МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Пензенский государственный университет
Педагогический институт им. В.Г. Белинского
Историко-филологический факультет
Кафедра «Русский язык и методика преподавания русского языка»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по «Психологии»
на тему
«Влияние личностных качеств на профессиональное
самоопределение в юношеском возрасте»
Выполнила: студентка
гр. 13ЗИПР51
Лебедева Н.В.
Проверила: к. пс. н., доцент
Михалец И.В.
ПЕНЗА, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
1. Проблема профессионального самоопределения
в юношеском возрасте……………………………………………………5
1.1. Особенности личности в старшем школьном возрасте……………5
1.2. Особенности профессионального самоопределения
старшеклассников…………………………………………………….9
1.3. Личностные качества как фактор профессионального
самоопределения в подростковом возрасте…………………………16
2. Экспериментальное исследование влияния личностных
качеств на профессиональное самоопределение старшеклассников ....18
2.1. Комплекс психодиагностических методик для исследования
влияния личностных качеств на профессиональное
самоопределение старшеклассников……………………………….18
2.2. Проведение и анализ результатов экспериментального
исследования …………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………… ……37
Приложения………………………………………………………………39
Введение
Актуальность исследования. Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации в настоящее время достаточно актуальны. Правильный выбор профессии важен с позиции определения жизненных планов человека, а также с позиции развития общества в целом.
Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма.
Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности.
Цель работы: изучение влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи:
1. Дать психологическую характеристику личности в старшем школьном возрасте;
2. Изучить психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте;
3. Изучить типы профессий;
4. Изучить личностную предрасположенность к профессии в юношеском возрасте.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Субъектом исследования являются учащиеся 11 класса Многопрофильного лицея села Малая Сердоба.
Предметом исследования является влияние личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников;
2. Анкетирование;
3. Психологическое тестирование;
Методики исследования:
1. Анкетирование, направленное на выявление профессионального выбора;
2. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.
Практическое значение исследования состоит в том, что использование данных методик позволяет сделать вывод о соответствии между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней.
Структура работы: Введение, Глава 1 «……», Глава 2 «…….»,Заключение, Список литературы, Приложение
Глава 1.
ПроблемаПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Буквы прописные в названиях глав
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников.
Выбор профессии молодым человеком принадлежит к категории так называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые учениками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся как обществу, так и самим молодым людям. Поэтому столь велика роль педагогов, родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодежи, в поиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессе профессионального становления. Чрезвычайно важно для учителя, семьи, в которой воспитывается ребенок, иметь представление о тех сложных социально-психологических процессах, которые обусловливают выбор профессии, способствуют удовлетворенности профессией на последующих этапах социально-профессионального самоопределения [5, c.69].
Многочисленные исследования, проведенные социологами, психологами, педагогами, показывают, что огромную роль в формировании жизненных планов молодежи, в реальном выборе профессии играют ценностные ориентации старшеклассников.
Сам процесс формирования ценностных ориентаций молодежи представляет собой сложный социально-психологический феномен, на который оказывают влияние межличностные отношения подростка со сверстниками, семья, школьный учитель, тренер, руководитель кружка. Наряду с другими факторами (семейные традиции, характер эмоционального контакта взрослых членов семьи с ребенком и пр.) уровень образования и квалификации родителей оказывает существенное воздействие на выбор профессии старшеклассником.
Система ценностных ориентаций, как психологическая характеристика зрелой личности и одно из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности. Именно в этом качестве система ценностных ориентаций определяет мотивацию поведения человека, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
В научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность». Их настолько много, что, по мнению Х. Ремшилдта, «желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей явилось, похоже, единственной точкой согласия для них» [13, c.93].
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.
Наиболее интересны с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности старший подростковый и ранний юношеский возрасты. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы. Поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста) [1, c.80].
Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.
Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В.Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности [11, c.79].
Под обособлением А.В.Мудрик понимает внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит вследствие достижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность [4,c.18].
И.С.Кон считает главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность [9, c.70].
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация». Это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации [6, c.98].
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.
Существует ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы профконсультации молодежи; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация все еще не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику [3, c.201].
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности [5, c.103].
То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязания. Это может быть следствием разумного отказа от напрасных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страхом перед решительным шагом.
Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности существенны коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему [6, c.101].
Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что впереди будет еще лучше.
Начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.
Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности. Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.
У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я» [14, c.165].
Имеющиеся различия в самооценке, прежде всего, касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются. Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.
Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением, – изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущей деятельностью которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению [12, c.93].
Байтингер О.Е., проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа [5, c.118]. Из этого следует, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Наконец, надо учитывать вмешательство личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.
Для оценки сформированности профессионального самоопределения школьников можно использовать следующие эмпирические индикаторы: наличие профессиональных намерений; устойчивость профессионального интереса; преобладание содержательных мотивов выбора профессии; информированность учащегося об основных аспектах будущей профессиональной деятельности; практический опыт в избранной сфере трудовой деятельности, стремление познать данный вид труда.
В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, велик и разрознен, подростку желающему продолжить свое образования (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор.
Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений затрудняются сделать правильный выбор своего учебного заведения. Это происходит как из-за несделанной ранее профориентационной работы (школьники не знают, какая специальность подходит для них больше всего), так и из-за нехватки информации об учебных заведениях. Так же обстоят дела и с возможностью трудоустройства.
Естественно, что в этом случае предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает подросток (хорошо, если специальность ему понравится, и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет вуз (студент не желает учиться), и государство теряет средства на учебу посредственного работника. Иногда это выражается даже в том, что накануне вступительных экзаменов, потенциальный абитуриент не знает, куда ему подавать документы и, зачастую, подает документы в первый попавшийся вуз. Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации [2, c.95].
Чтобы решить эти проблемы необходимо в первую очередь проводить профориентационную работу в школах.
Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач профориентации — обратить внимание старшеклассников на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек—природа», «человек—техника», «человек—знак», «человек—художественный образ», «человек—человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий [7, c.23].
Итак, психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.
Мировоззренческий выбор необходим именно в юности, иначе смещение ценностей в будущем не позволит личности найти свое место в мире человеческих отношений, затруднит процесс профессионального самоопределения, и не будет способствовать ее психическому здоровью. Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д. Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
1.3. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют личностные качества, такие как: интересы (познавательный, профессиональный), склонности; способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; а также комплекс ценностных ориентаций, личностных характеристик и черт характера подростка. Эти факторы часто относятся к субъективным.
Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости); состояние здоровья; информированность о мире профессий.
Выделяют также социальные факторы: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.
Необходимо отметить, значительную роль социальных факторов в формировании субъективных оценок конкретных видов профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения оценивается модность, престижность, привлекательность различных профессий.
Что касается семьи, то она, с одной стороны, является системой, оказывающей в среднем очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи. И не только в форме прямых воздействий-требований родителей или лиц, их заменяющих, но и как реальный фактор, косвенно, но закономерно определяющий идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. С другой стороны, семья является достаточно автономным социальным институтом, трудно управляемым, в частности, с позиций школы, педагогики. [10, с. 34]
На ход профессионального самоопределения большое влияние оказывают стереотипы, которые являются одним из видов социальной установки. По мнению Колесникова И. А. ориентация старшеклассников на те или иные виды профессий во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые соотносятся с теми или иными профессиями. При этом подчеркивается, что профессиональные стереотипы в большей степени касаются личностных свойств и качеств представителей конкретных профессиональных групп, нежели самой профессиональной деятельности. Таким образом, формируется обобщенный образ типичного профессионала [8, с. 72].
Выделяя и структурируя группу факторов, называемую «личностными качествами», подразумевается триединство в структуре личности:
· чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (это так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы),
· что может человек (это способности и дарования),
· что есть он сам, т.е., что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере.
Рассматривать проблему профессионального самоопределения необходимо как систему постоянно взаимовлияющих факторов. Оптимальным вариантом выбора профессии является сознательный, свободный, выбор, когда старшеклассник сам принимает решение. Несмотря на это, процесс выбора часто требует участие значительного числа взрослых (родителей, педагогов, психологов). Поэтому решение должно выступать как самостоятельное принятое, не как навязанное со стороны. То есть, важным и необходимым результатом деятельности профессионального самоопределения является отчетливое сознание у старшеклассника того, что «я сам» выбрал профессию.
