МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Исторические, философские и социальные науки»
Реферат по курсу экономики
«Теория саморегулируемой рыночной экономики»
Севастополь 2015
Содержание:
Введение
1. Понятие рыночной экономики.
2. Регулируемая и саморегулируемая рыночная экономика.
3. Конкурентная рыночная система и принцип «невидимой руки».
4. Экономические рычаги в механизме саморегулируемой рыночной системы.
Заключение
Список использованной литературы
Введение:
Саморегулирование – самостоятельное реагирование объекта управления на внешние воздействия (возмущения), нарушающие его нормальное функционирование.
Доказано, что в общем случае, чем меньше регламентирована программа и структура объекта управления, тем выше способность его приспособления к реальным условиям.
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что повышение роли саморегулирования в экономике – неизбежное следствие ее усложнения и ускорения протекающих в ней процессов. Собственно, содержание перехода экономической системы к рынку в том и состоит, что большое число составляющих ее экономических субъектов (хозяйственных единиц) обретает способность и возможность саморегулирования своей деятельности. В связи с усложнением процессов, саморегулирование не сможет исправлять все проблемы рынка, что в конечном итоге потребует обязательного вмешательства со стороны.
В связи с этим, цель данной работы – подробно изучить саморегулирование рыночной экономики, показать проблемы данной теории и её решения.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по экономической теории и саморегулируемой рыночной экономики.
2. Определить основные понятия.
3. Определить причины образующихся проблем.
4. Определить формы, методы и механизмы саморегулируемой рыночной экономики.
Глава 1.
Понятие и сущность рыночной экономики
Рынок – одна из самых распространённых категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории.
Рынок – сложная историческая категория, формировавшаяся вместе с развитием товарного производства. Именно поэтому определить однозначно понятие «рынок» практически невозможно.
Первоначально рынок рассматривался, как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое узкое понятие рынка и связано с разложением первобытного общества, когда обмен между общинами становился регулярным и принимал форму товарного обмена, который осуществлялся в определённое время и в определённом месте.
С появлением общественного разделение труда, развитием товарного производства, а также обособлением материальных и трудовых ресурсов появляется новое понимания рынка, как формы товарного и товарно-денежного обращения, а после расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта. Рынок также рассматривают, как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.
Учитывая многоаспектность понятия «рынок», М.А Сажина и Г.Г Чибрикова выдвигают наиболее полное определение: рынок, как экономическая категория, есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Рыночная экономика - экономическая система, основанная на многообразии форм собственности на средства производства и свободе предпринимательства. Совместные действия продавцов и покупателей формируют спрос и предложение, взаимодействие которых создаёт рыночное ценообразование. Связь между конкурирующими производителями осуществляется через рыночный механизм цен.
Основой рыночной экономики является рынок, что делает её наиболее эффективной формой хозяйствования в постоянно меняющемся мире.
Рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.
Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.
Условия существования рыночной экономики: общественное разделение труда и специализация, повышающие производительность труда; частная собственность, формирующая стимулы к труду; экономическая свобода субъектов экономики и свобода передвижения факторов производства; демократизация производства при сохранении регуляторов. Существование вышеперечисленных условий обеспечивает наличие элементов рыночной экономики, таких как: производители и потребители, выступающие её субъектами и их экономическая обособленность; спрос и предложение; рыночные цены, складывающихся в результате взаимодействия спроса и предложения; конкуренция, обеспечивающая максимизацию прибыли и расширение масштабов производства.
Любое саморегулирование не сможет справиться со всеми проблемами, возникающими из-за несовершенства рынка. Оно проявляется в том что:
1. Рынок не способен противостоять монополизации экономики, ограничивающей свободу рыночной конкуренции. Монополисты для извлечения монопольных сверхприбылей диктуют цены, что вызывает необходимость регулирования государством цен на транспорт, услуги связи, электроэнергию, сырье
2. Рынок не заинтересован в производстве общественных благ, особенность которых состоит в том, что ими должны пользоваться все, но все обязаны за них платить.
