Теоретические основы коррекция агрессивного поведения у младших школьников

Описание:
Теоретические основы коррекция агрессивного поведения у младших школьников
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ................................................................................
.................................... 3

1. Теоретические основы коррекция агрессивного поведения у

младших школьников ................................................................................
.............. 5

  1.1 Понятие, факторы и причины детской агрессивности ……………………. 5

  1.2 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного

  поведения у младших школьников ……………………………………………... 7

Заключение …………………………………………..…………………………... 13

Список используемой литературы ………………….…….……………………. 15

.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Поэтому проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Воспитатели и учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие неэффективно, т.к. такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под устрашающим девизом «То ли ещё будет...» скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.

Агрессия является предметом большого числа психолого-педагогических работ как зарубежных, так отечественных исследователей. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко и другие.

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М.Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др. Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, М.И. Лисина и др. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной. Т.П. Смирнова, Г.Э. Бреслав делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя диагностические критерии. С.Л.Колосова рассматривает особенности, истоки и генезис детской агрессивности. Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук, анализирует возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы с агрессивными детьми и подростками. Различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6-10лет предлагают Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др.

Проблема детской агрессии и агрессивного поведения требует немедленного безотлагательного решения. Современный педагог-психолог, работающий в сфере образования, в силу сложившейся ситуации просто обязан владеть эффективными технологиями работы с агрессивными школьниками. При этом работа педагога-психолога по своевременной диагностике, профилактике и коррекции агрессивного поведения должна начинаться уже в начальной школе, поскольку, согласно результатам последних лет, агрессия значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте.

Цель исследования: изучить коррекцию агрессивного поведения у младших школьников.

Задачи исследования:

1.     Рассмотреть понятие, факторы и причины детской агрессивности.

2.     Проанализировать формы, методы и средства для коррекции

          агрессивного поведения младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, медицинской

и методической литературы.

1.     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие, факторы и причины детской агрессивности

За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятием агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам двадцать первый век «веком беспокойства и насилия».

Агрессия в психологическом подходе – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) [6, с. 15].

Словарь по психологии дает такое определение: «Агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание» [2, с. 18].

Мещеряков Б.  и В. Зинченко уточняют, что агрессия — это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [3, с. 61].

В социально-педагогическом направлении агрессию рассматривает Л.В. Мардахаев, который описывает ее как поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку [7, с. 12].

Под агрессивностью понимается проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов [4, с. 42].

Изучая проблему детской агрессивности, мы так же обратили внимание на определение Р.С. Немова [9, с. 651], который описывает это понятие, утверждая, что под этим явлением необходимо понимать устойчивую или временную черту характера, проявляющуюся во враждебности человека в отношении других людей, животных, а также по отношению к предметам окружающего мира.

Детские агрессивные действия выступают в качестве:

   - средства достижения какой-либо цели;

   - способа психической разрядки;

   - способа удовлетворения потребности в самореализации и

самоутверждения.

В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае – спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого [8, с. 57].

Исаев Д.Д. и И.И. Журавлев в работе «Типологические модели поведения детей с различными формами девиантного поведения» [5, с. 53] к числу разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющего поведения, относят следующие факторы:

1. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических

предпосылок асоциального поведения, который затрудняет социальную адаптацию индивида.

2. Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах

школьного и семейного воспитания.

3. Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные

особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-образовательном учреждении.

4. Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-

избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

5. Социальный фактор, определяющийся социальными и социально

экономическими условиями существования общества.

Помимо факторов детской агрессивности существуют причины, которые вызывают у ребенка стойкое проявление данных реакцией.

Беличева С.А. предлагает рассматривать такие группы причин формирования агрессивности у детей младшего школьного возраста [1, с. 63]:

1) внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству;

2) ощущение тревоги и страха нападения;

3) агрессивное поведение есть специфический способ привлечения внимания окружающих;

4) неудовлетворенная потребность ребенка в любви и общении;

5) транслируя агрессивное поведение, ребенок может высказывать протест, который касается установленных правил и порядков.

1.2    Методические     рекомендации     профилактики     и    коррекции

агрессивного   поведения   у младших школьников

Методы коррекции агрессивного поведения разделяют на подходящие к индивидуальному консультированию детей с агрессивными проявлениями и не подходящие. К первым относятся все игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация.

          Ко вторым относятся методы, подразумевающие выражение агрессивных импульсов. Выход агрессии через действия или их имитацию в игре - такая форма больше проходит для групповой коррекции агрессии.

Приведем несколько методик, которые можно эффективно использовать для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.