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. КОМПЛЕКС ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что профессиональное самоопределение в юношеском возрасте обусловливается личностными качествами; у большинства юношей и девушек имеет место противоречие между выбранной профессией и личностной предрасположенностью к ней.
Цель исследования: изучить влияние личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Определить профессиональный выбор старшеклассников;
2. Изучить личностную предрасположенность старшеклассников к профессии;
3. Сделать выводы: о соответствии выбранной профессии и личностной предрасположенностью к ней; о влиянии личностных качеств на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Экспериментальное исследование проходило на базе Многопрофильного лицея села Малая Сердоба. Общее количество испытуемых составило 17 человек, из них 9 девушек и 8 юношей, учащихся 11-го класса в возрасте 16-17 лет.
Методики исследования:
1. Анкетирование, направленное на выявление профессионального выбора старшеклассников;
2. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.
С целью выявления профессионального выбора учащихся мною была разработана анкета «Мой профессиональный выбор» (Приложение 2).
Для выявления личностной предрасположенности к определенному типу профессий была использована методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)Е.А. Климова (Приложение 1).
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан под руководством Е.А. Климова и предназначен для определения интересов и склонностей человека. Можно использовать в работе профконсультантов службы занятости и школьных психологов при профориентации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий.
В основе методики лежит предложенная Е.А. Климовым классификация профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены.
1. Человек - техника (Ч-Т)
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
· обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
· восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
· изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
2. Человек - человек (Ч-Ч)
Труд людей этой группы профессий связан с:
· воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
· медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
· правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник полиции т.д.);
· организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
· изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
З. Человек - знаковая система (Ч-З)
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
· шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
· управлением движением (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
· составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
· восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек - природа (Ч-П)
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
· обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
· заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
· восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
· изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
5. Человек - художественный образ (Ч-Х)
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
· исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
· с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Методика ДДО представляет собой опросник из двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта («а» и «б»). Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке «Листа ответов» поставить знак «+» (плюс).
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество (ответов) знаков «+» в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться, и обычно на выполнение задания требуется 20 - 30 минут.
Таким образом, разработанный комплекс психодиагностических методик предназначен для исследования влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
2.2. ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Мною была отобрана экспериментальная группа. Общее количество испытуемых составило 17 человек, из них 9 девушек и 8 юношей, учащихся 11 класса Многопрофильного лицея села Малая Сердоба в возрасте 16-17 лет.
На первом этапе исследования мною было проведено тестирование экспериментальной группы, направленное на изучение личностной предрасположенности к конкретным типам и видам профессий, по методике «Дифференцально – диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова. Методика ДДО базируется на психологической классификации профессий по предмету труда, является наиболее популярной, практически общепринятой в России, разработанной Е.А. Климовым. Согласно этой классификации все профессии делятся на пять типов, в зависимости от того, с чем имеет дело работник в процессе своего труда. Это типы профессий «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек - художественный образ» и «человек – природа». При этом методика ДДО является короткой и основана на выборе одного из двух суждений (всего из 20 пар суждений). Простота использования этой методики позволяет характеризовать методику ДДО как методику наиболее широкого спектра действия, пригодную для тестирования различных категорий взрослого населения и лиц юношеского и даже подросткового возраста. Эта методика позволяет достаточно успешно определять профессиональную направленность.
Одновременно было проведено анкетирование относительно профессиональных намерений и планов на будущее на тему «Мой профессиональный выбор».
Получены следующие результаты:
1. С профессиональным выбором определились все 17 участников анкетирования;
2. Все 17 участников анкетирования знают, в каком учебном заведении можно получить выбранную профессию;
3. Все 17 участников анкетирования выбирают специальность для того, чтобы получить образование и работать в выбранной отрасли;
4. Выбирая специальность, руководствуются следующими критериями:
а) престижность – 6 чел,
б) интересность – 12 чел.,
в) высокооплачиваемость – 5 чел.,
г) полезность – 5 чел.,
д) востребованность – 5 чел.
(можно было выбрать несколько значений);
5. Решающее влияние на профессиональный выбор оставляют за:
а) родителями – 7 чел.,
б) состоянием здоровья – 2 чел.,
в) материальным положением в семье – 5 чел.,
в) собственным мнением – 14 чел.
