Влияние темперамента на учебную деятельность студентов

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики психологии и социологии

Кафедра педагогики профессионального обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние темперамента на учебную деятельность студентов

Руководитель __________       доцент, канд. пед. наук                  В.И.Лях

                       подпись, дата          должность, ученая степень            инициалы, фамилия

Студент   ФО-10-01         ______________       ________       В.А. Выходцева

                         номер группы          номер зачетной книжки         подпись, дата      инициалы, фамилия

Красноярск 2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Сущность понятия «темперамент» в психолого-педагогической литературе

1.1 История развития учения о темпераменте

1.2 Физиологические основы темперамента

1.3 Психологическая характеристика темперамента

2 Исследование типа темперамента у студентов

2.1 Описание и результаты исследования

2.2 Особенности проявления темперамента студентов в процессе учебной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Проблема индивидуализации обучения - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления. Уровень профессиональности преподавателя во многом определяется тем, как он в процессе обучения умеет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Ведь каждый учащийся отличается от другого своими интересами, склонностями, способностями, характером и темпераментом.

 К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д. Именно по этим компонентам, характеризуется темперамент студента: как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, впоследствии, в значительной мере обусловлено формирование всех качеств личности и характера человека.

Если обучающиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными студентами так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений студентами, педагогам необходимо учитывать особенности их темпераментов  в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь студенту в полной мере освоить материал.

Актуальность указанной проблемы определила выбор темы исследования «Влияние темперамента на учебную деятельность студентов».

Цель нашего исследования: выявить, каким образом темперамент влияет на учебную деятельность студентов.

Объект исследования: учебная деятельность в вузе.

Предмет исследования: влияние темперамента на учебную деятельность студентов.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

1.    Раскрыть сущность понятия «темперамент».

2.    Рассмотреть физиологические основы темперамента.

3.    Рассмотреть психологическую характеристику темперамента.

4.    Провести исследование типа темперамента студентов.

5.    Выявить особенности влияния типа темперамента на учебную деятельность студентов.


1 Сущность понятия «темперамент» в психолого-педагогической литературе

1.1 История развития учения о темпераменте

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

В истории учения о темпераменте можно выделить три основные системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления темперамента в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма, например в учении Гиппократа — с соотношением между четырьмя жидкостями (греч. krasis — смесь, сочетание, в латинском переводе temperamentum), циркулирующими в человеческом организме, — кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетическое преобладание этих жидкостей в организме и дало названия основным типам темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.

И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности, он систематизировал психологическую характеристику этих типов темперамента («Антропология», 1789): сангвинический темперамент отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический — горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступков; меланхолический — глубиной и длительностью переживаний; флегматический — медлительностью, спокойствием и слабостью внешнего выражения чувств. Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови. Близко к гуморальным теориям темперамента стоит идея П. Ф. Лесгафта о том, что в основе проявлений темперамента, в конечном счёте, лежат свойства системы кровообращения.

Попытка разработать морфологическую теорию темперамента принадлежит немецкому психопатологу Э. Кречмеру (1888—1964), который определял темперамент через основные конституциональные типы телосложения. Например, астеническому типу конституции, отличающемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлинённым лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотимический) темперамент, которому свойственны особенности, располагающиеся в основном вдоль «психоэстетической» шкалы, — от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия; шизоидам присущи замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий. Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, индивидуальные особенности которого располагаются вдоль «диатетической» шкалы, то есть от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов; циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений. Кречмер преувеличивал роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности.

В концепции американского психолога У. Шелдона выделяется три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, заторможённостью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины проявлений темперамента в поведении такие системы организма, которые не обладают необходимыми для этого свойствами.

Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центральной нервной системы в динамических особенностях поведения впервые дал И. П. Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре комбинации в виде четырёх типов высшей нервной деятельности; проявления их в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный —темпераменту флегматика; сильный, неуравновешенный — темпераменту холерика; слабый — темпераменту меланхолика. При оценке этой типологии надо иметь в виду, что она была построена применительно к высшей нервной деятельности животных и непосредственно к человеку неприложима без существенных оговорок.

