Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет образовательных технологий и дизайна
Реферат
по предмету: Управление качеством образования,
на тему: Управление качеством образования в школе на основе информационных технологий
Выполнила:Соловьева Ирина Анатольевна
студентка 1 курса гр. 1121-12М
направление «Педагогическое образование»
профиль: Образовательный менеджмент
Псков2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3 1. Возможности использования ИКТ в управлении образовательнымучреждением………………………………………………………………..…….4 2.Функции информационных систем в управлении образовательным учреждением…………………………………………………………………….13Заключение…………………………………………………………...…………16
Список используемой литературы………………………...............................17
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке общество вступило в фазу постиндустриального общества, для которого характерно применение информационных технологий во всех сферах жизни, построение информационного общества.
Информационные технологии (далее - ИТ) обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки руководителей, требует существенной перестройки в их работе. Изменяется роль руководителя, основная задача которого - аналитическая деятельность, что в условиях информационного общества невозможно без применения информационных технологий.
Управленческая деятельность руководителя школы включает в себя обработку больших объемов информации. Для того чтобы эта информация действительно помогала принимать правильные управленческие решения, она должна быть объективной, поступать своевременно, отражать динамику изменений в объекте управления. Кроме того, нужны технологии, при помощи которых управленец сможет обработать эту информацию быстро и точно, с минимальной затратой сил и времени.
Процесс информатизации является одним из перспективных направлений развития образования на современном этапе. Использование информационных технологий в управлении школой дает качественно новые возможности для ее руководителей.
Но, несмотря на наличие большого количества разработанных программных продуктов, на практике информационно-коммуникационные технологии используются руководителями школы недостаточно.
1. Возможности использования ИКТ в управлении образовательным учреждением
Назначение информации в управлении образовательным учреждением:
1. Информация способствует научному познанию окружающей действительности, расширяет знания о ней;
2. Информация даёт возможность принять оптимальное, научно обоснованное управленческое решение, требующее меньших материальных и трудовых затрат
3. Полная, достоверная, объективная информация повышает качество и эффективность управленческого труда и производства в целом.
4. Информация служит обеспечению работников образования результатами научных исследований, передовым педагогическим опытом, новейшими технологиями обучения и воспитания.
Эффективно выстроенная система получения внешней педагогической информации в образовательном учреждении своевременно обеспечивает учителей результатами научных исследований, передовым педагогическим опытом, новейшими идеями и технологиями обучения и воспитания, директивными указаниями вышестоящих органов образования, регламентирующими предписаниями из учреждений, сопричастных к деятельности школы, сведениями внешней среды об условиях жизни детей в семье и т.д.[1]
Внутренняя педагогическая информация представляет собой совокупность сведений о состоянии здоровья школьников, результатах обучения и воспитания учащихся, сведений об учителях, их деятельности, родителях, данные о материально-технической оснащённости образовательного процесса, сведения о внешних связях школы.
Внутреннюю педагогическую информацию подразделяют на оперативную, тематическую и итоговую.
Оперативная информация даёт возможность руководителю своевременно распознать зачатки негативных отклонений в образовательном процессе.
Тематическая информация преследует целью сбор сведений по конкретному вопросу, выявление тенденций в развитии объектов управления.
Итоговая информация даёт возможность сформулировать аналитическое обоснование, управлять школой по результатам[2].
Существуют три основных канала поступления информации к руководителю образовательного учреждения:
I – формализованный (в достаточной степени достоверная, регламентированная по форме, содержанию и времени информация);
II – стихийный (не всегда объективные сведения, звонки по телефону, устные обращения, ответы и т.д.);
III – свободный (информация, представляющая профессиональный интерес для руководителя и инициируемая им).
Информационный канал – это потенциально существующая связь между элементами системы информационного обеспечения школы.
Ю.М. Кузнецов указывает на то, что информационные потоки, обрушивающиеся на руководителя со всех сторон, в 4 раза превышают его возможности их обработать.
Поэтому естественно существование определённых требований к внутришкольной информации:
Точность. Информация должна быть безошибочной и объективной. Для достижения этого могут потребоваться неоднократные и независимые друг от друга проверки.
