ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. 4
1 ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ. 5
2 РАСЧЁТ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ.. 9
3 РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ.. 16
4 РАСЧЁТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ.. 22
5 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ.. 27
6 ЭСКИЗНАЯ КОМПАНОВКА РЕДУКТОРА.. 29
7 ПРИБЛИЖЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ.. 32
8 ПОДБОР И ПРОВЕРКА ШПОНОК.. 38
9 ВЫБОР МУФТЫ.. 40
10 УТОЧНЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ.. 41
11 ВЫБОР СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.. 48
Список использованных источников. 49
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Спроектировать привод ленточного конвейера по следующим исходным данным:
-окружное усилие на звёздочках Ft=25 кН;
-скорость ленты v=0,55 м/с;
-диаметр барабана Dб=300 мм;
-срок службы привода L=5 лет;
Кинематическая схема привода представлена на рисунке 1.
Рис.1 – Кинематическая схема привода ленточного конвейера
1- Электродвигатель
2- Малый шкив ременной передачи
3- Ремень
4- Большой шкив ременной передачи
5- Шестерня коническая
6- Колесо коническое
7- Шестерня цилиндрическая
8- Колесо цилиндрическое
9- Муфта
I- Быстроходный вал
II- Промежуточный вал
III- Тихоходный вал
IV- Вал рабочего органа
1 ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Цель расчета: определение потребной мощности электродвигателя, выбор электродвигателя, определение передаточного отношения привода и кинематических параметров каждого вала.
Исходные данные:
-окружное усилие на звёздочках Ft=25 кН;
-скорость ленты v=0,55 м/с;
-диаметр барабана Dб=300 мм;
-срок службы привода L=5 лет;
Расчётной схемой является рисунок 1 из технического задания.
1.1 Мощность на приводном валу Pвых, ,кВт:
, (1.1)
где Ft – окружное усилие, кН; v – скорость вращения ленты.
1.2 Частота вращения приводного вала nвых, об/мин:
где Dб – диаметр барабана.
1.3 Потребная мощность двигателя:
где η – общий КПД привода;
Общий КПД привода вычисляем по формуле:
, (1.4)
где η1 – КПД ременной передачи:
η1=0,95
η2 – КПД конической зубчатой передачи:
η2=0,94
η3 – КПД цилиндрической передачи:
η3=0,95
ηМ – КПД муфты
ηМ=0,98
Общий КПД привода:
Потребная мощность электродвигателя:
1.4 Потребная частота вращения вала электродвигателя n, об/мин:
(1.5)
где u – общее передаточное отношение привода.
(1.6)
где u1 – передаточное ременной передачи
u1=5
u2 – передаточное отношение конической зубчатой передачи
u2=4,5
u3 – передаточное отношение цилиндрической зубчатой передачи
u3=4
Общее передаточное отношение привода:
Потребная частота вращения электродвигателя:
1.5 Выбор электродвигателя:
В соответствии с потребными мощностью и частотой вращения принимаем электродвигатель:
АИР160М2/2910
Его паспортные данные:
- номинальная мощность Рэд=18,5 кВт
-номинальная частота вращения: nэ=2910 об/мин;
-диаметр хвостовика: dхв=42 мм
1.6 Уточняем передаточное отношение:
Уточненное передаточное число меньше рассчитанного, следует уточнить передаточное отношение ременной передачи u1:
1.7 Рассчитываем мощность на валах:
1.8Рассчитываем частоту
вращения валов:
1.9 Рассчитываем вращающие моменты на валах:
Значения мощностей, частот и вращающих моментов на валах для удобства сведены в таблицу 1.1
Таблица 1.1 – Мощности, частоты, моменты на валах
Вал |
Мощность, кВт |
Частота, об/мин |
Вращающий момент, Н·м |
I |
|
|
|
II |
|
|
|
III |
|
|
|
2 РАСЧЁТ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
Цель расчета: Рассчитать коническую передачу с круговым зубом по исходным данным.
