Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра социологии
Влияние биологических и психологических особенностей индивида на склонность к отклонению
Выполнила: ст. гр. Сл-112
Глазунова Е.С.
Проверил: к. с. н., доц. Нечаева И.И.
Владимир 2016
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Теоретический анализ феномена девиантного поведения
1.1 Сущность девиантного поведения ……………..…………………………... 4
1.2 Основные типы девиантного поведения личности ………..……………… 6
2. Биологические и психологические теории девиантного поведения
2.1 Биологические воззрения на природу поведенческих девиаций ……….. 11
2.2 Психологические теории девиантного поведения ...…………………….. 16
Заключение .………………………………………………………………..….... 23
Список использованных источников …………………………………………. 24
Введение
Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что это чрезвычайно сложная форма социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.
Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня — биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения. Поэтому и классификация основных концепций девиантного поведения строится в соответствии с данной схемой: существуют концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим детерминантам, концепции, делающие акцент на психологических факторах, и социологические концепции, объясняющие девиантное поведение исключительно социальными причинами.
Пытаясь объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения, одни ученые считают, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу и что «криминальный тип», в частности, есть результат деградации на более ранних стадиях эволюции (Ч. Ломброзо). Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела (Э. Кречмер, X. Шелдон), аномалиями половых хромосом (Прайс, Уиткин). Третьи находят психологическое объяснение девиации, обосновывая ее «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией» (3. Фрейд). Есть также культурологические, этогеническое и другие объяснения девиаций.
Отдельные подходы, уделяя внимание преимущественно какому-то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Обзор различных теорий дает возможность получить относительно целостную картину изучаемого явления в свете современных знаний о нем.
Объект исследования – влияние биологических и психологических особенностей индивида на склонность к девиации.
Предмет – биологические и психологические теории девиантного поведения, биологические детерминанты и их характеристика, психологические факторы поведенческих девиаций.
Цель данной работы – проанализировать влияние различных биологических и психологических особенностей индивида на склонность к отклонению, рассмотрев при этом различные точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность феномена девиантного поведения, связь нормы и отклонения;
2. рассмотреть основные типы девиантного поведения в зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных социальных норм;
3. проанализировать различные концепции о влиянии биологических особенностей на склонность к девиации;
4. рассмотреть психологические теории девиантного поведения.
1. Теоретический анализ феномена девиантного поведения
1.1 Сущность девиантного поведения
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике, а также психологии. Термин «девиация» происходит от латинского слова deviatio, что буквально значит «от дороги» и переводится как «отклонение». Данный термин используется в различных науках, его содержание варьируется у разных авторов.
В современной литературе под девиантным поведением понимается:
1. поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам;
2. социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.
Таким образом, девиантное поведение можно определить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.[1]
Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма». В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация – это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. Норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его.[2]
Не случайно Л. Пожар предлагает рассматривать норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. При этом идеальная норма – это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь в сравнении с этим трендом. Таким образом, функциональная (индивидуальная) норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий. Статистическая норма, как самая большая частота появления определенного показателя, соответствует общему предположению о том, что большинство людей относится к нормальным людям.
Наиболее приемлемым при разграничении нормы и девиации считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором «норма» представляет собой что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.
Итак, норму можно рассматривать как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям.[3]
1.2 Основные типы девиантного поведения личности
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества Л.М. Балабанова, Ц.П. Короленко девиантное поведение разделяют на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей. По их мнению, девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы.
1. Делинквентное поведение
Понятие происходит от латинского delinquens – «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Делинквентное поведение имеет ряд особенностей:
· регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами;
· признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства – общественному порядку;
· по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.[4]
2. Аддиктивное поведение
Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.
Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта.
Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ. Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции.
Под химической зависимостью (лекарственная, наркотическая) понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарства) и нелегальные (кокаин, производные конопли, опиата и др.).
Для синдрома физической зависимости характерно:
· непреодолимое желание употреблять психоактивные вещества;
· сниженный контроль за началом, окончанием или общей дозировкой;
· повышение толерантности к наркотику (потребность в больших дозах);
· снижение ситуационного контроля (употребление в непривычных обстоятельствах);
· игнорирование других удовольствий ради приема наркотиков;
· психические расстройства или серьезные социальные проблемы вследствие употребления.[5]
Существует также нехимическая аддикция – компьютерная зависимость. Она проявляется в следующих формах:
· чрезмерная увлеченность работой в интернете;
· болезненная зависимость от видеоигр;
· поглощенность общением on-line с друзями по сети.
