Учебная и воспитательная деятельность как фактор социализации личности

Описание:
Воспитание как фактор социализации личности.
Учебная деятельность как фактор социализации личности
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Федеральное государственное бюджетноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Поволжский институт управления им. П.А.Столыпина

КАФЕДРАПсихологии и педагогики профессиональной деятельности

РЕФЕРАТ

по дисциплине:Социальная психология

на тему: «Учебная и воспитательная деятельность как фактор социализации личности»

Выполнила:

Студентка 2курса,201 группы,

очной формы обучения,

специальности «Государственное и муниципальное управление»,

Просвирова Ксения Михайловна

                                                                           Проверила Баркетова Т.А.

2012г.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Воспитание как фактор социализации личности. 4

Глава 2. Учебная деятельность как фактор социализации личности. 12

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности.

Сущность социализации - сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида. Воспитание определяется, как целенаправленное “взращивание человека", осуществляемое в семье, школе и других учебных заведениях. Сейчас в учебных заведениях создаются условия для адекватной адаптации учащихся в обществе, чтобы предотвратить столкновение учащихся с опасностями социализации, чтобы дети могли жить в новом демократическом обществе, нашли свое место в жизни.

Переход в учебной деятельности с монологических методов к диалогу и полилогу, активизация учащихся благодаря использованию интерактивных форм организации учебного процесса, предоставление права выбора уровня достижений и способа выполнения заданий, дифференциация и профилизация содержания образования на завершающем этапе - все эти направления перестройки процесса усвоения знаний становятся средствами развития личности.

Решение частных и целевых задач развития личности, которые могут быть решены на том или ином этапе общего образования зависит и от реализации потенциальных возможностей каждого учреждения. Естественно-математический цикл формирует мировоззрение, дисциплинирует мысль, формирует единую модель мира, развивает экологическую культуру личности. Гуманитарные предметы способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей учащихся. Информационные технологии, экономические знания, овладение иностранными языками обеспечивают функциональную грамотность будущего специалиста в любой сфере деятельности, самореализацию и конкурентоспособность личности в современных социально-экономических условиях. Предметы эстетического цикла формируют человека культуры, расширяя кругозор, удовлетворяя потребности в творчестве, общении, самореализации. Следовательно, на процесс активной социализации влияет целостный образовательный процесс. Подобным “центром кристаллизации” является общеобразовательное учреждение, где создаются условия для развития индивидуальных способностей самоопределения, самоутверждения в социокультурном пространстве, тем самым способствуя позитивной социализации подрастающего поколения.

Глава1. Воспитание как фактор социализации личности.

Воспитание — социальное целенаправленное созда­ние условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-историчес­кого опыта с целью подготовки к общественной жизни и производительному труду. Выделяют воспитание в широ­ком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформи­ровать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значе­нии — как решение какой-либо конкретной воспитатель­ной задачи (например, воспитание определенных черт ха­рактера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование лич­ности на основе формирования: 1) определенных отноше­ний к предметам, явлениям окружающего мира; 2) миро­воззрения; 3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (ум­ственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетиче­ское и т. д.).

Различные типы обществ в разные исторические време­на по-разному понимали цель и смысл воспитания. В со­временную эпоху целью воспитания является формиро­вание личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет на­учные взгляды на окружающий мир. Формирование все­сторонне и гармонично развитой личности становит­ся основной целью (идеалом) современного воспитания.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики.

В Европе, Америке, Японии имеется значительное раз­нообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую груп­пу составляют  концепции, в которых воспитание рассмат­ривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократи­ческой педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистичес­кая школа. В общем, воспитательные системы Запада бази­руют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной педаго­гики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функциональ­ного» человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выпол­нению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли таковы: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной ос­нове, программируя поведение людей и управляя его формированием (Скиннер — создатель технократической педа­гогики). Советская педагогика пыталась строить воспита­ние именно как управляемый и контролируемый процесс, стремилась определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократическо­го подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функцио­нера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В основе технократической педа­гогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее созна­нием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детер­минирует собственно человеческое поведение.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью «подкрепителей»: одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, по­ведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личнос­тью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адапта­ции, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением тех­нократического подхода является теория и практика психо­тропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Гуманистическая педагогика

Модель воспитания, в основе  которой лежит направление гуманистической психологии, развива­лась в 50—60 гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представ­ляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением,  поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — раз­витию своих природных способностей, поиску своего смыс­ла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, во­лей к положительной деятельности и сотрудничеству. Са­моактуализация — это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это со­стояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагоги­ке Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека для решения его проблем, не решать за него, не навязывать ему готового решения, а сти­мулировать его собственную работу по личностному измене­нию и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изме­нение личности учащегося в результате самостоятельно­го учения. Задача школы и воспитания — дать возмож­ность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его пове­дения, его «Я-концепции», Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только таковым оно и может быть. Он определял следующие условия, при кото­рых оно может состояться:

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие

и значимые для них.

