другие.

         Большинство респондентов считают, что применение инновационных образовательных технологий необходимо для успешного освоения профессиональной деятельности. Получены следующие аргументы:

1)    Это наилучший способ активизации познавательной деятельности студентов: личностная включенность, наличие осознанной мотивации определяют возможность усвоения материала, за счет чего развивается способность мыслить. Помимо этого, интерактивное обучение играет особую роль в гуманитарных специальностях, так как развивает профессионально важные навыки и компетенции в общении, взаимодействиях, будущей профессиональной деятельности;

2)    применение различных технологий в обучении позволяет освоить разные стороны профессиональной деятельности. А также позволяет развить практические навыки и способствует всестороннему развитию личности студента;

3)    21 век - век высоких технологий. Человек должен идти в ногу со временем, поэтому, просто необходимо внедрять что-то новое, чтобы образование повышало профессиональную деятельность.

4)    современное образование формирует у студента базовые профессиональные компетенции. Для успешного усвоения и применения знаний на практике нужно использовать инновационные технологии в обучении;

5)    посредством этих технологий мы можем в игровой форме потренировать свои навыки, ведь реальная профессиональная  деятельность пока недоступна;

6)    многие современные технологии способствуют лучшему усвоению материала и развивают навыки работы с информацией;

7)    студенту необходимо развивать как можно чаще и больше свои навыки и умения, а знания уметь применить в жизни;

8)    необычная подача материала и формы работы с ним способствуют появлению интереса к осваиваемой дисциплине, что положительно влияет на усвоение знаний и их использование в последующей деятельности;

9)    повышается интерес у студентов, развивается нестандартное мышление, формируется умение решать нестандартные ситуации;

10)    новое не всегда хуже старого - через новые технологии можно дать нужную информацию студентам, которая возможно усвоится ими лучше, чем через старые технологии. Считаю, что прогресс всегда лучше и даёт намного больше опыта.

97,2% опрошенных считают, что применение инновационных образовательных технологий необходимо для успешного освоения профессиональной деятельности, т.к. развивается мышление, имеется возможность решать нестандартные ситуации, которые приближены к реальной жизни. Интерактивные технологии способствует лучшему усвоению материала, мотивации к процессу обучения. Таким образом, по результатам анкетирования выявлена тенденция студентов к активной учебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В настоящее время происходят существенные  преобразования российского общества. Изменения происходят и в системе высшего образования, основная цель которого - обеспечение подготовки профессионалов, стремящихся к постоянному росту, способных универсально находить применение своим знаниям, творческим задаткам.

         В связи с этим, нами отмечено, что  Федеральные государственные образовательные стандарты изменили свои приоритеты и требования к образовательному процессу, поскольку ныне возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных специалистах.  Так, на первый план выходят развитие компетенций. Сегодня профессионально развиваться  помогает обширный спектр образовательных технологий. Образовательная технология - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования.

         В любой образовательной технологии реализуется набор конкретных компетенций. В свою очередь, развитие компетенций предполагают применение новых технологий  и форм реализации учебной деятельности. Происходит смена традиционного обучения за счет применения инновационных методов подготовки специалистов, т.к. здесь отдается приоритет повышению качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.        Нами были рассмотрены понятия «образовательных технологий», «инноваций», «активных (интерактивных) технологий» в работах следующих авторов: Шумакова Н. В.  Пидкасистый П.И., Оринчук В.А., Туватова В. Е.,  Елисеев К.В., Мухина Т.Г., Пашковская И.Н., Нигматова З.Г., Капица  С.П., Двуличанская Н. Н.,  Панина М.В., Реутова Е. А. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Сафонова Е. И., Елагина В. С., и др.

         Выделены характеристики и различия традиционных и инновационных образовательных технологий.

