ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..С. 2
2. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ………..С. 8
3. ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………С. 14
3.1 Соблюдение режима дня школьника…………………...С.14
3.2 Из каких элементов должен складываться режим дня
школьника…………………………………………………..С. 15
4. РАЦИОННОЕ ПИТАНИЕ…………………………………….С. 18
5. РАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА…………………………………………………….С. 20
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………С. 26
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..С. 27
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что при перегрузке школьными занятиями у детей и подростков отмечается умственное утомление. Постоянное и значительных размеров умственное утомление влечет за собой различные соматические и психические реакции, которые при определенных неблагоприятных условиях могут замкнуть “порочный круг” и серьезно нарушить здоровье до этого нормального ребенка. Дело в том, что рост ребенка и бурная перестройка нейро-гуморальной регуляции делают его особенно чувствительным ко всякому нарушению правильных условий жизни. Поэтому профилактика и восстановление организма при утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами для сохранения здоровья подрастающего поколения.
Анатомо-физиологические особенности ЦНС у детей и подростков при развитии переутомления
Согласно современным представлениям, мозг человека является сложно пространственно организованной иерархической системой. При таком подходе чрезвычайно важное значение приобретает понятие функционального состояния ЦНС как интегральной характеристики работы этой системы. Оптимальное функциональное состояние обусловлено гармоническим взаимодействием коры и подкорковых структур (“взаимодействие по вертикали”) и взаимодействием парных образований мозга на разных уровнях (“взаимодействие по горизонтали”).
Для центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни ребёнка характерен интенсивный рост головного мозга. Как отмечал И. П. Павлов, "реактивность мозга изменяется с возрастом", что несомненно связано с развитием коркового отдела мозга. Кора больших полушарий головного мозга уже у новорождённого имеет ясно выраженное шестислойное строение. Однако в дальнейшем эти слои развиваются неравномерно. Вместе с морфологическим происходит также и функциональное развитие коры. Оно характеризуется 2 особенностями: 1) чем младше ребёнок, тем более диффузный характер имеет иррадиация процессов возбуждения и торможения; лишь постепенно развивается способность элективной (избирательной) иррадиации; 2) чем младше ребёнок, тем быстрее образуются у него простые условные связи и тем медленнее формируются тормозные процессы. Поэтому дети младшего возраста часто нецелесообразно реагируют на внешние раздражения, особенно когда реакция требует быстрого резкого изменения направления и характера движений. Наиболее интенсивно функциональное развитие коры происходит в старшем школьном возрасте, когда достигает большого совершенства её аналитическая и синтетическая деятельность.
В лаборатории И.П. Павлова было выделено два вида торможения: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное).
Внешнее торможение возникает с первых дней жизни и хорошо выражено у детей дошкольного возраста. Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что организм сосредотачивает свою деятельность на наиболее важных событиях. Внешнее торможение делится на два вида: запредельное и индукционное.
Запредельное торможение возникает в нервных центрах коры головного мозга при действии сильного и длительно действующего раздражителя. И.П. Павлов назвал его охранительным торможением.
У детей развитие запредельного торможения можно наблюдать в процессе учебного дня по мере нарастания утомления и снижения умственной и физической работоспособности. Внешне это проявляется в снижении учебной активности ребенка, ослаблении замыкательной функции коры, т.е. в ухудшении заучивания и запоминания. В результате этого у детей отмечается сонливость и вялость.
Биологическое значение запредельного торможения – предохранение нервных клеток от истощающих воздействий. Этот вид легко возникает у детей особенно в условиях однообразной деятельности или под влиянием сложного нового материала, чрезмерного большого потока информации на фоне дефицита времени.
Запредельное торможение создает условия для восстановления работоспособности нервных клеток коры. Индукционное торможение возникает при действии другого достаточно сильного раздражителя, оно присутствует с первых дней жизни.
А.А. Ухтомский назвал его сопряженным. Индукционное торможение можно широко использовать в воспитании ребенка. Когда ребенку запрещают какие-то действия, то в одних и тех же корковых нервных центрах как бы сталкиваются два процесса – возбуждение и торможение. Это может приводить (по И.П. Павлову) к невротическим расстройствам у детей.
В педагогической практике необходимо использовать индукционное торможение для переключения учащихся на более интересный вид деятельности в данной ситуации.
Внутреннее торможение приобретается в течение жизни, оно не является врожденным. За счет торможения условных рефлексов достигается лучшее приспособление организма к условиям существования, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга.
Основным условием для проявления внутреннего торможения является неподкрепление условного раздражителя безусловным. Внутреннее торможение делится, в свою очередь, на три вида: условное, дифференцировочное и запаздывающее.