2.  Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конг­руэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.

3.  Педагог проявляет безусловное положительное отноше­ние к ученику, принимает его таким, каков тот есть.

4.  Педагог проявляет эмпатию к ученику, способность про­никать в его внутренний  мир,  понимать его,  смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5.   Педагог играет роль помощника и стимулятора значи­мого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центриро­вано на ученике, а не учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискус­сии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и раз­решение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической  школы  предлагают  такие  приемы  в общении с ребенком:   «Я-высказывание»,  активное слу­шание, безусловная любовь к ребенку,  положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт. Педагогические закономерности воспитания — это адек­ватное отражение объективной действительности воспита­тельного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности[1]:

•  воспитание ребенка как формирование в структуре его личности  социально-психологических  новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его воз­можностей.

Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упраж­нения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных за­дач.

•  содержание деятельности детей в процессе их воспита­ния определяется  на каждый  данный момент развития актуальными  потребностями  ребенка.  Опережая  акту­альные потребности, педагог рискует встретить сопротив­ление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка,  то процесс воспитания затрудняется и нарушается;

•  соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превыша­ет активность ребенка, затем активность ребенка возрас­тает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно-разделенная деятель­ность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятель­ности, а это чрезвычайно важно для свободного творчес­кого развития  личности.  Хороший  педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности де­тей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;

•  только в условиях любви и защищенности ребенок сво­бодно  и вольно  выражает  свои  отношения,  благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, уме­ние понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

•  организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.  Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.  Положительное подкрепление — самое общее условие создания ситуации успеха;

•  воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педаго­гических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим вли­яниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совме­стной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения;

•  целостность личности предписывает педагогам целост­ность воспитательных влияний.

Принципы — общие руководящие положения, требу­ющие последовательности действий при различных ус­ловиях и обстоятельствах.

Выделяют следующие основные принципы[2]:

•  первый принцип воспитания, вытекающий из цели вос­питания и учитывающий природу воспитательного про­цесса, — ориентация на ценностные отношения — посто­янство профессионального внимания педагога к формирую­щимся отношениям воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценност­ные отношения выступают философская и психологиче­ская подготовка педагога;

•  второй принцип воспитания — принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их по­следствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный  выбор  жизненных  решений.   Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, тебе будет ..., другим будет... . Ты этого хочешь? Это бу­дет правильно?»;

•  третий принцип воспитания вытекает из попытки со­гласовать социальные нормы, правила жизни и автоном­ность неповторимой личности каждого ребенка. Этот прин­цип   гласит   —   принятие   ребенка   как   данность, признание за ребенком  права на существование его таким, каков он есть, уважение к его истории жизни, которая сформировала его на данный момент имение: таким, каков он есть, признание ценности его личнос­ти, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, спо­собностей, уважения к его личности.Границы приня­тия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя»: «нельзя посягать на другого человека»  и   «нельзя не работать, не развивать себя», — эти запреты безуслов­ны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философичес­кую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания невозмож­на в оторванности от других.

Методы воспитательного воздействия — это конкрет­ные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспи­танников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспита­телем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспи­тания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духов­ной культуры, которые используются для решения педаго­гических задач. Метод воспитания реализуется через дея­тельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кино­фильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога; без педагога.

Для практической работы педагога больше всего подхо­дит следующая классификация методов воспитания: методы убеждения, с помощью которых формируются; взгляды, представления, понятия воспитуемых, происхо­дит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

•  методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых  и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде пору­чений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

• методы оценки и самооценки, с помощью которых произ­водится оценка поступков,  стимулирование деятельнос­ти,  оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики). Формы воспитания — способы организации воспитатель­ного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Исполь­зуют и термин «воспитательное мероприятие», «организацион­ные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива,  направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В педагогической литературе единого подхода к класси­фикации форм воспитательной работы нет. Наиболее рас­пространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), в круж­ке (групповая) и индивидуальная формы. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной ра­боты, связанный с направлениями воспитательной деятель­ности, например, для организации познавательно-развива­ющей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазе­ров и т. п.).

