Теория и практика Вальтера Гропиуса

Описание:
Вальтер Гропиус. Walter Adolph Georg Gropius
Работа в бюро Петера Беренса- начальный этап творческого пути
Новый язык архитектурных форм
Время осмысления пройденного пути и следующий этап творчества
Создание «Баухауза»
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Учреждение образования Республики Беларусь

              Белорусский Национальный Технический Университет

                                   Архитектурный факультет

                                  Реферат по теории дизайна

                 на тему: « Теория и практика Вальтера Гропиуса»

                  Выполнила: Арутюнян С.В.гр.111169

Проверила: Белова О.В.

Минск-2013

ВальтерГропиус. Walter Adolph Georg Gropius

Вальтер Адольф Георг Гропиус родился 18 мая 1883 года в Берлине. В роду Гропиусов в 18 и 19 веках многие были архитекторами, художниками и педагогами. Прадед Вальтера – Мартин Гропиус был известным архитектором эпохи классицизма. Архитектором являлся и его отец – тоже Вальтер, который в свое время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи.                                                                                 
           Его имя связывают с революцией в архитектуре начала ХХ века. Его яркая жизнь была наполнена постоянным размышлением и постоянной работой. От себя он требовал не просто красивого фасада, Гропиус преследовал более глубокие социальные идеи. Благодаря этому он позволил посмотреть на привычные всем вещи по-новому. Потомственный архитектор, новатор, основатель собственной школы и целого направления в современном дизайнерском искусстве, Вальтер Гропиус стал достойным преемником творческих традиций своей семьи, оставив после себя многочисленных последователей и учеников. Помимо работы архитектором, дизайнером, он написал книги, в которых поделился своими творческими принципами.

Работа в бюро Петера Беренса- начальный этап творческого пути

 Движимый идеей продолжить дело семьи, юный Вальтер успешно окончил гимназию и в 1903 году поступил в Высшую техническую школу в Мюнхене. Проучившись два года, он бросил школу ради образовательной поездки в Испанию, где в Каталонии изучал изготовление керамики и несколько раз встречался с великим испанским архитектором Антонио Гауди. Позже он учился в Берлине и во время учёбы часто совершал поездки в Испанию, Италию, Францию, Англию и Данию и тем самым расширял свой кругозор в области архитектуры.                                                                                                       
                                 После завершения учебы Гропиуса приняли на работу в архитектурное бюро Петера Беренса. В бюро Гропиус впервые познакомился с зарождавшейся в то время идеей промышленного дизайна, которая впоследствии позволила ему создать новое направление в современном искусстве - функциональное оформление промышленных товаров серийного выпуска. Работая с Беренсом он стал проявлять большой интерес к возможностям техники и их применении в дизайне и архитектуре. Всё это и определило дальнейшее развитие творческой личности молодого архитектора.  Именно этот период можно назвать начальным этапом его творчества.                                                                                  
                                                        Став одним из ближайших помощников Беренса, Гропиус тоже занялся промышленным дизайном. Он вошел в общество «Веркбунд» (Deutsches Werkbund), объединявшее архитекторов, ремесленников, мастеров прикладного искусства и промышленников. Целью «Веркбунда» было добиться более высокого качества и более эстетичного вида серийных промышленных товаров.                                                                        
                              По мнению участников «Веркбунда» современное им искусство отставало от науки и промышленности. Индивидуализму в творчестве веркбундовцы предпочитали функциональность.

Новый язык архитектурных форм

Проработав 3 года с Петером Беренсом, в 1910 году Гропиус открыл собственное архитектурное бюро. Первым крупным заказом стал проект здания обувной фабрики «Фагус» -  «Fagus-Werke» в Альфельд-на-Лайне, который он выполнил вместе с Адольфом Майером. Это фабричное здание, построенное в 1911г, может считаться отправной точкой в его дальнейшей деятельности по развитию архитектуры из стекла и стали, позже названной «архитектурой модерна». «Фагуст» явился неожиданным утверждением нового языка архитектурных форм. Гропиус полностью отказался от классической торжественности своего учителя и ясно продемонстрировал новые цели, стоящие перед архитектурой. В этом здании Гропиус использовал достижения прошедших пятнадцати лет.  Проявилась тенденция к ликвидации разрыва между мышлением и восприятием, который был органической болезнью европейской архитектуры.  Американский историк архитектуры Генри-Рассел Хичкок вряд ли ошибся,

