Установление абсолютизма в России.

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Санкт-Петербургский Государственный Университет

РЕФЕРАТ

По дисциплине история государственных учреждений и государственной службы в России.

На тему: Установление абсолютизма в России.

От студентки II курса IV группы

Факультета политологии

Шумилиной Евгении

Санкт-Петербург

2016год.

Содержание.

Введение.

1.     Начальный период становления абсолютизма (II половина XVII  века).

2.     Утверждение абсолютизма (первая четверть XVIII в.).

3.     Укрепление абсолютизма и становление «просвещенного абсолютизма» (вторая половина XVIII в.).

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Для установления абсолютистского режима в Российской империи начала XVII века и последующих вех в истории были очень веские основания и предпосылки как во внешней политики, так и во внутренней.

Проблемы самодержавного правления первых Романовых активно трактовались и анализировались начиная с современников, однако периодом разработки проблематики абсолютизма стало ХХ столетие. Начало современного этапа изучения абсолютизма следует отнести к 1960-м годам, когда вышел сборник «Абсолютизм в России», содержащий работы многих ведущих историков (1964). Позже, в 1968–1971 гг. на страницах журнала «История СССР» развернулась дискуссия о российском абсолютизме. Можно сказать, что дискуссия об абсолютизме существует и поныне, и наиболее существенные проблемы этой тематики остаются спорными.

Весьма проблематичным является вопрос о времени и стадиях формирования абсолютизма в России; о социальной природе абсолютизма; об основных, характерных чертах (атрибутах) абсолютизма.

Ряд историков усматривает первые предпосылки абсолютизма в России в правление Ивана Грозного (вторая половина XVI в.), развиться которым помешала Смута конца XVI – начала XVII в. Однако большинство историков относит начало становления русского абсолютизма к середине XVII в.

Русский абсолютизм в своем развитии прошел долгий путь, в рамках которого можно выделить ряд этапов: начальный период становления абсолютизма (вторая половина XVII столетия); утверждение абсолютизма (первая четверть XVIII в.); укрепление абсолютизма и становление «просвещенного абсолютизма» (вторая половина XVIII в.); относительный кризис абсолютистского режима и преобразования буржуазного характера (XIX в. – начало ХХ в.).

Подробнее об этапах формирования абсолютистского режима и его установления нужно осветить в представленных мною главах этой работы.

Начальный период становления абсолютизма (II половина XVII века).

         Начальный этап становления русского абсолютизма характеризует ряд особенностей.

Первая заключается в незавершенности процесса абсолютизации, отсутствие целостного комплекса устойчивых признаков абсолютной монархии.

Другая особенность состоит в том, что характерные черты нового государственного строя тесно переплетаются с чертами постепенно уходящей в прошлое сословно-представительной монархии.

В итоге на протяжении второй половины XVII столетия в России взаимодействуют элементы двух систем. Это взаимодействие приводит к временному компромиссу, иногда проявляются острые противоречия, приводящие к слому традиционного уклада власти и становлению новых порядков.

На процесс эволюции государственного строя XVII в. оказывали существенное воздействие реалии времени после Смуты XVII в. Выход из Смуты начала XVII столетия предопределил трансформацию ранее существовавших структур: общественной и государственной («Земли» и «Власти»).

В условиях внешней угрозы (интервенции) и внутреннего недовольства, общество приходило к осознанию необходимости дополнительного самоограничения, передачи властных функций и полномочий, ранее ей не принадлежавших.

Если на местном уровне принципы самоуправления имели все возможности к выживанию  эффективному функционированию, то на уровне центральном, выборные элементы уступали место назначаемым, на смену идеи соборности приходили идеалы самодержавия.

В итоге, развитие абсолютистских начал происходило, в первую очередь, в системе центральной власти, в высших слоях системы государственной службы.