Исходные данные:
Частота вращения на быстроходном валу: nI = 630 об/мин;
Вращающий момент на валах: TI = 239 Н∙м; TII = 1010 Н∙м
Передаточное отношение: u = 4,5;
Коническое зацепление осуществляется аналогично цилиндрическому, только вместо цилиндров перекатываются друг по другу начальные конусы. В курсовом проекте рассчитывают конические передачи прямозубые и с круговым зубом, без смещения, с межосевым углом S = 90°, в которых делительные и начальные конусы совпадают. Геометрические параметры конического зацепления приведены на рис. 2.1. Основным расчётным параметром является внешний делительный диаметр колеса de2, принимаемый стандартным аналогично межосевому расстоянию цилиндрической зубчатой передачи:
Рис.2.1 - Коническое зацепление
, (2.1)
где — коэффициент,
учитывающий различную несущую способность конических и цилиндрических
прямозубых колёс; для колёс с круговыми зубьями определяют по таблице 2.1:
Таблица 2.1 – значения поправочных коэффициентов для различных групп сталей
Коэффициент |
Стали I группы |
Стали II группы |
Стали III группы |
|
1,22+0,21u |
0,81+0,15u |
1,13+0,13u |
|
0,94+0,08u |
0,65+0,11u |
0,85+0,043 |
Коэффициент динамической нагрузки KHu определяют по таблицам для цилиндрических передач с точностью изготовления на одну степень ниже. Его определяют в зависимости от окружной скорости колёс и степень точности. Ориентировочное значение окружной скорости u" в м/c рекомендуется определять для колёс из материалов I и III групп по формуле:
, (2.2)
где T2 — вращающий момент на тихоходном валу, Н·м.
При расчёте передачи назначают число зубьев шестерни z1 = 18...32, число зубьев колеса рассчитывают по формуле
. (2.3)
Внешний торцовый модуль
(2.4)
рассчитывают с точностью до сотых долей миллиметра и не округляют. Внешнее конусное расстояние (не округляют):
. (2.5)
Ширину венца определяют по формуле
(2.6)
Средний торцовый модуль:
, (2.7)
где d1 — угол при вершине делительного конуса шестерни.
. (2.8)
В передачах с круговым зубом рекомендуется принимать угол наклона линии зуба по среднему сечению bm = 35°. Для этих передач расчётный нормальный модуль
, (2.9)
где Rm — среднее конусное расстояние:
; (2.10)
Внешние делительные диаметры :
(2.11)
Средние делительные диаметры:
(2.12)
Внешние диаметры вершин :
(2.13)
Внешние диаметры впадин :
(2.14)
Внешняя высота головки зуба :
(2.15)
Внешняя высота ножки зуба:
(2.16)
Внешняя высота зуба :
(2.17)
Угол головки зубьев :
(2.18)
Угол ножек зубьев:
(2.19)
Углы конусов вершин:
(2.20)
Углы конусов впадин:
(2.21)
Расчётное базовое расстояние:
.
(2.22)
Окружная скорость колёс:
u = π·dm1·n1/60000 (2.23)
После определения геометрических параметров и окружной скорости уточняют коэффициент KНu и выполняют проверочный расчёт по контактным напряжениям. Рабочее контактное напряжение:
. (2.24)
Вращающий момент на валу колеса Т2 следует ставить в формулу (2.24) в Н×мм. По контактным напряжениям допускается перегрузка до 3% и недогрузка до 10%. Для расчёта напряжений изгиба и валов определяют усилия в зацеплении. Окружное усилие
(2.25)
В зацеплении радиальное усилие на шестерне, равное осевому усилию на колесе
Fr 1= Fa2 =Fttga·cosd1 . (2.26)
Осевое усилие на шестерне, равное радиальному усилию на колесе
Fa 1= Fr2 =Ft·tga·sind1 . (2.27)
Эквивалентные числа зубьев (для прямозубых передач), по которым определяют коэффициенты формы зуба
(2.28)
Биэквивалентные числа зубьев (для непрямозубых передач)
(2.29)
Рабочее изгибное напряжение шестерни:
sF1 =
YF1YbFt KFbKFu KFд/(b1mnm) ≤ , (2.30)
Рабочее изгибное напряжение колеса:
sF2 =
sF1YF2/YF1
≤ (2.31)
Расчёты выполнены в компьютерной программе APM WIN-MACHINE (Приложение А), и представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 – Основные параметры конической зубчатой передачи
Параметр |
Величина |
|
Шестерня |
Колесо |
|
Мощность Р,кВт |
15,74 |
14,85 |
Частота вращения n,об/мин |
630 |
140 |
Вращающие моменты Т,Н×м |
239 |
1010 |
Материалы: сталь |
40Х |
45 |
Термообработка |
Улучшение +ТВЧ |
Улучшение |
Внешнее конусное расстояние Re,мм |
176,148 |
|
Внешний окружной модуль me,мм |
4 |
|
Средний окружной модуль mn,мм |
2,812 |
|
Число зубьев z |
19 |
86 |
Передаточное число u |
4,5 |
|
Угол наклона β |
35 |
|
Ширина венца b,мм |
50 |
Внешний делительный диаметр de,мм |
76 |
344 |
Средний делительный диаметр dm,мм |
65,214 |
295,177 |
Внешний диаметр вершин dae,мм |
82,626 |
345,464 |
Угол при вершине делительного конуса δ |
12,458 |
77,542 |
Продолжение Таблицы 2.2
Окружное усилие в зацеплении Ft,Н |
6843,344 |
|
Радиальное усилие в зацеплении Fr,Н |
1935,358 |
2002,793 |
Осевое усилие в зацеплении Fa,Н |
5334,89 |
4022,973 |
Рабочее контактное напряжение Ϭн,МПа |
546,797 |
|
Допускаемое контактное напряжение [Ϭн],МПа |
554,545 |
|
Рабочее изгибное напряжение ϬF,МПа |
179,923 |
174,417 |
Допускаемое изгибное напряжение [ϬF],МПа |
285,882 |
308,561 |
Вывод: Контактная и изгибная прочность достаточны.
