Влияние средств массовой информации на развитие исламофобии в современном обществе

Описание:
Роль Ислама в современном мире
СМИ как катализатор исламофобских настроений в современном обществе
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по теме: «Влияние средств массовой информации на развитие исламофобии в современном обществе».

Работа выполнена студентом АНТ – Д – 5

Лупу О.К.

Москва 2012 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Роль Ислама в современном мире………………………………………….…4

1.1 Причины исламофобии в западном обществе………………………………7

1.2 Исламофобия в России………………………………………………………10

2. СМИ как катализатор исламофобских настроений в современном обществе……………………………………………………………………….....14

Заключение…………………………………………………………………….....17

Список литературы……………………………………………………………....19

Введение.

Исламофобия — разновидность ксенофобии, собирательное определение для различных форм негативной реакции на ислам, а также на связанные с ним общественные явления.

Проблемы развития исламофобии и корни ее развития сейчас достаточно широко изучаются определенными научными институтами. По мнению российских исследователей Георгия Энгельгардта и Алексея Крымина , под исламофобией следует понимать, прежде всего, действия против, высказывания, оцениваемые мусульманами как враждебные исламу. Это понятие охватывает широкий спектр значений – от погромов до резкой критики как в адрес мусульман и исламских активистов, так и исламского вероучения и социальной практики.[1]

По одной из версий термин «исламофобия» (Islamophobia) вошел в широкое употребление после публикации в 1997 году британским исследователем Runnymede Trust доклада «Исламофобия – вызов для всех». Согласно другой версии, термин «исламофобия» был введен в обиход мусульманскими активистами иранского происхождения во Франции. Заместитель ректора Сассекского университета профессор Gordon Conway, руководивший проектом по исследованию исламофобии, определил новое явление как «боязнь и ненависть к исламу и мусульманам, присущие СМИ всех уровней, и распространение во всех слоях общества. Исламофобия проявляется в изображении ислама как цивилизации не отличной от Запада, а отсталой; мусульманской культуры – не как многоликой и прогрессивной, а застывшей и статичной, враждебной к инакомыслию и дискуссиям, патриархальной и женоненавистнической, фундаменталистской и потенциально угрожающей другим культурам»[2].

В наши дни проблема исламофобии стала особенно актуальна. Например, в Москве и других российских городах после терактов в столичном метро 29 марта значительно вырос уровень исламофобии и кавказофобии. В тот же день после взрывов были избиты две женщины-мусульманки.  Увеличилось число нападений на людей кавказоидного типа  по всей России.

Исламофобия является одним из основных источников агрессивного национализма и экстремизма в современном мире. Она провоцирует и усиливает социальную напряженность, служит мощным фактором роста насилия и преступности. В настоящее время исламофобия приобрела характер явной угрозы личности, обществу и государству. Не сформирован общественный консенсус по поводу основных направлений и конкретных мер, которые позволили бы преодолеть порождаемые исламофобией угрозы, и отсутствуют системные исследования причин этого явления.

1. Роль ислама в современном мире.

Современное исламоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, "мусульманское возрождение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической и духовной жизни восточных  народов объясняется следующими причинами:

1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и не исчерпала всех своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире.

2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том , что он выстоял, не сдал своих позиций, не смотря на длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость связывается ими и с отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и современному решению назревших проблем.

3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.[3]

4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. По их мнению, в силу этих причин ислам широко распространился в последнее время в Африке и других местах.

5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству - именно такими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных народов за свое национальное освобождение.

6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного народа и об особом положении ислама сравнительно с других религиями.

7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность по мнению западных исламоведов, - это полное выражение мусульманской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность - "умму"        . Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой они живут, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные панисламские концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.[4]

Оценивая современную ситуацию  и процессы в исламе, следует учитывать, что обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними принципиально новые проблемы, связанные с выбором путей социально-экономического и политического развития. В исламском мире появились многочисленные концепции так называемого "третьего пути". Апеллируя к традиции и практике раннеисламской государственности, общественные деятели светской и не исламской ориентации выдвигают тезис об "исламском пути" развития как единственно приемлемом для стран распространения третьей мировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции "исламского государства", "исламской экономики", "исламского социализма" и т.д. которые в целом представляют собой модернизацию политических и социально-экономических доктрин классического ислама с учетом специфики конкретных стран.