В условиях монархического правления зарождающийся русский абсолютизм сталкивался с воздействием такого фактора, как влияние личности монарха на выбор способов и форм государственного реформирования. Наиболее существенные изменения в системе государственной власти второй половины XVII в. происходили в период правления Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Хотя политика обоих этих царей способствовала развитию абсолютистских тенденций и во многом была преемственной, о полной тождественности их политик,  мы говорить не смеем.

Различия отчасти были предопределены спецификой воспитания и условиями формирования личностей этих государей. Если царь Алексей был воспитанником традиционной русской системы, то его сын Федор в значительно большей степени испытал на себе европейское влияние.

В целом в рамках начального этапа становления абсолютизма в России можно выделить два периода, соответствующие третьей и четвертой четвертям XVII столетия.

Особо нужно выделить вопрос о социальной природе абсолютизма. Для ряда западноевропейских стран является то обоснование, что социальной опорой абсолютной монархии выступают «уравновешивающие» друг друга феодалы и буржуазия. Абсолютные монархии здесь возникали в тот период, когда намечался кризис дворянской власти, но «первое» европейское сословие еще не лишилось власти и оказывало огромное влияние на монарха. Одновременно шел процесс складывания буржуазии как новой общественной силы, росло ее стремление к политической власти, возникали условия для осуществления этих намерений.

На определенном этапе наступало достаточно кратковременное равновесие сил дворянства и буржуазии. При этом монархия получала возможность лавировать между интересами двух сословий, составлявших ее социальную опору. Самостоятельность монархии возрастала.

Особенно необходимо отметить два вывода. Первый: характеристики социальной опоры абсолютной монархии в странах, где развивается абсолютизм, не всегда совпадают. Дать определение абсолютизму, как типу государственного устройства, исходя из характеристики социальной базы, неправомерно. Второй: характеризуя социальную опору русского абсолютизма, следует учитывать специфику феодального сословия русского общества XVI–XVII вв. Что же представляли собой феодалы в период становления и развития русского абсолютизма?

В отличие от Западной Европы, в России не было единого «первого» сословия – дворянства. Наибольшими правами и привилегиями и наибольшими претензиями, связанными с влиянием на власть, обладало боярство. За XVII в., и особенно при Петре I, усилилась роль дворянства.

 При характеристике русского абсолютизма и его социальной базы можно выделить две точки зрения:

1) дворянство, став социальной базой монархии, отодвинуло от власти бояр, позволило монархам избавиться от угрозы реального ограничения монарших прав со стороны родовой аристократии (боярства);

2) произошла консолидация всех феодалов: и бояре, и дворяне встали на службу государству и через нее реализовывали свои интересы.

Боярство приспособилось к новым условиям, а его представители не ушли ни из властных, ни из высших управленческих структур.

Анализируя проблему абсолютистской типологии, необходимо выделить основные черты, свойственные как западноевропейскому, так и отечественному абсолютизму.

Среди таких устойчивых признаков абсолютизма выделяют следующие: законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточены в руках наследственного монарха; выстраивается унифицированная иерархическая система органов центральной и местной власти, непосредственно подчиненная монарху; происходит унификация налоговой системы (право распоряжаться налоговой системой и финансами принадлежит монарху); происходит становление и развитие чиновничье-бюрократического аппарата, который именем монарха осуществляет административные, финансовые, судебные и иные функции; происходит становление и развитие регулярной армии и полиции; регламентации подвергаются все виды службы и состояние сословий. Ряд историков относит к характерным признакам абсолютизма подчинение церкви государству. Происходит становление абсолютистской идеологии.

Исходя из общей характеристики наиболее устойчивых проявлений абсолютизма, представляется возможным рассмотреть особенности зарождения абсолютизма в России третьей четверти XVII в.

Середина XVII столетия в отечественной истории была ознаменована принятием крупнейшего законодательного свода – Соборного Уложения 1649 г. Его создание было предопределено активизацией законодательной деятельности в период после Смуты и необходимостью систематизации законодательства. Между изданием Уложения и предшествующего ему законодательного свода – Судебника 1550 г. прошло почти 100 лет. За этот период было выявлено множество законоположений, хранившихся в разных приказах и, порой, противоречивших друг другу.