3 РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
Цель расчета: Выбрать материалы косозубых цилиндрических колёс и рассчитать допускаемые контактные и изгибные напряжения.
Исходные данные:
Крутящий момент на тихоходном валу колеса: TIII = 3836 Н×м
Частота вращения быстроходного вала : nII =140 б/мин
Передаточное отношение : u3 = 4
Косозубая передача внешнего зацепления
3.1 Материалы зубчатых колес и допускаемые напряжения
При мощности электродвигателя 18,5 кВт в качестве материала зубчатых колес целесообразно применить сталь средней твердости. Шестерня имеет большую, чем колесо частоту вращения, следовательно испытывает большие нагрузки и твердость шестерни должна быть больше твердости колеса. Материал колеса и шестерни представлен в табл. 3.1.
Таблица 3.1 - Материалы зубчатых колес
Шестерня |
Колесо |
|
Марка стали |
40Х |
45 |
Термообработка |
Улучшение + ТВЧ |
Улучшение |
Твёрдость сердцевины |
269-302 НВ |
269-302 НВ |
Твёрдость поверхности |
45-50 HRC |
269-302 НВ |
ϬТ, МПа |
750 |
650 |
ϬВ, МПа |
900 |
890 |
Основными критериями расчета являются контактная и изгибная прочность.
3.2 Контактные напряжения:
Допускаемые контактные напряжения:
где σH lim – предел контактной выносливости, МПа;
SH – коэффициент безопасности, SH = 1,2.
(3.2)
где HRC – твердость по Роквеллу.
(3.3)
где HB – твердость по Бринеллю;
Расчётное допускаемое контактное напряжение:
(3.4)
3.3 Изгибные напряжения
Допускаемые изгибные напряжения:
,
(3.5)
где σF lim – предел изгибной выносливости, МПа;
SF – коэффициент безопасности.
Рассчитываем коэффициент долговечности тихоходной ступени редуктора: L=5 лет.
Ресурс привода:
(3.6)
3.4 Определение основных параметров цилиндрической зубчатой передачи:
Расчет передач произведен в программе APM WinMachine. APM Trans. Зубчатая передача рассчитана по приведенному ниже алгоритму:
Межосевое расстояние aw, мм:
, (3.7)
где u – передаточное отношение;
К – коэффициент межосевого расстояния (К = 270);
Т2 – вращающий момент на валу колеса, Н×мм;
– неравномерности распределения нагрузки между
контактными линиями ;
– концентрации нагрузки ;
– динамической нагрузки;
[sН] – допускаемое контактное напряжение, МПа;
КНД – коэффициент долговечности ;
yа – коэффициент ширины венца .
Полученное значение межосевого расстояния округляется до ближайшего стандартного по единому ряду главных параметров.
Ширина колеса b2, мм:
b4 = yа×aw, (3.8)
Ширина шестерни b1, мм:
b1 =1,12b2 (3.9)
Полученные значения округлены до стандартных.
Контактное напряжение sН, МПа:
(3.10)
Окружная сила Ft, Н:
(3.11)
Радиальное усилие,Н:
(3.12)
Осевое усилие,Н:
(3.13)
Нормальная сила Fn, Н:
, (3.14)
Модуль m, мм:
m = (0,01…0,02) aw³1,5 (3.15)
Полученное значение модуля округляется до ближайшего стандартного в соответствии с предпочтительным рядом модулей.
Число зубьев шестерни z1:
, (3.16)
Округленное до ближайшего целого числа, z1 принимают за окончательное значение.
Фактические изгибные напряжения sF, МПа :
, (3.17)
где Yb – коэффициент наклона зуба .
3.5 Геометрический расчёт цилиндрической передачи
Цель геометрического расчета – определение делительных диаметров, диаметров вершин и впадин зубьев.
Для расчета необходимо знать: межосевое расстояние, числа зубьев колеса и шестерни, модуль m.
Расчет произведен на APM WinMachine. APM Trans. Алгоритм расчета:
Делительный диаметр d, мм:
d = m×z/cosb, (3.18)
Диаметр вершин da, мм:
da = d+2×m(1+x), (3.19)
где х – смещение.