когда назвал это здание «наиболее прогрессивным произведением архитектуры, созданным до войны». На примере этого здания Гропиус продемонстрировал новые возможности стали, стекла и бетона. Вместе с правильно организованным освещением, образ получился убедительным и законченным. Здесь впервые была воплощена мысль об архитектуре, вырастающей на основе целесообразной организации функциональных процессов и ясно выявленных особенностей конструктивной структуры сооружения из железобетона, стали и стекла. Наружная стена, подвешенная к внутреннему каркасу и превращенная в легкое ограждение, также являлась новшеством. Углы, не имеющие опор, прорезанные непрерывными лентами окон, выявляют ее конструктивный характер. Особенностью этого здания являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее стали популярным художественным элементом 1920-х гг. у Эриха Мендельсона в его универсальных магазинах.                                                                                                
 Гропиус продолжал развивать новый стиль и в своих последующих проектах. Как и веркбундовцы, он считал, что внешний вид здания должен зависеть от его функционального назначения.                                                                     
                                                     Разработку нового языка архитектуры металла и железобетона Гропиус продолжил, создавая административный павильон выставки Веркбунда в Кельне (1914-1915). Ещё одной работой Гропиуса стал жилой дом для Феликса Ауэрбаха, профессора физики и его хорошего друга. Учавствуя в выставке, Гропиус представил макет-купе спального вагона, который впоследствии послужил моделью для концепции экономного жилища, обеспечивающего минимально необходимые потребности. Эта концепция стала представлять особый интерес, поскольку в каждый немецкий дом постучалась Первая Мировая Война.

Время осмысления пройденного пути и следующий этап творчества

Разрыв отношений с женой Альмой Малер, война, тяжёлое ранение, длительное лечение в госпитале заставили переосмыслить весь пройденный путь и дали толчок дальнейшему развитию архитектурного гения. С этого момента и начинается следующий творческий этап Гропиуса.

Создание «Баухауза»

После войны он, как и многие другие представители творческой интеллигенции Германии, испытал влияние экспрессионизма.Гропиус получил приглашение возглавить Высшие школы изобразительного и прикладного искусства в Веймаре в 1919 году слив их воедино в новое учреждение «Государственный Баухаус» ( Государственный дом строительства). Он привнес сюда дух экспрессионистической романтики, поэтизации ремесленничества. В первой программе училища он призывал «Архитекторы, скульпторы, живописцы, все мы должны вернуться назад к ремеслу!». Программа «Баухауса» во многом совпадала с идеями «Веркбунда», и предшествовавшего ему движения «Искусства и ремесла». Гропиус утверждал, что не машина виновата в том, что труд удешевляется, а товары теряют в качестве, - виноваты люди, не умеющие использовать машины во благо. В трактовке Гропиуса станки – не враг, а наиболее совершенный инструмент в руках мастера.                                                                                                         
                       Главной идеей «Баухауза» было сочетание искусства и машинного производства, теории и практики, студенты были обязаны в течении последних семестров проходить практику в мастерских и на заводах.                                                                        
                                                      Вокруг себя Гропиуса собирает яркий и харизматический коллектив. С ним работали и такие известные приверженцы художественного «авангардизма», как Л. Фейнингер, П. Клее и В. Кандинский. Лишь безусловное отрицание господствующих мещанских вкусов и эклектики объединяло всех работников «Баухауза». Гропиус направлял их деятельность на выработку универсальных принципов формообразования, единых для архитектуры и дизайна, на создание новых методов преподавания, развивающих способности свободного решения задач, поставленных жизнью, без оглядки на «образцы», на общепринятое и привычное. В процессе обучения преподаватели и студенты раскладывали на составные элементы архитектуру и мебель, фигуру человека и оформление интерьеров, чтобы

