Глава 1. Государственная политика Российской Федерации в сфере занятости социально незащищенных слое населения
1.1. Трудоустройство социально незащищенных слоев населения как инструмент реализация социальной политики Российской Федерации
Российская Федерация, согласно седьмой статье Конституции, социальное государство. Оно возлагает на себя обязательства по обеспечению гражданам достойного уровня жизни (то достаточного для поддержания здоровья и благосостояния гражданина и его семьи). Разработка и практическое использование законов и методов управления политическими и социальными процессами, способствующих реализации защитных функций общества – основной признак такого государства.
Главными задачами социальной политики нашей страны являются достижение благосостояния человека и общества и обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эти задачи должны решаться взаимосвязано с экономической политикой. Вышеперечисленные задачи социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в РФ: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного МРОТ; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
В рамках социальной политики Российской Федерации трудоустройство социально незащищенных слоев населения является одним из инструментов решения основной задачи социального развития страны. Обратимся к законодательству о занятости населения в рамках рассматриваемой темы. Оно представляет собой целую систему нормативных актов:
1. Пункт 3 статьи 37 Конституции РФ предусматривает для каждого гражданина равные права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
2. Пункт 1 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.) говорит о том, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.
3. Согласно подпунктам 2 и 5 пункта 2 статьи 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в сфере трудоустройства и на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
4. Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденное приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2000 г.: в пункте 2.2 второго раздела среди перечня основных задач имеется организация работы центров занятости населения в субъекте Российской Федерации, включая реализацию специальных программ для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
5. Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.
6. Подпункт «а» пункта 2 статьи 1 Конвенции Международной организации труда N 122 о политике в области занятости, где говорится, что политика государств-участников должна обеспечивать занятость для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее.
Все вышеперечисленные нормативно-правовые акты в той или иной мере указывают на то, что граждане равны в своих правах на труд и на то, что в обязанности государства входит содействие трудоустройству социально незащищенных слоев населения. Далее дадим перечень законодательных актов, направленных на реализацию политики занятости для отельных категорий граждан, особенно нуждающихся в социальной защите:
1. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статьи 20-24 устанавливают гарантии обеспечения занятости для инвалидов, способы обеспечения этих гарантий путем выделения квот и специальных рабочий мест для трудоустройства инвалидов, а также права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов;
2. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1157 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов»;
3. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О статусе военнослужащих» устанавливает дополнительные права на трудоустройство гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 № 524н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников"
Таким образом, принимая во внимание все вышеупомянутые нормативно-правовые акты, можно сделать вывод, что содействие трудоустройству социально незащищенных слоев населения является эффективным инструментом реализации государственной социальной политики Российской Федерации.
1.2. Группы граждан, относящиеся к социально незащищенным слоям населения и методы государственной поддержки в сфере занятости данной категории граждан
Подпункт 5 пункта 2 статьи 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) "О занятости населения в Российской Федерации" конкретизирует, какие группы населения являются социально незащищенными:
· инвалиды;
· лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
· несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
· лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
· беженцы и вынужденные переселенцы;
· граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
· одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
· граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
· граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.
В статье 13 Закона о занятости для перечисленных категорий граждан закреплены дополнительные гарантии занятости, обеспечиваемые государством:
· разработка и реализация программ содействия занятости, создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также организация обучения по специальным программам;
· квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
· гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - дошкольными образовательными организациями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации;
· жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Поговорим подробнее о каждой группе. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [1]. Группа инвалидности присваивается в зависимости от степени расстройства функций организма. Лицам, которым была присвоена группа инвалидности в возрасте до 18 лет, устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признать инвалидом может только федеральное учреждение медико-социальной экспертизы согласно порядку и условиям устанавленным Правительством Российской Федерации. В статье 20 вышеупомянутого закона говорится о гарантиях трудовой занятости, предоставляемых путем проведения следующих специальных мероприятий:
1) субъект Российской Федерации устанавливает в организациях, находящихся на его территории, квоты для приема на работу инвалидов и минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов. Стоит отметить, что организационно-правовая форма и форма собственности организации при этом не имеет значения. Статья 21 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет примерный размер квот (в %) исходя из численности работников организации. Если она больше 100 человек, то устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Если в организации трудоустроено от 35 до 100 человек, то квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере не превышающем 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
2) Государство резервирует рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов. В статье 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается определение таких мест: «Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов». Специальные рабочие места оборудуются работодателями с учетом особенностей нарушения функций инвалидов и в соответствии с основными требованиями к такому оснащению указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов;
4) Государство стимулирует создание предприятиями, учреждениями и организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
5) Для инвалидов создаются специальные условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов. Согласно статье 23 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней;
6) Государство обязуется создавать условия для предпринимательской деятельности инвалидов;
7) Производится организация обучения инвалидов новым профессиям.
