Теоретические основы изучения особенностей подростка, его самооценки, факторов

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3 

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей подростка, его самооценки, факторов, влияющих на самооценку и уровня притязаний………5

1.1  Психологические особенности подростка…………………………………….5

1.2  Понятие самооценки. Виды самооценки………………………………...........8

1.3 Особенности самооценки подростка………………………………………….12

1.4 Уровень самооценки и черты характера. Оценка своей внешности и особенности личности подростка…………………………………………………15

Выводы к главе I…………………………………………………………….…….20

Глава II. Экспериментальное исследование самооценки………………………22

2.1 Ход эксперимента……………………………………………………………...22

2.2 Описание используемых методик……………………………………………22

2.3. Анализ и описание полученных результатов……………………………...25

Выводы к главе II………………………………………………………………….31

Заключение…………………………………………………………………………33

Список используемой литературы………………………………………………34

Приложения………………………………………………………………………..35

Введение

Подростковый возраст представляет собой период становления личности. Это один из самых главных, но в тоже время один из самых трудных и сложных детских возрастов. В этот период формируется отношение к себе, межличностные отношения, отношение к обществу, закладываются социальные установки. Самовыражение, самоутверждение и самопознание являются главными чертами данного возрастного периода. В данный период закладываются способы эмоционального реагирования, черты характера и формы поведения. Самой главной чертой является самосознание. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский) [6, с.45].

Актуальность исследования данной работы состоит в выявлении взаимосвязи статусного положения подростка в группе и его самооценки в этот период.

         Проблемой исследования занимались многие психологи и философы, такие как: Леонтьев С.Л., Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Столин В.В., Бордовская Н.В., Чеснокова И.И. и др. На современном этапе изучены структура самосознания, её определяющие компоненты, изучены функции самосознания.


         Целью нашего исследования является анализ особенностей самооценки подростка и выявление связи самооценки подростка с его статусом в обществе.

Объектом исследования является личностная сфера подростка.

Предмет исследования - самооценка личности подростка.

В данной работе мы выдвигаем несколько гипотез. Мы предполагаем, что самооценка подростка зависит от статуса его в межличностных отношениях. Также нашим предположением становится взаимосвязь уровня притязаний подростка и его самооценки.

Задачи данной работы:

1.  Изучить психологические особенности подростка.

2. Рассмотреть понятие самооценки и её виды.

3. Проанализировать особенности самооценки подростка и её роль в становлении личности.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей уровня самооценки у подростков.

Программа исследования состоит из методики изучений самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна, исследования уровня притязаний (Ф. Хоппе), социометрии.

В нашу экспериментальную группу вошли 20 подростков, учащихся 8А класса МБОУ ЦО №1 города Донского Тульской области, из них 12 мальчиков и 8 девочек. Для проведения было получено согласие родителей. Экспериментальное исследование было проведено в одинаковых условиях. Практическая значимость нашего исследования в том, что его результаты могут использоваться педагогами - психологами по вопросам психологии педагогов средних школ и т.д.

Структура работы: данная работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Глава I. Теоретический анализ проблемы самооценки подростков

1.3  Психологические особенности подростка

Подростковый возраст – это тяжелый период, остро перетекающий переход от детства к взрослости подростка.  С одной стороны подростковый возраст характеризуется негативными проявлениями, такими как, дисгармоничность в строении личности, разрушение установившейся системы интересов, протестующий характер по отношению к взрослым. С другой же стороны в подростковом возрасте наблюдается много положительных факторов: подросток становится самостоятельным,  деятельность ребенка становится более обширной и многогранной, отношения с другими подростками и взрослыми становятся более содержательными и разнообразными и т.д. Самым главным фактом в этот период становится то, что ребенок выходит на новый социальный уровень. На этом уровне складывается осмысленное отношение к себе как к члену общества.

Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. Основным отличием психологических особенностей подростков становится изменение вида мышления: от конкретно-образного мышления подросток переходит к абстрактному мышлению. Само мышление становится самостоятельным, ярким, творческим и более активным, чем в период детства. В отличие от подростков младшего возраста и детей, ребенок старшего подросткового возраста интересуется самими процессами мышления и отдает предпочтение к самостоятельному обдумыванию процессов.