переосмыслить это и собрать все иначе, более рационально и удобно. В школе была создана настолько демократичная атмосфера, что здесь приветствовались любые эксперименты, оригинальные идеи, которые бы позволили найти новое направление в дизайне. В мастерских «Баухауза» работали над архитектурными проектами, мебелью, рекламой и афишами, плакатами, посудой из металла и стекла, осветительными приборами, разрабатывали одежду, офисное оборудование, логотипы предприятий, обои и многое другое.                                                                                   
                                             В зависимости от директоров, концепции «Баухауза» трансформировались. Однако, общая функциональная концепция (даже обязанность) состояла в проектировании доступных красивых и удобных (функциональных) предметов широким массам. Основными идеями можно назвать идею сборного здания, введение научного анализа в проектирование, соединение практического опыта и обучения, приобщение студентов к реальной жизненной ситуации - например, плановая продажа изделий студентов, художественный, абстрактный подход к задачам - акцент на конструкции, фактуре, эстетике. Эти идеи являются результатом времени, эпохи и творческого гения представителей школы. Гропиус ставит перед «Баухаузом» цель обеспечить массовое производство дешевых, но высококачественных предметов быта, создать методы индустриального домостроения, помочь решению жилищной проблемы в Германии. Эстетическая концепция: строгость, простота и удобство.                                                                                                                 Вальтер Гропиус был вдохновлен идеей модерна – использование машин, минимум декора, функциональность, сокращение разрыва между промышленностью и дизайном, утилитарность – основные идеи «Баухауза» на начальном этапе развития, воплощенные как в предметном дизайне, так и в градостроительстве. Его стиль нельзя называть функционализмом или рационализмом - это абстрактные явления, к которым архитектор того времени может быть частично отнесен. Гропиус в «Границах архитектуры»: «Идея рационализма, которые многие считают основной характеристикой новой архитектуры, играет всего лишь очистительную роль. Другой аспект - удовлетворение потребностей человеческого духа – столь же важен, как и материальный. Оба они обретают свое место лишь в том союзе, который есть сама жизнь».
«Поскольку эволюция в архитектуре всегда проходила волнообразно, в реакциях протеста против предыдущих тенденций, то вполне естесственно, что за первыми проявлениями обретенной свободы в формообразовании последовало богатство и разнообразие в замыслах, в деталировке, в соотношениях объемов и в применении новой техники: ритм каркасов, кривые оболочки, выступы и заглубления отдельных частей здания…». Идеи этого периода Баухауза состоят именно в конструктивно-функциональном плане, так как необходимо было приобщиться к индустриальному производству архитектуры: “Важнейшими результатами в области всех этих открытий в области строительства можно считать следующие:
- рост гибкости и подвижности,
- возникновение новых пространственных связей между внутренним и внешним пространством;
- смелость, легкость, малая «привязанность к земле» строительных форм».

Веймар – Дессау - Берлин 

В 1925г происходит столкновение идей Гропиуса и консервативных взглядов властей города Веймара, поэтому он вынужден был перевести свою школу в Дессау.Построенное по его проекту здание «Баухауза» в Дессау считается манифестом функциональной архитектуры. Здание асимметрично, разные его части выполнены из разных материалов, что соответствует назначению тех или иных помещений. Декор практически отсутствует, обнажена конструктивная основа сооружения.                                                                     
                                                              Смелое асимметричное построение масс отражало организацию функциональных процессов. В контрастах горизонталей и вертикалей ощутимо влияние экспериментов советского архитектора и художника Эль Лисицкого. Здание Баухауза в Дессау было вершиной творческого пути Гропиуса.                                                                                 
    Постройка отразила и ограниченность функционализма - ее материальная структура создавала пространства, точно соответствовавшие определенной системе

функциональных процессов. Рационализм Гропиуса здесь был «одномоментен», он исключал учет возможностей развития, взгляд в будущее.                                                           Эту ограниченность Гропиус пытался преодолеть, проектируя вместе с берлинским режиссером Эрвином Пискатором здание «Тотального театра» (1927). Оно должно было подходить для любого типа театрального представления, для любой формы отношений между зрелищем и зрителями. Такой театр не был построен, но идея оставила глубокий след в развитии принципов рационалистической архитектуры.