Диаметр впадин df, мм:
df = d – 2×m(1,25 – x), (3.20)
Результаты расчётов приведены в таблице 3.2
Таблица 3.2 – Основные параметры цилиндрической зубчатой передачи
Параметр |
Величина |
|
Шестерня |
Колесо |
|
Мощность P, кВт |
14,8 |
14,06 |
Частота вращения n, об/мин |
140 |
35 |
Вращающий момент Т, Н*м |
1010 |
3836 |
Материал: сталь |
40Х |
45 |
Термообработка |
Улучшение + ТВЧ |
Улучшение |
Межосевое расстояние aω,мм |
261,002 |
|
Модуль m, мм |
4 |
|
Число зубьев z |
26 |
103 |
Передаточное отношение u |
4 |
|
Угол наклона β, град |
8,699 |
|
Ширина венца b, мм |
124 |
116 |
Делительный диаметр d,мм |
105,21 |
416,795 |
Диаметр вершин da,мм |
113,21 |
424,795 |
Диаметр впадин df, мм |
95,21 |
406,795 |
Окружное усилие в зацеплении Ft, H |
18407,145 |
|
Радиальное усилие в зацеплении Fr, H |
6856,495 |
|
Осевое усилие в зацеплении Fa, H |
2816,365 |
Продолжение таблицы 3.2
Рабочее контактное напряжение ϬН, МПа |
614 |
|
Допускаемое контактное напряжение [ϬН], МПа |
621,976 |
|
Рабочее изгибное напряжение ϬF, МПа |
112,72 |
105,733 |
Допускаемое изгибное напряжение [ϬF], МПа |
285,822 |
337,564 |
Вывод: контактная и изгибная прочность достаточны.
4 РАСЧЁТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Ремённые передачи относятся к передачи трением(сцеплением). Они состоят из шкивов, охватываемых ремнями в состоянии напряжения. Наибольшее распространение получили клиноремённые передачи, обладающие более высокой тяговой способностью, чем плоскоременные передачи.
Рис.4.1-Кинематическая схема передачи
Исходные данные:
Мощность Р1 = 18,5 кВт
Частота вращения n1 =2910 об/мин
Передаточное отношение u = 4,62
Ресурс Н0=5020 ч.
4.1 По номограмме [4] выбраны ремни сечением А с параметрами:
Расчётная ширина lp = 11 мм
Высота ремня Т0 = 8 мм
Площадь сечения А= 81 мм2
Масса m = 0,1 кг
Диаметр малого шкива d1 =140 мм
4.2 Геометрические параметры
Диаметр большого шкива:
d2 = 140 ×4,62=646. Принимаем стандартное значение d2 = 630 мм.
Уточняем передаточное отношение:
u = d2/ (d1(1-s)) = 630/(140(1-0,02)) = 4,5 (4.2)
Межосевое расстояние а:
а = (0,55…1)( (4.3)
a = (0,55…1)(6зо+140) = 425…770 . Принимаем а = 500 мм.
Длина ремня:
.
Принимаем стандартную длину Lp = 3150 мм
Уточняем межосевое расстояние:
(4.5)
Угол обхвата малого шкива:
4.3 Расчет по тяговой способности.
Определяем коэффициенты: Cp = 1,2; CL=1,16; CZ =0,79 [4].
Коэффициент угла обхвата :
Cα=1-0,003(180-150)=0,92
Допускаемая мощность на один ремень P0=3,87 [4].
Число ремней:
Принято число ремней: z = 7.
4.4 Силовые зависимости.
Усилие предварительного натяжения одного ремня:
Сила, действующая на валы:
Fr = 2×F0×z×Sin(α1/2) (4.7)
Fr = 2×300,8×7×Sin(75) = 4085 H
Вращающий момент:
T1 = 9550×P1/n (4.8)
T1 = 9550×18,5/2910 = 61 кН×м
Окружное усилие:
Ft = 2×T1/d1 (4.9)
Ft = 2×61000/140 = 871,4 Н
Натяжение ведущей ветви:
F1 = F0 + 0,5× Ft/z (4.10)
F1 = 300,8 + 0,5× 871,4/7 = 363 Н
4.5 Расчёт на долговечность.
Напряжения растяжения в ремне:
sр = F1/A+10-6rmv2 , (4.11)
где rm-плотность материала ремня. rm=1300 [2].
sр = 363/81+10-61300×212 = 5,1 МПа
Напряжение изгиба в ремне на малом шкиве
sи = Eu×d/d1 (4.12)
где Eu – модуль упругости при изгибе. Eu = 90 [2]
d - высота сечения ремня
sи = 90×8/140 = 5,14 МПа
Максимальное напряжение
smax = sр + sи (4.13)
smax = 5,1 + 5,14 = 10,24 МПа
Рабочий ресурс передачи:
H=(sy/smax)m×nи×Lp/(3600×v×z), (4.14)
где- sy – предел выносливости материала ремня. sy = 9 МПа [2]
nи – коэффициент, учитывающий разную степень влияния напряжений изгиба на малом и больших шкивах.