1. Условное торможение (условный тормоз) – это вид внутреннего торможения, возникающего в тех случаях, когда к условному раздражителю, на котором был выработан прочный условный рефлекс, добавляется новый раздражитель. Этот новый раздражитель не подкрепляется новым сигналом и через некоторое время становится тормозом. Для развития условного тормоза необходимо, чтобы интенсивность добавляемого раздражителя была больше, чем основного, и чтобы интервал между подачей основного и дополнительного раздражителей был или очень мал, или совсем отсутствовал. Тогда возникает новый комплекс из двух раздражителей, который вызывает тормозную реакцию. Например, ученик сдерживает двигательную активность в присутствии родителей, учителей.
2. Дифференцировочное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигнальному. Оно возникает только на определенный раздражитель и не проявляется на другие, даже близкие к нему. Данный вид торможения ведет к различению положительного (подкрепляемого) сигнала и отрицательного (дифференцировочного). С возрастом оно развивается, но в момент полового созревания происходит ослабление. Благодаря этому виду торможения человек различает запахи, звуки, тона. Из множества сходных раздражителей ребенок должен выбрать необходимый условный раздражитель, что требует очень большой тренировки. Чем лучше развито дифференцировочное торможение, тем лучше ребенок приспосабливается к окружающему миру. При этом большое значение имеет система воспитания, различные экскурсии, благодаря чему ребенок анализирует все раздражители и начинает различать предметы.
3. Запаздывающее торможение имеет место, когда действие условного раздражителя подкрепляется безусловным через некоторое время. В педагогической практике оно вырабатывается у детей с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки.
Развитие внутреннего торможения – сложный процесс, особенно у детей, в силу недостаточной морфофункциональной зрелости коры головного мозга и высокой активности подкорковых структур. Внутреннее торможение трудно выработать у детей со слабым типом нервной системы (меланхолическим) и подкорковым безудержным типом (холерическим). Но при этом у них очень хорошо выражены безусловные (врожденные) виды торможения. Внутреннее торможение обладает большой хрупкостью, и на фоне большой психоэмоциональной и физической перегрузок (болезней) его сила значительно ослабевает, особенно это относится к дифференцировочному и запаздывающему. В результате допускаются ошибки в поведении, конфликты, ухудшаются адаптационные возможности организма к постоянно меняющимся факторам среды. Поэтому необходимы выработка и тренировка соответствующих видов условного торможения. Это позволяет экономить силы организма в случае угасательного торможения, когда какой-то условный сигнал, вызывавший ранее положительную условно-рефлекторную ответную реакцию, потерял свое значение, и условный рефлекс становится ненужным. Благодаря дифференцировочному торможению организм различает сигналы, на которые не следует реагировать, а экономить свои силы.
Запаздывающее торможение позволяет приурочить ответную реакцию точно к моменту важного события, не тратить лишнюю энергию. При выработке внутреннего торможения могут наступать и срывы нервной системы. Холерический тип не переносит длительное действие тормозного сигнала. Дети до трех лет сохраняют большую склонность к внутреннему индукционному торможению и благодаря этому ребенок находится в большой зависимости от действия случайных посторонних раздражителей. Любая начавшаяся деятельность может быть тотчас же прекращена при неожиданном постороннем воздействии. У ребенка в силу этого рассеивается внимание, он не может длительно сосредоточиться на выполнение одной работы. Он склонен к запредельному торможению, поэтому у него процесс торможения иррадиирует по всей коре и подкорке, что вызывает сонливое состояние. Вот почему ребенок не может долго выполнять однообразные упражнения, которые действует на одни и те же нервные клетки и быстро доводят их до утомления и торможения. Это широко используется родителями для усыпления ребенка – шум реки, дождя, колыбельная песня.
Процессы внутреннего торможения усиленно развиваются у детей в возрасте 4-7 лет, особенно это касается дифференцировочного торможения. В эти годы у них сильно развита реакция подражания, усиливается процесс возбуждения и уменьшается иррадиация в коре больших полушарий. Возрастает стойкость доминантного очага, ребенок меньше отвлекается от своей игровой деятельности и меньше реагирует на случайные раздражители. Это указывает на ослабление внешнего торможения в данном возрасте. У детей вырабатываются условные рефлексы, менее тормозятся постоянными условными раздражителями, резко возрастает способность к различению сходных раздражителей. Сдерживающее влияние оказывают различные запреты, создаются условия для дисциплинирования ребенка и в этом особая роль принадлежит школе с ее определенным режимом, когда сдерживается двигательная активность ребенка на уроке.