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосер­дия, литературно-музыкальные композиции и т. п. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содер­жанию формы организации воспитательного процесса,  тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной ра­боты должна находиться педагогическая целесообразность. Когда речь идет о специально организованной воспита­тельной деятельности, то обычно эта деятельность ассоци­ируется с определенным воздействием, влиянием на фор­мируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как спе­циально  организованное  педагогическое  воздействие  на развивающуюся личность с целью формирования у нее оп­ределяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или же быть нейтральным. Только при условии, что воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельнос­ти формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способам творческой деятельности, социальными и духов­ными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности по­лучил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано ра­нее, состоит в том, что,только включая растущего челове­ка в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его актив­ность (отношение) в этой деятельности, можно осуще­ствлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глу­бинная сущность этого сложнейшего процесса.

В процессе воспитания необходимо побудить ребен­ка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными фак­торами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опы­та предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспита­ние, если оно не насилие, без самовоспитания невозмож­но. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самооргани­зации по усвоению опыта поколений, направленной на соб­ственное развитие. Самообучение — это процесс получения человеком опыта поколений посредством собственных уст­ремлений и самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «са­мообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развивать­ся. Внешние факторы — воспитание, образование, обуче­ние — лишь условия, средства их пробуждения, приведе­ния в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движу­щие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направ­ленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися иде­алами и убеждениями. Самовоспитание предполагает оп­ределенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правиль­ность самооценки, умение видеть свои недостатки характе­ризуют зрелость человека и являются предпосылками орга­низации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких при­емов, как самообязательство (добровольное задание само­му себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); само­отчет (ретроспективный взгляд на пройденный за опреде­ленное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); само­контроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных послед­ствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправ­ления, которое строится на основе сформулированных че­ловеком целей, программы действий, контроля за выпол­нением программы, оценки полученных результатов, само­коррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный вы­бор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание,  самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконт­роль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, само­исповедь,  самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоогра­ничение.

Что же может противопоставить воспитательная деятельность тем же телепередачам, которые специально рассчитаны на утверждение прямопротивоположных установок на бездуховность, эгоцентризм, унижение окружающих, стремление отвергнуть все и всех, кто может помешать в достижение эгоистической цели. Даже детские передачи и мультфильмы не лишены жестокости и насилия. При этом приобретает значение принцип регионализации, проявляющийся в опоре на трудовые, художественные народные традиции. Конечно же, приобщение детей ко всему богатству народной национальной культуры, к искусству, истинным образцам художественного творчества, расширяет кругозор и поощряет вдумчивое, избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность. Только в этом случае мы воспитываем не потребителей искусства, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей.

Глава 2. Учебная деятельность как фактор социализации личности.

Общими усилиями преподавателей и администрации создается такая модель воспитательной системы, цель которой совершенствование воспитательной работы в учреждениях.

Ее содержание и формы деятельности выглядят таким образом:

·                   учебно-познавательная деятельность,

·                   коллективно творческая деятельность,

·                   трудовая деятельность,

·                   оздоровительная деятельность,

·                   нравственность, здоровый образ жизни.

Реализация целей и других условий развития воспитательной системы в образовательных учреждениях на сегодняшний день способствует решению следующих задач:

·                   укрепление личности и развитие воспитательных задач,

·                   развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом,

·                   укрепление взаимодействия педагогов и семьи в воспитании детей,

·                   развитие детских общественных организаций и ученического

·                   самоуправления в лицее.

Основными направлениями стали:

·                   четкое планирование;

·                   использование разнообразных форм и методов;

·                   развитие дополнительного образования в образовательном учреждении и вне него.

Также четко планируется и вводится в действие педагогическая поддержка по социально - психологической защите человека. Конечным эффектом социализации является воспитание индивидуальности. В основу социальной зрелости выпускника ложится формирование ответственности через представление свободы личности в принятии решения, самостоятельности, а это и есть не что иное, как переход от системы внешнего управления в самоуправление.

В рамках воспитательной системы была проведена диагностика по следующим направлениям: по уровню воспитанности, оценке социальной активности, с целью изучения автономности, приверженности детей гуманистическим нормам (нравственности), социальной адаптированности.

Анализ результатов показал, что следует отметить уровень средней социализации на всех стадиях учебной деятельности.

Используя новые технологии, формы и методы работы (клубные, КВН-овские, КТД, участие в городских конкурсах, фестивалях, через ученическое самоуправление) воспитывают деловые и организаторские способности. Благодаря совместной работе учебных заведений и правоохранительных органов снижается уровень правонарушений несовершеннолетними.