Закрытие «Баухауза»

В 1928 году Гропиус оставил «Баухауз» и переехал в Берлин с тем, чтобы всецело посвятить себя работе в области массового жилищного строительства. К этому времени он уже обладал своим чётким представлением «архитектуры для народа». Он пытался осуществить свою мечту, способную улучшить условия жизни народа, построить дома, которые при минимальной стоимости позволяют рационально организовать быт и обеспечить необходимый человеку уровень комфорта и гигиенических условий. Чтобы все квартиры получили максимум солнечного света и воздуха и вместе с тем, чтобы выразить идею равноценности жилищ. Гропиус разработал приём «строчной застройки», при которой стандартные корпуса домов располагаются параллельными рядами. В 1927—1928 годах он применил этот прием в поселке Даммершток близ Карлсруэ, а в 1929 году — в большом жилом комплексе Сименсштадт на окраине Берлина. В Сименсштадте Гропиус и возглавлявшийся им коллектив архитекторов создали прообразы небольших экономичных квартир, которые определили основные направления массового жилищного строительства в последующие десятилетия.
С приходом к власти национал-социалистов даже расплывчатые идеи о совершенствовании социального устройства средствами архитектуры стали рассматриваться как крамола. Помимо государственной власти, против идей «Баухауза» выступали представители официального искусства, консервативные промышленники, обладатели крупных капиталов, из-за чего школе и приходилось переезжать из города в город, а в апреле 1933 года «Баухауз» был официально закрыт.

Эмиграция

«Баухауз» был назван «церковью марксизма», а его участники – группой «еврейско-большевистских» архитекторов. Опасаясь за свою жизнь, Вальтер Гропиус эмигрировал в Англию и прожил там 3 года. Вместе с английским архитектором Максуэллом Фраем он построил несколько зданий, среди которых наиболее значительное - сельская средняя школа в Импингтон Вилледже (1936). Это здание дало начало развитию специфического для страны типа павильонной школы, его высокая оценка способствовала внедрению идей рационализма в консервативную архитектуру тогдашней Англии.                                                                                               В 1937 году Гропиус принял приглашение из США, где работал профессором архитектуры в «Graduate School of Design». Америка с распростёртыми объятиями ждала отвергнутых нацистами талантов. Успех Гропиуса как педагога и организатора обусловлен его способностью видеть стоявшие перед ним проблемы всесторонне, а также отсутствием косности. Гропиус всегда был готов советоваться и учиться у других, когда чувствовал, что ему могут сообщить что-либо ценное. Он уделял много времени своим коллегам. Его готовность понять мнение других давала возможность его студентам свободно проявлять творческие способности и привлекала к нему людей.                            Здесь Гропиус получил возможность осуществить свои идеи. Он проектировал многочисленные небоскребы, фабричные здания, рабочие поселки, университеты, школы, театры и многое другое. Вокруг коллег Гропиуса по немецкому «Баухаузу» также образовывались группы архитекторов; создавались, так сказать, «филиалы Баухауза». Например, Ласло Мохой-Надь создал в Чикаго «Новый Баухауз». Гропиус начал также строительство собственного дома в Линкольне, штат Массачусетс. Здание, своей необычностью, привлекало восхищённые взгляды людей, которые непрерывно приезжали  на него посмотреть.                                                                                                        
                                                 Вслед за этим домом Гропиус совместно с Марселем Брейером построил ряд загородных домов. Среди них выделяется небольшой дом в Вайланде, построенный в 1940 году, который как бы сросся с окружающей его лесистой местностью. Он построил также большие, менее привлекательные дома, отвечающие коммерческим интересам их владельцев.
Гропиусу всегда был близок метод коллективного творчества. В 1946 г. он основывает группу «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC) — бригаду из восьми молодых архитекторов. Результат работы этой группы —образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже  (1949/50 гг), американское посольство в Афинах, Багдадский университет, жилой городок Буков-Рудов под Берлином и ряд других крупных проектов. Причиной исчезновения «роскошного типа» зданий были не только экономические трудности, но и развивающийся новый подход к жизни. В послевоенный период у людей появилось большое стремление к простоте- это и определило характер строящихся объектов.                                                                       
                                                                                      В последние годы жизни Гропиус возвращается в Берлин, где продолжает свою работу.