Однако в этот возрастной период внутреннее торможение слабее, чем у взрослого человека, поэтому ребенок не может долго сдерживать себя на уроке, сосредоточенно и внимательно слушать. В 7-9 лет период активного внимания составляет 20 минут, в 10-12 лет – 25 минут, в 13-15 – 35 минут. Если больше этого времени ребенок занимается учебной деятельностью, он начинает отвлекаться от дела, в классе возникают разговоры...
При напряженной работе усиливается внешнее торможение и ослабевает внутреннее, в результате чего развивается запредельное. Для исключения запредельного торможения необходимо переключить детей на другую работу. В конце урока внутреннее торможение ослабевает и ребенок легко реагирует на посторонние раздражители, в результате чего возрастает подвижность и ослабевает внимание. Чем сильнее внутреннее торможение, чем сложнее работа, тем быстрее торможение ослабевает и значительно легче растормаживаются двигательные центры. Благодаря слабости внутреннего торможения ребенок сам, без помощи взрослого, не в состоянии сдерживать двигательную активность. Поэтому на уроке он сдерживает двигательную активность только в присутствии учителя, а дома он не может ее сдерживать. А с другой стороны, это – биологическая потребность ребенка, которая необходима детям для интенсификации роста и развития. Но она необходима и как двигательная разрядка, в результате которой возбуждение переключается на нервные клетки моторной зоны коры. Это по индукции обеспечивает торможение и отдых утомленных в процессе умственной деятельности нейронов коры головного мозга в сенсорных и ассоциативных областях.
2. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к различным внешним воздействиям. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, как он развивается, во многом зависит его будущее, эффективность его школьного обучения, а в известной мере и его последующие успехи в общественно-полезной трудовой деятельности.
Создание оптимальных педагогических, социальных, гигиенических условий развития ребенка-дошкольника требует углубленного исследования его психофизиологических возможностей. Оптимальные условия реализации этих возможностей складываются лишь тогда, когда программа обучения и воспитания, режим дня, формы и методы воспитательно-образовательного процесса, мероприятий, укрепляющих здоровье, строятся в соответствии со специфическими особенностями детей данного возраста.
В ДДУ вводятся все новые обучающие программы, призванные помочь как можно лучше и качественнее подготовить детей к школе. В качестве примера рассмотрим работу по оценке динамики утомляемости детей, посещающих ДДУ, в котором осуществляется обучение детей по системе голландского психолога Марии Мантессори. Занятия с детьми в возрасте 5-7 лет проводятся ежедневно, согласно расписанию, по арифметике, родной речи, географии, природоведению, а также искусству. Особенностью организации и проведения занятий является то, что в группах занимаются дети разного возраста (от 4 до 7 лет) и часто в роли “воспитателя” выступают одногруппники.
Два раза в неделю в понедельник и пятницу в одно и то же время у детей оценивались показатели артериального давления и частоты пульса. Общее количество обследованных – 27 детей в возрасте 5-7 лет – 15 девочек и 12 мальчиков. К концу недели у детей достоверно повысились показатели пульса с 82±1,2 до 88±1,4 ударов в минуту, учащение пульса отмечалось у 67% детей. Систолическое, диастолическое и пульсовое давление за неделю статистически достоверно не изменились, но следует указать, что у 29% детей артериальное давление незначительно повысилось, а у 22% - понизилось.
На втором этапе проанализировали оценку работоспособности детей педагогами, работающими в группах, согласно разработанной анкете, которую заполнял педагог. В анкете по пятибалльной системе оценивались следующие показатели:
Устойчивость внимания во время учебного процесса;
Сосредоточенность во время самостоятельной деятельности, самоорганизация;
Точность выполнения задания;
Стремление к завершению начатого дела.
Согласно полученным данным оценку 5 баллов получили 68, 8% детей в возрасте 7 лет и 50% шестилеток, оценки 3 балла в этой возрастной группе не было. Устойчивость внимания в целом выше у девочек.
У пятилеток результаты несколько ниже: отличные оценки получили 29%детей, хорошие – 43%, 29% детей получили удовлетворительные оценки, в первую очередь, из-за низкой сосредоточенности, частой неустойчивости внимания, отвлечения от начатого дела, что, естественно, связано с физиологической незрелостью морфологических структур мозга. Таким образом, выявили некоторую напряженность механизмов адаптации у детей, занимающихся в группах по программе Марии Мантессори. Однако, является учебная нагрузка в ДДУ причиной этого или же причина кроется в темпе современной жизини, отклонениях в здоровье, отношениях в семье и межличностных отношениях детей в группе, в настоящее время неясно. Формирование разновозрастных групп воспитывает у старших детей организованность, ответственность и самостоятельность, но в то же время младшие дети не всегда справляются с нагрузками. Полученные результаты говорят о необходимости щадящего подхода к нагрузкам, в первую очередь, у детей 5 лет и младше.