Своевременность. Информация должна быть доступна тогда, когда она необходима, не позже. Запоздалая информация может привести к дорогостоящим ошибкам и задержкам.
Уместность. Информация должна отвечать на определенные вопросы, ответ на которые необходим в настоящий момент. Информация может быть точной и своевременной, но совершенно не относящейся к делу.
Форма представления. Информация должна быть представлена в той форме, в которой ее обработка наиболее удобна в настоящий момент. Часто информация, представленная в неудобном или незнакомом формате попросту игнорируется.
Доступность. Информация должна быть легко доступна для того, кому она в первую очередь необходима.
Развивающаяся система информации необходима для любой школы. Методы сбора информации – важнейшая часть этой системы[3].
М.М. Поташник приводит основные: изучение директивных, нормативных, методических и других документов, наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование.
Также существуют и комплексные методы сбора информации. В процессе их использования сразу же осуществляется анализ информации: метод оперативного разбора мероприятия, метод ретроспективной беседы, ведение дневниковых записей и т.д.
Своевременность полученной информации – важнейший фактор, влияющий на оптимальность её сбора.
Все методы сбора информации не универсальны, поэтому необходим их отбор и сочетание в зависимости от управленческой ситуации.
Комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании открытой, сложной системы, называется мониторингом (от англ. monitor – следить, вести наблюдение).
Это понятие, заимствованное в педагогическую науку из экологии и социологии, характеризуется понятиями: система, наблюдение, прогнозирование результатов, состояние объекта или процесса и т.д.
Мониторинг даёт целостное представление о качественных и количественных изменениях в системе, позволяет принимать управленческие решения по выводу управляемой системы в новое качественное состояние.[4]В современной системе мониторинговых исследований контроль занимает важное место. М.А. Сергеева с точки зрения системного подхода выстраивает информационную модель мониторинга и представляет процесс переработки (анализа) информации в виде схемы.
Рис. 2. Схема анализа информации.
По сути, здесь представлены три основных этапа управления как информационного процесса:
- сбор информации о состоянии управляемого объёкта и внешней среды;
- её переработка и анализ;
- выдача командной информации.
Современные научные исследования[5] доказывают, что мониторинг является механизмом управления при соблюдении определённых условий:
1. комплекс мероприятий по его реализации должен осуществляться как целостная система управленческого цикла;
2. совокупность мониторинговых действий должна представлять собой информационную систему;
3. необходимо сформировать целостную систему распределения потоков информации, определить условия и технологию её хранения и использования.
Таким образом, перед каждым руководителем рано или поздно встаёт вопрос о создании или корректировке существующей системы информационного обеспечения в учреждении.
Для создания единого информационного пространства школы необходимо в первую очередь создать целостную систему внутришкольной педагогической информации, определиться с её содержанием и объёмом, сформировать информационные потоки, выбрать методы сбора информации, обеспечить оптимальное использование и хранение информации.
Под понятием «информационный поток» мы понимаем определённое количество информации, передаваемой по каналу связи в определённый период времени.
Чтобы построить эффективную модель системы информационных потоков в ОУ, важно вывести их на определённый уровень (административно-управленческий, коллегиальный, уровень ученического самоуправления) и конкретные лица для анализа и принятия управленческого решения[6].
Модель - это система объектов или знаков, воспроизводящую некоторые свойства системы оригинала.
Все виды специфической функциональной информации в процессе управления становятся непрерывным круговоротом внешней, внутришкольной (оперативной, тематической и итоговой) информации и воздействующей (коррекционной) информации, исходящей от руководителя образовательного учреждения[7].
Модель информационного обеспечения образовательного учреждения мы выстраиваем, взяв за основу схему управления на основе информации Ю.А. Конаржевского (рис.1) и цикличной схеме анализа и получения воздействующей информации, построенной М.А. Сергеевой.
ВНЕШНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
|
|
Рис. 4. Модель информационного обеспечения ОУ
Построенная нами модель иллюстрирует содержание информационно-аналитической функции управления:
«Информационно-аналитическая деятельность есть основной инструмент управления, так как одной из главных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность её функционирования, является коммуникативность, определение циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень её централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решения). Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние»[8].