3. Рынок не обеспечивает социальные гарантии, не может нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов, не обеспечивает стабильную занятую трудоспособность населения. Все это ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность
4. Рынок не устраняет побочных эффектов, возникающих при росте производстве и увеличении общественного богатства. Чаще всего это связано с загрязнением окружающей среды и загрязнением экологии.
5. Имеют место неполные рынки, например рынок пенсионного или медицинского страхования. Для их нормального функционирования требуются государственное регулирование и поддержка.
6. Несовершенство информации, представляющей собой общественное благо. Без вмешательства государства информация не может быть полноценной и достоверной.
Все эти несовершенства рынка указывают на необходимость государственного регулирования и выполнения государством своих экономических функций.
Глава 2.
Регулируемая и саморегулируемая рыночная экономика
Регулирование рыночной экономики – это осознанное и волевое упорядочение товарно-денежных отношений. Главное здесь — согласование потребностей и интересов различных участников этих отношений, прежде всего общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий. Ведущую роль во всем этом сложном процессе должно играть государство, его органы (особенно хозяйственные).
Регулирование рыночной экономики противоположно ее саморегулированию. Если первое представляет собой осознанную и волевую деятельность, то второе совершается в целом помимо человеческого сознания и воли, само собой, как бы автоматически. С этой точки зрения, саморегулирование товарно-денежных отношений объективно. Оно осуществляется главным образом через механизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения. Но все это проявляется тоже посредством определенной человеческой деятельности.
Хотя регулирование и саморегулирование народного хозяйства противоположны друг другу, тем не менее в реальной жизни они давно уже сосуществуют, взаимопереплетаются, даже взаимопроникают. При регулировании экономики используются какие-то рычаги ее автоматического, произвольного развития, а саморегулирование в той или иной степени включает в себя осознанные, волевые действия людей. Скажем, государственное управление рынком предполагает учет влияния конкуренции и достаточно свободного ценообразования, а саморегулирование охватывает некоторое целенаправленное упорядочение и конкуренции, и системы цен. Наибольшая эффективность народного хозяйства достигается при оптимальном сочетании регулирования и саморегулирования товарно-денежных отношений. Такое сочетание призваны обеспечивать прежде всего государство, но, кроме того, — различные общественные организации, трудовые коллективы, отдельные личности.
Глава 3.
Конкурентная рыночная система и принцип «невидимой руки»
Форма организации саморегулирования. Использует многообразные формы собственности, различные организационно-правовые формы хозяйствования, разветвленные сети рыночной инфраструктуры.
Саморегулируемая рыночная система предполагает образование таких субъектов хозяйствования, которые обладают социально-экономической свободой и в то же время взаимной обусловленностью, согласованностью экономических интересов, проявляющихся в виде прямых или опосредованных согласований своих действий между собой. Такое положение субъектов рыночной экономики объективно является следствием общественного разделения труда, которое, с одной стороны, разъединяет хозяйствующие субъекты, разобщает их по видам трудовой деятельности, способствует формированию экономически обособленных производителей. С другой стороны, разделение труда порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между производителями, налаживание обменных процессов на эквивалентной основе в виде купли-продажи.
Метод хозяйствования саморегулируемой системы основывается на действии конкурентных и интеграционных процессов. Это две противоположные тенденции развития рыночной экономики. Как метод хозяйствования конкуренция проявляется в виде борьбы между товаропроизводителями в процессе их функционирования. Интеграция сопровождается функциональными взаимосвязями, согласованиями в производственно-хозяйственной деятельности. Конкуренция сопровождается соперничеством за увеличение объемов производства, за расширение рынков сбыта, за источники получения сырья и материалов. Интеграция основывается на взаимодействии рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Конкуренция ведет к разъединению и разобщению товаропроизводителей.