          Методика «Наши чувства».

Цель: посредством ознакомления детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а также отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.

Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.

Процедура: предложить ребёнку разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой, отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого, дать ребёнку задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.

          Методика «Маленький секрет».

Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.

Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 –3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они…. Поиграй там некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.

Попробуй нарисовать это место, что ты представил». Затем вместе с ребёнком обсудить картинку, о чём он думал, на что это всё похоже и т.д.

Время процедуры: час - час двадцать.

          Методика «Мои эмоции».

Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.

Материалы: картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки и т.д.)

Процедура: Проводится на примере сказок, либо вместе с ребёнком придумываются различные истории, где ребёнок придумывает персонажей и наделяет их определёнными качествами и поведением. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом вместе с ребёнком просматривать и выделять персонажей, на сколько их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось бать и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, чтобы быть лучшим и как ему этого достичь. Придумать сказку, где положительный персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся ребёнку в отрицательном герое и что из этого в итоге получается.

Постараться переместить героев к концу 3 – 4 занятию в реальную жизнь.

          Методика «Театр из пластилина».

Цель: выход агрессии, спровоцированный на куклах из пластилина.

Материалы: коробка с пластилином, палочки, веточки, а также маленькие игрушки и конструктор.

Процедура: первый этап может быть осуществлён по принципу методики «мои эмоции», но с добавлением агрессивной окраски. Например, игра крепость. Ребёнок строит один лагерь из пластилина, а другой из конструктора, одной из сторон объявляется война. Разыгрывается нападение, дальнейший ход придумывает ребёнок, будет ли кто - то победителем или он всё разрушит, консультант остаётся здесь зрителем и лишь поддерживает динамику процесса высвобождения агрессии. В момент, когда консультант почувствует, что агрессивные импульсы стали постепенно угасать в игре, ему следует постараться постепенно, посредством новых историй научить ребёнка понимать и контролировать свои порывы. А также объяснить, чем они будут мешать в жизни «главного героя», и постараться обратить внимания ребёнка на то, что негативные чувства других в большинстве случаев можно обратить в добрые.

Количество встреч и работы по данной методике в целом определяет сам консультант, но для достижения наилучшего терапевтического эффекта должно быть проведено не меньше 10 занятий.

          Методика «Каракули».

Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и благодаря чему его каракули становятся более спонтанными.

Материалы: простой карандаш, лист ватмана и цветные карандаши.

Процедура: Ребёнку предлагается, вовлекая всё тело, размашистыми движениями нарисовать какую ни будь каракулю в воздухе. После того, как он испытывает свободу движений, то может с закрытыми глазами перенести это на бумагу. Когда каракули уже готовы, ребёнок должен рассмотреть их со всех сторон, пока какая - либо форма не ассоциируется с некой темой.

Все эти действия ведут обычно к беседе о различных замеченных формах, фигурок и образов, некоторые обнаруживают и не одну, выделяя их более яркими цветами, иногда из этого рождается спонтанно придуманная история. Здесь консультанту следует обратить внимание на используемые при раскраске цвета, а также и на увиденные образы. Если ребёнок рассказывает, какую-то историю по нарисованной картинке, уточните, у него роли персонажей и кого они ему напоминают, на кого похожи.

          Методика «Картина мира».

Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А также личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.

Материал: лист бумаги размером 250 / 150 см, карандаш и ручки.

Процедура: Даётся инструкция нарисовать картину мира, то есть мир, его образ, как ты его себе представляешь. После этого, ребёнка просят изобразить его собственный мир, на что он похож.

Интерпретация: существует пять основных видов рисунков:

«Планетарная картина мира» - изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.

«Пейзажная картина мира» - в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчётам – желаемая картина своего окружения.

«Непосредственное окружение», обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная, - то, что приходит на ум. Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

«Опосредованная, или метафорическая картина мира», передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа.

«Абстрактная, схематическая картина мира», отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

В интерпретации главными ориентирами для нас должны быть выделенные жирным шрифтом картины мира, т.к. они могут подсказать, каким бы ребёнок хотел видеть мир и какой он есть у него сейчас. Обязательно нужно его попросить, подробно рассказать, что же он нарисовал.

          Методика «Рисование истории».

Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом (ребёнком), а также осознание альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

Материал: карандаши и листы бумаги.