3. Патохарактерологический тип поведения
Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии).
Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой.
По данным Л. М. Балабановой, при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения. У лиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивами девиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними. Окружение рассматривается лишь как орудия, которые должны служить удовлетворению потребностей данного человека.[6]
4. Психопатологический тип поведения
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний.
Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия – галлюцинаций или иллюзий, нарушений мышления, совершать нелепые поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности.
Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций.
5. Девиации, обусловленные гиперспособностями человека
Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо деятельности.
Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное, и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).[7]
2. Биологические и психологические теории девиантного поведения
2.1 Биологические воззрения на природу поведенческих девиаций Биологические условия выступают важным фактором, влияющим на поведение личности. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), импринтинг («запечатление» на ранних этапах онтогенеза).
Биологический фактор регулирует следующие характеристики жизнедеятельности: индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания / старения), гендерные (половые) различия, возрастные особенности, физическую конституцию, здоровье и выносливость, состояние и типологические свойства нервной системы. Первоначально исследователи обращали внимание преимущественно на конституциональные особенности индивидов, вызывающих отклонения в их поведении. В XIX веке итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1836—1909) предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с наследственно-биологическими причинами. Его научные выводы основываются на изучении 383 черепов умерших, 3839 черепов живых людей, всего им обследованы и опрошены 26886 преступников, которые сравнивались с 25447 студентами, солдатами и другими добропорядочными гражданами. Причем изучал он не только современников, но и исследовал черепа средневековых преступников, вскрывая их захоронения.
Основная идея Ломброзо заключается в том, что преступник есть особый природный тип, скорее больной, чем виновный. Преступником не становятся, а рождаются. Преступного человека необходимо выявить по ряду признаков и изолировать (либо уничтожить).[8]
Особое внимание Ломброзо уделяет разработке признаков преступного человека. У прирожденных преступников он отмечает аномалии черепа. Мозг прирожденного преступника по своим извилинам отличается от мозга нормального человека и приближается к строению мозга человеческого зародыша или животного.
Для них характерны атавистические признаки: чрезмерная волосистость головы и тела, либо раннее облысение, неравномерное расположение зубов (иногда в два ряда), чрезмерное развитие средних резцов, косоглазие, асимметрия лица. Преступники имеют вообще прямой нос с горизонтальным основанием, умеренной длины, не слишком выпуклый, часто несколько отклоненный в сторону и довольно широкий. Преступники с рыжими волосами встречаются очень редко, в основном это брюнеты или шатены. У преступников морщины появляются раньше и чаще в 2—5 раз, чем у нормальных людей, с преобладанием скуловой морщины (расположенной посреди щеки), которую ученый называет морщиной порока. Руки у них чрезмерно длинны — длина распростертых рук у большинства прирожденных преступников превышает рост. Подобно дикарям прирожденные преступники любят татуировать свое тело. С дикарями их роднит и пониженная чувствительность, пренебрежение к боли и собственному здоровью (в 15% случаев у них практически отсутствует болевая чувствительность). Притупленность болевой чувствительности (аналгезия) представляет самую значительную аномалию врожденного преступника.
Исследователь не ограничивается выявлением общих черт преступного человека. Он создает типологию — каждому виду преступника соответствуют лишь для него характерные черты (убийцы, воры, изнасилователи, мошенники).
Впоследствии по мере учета критики во взглядах Ломброзо произошли весьма существенные изменения. Во-первых, он отказался от понятия преступный тип человека и принял предложенный Э. Ферри термин «прирожденный преступник» и перестал рассматривать всех преступников как прирожденных. Ферри предложил деление преступников на пять групп (душевнобольных, прирожденных, привычных, случайных и преступников по страсти), в соответствии с которой прирожденные преступники составляют лишь 40% от всех нарушителей закона. Во-вторых, Ломброзо во многом под воздействием Ферри признал очень существенную роль социальных факторов как причин преступлений. В-третьих, он вынужден был признать, что прирожденный преступник не обязательно должен совершить преступление. При благоприятных внешних, социальных факторах преступные наклонности человека могут так и не реализоваться в течение всей его жизни.