H=(9/10,24)8×107×2×3150/(3600×21×2) = 148364 ч.
Вывод: рабочий ресурс достаточен.
Таблица 4.1 – Параметры клиноременной передачи
Параметр |
Величина |
||
Малый шкив |
Большой шкив |
||
Мощность Р, кВт |
18,5 |
17,6 |
|
Частота вращения n, об/мин |
2910 |
630 |
|
Вращающий момент Т, Н×м |
61 |
260 |
|
Сечение ремня |
А |
||
Расчётный диаметр шкива |
140 |
630 |
|
Передаточное отношение u |
4,5 |
||
Угол обхвата малого шкива α |
150 |
||
Межосевое расстояние а,мм |
938 |
||
Длинна ремня Lp, мм |
3150 |
||
Число ремней z |
7 |
||
Окружное усилие Ft, Н |
871,4 |
||
Сила, действующая на валы Fr, Н |
4085 |
||
Рабочий ресурс передачи Н, ч |
148364 |
||
4.6 Ширина шкива определяется по формуле:
B=(z-1)e+2f, (4.15)
где В - ширина шкива, м;
е – расстояние между впадинами канавок, мм [4];
f – расстояние от края шкива до впадины, мм[4].
B=(7-1)×15+2×10 = 110 мм.
Рисунок 4.2 – Сечение шкива
5 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ
Исходные данные:
крутящий момент на входном валу: ТI = 239 Н×м
крутящий момент на промежуточном валу: ТII = 1010 Н×м крутящий момент на выходном валу: ТIII = 3836 Н×м
Ориентировочный расчет валов служит для назначения диаметров валов из расчета по крутящему моменту и по касательным напряжениям.
Диаметр вала d, мм :
, (5.1)
где Т – крутящий момент на соответствующем валу, Н×м;
[t ]– допускаемое контактное напряжение, МПа.
5.1 Расчёт ведущего вала
Рисунок 5.1 – Конический вал-шестерня.
Принимаем 45 , т.к.
- диаметр вала, на
который помещается подшипник.
=
45 мм
d2=dоп – (3…5)=42 мм
d3=dоп – (3…5)=40 мм
d4=d3 – (3…5)=35 мм
Принимаем d4 = 36 мм (по ГОСТ 6636).
d4 = 36 мм
d5=dоп + (3…5)=50 мм
5.2 Расчёт промежуточного вала
Рисунок 5.2 – Цилиндрический вал – шестерня
Принимаем 67 по (ГОСТ 6636).
=
67 мм
d1 = dоп + (3…5) = 72 мм
d2 = dоп - (3…5) = 60 мм
5.3 Расчёт ведомого вала
Рисунок 5.3 – ведомый вал редуктора
Принимаем 110 мм по ГОСТ (6636).
= 110 мм.
6 ЭСКИЗНАЯ КОМПАНОВКА РЕДУКТОРА
Эскизное проектирование редуктора подразумевает определение расстояний между линиями действия всех сил, предварительное назначение подшипников и схемы их установки, а также проектирование отдельных элементов конструкции.
Порядок выполнения эскизной компановки:
1) Вычерчивание
осей валов, расположенных на межосевом расстоянии :
- межосевые расстояния второй ступени =261 мм
2) Перпендикулярно осям проводят ось конической шестерни до пересечения с осью промежуточного вала.
3) Вычерчивание конической передачи.
4) Вычерчивание валов с диаметрами и конструктивными решениями, принятыми в ориентировочном расчте:
- минимальное расстояние между торцами колёс D1 , мм :
(6.1)
где d - толщина стенки корпуса, мм.
, (6.2)
где TTX - крутящий момент на тихоходном валу редуктора, TTX = 860,4 Н·м.
Принято d = 11 мм.
5) Назначаем подшипники для быстроходного вала [3]:
d´D´B´T´r
Выбран подшипник роликовый конический однорядный упорный 7309:
45´100´26´27´2,5
6) На промежуточном валу вычерчиваем контур конического колеса, назначая длину ступицы:
lст=(1,2…1,5)×dв (6.3)
lст=(1,2…1,5)×67=87
7) Назначаем и откладываем от конического колеса зазоры D2,D3:
(6.4)
(6.5)
8) Назначаем подшипники для промежуточного вала [3]:
d´D´B´T´r
Выбран подшипник роликовый конический однорядный упорный 7312:
60´130´31´33´3,5
10) Строим контуры цилиндрических колёс, назначаем длину ступицы:
lст=(1,2…1,5)×110=132
11) Назначаем подшипники для тихоходного вала [3]:
d´D´B´ r
Выбран подшипник шариковый радиальный однорядный 321:
110´240´50´4,0
Расстояние от внутренней стенки до торца подшипника D4 = 4 мм.