Соборное Уложение впервые в истории русского законодательства содержало систематическое описание состава государственных преступлений и определило процесс по этим делам. Все преступления против личности государя были приравнены к преступлениям против государства. Посягательство на жизнь и здоровье царя непременно влекло за собой смертную казнь.

Начало формирования абсолютистской монархии было тесно связано с существенными изменениями в положении традиционных государственных органов, таких как Боярская дума, комиссии на Москве, и официальным закреплением относительно новых структур, подобных Ближней думе. Не оставалась неизменной и развивавшаяся в России с середины XVI столетия приказная система. Данные изменения происходили на фоне ослабления роли Земских соборов.


Утверждение абсолютизма (первая четверть XVIII в.).

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительская монархия. Так, двадцатилетняя Левонская война (1558-1583 г.г.) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 г.г.) блестяще справилась с решением этой проблемы.

Большое значение в становлении абсолютной монархии играли Земские соборы, начальной целью которых было укрепление класса феодалов, а затем установления крепостного строя. Представляется интересным рассмотреть роль Земского собора как основного сословно-представительского института. земский собор представлял систему, состоящую из царя, боярской думы, духовенства (Освящённого собора) в полном составе. Земский собор представлял временное совещание для обсуждения, а чаще всего для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Кроме Боярской Думы и верхушки духовенства в земские соборы входили представители дворянства и посадских верхов.

Следует помнить, что “появление земских соборов означало для России сословно-представительской монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов России было то, что роль “третьего сословия” (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, “генеральные штаты” во Франции, кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия”. Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XV-XVII веках.

В России в XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшихся ещё в XVII веке. Кульминацией этого процесса являлась, конечно же, эпоха Петра (1672-1725 г.г.). Пётр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной и приступил к их осуществлению.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала Северная война.

На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по несколько раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны.

Военная реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной армии и ново созданного флота, а другие на обеспечение их содержанию. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ.

Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических школ.

Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата.

В проведение реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699-1711г.г.-от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без чётко разработанного плана.

Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжёлый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств, с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям.

Законодательные акты начала XIII века закрепили неограниченный характер царской власти. Вместо Боярской думы указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган - Правительствующий сенат.

Одновременно с Сенатом, для тайного надзора за исполнением указав, был учреждён институт фискалов. Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти ХVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось "учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления.

1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых учреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять регламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их правопреемниками. Однако система коллегий не сложилась сразу.

Реформа местного управления проводилась с целью укрепления власти дворянства путём создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Старое дробное деление страны на уезды, подчинённые непосредственно приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей страны.

Множество других петровских реформ, наряду с выделенными также укрепляли абсолютный строй устройства монархической власти в Российской Империи XVII-XVIII веков, что безусловно нашло отражение в трудах многих поэтов и писателей того времени, а также в трудах мыслителей и ученых-политологов.

Таким образом петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опирающейся на крепостническую экономику, сильную армию и флот. Созданное новое государство не только повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

За время петровского царствования (первая четверть XVIIIв.) произошла серьёзная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем, именно в это время начали формироваться имперские стереотипы.

Развитие абсолютистского государства, его активная внутренняя и внешняя политика выдвигали новые сложные потребности их идеологического обоснования. В период развития, абсолютизм нуждался в поддержке. И такая поддержка была оказана приданием ему сакрального, теологического характера, выраженного в том, что носитель абсолютной власти - монарх - это «проводитель воли Божьей».

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: что в России в первой четверти XVIII века абсолютизм оформился в завершенном виде, то есть в системе государственных органов не было такого органа, который мог бы ограничивать власть монарха. Для такого абсолютизма характерна высокая степень централизации государственной власти, наличие чиновничьего аппарата, многочисленность армии.