Утомление – это физиологическая реакция организма на физическую и умственную деятельность, в результате которой наступает временное понижение трудоспособности. Утомление может распространяться на весь организм в целом (общее утомление) или только на один какой-нибудь орган (местное утомление). Степень утомления зависит от интенсивности и длительности выполняемой работы, а также от исходного состояния организма и условий окружающей среды. Для восстановления работоспособности необходим отдых и сон. Уникальным исключением из этого правила служат «неутомимые» нервные волокна сердца.
Трудами нашего выдающегося физиолога И. П. Павлова и его школы установлено, что утомление представляет собой процесс разлитого торможения, предотвращающий истощение клеток головного мозга, которые отличаются высокой реактивностью, а, следовательно, и стремительной функциональной разрушаемостью.
Различают три вида утомления: физическое, умственное и эмоциональное. Установлено, что физическое утомление в первую очередь распространяется на органы и системы, непосредственно включенные в трудовой процесс. Умственное утомление наблюдается при чрезмерной творческой деятельности. Что касается эмоционального утомления, то оно, как правило, наступает в условиях срочной работы, выполняемой в спешке, и в состоянии озабоченности тем, чтобы закончить задание в срок.
Приведенные виды утомления чаще реализуются в определенном сочетании между собой.
Важнейший признак утомления состоит в прогрессивном понижении успешности работы: ребенок жалуется, что он несколько раз читает написанное и тут же забывает, о чем идет речь.
Простое уменьшение работоспособности еще не может считаться результатом утомления. Оно может быть вызвано плохим самочувствием, физическим недомоганием, плохим настроением, отвлечением внимания ребенка каким-то другим посторонним делом или страхом и беспокойством по какой-либо причине.
При утомлении успешность умственной работы уменьшается постоянно и в большей степени. Изменение работоспособности идет по трем путям. Уменьшается количество работы. Обычно уменьшение количества сопряжено с ухудшением ее качества. Однако раньше всего страдает координация различных деятельностей (операций) в процессе работы.
У ребенка отмечается ослабление внимания, он становится рассеянным, не способным к работе творческого характера. В простой автоматической работе у него также проявляются отчетливые нарушения правильности ее выполнения.
При нарастании умственного утомления ребенка производимая им работа становится все менее равномерной и результативной. Появляется неуверенность в восприятии внешних впечатлений. Он их смешивает с прибавлениями от себя. Не совершенно и не точно запоминает заучиваемое.
Характер ошибок хорошо выявляется корректурным методом.
Особенно важно подчеркнуть связь между умственным и физическим утомлением. Сильное умственное утомление понижает эффективность физической работы и наоборот. При умственном утомлении движения становятся более грубыми, вялыми, неуверенными, иногда появляется тремор, особенно в позе Ромберга, затрудняющий физическую работу, в целом ухудшается двигательная координация.
Если ребенок при развитии утомления после дня занятий не может отдыхать, а ему дают какую-либо срочную работу, то чувство усталости все время нарастает, появляется чувство слабости и изможденности. Постепенно усиливается потребность в отдыхе и сне. Обычно если ребенку что-нибудь мешает удовлетворить свою потребность в отдыхе, то усиливается и нарастает раздражительность.
Часто чувство усталости появляется при скучной работе. При этом умственная работоспособность, измеренная при помощи арифметических и корректурных проб, обычно не понижается. Поэтому при скуке следует не отдыхать, а менять работу. Если дети чем-то сильно возбуждены, то эмоции на время прогоняют у них усталость и сон. Однако истинное утомление при этом, по-видимому, не устраняется и потом работоспособность начинает резко падать.
К физическим признакам умственного утомления можно отнести: бледность кожных покровов и слизистых, расслабленность, иногда сгорбленность позы, вялость, неуверенность движений, иногда тремор.
Психическими симптомами умственного утомления у детей являются: нарушение внимания, способности концентрироваться, ослабление памяти, нарушение логических построений, фантазии, способности к абстракции, комбинаторики и суждений. Большая часть описанных симптомов наступает только при сильном утомлении. Последнее обыденно называют переутомлением, которое является результатом суммации у ребенка утомления изо дня в день.
Переутомление возникает при несоответствии учебных нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка.
Начальные симптомы переутомления: изменения в поведении школьника, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.), расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, снижение успеваемости. Следует заметить, что микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью.
