Коллектив Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова в 2024 году выполнил научно-исследовательскую работу прикладного характера «Теоретико-практическое обоснование концептуальной модели социокультурного воспитания детей и молодежи в синергетическом партнерстве образовательных организаций России и Египта». Реализация НИР осуществлялась по направлению «Международная деятельность (проекты)». Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказали в вузе.
Работа, связанная с решением проблем социокультурного развития подрастающего поколения, ведется учеными УлГПУ им. И.Н. Ульянова с 2020 года на базе Научно-методического центра исследований в области социокультурного проектирования, открытого при университете.
«Цель НИР заключалась в создании и апробации концептуальной модели социокультурного воспитания детей и молодежи в синергетическом партнерстве образовательных организаций России и Египта в единстве ее целевого, методологического, содержательно-деятельностного и критериально-результативного блоков. На протяжении 2024 года изучение вопросов, связанных с тематикой проекта, проводилось при финансовой поддержке Минпросвещения России», – отметила Ирина Арябкина, руководитель НИР, доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-методического центра исследований в области социокультурного проектирования УлГПУ им. И.Н. Ульянова.
По ее словам, в рамках реализации исследовательской работы учеными получены новые знания о практиках социокультурного воспитания детей и молодежи в России и Египте.
«Осуществлено обоснование концептуальной модели социокультурного воспитания детей и молодежи в синергетическом партнерстве образовательных организаций России и Арабской Республики Египет, подготовлены и апробированы диагностические материалы для определения уровней социокультурной воспитанности подрастающего поколения по выявленным критериям и показателям, раскрытые в публикациях по данному проекту. Кроме того, в ходе выполнения НИР нашим научным коллективом была разработана Программа социокультурного воспитания детей и молодежи России и Египта, а также апробирована Программа синергетического взаимодействия между УлГПУ им. И.Н. Ульянова и образовательными организациями Египта, предусматривающая три ключевых направления: научно-методическое, образовательное и просветительское», – пояснила профессор.
В вузе обратили внимание на то, что в рамках проекта Ириной Арябкиной совместно с доцентом кафедры дошкольного и начального общего образования УлГПУ им. И.Н. Ульянова Анастасией Спиридоновой были подготовлены: опросник с элементами лингвострановедения «Что я знаю о Египте и России: люди, язык, культура, искусство, традиции, кухня и не только», анкета для родителей «Что я делаю для социокультурного развития своего ребенка?», а также опросник для учителей «К пониманию значимости социокультурного развития обучающихся».
Разработанные материалы имеют практическую значимость и предназначены для диагностики когнитивно-личностного компонента социокультурного развития детей и молодежи России и Египта.
Кроме того, научный коллектив вуза подготовил дополнительную профессиональную программу для учителей «Социокультурный подход к формированию коммуникативной компетентности обучающихся», которая предлагает рассматривать изучение русского языка как кода культурного наследия и ценностей человека ноосферы.
Апробация результатов исследования ученых проходила на площадках образовательных организаций России и Египта.
«Полученные результаты внедрения в учебно-воспитательный процесс концептуальной модели социокультурного воспитания детей и молодежи в синергетическом партнерстве образовательных организаций России и Египта позволят в будущем проводить научно-педагогические стажировки, способствующие аккумуляции имеющегося педагогического опыта по вопросу актуализации и интериоризации знаний о российских культурных традициях современным поколением россиян и египтян. Становится возможной разработка новых маршрутов воспитания человека ноосферной социокультурной реальности, способствующих его гибкой индивидуализации и позитивной социализации в контекстах современных вызовов окружающей действительности. Тематика исследования, несомненно, значима и актуальна, в связи с чем оно будет продолжено», – заключила Ирина Арябкина.
Источник: edu.ru