Советские психологи (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин) отмечают, что значение работ Павлова по проблеме темперамента заключается, прежде всего, в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивида. На современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, ещё не представляется возможным. Как показывают исследования, сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем предполагалось Павловым.

Исследования отечественных и зарубежных психологов в области темперамента.

Исследованиями темперамента занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные психологические школы. Учение Гиппократа - Галена, до сих пор излагаемое чуть ли не в каждом учебнике психологии разделялось многими исследователями. Для большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множество темпераментов, что в античных концепциях обосновывалось учением Эмпедокла о четырех стихиях.

О влиянии, которое оказало учение древних врачей и философов на дальнейшее исследование темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомофизиологические основы темперамента в строении и функции кровеносной системы. Такое представление сохранилось и в эпоху научной психологии. Так, известный исследователь темпераментов немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что установленные им четыре основные свойства темперамента - чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика - обусловлены химическим составом крови. Известна также химическая теория темперамента 30-х годов XX века, принадлежащая У. Мак-Дауголлу, непосредственно примыкающая к древней гуморальной концепции. Японский психолог Т. Фурукова в тот же период высказывал мнение, что основным методом диагностики темперамента является определение химического состава крови.

Параллельно с эндокринными концепциями начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь.

Эту идею воспринял ученик А. Галлера, Г. Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерическо-сангвинистического темперамента лежит крупный мозг, “сильные и толстые нервы” и высокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П.Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивающих индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространенная прежде всего среди итальянских, французских и немецких исследователей (А.Ди Джиованни, Л.Л. Ростан, Г.Г. Карус), наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго. В 20-х годах XX века он создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей.

Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Так, воздух - источник дыхательных реакций; пища, попадающая в пищеварительную систему, образует источник пищевых реакций; моторные реакции протекают в физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиго выделяет - в зависимости от преобладания в организме одной из систем - четыре основные типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой.

Преобладание какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции индивида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента.

Взгляды К. Сиго, как и некоторые другие концепции того времени, связывающие телосложение с психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на формирование современных конституционных теорий, получивших широкое распространение в психологии темперамента.

Независимо от перечисленных гипотез о физических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их формальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и протекание во времени.

Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта, создателя экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость - для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида.

Мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает, что правильное воспитание предполагает использование достоинств данного темперамента и в то же время нивелированное отрицательного влияния, какое он может оказывать на поведение индивида.

1.2 Физиологические основы темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамикапротекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий вдеятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервнойдеятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервныхпроцессов – возбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

            1) сила процессов возбуждения и торможения,

            2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

            3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

            Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

            Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

            Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. Е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

            Одно из основных свойств высшей нервной деятельности – подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

            Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

            Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

            Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов – преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

            Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

            Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

            Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. Е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

            Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека- определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

1.3 Психологическая характеристика темперамента

            По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

            Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.

            Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом представлено в таблице 1.

            Таблица 1 - Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом

Сила нервных процессов

Уравновешенность нервных процессов

Уравновешенность нервных процессов

Темперамент

сильный

уравновешенный

подвижный

сангвиник

сильный

инертный

флегматик

сильный

неуравновешенный

холерик

слабый

меланхолик

Рассмотрим подробнее психологическую характеристику типов темперамента

Сангвинический темперамент

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он   проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям. Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система – нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество.

            Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

            Степени проявления различных показателей темперамента представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Аналитическая схема изучения темперамента

Показатели свойств темперамент

Степени проявления

сангвиник

холерик

флегматик

меланхолик

1

2

3

4

5

6

1

Настроение

Веселое, жизнерадостное, устойчивое

Неустойчивое, резкие смены настроения, но преобладает бодрое, оптимистичное

Устойчивое. Отсутствуют резкие проявления радости, печали

Неустойчивое. Меняется от незначительных причин, преобладает пессимизм

2

Двигательные реакции (походка, мимика, жесты)

