IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> В пермском педвузе разработали модель формирования инклюзивных профессиональных компетенций педагогов через наставничество , Учеными вуза изучены профессиональные компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования
Опции V

В 2024 году коллектив Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета по госзаданию Минпросвещения России выполнил научно-исследовательскую работу «Наставничество как эффективная практика формирования инклюзивных компетенций педагогов». О результатах реализации проекта рассказала Ольга Ворошнина, завкафедрой специальной педагогики и психологии ПГГПУ.

«В рамках НИР учеными вуза изучены профессиональные компетенции педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного образования. Было выявлено, что потребность в поддержке трактуется педагогами общеобразовательных организаций по-разному и может быть связана в том числе с получением одобрения их профессиональной деятельности, оказанием конкретной практической помощи в процессе инклюзии», – отметила Ольга Ворошнина.

Она пояснила, что в научном проекте представлена позиция, направленная на выделение и описание эксклюзивности (исключительности) ситуации, при которой ребенок с ОВЗ и инвалидностью может иметь и демонстрировать особые образовательные потребности, зачастую не осознаваемые педагогом в силу ограниченности собственного профессионального опыта. Эта ситуация может остановить, увести в сторону или даже разрушить учебный процесс.

«Педагог должен быть готов к обучению всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей. Для раскрытия потенциала ребят всегда необходимо, чтобы рядом с ними был компетентный учитель, способный увидеть в ребенке личность, поддержать, помочь адаптироваться к условиям образования», – сказала завкафедрой.

В вузе подчеркнули, что новизна исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке и апробации модели формирования инклюзивных профессиональных компетенций педагогов посредством технологии наставничества.

«Наставничество выступает как актуальное направление современного образования, привлекающее внимание педагогического сообщества, прежде всего, как востребованная и продуктивная практика. Это неотъемлемый компонент образовательной, воспитательной и профориентационной деятельности, эффективный инструмент адаптации педагогов к условиям профессиональной деятельности, развития кадрового потенциала», – добавила Ольга Ворошнина.

Она обратила внимание, что в настоящее время в Пермском крае в условиях инклюзивного обучения в школах занимаются около 16 000 ребят. Всего в регионе 36 000 детей с ОВЗ и инвалидностью.

«Современное законодательство требует создания необходимых условий общего образования для всех обучающихся, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности, связанные с ограничениями здоровья и жизнедеятельности. К числу таких важнейших условий относится кадровая обеспеченность общего образования», – отметила Ольга Ворошнина.

В рамках НИР учеными вуза был создан методический комплекс, направленный на изучение и формирование профессиональных компетенций педагогов инклюзивных образовательных организаций.

«Подготовлен учебно-тематический план дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации педагогов, разработаны психодиагностическая методика изучения профессиональных дефицитов инклюзивных компетенций педагогов, а также методические рекомендации, в том числе по использованию технологии наставничества», – пояснила Ольга Ворошнина.

Достижения коллектива ПГГПУ апробированы в научных публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах.

В 2025 году в университете продолжили исследовательскую деятельность, связанную с обозначенной темой. С участием 27 школ региона учеными будет проведена диагностика профессиональных дефицитов инклюзивных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

По итогам экспериментального исследования создадут административные команды, в состав которых войдут учителя, для организации работы по формированию инклюзивных компетенций в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации педагогов, которая в дальнейшем будет опубликована.

В ходе мероприятия предполагается использование разных форм и видов наставничества, проведение семинаров, вебинаров, тьюториалов, супервизии деятельности наставников.

Апробация полученных результатов планируется на Всероссийской научно-практической конференции «Открытый мир: объединяем усилия», которая пройдет в ноябре в городе Перми.

Также в вузе будет проведена работа по подготовке к публикации двух статей, монографии, методических рекомендаций, направленных на повышение инклюзивных компетенций педагогов.


Источник: edu.ru


Дата создания: 20.3.2025, 16:31 z3rg
Напечатать статью  Скачать MSWord  Скачать txt

Текстовая версия

Джон Уэсли ХАРДИН
самый знаменитый стрелок и убийца Техаса. Жертвами дуэлей с ним и устроенных им засад стал, по крайней мере, 21 человек.

Выросший на побежденном юге, он одинаково ненавидел негров и янки. Уже в 15-летнем возрасте он убил первого человек...>>>

Смотреть календарь

«Человек-муха» Джордж УИЛЛИГ взобрался по внешней стене Центра всемирной торговли в Нью-Йорке и был задержан полицией, когда очутился на крыше 110-этажного здания. Восхождение заняло у него три с половиной часа, а штраф за нарушение общественного по...>>>
Смотреть календарь

БРЯЗГАТЬ, брязнуть, брязгивать что или чем, новг. твер. брызгать, прыскать; | вор. бренчать, брякать; | симб. бить, хлестать, особ. бить по щеке, оплеушить, заушать; -ся новг. брызгаться, пачкаться брызгами. Брязганье ср. действ. по глаг. Брязг м. бряз...