Поставив в центр научных исследований человека, который совершает преступление, Ломброзо положил начало глубоким системным исследованиям личности преступника — открыл глобальное направление криминологического поиска.[9]
Другим ярким представителем биологического направления является американский врач и психолог Уильям Герберт Шелдон, который обосновал связь между формами поведения и типами темперамента, а также типами соматического строения человека. Тремя ведущими видами телосложения являются эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный. Эндоморф, человек с мягким и несколько округлым телом, умеет ладить с людьми, но склонен потворствовать своим желаниям. Мезоморф, чье тело отличается силой и стройностью, активен, не слишком чувствителен, более склонен к беспокойству и агрессии. Эктоморф, напротив, в силу хрупкости телосложения, наделен повышенной чувствительностью, склонностью к переживаниям.
Очевидно, что имеют место некоторые параллели между типом телосложения и склонностью к конкретной девиации: эндоморф - пищевые и химические аддикции; мезоморф - агрессивное и делинквентное поведение; эктоморф - аутичное и суицидальное поведение.
Этологический подход Конрада Лоренца, развивающий идеи Дарвина, объясняет различные феномены человеческого поведения, например агрессию прежде всего, врожденным инстинктом борьбы за существование. Агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных. У людей, в отличие от животных, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида.
Современные исследования биологических детерминант поведения человека активно осуществляются в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно - генетике.
С именами выдающихся ученых XIX века Ф. Гальтона и Г. Менделя связано начало развития психогенетики. В 1865 году они опубликовали результаты первых исследований в области психогенетики. В последующие годы Гальтон провел систематическое изучение индивидуальных различий, впервые используя близнецовый и статистический методы. Его работы положили начало многочисленным исследованиям наследственных детерминант интеллекта. Личностные характеристики и поведение изучались гораздо в меньшей степени.
Г. Айзенк, изучая связь поведения с индивидуально-типологическими особенностями заключенных, сделал вывод, что экстраверты более чем интроверты склонны к совершению преступлений, что, по его мнению, детерминировано биологически. Другие исследователи отмечают устойчивую связь между химической зависимостью и такими характеристиками, как повышенная чувствительность и пониженная способность переносить стресс.
В рамках биокриминологии предпринимались целенаправленные попытки установления связи между девиантным (преступным) поведением и наследственными особенностями человека. Одним из доказательств данной связи считаются результаты генетических исследований У. Пирса, проведенные в середине 60-х годов ХХ века. Его исследования привели к выводу, что наличие лишней У-хромосомы у мужчин определяет их повышенную предрасположенность к криминальному поведению (среди заключенных такая аномалия проявляется в 15 раз чаще, чем обычно).
В то же время критики данного подхода замечают, что девиантность носителей лишней У-хромосомы может быть следствием не хромосомной аномалии, а связанных с ней индивидуальных особенностей, таких как высокий рост, быстрое созревание, низкий интеллект. Несмотря на то, что ген, отвечающий за какой-либо конкретный вид поведения, еще не выявлен, корреляция между наследственностью и поведением признается многими специалистами.
Среди других биологических детерминант отклоняющегося поведения называют влияние гормонов (в частности тестостерона). Д. Даббс и Р. Моррис (1990) на примере четырех тысяч ветеранов войны пришли к выводу о наличии связи между уровнем тестостерона и склонностью к антиобщественному поведению. [10]
Другими биологическими факторами девиантного поведения могут быть повреждения головного мозга (особенно лобных долей), органические заболевания мозга, определенные свойства нервной системы. Как известно, свойства нервной системы определяют темперамент человека - динамическую составляющую его психической жизни.
Таким образом, современные знания позволяют говорить о том, что наследуется не какая-то конкретная форма отклоняющегося поведения, а определенные индивидуально-типологические свойства, увеличивающие вероятность формирования девиантности (например, импульсивность или стремление к лидерству). К тому же биологические факторы действуют в контексте определенного социального окружения, усиливаясь или нейтрализуясь им.
В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему индивидуально-психологических характеристик и отношений личности.