         Следует отметить, что образовательная деятельность имеет большое разнообразие инновационных технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов.  Ведущее место при этом должны занимать интерактивные (активные) методы обучения, которые как раз устремлены на формирование компетенций и компетентности студентов. Здесь  участники процесса имеют возможность взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, «погружаться» и моделировать ситуации будущей профессиональной деятельности, оценивать свои действия и действия других.

          Существуют множество  подходов к классификации интерактивных (активных) методов. Новые образовательные стандарты также предусматривают обязательное использование проектного метода обучения. Акцентируется внимание на  часто применяемые активные методы обучения, используемые  в проектной деятельности студентов и выпускников вуза.

         В курсовой работе было проведено пилотное исследование в форме анкетирования. Оказалось, что большинство студентов считают необходимым применение образовательных технологий для успешного освоения профессиональной деятельности, выявлена тенденция к активной учебной деятельности. 

         Предполагается детально проанализировать анкеты, выявив тенденции в зависимости от направлений философско-социологического факультета, и провести опрос преподавателей по внедрению современных образовательных технологий в учебном процессе.

         Таким образом, введение инновационных образовательных технологий, в том числе, интерактивных методов обучения является важным моментом совершенствования системы высшего образования. Именно их использование помогает выявить способность и стремление  к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, определить перспективы профессионального и личностного  роста и создать основу конкурентоспособной личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная и дополнительная литература:

1.     Вульферт, В.Я. Имитационные методы активного обучения: учеб. пособие / В.Я. Вульферт. - Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т.  - 2-е изд., испр. - Новосибирск, 2011. - 96 с.

2.     Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

3.     Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. - М.: Сентябрь, 1996. - C. 8-9.

4.      Гулакова, М. В., Харченко, Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). - С. 31-35.

5.     Гусева, Н. В., Шевченко, Н. Ю., Лебедева, Ю. В., Сошинов, А. Г. Имитационное моделирование и игровые технологии в образовательном процессе вузов // Известия ВолгГТУ. 2014. №14 (141).

6.     Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». – 2011. - № 4.

7.     Добрынина, Т.Н. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ в системе высшего образования: монография / Т.Н.Добрынина. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 с.

8.      Елагина, В. С., Гревцева, Г. Я., Немудрая, Е. Ю. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения // Современные проблемы науки и образования . 2011. №5.

9.     Елисеев, К.В., Загвязинский В.И.  Анализ, оценка и способы стимулирования педагогических нововведений : метод. рекомендации / К. В. Елисеев, В. И. Загвязинский. – Тюмень : [б. и.], 1995. – 23 с.

10.                       Иванова, Т.В. Проектная технология как средство организации самостоятельной работы студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом . 2013. №10.2.

11.                        Кларин, М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М.В.Кларин // Педагогика. - 2000. - №7. - с.12-19.

12.                        Колесникова, Н. Н. К вопросу об инновационных методах обучения в профессиональной подготовке студентов колледжа // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 510-511.

13.                       Лаврентьев, Г.В., Лаврентьева, Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. - 146 с.

14.                       Мендель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мендель. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 260 с.

15.                       Мухина, Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

16.                        Нигматов. З.Г. Теория и технологии обучения в высшей школе: курс лекций /З.Г. Нигматов, Л.Р. Шакирова; под ред. З.Г. Нигматова. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 464 с.

17.                        Новиков, А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. А.М. Новиков -  М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с.

18.                        Оринчук В.А., Туватова В.Е. Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе // Профессиональное образование в России и за рубежом . 2014. №4 (16).

19.                        Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. -176 с.

20.                        Пашковская, И.Н. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава/ И.Н. Пашковская, Н.И. Королева.- СП.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 103с.

21.                        Пидкасистый,  П.И. Словарь-справочник по педагогике / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Сфера,. 2004. – 448 с.

22.                       Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.

23.                        Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). / Е.А. Реутова. – Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. – 58 с.

24.                        Сафонова, Е.И. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Е.И. Сафонова. - М.: РГГУ, 2011. - 71 с.