Таблица 6.1 – Основные параметры подшипников
№ вала |
Подшипник |
Размеры, мм |
||||
d |
D |
B |
T |
r |
||
I |
7309 |
45 |
100 |
26 |
27 |
2,5 |
II |
7312 |
60 |
130 |
31 |
33 |
3,5 |
III |
321 |
110 |
240 |
50 |
_ |
4 |
12) Конструирование подшипникового узла для определения размеров консолей входного и выходного валов.
Ориентировочно длина консоли (расстояние от середины подшипника до середины ступицы) назначается:
- для быстроходного вала:
мм;
(6.6)
- для тихоходного:
;
(6.7)
13) Определяем расстояния между линиями действия сил:
Таблица 6.2 – Расстояния между линиями действия сил
Размеры, мм |
|||||
l1 |
l2 |
l3 |
L1 |
L2 |
L3 |
121,71 |
94,59 |
92,3 |
131,6 |
308,6 |
327,6 |
Эскизная компоновка показана на Рисунке 6.1 в приложении Б
7 ПРИБЛИЖЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ
Цель расчёта: получение более достоверных результатов, чем после ориентировочного расчета валов, так как диаметр вала определяется из расчета на сложное напряженное состояние при действии крутящего и изгибающих моментов.
Выполняем приближённый расчёт промежуточного вала по следующим исходным данным:
крутящий момент: ТII = 1010 Н×м;
материал вала: сталь 40Х;
термообработка – улучшение;
Расстояние между линиями действия сил:
l1 = 121,71 мм;
l2 = 94,59 мм;
l3 = 92,3 мм;
Таблица 7.1 – Параметры передач.
Параметр |
Величина |
|
Коническое колесо |
Цилиндрическое колесо |
|
Делительный диаметр d,мм |
dm2 = 295,177 |
d1 = 105,210 |
Окружное усилие в зацеплении Ft,H |
Ft1 = 6843,344 |
Ft2= 18407,145 |
Радиальное усилие в зацеплении Fr, H |
Fr1 = 4002,793 |
Fr2 = 6856,495 |
Осевое усилие в зацеплении Fa,H |
Fa1 = 4022,973 |
Fa2 =2816,365 |
7.1 Приведение сил выполняется по следующим правилам:
1) радиальные силы Fr проходят через ось вала, к которой они и прикладываются;
2) осевые силы приводятся к оси с добавлением сосредоточенного момента ;
3) окружные силы приводятся к оси с добавлением крутящего момента;
4) схемы, эпюры, а также конструкция вала и схема расположения подшипников выполняются на отдельном листе.
7.2 Определяем реакции опор и моменты на валу:
Уравнение моментов сил относительно опоры 1:
«Минус» показывает,
что направление реакции второй опоры противоположно изображённому на рисунке.
Уравнение проекций на ось :
Проверка:
Эпюры изгибающих моментов:
Строим эпюру Mz .
В направлении XOY действуют силы Ft1 и Ft2, которые для удобства расчётов совмещены с вертикальной плоскостью. Искомые реакции опор определяем аналогично плоскости ZOY из двух уравнений равновесия:
Проверка:
0=0
Изгибающие моменты в направлении Х:
Строим эпюру Mx.
По величинам ординат эпюр Mx и Mz выявляем опасное (расчётное) сечение 4:
Суммарный изгибающий момент:
Приведённый момент:
Диаметр вала в опасном сечении:
где – допускаемое нормальное напряжение, для наиболее
распространённых марок сталей оно равно 50…60 МПа.
Результат практически совпадает с полученным в ориентировочном расчёте. По результатам приближённого расчёта окончательно назначаем диаметры характерных сечений вала, полученных в ориентировочном расчёте для данного вала. Размеры вала предоставлены в таблице 7.2 .
Таблица 7.2 – Размеры промежуточного вала.
dоп ,мм |
d1 ,мм |
d2 ,мм |
67 |
72 |
60 |
На рисунке 7.1 приведена расчетная схема.
Рисунок 7.1 – Расчётные схемы промежуточного вала
8 ПОДБОР И ПРОВЕРКА ШПОНОК
1) Соединение хвостовика вала I и шкива
2) Соединение конического колеса и вала II
3) Соединение цилиндрического колеса и вала III
4) Соединение вала III и мувты
Исходные данные:
крутящие моменты ;
;
диаметры: d1 = 35мм; d2 = 67мм; d3 = 110мм.