2.2 Психологические теории девиантного поведения
Негативные социальные условия и дезадаптивные конституционально-биологические особенности человека повышают вероятность формирования девиантности. Однако судьба девиантного поведения конкретного индивида (группы) зависит, прежде всего, от психологических особенностей субъектов социального взаимодействия. Об этом прежде всего свидетельствуют следующие факты: 1) в одной и той же социальной среде люди демонстрируют совершенно разное поведение; 2) девиантноe поведение формируется не только в условиях девиантной субкультуры, но сплошь и рядом - в обычных социальных условиях; З) в одной и той же семье дети ведут себя по-разному; 4) у людей с идентичными нервно-психическими расстройствами в одних случаях имеет место девиантное поведение, в других - нет. Социальные и биологические теории не могут объяснить данные противоречия, поскольку действительными причинами девиации выступают личностные особенности и психологические механизмы девиантного поведения.
На данном этапе развития науки психологический подход к девиантному поведению получил приоритетное развитие. И, несмотря на то, что в рамках данного подхода объединяются сотни теорий и взглядов на природу девиантности, все их объединяет общее представление о ведущей роли личности.
Экзистенционально-гуманистическое направление рассматривает девиантное поведение сквозь призму сущностных характеристик человека. В понимании Виктора Франкла, специфические человеческие характеристики - это, прежде всего, духовность, свобода и ответственность. Проблемы поведения, так или иначе, связаны с дефицитом рассмотренных качеств, т. е. с проявлениями бездуховности. Фундаментальной мотивационной силой в людях, по мнению В. Франкла, является стремление к смыслу. Без этого выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. В этом случае человек не рассматривает себя как ответственного за самоопределение в ценностях и, следовательно, как активного участника своей собственной жизни. Сам же человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности и тщетности.
Состояние внутренней пустоты В. Франкл назвал экзистенциальным вакуумом, который не только вызывает чувство бессмысленности и невроз у отдельных людей, но и порождает такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия («массовая невротическая триада»).
К экзистенциональной психологии тесно примыкают гуманистические теории, например, психотерапия Карла Роджерса. Ключевое место в даной системе занимают понятия самости и самоактуализации. Самоактуализация - стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Нормальная (здоровая) личность относительно близка к идеалу самоактуализирующейся личности. У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован и существует лишь в возможности. Основная преграда коренится в системе так называемых условных (навязанных) ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае их соответствия каким-то условным идеалам(25). [11]
По мнению Эриха Фромма, стремясь к гармонии с собой и природой, человек вынужден преодолевать экзистенциональные противоречия: это дихотомия жизни и смерти; конфликт между стремлением к реализации всех возможностей и недостаточная для этого продолжительность жизни; противоречие между чувством одиночества и связанности с другими людьми. Человек не может устранить эти объективные противоречия, но может по-разному на них реагировать; он преодолевает свое противостояние миру, чувство одиночества и бессилия с помощью негативных и позитивных механизмов. Основные негативные механизмы разрешения экзистенциональных противоречий: авторитарность, автоматизирующий конформизм и деструктивность. Авторитарная личность отказывается от собственного Я, от бремени свободы и автономности. Ее крайним выражением является садомазохистский комплекс. Наиболее полно этот тип бегства проявляется в тоталитарных государствах, где массы симбиотически сливаются с лидером. Автоматизирующий конформизм - человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему социальным шаблоном, утрачивая индивидуальность. Третий путь - деструктивность - связан с отчуждением от мира через его разрушение.
Таким образом, экзистенционально-гуманистическая психология делает акцент на высших проявлениях человеческой личности - таких как ее духовное бытие и самоактуализация. Духовное бытие предполагает выход за пределы своей личности; оно связано с самоопределением в человеческих ценностях, с признанием важности своей индивидуальности и самореализацией; проявляется в высших чувствах - таких как свобода и ответственность, долг, сострадание, уважение, интерес, любовь, надежда, радость творчества. В случае девиантности мы наблюдаем совершенно иную картину. Поэтому отклоняющееся поведение, безусловно, можно рассматривать как следствие экзистенциональных проблем личности и нарушений ее духовного развития.