В подростковом возрасте происходит сильные физические изменения у ребенка: скачок в росте, увеличение физической силы и большие изменения внешности. Данные изменения повышают интерес подростка к самому себе. Физические изменения являются одним из главных признаков взросления. Физическое созревание провоцирует тягу к самопознанию. Неопределенное и неясное, расплывчатое «Я» у подростка вызывает ощущение внутренней пустоты, которую надо заполнить, чувство беспокойства. Впоследствии у ребенка появляется потребность самоутверждения – потребность быть участником какой-либо группы среди своих сверстников. Именно сознание групповой принадлежности дает чувство благополучия и эмоциональной устойчивости. Таким образом,  групповая принадлежность облегчает ребенку отделение от мира взрослых.

С другой же стороны, у подростка растет потребность в уединении и обособлении. Часто это проявляется в отдалении от взрослых. Такое уединение помогает подростку переосмыслить некоторые моменты жизни, лучше разобраться в себе, понять самого себя. В период 13-15 лет многие подростки очень зависят от мнения окружающих, поэтому поддаются влиянию со стороны сверстников. Они ранимы и чувствительны к насмешкам и критике в их адрес. В этом возрасте ребенок проявляет тревожную мнительность по поводу своего строения тела и внешности.

Внешность для подростка имеет огромное значение. С возрастом внешности придается меньше значения и внимания, так как человек уже привыкает к своему облику. На первый план выходят умственные способности, нравственные и моральные качества, воля. Ведь именно от них зависит успешность людей во взаимоотношениях с окружающими их людьми.

В период взросления, подросток ставится перед фактом того, что он должен наконец-то проститься с детством и домашним теплом. Таким образом, изменения коснулись не только внешних качеств подростка: тела и внешнего вида. Изменилось отношение к родителям, друзьям, одноклассникам и обществу в целом.

Одной из самых важных особенностей подростков становится переход от копирования оценок взрослых к своей собственной самооценке. Большая опора возлагается на внешние критерии. В подростковый период ребенок начинает сравнивать себя с другими людьми: сверстниками, одноклассниками, взрослыми. На этом строится самопознание. Благодаря самопознанию у подростков формируются определенные критерии самооценки.

У младших подростков самооценка еще ужасно противоречива и недостаточно целостна, поэтому в ходе их поведения проявляется достаточно много немотивированных поступков. В дальнейшем поведение подростка начинает регулироваться его самооценкой. Сама самооценка формируется в результате общения с людьми окружающими ребенка.

Противоречивыми становятся внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков. С одной стороны, ребенок стремится быть таким же, как все, а с другой желает выделяться из толпы, отличаться от своих сверстников. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, умением моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь". Благодаря общению с друзьями, ребенок вырабатывает критерии оценки себя и других людей, нормы своего поведения, а также цели и средства поведения. Таким образом, общение со сверстниками имеет первоначальное значение.

            В школе у подростка есть возможность занять более высокое положение благодаря своей успеваемости и полученным оценкам. Если такое положение подросток может занять за счет других своих качеств, значение хорошей успеваемости для ребенка падает. В этот период подросток очень часто живет через призму общественного мнения и мнения своего класса. Через эту же призму ученик воспринимает своих учителей. Именно из-за этого ребята в классе могут нарушать дисциплину,  дистанцию в общении с учителями и чувствовать молчаливое одобрение своих одноклассников. В таких случаях подросток не ощущает чувство вины и не испытывает неприятных переживаний.

            В данный период подросток желает, чтобы у него было «как у всех» или «как у других»,  для него это входит в понятие «нормы». Но в тоже время для такого возраста характерно и отсутствие «норм» - диспропорция. У подростков происходит разница в темпах развития. Эта разница оказывает большое влияние на самосознание и психику.

Мальчики – подростки имеют разные темпы развития: существуют рано созревающие мальчики (акселераты) и поздно созревающие (ретарданты). Рано созревающие подростки имеют все же ряд преимуществ перед вторыми. Акселераты чувствуют себя намного увереннее  со сверстниками и имеют более сформированный образ «Я». Также раннее развитие дает преимущество в физическом плане: более развита физическая сила, рост. У таких подростков повышенный уровень притязаний и престиж среди сверстников.

В том случае, если подростку не удается определить место своего «Я» в реальном мире возникает непонимание того, кто он такой и какой среде принадлежит. Происходит путаница ролей.  Такая путаница приводит в будущем к беспорядочным половым связям у девочек или же различным правонарушениям у несовершеннолетних. 

