Ученые Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ) им. К.Д. Ушинского разработали комплексную вариативную модель профилактики отклоняющегося поведения студенческой молодежи цифрового поколения. В 2024 году они реализовали прикладную научно-исследовательскую работу (НИР) на эту тему. О том, какие существуют риски цифровой социализации молодых людей и как можно их избежать, федеральному порталу «Российское образование» рассказала руководитель НИР Ирина Тарханова, директор Института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
«Сегодня цифровая среда стала основным пространством для общения и получения информации, особенно для молодежи. Однако она несет в себе множество рисков. Молодые люди часто воспринимают виртуальные ценности как более важные, чем реальные, это ведет к изменению их восприятия окружающего мира. Ученые Ярославского педагогического университета провели масштабную работу по сбору примеров девиаций (отклонение от нормы) у молодежи в цифровой среде, исследовали причины и способы их возникновения и распространения. Девиантное поведение может проявляться как в реальном мире, так и в виртуальном пространстве. Примерами таких девиаций могут служить кибербуллинг, интернет-мошенничество, создание и распространение деструктивного контента», – отметила Ирина Тарханова.
Она сообщила, что сотрудники ЯГПУ выделили два основных типа рисков цифровой социализации: инклюзивные и эксклюзивные. Инклюзивные риски связаны с гипервовлеченностью молодежи в девиантные сетевые коммуникации. По словам Ирины Тархановой, это может приводить к формированию зависимостей и утрате реальной идентичности. Эксклюзивные риски связаны с сокращением реальных контактов и снижением уровня этических и моральных норм в общении.
«Основные причины возникновения «цифровых девиаций» – искаженная самопрезентация, недостаток осознания регулирующей функции социальных норм и анонимность виртуального пространства, которая создает иллюзию безнаказанности», – подчеркнула руководитель НИР.
По мнению ученых Ярославского педагогического университета, для борьбы с девиантным поведением в цифровой среде необходимы комплексные меры. Это усиление контроля над контентом, разработка информационных кампаний для повышения осведомленности о рисках, а также развитие социальных навыков и критического мышления у молодежи.
«Основой концепции профилактической работы со студенческой молодежью цифрового поколения по итогам исследования стала идея сочетания элементов просветительской и воспитательной деятельности, нацеленной на осознание рисков цифровой среды и формирование индивидуально-психологических факторов защиты от ее десоциализирующего влияния. Мы предложили новый подход к профилактической работе, который основан на формировании образа служения как альтернативы чрезмерной индивидуализации», – пояснила директор Института педагогики и психологии ЯГПУ.
Руководитель НИР обратила внимание, что разработанная учеными модель профилактики включает в себя несколько уровней: индивидуальный, групповой и институциональный. Она направлена на формирование у молодежи способности распознавать и противостоять негативным воздействиям цифровой среды, а также на развитие индивидуальных психологических факторов защиты. Модель предполагает тесное взаимодействие преподавателей, студентов и внешних экспертов для создания безопасного образовательного пространства.
«Необходимо учитывать особенности цифрового поколения и разрабатывать инновационные методы, направленные на формирование устойчивых морально-этических установок и развитие критического мышления. Только через активное вовлечение молодежи в создание норм и правил цифровых коммуникаций можно добиться снижения числа проявлений девиантного поведения в сети Интернет», – заключила Ирина Тарханова.
Источник: edu.ru