длины ступиц: l1 = 110 мм; l2 = 83,2 мм; l3 = 132 мм; l1 = 140 мм
8.1Назначаем длины шпонок.
Длины шпонок назначают из стандартного ряда [4] так,чтобы она была несколько меньше длины ступицы (5-10 мм).
8.2 Определяем расчётные длины шпонок.
Т.к. выбраны шпонки с полукруглыми торцами, то расчетная длина определяется по формуле:
По соответствующим длинам и диаметрам из [4] выбираем шпонки.
№ |
Размеры, мм |
||||
d |
b´h |
t1 |
t2 |
l |
|
1 |
35 |
10´8 |
5 |
3,3 |
100 |
2 |
67 |
20´12 |
7,5 |
4,9 |
70 |
3 |
110 |
28´16 |
10 |
6,4 |
125 |
4 |
110 |
28´16 |
10 |
6,4 |
125 |
8.3Допускаемые напряжения.
Выбранную стандартную шпонку проверяют на смятие:
где – допускаемое напряжение смятия [2].
= 120 МПа
Вывод: прочность достаточна.
Результаты расчётов сводим в таблицу 8.1
Таблица 8.1 – Параметры шпоночных соединений.
Номер вала |
Крутящий момент Т, Н×м |
Диаметр под шпонкой d, мм |
Ширина шпонки b, мм |
Высота шпонки h, мм |
Глубина паза вала t1, мм |
Глубина паза втулки t2, мм |
Длина шпонки l, мм |
Расчётная длина шпонки lр, мм |
Рабочее напряжение смятия |
Допускаемое напряжение
смятия |
I |
|
35 |
10 |
8 |
5 |
3,3 |
100 |
|
|
120 |
II |
|
67 |
20 |
12 |
7,5 |
4,9 |
70 |
|
|
120 |
III |
|
110 |
28 |
16 |
10 |
6,4 |
125 |
|
|
120 |
9 ВЫБОР МУФТЫ
Для передачи крутящего момента от редуктора к конвейеру в приводе предусмотрена установка муфты.
Принимаем втулочную муфту по ГОСТ 24246-80. Муфта выбрана по диаметрам соединяемых валов и расчетному крутящему моменту.
Расчетный крутящий момент определяется по формуле:
где k – условий эксплуатации привода. k = 3 [4];
Tн – номинальный крутящий момент, Tн = 3836 Н×м.
Принимаем муфту:
Муфта втулочная 2-6300-100 по ГОСТ 24246-80
Рисунок 10.1 – Муфта втулочная
10 УТОЧНЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ
Уточнённый расчёт заключается в определении коэффициентов запаса выносливости s в опасных сечениях вала. Опасными являются сечения, где действуют крутящие моменты и наибольшие изгибающие моменты при наличии концентраторов напряжений, таких как шпоночная канавка, шлицы, напрессовка, резьба, переходное сечние. Так, на промежуточном валу (рисунок 7.1) опасными будут сечения на участке 3 – 4.
- сечение А-А, где действуют крутящий и
изгибающие моменты и
; концентратор напряжений – шпоночная канавка;
- сечение Б-Б у края ступицы колеса; концентратор напряжений – напрессовка; изгибающие моменты определяются методом интерполяции;
- сечение В-В у края вала-шестерни со стороны действия крутящего момента; концентратор напряжений – переходное сечение от диаметра d к диаметру подступичной части с радиусом галтели;
- сечение Г-Г для вала – шестерни – переходное сечение (зубья) от диаметра da к диаметру df .
Исходные данные для расчёта:
- крутящий момент TII = 1010 H×м
- диаметр головки d1 = 67 мм
- диаметр шейки d2 = 60 мм
- осевые усилия Fa1 = 4022,273 H
Fa2 = 2816,365 H
- расстояния между линиями действия сил: l1 = 121,77 мм
l2 = 94,69 мм
l3 = 92,3 мм
- ширина венца цилиндрической шестерни b = 50 мм
- ширина подшипника качения B = 31 мм
-диаметры цилиндрической шестерни da1 = 113,21 мм
df1 = 95,21 мм
- шероховатость поверхностей Ra=2,5 мкм
- материал вала - сталь 40Х, термообработка – улучшение. Работа нереверсивная.
10.1Приняты расчётные сечения А-А, Б-Б, В-В, Г-Г. Их расстояния до опоры 1:
lА-А=121,77 мм
lБ-Б=148,8 мм
lВ-В=154,3 мм
lГ-Г=216,3 мм
10.2Изгибающие моменты в расчётных сечениях:
Изгибающие моменты в сечении Б-Б и других
определены по линейной интерполяции в зависимости от расстояния до сечения 3.