Статья 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
· создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
· создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
· предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Вторая категория граждан, особо нуждающихся в социальной защите – это лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Освобождаясь из заключения, граждане сталкиваются с социальными и психологическими барьерами, преодолеть которые у них часто не получается. Это приводит к «рецидиву», то есть к повторному совершению преступлений. Так, по данным федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации из лиц, осужденных в течение 2014 года, 142 тысячи человек были осуждены во второй раз, а в третий и более раз – 207 тысяч человек [2]. Причин этому может быть довольно много: отсутствие жилья и трудности регистрации по месту жительства, сложности с трудоустройством, утрата документов, удостоверяющих личность и т.д. В местах лишения свободы очень жесткая дисциплина, поэтому большинство повседневных вопросов за осужденных решаются без их участия. Когда же заключенного выпускают, ему приходится заново вливаться в жизнь общества, что дается нелегко. Трудоустройство, в данном случае, является эффективным инструментом социальной адаптации, поскольку оно не только создает средства для существования, но и расширяет круг общественно полезных связей, формирует личность. В соответствии со ст. 7.1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» полномочие по оказанию государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Поэтому государство обеспечивает им дополнительные гарантии путем разработки и реализации программ содействия занятости, организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством о занятости населения оказывают государственные услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Органы местного самоуправления могут участвовать в организации и финансировании временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (п.1 ст. 7.2 Закона о занятости). Помимо этого, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать квоты для приема несовершеннолетних на работу. Такое трудоустройство производится работодателем по направлению органов службы занятости. Согласно квоте работодатель создает или выделяет определенное количество рабочих мест, которые при необходимости специально оборудуются. Введение квоты для несовершеннолетних обязывает работодателя принимать на конкретные рабочие места исключительно несовершеннолетних. Если к работодателю одновременно обращаются несовершеннолетний с направлением от органа службы занятости и несовершеннолетний без такого направления, то работодатель вправе заключить трудовой договор с любым из них. В случае отказа в приеме на работу несовершеннолетнего, направленного органом службы занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление. Отказ в приеме на работу можно обжаловать в судебном порядке (ч.6 ст.64, ч.3 ст.391 ТК).
Граждане, достигшие возраста 16 лет, на основании ст. 3 Закона о занятости могут быть признаны безработными. Орган службы занятости осуществляет направление подростков для трудоустройства в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профессий, на которых допускается применение труда подростков. Статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации конкретизирует, на каких видах работ запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет: «Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания). Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы». Также, согласно статье 268, «запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений». В каникулярное время продолжительность рабочего дня для учащихся в возрасте от 16 до17 лет должна быть не больше 6 часов, а для учащихся от 14 до 16 лет - 4 часов.
Органы государственной власти, согласно Закону о занятости, обязаны содействовать в трудоустройстве лицам предпенсионного возраста. К данной категории относятся граждане, не достигшие пенсионного возраста (два года до выхода на пенсию по старости), претендующие на досрочный выход на пенсию и имеющие право, в случае регистрации в качестве безработного, на все виды услуг, предоставляемых органами службы занятости населения. При содействии органов служб занятости для досрочного выхода граждан на пенсию по возрасту должны быть соблюдены следующие условия: достижение 53 лет женщинами и 58 лет мужчинами, общий трудовой стаж – не менее 20 и 25 лет соответственно. Лица предпенсионного возраста в случае их досрочной отправки на пенсию теряют ранее приобретенный ими статус безработного, соответственно и весь «пакет» государственных гарантий в области содействия занятости безработным гражданам и получают пенсию по возрасту на общих условиях. К наиболее общим мерам содействия занятости лицам предпенсионного возраста, признанным в установленном законом порядке безработными, относятся: посредничество в трудоустройстве, профессиональная ориентация и психологическая поддержка, содействие предпринимательской деятельности, участие в общественных работах. Такие граждане принимают участие в ярмарках вакансий рабочих мест.
Определенные гарантии трудоустройства предусмотрены для граждан, уволенных из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации. Администрация предприятий (организаций, учреждений), с которых они были призваны на военную службу, а также местные органы власти обязаны в течение месяца предложить им работу с учетом профессии (специальности) и приобретенного в армии опыта. Кроме того, за гражданами, уволенными из рядов Вооруженных сил Российской Федерации по состоянию здоровья и возвращающимся на «свои» предприятия (организации, учреждения), в течение трех месяцев сохраняется место работы (должность). В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с воинской службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
При попытке трудоустройства беженцев и вынужденных переселенев возникают определенные проблемы, связанные с дискриминацией из-за отсутствия регистрации по месту жительства. Трудовой кодекс Российской Федерации, а именно статья 3, устанавливает запрет на дискриминацию в сфере труда: «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника». Более того, данная статья дает лицам, считающим, что они подверглись дискриминации в сфере труда, право обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Таким образом, беженцы и вынужденные переселенцы имеют равные с гражданами Российской Федерации права на получение содействия в трудоустройстве или в направлении на профессиональное обучение. Рассматриваемая категория людей не имеет никаких преград в постановке на учет в органы государственной службы занятости в качестве безработных. Содействие вынужденным переселенцам и лицам, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании вынужденным переселенцем, в сфере занятости, профессиональной подготовки (переподготовки) и в повышении квалификации является самостоятельной обязанностью подразделений ФМС МВД России и органов государственной службы занятости. Миграционные органы предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в них (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах"). Аналогичные права имеют и лица, признаваемые беженцами. Местные органы федеральной службы занятости населения (биржи труда и центры занятости) обязаны поставить беженца либо лица, ходатайствующего о признании беженцем (с членами семьи), на учет в качестве безработного. Затем орган службы занятости обязан оказывать содействие в направлении их на профессиональное обучение (как правило, в центре временного размещения беженцев) и в трудоустройстве. Законом п. 7 ст. 17 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" предусмотрено направление информации о занятости населения из органов службы занятости в миграционную службу. Поэтому беженцам также целесообразно интересоваться вакансиями и в местной миграционной службе.