Выраженными признаками переутомления являются: 1) резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; 2) нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истерические реакции); 3) стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу, нарушение функций желудочно-кишечного тракта, энурез, беспричинное появление сыпи и т. п.); 4) снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
При переутомлении, помимо признаков разлитого (охранительного) торможения, выявлено нарушение корковых механизмов, регулирующих функциональные системы кровообращения, дыхания и пищеварения, в результате чего появляются общая слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, сонливость или бессонница, апатия, неприятные ощущения со стороны отдельных органов и главное отсутствие желания работать. При выраженном и длительном переутомлении ухудшается координация движений (неточность произвольных движений), усложняется распределение и переключение внимания, появляются выпадения памяти, затрудняется запоминание.
При отсутствии в этот период утомления психогигиенических мероприятий и необходимого отдыха наступает болезненное состоянии в виде истощения нервной системы, которое в комплексе невротических состояний обычно диагностируется как неврастения.
Словом, когда речь идет о переутомлении человека, это патофизиологически означает прогрессирующую кумуляцию утомления, накапливающегося постепенно, изо дня в день. Оно обычно наступает, если организм человека после напряженной работы лишен надлежащего отдыха.
Установлено, что при переутомлении наряду с истощением энергетических ресурсов клеток коры мозга отмечаются и значительные функциональные сдвиги во внутренней среде организма, в частности выявлены отклонения от нормы ряда биохимических показателей: понижение содержания сахара в крови, накопление в крови продуктов распада клеток. При тяжелом течении переутомления с выраженными эмоциональными расстройствами увеличивается содержание адреналина в крови.
3. ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В качестве профилактики переутомления требуются, прежде всего, обязательное соблюдение режима дня, сна и бодрствования, рациональная организация учебного процесса, а также постоянные тренировки и закаливание с помощью физкультуры и спорта. Выполнение этих оздоровительных правил способствует развитию выносливости человека к разнообразным раздражителям природной и социальной среды. Один из показателей тренированности организма человека – более позднее появление признаков утомления, несмотря на возрастающую нагрузку.
3.1 Соблюдение режима дня школьника
Всем физиологическим процессам в организме свойствен определенный ритм, нарушение которого мешает правильной жизнедеятельности организма. В связи с этим надо строго придерживаться научно обоснованного режима дня, отражающего суточный ритм жизни человека.
Установление для школьника определенного режима, т. е. рационального распределения обязанностей на протяжении дня, правильного чередования занятий и отдыха, обеспечивает здоровье и нормальное развитие ребенка.
Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности, учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
3.2. Из каких элементов должен складываться режим дня школьника.
Утренняя гигиеническая гимнастика. Начинать день следует с утренней гигиенической гимнастики. Она помогает ребенку быстрее включиться в работу, создать бодрое настроение. Удачно составленные комплексы упражнений хорошо сочетаются с эмоциональным бодрым музыкальным сопровождением, полезными гигиеническими советами. Зарядку следует делать в спортивной форме (трусы, майка и тапочки) при открытой форточке или на воздухе (во дворе) и заканчивать ее водной процедурой. Приучать детей к утренней гигиенической гимнастике надо с 4 лет. К 6—7 годам это войдет в привычку, и ребенок будет выполнять упражнения самостоятельно.
Физкультминута дома. Физкультминута — форма кратковременного активного отдыха при выполнении домашних заданий. «Сигналом» к ней служит ослабление внимания у ребенка. Обычно это происходит через 30—35 мин умственной работы. Физкультминуту лучше проводить в перерыве между выполнением домашних заданий. Физкультминута способствует лучшему кровообращению, особенно в мышечных тканях, активизирует работу сердца и легких, что в свою очередь помогает насыщению крови кислородом, так необходимым головному мозгу, ускоряет и повышает выделение продуктов обмена из организма.
Если ребенок долго писал, то ему необходимо провести упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и разведения пальцев рук, потряхивание кистями. При долгом сидении нарушается кровообращение, происходит застой крови в нижних конечностях, поэтому необходимо включить упражнения для ног: приседание, махи ногами, подскоки и др.
Перед выполнением упражнений надо проветрить комнату, ослабить пояс, расстегнуть воротник. Во время физкультминуты ребенок, стоя у стола и в середине комнаты, выполняет 3—4 упражнения, повторяя их по 4—8 раз.
Индивидуальные задания по физкультуре. Утренняя гимнастика, физкультминута дома и тем более домашние задания по физической культуре выполняются далеко не всеми учениками младших классов. Большинство учителей, как показывает практика, дают ученикам начальных классов индивидуальные задания по физической культуре, но родители не всегда контролируют выполнение, и ученики, начав заниматься, часто перестают делать заданные на дом упражнения. В то же время они крайне желательны для всех учащихся, но особенно необходимо для детей с отклонениями в здоровье систематическое проведение дома специальных физических упражнений.