При построении модели информационного обеспечения мы учитывали органичное распределение функционала звеньев административного управления в школе.
Чётко налаженная на практике система информационного обеспечения школы, сбор, переработка и анализ информации предполагает вовлечение больших по объёму массивов информации и может быть реализована лишь на основе определённых технологий.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «технологии». Однако в его истолковании и употреблении существуют разночтения:
· Технология это комплекс научных и инженерных знаний, реализован
ных в приёме труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определённым требованиям (Большая Советская Энциклопедия).
· Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь
деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
· Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов
обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
Если технология – это совокупность методов обработки, то информационные технологии представляют собой методы обработки информации.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Таким образом, если технические средства обеспечивают возможность доступа к информации в нужное время и её достаточную полноту, то овладение и использование информационных технологий делают эту возможность реальной.
К средствам НИТ относят: компьютеры и их периферийное оборудование, средства преобразования и манипулирования аудиовизуальной информацией, средства передачи информации, программные комплексы.
Они различаются по степени интерактивности и по источнику информации, поэтому их условно подразделяют на:
· технологии, обеспечивающие хранение информации, т.е. в данном
случае информация выступает в виде услуги (сервиса), сюда обычно относят всевозможные банки данных, базы данных, базы знаний, телетексты;
· технологии, обеспечивающие прямой доступ к большим объёмам ин-
формации, сюда относятся различные формы коммуникации.
Как было сказано выше, эффективность действия модели информационного обеспечения в школе в значительной степени определяется качеством обратной связи, поэтому способ её осуществления можно считать основным содержанием технологии управления.
Применение информационных технологий делает реализацию информационного обеспечения управления наиболее эффективной. Простейшим примером может служить компьютеризация ряда функций административной работы, которая может в свою очередь благотворно повлиять на деятельность всего учреждения в целом[9].
Среди основных направлений использования информационных технологий в обучении и управлении образованием Ю.С. Брановским называются следующие:
· использование компьютера и средств НИТ в качестве средства
обучения, дидактического средства для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала; систематизации и логического упорядочения учебного материала, тренажа, контроля усвоения знаний;
· применение автоматизированных обучающих систем;
· освоение различных автоматизированных рабочих мест в образовании;
· использование технологии мультимедиа в обучении и управлении
образованием;
· применение НИТ в психолого-педагогических исследованиях[10].
2. Функции информационных систем в управлении образовательным учреждением
Информационная система управления образовательным учреждением должна решать следующие задачи.
1. Создание общешкольной информационной базы данных, включая:
· информацию общего доступа (общие справочники);
· периодизированную информацию (данные конкретных учебных годов).
2. Реализация комплексной системы управления школой с учетом региональных особенностей нормативно-правового и финансового регламентирования, включая формирование новой информации:
· о системе государственно-общественного управления школой;
· об организации и формах работы с родителями;
· о формах информационной открытости школы.
3. Поддержка технологии нормативно-правового обеспечения деятельности школы, включая создание нового механизма доступа:
· к информационным базам нормативно-правового обеспечения федерального, регионального и муниципального уровня;
· к базе нормативных локальных актов самой школы.
4. Реализация системы электронного документооборота школы, включая возможности формирования организационно-распорядительной и плановой документации, а также обмена информацией с внешними инстанциями и образовательными организациями, в том числе возможности:
· рассылки электронной почты вне зависимости от используемого пользователем почтового клиента;
· расширения разделов информации, рассылаемой по электронной почте родителям учащихся и внешним организациям.
5. Автоматизация организации и управления учебным процессом, включая новые и доработанные механизмы:
· учета форм образовательной деятельности, образовательных программ и перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты;
· учета моделей изучения иностранных языков, профилизации школы и участия в сетевых образовательных объединениях;
· планирования учебной занятости учащихся, в том числе учета поточных занятий и занятий мультипрофильных групп;
· формирования и ведения рабочей учебной и учебно-методической документации, в том числе электронных форм классных журналов и форм оперативного информирования родителей.
6. Автоматизация планирования и организации дополнительных образовательных услуг, включая новые возможности формирования:
· списочных составов групп внеучебной занятости с учетом учащихся других ОУ;
· журналов групп дополнительного образования;
· паспортов достижений учащихся.