(можно было выбрать несколько значений).
Проведенное анкетирование позволило мне выяснить, что члены экспериментальной группы выбирают следующие профессии:
1. Андрей В.– выбирает профессию юрист;
2. Антон П. – выбирает профессию инженер;
3. Артем Л. – выбирает профессию программист;
4. Артем Ч. – выбирает профессию строитель;
5. Вадим К. – выбирает профессию фельдшер;
6. Вероника С. – выбирает профессию менеджер;
7. Вика В.– выбирает профессию экономист;
8. Даша Г. – выбирает профессию агротехник;
9. Дима П. – выбирает профессию юрист;
10. Карина П. – выбирает профессию юрист;
11. Катя З. – выбирает профессию врач;
12. Катя Л. – выбирает профессию провизор;
13. Максим П. – выбирает профессию инженер;
14. Олеся Т. – выбирает профессию менеджер;
15. Саша Ж.– выбирает профессию механик;
16. Таня С. – выбирает профессию экономист;
17. Яна Л. – выбирает профессию педагог.
По результатам исследования проведенного по методике ДДО были получены следующие данные:
Андрей В.
«человек – техника» – 7 «человек – знак» – 5 «человек – человек» – 3 «человек – природа» – 3 «человек – худ. образ» – 2 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – техника» |
Антон П.
«человек – техника» – 7 «человек – знак» – 5 «человек – природа» – 3 «человек – худ. образ» – 3 «человек – человек» – 2 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – техника» |
Артем Л.
«человек – знак» – 7 «человек – техника» – 5 «человек – человек» – 4 «человек – худ. образ» – 3 «человек – природа» – 1 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – знак» |
Артем Ч.
«человек – техника» – 6 «человек – человек» – 6 «человек – природа» – 5 «человек – худ. образ» – 2 «человек – знак» – 1 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – техника» и «человек – человек» |
Вадим К.
«человек – человек» – 7 «человек – техника» – 5 «человек – знак» – 5 «человек – худ. образ» – 2 «человек – природа» – 1 |
Предпочтительными является типа «человек – человек» |
Вероника С.
«человек – человек» – 7 «человек – знак» – 6 «человек – худ. образ» – 4 «человек – природа» – 3 «человек – техника» – 0 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – человек» |
Вика В.
«человек – знак» – 6 «человек – худ. образ» – 5 «человек – техника» – 4 «человек – человек» – 4 «человек – природа» – 1 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – знак» |
Даша Г.
«человек – природа» – 8 «человек – техника» – 4 «человек – человек» – 4 «человек – знак» – 2 «человек – худ. образ» – 2 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – природа» |
Дима П.
«человек – знак» – 7 «человек – человек» – 5 «человек – худ. образ» – 4 «человек – техника» – 3 «человек – природа» – 1 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – знак» |
Карина П.
«человек – худ. образ» – 7 «человек – человек» – 5 «человек – знак» – 5 «человек – природа» – 2 «человек – техника» – 1 |
Предпочтительными является типа «человек – художественный образ» |
Катя З.
«человек – худ. образ» – 8 «человек – человек» – 4 «человек – знак» – 4 «человек – природа» – 3 «человек – техника» – 1 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – художественный образ» |
Катя Л.
«человек – человек» – 6 «человек – знак» – 6 «человек – худ. образ» – 4 «человек – природа» – 3 «человек – техника» – 1 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – человек» и «человек – знак» |
Максим П.
«человек – техника» – 8 «человек – знак» – 5 «человек – худ. образ» – 3 «человек – природа» – 2 «человек – человек» – 2 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – техника» |
Олеся Т.
«человек – человек» – 7 «человек – худ. образ» – 6 «человек – техника» – 3 «человек – природа» – 3 «человек – знак» – 1 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – человек» |
Саша Ж.
«человек – техника» – 8 «человек – знак» – 4 «человек – человек» – 3 «человек – худ. образ» – 3 «человек – природа» – 2 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – техника» |
Таня С.
«человек – человек» – 7 «человек – худ. образ» – 6 «человек – знак» – 4 «человек – природа» – 2 «человек – техника» – 1 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – человек» |
Яна Л.