Диалектика взаимодействия конкуренции и интеграции как форма проявления закона единства и борьбы противоположностей выступает в качестве внутреннего источника самодвижения, саморегулирования рыночной экономики.
К числу мер, направленных на усиление интеграционных процессов, нашедших широкое признание в результате развития рыночных отношений, относятся следующие:
• в области организации производства отдельные фирмы объединяются в ассоциации в целях расширения возможностей в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Система акционирования возникла в результате конкуренции между собственниками, но привела к интеграции суверенных субъектов рыночной экономики на демократической основе;
• в области государственного регулирования разработаны и внедрены условия ограничения поведения производителей в процессе конкуренции и монополизации производства. Система государственного регулирования возникла в результате конкуренции между товаропроизводителями, которая превратилась в основы законодательной регламентации предпринимательской деятельности, обеспечивая товаропроизводителям «коридор свободы», внутри которого они не в состоянии оказывать воздействие на соперников;
• в области обмена сформировалась концепция маркетинга. Она возникла в результате развития методов конкурентной борьбы и постепенно стала действенным механизмом интеграции сфер производства и потребления, базирующимся на консенсусе интересов независимых производителей и потребителей;
• в области использования трудовых ресурсов создана система занятости населения. Она появилась в результате конкуренции между предпринимателя ми и наемными работниками. В результате система занятости населения превратилась в составную часть социально-ориентированной рыночной экономики.
В основу регулирования экономических отношений на микроуровне положен принцип «невидимой руки» А. Смита. Суть этого принципа состоит в том, что хозяйствующие субъекты, руководствуясь прежде всего собственными интересами, как бы направляются «невидимой рукой» к реализации интересов других людей и общества в целом. Действие этого принципа наилучшим образом соотносится с рынком свободной конкуренции.
Рынок «невидимой рукой» направляет действия продавцов и покупателей следующим образом:
1. Все экономические связи, объединяющие продавцов и покупателей, устанавливаются, как принято говорить, по горизонтали на основе хозяйственных сделок. Их прочность определяется тем, что рыночный обмен между его участниками совершается добровольно и только в том случае, если обе стороны рассчитывают извлечь из сделки материальную выгоду.
2. Необходимые соотношения между производством (предложением товаров) и потребностями (покупательским спросом) достигаются с помощью механизма свободных рыночных цен.
В заключение следует отметить, что в процессе развития рыночная экономика продолжает сохранять при своем функционировании существенные негативные моменты, связанные с использованием невоспроизводимых ресурсов, защитой окружающей среды, регулированием использования общенародных богатств, к числу которых относятся запасы лесов, рыбы, диких животных. Интеграционные процессы действуют как тенденция при сохранении конкурентного соперничества. Они лишь способствуют повышению устойчивости рыночной экономики как саморегулируемой системы.
Глава 4.
Экономические рычаги в механизме саморегулируемой рыночной системы
Простейшим методом саморегулируемой рыночной системы является система проб и ошибок, в которой выживают только экономически сильные и трудолюбивые. Определяющим в этом случае выступает наличие капитала. Наиболее состоятельные фирмы имеют возможности использовать более производительную технику, новейшие технологии, добиваться высокой результативности производства. В итоге отсталые фирмы вытесняются с рынка, объем производства уменьшается, наступает равновесное состояние спроса и предложения. Однако равновесное состояние рыночной системы устанавливается эпизодически и в определенных пределах. Возникающие отклонения ведут к поиску нового уровня равновесия, к использованию новой серии проб и ошибок.
Следующим экономическим рычагом в механизме саморегулирования является разрушение предприятий, оказавшихся неспособными к экономической борьбе и эффективному хозяйствованию. В странах с развитой рыночной экономикой такие предприятия законодательно объявляются банкротами. Банкротство — это такая стадия хозяйственной несостоятельности, когда единственным путем выхода из данной ситуации является распродажа имущества для погашения долгов предприятия. Имущество может быть распродано на торгах или выкупается коллективом. По второму варианту имущество предприятия переходит в собственность коллектива.