Домашние задания должны быть строго индивидуальны, с дифференцированным подходом к детям. Для здоровых детей в домашние задания следует включать прыжки через скакалку, упражнения с мячами, метание и др. Дома выполняются упражнения, требующие длительного, многократного повторения. Может входить в домашнее задание ежедневное выполнение под наблюдением родителей тех комплексов упражнений, которые разучивались в школе.
В режиме дня необходимо предусмотреть время для прогулок (общее пребывание на воздухе должно быть не менее 3 ч), для самостоятельных занятий любимым делом (1—2 ч) - чтения, рисования, лепки, выпиливания и т. п. Пребывание на воздухе будет более полезным в сочетании с подвижными играми, посильным физическим трудом. Большую пользу приносит прогулка вечером перед сном (30—40 мин).
Сон. Глубокий и полноценный сон — абсолютно необходимая функция человеческого организма. Во время сна нервные клетки восстанавливают все те компоненты, которые они расходуют во время бодрствования. При бодрствовании в клетках преобладает процесс распада клеток и тканей, во время сна, наоборот, — процессы восстановления. Организм во время сна получает наиболее полный отдых (И. И. Павлов называл сон «охранительным торможением»). Достаточная продолжительность сна обеспечивает нормальную деятельность днем не только мозга, но и всего организма в целом. Невыспавшийся ребенок невнимателен, плохо слушает учителя, рассеян, раздражителен. Продолжительное недосыпание может привести к нервным заболеваниям (неврозам), малокровию и т. п. Продолжительность нормального сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 9—11 ч.
Ребенок должен иметь отдельную, удобную и чистую, не слишком мягкую постель. Комнату, где спит ребенок, надо чаще проветривать. Спать дети должны при открытой форточке. Зимой лучше укрыть ребенка потеплее, но форточку слегка приоткрыть (в лесных школах и санаториях даже зимой дети спят на воздухе, в спальных мешках). Помимо здорового сна, это закаливает дыхательные пути ребенка. Совершенно необходимо создать в комнате спокойную, тихую обстановку, зашторить окна, выключить яркий свет, радио и т. п.
После ужина (перед сном) нельзя разрешать детям веселые развлечения, шумные игры, надо ограничить просмотр телевизионных передач, сократив их до 0,5—1 ч (достаточно ограничиться передачей «Спокойной ночи, малыши»). Следует приучать детей к элементарным гигиеническим навыкам перед сном: умываться, чистить зубы, мыть ноги и т. п.
4. РАЦИОННОЕ ПИТАНИЕ.
Рационально сбалансированное питание, когда затраты организма вполне восполняются энергией, получаемой от пищи, оказывает большое влияние на растущий организм ребенка. Голодный ребенок не только плохо слушает, но и плохо понимает объяснение учителя, без нужды отвлекается, теряет интерес к учению, скорее устает.
Большое значение имеет режим питания, его регулярность. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Лучше всего принимать пищу 4 раза в день в одно и то же время, через каждые 3—4 ч. Ни в коем случае не следует отпускать детей утром в школу без завтрака. Это понижает рабочий тонус школьника и сопротивляемость организма к заболеваниям. В школе (на большой перемене) ребенок должен обязательно получать второй небольшой (горячий) завтрак.
Основная еда в течение дня — обед, который составляет 40—45% общего дневного рациона. Обедать школьнику нужно днем, после прихода из школы. Детям, занимающимся во вторую смену, следует обедать обязательно перед уходом в школу, а не вечером, по возвращении домой. Ужинать лучше всего в 7—8 ч вечера, не менее чем за 1,5—2 ч до сна. Завтрак должен быть плотный (30% дневного рациона), а ужин — легкий. Обильный ужин перегружает желудок и мешает нормальному сну. На ужин следует избегать большого количества легко усвояемых углеводов (сладкого), так как они возбуждают нервную систему и ребенок плохо засыпает. Молоко, простокваша, кефир, творог, небольшое количество хлеба, несладких сухариков (школьных, пионерских) или хрустящего хлеба — лучшая диета для детей перед сном.
Следует приучать ребенка есть за чистым столом, не спеша, хорошо пережевывая пищу. Есть надо обязательно чистыми руками, и у ребенка с ранних лет должна быть воспитана привычка мыть руки перед едой. Нельзя детям разрешать читать во время еды, громко разговаривать и смеяться.
5. РАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Современная школа предъявляет к учащемуся все возрастающие требования в связи с увеличивающимся объемом знаний, когда ученику необходимо знать не только основные теории, закономерности, отражающие основы того или другого предмета, но и новые открытия и достижения. В результате школьные программы перегружены. Школьная перегрузка может оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья и прежде всего на нервную систему учащихся. Поэтому особое значение приобретает вопрос о гигиеническом нормировании учебных занятий.