Но есть и другая сторона  современного ислама. Во второй половине XX века началось постепенное объединение разных стран. Одновременно с этим обозначились не очень благовидные течения, связанные с исламом. Это, прежде всего экстремизм ряда мусульманских организаций, как, например, «Братья – мусульмане», «Серые волки», «Аль Каида» и другие. Подобные организации возникли еще в период борьбы исламских государств против колонизации, а после окончания освободительных войн, они направили свою деятельность против правительств своих стран.

       Не успокаиваются экстремисты и в наши дни, прикрываясь исламскими лозунгами, они дестабилизируют положение в Индии, Судане, Алжире, Чечне (РФ) и в некоторых других странах. Продолжаются военные действия в Афганистане, неспокойно в пограничных районах Таджикистана, Киргизии, Узбекистана.

      Поведение экстремизтких   группировок порождает у людей недоверие ко всему исламскому миру, то есть являются причиной увеличения исламофобских настроений по всему миру.[5]

1. 1. Причины исламофобии в западном обществе.

Страх Европы перед исламом уходит в глубь истории — арабские завоевания в Европе, крестовые походы, конкиста и реконкиста, войны с Османской империей, колониальные захваты в Азии и Африке, национально-освободительное движение и крах колониальной системы, проблема гастарбайтеров в современной Европе. Исламофобия имела разные лики и формы — в средневековье маврами и турками пугали детей, в новое время колониальные захваты оправдывались необходимостью приобщить «отсталые народы» к цивилизации. В наше время проявлением исламофобии является недовольство правами женщин в мусульманских странах и требования спрятать подальше символы религиозной принадлежности.

В начале 21 века представители ислама выступили в качестве реального оппонента США и других западных государств. По убеждению многих политологов, 21 век начался по существу 11 сентября 2001 года, то есть с момента крупнейшего террористического акта современности, когда погибло около 3 тысяч человек и был нанесен удар по наиболее значимым символам американского капитализма. И до этого времени отношения между исламским и западным мирами были довольно напряженными (большую роль сыграло то обстоятельство, что ряд западноевропейских государств превратил многие исламские регионы в свои колонии), однако после 11 сентября этот процесс конфронтации стал принимать серьезный оборот. [6]

Только Ислам создал межгосударственную организацию, при которой образовались многие другие объединения и структуры — Организацию Исламская конференция, которая ныне объединяет 57 стран и фактически вместе с другими подразделениями, такими как Исламский Банк развития, Исламская организация по культуре, науке и образованию, исламский Красный полумесяц, Олимпийский комитет и т.п.

В условиях обострившихся в последние годы отношений между Западом и исламским миром, страны-члены ОИК ставят своей целью всемерное содействие исламо-христианскому диалогу, диалогу цивилизаций, культур и религий.

ОИК объявила одним из главных приоритетов борьбу с исламофобией, которая охватила весь западный мир.

Не случайно, ислам называют религией солидарности и справедливости, одной из пяти основ которой, является обязательная выплата не менее 2,5% своих доходов в пользу бедных и неимущих, так называемый закят. В условиях современного мира, когда люди страдают от недостатка справедливости, этот аспект импонирует очень многим.

Важнейшую роль в новом месте ислама в современном обществе играет демографический фактор. Не случайно, ислам называют самой быстрорастущей религией в мире, и даже американские политологи считают, что через 13 лет численность мусульман превзойдет количество христиан всех деноминаций. Большинство мировых проблем сегодня во многом связаны именно с демографической ситуацией. В целом налицо нарастающая тенденция изменения этнического состава населения планеты, поскольку нарастает очень быстрыми темпами продвижение, проникновение и расширение общин иммигрантов. Ныне ислам стал второй по численности религией в США, обогнав иудаизм. В Западной Европе проживает 20 миллионов мусульман, и, по прогнозам, их число удвоится в ближайшие десять лет, поскольку динамика численности коренного населения Евросоюза не дает возможности воспроизводить необходимый уровень рабочей силы. В 1960 году люди европейского происхождения составляли четверть мирового населения, в 2000 году — одну шестую, а в 2050 году при нынешних темпах развития — одну десятую. Важное значение имеют и возрастные показатели. В 2000 году в Европе проживало 444 млн. человек в возрасте от 15 до 60 лет. К 2050 году их число сократится до 365 миллионов человек. За 50 лет соотношение работающих и пенсионеров изменится — от 5:1 к 2:1. Чтобы не допустить резкого падения жизненного уровня государства ЕЭС вынуждены будут увеличить приток иммигрантов, то есть иммиграция рабочей силы в Европу, это — не альтруизм или желание помочь бедным мусульманским странам, а жесткая необходимость. Нужно обратить внимание на то, что мусульманские общины растут во всех регионах земного шара. В Индии число мусульман оценивается уже в 200 млн. человек, то есть больше, чем в Пакистане. В Китае официальные данные говорят о 30 миллионах, но сами мусульмане приводят цифру в 100 миллионов. Достаточно быстрыми темпами растет численность мусульман в Латинской Америке. [7]