На участке вала 3-4 в направлении Z моменты:
Разница составляет:
Изгибающий момент в сечении Б-Б:
Определяем момент в направлении X:
Результирующий изгибающий момент:
По аналогичной методике рассчитаны изгибающие
моменты в других сечениях: ;
10.3Определяем осевую нагрузку:
10.4Определяем параметры сечений:
Площади:
Моменты сопротивления:
Полярные моменты сопротивления:
10.5 Характеристики материала вала:
Предельные напряжения для стали 40Х:
=410 МПа
=240 МПа
Коэффициенты:
= 0,05
10.6 Коэффициенты:
А-А (шпоночная канавка): [4] ;
[4]
Б-Б
(напрессовка): =3,8 [4];
[4]
В-В
(переходное сечение): при радиусе галтели rг=2,0 мм и , при отношении соседних диаметров
методом интерполяции найдём:
;
;
Г-Г(зубья):
;
;
10.7Находим амплитудные и средние напряжения по формулам:
Находим амплитудные и средние напряжения в сечении А-А:
Аналогично находим амплитудные и средние напряжения для сечений:
Б-Б:;
.
В-В:;
.
Г-Г:;
.
10.8 Находим касательные напряжения по формуле:
Находим касательные напряжения в сечении А-А:
Аналогично находим касательные напряжения для сечений:
Б-Б: 8,4 МПа
В-В: 8,4 МПа
Г-Г: 2,97 МПа
10.9Находим коэффициенты запаса выносливости по нормальным и касательным напряжениям:
Сечение А-А:
- по касательным напряжениям:
Аналогично находим коэффициенты запаса выносливости по нормальным и касательным напряжениям для сечений:
Б-Б:
В-В:
Г-Г:
10.10 Находим полные коэффициенты запаса:
Сечение А-А:
Сечение Б-Б:
Сечение В-В:
Сечение Г-Г:
Результаты расчётов сведены в таблицу 11.1
Таблица 10.1 – Уточнённый расчёт промежуточного вала редуктора.
Сече- ние вала |
Концен-тратор напряж. |
Изгиб. момент М,Н×м |
Диа- метр d,мм |
Момен сопр. W,мм3 |
Полярн. мом. сопр Wp, мм3 |
Площадь сечения А, мм2 |
Коэффициенты |
|
|
|
|||||||
А-А |
Шпонка |
1202312,27 |
67 |
25564,4 |
55091,7 |
3375,65 |
1,9 |
1,9 |
Б-Б |
Напрес- совка |
1342539,6 |
67 |
29527,34 |
59055 |
3525,65 |
3,8 |
3,1 |
В-В |
Переходн. сечение |
1311581,68 |
67 |
29527,34 |
59055 |
3525,65 |
1,81 |
1,35 |
Г-Г |
Зубья |
1447406,16 |
95,21 |
84732 |
169464,1 |
7119,6 |
1,69 |
1,58 |
Продолжение таблицы 11.1
Сече- ние вала |
Концен- тратор напряж. |
Нормальные напряжения, МПа |
Касательные Напряжения, МПа |
Коэффициенты запаса выносливости |
||||
|
|
|
|
|
|
s |
||
А-А |
Шпонка |
47 |
0,36 |
9,2 |
9,2 |
2,68 |
8,77 |
2,56 |
Б-Б |
Напрес- совка |
45 |
0,3 |
8,4 |
8,4 |
2,33 |
11 |
2,6 |
В-В |
Переходн. сечение |
44 |
0,3 |
8,4 |
8,4 |
2,73 |
12,07 |
2,7 |
Г-Г |
Зубья |
17,1 |
0,17 |
2,97 |
2,97 |
8,7 |
34 |
8,4 |
Вывод: Наиболее опасное сечение А-А у шпоночной канавки, где коэффициент запаса минимальный.
11 ВЫБОР СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Для смазки передач выбрано масло Индустриальное И-20А[4]. Кинематическая вязкость выбранного масла равна 17―23 10-6·м2/с , при 50°С. Для смазки подшипников качения масло Индустриальное И-25А[4]. Кинематическая вязкость выбранного масла равна 24-27 10-6·м2/с , при 50°С.Для отделения подшипниковых узлов от общей смазочной системы предусмотрены маслоудерживающие кольца.
Список использованных источников
1. СТО СГУПС 1.01 СДМ.01 – 2012. Стандарт организации. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению.
2. Глухов Б.В., Игнатюгин В.Ю. Курсовое проектирование деталей машин: Метод. указ. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. 181 с.
3. Глухов Б.В., Игнатюгин В.Ю. Конструирование деталей машин: Учеб. пособие.- Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. – 134 с.
4. Чернавский С.А.,Боков К.Н. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. М.:Альянс,2005 – 416 с.