«человек – человек» – 7 «человек – знак» – 6 «человек – худ. образ» – 5 «человек – природа» – 1 «человек – техника» –1 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – человек» |
Таблица 1
Сводная таблица данных по методике ДДО
№ |
Испытуемый |
Типы профессий |
||||
Человек-природа |
Человек - знак |
Человек - человек |
Человек - техника |
Человек - худож. образ |
||
1. |
Андрей В. |
+ |
||||
2. |
Антон П. |
+ |
||||
3. |
Артем Л. |
+ |
||||
4. |
Артем Ч. |
+ |
||||
5. |
Вадим К. |
+ |
||||
6. |
Вероника С. |
+ |
||||
7. |
Вика В. |
+ |
||||
8. |
Даша Г. |
+ |
||||
9. |
Дима П. |
+ |
||||
10. |
Карина П. |
+ |
||||
11. |
Катя З. |
+ |
||||
12. |
Катя Л. |
+ |
||||
13. |
Максим П. |
+ |
||||
14. |
Олеся Т. |
+ |
||||
15. |
Саша Ж. |
+ |
||||
16. |
Таня С. |
+ |
||||
17. |
Яна Л. |
+ |
Рисунок 1. Результаты тестирования
экспериментальной группы
по методике ДДО Е.А.Климова
Объединив результаты анкетирования «Мой профессиональный выбор» и тестирования по методике ДДО Е.А. Климова можно сказать следующее:
Андрей В. – выбрал профессию – юрист, относящуюся к типу «человек – человек». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – техника» (7 баллов); личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек» (4 балла). Следовательно, выбранная профессия соответствует среднему уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Антон П. – выбрал профессию – инженер, относящуюся к типу «человек – техника». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – техника» (7 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Артем Л. – выбрал профессию – программист, относящуюся к типу «человек – знак». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – знак» (7 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Артем Ч. – выбрал профессию – строитель, относящуюся к типу «человек – техника». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – техника» (6 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Вадим К. – выбрал профессию – фельдшер, относящуюся к типу «человек – человек». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек» (7 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Вероника С. – выбрала профессию – менеджер, относящуюся к типу «человек – человек». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек» (7 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Вика В.– выбрала профессию – экономист, относящуюся к типу «человек – знак». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – знак» (6 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Даша Г. – выбрал профессию – агротехнолог относящуюся к типу «человек – природа». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – природа» (8 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Дима П. – выбрал профессию – юрист относящуюся к типу «человек – человек». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – знак» (7 баллов); личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек» (5 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует среднему уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Карина П. – выбрала профессию – юрист относящуюся к типу «человек – человек». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – художественный образ» (7 баллов); личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек» (5 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует среднему уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Катя З. – выбрала профессию – врач, относящуюся к типу «человек – человек». По результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – художественный образ» (8 баллов); личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек» (4 балла). Следовательно, выбранная профессия соответствует среднему уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Катя Л. – выбрала профессию – провизор, относящуюся к типу «человек – знак». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – знак» (6 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Максим П. – выбрал профессию – инженер, относящуюся к типу «человек – техника». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – техника» (8 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Олеся Т. – выбрала профессию – менеджер, относящуюся к типу «человек – человек». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек» (7 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Саша Ж. – выбрал профессию – механик, относящуюся к типу «человек – техника». По результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – техника» (8 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Таня С. – выбрала профессию – экономист, относящуюся к типу «человек – знак». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек» (7 баллов); личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – знак» (4 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует среднему уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
Яна Л. – выбрал профессию – педагог, относящуюся к типу «человек – человек». По результатам исследования выявлена высокая личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек» (7 баллов). Следовательно, выбранная профессия соответствует высокому уровню личностной предрасположенности испытуемого к профессии.
На основании вышестоящих данных, получаю результаты:
1. Выбирают профессию по высокому уровню личностной предрасположенности к профессии – 12 чел.,
2. Выбирают профессию по среднему уровню личностной предрасположенности к профессии – 5 чел.,
3. Выбирают профессию по низкому уровню личностной предрасположенности к профессии – 0 чел.
Рисунок 2. Результаты выбор профессии
по личностной предрасположенности к профессии
По получившимся результатам видно, что прошедшие тестирование учащиеся, в основном, делают осознанный профессиональный выбор, выбирают будущую профессию в соответствии с личностной предрасположенностью к ней, профессиональное самоопределение обусловливается личностными качествами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте позволяет прийти к следующим выводам.