25.                       Сорокин, Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.

26.                       Усик, Е.Ю. Глоссарий современного образования/ Под общей редакцией канд. филос. наук Е. Ю. Усик ХГУ НУА, 9 дек. 2014 г. – 532 с.

27.                        Шумакова, Н. В. Инновационные технологии в системе профессиональной подготовки студентов // Молодой ученый. - 2013.-  №5. - С. 787-789.

         Нормативные акты и иные официальные документы:

28.                        Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 (ред. от 27.04.2016) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы"

29.                       Приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 N 1173 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2015 N 39638).

Интернет-источники:

30.                        Определение активных методов обучения в педагогической науке // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mydocx.ru/10-9509.html.

31.                        Справочник образовательных технологий // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://arbir.ru/articles/a_2021.html.

32.                       Сакович, С.М. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mai.ru/events/sfiro/articles/sec1/sakovich.doc.

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Применение инновационных образовательных технологий

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Факультет: философско-социологический

Направление:_________________________

Курс:_________________

Какие приемы активного (интерактивного) обучения применяли Ваши преподаватели в учебном процессе?

Нужный вариант ответа подчеркните или обведите.

1.     Дидактическая игра

2.     Деловая игра

3.     Кейс-технологии

4.     Тренинг

5.     Мастер-класс

6.     Групповая (командная) работа

7.     Мозговой штурм

8.     Проектная деятельность

9.     Другие виды активных методов обучения:

________________________________________________________________________________
_________________________________

На каких дисциплинах применялись эти методы обучения? Кто из преподавателей применял?

________________________________________________________________________________
____________________

Считаете ли Вы необходимым применение инновационных образовательных технологий для успешного освоения профессиональной деятельности?

Нужный вариант ответа подчеркните или обведите.

1.     Да 2. Нет

Почему?

Аргументируйте, пожалуйста, свой выбор.

________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_______________________________________

Спасибо за участие!



[1] Сакович, С.М. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mai.ru/events/sfiro/articles/sec1/sakovich.doc

[2] Пидкасистый,  П.И. Словарь-справочник по педагогике / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Сфера,. 2004. – 448 с.

[3] Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

[4] Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. - М.: Сентябрь, 1996. - C. 8-9.

[5] Справочник образовательных технологий // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://arbir.ru/articles/a_2021.html.

[6] Новиков, А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. А.М. Новиков -  М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с.

[7] Определение активных методов обучения в педагогической науке // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mydocx.ru/10-9509.html.

[8] Шумакова, Н. В. Инновационные технологии в системе профессиональной подготовки студентов // Молодой ученый. - 2013.-  №5. - С. 787-789.

[9] Добрынина, Т.Н. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ в системе высшего образования: монография / Т.Н.Добрынина. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 с.

[10] Усик, Е.Ю. Глоссарий современного образования/ Под общей редакцией канд. филос. наук Е. Ю. Усик ХГУ НУА, 9 дек. 2014 г. – 532 с.

[11] Оринчук В.А., Туватова В.Е. Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе // Профессиональное образование в России и за рубежом . 2014. №4 (16).

[12] Елисеев, К.В., Загвязинский В.И.  Анализ, оценка и способы стимулирования педагогических нововведений : метод. рекомендации / К. В. Елисеев, В. И. Загвязинский. – Тюмень : [б. и.], 1995. – 23 с.

[13] Пидкасистый,  П.И. Словарь-справочник по педагогике / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Сфера,. 2004. – 448 с.

[14] Колесникова, Н. Н. К вопросу об инновационных методах обучения в профессиональной подготовке студентов колледжа // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 510-511.

[15] Сорокин, Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.

[16] Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 (ред. от 27.04.2016) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы"

[17]  Оринчук В.А., Туватова В.Е. Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе // Профессиональное образование в России и за рубежом . 2014. №4 (16).

[18] Пашковская, И.Н. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава/ И.Н. Пашковская, Н.И. Королева.- СП.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 103с.