Перечисленные подходы к воспитанию составляют основу системы воспитательной работы в учебных заведениях. Процесс развития воспитательной системы - это движение от разрозненных воздействий к целостному, саморегулирующему, воспитывающему социальному организму.

Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя[3]:

1) развитие интеллекта;

2) развитие эмоциональной сферы;

3) развитие устойчивости к стрессорам;

4) развитие уверенности в себе и приятие себя;

5) развитие позитивного отношения к миру и приятие других;

6) развитие самостоятельности, автономности;

7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

В последний пункт входит и мотивация учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития. В сумме все эти идеи можно назвать позитивной педагогикой или гуманистической психологией воспитания и обучения.

Человек - существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Чем старше мы становимся, тем больше общаемся с людьми, а значит, растет и наш опыт. Каждый из нас усваивает полученные от жизни уроки на свой лад, ведь все мы разные. Но опыт, который мы получаем, незаметно становится частью нас самих. В определенной мере процесс социализации отражает поговорка "С кем поведешься, от того и наберешься". Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Таким образом, процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта.

Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов - социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, "случайным". Это не только закрепление определенных правил и норм, но и реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и отрицательным, то есть противоречащим поставленным целям.

В знаменитом романе Дж. Апдайка "Кентавр", посвященном отчасти и проблемам американской школы, одну из основных сюжетных линий составляет травля директором пожилого преподавателя астрономии Колдуэлла. Это единственный человек во всей школе, который вносит в свои уроки элемент творчества. В романе есть эпизод, где директор начинает выяснять отношения с учителем прямо во время урока, якобы посетив класс ради ежемесячного "контрольного визита". Понятно, что школьники при этом не столько накапливают информацию об эпохах геологического развития Земли, сколько наглядно постигают безнаказанность того, кто выше стоит на социальной лестнице. Итак, перед нами одновременно накопление и учебного материала, и отрицательного, как бы "случайного", социального опыта. Неудивительно, что, наблюдая такие эпизоды, ученики Колдуэлла ведут себя так же, как директор школы: Дефендорф, сильный, спортивный мальчик, бьет другого, болезненного и слабого.

Как в этой связи соотносятся понятия "воспитание" и "социализация"? Воспитание, по существу, представляет собой регулируемый и целенаправленный процесс социализации. Однако неверным будет представление о том, что в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер, а в неформальных объединениях - наоборот.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

Социализация - не противоположность индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Усвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. Соответственно, и социальный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Заключение

В данной работе я рассмотрела только некоторые аспекты социализации учащихся учебных заведений. Понятно, что тема эта многоаспектна и требует усилия многих специалистов. В частности, здесь большое поле для совместной деятельности социологов и психологов, юристов и демографов, и конечно, экономистов и др. Социологический анализ показал только одну сторону данного исследования, в данном случае речь идет о взаимоотношениях основных субъектов процесса социализации. В работе речь идет только о взаимодействии таких основных субъектов как учащихся и педагогов, государства и системы образования в целом. Но социализация есть результат и развития общественного сознания во всех своих проявлениях. В частности, в работе говориться о том, что сегодня общество еще не выработало общей идеологии и концепции своего развития. Понятно, что это сильно сказывается и на процессе социализации. Другими словами, на каких идеалах сегодня надо воспитывать будущее поколение, какие ставить перед ними задачи и цели, каким содержанием необходимо наполнять такие понятия как патриотизм, верность своему долгу, ответственность перед обществом и людьми и прочее, что бы обеспечить прогрессивное развитие общества. Эти вопросы очень сложные и ответа, во всяком случае, конкретного и полного пока нет.

Список литературы

1.                Бордовская Н., Реан А. // Педагогика // Образовательные системы и развитие личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/index. php

2.                Грибанова Л.И. // Социализация учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/214135/

3.                Ермакова Т. М // Особенности социализации учащихся средней школы в период общего реформирования системы образования. [Электронный ресурс]. URL: http://lib. rin.ru/doc/i/15948p.html

4.                Столяренко Л.Д. «Основы психологии»  Ростов- на –Дону «Феникс» 1999г

5.                Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. «Социальная психология»:краткий курс лекций/4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИзательствоЮрайт, 2012.



[1] П. И. Пидкасистый, 1996

[2] П. И. Пидкасистый, 1996

[3] Бордовская Н., Реан А. // Педагогика // Образовательные системы и развитие личности


Информация о файле
Название файла Учебная и воспитательная деятельность как фактор социализации личности от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 20:57
Дата обновления 9.2.2013, 20:57
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 51.65 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 2140
Скачиваний 152
Оценить файл