Рассмотрим категорию «одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов». Определение одинокого родителя дается в Письме Управления Федеральной налоговой службы РФ по г. Москве от 4 октября 2006 г. N 28-11/89628. Статус одинокого родителя может иметь родитель, никогда не состоявший в зарегистрированном браке и разведенный родитель, не состоящий во вновь зарегистрированном браке.
К лицам, признанными одинокими родителями, также относятся:
· отцы, воспитывающие детей без матери;
· мужчины, воспитывающие без матери усыновленных ими детей;
· опекуны и попечители, воспитывающие детей без матери;
· отчимы, воспитывающие детей без матери;
· приемные отцы, воспитывающие детей без матери.
Законодательство устанавливает определенный порядок и юридические гарантии при приеме на работу беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Статьей 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ при заключении трудового договора, не допускается прямое либо косвенное ограничение прав или установление преимуществ в зависимости от пола и др. признаков, не относящихся к деловым качествам работника. Но не является дискриминацией по отношению к лицам с семейными обязанностями различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными виду труда требованиями либо обусловлены особой защитой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. При отказе в приеме на работу работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме по требованию обратившегося лица.
Содействие в трудоустройстве родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей осуществляется органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с :
· Законом Российской Федерации от 19.04.91 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации";
· Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 № 524н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников"
Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской аварии, право на возмещение вреда и меры социальной поддержки (статья 3). К данной категории граждан относятся (статья 13 настоящего Закона):
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
· граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
· военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
· граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
· граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) <*> в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Относительно трудовых вопросов гражданам, указанным в пунктах 1-3 гарантируются:
1) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;
2) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
3) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
4) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;
Помимо этого, согласно 15 статье настоящего Закона, гражданам, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа. Гражданам, указанным в пункте 4, гарантируются все те же меры социальной поддержки, кроме права на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения предоставляются все социальные гарантии, что и группам граждан, перечисленным в первых трех пунктах. Переселенным (переселяемым) из зоны отселения также предоставлены все те же меры социальной поддержки, кроме выплаты пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт. Также к мерам социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения относятся (статья 17):
1) расторжение трудового договора при переселении на новое место жительства в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
2) первоочередное трудоустройство на новом месте жительства в соответствии с профессией и квалификацией. При отсутствии возможности такого трудоустройства гражданам предоставляется другая работа с учетом их желания или возможность обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением им в установленном порядке среднего заработка в период обучения;
3) сохранение после прибытия на новое место жительства на период трудоустройства, но не более чем на четыре месяца, среднего заработка и непрерывного трудового стажа.
Статья 18 устанавливает следующие меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение:
1) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере, установленном пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы): с 26 апреля 1986 года - 14 календарных дней; со 2 декабря 1995 года - 7 календарных дней;
2) выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения;
3) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа.
Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения, согласно статье 19 настоящего Закона, предоставляется также как и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года. Граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы, имеют право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере доплаты, установленной пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы).
Последней группой граждан, относящейся к категории социально незащищенных, являются граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые. На сегодняшний день молодые люди испытывают серьезные проблемы при трудоустройстве, это связано с двумя факторами: во-первых, это обусловлено отсутствием желания работодателей принимать на работу молодых людей из-за недостаточного уровня профессионализма, отсутствия необходимых практических навыков и трудового стажа; во-вторых, часто предлагаемая работа не устраивает молодых людей уровнем оплаты труда, загруженностью и социальным статусом. Таким образом, спрос на молодых специалистов на рынке труда остается на сегодняшний день достаточно низким. Согласно статистике Росстата, которые провел выборочного обследования населения по проблемам занятости (обследования рабочей силы) по состоянию на вторую неделю октября 2015 года, доля молодежи до 25 лет среди безработных составляет 25,6%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,1%, 20-24 лет - 21,4%. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2015г. составил 16,7%, в том числе среди городского населения - 15,0%, среди сельского населения - 21,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,9 раза, в том числе среди городского населения - 4,1 раза, сельского населения - 3,2 раза. Таким образом, становится ясно, почему к категории социально незащищенных слоев в отношении содействия занятости законодатель относит и возрастную группу от 18 до 20 лет. Молодым людям, получившим среднее профессиональное образование и ищущим работу впервые в вопросах трудоустройства необходима поддержка государства.