Укрепление абсолютизма и становление «просвещенного абсолютизма» (вторая половина XVIII в.).

Укрепление или пик идеологии абсолютной монархической власти пришелся на время правления Её Святейшего Величество Императрицы Всея Руси Екатерины II Алексеевны Романовой. На это повлияло проходившая в это время эпоха просвещения в странах Европы. Необходимо заметить, что эта правительница первая, кто решил адаптировать идеи просвещенного абсолютизма на Российскую действительность, что безусловно добавляет её фигуре значимость и добавляет авторитет к ее политическому мышлению.

В первой четверти XVIIIв. в России происходит юридическое оформление абсолютизма. «Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов были сами монархи.»113 История Отечественного государства и права. Ред. О.И. Чистякова Ч. I. Москва. 1996г. 3. «Полное собрание законов Российской империи», изданное в 1830 году показывает, что за первое десятилетие XVIIIв. в него вошло 500 законодательных актов, за второе -1238, за последнее пятилетие (1720 - январь 1725г.г.) - почти столько же.

Полоса дворцовых переворотов, сопровождавшихся крайним усилением диктатуры дворян и обострением классовых противоречий.

Эти годы характеризовались политической реакцией и ухудшением экономического положения России. Частые дворцовые перевороты, заговоры, засилье иностранцев, расточительство двора, фаворитизм, за счёт которого складывалось богатство отдельных выскочек, быстрые смены внешней политики, наряду с усилением крепостничества и разорением трудящихся масс, оказали отрицательное влияние на темпы экономического развития России.

Слабость центральной власти в этот период, зависимость правителей от симпатий и требований широких дворянских кругов, возводивших их на престол, наметили общую линию мероприятий во внутренней политике.

В целях экономии средств сокращались штаты центральных учреждений, уменьшалось количество коллегий, на местах упразднялись некоторые учреждения, организованные в 1718-1719 годах, так как их содержание чрезмерно обременяло бюджет государства. Проводя эти изменения, правительство всякий раз подчёркивало, что оно обеспечивает народу «благоденствие». В действительности общая линия политики правительства во второй четверти XVIII века состояла в укреплении помещичьей собственности на землю, расширение дворянских привилегий и усилении феодальной эксплуатации крестьянства, а также в развитии крупной промышленности и содействии купечеству.

Во второй четверти XVIII века дворянство получает многочисленные льготы и привилегии, закреплённые законодательством. В 1730 году дворяне добились отмены той части указа 1714 года о единогласии, которая запрещала делить при наследовании имение, а получали право передавать недвижимость детям «всем равно».

В 1736 году были удовлетворены требования дворян об отмене бессрочной службы. В целях лучшего содержания «шляхетских домов и деревень» один из сыновей в семье дворянина освобождался от службы для управления имением.

Жалованной грамотой дворянству 1785 года Екатерина II окончательно закрепила привилегии дворянства. Привилегированное сословие имело особые личные и имущественные права и обязанности. Дворяне были освобождены от податей и повинностей. Заметно увеличилось дворянское землевладение. Помещикам раздавались государственные и дворцовые крестьяне, а также незаселённые земли. За время своего царствования Екатерина II раздала дворянам более 800 тысяч государственных и дворцовых крестьян.

Наряду с расширением дворянских привилегий происходил процесс усиления феодальной эксплуатации крестьянства. За десятилетие с 1730 по 1740 годы, известное под названием бироновщина, было издано большое количество указов о розыске беглых, свирепствовали карательные отряды, выколачивавшие налоги недоимки с податного населения. Показателем напряжения платёжных сил деревни являлась возраставшая сумма недоимок по сбору подушной подати. Уже в 1732 году она составляла 15 млн. рублей. В неурожайные годы нищета в деревне достигала ужасающих размеров.