Эти тенденции не обходят стороной и нашу страну. По свидетельству российского ученого А. Казанцева, к 2050 году численность мусульман и христиан в нашей стране может сравняться, если сохранятся существующие ныне тенденции.

Все вышеперечисленные тенденции роста и развития ислама в современном мире являются факторами, настораживающими страны Запада, а некоторых из них и вовсе заставляет воспринимать ислам в качестве серьезной угрозы. Кроме того, исламские сепаратистские движения от Филиппин и Таиланда до Китая и Индии, воспринимаются как опасность для территориальной целостности и независимости ряда стран. Отсюда рост исламофобии в странах Европы и США.

Наряду с этим процесс конфронтации Запада с исламским миром углубляется. Здесь стоит напомнить об известной концепции столкновения цивилизаций С. Хантингтона, в соответствии с которой, ислам определяется в качестве главной угрозы цивилизации Запада, причем С. Хантингтон сделал очень важную оговорку, подчеркивая, что «основная проблема Запада — вовсе не исламский фундаментализм, а — ислам, ибо это — иная цивилизация». Его последователи настойчиво проводили мысль о том, что общность мусульман, для которых религиозная идентичность затмевает все другие ценности, это — реальная опасность. Больше того, в США и в Западной Европе опубликовано множество книг и статей, доказывающих, что эта религия рождает насилие, и в этом, а не в политике развитый капиталистических государств, заключается суть проблемы между Западом и исламским миром. При этом некоторые политологи не скрывают тезис о том, что исламская цивилизация является культурой более низкого уровня: хорошо известно высказывание на этот счет премьер-министра Италии С. Берлускони о превосходстве западной цивилизации.[8]

Хотя мнение об исламе, как о религии насилия, несомненно, не является достаточно обоснованным и доказанным. Более того, эти высказывания являются скорее политической игрой, чем реальным фактом.

1.     2.   Исламофобия в России.

Тема исламофобии, преследования мусульман в России становится в последнее время все более заметным элементом отечественного политического дискурса.

Подвергаются ли мусульмане в современной России каким-либо религиозным гонениям или дискриминации?

Скорее это можно было бы сказать о Российской империи, где была значима не столько этническая, сколько конфессиональная идентичность, и государство проводило ту или иную политику именно в отношении религиозных общин, а не этнокультурных сообществ. В царской России могли ограничиваться права конфессий (например, существовал законодательный запрет "совращения из православия"), дифференцировались права и обязанности подданных в соответствии с их религиозной принадлежностью. Политика в отношении исламской общины зависела от того, насколько лояльно она себя вела.

Советская власть сместила акцент с "религиозных пережитков" на национальную принадлежность. Эту традицию в полной мере унаследовала и Российская Федерация, власти которой обращают преимущественное внимание на национальную политику и проблематику. Рост государственного внимания к религиозной теме носит вынужденный характер и объясняется объективным глобальным процессом повышения роли политизированных религий, прежде всего ислама. Весьма сомнительна и сама способность государственных структур РФ проводить последовательную стратегию дискриминации в отношении массовой конфессии, обладающей на территории России разветвленной инфраструктурой.