Продолжение принципов Гропиуса

Идеи и принципы Гропиуса повлияли на развитие современной архитектуры. Идея сочетания в одном лице художника, ремесленника и технолога оказала глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство: от книжной иллюстрации и рекламы до мебели и кухонной утвари.                                                                         
               Для Гропиуса, архитектура и дизайн выступали в качестве «жизнестроения»  не тем, что они непосредственно, революционным путём изменяют производство, быт, культуру, а тем, что воспитывают художника с его новым целостным видением как прототипа целостного  человека, который, в свою очередь, своим примером и своим творчеством превращает всё большее количество людей в « людей видения», а те уже – не по указке сверху, а спонтанно в своей повседневной деятельности осуществляют социально-художественный синтез, объединяют в целостность разные стороны бытия. При этом, восставая против хаоса в действительности и в архитектуре, он вовсе не стоял на точке зрения навязывания действительности желаемого им порядка путём ограничения индивидуальности. Наоборот, он настаивал на том, что «вмешательство правительства в дела людей не должно вести к разрушению индивидуализма, но скорее быть средством его сохранения. Идеи должны выдвигаться индивидуальной инициативой, а не бюрократическим предписанием».                                                                  
                           Можно сказать, что он был провозвестником нового мышления в архитектуре, призывал к выработке «многосоставного разума», то есть гибкого диалектического многомерного сознания.                                                                                                                                     Осенью 1947 года, выступая на VI конгрессе СІАМ в Англии, Гропиус суммировал свой опыт в области архитектуры. Это были расширенные выводы из концепций его молодых лет.  Они относились не только к подготовке архитектора, но и к реформе методов обучения в целом:  «В архитектурном образовании обучение методу важнее, нежели чисто профессиональные навыки. Объединение в единое целое знаний и опыт имеет важнейшее значение с самого начала обучения, и лишь тогда мы сможем воспитать в студентах комплексное понимание своей специальности. Такой педагогический подход вызывает в студентах творческий импульс к соединению в одной задаче архитектурного замысла проекта, конструкции и экономики с учетом предполагаемых социальных результатов».                                                                              
                                             Вальтеру Гропиусу посчастливилось увидеть реализацию своих проектов. Архитектор стал лауреатом многочисленных премий, получил звание почетного доктора в различных университетах мира. Тот факт, что многие произведения Гропиуса, даже созданные им в молодые годы, не потеряли своей первоначальной свежести, служит доказательством его творческой силы. И это касается не только области архитектуры.                                          «Цель архитектуры, — писал Гропиус, — всегда остается одна — создавать пространство и тела, В этом никакая техника и никакая теория не может ничего изменить. Объемное тело можно составить из любых материалов, а художественный гений находит средства и пути, чтобы с помощью таких материалов, как стекло и металл, устроить закрытые пространства и непроницаемую телесность. Нельзя не заметить, что этого Рода стремление к формотворчеству в наши дни началось с первоначальной свежестью, началось как раз при развитии индустриальных форм...»

Умер мастер в Бостоне в 1969 году в возрасте 86 лет.

Список используемой литературы:

• «Дизайн, история и теория», Н.А. Кошевникова

• В.Гропиус. Границы архитектуры  (серия: Проблемы материально-    художественной культуры).- под редакцией В.И. Тасалова-М.: Искусство, 1971.-286с.

• « Школа Баухауз», Droste Magdalena, 2010-256 с.


Информация о файле
Название файла Теория и практика Вальтера Гропиуса от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 21:10
Дата обновления 9.2.2013, 21:10
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 1 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 2008
Скачиваний 159
Оценить файл