Для профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться: во-первых, с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков; во-вторых, учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; в- третьих, должны строго соблюдаться гигиенические требования к режиму и условиям обучения.
Для устранения перегрузки школьников, помимо совершенствования учебных программ, методов обучения и методики преподавания, необходимо внедрять в школьную практику научно обоснованные учебные нагрузки.
Во время учебной деятельности работоспособность организма заметно изменяется. Типичная кривая работоспособности выглядит следующим образом: вначале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и, наконец, постепенно снижается (период снижения работоспособности или утомления).
Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наивысшего уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы.
В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо, так как при этом происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьника.
Составление расписания школьных занятий должно проводиться обязательно с учетом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности. Суммарный объем учебных нагрузок при 5-дневной неделе не должен превышать в 1-х классах — 20 учебных часов, во 2-4-х — 22ч, в 5-х — 28ч, в 6-х —29ч, в 7-х – 31ч, в 8-9 – 32ч и в 10-11-х— 33 часа. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. Проводить их желательно в дни с наименьшим количеством уроков и не менее, чем через 45-60 мин после обязательных занятий. Для 6-летних школьников разработан специальный "тренирующий", ступенчатый режим обучения. Он предусматривает ограничение длительности урока, постепенное увеличение количества уроков, отсутствие домашних заданий в 1-м полугодии. В сентябре-октябре для этих учащихся рекомендуют проводить не более 3 уроков в день продолжительностью по 30 мин, в ноябре- декабре — 4 урока по 30 мин, с января — 4 урока по 35 мин.
В нашей стране, как и во многих странах мира, установленная продолжительность урока равна 45 мин. Однако достоверно доказано, что в течение первых трех лет обучения (у 6-8-летних детей) быстрое снижение работоспособности наступает уже после 35 мин занятий. На последних 10-15 мин урока у них нарушается нейродинамика коры большого мозга, а также проявляется чрезмерная статическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат при длительном сидении. Для учащихся 1-х классов максимальная продолжительность урока — 35 мин. Для учащихся 2-х классов гигиенисты рекомендуют проводить комбинированный урок, т.е. последние 10 мин дети находятся в классе, но учитель использует это время для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.)
При проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин. На продолжительность времени активного внимания влияет тип высшей нервной деятельности, состояние здоровья ребенка, степень его развития, методика учебного процесса и условия внешней среды. Новый материал нужно объяснять в период максимальной способности к сосредоточенному вниманию (основная часть занятия). После окончания этого периода происходит быстрое снижение способности к вниманию. Поэтому для продуктивной работы учитель должен переключить учащихся на другой вид деятельности. При этом способность к вниманию сначала снова возрастает, а затем опять падает, причем более быстро. Продолжительность активного внимания укорачивается в том случае, если учитель преподносит новый материал неинтересно и монотонно, если материал слишком труден и если внимание учеников снижается под влиянием каких-либо факторов окружающей среды (высокая температура, холод, шум и др.). Хорошо известно, что дети устают быстрее, если нагрузка во время занятий приходится преимущественно на один анализатор.
Физиологи доказали, что переход от одного вида деятельности к другому благотворно влияет на функциональное состояние организма школьников (возбуждение, сконцентрированное в одном участке коры головного мозга, обуславливает в окружающих участках коры противоположный процесс — торможение). В связи с этим необходимо, особенно у младших школьников, в течение урока чередовать различные виды деятельности (чтение должно сменяться рассказом по картинке, письмом и др.).
Кроме того, очень важно широко использовать наглядные пособия, т.к. при наглядном методе обучения в большей степени участвует 1-я сигнальная система, в то время как при словесном способе обучения — 2-я сигнальная система, которая (особенно в младшем школьном возрасте) развита хуже. Использование технических средств обучения (телевидение, кинофильмы, диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе нарушает монотонность урока, придает занятиям эмоциональную окраску и в итоге способствует повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако не следует нарушать при этом нормативов, разработанных в отношении длительности использования ТСО на уроках. Для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения на уроках надо проводить физкультминуты.
Сдваивать уроки не рекомендуется во всех классах, за исключением случаев, когда проводятся лабораторные и контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время (лыжи).
Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как и урок. Правильное чередование работы и отдыха является одним из основных положений гигиены воспитательного процесса. Любой урок вызывает некоторое утомление, которое должно быть устранено в течение перерыва. Минимальная продолжительность перемен между уроками составляет 10 мин. Большая перемена (после 2-го урока) длится 30 мин. Вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены (после 2-го и 3-го уроков) по 20 мин. Перерыв должен являться активным отдыхом, а поэтому недопустимо, чтобы ученики проводили его, сидя за партой. Перемены необходимо проводить на свежем воздухе. Имеется ряд работ, убедительно показывающих, что движения на свежем воздухе благоприятно влияют на работоспособность детей в течение следующего урока.
Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. Сочетания видов деятельности в режиме учебного дня могут быть чрезвычайно разнообразными. Однако следует отдавать предпочтение тем, которые обеспечивают сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на высоком уровне.
Для рационального составления расписания должны учитываться трудности предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, которые при правильной организации могут снимать утомление, возникшее на предшествующих занятиях. Известно, что с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока (в старших классах) быстро падает работоспособность и укорачивается продолжительность активного внимания. Поэтому наиболее трудные предметы следует включать в расписание младших школьников первыми или вторыми (у старших — вторыми, третьими уроками), т.е. проводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся, 3-й урок в начальной школе (соответственно, 4-й урок — у учащихся средних и старших классов) должен быть с преобладанием динамического компонента, что дает возможность школьникам переключаться с умственной деятельности на физическую.
Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, история, математика, география). Школа, к сожалению, часто не может выполнить этих условий, так как не имеет достаточного количества учителей, которые бы обеспечили выполнение такого расписания.
Динамика недельной работоспособности, несомненно, должка учитываться при составлении расписания занятий. Известно, что в понедельник работоспособность учащихся не самая высокая, т.к. имеет место врабатываемость после выходного дня (особенно удлиняется период врабатываемости после двух выходных дней). Во вторник и особенно в среду работоспособность повышается, начиная с четверга наблюдается падение работоспособности. Следовательно, в расписании необходимо снижать нагрузку в понедельник и четверг и максимально использовать высокую работоспособность в другие дни недели. В настоящее время многие школы перешли на 5-дневную неделю. Два выходных дня обеспечивают более благоприятные условия для детей. Исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота). Более продолжительный отдых в течение двух дней дает возможность активно использовать их для занятий физкультурой, поездок с семьей за город и др. Однако гигиенисты считают, что пятидневка в школе допустима только при сокращении объема общей недельной нагрузки.
Все виды внешкольной работы учащихся должны исходить из тех же положений, что и школьная работа, составляя с ней единое целое. Так, приготовление домашних заданий не должно занимать в 1-м классе более 0,5-1 ч, во 2-м — 1-1,5 ч, с постепенным увеличением до 3 ч в 9-11 классах. Если длительность домашней подготовки превышает указанное время, она становится неэффективной и служит причиной переутомления школьников. Так же, как и в школе, после 45 мин домашней подготовки нужно устраивать короткий перерыв, предназначенный для домашнего отдыха. Для детей младшего школьного возраста период непрерывной работы должен составлять 30 мин. При работе дома должны соблюдаться гигиенические требования, предъявляемые к освещению, микроклимату, рабочему месту и т.д. Недостаточное освещение вызывает утомление зрения. Желательно, чтобы домашние задания выполнялись при естественном освещении.
Также на развитие переутомления влияет мотивация и эмоциональное состояние ребенка, определяющее его заинтересованность в усвоении того или иного учебного материала.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, переутомление весьма опасно для растущего организма. И чрезвычайно важно так дозировать работу детей и подростков, чтобы утомление не переходило в хроническое состояние - переутомление.
Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме детям необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях - комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Если учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья детей и подростков.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психо-физиологические исследования в гигиене детей и подростков. Сборник трудов. Под ред. проф. С.М. Громбаха, д.м.н. Д.Н. Крылова. Москва, 1981. - с.. 73-76, 112-115
2. Н.И. Аверьянова, Н.В. Никитина, И.В. Черкеева и др. “Утомляемость и работоспособность детей, посещающих ДДУ”. Здоровье и образование. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, ГОУ ВПО «ПГМА Минздрава России», 2004. – с. 5-6
3. К.Ф. Канарейкин “Утомление и переутомление”. Клиническая медицина. Т.23, 3. 1995. – с. 22-24
4. Ю.М.Пратусевич «Умственное утомление школьника» - «Медицина», Москва,1964. – с. 15-17
5. Гигиенические проблемы обучения в современной школе. Сборник научных трудов. Под ред. Г.Н. Сердюковской и С.М. Громбаха. Москва, 1982. – с. 3-93
6. И.И.Никберг “Здоровье и здоровый образ жизни” Сидней, 2007. – с. 131-133
7. Г.И. Куценко, И.А. Жашкова “Основы гигиены при обучении учащихся в средних профтехучилищах.- М.: Высш.школа, 1979. – с. 4-9