С европейской точки зрения гонений на мусульман в России попросту не существует: верующим не препятствуют совершать религиозные обряды, от них не требуют отказа от убеждений. Ислам в РФ причислен к разряду традиционных религий, что выводит его за рамки системы формальных и неформальных ограничений, затрагивающей инфраструктуру и активность "новых (или нетрадиционных) религиозных движений". Случаи осквернения исламских культовых объектов единичны - во всяком случае, подобные акты совершаются гораздо реже, чем в отношении других конфессий. Федеральные органы власти оказывают исламским структурам РФ определенную поддержку: так, недавно созданный Совет по хаджу при Правительстве РФ даже вызвал некоторую ревность со стороны активистов РПЦ, потребовавших, чтобы государство спонсировало и православное паломничество. Местные власти, как правило, содействуют мусульманским религиозным структурам в обычном для постсоветской России "возрождении духовности": участвуют в ремонте имеющихся культовых зданий в областных и районных центрах, выделяют земельные участки, стройматериалы и финансы для строительства новых мечетей. Первые лица Духовных управлений мусульман (преобладающая форма институционализации исламских общин в РФ) - муфтии - становятся все более привычными участниками официальных статусных мероприятий как регионального, так и федерального уровня, причем не только в "традиционно мусульманских регионах" (Татарстан, Башкортостан, Дагестан), но и в так называемых "русских областях" (Московская, Саратовская, Нижегородская). Федеральные и региональные СМИ выделяют эфир и газетные полосы не только для выступлений исламских религиозных лидеров, но для исламских медиапроектов.

Даже в моменты наибольшего обострения ситуации - после масштабных терактов в Центральной России (взрывы домов в Москве и Волгодонске осенью 1999 года, захват зрителей "Норд-Оста" 23-26 октября 2002 года, взрывы в Тушино 5 июля 2003 года), исполнители которых акцентировали исламскую, а не националистическую мотивацию своей деятельности, - не наблюдалось каких-либо массовых антимусульманских выступлений. Эти кризисные моменты подчеркнули существенные различия социального климата в России и в странах Запада: после теракта 11 сентября по Америке прокатилась волна антимусульманских выступлений, которую в итоге пришлось гасить властям, включая первых лиц страны. Практикующие мусульмане США описывают этот период как один из наиболее тяжелых в истории общины. В России подобные настроения до какой-то степени отразились в позиции СМИ и в публичных высказываниях руководителей государства - вспомним нашумевшие медиаслоганы ("Бей ислам - спасай планету" - заголовок "Комсомолки" 12 сентября 2001 года), публикации (текст О. Осетинского "Если бы я был бен Ладеном" в "Известиях" 5-9 октября 2002 года) или распространенные интерпретации высказывания Президента РФ об "обрезании" в ноябре 2002 года. Однако в отсутствие действенных социальных механизмов эти призывы элиты не могли быть реализованы на практике и остались лишь ярким эпизодом коллективной памяти.

Единственными целенаправленными действиями государства в этой сфере можно было бы признать попытки ограничить распространение некоторых наиболее радикальных форм политического ислама, известных под названием "ваххабизма". Эти попытки предпринимались в 1999-2002 годах как властями РФ (в основном речь шла о верующих, ведущих вооруженный "джихад" на Северном Кавказе), так и руководством мусульманских субъектов Федерации - Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и др. В этой связи можно упомянуть местные законодательные акты (например, Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" от 16 сентября 1999 года) и периодические выступления отдельных ДУМ против ваххабизма.

Испытывают ли российские мусульмане враждебность со стороны широких масс населения или хотя бы значимых социально-активных групп - например, со стороны русских националистов? Вообще говоря, ксенофобские настроения обычны для любой страны, переживающей наплыв внешних и внутренних мигрантов, существенно меняющий этнический баланс в обширных регионах. В нашем случае следует говорить прежде всего о русских областях европейской части России и Урала. Но враждебность старожильческого населения, в том числе и политически активных националистических групп, направлена здесь именно против "инородцев", а не "иноверцев". Расхожий лексикон современной российской ксенофобии говорит сам за себя: "кавказцы", "азеры", "черные", "чурки", "ЛКН", "хачи", "пиковые", "звери", "азиаты", "китаезы" - вот образ врага в глазах старожилов, озабоченных засильем "чужих". В свою очередь сами борцы с "инородцами" воспринимают себя в качестве защитников "славянства", "белой расы". Представители традиционно христианских культур Кавказа - грузины, армяне, осетины - в сознании ксенофобов не отделяются от выходцев из мусульманских районов Кавказа и Средней Азии, сливаясь в единый образ "южного пришельца". Религиозное измерение ксенофобии до сих пор практически отсутствует, а его спорадические проявления все равно носят подчиненный характер по отношению к этнической доминанте (например, текст антиисламских постеров, наклеенных в московском метро в июле - августе 2003 года, завершался лозунгом "Москва - не Кавказ!").