Центральным звеном саморегулирования рыночной системы является конкурентное ценообразование. Ф. Хайек рассматривает его в качестве процесса открытия способов производства и предложения более качественных или более дешевых товаров, чем те, которые уже поступают на рынок. В механизме саморегулирования рыночная система ценообразования призвана выполнять своеобразную функцию распространения обширной и в то же время компактной информации о наличии товаров и услуг, об издержках их производства, об уровне технологии, а также о тех направлениях хозяйственной деятельности, где следует приложить усилия, чтобы достигнуть определенных экономических результатов. Модель равновесного рыночного механизма с использованием конкурентного ценообразования действует следующим образом: если на рынке предложение какого-либо товара превышает потребное его количество, то цены на данный товар понижаются. Это служит сигналом для сокращения производства и уменьшения предложения. Повышение цен свидетельствует о недостаточном предложении. Высокие цены выступают стимулятором увеличения производства и предложения данного товара.
На макроуровне наиболее эффективный механизм саморегулирования был разработан Дж. Кейнсом. Он впервые предложил осуществлять корректировку рыночного механизма равновесия с помощью использования финансовых рычагов, кредитно-денежной и налоговой политики. У него объектом регулирования был не спрос, а совокупное предложение. Дж. Кейнс предложил осуществлять контроль инвестиционного процессом там, где он способен влиять, с одной стороны, на уровень инфляции, с другой — на уровень занятости, безработицы. Было выявлено, что именно эти проблемы оказались наиболее чувствительными для экономики и именно путем экономического воздействия на них можно обеспечить стабильность и устойчивое развитие.
Основой механизма саморегулирования рыночной экономики является конкуренция. Однако в процессе развития конкуренция порождает свою противоположность — монополизм. Это обусловлено тем, что конкуренция создает предпосылки для усиления концентрации, централизации и возникновения на этой основе монополистических объединений. Именно монополии обеспечивают наивысшую экономию за счет роста масштабов производства; располагают материальными возможностями проводить изыскания в области научно-технических достижений и их внедрения в производство; привлекают более квалифицированную рабочую силу и применяют более совершенную организацию производства.
В то же время монополизм через механизм ценообразования ведет к появлению негативных процессов, связанных с застойными явлениями в применении научно-технического прогресса и новых технологий; с перекачиванием доходов общества в свою пользу через монопольные цены; с порождением социальной несправедливости в обществе. Преодоление этих нежелательных явлений осуществляется с помощью государственного регулирования путем разработки таких правовых условий функционирования рыночной системы, которые ограничивают монополизм там, где он деформирует конкурентное ценообразование. В нашей стране имеет место более высокий уровень монополизма. Его особенность состоит в том, что в России он выступает в двух специфических видах:
• производственный монополизм — это монополизм, при котором практически вся продукция данного рода выпускается на крупных и крупнейших предприятиях соответствующей отрасли;
• ведомственный монополизм — это монополизм, основанный на отчуждении прав у непосредственных производителей товаров и услуг и делегировании их управляющим структурам.
При демонополизации отдельные экономисты пошли по пути разукрупнения предприятий путем деления их на мелкие, создавая на базе каждого крупного предприятия по 20–30 самостоятельных производств. Если принять во внимание, что в бывшем СССР только в промышленности насчитывалось около 50 тыс. крупных предприятий, то при расчленении каждого их них на 20 самостоятельных возникнет примерно миллион предприятий.
Между тем известно, что современный рынок, на который выбрасывается свыше 25 млн наименований товаров, не может самоорганизоваться, если на нем будет функционировать миллион «равноправных» самостоятельных производственных подразделений, имеющих примерно одинаковые объемы производств. Мировой опыт свидетельствует о том, что саморегулирование на рынке может быть обеспечено только в том случае, если основных, «равноправных» производителей будет насчитываться не более одной тысячи.