Другая группа психологических концепций объясняет девиации сквозь призму научения и когнитивных процессов. Классическое обусловливание, открытое Иваном Петровичем Павловым, стало первым законом поведенческой психологии. Это научение условной реакции, соединенной во времени и пространстве с безусловным стимулом, вызывающим врожденные реакции организма. [12]
В соответствии с теорией Дж. Уотсона (1998), и человек, и животное приспосабливаются к окружающей среде посредством использования наследственных задатков и приобретаемых привычек. Существует только три типа не приобретенных эмоциональных ответов на стимулы - страх, гнев и любовь (например, врожденный страх ребенка при очень громком звуке). Большинство реакций формируются в результате соединения безусловных и условных стимулов в ходе научения.
Б. Ф. Скиннер обнаружил, что на поведение существенно влияют его же последствия. В связи с этим он предложил механизм оперантного обусловливания. Научение каким-либо действиям происходит не в форме отвечающего на стимул поведения, а путем собственной активности человека.
Таким образом, с точки зрения поведенческой психологии отклоняющееся поведение можно определить как результат сложного обусловливания среды. Для уменьшения или устранения отклоняющегося поведения среда располагает следующими способами. Это, во-первых, негативное подкрепление (лишение чего-либо важного). Во-вторых, это эмоционально-негативное обусловливание (собственно наказание). К примеру, наказание, основанное на страхе боли: обычно оно достаточно эффективно, но в некоторых ситуациях вызывает другие чувства - любопытство, идентификацию с агрессором, садомазохистское удовольствие, в подобных случаях наказание будет подкреплять и усиливать нежелательное поведение. Другая трудность - не всегда удается проконтролировать условия наказания. Наиболее яркий тому пример - исправительные учреждения, где в силу неконтролируемых неблагоприятных условий через 5-7 лет поведение личности деформируется почти необратимо в худшую, а не лучшую сторону. Большинством исследователей признается, что наказание далеко не всегда предупреждает нежелательное поведение.
Еще одним способом угашения поведения является оперантное угашение реакции - когда она просто игнорируется или человек помещается в иную среду, где прежнее поведение невозможно. Доказано, что угашение реакции данным способом более эффективно.[13]
Социально-когнитивная теория (теория социального научения), разработанная Альбертом Бандурой, представляет плодотворное развитие классической теории научения. Любое поведение человека социально обусловлено, поскольку за ним стоят сложнейшие навыки, требующие специального научения - научение через наблюдение (викарное научение), научение в действии (через опыт).
К теории научения тесно примыкает когнитивное направление. Согласно когнитивной модели А. Бека и рационально-эмотивной теории А. Эллиса, в основе нарушенного поведения лежат неадаптивные мыслительные схемы. Неадекватность переработки информации, а также неудачи в структурировании жизненных ситуаций могут выступать в качестве отдельной причины поведенческих расстройств.
В настоящее время в рамках когнитивно-поведенческого подхода активно изучается поведение человека в экстремальных или стрессовых ситуациях - копинг-поведение. Под копингом (coping) подразумевается процесс, опосредующий приспособление, следующее за стрессовым событием. Копинг-поведение понимается как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций.
Психодинамические теории, вышедшие из психоанализа Зигмунда Фрейда, раскрывают бессознательные механизмы человеческого поведения.
Поздние работы З. Фрейда послужили толчком к развитию такого направления в психоанализе, как эго-психология, рассматривающего процессы, которые сегодня объединяются общим понятием "защита". Защитные механизмы работают бессознательно и становятся частью индивидуального стиля борьбы с трудностями.
Личность, чье поведение демонстрирует защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну из следующих задач: 1) избежать некоторого угрожающего мощного аффекта (например, тревоги или горя) или овладеть им; 2) сохранить самоуважение; 3) уйти от внешней опасности. З. Фрейд в более поздних работах рассматривал психопатологию как состояние, при котором защиты не работают, когда тревога ощущается, несмотря на привычные средства борьбы с ней, и когда поведение, маскирующее тревогу, является саморазрушительным в широком смысле.[14]
Психодинамически ориентированная индивидуальная психология Альфреда Адлера является одной из наиболее популярных в настоящее время. Адлер обратил наше внимание на то, что на протяжении всего детства человек переживает собственную слабость и беспомощность, на основе которых формируется чувство неполноценности, которое впервые возникает в 4-5 лет. Чувство неполноценности обратно пропорционально тому, как ребенок справляется с требованиями среды.