Эта направленность российской ксенофобии неудивительна для общества, в большинстве своем растерявшего традиции и с удивлением воспринимающего следование в быту каким-либо обычаям и неписаным нормам, в том числе и религиозным практикам. Для такого общества естественно обращать внимание не на религиозные аспекты идентичности, а на более привычные и понятные ее элементы - этническую и социокультурную принадлежность. В этой парадигме мусульмане автоматически вызывают неприязнь именно как "приезжие", тогда как "коренные" мусульмане (в первую очередь российские тюрки или этнические русские) обычно не вызывают отторжения и практически не выделяются из общей массы коренного населения.

2. СМИ как катализатор исламофобских настроений в современном обществе.

Борьба с исламом и антиисламская пропаганда вовсе не новое явление. Этот процесс фактически начался с момента появления и распространения религии ислам и особенно усилился после крестовых походов. Несмотря на это, связи между мусульманами и христианами более и менее сохранялись. Однако за последние полвека, и в частности после оккупации палестинских земель сионистами, выявления их вражды с мусульманами, а под их влиянием и вражды западных государств и СМИ, исламофобия выросла до беспрецедентных размеров.

С распространением исламского послания на восток и на запад, в пределах и за пределы мусульманского общества – этот феномен часто упоминается как «Исламское возрождение» – большинство выдающихся западных ученых стали рассматривать ислам не как увядающее мировоззрение, имеющее исключительно историческое значение, но как влиятельную силу, потенциально угрожающую западной гегемонии. Очевидно, открытые нападения на ислам представляют собой реакцию западных властей на всплеск исламской культуры, который они посчитали угрожающим установленному мировому порядку. Наступление на ислам и его атрибуты происходит на двух фронтах. [9]

Во внешней политике западные руководители сошлись на том, что влияние ислама в мусульманском мире должно быть ограничено, во что бы то ни стало. Поэтому в странах, где исламские объединения преуспели в политическом влиянии на государственную политику, западные силы приняли стратегию окружения, стремящуюся к режиму изоляции (ориентируясь, в основном, на ислам). Со стороны СМИ нападение принимает более изощренные формы, поскольку западные СМИ пытаются связать толерантное и гуманистическое мировоззрение ислама с религиозным фанатизмом, сведя широкий круг интересов и деятельности исламских объединений и организаций до рамок религиозного насилия. Победа в борьбе по восстановлению репутации ислама - задача отнюдь не из легких. Она требует полной консолидации научных, религиозных мусульманских организаций и высших учебных заведений для разработки продуктивной системы сотрудничества с немусульманскими СМИ. Для этого мусульманам необходимо пересмотреть доминирующее в исламском обществе снисходительное отношение к использованию техники и искусства для распространения ислама и разработки эффективной стратегии противостояния его противникам.

Британское издательство  «Oneworld Publishing» выпустило книгу, посвященную механизму создания феномена исламофобии в средствах массовой информации.

«Пожалуй, мало найдется тем, столь же спорных, как отношение СМИ к мусульманам, и очень немногие журналисты относятся к этому серьезно, - пишет обозреватель «Гардиан» – И очень напрасно, ведь они несут ответственность за то, что потом будут пересказывать люди. Именно создаваемые прессой мифы способствуют возникновению непонимания и питают предрассудки, не допуская таким образом никакой возможности рационального обсуждения».

Сборник «Указывая пальцем: ислам и мусульмане в британских СМИ», в котором приводится много примеров того, как пресса способствует укоренению мифов и заблуждений об одной из ведущих мировых религий – увлекательный экскурс в то, как изображают мусульман журналисты Великобритании. На основе анализа относительно недавних громких историй – начиная с резонансных высказываний архиепископа Кентерберийского по поводу шариата и кончая «войной, объявленной вуали» - аналитики приходят к выводу, что враждебность СМИ к Исламу способствует отторжению мусульман и подрывает любые условия по противодействию экстремизму.

Заключение.