Конец XVIII века был переломным моментом в истории России: развитие и укрепление феодальных отношений дошли до предела, за которым следовал постепенный упадок, разложение. Именно в этот период русское самодержавно- крепостническое государство ощутило признаки разложения феодальной системы, наступившего в следствии развития роста новых буржуазных элементов в хозяйстве и общественных отношениях в стране.

Всё чётче определяются два пути, по которым шли помещики разных областей в усилении эксплуатации крестьян: повышение доли денежного оброка в районах севернее Москвы и увеличение барщинных дней и барской запашки на юге.

Феодальные повинности помещичьих крестьян России к концу XVIII века характеризовались следующими данными: в 13 губерниях Нечернозёмной полосы 55% крестьян находилось на денежном оброке и 45% - на барщине. Иной была картина в Чернозёмных губерниях: 74% помещичьих крестьян несли барщину и лишь 26% крестьян платили оброк.

 Таким образом, помещичье хозяйство постепенно становилось на путь товарного производства. Процесс усиления феодальной эксплуатации в 30-е годы XVIII века распространился также на народы, входившие в состав Российской империи. На Украине зажиточные казаки заняли привилегированное положение, их повинности с 1735 года ограничивались военной службой, рядовые же казаки были уравнены с крестьянами. Казацкая верхушка- старшина, присвоила себе право полной собственности на землю.

Царское правительство ограничило самоуправление Украины. Вместо выборного гетмана управление Левобережной Украиной осуществляла Малороссийская коллегия. В 1727 году был разращен выбор гетмана, но с 1734 года власть вновь сосредоточилась в Правлении гетманского уряда, состоявшего из назначенных правительством чиновников и представителей казацкой старшины.

У народов Поволжья увеличились государственные повинности, делались попытки насильственного обращения мусульман в христианство. Захват башкирских земель под строительство заводов, рост налогов и жестокие способы их взимания свидетельствовали о росте колониальной эксплуатации башкир.

Во второй половине XVIII века дальнейшее развитие получила промышленность. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжали проводившуюся Петром I политику поощрения развития отечественной промышленности и торговли.

В середине XVIII века в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежавшие купцам, а несколько позднее - и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200.

Русское правительство продолжало проводить политику меркантилизма, начатою Петром I. Промышленники и крупные купцы продолжали получать казённые ссуды и привилегии. Обеспечение крупных предприятий рабочей силой во второй четверти XVIII века осуществлялось такими же способами, как и во время Петра I: путём вольного найма и использования принудительного труда. Однако удельный вес принудительного труда значительно повысился. В 1736 году был издан указ, которым за крупными предприятиями «навечно» закреплялись все занятые на производстве рабочие и их семьи. Кроме того, в 30-40-х годах получила приписка государственных крестьян к частным заводам.

Тем не менее самодержавцы нуждались в постоянно действующем совете, состоявшем из близких им людей. Уже во времена Елизаветы Петровны была учреждена Конференция при высочайшем дворе, в компетенцию которой входили иностранные дела и некоторые военные вопросы. Пётр III ликвидировал Конференцию, но всё же через некоторое время вынужден был создать Совет при высочайшем дворе, который, так же как и Конференция, ведал военными делами. Екатерина II в 1768 году тоже организовала Императорский совет как совещательный орган при императрице для обсуждения важнейших законов и государственных мероприятий. В связи с созданием Императорского совета значение Сената пало.

Свою внутреннею политику Екатерина II осуществляла непосредственно через генерал-прокурора, президентов коллегий и генерал-губернаторов. Рост влияния Императорского совета и одновременно умаление роли Сената являлись двумя сторонами процесса укрепления самодержавия, развития бюрократии и усиления централизации государственного аппарата, начатого Петром I.

Ещё одним продолжением реформы Петра можно считать секуляризацию церковных земель. Согласно указу 1764 года монастырские земли с крестьянами передавались в ведение специальной Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне были названы поэтому экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как положение черносошных, то есть государственных крестьян. Все подати отныне должны были платиться государству.

