Учреждение образования Республики Беларусь
Белорусский Национальный Технический Университет
Архитектурный факультет
Реферат по теории дизайна
на тему: « Теория и практика Вальтера Гропиуса»
Выполнила: Арутюнян С.В.гр.111169
Проверила: Белова О.В.
Минск-2013
ВальтерГропиус. Walter Adolph Georg Gropius
Вальтер Адольф Георг Гропиус родился 18 мая 1883 года в Берлине. В роду Гропиусов в 18 и 19 веках многие были архитекторами, художниками и педагогами. Прадед Вальтера – Мартин Гропиус был известным архитектором эпохи классицизма. Архитектором являлся и его отец – тоже Вальтер, который в свое время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи. Работа в бюро Петера Беренса- начальный этап творческого пути Движимый идеей продолжить дело семьи, юный Вальтер успешно окончил гимназию и в 1903 году поступил в Высшую техническую школу в Мюнхене. Проучившись два года, он бросил школу ради образовательной поездки в Испанию, где в Каталонии изучал изготовление керамики и несколько раз встречался с великим испанским архитектором Антонио Гауди. Позже он учился в Берлине и во время учёбы часто совершал поездки в Испанию, Италию, Францию, Англию и Данию и тем самым расширял свой кругозор в области архитектуры. |
Новый язык архитектурных форм Проработав 3 года с Петером Беренсом, в 1910 году Гропиус открыл собственное архитектурное бюро. Первым крупным заказом стал проект здания обувной фабрики «Фагус» - «Fagus-Werke» в Альфельд-на-Лайне, который он выполнил вместе с Адольфом Майером. Это фабричное здание, построенное в 1911г, может считаться отправной точкой в его дальнейшей деятельности по развитию архитектуры из стекла и стали, позже названной «архитектурой модерна». «Фагуст» явился неожиданным утверждением нового языка архитектурных форм. Гропиус полностью отказался от классической торжественности своего учителя и ясно продемонстрировал новые цели, стоящие перед архитектурой. В этом здании Гропиус использовал достижения прошедших пятнадцати лет. Проявилась тенденция к ликвидации разрыва между мышлением и восприятием, который был органической болезнью европейской архитектуры. Американский историк архитектуры Генри-Рассел Хичкок вряд ли ошибся, когда назвал это здание «наиболее прогрессивным произведением архитектуры, созданным до войны». На примере этого здания Гропиус продемонстрировал новые возможности стали, стекла и бетона. Вместе с правильно организованным освещением, образ получился убедительным и законченным. Здесь впервые была воплощена мысль об архитектуре, вырастающей на основе целесообразной организации функциональных процессов и ясно выявленных особенностей конструктивной структуры сооружения из железобетона, стали и стекла. Наружная стена, подвешенная к внутреннему каркасу и превращенная в легкое ограждение, также являлась новшеством. Углы, не имеющие опор, прорезанные непрерывными лентами окон, выявляют ее конструктивный характер. Особенностью этого здания являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее стали популярным художественным элементом 1920-х гг. у Эриха Мендельсона в его универсальных магазинах. Время осмысления пройденного пути и следующий этап творчества Разрыв отношений с женой Альмой Малер, война, тяжёлое ранение, длительное лечение в госпитале заставили переосмыслить весь пройденный путь и дали толчок дальнейшему развитию архитектурного гения. С этого момента и начинается следующий творческий этап Гропиуса. Создание «Баухауза» После войны он, как и многие другие представители творческой интеллигенции Германии, испытал влияние экспрессионизма.Гропиус получил приглашение возглавить Высшие школы изобразительного и прикладного искусства в Веймаре в 1919 году слив их воедино в новое учреждение «Государственный Баухаус» ( Государственный дом строительства). Он привнес сюда дух экспрессионистической романтики, поэтизации ремесленничества. В первой программе училища он призывал «Архитекторы, скульпторы, живописцы, все мы должны вернуться назад к ремеслу!». Программа «Баухауса» во многом совпадала с идеями «Веркбунда», и предшествовавшего ему движения «Искусства и ремесла». Гропиус утверждал, что не машина виновата в том, что труд удешевляется, а товары теряют в качестве, - виноваты люди, не умеющие использовать машины во благо. В трактовке Гропиуса станки – не враг, а наиболее совершенный инструмент в руках мастера. переосмыслить это и собрать все иначе, более рационально и удобно. В школе была создана настолько демократичная атмосфера, что здесь приветствовались любые эксперименты, оригинальные идеи, которые бы позволили найти новое направление в дизайне. В мастерских «Баухауза» работали над архитектурными проектами, мебелью, рекламой и афишами, плакатами, посудой из металла и стекла, осветительными приборами, разрабатывали одежду, офисное оборудование, логотипы предприятий, обои и многое другое. Веймар – Дессау - Берлин В 1925г происходит столкновение идей Гропиуса и консервативных взглядов властей города Веймара, поэтому он вынужден был перевести свою школу в Дессау.