Выразительные, быстрые, плавные

Выразительные, сильные, быстрые, резкие

Неторопливые, медленные, однообразные

Слабые, невыразительные, медленные

3

Речь

Громкая, выразительная, плавная, живая

Громкая, выразительная, резкая

Монотонная, медленная, без резко выраженных эмоций, жестов

Медленная, тихая или с затиханием, тягучая, невыразительная

4

Отношение к неудачам

Быстро забывает о неудачах и принимается за работу

Быстро реагирует, переживает, но стремится во что бы то ни стало добиться успеха

Спокоен, хладнокровен, продолжает работу с прежней активностью

Очень долго переживает, не может взяться за дело

5

Отношение к новому

Безразлично, новое это или старое, было бы интересно

положительное, оптимистичное

Отрицательное, консервативное

Встревоженное, пессимистическое

6

Достижение цели

Быстрое, плавное, с обходом препятствий, с учетом ситуации

Прямое, сильное, рывками, с полной отдачей сил

Медленное, но упорное и верное

Отступление при появлении препятствий

7

Отношение к людям

Весел и жизнерадостен со всеми

Резкий, прямолинейный

Ровно относится ко всем людям

Выражает сочувствие, помогает окружающим

8

Отношение к делу

Энергичен, деловит или болтун, часто не доводит начатое до конца

Страстный, увлекающийся

Неутомимый труженик

Слабая и неравномерная активность при выполнении дела

9

Самооценка

Некоторая переоценка, но может принимать помощь со стороны

Значительная переоценка, стремится все сделать сам

Трезвая оценка своих возможностей

Недооценка себя, надежда на помощь

10

Отношение к критике

Спокойное, необидчивое

Не терпит замечаний, взрывается, спорит, оправдывается

Безразличен, мало восприимчив к порицанию

Очень обидчивое, подавленное

11

отношение к опасности

Расчетливое, без растерянности и риска

Боевое, горячее, без расчета, склонен к риску

Хладнокровное, с присутствием самообладания, невозмутимое

Тревожное, растерянное, подавленно-безразличное

12

Общительность

Общителен, легко знакомиться, много друзей, но настоящих нет

Общителен, но в общении больше требует внимания к себе, чем сам уделяет партнеру. Конфликтует

С людьми сходится с трудом. Друзей немного, но дружбе верен

Затрудняется установить контакт с другими людьми. Легко переносит одиночество. Замкнут

13

Адаптация

Быстрая и легкая

Хорошая, но с осложнениями, иногда с раздражением

Медленная и трудная

Теряется в новой обстановке. Адаптируется медленно и трудно

14

Вхождение в деятельность и переключение

Быстро переключается, очень сосредоточен, не отвлекается

Быстро включается, переключается, очень сосредоточен, не отвлекается

Медленно включается и переключается, очень сосредоточен, не отвлекается

Медленно включается и переключается, часто отвлекается, при появлении трудностей теряется

15

Эмоциональные переживания

Поверхностные, краткие, зависят от внешних воздействий

Сильные, кратковременные, определяется внешними воздействиями в данный момент

Слабые, зависят от внутренних переживаний прошлого

Глубокие, длительные, зависят от внутренних переживаний прошлого и представлений будущего

16

Эффективность

Не имеет яркой выраженности

Ярко выражен

Очень слабо выражен

Наибольшая выраженность

17

Непроизвольные реакции на внешние и внутренние воздействия

Сила реакции соответствует силе раздражителя

На сильный раздражитель еще более сильная реакция

На сильный раздражитель слабая и медленная реакция

На слабый раздражитель сильная реакция с глубокими переживаниями

18

Терпение

Умеренное. Тяготится однообразием, будничностью, кропотливой работой

Слабое. Сразу приступает к делу, не задумываясь, что потом будет

Очень большое. Не тратит сил попусту, последователен, обстоятелен

Слабое

19

Внушаемость, мнительность

Небольшая, отличается сохранением своего "Я"

Умеренно самостоятелен, но подвержен влиянию со стороны

Наименьшее. Склонен к последовательности и самостоятельности

Внушаем, мнителен

20

Агрессивность

Миролюбив, склонен к решению вопросов мирным путем

Агрессивен, забияка, может даже вступить в драку

Сдержан, снисходителен к колкостям в свой адрес

Безропотно покорен или истеричен

Выводы по I главе

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамикапротекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий вдеятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервнойдеятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервныхпроцессов – возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами.