Профессиональное самоопределение во многом зависит от внешних условий развития личности в юношеском возрасте. Кроме того, выбор профессии в юношеском возрасте в значительной мере определяется личностными качествами и проявлениями, которые определяют не только мотивационную сторону профессионального самоопределения, но и способы и средства овладения той или иной профессией и дальнейшую деятельность в ней.
Процесс профессионального самоопределения представляет собой существенный фактор становления личности в юношеском возрасте, поскольку затрагивает развитие интеллекта и познавательных функций, способствует становлению самосознания личности, формированию адекватной самооценки. Исходя из этого, можно сказать, что воздействие профессионального самоопределения на личность в юношеском возрасте имеет комплексный характер.
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте тесно связано с моральным самоопределением и находится под влиянием социальной среды, окружающей молодого человека. Помимо этого профессиональный выбор в юношеском возрасте происходит в условиях недостаточной информированности о круге выбираемых профессий и базируется, в основном, на знании своих индивидуально-психологических особенностей.
Профессиональное самоопределение постоянно подвержено влиянию разнообразных внешних и внутренних факторов. Регулирование со стороны ряда факторов может быть успешным, если развитие профессионального самоопределения осуществляется и фиксируется в деятельности, специально задаваемой обществом через системы профориентации. В такой деятельности молодой человек не просто испытывает определенное воздействие на себя общества, а развивается как личность, у него формируются профессионально важные качества.
Проведенное экспериментальное исследование позволило получить следующие результаты. К концу первого семестра 11 класса учащиеся уже определись с выбором профессии, знают, в каких учебных заведениях можно получить выбранную профессию. Выбирается профессия с целью получения соответствующего образования и работы в выбранной отрасли. Выбирая профессию, старшеклассники руководствуются критериями интересности, престижности, высокооплачиваемости, полезности, востребованности; ориентируются на собственное мнение, а также влияние родителей, материальное положение в семье, состояние здоровья.
Проведенное исследование по методике ДДО Е.А. Климова, позволило выявить у испытуемых высокие (6-8 баллов), средние (4-5 баллов) и низкие (0-3 балла) показатели личностной предрасположенности к различным типам профессий.
На основании объединенных результатов использованных методик выявлено, что 12 испытуемых (71%) выбирают профессию по высокому баллу личностной предрасположенности к профессии; 5 испытуемых (29%) выбирают профессию по среднему баллу личностной предрасположенности к профессии; выбора профессии по низкому баллу личностной предрасположенности к профессии не выявлено.
Получившиеся результаты позволяют сделать вывод том, что участвовавшие в исследовании старшеклассники, делают осознанный профессиональный выбор, выбирают будущую профессию в соответствии с личностной предрасположенностью к ней, профессиональное самоопределение обусловливается личностными качествами.
Гипотеза исследования подтвердилась частично: профессиональное самоопределение в юношеском возрасте обусловливается личностными качествами; у испытуемых не выявлено противоречие между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андерсонс Г.В. Индивидуализация профильного обучения школьников [Текст] / Г. В. Андерсонс // Гуманизация образования. – 2007. - № 3. – С. 94-99.
2. Андерсонс Г.В. Концептуальное обоснование содержания педагогической поддержки старшеклассников в выборе будущей профессии [Текст] / Г. В. Андерсонс // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 37. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 0,3 п.л.??? –количество страниц нужно указать
3. Андерсонс Г.В. Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов профильной школы [Текст] / Г. В. Андерсонс // Проблема современного образования в школе и вузе: Сборник материалов международной конференции.- Ульяновск: УлГПУ, 2004, 0,22 п.л.
4. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек – мир» // Вопросы философии. 1993г. - №5. с. 130-160.
5. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук / О. Е. Байтингер. СПб., 2006.-117с.
6. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И.А. Винтин // Социс. 2004. № 2.С.98-103.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения молодежи / Е.А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006.- 283с.
8. Колесников И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2009. - № 31. - с. 71-76.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника /И.Кон – М,: Просвещение. 2004. – 207с.
10. Низьева Е.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников // Сборник научных трудов СевКавГТУ, - 2008. - № 6.
11. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. 2002. № 1.С.78-83.
12. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский.— М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
13. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности./ Х.Ремшилд. - М.: Мир, 1994. - 317 с.
14. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие: В 2-х ч. Ч. 1 / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред В. А. Сластенина. - М., 2003, - 288 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ДИФФЕРЕЦИАЛЬНО-ДИАГПОСТПЧЕСКИЙ ОПРОСННК (ДДО) (Е.Л. Климов)
Инструкция:
«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами “а” и “б”, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности, Внимательно прочитан оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое более привлекательно для вас».
1а |
Ухаживать за животными |
или |
1б |
Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2 а |
Помогать больным |
или |
2б |
Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а |
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
или |
3б |
Следить за состоянием и развитием растений |
4а |
Обрабатывать материалы |
или |
4б |
Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а |
Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
5б |
Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а |
Выращивать молодняк (животные какой-либо породы) |
или |
6б |
Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7а |
Копировать рисунки, или настраивать музыкальные инструменты |
или |
7б |
Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т.п. |
8а |
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
или |
8б |
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов). |
9а |
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. |
или |
9б |
Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а |
Лечить животных |
или |
10б |
Выполнять вычисления, расчеты. |
11а |
Выводить новые сорта растений. |
или |
11б |
Конструировать, новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а |
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. |
или |
12б |
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). |
13а |
Наблюдать, изучать работу кружков худ. самодеятельности |
или |
13б |
Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а |
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
14б |
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д. помощь |
15а |
Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях |
или |
15б |
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а |
Делать лабораторные анализы в больнице |
или |
16б |
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а |
Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
или |
17б |
Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а |
Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
или |
18б |
Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а |
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
19б |
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а |
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или |
20б |
Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Обработка результатов
После заполнения «Листа ответов» подсчитайте число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий) и поставьте полученные семы в нижних клетках листа (рядом с буквенной аббревиатурой).
Вопросы в первом столбце относятся к профессиям типа “человек - природа”, во втором - “человек - техника”, в третьем - “человек - человек”, в четвертом - “человек - знаковая система”, в пятом - художественный образ”.
Лист ответов
Ф.И.______________________________________________________________
Дата заполнения___________________
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
||
7б |
8а |
8б |
||
9а |
9б |
|||
10а |
10б |
|||
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
16б |
17а |
||
17б |
18а |
18б |
||
19а |
19б |
|||
20а |
20б |
|||
Сумма Ч-П- |
Сумма Ч-Т- |
Сумма Ч-Ч- |
Сумма Ч-З |
Сумма Ч-Х |
Интерпретация результатов
Сумма баллов (+) будет показателем степени выраженности вашей осознанной склонности к одному из типов профессий (П, Т, Ч, 3, Х). Максимальная сумма баллов указывает на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к той или иной сфере деятельности.
Результаты, полученные по ДДО, помогают ограничить круг выбираемых профессий теми или иными областями в соответствии с интересами и склонностями.
Приложение 2
Анкета «Мой профессиональный выбор»
Ниже приводится ряд вопросов относительно Ваших профессиональных намерений и планов на будущее. Как можно добросовестнее и точнее ответьте на предложенные вопросы: напишите свой вариант ответа или отметьте ответ, совпадающий с Вашим мнением.
1. Мой возраст _____________
2. Я: а) юноша;
б) девушка.
3. Я уже определился(ась) с выбором профессии:
а) да;
б) нет.
4. Я хочу получить профессию _______________________________________
5. Я знаю, в каком учебном заведении можно получить выбранную мной профессию:
а) да;
б) нет.
6. Я выбираю эту специальность потому что:
а) хочу получить образование и работать в данной отрасли;
б) хочу получить только это образование;
в) другое _____________________________________________________
7. Выбирая специальность, я руководствуюсь следующими критериями:
а) престижная профессия;
б) интересная;
в) высокооплачиваемая;
г) полезная;
д) востребованная на рынке труда
е) другое ____________________________________________________
8. Кто (что) может оказать решающее влияние на мой окончательный выбор профессии?
а) родители или другие родственники;
б) учителя;
в) друзья;
г) состояние здоровья;
д) материальное положение в семье;
е) преемственность профессии в семье;
ж) собственное мнение;
з) другое _____________________________________________________
Большое спасибо!
Конец формы