Другим следствием секуляризации стало изменение положения русской православной церкви. Церковь стала полностью зависимой от государства, теперь даже с экономической точки зрения.

Таким образом, главную задачу, своего царствования, Екатерина II видела в упрочении своего положения «матери отечества», сглаживании социальных противоречий, предупреждении антифеодальных выступлений, обусловленных обострением классовой борьбы. Она и определила основные направления внутренней политики в условиях глубоких социальных противоречий начинающегося разложения феодально-крепостнической системы.

Её содержанием, с одной стороны, являлось маневрирование с помощью обещаний, подготовки и проведения некоторых реформ, использование популярных идей французских просветителей того времени - Вольтера, Дидро, Монтескье, создание видимости единства мыслителей и монархов - «союза философов и государей», а с другой - резкое усиление крепостного гнёта и расширение дворянских привилегий. Совокупность элементов этой политики получила название «просвещённого абсолютизма».

Рассвет «просвещённого абсолютизма» в России относится к 60-м годам XVIII века. Несмотря на либеральные фразы и демагогические приёмы самодержавцев, социальная природа самодержавия при «просвещённом абсолютизме» оставалась дворянской. Как и во многих странах той поры -в Австрии, Пруссии и других - «просвещённый абсолютизм» в России был особой формой политики самодержавия, характерной особенностью которой было некоторое приспособление политики дворянского государства к требованиям развивающегося капитализма.


Заключение.

Из всего, выше сказанного мной, необходимо сделать следующие выводы:

1)    Во время установления и укрепления политики абсолютизма в России XVII-XVIII веков существовали объективные предпосылки и условия.

2)    Необходимостью становления абсолютистского режима, прежде всего, являлась идея установления порядка, после Смуты.

3)    Необходимость тотальных преобразований была возможна только при условии сильной и непоколебимой власти сильного монарха, позже просвещенного монарха.

Подводя итог данной работе, следует отметить, что Российское государство XVII-XVIII веков существенно отличалось от отсталой в хозяйственном, военном и культурном отношении России XVII столетия наличием более развитой промышленности, централизованными и упорядоченными административными учреждениями, первоклассными армией и флотом, светскими школами и общим подъёмом науки и культуры.

Развитие абсолютизма сопровождалось развитием армии и флота. Русское государство XVII века не имеющее регулярной армии и флота, в XVIII веке превращается в государство, обладающее одним из лучших в мире флотом и современной армией, которые позволяют абсолютизму вести активную внешнюю и внутреннюю политику, в результате которой существенно изменилось геополитическое положение России. Из государства с ограниченной территорией, государства, не имеющего выхода к морям, Россия превращается в государство, которое заняло первостепенное место в международной жизни в Европе и Азии, в государство, без участия которого не решается ни один важный вопрос европейской политики.

После петровских реформ для России нового времени уже не было другого пути развития, чем тот, что был задан Петром. Активная внешняя политика, мощная регулярная армия и флот, развитая торговля и промышленность, ориентированная прежде всего на нужды обороны, поощрение развития национальной культуры и образования - все эти аспекты политической доктрины Петра стали признанной целью послепетровских правительств.

Елизаветинское правительство пришло к власти под лозунгом восстановления петровских «начал» во внешней и внутренней политике. Если в торгово-промышленной сфере, а также в сфере культуры и внешней политики это было в значительной степени осуществлено, то в других сферах политики правительства Елизаветы постигла неудача. Дворянство выступало сплоченной корпорацией, чётко осознававшее свое господствующее положение и стремившееся использовать его с максимальной для себя пользой.  Режим абсолютной монархии, в целом, отвечал интересам дворянства.

Абсолютная монархия, окончательно сформировавшаяся в первой четверти века, играла активную роль в социально-экономической, политической, культурной жизни страны. Она расширяла и укрепляла феодальное землевладение и крепостное право, проводила выгодные господствующему классу реформы, вела войны. Она стремилась регламентировать общественную и даже личную жизнь подданных, вплоть до покроя их одежды и формы причёсок.