Флегматик медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое.

Холерики быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.


2 Исследование типа темперамента у студентов

2.1 Описание и результаты исследования

Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». В исследовании приняло участие 17 студентов III курса, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», из них 9 девушек и 8 юношей. Возраст респондентов -      19-21 год.

Для проведения исследования типа темперамента использовалась методика Н.Н. Обозова, использующая 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента.

Инструкция. Для определения типа темперамента произведите построчный выбор степени проявления каждого из пятнадцати характерологических признаков. Предположим, в строке «Уравновешенность поведения» для испытуемого наиболее соответствует значение «Хорошо уравновешенное», несколько менее соответствует значение «Отлично уравновешенное». В этом случае для первого значения присваивается оценка: «2 балла», для второго: значения – «1 балл». Остальные значения в данной строке оцениваются в 0 баллов. Подобным же образом оцениваются показатели по всем остальным характерологическим признакам. Затем подсчитываются суммы баллов по столбцам. Тот тип личности, по которому набрана наибольшая сумма баллов, является для испытуемого основным (таблица 3).

Таблица 3 - Характеристика проявлений темперамента

 

Если Вы:

Если Вы:

Если Вы:

Если Вы:

 

1) неусидчивы, суетливы;

1) веселы и жизнерадостны;

1) спокойны и хладнокровны;

1) стеснительны и застенчивы;

 

2) невыдержанны, вспыльчивы;

2) энергичны и деловиты;

2) последовательны и обстоятельны;

2) теряетесь в новой обстановке;

 

3)нетерпеливы;

3) часто не доводите начатое дело до конца;

3) осторожны и рассудительны;

3) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми;

 

4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

4) склонны переоценивать себя;

4) умеете ждать;

4) не верите в свои силы;

 

5) решительны и инициативны;

5) способны быстро схватывать новое;

5) молчаливы и не любите попусту болтать;

5) легко переносите одиночество;

 

6) упрямы;

6) неустойчивы в интересах и склонностях;

6) обладаете спокойной равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;

6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

 

7) находчивы в споре;

7) легко переживаете неудачи и неприятности;

7) сдержанны и терпеливы;

7) склонны уходить в себя;

 

8) работаете рывками;

8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

8) доводите начатое дело до конца;

8) быстро утомляетесь;

 

9) склонны к риску;

9) с увлечением беретесь за любое новое дело;

9) не растрачиваете попусту сил;

9) обладаете тихой речью;


10) незлопамятны;

10) быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать;

10) придерживаетесь выработанного распорядка дня;

10) впечатлительны до слезливости;

11) обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями речью;

11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

11) легко сдерживаете порывы;

11) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

12) неуравновешенны и склонны к горячности;

12) тяготитесь однообразием будничной, кропотливой работы;

12) мало восприимчивы к одобрению и порицанию;

12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13) агрессивный забияка;

13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми;

13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

14) нетерпимы к недостаткам;

14) выносливы и работоспособны;

14) постоянны в своих отношениях и интересах;

14) склонны к подозрительности и мнительности;

15) обладаете выразительной мимикой;

15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой;

15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;

15) болезненно чувствительны и легко ранимы;

16) способны быстро действовать и решать;

16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;

16) ровны в отношениях со всеми;

16) чрезмерно обидчивы;

17) неустанно стремитесь к новому;

17) обладаете всегда бодрым настроением;

17) любите аккуратность и порядок во всем;

17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;

18) обладаете резкими порывистыми движениями;

18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

18) малоактивны и робки;

19) настойчивы в достижении поставленной цели;

19) часто несобран-ны, проявляете поспешность в решениях;

19) обладаете выдержкой;

19) уступчивы и покорны;

20) склонны к резким сменам настроения,

20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться,

20) несколько медлительны,

20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих,

то Вы, конечно же,

Холерик

то Вы, конечно же,

Сангвиник

то Вы, конечно же,

Флегматик

то Вы, конечно же,

Меланхолик

Результаты исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4 -  Результаты исследования преобладающего типа темперамента студентов группы ФО-10-1с

Студенты

.