Другим важным фактором, определяющим развитие индивидуальности, Адлер считал главную жизненную цель. Цель достижения превосходства возникает в первые годы жизни как реакция на чувство неполноценности. Любому нормальному человеку не чужд внутренний конфликт между чувством неполноценности и порождаемым им стремлением к самоутверждению. Возможны два основных способа преодоления ощущения неполноценности: компенсация (уменьшение проявления нарушенных свойств за счет усиленного развития сохранных) и сверхкомпенсация недостатков (усиленная тренировка нарушенного свойства до уровня сверхфункционирования).
В случае нарушенного поведения комплекс неполноценности сочетается с неадекватной жизненной установкой и неразвитым социальным чувством. У аномальной личности доминирующей жизненной направленностью является стремление к достижению превосходства, которое настолько выражено, что практически полностью препятствует появлению и развитию чувства общности и побуждает к действиям подчинения, принижения и дискредитации других. В итоге, формируются устойчивые негативные черты личности - нетерпимость, зависть, самомнение, подозрительность.[15]
Особый интерес представляет одна из более поздних психоаналитических концепций – теория объектных отношений. Огромное значение имеет то, как ребенок переживает отношения с родителями, какие чувства значимых объектов интернализируются им, какие образы родителей продолжают существовать в его бессознательном, влияя на поведение личности на протяжении всей ее жизни.
Следует заметить, что психологические трудности в той или иной степени присущи каждому человеку. Но в силу определенных причин в одном случае личные проблемы стимулируют человека к позитивной активности (творчеству, служению людям, достижениям), а в другом - провоцируют отклоняющееся поведение.
Заключение
В целом, накопленные клинические и экспериментальные данные позволяют утверждать, что не существует линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо одним конкретным фактором и механизмом. Отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - биологических особенностей, социальных условий и психологических причин.
В силу сложного полифакторного характера девиантного поведения на современном этапе развития науки приоритетное значение получил интегративный (системный) подход. Он заключается в комплексном рассмотрении девиантного поведения с точки зрения взаимодействия различных факторов, уровней и характеристик девиации. Он предполагает: систематизацию разносторонних знаний, разработку междисциплинарной теории девиантного поведения, многоосевое определение девиантности, выделение ее интегральных свойств, комплексную диагностику и коррекцию девиантного поведения.
Междисциплинарный характер проблемы девиантности и девиантного поведения обусловил появление множества теорий, объясняющих данные феномены. Представленные концепции не противоречат, а гармонично дополняют друг друга, а потому их рассмотрение дает более полное понимание сущности и различных аспектов девиантного поведения.
Список использованной литературы
1. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). – Д.: Сталкер, 1998. – 432 с. ISBN 966-596-104-7
2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с. ISBN 5-7695-1248-2
3. 3мановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. – 352 с. ISBN 978-5-49807 -398-9
4. Иншаков С.М. Зарубежная криминология / С.М. Иншаков. – М.: Изд. группа ИНФРА. М-НОРМА, 1997. – 383 с. ISBN: 5-89123-099-2
5. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – Спб.: Питер, 2004. – 1167 с. ISBN: 5-94723-308-8
6. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М.: Наука, 1982. – 287 с. ISBN: 5-7975-0170-8
7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с. ISBN 5-9268-0387-Х
[1] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. С. 14
[2] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. С. 12
[3] Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М.: Наука, 1982. С. 17
[4] Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 33-34
[5] Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – Спб.: Питер, 2004. С. 655-657
[6] Балабанова Л. М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). — Д.: Сталкер, 1998. С. 108-109
[7] Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – Спб.: Питер, 2004. С. 127-129
[8] Иншаков С.М. Зарубежная криминология / С.М. Иншаков. – М.: Изд. группа ИНФРА. М-НОРМА, 1997. С. 47-49
[9] Иншаков С.М. Зарубежная криминология / С.М. Иншаков. – М.: Изд. группа ИНФРА. М-НОРМА, 1997. С. 51-54
[10] 3мановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. С. 49-52
[11] 3мановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. С. 53-54
[12] 3мановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. С. 55-56
[13] 3мановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. С. 56-57
[14] 3мановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. С. 59-62
[15] 3мановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. С. 63-64