Система рыночных цен выполняет три функции, влияющие на уравновешенность товарно-денежного обращения:
• информационную функцию: цены сигнализируют производителям, как изменяется соотношение спроса и предложения на тот или иной товар или определенные виды производственных ресурсов;
• стимулирующую функцию: цены побуждают использовать такие хозяйственные ресурсы, которые помогают достичь наибольшей прибыли. А это позволяет более рационально приспособить структуру производства к составу общественных потребностей;
• распределительную функцию: цены как своеобразный барометр показывают производителям, насколько выгодно создавать те или иные товары. Они, естественно, устремляются из отраслей, приносящих меньший доход, в более доходные отрасли.
Механизм рыночного саморегулирования включает прямые и обратные экономические связи между предложением товаров и рыночным спросом.
Прямая связь выражается в том, что производство товаров предопределяет спрос. Все частные независимые друг от друга производители самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей покупателей.
Однако в условиях свободного рынка единоличные товаровладельцы, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы «вслепую», не зная реальных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производством и спросом может часто давать «сбои», не достигая прямо поставленной цели.
Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству. Рыночная информация о ценах позволяет вносить поправки в производственные действия предпринимателей.
Заключение
В своей работе я проследила особенности рынка, рыночной экономики и соответствующего им саморегулирования. Так как в рынке существует множество недостатков, обсуждённых в первой главе, с которыми саморегулирование не может совладать, требуется обязательное вмешательство государственного регулирования.
Также было рассмотрено само понятие регулирования, а также его отличие от саморегулирования. Как уже было сказано, регулирование осуществляется осознанно, а саморегулирование – с помощью механизмов свободной конкуренции, рыночных цен, спроса и предложения, но всё это связано с человеческой деятельностью.
Потом были чётко сформулированы формы организации и методы хозяйствования (конкурентные и интеграционные процессы) саморегулирования рыночной экономики, принцип «невидимой руки», что подтвердило лишь, что все эти процессы оказывают стабилизирующее влияние на рыночную экономику.
И подробно рассмотрели составляющие саморегулируемой рыночной экономики: система проб и ошибок, разрушение предприятий, оказавшихся неспособными к экономической борьбе и эффективному хозяйствованию (банкротство), конкурентное ценообразование, конкуренция. А также механизм прямых и обратных связей, тесно связанных между собой, дополняющих друг друга, и стабилизирующих положение на рынке.
Следовательно, учитывая важнейшее значение вышеназванных механизмов на современном этапе использования рыночных условий хозяйствования, в системы глобальных экономических процессов, интеграции мировой экономики, необходимо, создать равноправные самостоятельные производственные подразделения, имеющие примерно одинаковые объемы производств, обеспечить макроэкономическую стабилизацию, но вместе с тем повысить роль саморегулируемых организаций.
Список использованной литературы:
1. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник
для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 560 с.: ил. — (Серия «Учебник для
вузов»).
2. Государственное регулирование экономики. /Под ред. Г.Н. Власова, А.М. Желтова: Учебное пособие. Г.И. Черкасов (глава 1), В.М. Колтунов (главы 3—4), А.М. Желтов (главы 2, 5, 6, 10—12), В.М. Непомилуев (главы 7, 8, 9, 14), Е.Н. Кириллов (глава 13). Нижний Новгород, 1998
3. Основы экономики (Е.Ф. Борисов)/2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2005. — 416 с.
4. Курс экономической теории(М.И. Плотницкий и др.)/Мн.: Мисанта, 2003. — 496 с.
5. Сажина М.А., Чибрикова Г.Г. Экономическая теория: Учебник. – М.: Норма, 2007. – 671 с.
6. Проселкова Н.В. «Рыночная экономика: сущность, структура, достоинства и недостатки», http://cinref.ru/razdel/00800economica_teoria/12/387458.htm
7. Павел Михайлиди. Саморегулирование. http://www.sro.org.ua/