Процедура: консультант на бумаге рисует одну линию и просит ребёнка дополнить это таким образом, чтобы возникла картинка. И только тогда, когда рисунок закончен, консультант задает вопросы вроде: «что это?» или «Что здесь происходит, и кого ты изображал?» На следующем этапе уже ребёнок должен нарисовать первый знак, консультант развивает этот знак в рисунок, который является продолжением картинки нарисованной ребёнком. Таким образом, возникает серия рисунков, которые должны уложиться в более полную историю. Когда серия картинок будет закончена и ребёнок расскажет историю о них, стоит рассмотреть их заново и проанализировать. Одновременно стоит намекнуть ребёнку, чтобы он придумал другое завершение истории, которое могло бы быть более красочным. Таким образом, ребёнок сможет осознать существование альтернативных чувств и способов поведения.

Игры, в которых ребёнок может выражать свою агрессию в социально приемлемой форме.

          Игра «Крикни громче!»

Цель: посредством создания ситуации принятия, нейтрализовать вербальную агрессию.

Данное упражнение является одним из методов, применяемых, когда ребёнок часто использует ненормативную лексику либо просто обзывается. Методика может быть использована как родителями, так и психологами.

При очередной ситуации, когда ребёнок применил какие-либо «обзывательства», родителю (или психологу) обязательно нужно выяснить, насколько ребёнок вообще понимает значение тех слов, которые произносит. Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы:

Почему он употребляет именно эти слова?

Чем они ему нравятся? Что для него значат?

Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которым адресуются ругательства.

Предложить ребёнку решить эту проблему, заинтриговав его тем, что предложить прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова, сколько хочет, и его никто не будет там за это ругать…

На следующий день или в ближайшее время после такого разговора предложить ему прогуляться в лес. Привести ребёнка на какую-нибудь, достаточно дальнюю полянку (где вас никто не сможет услышать), остановившись по середине, объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громко произносить все ругательства, какие хочет. После этого, постараться сделать так, чтобы ребёнок произнёс все известные ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом усиливая их громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребёнок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончанию данной процедуры похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы вместе с ним придёте сюда снова, если у него возникнет желания воспроизвести всё то, что он выкрикивал. Потом просто как будто ничего и не было вернуться домой. Желательно об этом случае не кому не рассказывать, чтобы не поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию. [10, с. 6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у младших школьников.

Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой нет единого, исчерпывающего понятия агрессивности, хотя многие авторы сходятся к тому, что агрессивность, представляет собой особый вид социального взаимодействия, который характеризуется резким неприятием одной личностью мнения другой, с преимущественным применением физической силы для удовлетворения собственных потребностей. Агрессивное поведение является специфической формой поведения, а также способом решения социальных проблем. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют понятие агрессивности, терминологический диапазон находится в спектре от понимания явления как враждебной реакции человека для защиты собственного мнения до стремления господствовать над другими людьми. В психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования.

Достаточно часто агрессивность обнаруживается уже у маленьких детей. Детская агрессивность – явление специфическое и отнюдь неизбежное.

Детские агрессивные действия выступают в качестве:

   - средства, достижения какой-либо цели;

   - способа психологической разрядки;

   - способа удовлетворения потребности в самореализации и

самоутверждения.

У агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Зачастую дети перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение детей является неоднородным феноменом, имеет различные формы проявления – в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, а также социальных и иных причин, обусловливающих его возникновение. Кроме того, в науке не сложилось ещё единого концептуального подхода в типологии агрессивности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска: межведомственный подход/ С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 2005. - С.207.

2.       Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия/В.И. Гарбузов. – Спб.: Сфера, 1994. - С.160.

3.       Зинченко, В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.:  Прайм-Еврознак, 2003. - С.672.

4.       Ильясов, Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах/Ф.Н. Ильясов // ИМА-пресс. - 2000.  15 ноя.  С. 42.

5.       Исаев, Д.Д. и И.И. Журавлев Типологические модели поведения детей с различными формами девиантного поведения// Социц.  2003.  № 2. - С. 53-58.

6.       Лякина, Г.А. Агрессия детей: её причины и предупреждения/Г.А. Лякина // Психологическая наука и образование, 2010.  № 5. - С. 15.

7.       Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - С.242.

8.       Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Словарь/ Л.В. Мардахаев. - М.: Перспектива, 2011. - С.208.

9.       Немов, Р.С. Психология: Словарь – справочник: В 2 ч./Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. - С.688.

10.  Шебанова, В.И. Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников / В.И. Шебанова// Практическая, психическая, социальная работа, 2002.  № 1. - С. 6.

Информация о файле
Название файла Теоретические основы коррекция агрессивного поведения у младших школьников от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 19:51
Дата обновления 10.5.2020, 19:51
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 22.56 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 671
Скачиваний 59
Оценить файл