Развитие абсолютизма в России в веке сопровождалось экономическими изменениями в стране. В первой половине XVIII века в России при помощи политики, проводимой российскими монархами, была создана крупная промышленность, возросла внутренняя и внешняя торговля. Всё это достигалось в России, как и в странах Западной Европы, жестокими и принудительными мерами, характерными для эпохи первоначального накопления капитала. Но процесс первоначального накопления проходил в России в условиях господства феодально-крепостнических отношений, оказавших огромное влияние на формы, пути и темпы развития капитализма и определившие, в конечном счёте, с конца XVIII века экономическое отставание России от других европейских стран.

В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах. Расширение привилегий дворянства, укрепление феодального землевладения, развитие крепостного права привело к обострению противоречий между крестьянами и помещиками, которые вылились в антикрепостнические выступления крестьян, казаков, работных людей конца XVIII века.

Ряд реформ Екатерины ІІ проведённый в стране, был направлен на усиление абсолютизма и его надёжный оплот - дворянство, передав в их руки весь административно-политический аппарат управления. Именно в период правления Екатерины ІІ произошло дальнейшее развитие и усиление абсолютной монархии в России, через дальнейшее развитие бюрократии и усиление централизации государственного аппарата. Начатый Петром І процесс подчинения церкви государству, получил своё логическое завершение пари Екатерине. В следствии секуляризации церковь стала полностью зависимой от государства, теперь даже с экономической точки зрения. Однако, позиция российского абсолютизма по отношению к религии и церкви не была однозначной. Религия явилась мощной опорой самодержавия.

Развитие абсолютизма требовало преобразований в области культуры и быта, которые довершали общую картину изменений, протекавших в России в первой четверти XVIII века. С реформ Петра I Россия начала поворот в сторону западной модели общественного развития. Характерной чертой преобразований, проводимых в XVIII веке, являлся ярко выраженный светский характер и ослабление церковного влияния.

За очень короткое время из «варварской» страны Россия превратилась в передовое европейское государство, которое дало миру Ломоносовых, Державиных, Суворовых и многих, многих других видных учёных и деятелей. Восемнадцатый век, век развития абсолютизма, не прошел бесследно в истории русской культуры. Громадная работа мысли множества известных и безызвестных людей, воплотившаяся в произведениях литературы и искусства, в философских и публицистических сочинениях, в научных исследованиях, создала национальную культуру яркую, сложную, противоречивую и своеобразную.

Важнейшее значение для развития русской культуры имело то, что в XVIII веке интенсивно шел процесс складывания русской нации. Это обуславливало национальное единство культуры, её основные черты и особенности. В свою очередь, развитие общественной мысли, образования, искусства и литературы способствовало процессу консолидации, влияло на складывающийся национальный характер.

Остро была поставлена в веке проблема государственной власти. Трудно назвать мыслителя, публициста, писателя того времени, который так или иначе не коснулся бы вопросов о сравнительных достоинствах монархии и республики, о просвещенном монархе и монархе - тиране. Большинство мыслящих людей XVIII века идеальным строем для России считало монархию, которая противопоставлялась деспотии. Просвещенный монарх-мечта, идеал самых лучших умов этого времени.


Список литературы.

1.     Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России.- М.:Правда, 1990

2.     http://redstory.ru/education/history/42.html

3.     http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/09.php

4.      Аверх Ф.Я: Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России. - История СССР, 1962, №2

5.     Ключевский В.О: Сочинения в 9 т. Курс русской истории /т.5/-М.:Мысль, 1989.

6.     Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XV-XVII веках.

Информация о файле
Название файла Установление абсолютизма в России. от пользователя xirumiga
Дата добавления 10.5.2020, 20:16
Дата обновления 10.5.2020, 20:16
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 138.75 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 380
Скачиваний 70
Оценить файл