7. Управление процессами формирования и комплектования контингента обучающихся с новыми механизмами обеспечения:
· ведения делопроизводства;
· расширения функционала личной карточки ученика, в том числе создания видов и форм социальной поддержки;
· возможностей выгрузки/загрузки личных дел учащихся в электронном виде, с целью расширения спектра предоставляемых электронных образовательных услуг и оптимизации информационного обмена между образовательными учреждениями.
8. Автоматизация системы ресурсного обеспечения деятельности школы, включая:
· работу по кадровому обеспечению, учету и ведению делопроизводства, включая:
o a. расширение функционала личного дела сотрудника;
o b. реализацию учета движения кадров (приема/увольнения и отпусков);
o c. добавление возможности выгрузки/загрузки личных дел сотрудников в электронном виде с целью расширения спектра предоставляемых электронных образовательных услуг и оптимизации информационного обмена между образовательными учреждениями;
· работу по материально-техническому обеспечению, включая значительное расширение обрабатываемой информации:
o a. об обеспечении и благоустройстве зданий и сооружений;
o b. о материально-технических средствах и паспортизации предметных кабинетов, служебных помещений и функциональных блоков школы;
o c. об организации питания обучающихся;
· работу по финансовому обеспечению деятельности школы, включая полноценную работу:
o a. по определению бюджетных характеристик школы;
o b. по формированию фонда оплаты труда;
· работу по созданию режима обеспечения безопасности и охраны здоровья, включая вновь формируемую информацию:
o a. об обеспечении режима безопасности и системы охраны;
o b. по обезличенным данным по охране здоровья учащихся и сотрудников школы.
9. Автоматизация процессов анализа и контроля за результатами образовательной деятельности, текущей, итоговой и независимой аттестации обучающихся, включая новые механизмы:
· формирования аналитической документации, сводных ведомостей;
· формирования Журналов учета подготовки и результатов ГИА и ЕГЭ.
10. Формирование, вывод на печать и экспорт в стандартные форматы статистической и аналитической отчетной документации, включая унифицированные формы и формы оценки качества образования, в том числе вновь разработанные виды отчетности:
· по оценке качества деятельности школы на основе индикаторов КПМО;
· по анализу выполнения образовательных программ, текущей и итоговой успеваемости и посещаемости обучающихся и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс управления ОУ эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности для развития.
В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник руководителям в организации системы управления ОУ. Использование информационных технологий помогает руководителю повышать мотивацию коллектива, что приводит к повышению производительности труда.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить педагога и руководителя ОУ большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в управлении ОУ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить процесс развития ОУ и повысить его эффективность.
Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.
2. Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия, 2012. - 283 с.
3. Веряев, А.А. Педагогика информатики / А.А. Веряев. - Барнаул.:БГПУ, 2010. – 140с.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении / РегаловаТ.В. // Нижегородское образование. - 2012. -№3. -С.104-110.
5. Телекоммуникационные технологии управленческой деятельности руководителя / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2003.- №2. – С.7-9.
6. Третьяков, П.И. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика. / П.И. Третьяков, Т.В. Сидорина. – М.: Новая школа, 2001. – 108с.
7. Шамова, Т.И.. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2007. – 384с.
[1] Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.
[2] Третьяков, П.И. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика. / П.И. Третьяков, Т.В. Сидорина. – М.: Новая школа, 2001. – 78с.
[3] Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении / РегаловаТ.В. // Нижегородское образование. - 2012. -№3. -С.104-110.
[4] Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия, 2012. - 283 с.
[5] В частности, исследования кафедры управления развития школой ФППРО МПГУ, Шамовой Т.И., Сергеевой М.А.
Сергеева, М.А. Информационно-технологическое обеспечение мониторинга качества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.А. Сергеева.- М.:[б.и.], 2003. – с. 12.
[6] Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам / П.И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2001. – 35с.
[7] Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c
[8] Шамова, Т.И.. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2007. – 236с.
[9] Телекоммуникационные технологии управленческой деятельности руководителя / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2003.- №2. – С.7-9.
[10] Веряев, А.А. Педагогика информатики / А.А. Веряев. - Барнаул.:БГПУ, 2010. – 97с.