Ученые Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ) им. К.Д. Ушинского определили, какие условия созданы в колледжах и вузах России для подготовки и профессионального развития педагогов дополнительного образования детей. Более 15 лет сотрудники университета проводят исследовательскую работу в сфере кадрового обеспечения системы детского допобразования. В 2024 году Ярославский педагогический университет в рамках государственного задания выполнил прикладную научно-исследовательскую работу (НИР) по исследованию эффективных моделей и практик подготовки и непрерывного профессионального развития педагогических работников сферы воспитания и дополнительного образования детей. О том, к каким выводам пришли ученые ярославского педвуза, федеральному порталу «Российское образование» рассказала руководитель НИР Ангелина Золотарева, профессор кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, член-корреспондент Российской академии образования.
«Проблема кадрового обеспечения внешкольного дополнительного образования детей была актуальна на протяжении всей истории развития этой сферы образования в России, для которой всегда требовались специалисты-преподаватели различных областей искусства, науки, техники, а также методисты, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги. Ретроспективные исследования отечественного опыта построения системы подготовки и профессионального развития педагогических кадров говорят о том, что до начала XXI века система профессионального образования РФ практически не предлагала программ подготовки педагогов дополнительного образования ни в вузах, ни в колледжах. Это обстоятельство осложняло развитие кадровой инфраструктуры организаций, реализующих программы дополнительного образования детей. В настоящее время в России активно формируется опыт подготовки и профессионального развития кадров для сферы дополнительного образования детей в школах, вузах и колледжах. Тем не менее, несмотря на увеличение количества программ подготовки для педагогов данной сферы, их все равно немного», – отметила Ангелина Золотарева.
Она сообщила, что научно-исследовательская работа включила в себя два больших направления: выявление тенденций, проблем и перспектив развития процесса подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей (ДОД) в России и исследование комплекса актуальных профессиональных компетенций педагогов этой сферы.
Сотрудники ЯГПУ им. К.Д. Ушинского провели анализ сайтов вузов, колледжей и организаций дополнительного профессионального образования (ДПО) всех российских регионов, реализующих программы подготовки и профессионального развития педагогов дополнительного образования, и опрос педагогических и управленческих кадров разных образовательных организаций. Исследования позволили сделать вывод, что в настоящее время программы подготовки, переподготовки и профессионального развития кадров сферы ДОД реализуют 81 колледж, 79 вузов и 75 организаций ДПО.
Руководитель НИР подчеркнула, что в целом отмечается положительная динамика увеличения числа программ подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в системе СПО. Она обратила внимание, что за последние десять лет почти в два раза увеличилось количество программ среднего профессионального образования и почти в три раза программ бакалавриата по двум профилям в вузах. Вместе с тем несколько уменьшилось количество предложений по обучению по программам однопрофильного бакалавриата и магистратуры.
Источник: edu.ru