Типы темперамента

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Дмитрий А.

13

9

6

2

Анна В.

14

8

8

4

Виктория В.

18

14

4

1

Дмитрий Г.

7

8

9

6

Дмитрий Д.

5

7

4

11

Максим З.

3

9

12

4

Мария К.

15

16

1

9

Александр К.

0

8

1

3

Маргарита К.

15

10

2

8

Руслан К.

8

13

5

7

Ирина П.

11

9

9

8

Екатерина П.

8

15

7

6

Алексей П.

6

11

4

2

Ксения Р.

14

6

9

3

Максим Т.

13

8

7

5

Любовь Ч.

14

10

8

6

Анастасия Ш.

8

8

5

9

Распределение типов темперамента среди студентов представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Распределение типов темперамента среди студентов

2.2 Особенности проявления темперамента студентов в процессе учебной деятельности

Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения.

Возникшее эмоциональное состояние соответствует особенностям темперамента, что способствует образованию стереотипа поведения. При этом закрепляются и становятся привычными его мотивы, обостряется или снижается восприимчивость студента к педагогическим воздействиям.

Так, например, резкое осуждение или порицание у сангвиника вызывает чувство вины, а затем и признание справедливости требований педагога, желание и готовность исправиться. У холерика замечание педагога вызывает обиду, состояние подавленности, плохое настроение на длительное время. Все это снижает восприимчивость педагогических требований, а иногда даже влечет за собой конфликты с педагогами. Холерик объясняет проблему конфликтов так: «Меня не любят», «Ко мне несправедливы», «Ни одного хорошего преподавателя в вузе нет», «Ко мне плохо относятся, потому я и учусь (веду себя) плохо».

Флегматик на замечания педагога улыбается, спрашивает: «А что я такого сделал?» и нехотя, медленно перестраивает свое поведение. При настойчивых требованиях немедленно выполнить что-либо он может нагрубить, вступить в конфликт, обвинить других в недостатках, хотя требованиям позже подчинится. При длительном отрицательном отношении педагогов, у флегматика могут возникнуть подавленность, озлобленность. Восприимчивость к педагогическим воздействиям, прежде всего, заметно начинает уменьшаться. Студент с темпераментом меланхолика может даже не отреагировать на замечание педагога и вести себя так, как и раньше. В случае же повторного порицания он замкнется в себе, затаит обиду, будет напряженно ожидать новых замечаний.

Восприимчивость к педагогическим воздействиям в зависимости от темперамента носит избирательный характер, проявляется в стереотипных действиях и поступках. С поставленной задачей сангвиник через некоторое время после усиленных попыток справиться с заданием бросает его, успокаивая себя так: «Я спрошу, как решить у кого-нибудь перед занятием», «Ну и пусть ставят двойку, что я могу сделать, если у меня не получается».

Учащийся-холерик, постаравшись добросовестно выполнить задание, но быстро истощив силы, предпочитает уйти с занятия или совсем не идти в учебное заведение: для него нет ничего неприятнее, чем получить плохую оценку или критическое замечание.

Флегматик и меланхолик тяжело переживают неудачу, но не пытаются найти способ избежать неприятностей, с тяжелым настроением отправляются на занятия.