Можно сделать вывод, что война конфессий, которую отрицает большинство лидеров самих конфессий, есть дело в немалой степени искусственное, виртуальное, с информационным переносом вполне реальных международных или внутристрановых политических конфликтов на уровень религии.

Вот здесь средства массовой информации могут сыграть свою роль в уменьшении исламофобии, в снижении накала общественных страстей, в непредвзятом отражении жизни. [10]

Подчеркнуто лояльная политика виртуальной терпимости не всегда может быть предсказуемой, если правящие власти и дальше будут вести политику вполне реальной исламофобии по отношению к мусульманам. Весь мир пришел в движение, идут межгосударственные войны, в западных и восточных странах нарастают общественные социальные конфликты, ксенофобия, и набирает обороты все большее разделение на «своих» и «чужих». То, что общественные элиты и СМИ не могут вовремя остановиться, приводит к тому, что конфликты идут дальше и глубже, сегодня обвинение в ваххабизме или антигосударственной деятельности лишь потому, что мусульманин носит бороду, мусульманка головной платок, оборачивается в дальнейшем закрытием мечетей, преследованиями мусульманских лидеров, милицейским произволом в отношении простых граждан. Необходимо четко понимать, что сжатая пружина необоснованных преследований и унижений неминуемо распрямится с очень и очень жесткими последствиями для тех, кто в этом участвует. Исламофобия приведет к более агрессивной позиции мусульманской уммы в мире, к еще большему распространению террористических и военизированных исламистских группировок. Часть вины за это, безусловно, ляжет на нынешние правящие элиты и масс-медиа.

Список литературы:

1.     К.С. Н. Лабазанов Мухтар Магомедович «Идеология и практика исламизма в современном мире», автореферат, 2002 г.

2.     Д.Ф.Н. Садыхова Арзу Ахмедовна  «Арабская публицистика в Западной Европе: эволюция и влияние на этноконфессиональные отношения», диссертация, 2010 г.

3.     К.П.Н. Анвар Аль-Биляль «Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации», диссертация, 2006 г.

4.     К.П.Н. Кобзева Светлана Викторовна «Анализ международных конфликтов в глобальной медиа-системе», монография, 2009 г.

5.     К.Ф.Н. Лученко Ксения Валерьевна «Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России», автореферат, 2009 г.

6.     К.Ф.Н. Цымбал Екатерина Анатольевна «Феномен социального манипулирования в социокультурном пространстве информационного общества», диссертация, 2010 г.

7.     Крымин А., Энгельгардт А. Исламофобия//Отечественные записки. № 5. 2003. С. 108.

8.     Александр Собянин, Алмаз Калет «Освещение проблем терроризма, религиозного экстремизма в СМИ» (4 июня 2004 г., г. Кайраккум, Таджикистан)

9.     Левин З.И. Мусульмане-иммигранты на Западе // Мусульмане на Западе. М., 2010



[1]  Крымин А., Энгельгардт А. Исламофобия//Отечественные записки. № 5. 2003. С. 108.

[2] Александр Собянин, Алмаз Калет «Освещение проблем терроризма, религиозного экстремизма в СМИ» (4 июня 2004 г., г. Кайраккум, Таджикистан)

[3] Вирабов А. Исламский фактор // Москва. 1998, № 4. - С. 40-44.

[4]Вирабов А. Исламский фактор // Москва. 1998, № 4. - С. 40-44.

[5] Керимов Г.М. Ислам и политическая стабильность // Сб. изданий Государственной Думы. М., 2002.

[6] Левин З.И. Мусульмане-иммигранты на Западе // Мусульмане на Западе. М., 2002. - С. 3

[7] Левин З.И. Мусульмане-иммигранты на Западе // Мусульмане на Западе. М., 2002. - С. 13

[8] Эксперт МГИМО: Вениамин Попов «О роли исламского фактора. Цивилизационный аспект»

http://mgimo.ru/news/experts/document154205.phtml

[9] д-р Лоуей Сафи, проф. полит. наук.
Познавательный исламский журнал "Шапагат Нур", 2002, №№ 1-2

[10] Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001. -237с.


Информация о файле
Название файла Влияние средств массовой информации на развитие исламофобии в современном обществе от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:48
Дата обновления 9.2.2013, 17:48
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 24.64 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1051
Скачиваний 122
Оценить файл