[19] Мендель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мендель. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 260 с.

[20] Мухина, Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

[21] Приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 N 1173 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2015 N 39638).

[22] Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». – 2011. - № 4.

[23] Нигматов. З.Г. Теория и технологии обучения в высшей школе: курс лекций /З.Г. Нигматов, Л.Р. Шакирова; под ред. З.Г. Нигматова. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 464 с.

[24] Кларин, М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М.В.Кларин // Педагогика. - 2000. - №7. - с.12-19.

[25] Гулакова, М. В., Харченко, Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). - С. 31-35.

[26] Пашковская, И.Н. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава/ И.Н. Пашковская, Н.И. Королева.- СП.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 103с.

[27] Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. -176 с.

[28] Сафонова, Е.И. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Е.И. Сафонова. - М.: РГГУ, 2011. - 71 с.

[29] Сакович, С.М. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mai.ru/events/sfiro/articles/sec1/sakovich.doc.

[30] Добрынина, Т.Н. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ в системе высшего образования: монография / Т.Н.Добрынина. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 с.

[31] Мухина, Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

[32] Вульферт, В.Я. Имитационные методы активного обучения: учеб. пособие / В.Я. Вульферт. - Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т.  - 2-е изд., испр. - Новосибирск, 2011. - 96 с.

[33] Добрынина, Т.Н. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ в системе высшего образования: монография / Т.Н.Добрынина. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 с.

[34] Добрынина, Т.Н. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ в системе высшего образования: монография / Т.Н.Добрынина. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 с.

[35] Вульферт, В.Я. Имитационные методы активного обучения: учеб. пособие / В.Я. Вульферт. - Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т.  - 2-е изд., испр. - Новосибирск, 2011. - 96 с.

[36] Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). / Е.А. Реутова. – Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. – 58 с.

[37] Лаврентьев, Г.В., Лаврентьева, Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. - 146 с.

[38] Добрынина, Т.Н. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ в системе высшего образования: монография / Т.Н.Добрынина. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 с.

[39] Пашковская, И.Н. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава/ И.Н. Пашковская, Н.И. Королева.- СП.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 103с.

[40] Сафонова, Е.И. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Е.И. Сафонова. - М.: РГГУ, 2011. - 71 с.

[41] Сафонова, Е.И. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Е.И. Сафонова. - М.: РГГУ, 2011. - 71 с.

[42] Гусева, Н. В., Шевченко, Н. Ю., Лебедева, Ю. В., Сошинов, А. Г. Имитационное моделирование и игровые технологии в образовательном процессе вузов // Известия ВолгГТУ. 2014. №14 (141).

[43] Сафонова, Е.И. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Е.И. Сафонова. - М.: РГГУ, 2011. - 71 с.

[44] Пашковская, И.Н. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава/ И.Н. Пашковская, Н.И. Королева.- СП.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 103с.

[45] Сафонова, Е.И. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Е.И. Сафонова. - М.: РГГУ, 2011. - 71 с.

[46] Пашковская, И.Н. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава/ И.Н. Пашковская, Н.И. Королева.- СП.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 103с.

[47] Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). / Е.А. Реутова. – Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. – 58 с.

[48] Сафонова, Е.И. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Е.И. Сафонова. - М.: РГГУ, 2011. - 71 с.

[49] Добрынина, Т.Н. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ в системе высшего образования: монография / Т.Н.Добрынина. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 с.

[50] Елагина, В. С., Гревцева, Г. Я., Немудрая, Е. Ю. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения // Современные проблемы науки и образования . 2011. №5.

[51] Иванова, Т.В. Проектная технология как средство организации самостоятельной работы студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом . 2013. №10.2.

[52] Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.

Информация о файле
Название файла Внедрение инновационных технологий в систему высшего образования от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 17:27
Дата обновления 5.5.2020, 17:27
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 119.54 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 326
Скачиваний 111
Оценить файл