Подобные стереотипы поведения обуславливаются тем, что в зависимости от результатов работы изменяется ценностно-ориентационная деятельность личности. Холерику во что бы то ни стало нужен успех в момент выполнения работы, пусть маленький, незначительный, но успех: он повышает настроение, вызывает положительные эмоции, стимулирует усилия в преодолении трудностей. Флегматик больше нуждается в устойчивом доброжелательном отношении к себе преподавателей и родителей. Он может легко, безболезненно переносить неудачи, если уверен, что отношение взрослых к нему из-за этого не изменится. Для сангвиника важен общий успех, который может быть даже не связан с конкретным заданием. Если его дела в целом складываются неплохо, он сравнительно легко переживает неудачи и даже неудовлетворительные оценки. Меланхолик же должен ежедневно испытывать устойчивое положительное настроение независимо от причины, вызвавшей радости: радости от общения с друзьями, похвалы преподавателя, высоких результатов в учебе и другое.

Наиболее адекватная реакция на педагогические воздействия наблюдается у сангвиников и флегматиков. Сангвиники быстро, легко воспринимают педагогические требования, проявляют готовность их выполнить, дают обещания, но затем из-за своей подвижности, склонности быстро переключаться на другие, забывают о них. Для флегматика требования преподавателя всегда личностно значимы, хотя, будучи медлительным, он стремится выполнить их не сразу, а предварительно обдумав, как, когда, в какой последовательности. Необходимость выполнить сразу несколько требований дезорганизует его, вызывает нервозность.

Менее всего подготовлен к восприятию воспитательных воздействий студент с темпераментом меланхолика. Из-за небольших адаптационных способностей они в большинстве случаев охотно реагирует на те требования, которые совпадают с его интересами, намерениями, поскольку их выполнение помогает ему выразить себя и утвердиться, прежде всего, в собственных глазах, располагает к уверенному применению своих физических и умственных возможностей. Остальные требования он часто воспринимает довольно скептически.

Выводы по II главе

Проведенное исследование преобладающего типа темперамента 17 студентов 3-го курса специальности «Профессиональное обучение» показало, что 44% опрошенных оказался присущ сангвинический тип темперамента, у 33% опрошенных был выявлен холерический тип, у 12,5% проявился меланхолический тип темперамента, у такого же количества - флегматичный тип.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что студенты с различными типами темперамента по-разному воспринимают педагогические воздействия и по-разному на них реагируют.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе решения первой задачи курсовой работы было раскрыто понятие «темперамент».

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека.

Со времен Гиппократа человечество было заинтересованно изучением темперамента. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.

Исследованиями темперамента занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные психологические школы.

Решаю вторую задачу курсовой работы, мы рассмотрели физиологические основы темперамента.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамикапротекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий вдеятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервнойдеятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервныхпроцессов – возбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип (что соответствует меланхолическому типу темперамента);

Сильный неуравновешенный тип (что соответствует холерическому типу темперамента);

Сильный уравновешенный подвижный тип (что соответствует сангвиническому типу темперамента);

Сильный уравновешенный инертный тип (что соответствует флегматическому типу темперамента).

Решая третью задачу нашей курсовой работы, мы рассмотрели психологическую характеристику основных типов темперамента: сангвинического, флегматичного, холерического и меланхолического. При этом деление людей на четыре типа темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

Для решения четвертой задачи нами было проведено исследование типа темперамента у студентов по методике Н.Н. Обозова. Было выявлено, что для 44% опрошенных студентов оказался присущ сангвинический тип темперамента, у 33% опрошенных был выявлен холерический тип, у 12,5% проявился меланхолический тип темперамента, у такого же количества - флегматичный тип.

Решение пятой задачи заключалось в том, что бы выявить, каким образом особенности типа темперамента влияют на учебную деятельность студентов. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тип темперамента не предопределяет учебную деятельность студента, но наряду с другими факторами оказывает на нее значительное влияние. Студенты с различными типами темперамента по-разному воспринимают педагогические воздействия и по-разному на них реагируют. Таким образом, тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат.

Знание педагогом особенностей организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности студентов, знание положительных и отрицательных проявлений различных типов темперамента поможет ему в учебной и воспитательной работе.

Таким образом, задачи, поставленные в курсовой работе, были решены, цель исследования была достигнута.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Информация о файле
Название файла Влияние темперамента на учебную деятельность студентов от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 19:07
Дата обновления 10.5.2020, 19:07
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 58.48 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 949
Скачиваний 107
Оценить файл