Научный коллектив Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ) провел комплексный культурно-исторический и социологический анализ системы образования Афганистана. Прикладная научно-исследовательская работа выполнена по направлению «Международная деятельность (проекты)». Об этом сообщили федеральному порталу «Российское образование» в пресс-службе вуза.
Как пояснила руководитель проекта Наталья Матвеева, доктор социологических наук, профессор, проректор по научной работе и инновационной деятельности АлтГПУ, прикладное исследование направлено на создание условий для реализации положений ст. 102 указа президента РФ от 5 сентября 2022 г. № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом» в части продвижения русского языка и образования на русском языке. Оно также призвано разрешить противоречие между необходимостью международной интеграции образовательных систем России и стран Центральной Азии и отсутствием комплексного культурно-исторического и социологического анализа системы образования Афганистана.
В результате НИР выполнен комплекс исследований, направленных на изучение системы образования Афганистана: создан корпус открытых отечественных и зарубежных электронных и печатных источников, проведен анализ нормативно-правовой базы и культурно-исторических основ развития образования в стране в аспекте перспектив продвижения обучения русскому языку и на русском языке.
Исследование также включало социально-демографический анализ населения Афганистана для определения специфики образования детей и молодежи с учетом возрастных, гендерных, социальных, языковых и конфессиональных факторов.
Ученые АлтГПУ выявили ключевые барьеры доступности образования: социально-экономические, политические и культурные; ими были проанализированы языковая ситуация и статус русского языка в стране, дана характеристика инфраструктуры и кадрового состава системы образования, оценены содержание и качество общего и высшего профессионального образования. Особое внимание было уделено анализу обеспеченности образовательных учреждений педагогами русского языка и потребности в таких специалистах.
Для продвижения русского языка разработаны и апробированы инструментарий глубинных интервью с сотрудниками Министерства образования и Министерства высшего образования Афганистана, а также методика проведения фокус-групп с афганскими студентами, обучающимися в России. Опубликованы аналитическая записка «Механизмы и инструменты продвижения русского языка в Афганистане», учебные пособия «Русский язык с нуля. Элементарный уровень» для студентов, родным языком которых является дари, и «Русский язык как язык специальности» – для иностранных студентов-филологов.
Результаты исследования важны для научно-педагогического сообщества, специалистов в области истории, лингвистики, социологии и зарубежного образования, руководителей и сотрудников образовательных ведомств России и Афганистана, преподавателей и обучающихся, работников центров открытого образования. Итоги работы обобщены в коллективной монографии «Система образования Афганистана: комплексный культурно-исторический и социологический анализ».
Источник: edu.ru