Построенное по его проекту здание «Баухауза» в Дессау считается манифестом функциональной архитектуры. Здание асимметрично, разные его части выполнены из разных материалов, что соответствует назначению тех или иных помещений. Декор практически отсутствует, обнажена конструктивная основа сооружения. функциональных процессов. Рационализм Гропиуса здесь был «одномоментен», он исключал учет возможностей развития, взгляд в будущее. Эту ограниченность Гропиус пытался преодолеть, проектируя вместе с берлинским режиссером Эрвином Пискатором здание «Тотального театра» (1927). Оно должно было подходить для любого типа театрального представления, для любой формы отношений между зрелищем и зрителями. Такой театр не был построен, но идея оставила глубокий след в развитии принципов рационалистической архитектуры. Закрытие «Баухауза» В 1928 году Гропиус оставил «Баухауз» и переехал в Берлин с тем, чтобы всецело посвятить себя работе в области массового жилищного строительства. К этому времени он уже обладал своим чётким представлением «архитектуры для народа». Он пытался осуществить свою мечту, способную улучшить условия жизни народа, построить дома, которые при минимальной стоимости позволяют рационально организовать быт и обеспечить необходимый человеку уровень комфорта и гигиенических условий. Чтобы все квартиры получили максимум солнечного света и воздуха и вместе с тем, чтобы выразить идею равноценности жилищ. Гропиус разработал приём «строчной застройки», при которой стандартные корпуса домов располагаются параллельными рядами. В 1927—1928 годах он применил этот прием в поселке Даммершток близ Карлсруэ, а в 1929 году — в большом жилом комплексе Сименсштадт на окраине Берлина. В Сименсштадте Гропиус и возглавлявшийся им коллектив архитекторов создали прообразы небольших экономичных квартир, которые определили основные направления массового жилищного строительства в последующие десятилетия. Эмиграция «Баухауз» был назван «церковью марксизма», а его участники – группой «еврейско-большевистских» архитекторов. Опасаясь за свою жизнь, Вальтер Гропиус эмигрировал в Англию и прожил там 3 года. Вместе с английским архитектором Максуэллом Фраем он построил несколько зданий, среди которых наиболее значительное - сельская средняя школа в Импингтон Вилледже (1936). Это здание дало начало развитию специфического для страны типа павильонной школы, его высокая оценка способствовала внедрению идей рационализма в консервативную архитектуру тогдашней Англии. В 1937 году Гропиус принял приглашение из США, где работал профессором архитектуры в «Graduate School of Design». Америка с распростёртыми объятиями ждала отвергнутых нацистами талантов. Успех Гропиуса как педагога и организатора обусловлен его способностью видеть стоявшие перед ним проблемы всесторонне, а также отсутствием косности. Гропиус всегда был готов советоваться и учиться у других, когда чувствовал, что ему могут сообщить что-либо ценное. Он уделял много времени своим коллегам. Его готовность понять мнение других давала возможность его студентам свободно проявлять творческие способности и привлекала к нему людей. Здесь Гропиус получил возможность осуществить свои идеи. Он проектировал многочисленные небоскребы, фабричные здания, рабочие поселки, университеты, школы, театры и многое другое. Вокруг коллег Гропиуса по немецкому «Баухаузу» также образовывались группы архитекторов; создавались, так сказать, «филиалы Баухауза». Например, Ласло Мохой-Надь создал в Чикаго «Новый Баухауз». Гропиус начал также строительство собственного дома в Линкольне, штат Массачусетс. Здание, своей необычностью, привлекало восхищённые взгляды людей, которые непрерывно приезжали на него посмотреть. Продолжение принципов Гропиуса Идеи и принципы Гропиуса повлияли на развитие современной архитектуры. Идея сочетания в одном лице художника, ремесленника и технолога оказала глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство: от книжной иллюстрации и рекламы до мебели и кухонной утвари. Умер мастер в Бостоне в 1969 году в возрасте 86 лет. |
Список используемой литературы:
• «Дизайн, история и теория», Н.А. Кошевникова
• В.Гропиус. Границы архитектуры (серия: Проблемы материально- художественной культуры).- под редакцией В.И. Тасалова-М.: Искусство, 1971.-286с.
• « Школа Баухауз», Droste Magdalena, 2010-256 с.