Нормальная социализация и здоровый образ жизни формируют у подростков жизненные ценности, которые в будущем способствуют нормальному развитию личности и укреплению здоровья.

1.2 Понятие о самооценке. Виды самооценки

Вопросом самосознания занимались многие психологи и философы на протяжении долгого времени. Данный вопрос имеет большое значение в психологии, он достаточно сложный и многогранный. Психическое развитие подростка имеет неразрывную связь с самосознанием.

В психологии самосознание характеризуется как совокупность психических процессов, по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я». [5, с.112]

По мнению Выготского Л.С., самосознание – это социальное сознание, перенесенное внутрь. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. [2, с.202]

Образ «Я» — это не просто представление или понятие лич­ности о самой себе, а социальная установка, отношение лично­сти к себе. 

В образе «Я» можно выделить три компо­нента:

1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;

2) эмоционально - оценочный — ценностное отношение к себе;

3) поведенческий — особенности регуляции поведения. [3, с.104]

Наиболее существенной стороной самосознания личности является её самооценка. Самооценка личности – оценка личностью самой себя, своих качеств и возможностей, места среди других людей. Именно степень правильности образа «Я» выясняется при изучении самооценки.

Самооценка  – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков[7, с. 332].

Самооценка – непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает о себе, сколько в его отношении к достижениям других людей. С помощью самооценки появляется способность регулировать своё поведение.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [4, с.24]

Самооценка дает возможность  оценить и увидеть свои шансы и способности, отражает цели и мотивы человека, поступки и действия.

Самооценка бывает нескольких видов: она бывает правильной или ложной, может быть низкой или относительно высокой, устойчивой и неустойчивой. Когда  человек начинает четко осознавать те области деятельности и сферы своей жизни, в которых он достаточно силен, может преодолеть трудности и добиться значительно высоких результатов, значит, он достиг дифференцированной самооценки. Она является зрелой самооценкой.

На начальных этапах развития ребенок придает значение в основном своим физическим способностям и возможностям («Я сильный», «Я большой»). В дальнейшем подросток начинает осознавать и оценивать свои моральные качества и поступки. В данный период самооценка уже выступает как важнейший регулятор поведения, общения, труда и активности ребенка.

Формируется и проявляется самооценка и самосознание у подростка только под воздействием общения ребенка с окружающими и другими социальными факторами.

Огромно значение в формировании самооценки имеет игра, занятие и общение ребенка. Они ставят его в жизненную ситуацию, когда он должен подчиняться определенным правилам, требованиям, проявлять свои качества личности. Таким образом, самооценка имеет неразрывную связь с самоконтролем и самонаблюдением.

На формирование самооценки решающее влияние оказывают два фактора:

1)    осознание ребенком своей деятельности, хода её развития и результатов;

2)    отношение окружающих.

Реан А.А., Бордовская Н.В. и др. подчеркивают, что самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место. [8, с.359]

Самооценка личности бывает завышенной и заниженной. Несмотря на это, люди с разной самооценкой, но в одинаковой ситуации будут вести себя совершенно по-разному: по-разному будут воздействовать на развитие событий, предпримут различные действия в отношении ситуации.

Человек с завышенной самооценкой часто становятся жестокими, агрессивными, не признают своих ошибок, неправильного поведения и недостаточного количества знаний. У таких людей идеализированное представление о своей личности.

Заниженная самооценка проявляется повышенной робостью, неуверенностью в себе. У таких людей остаются нереализованными многие способности, планы и мечты. Человек с такой самооценкой очень раним, зависим от чужого мнения, слишком критичен к себе. Подростки обычно ставят перед собой низкие цели и уже заранее настраиваются на неудачу в их реализации. Люди с низкой самооценкой неулыбчивые, хмурые, с развитым комплексом неполноценности.

Понятие об уровне притязаний

Достижение целей в различной деятельности и сферах поведения определяется самооценкой личности. От правильности этой самооценки зависит уровень притязаний личности.

Уровень притязаний - это система перспективных задач, которые человек ставит для собственного достижения.

Уровень притязаний зависит от «Я»-образа, в основном от Я-идеального (у человека ставится задача достичь данного образа (например, похудеть, закончить университет с красным дипломом и т.д.) и самооценки.

В некоторых случаях происходит либо недооценка либо переоценка своих возможностей и результатов. Это приводит к тому, что появляются комплексы (комплекс неполноценности либо комплекс превосходства). 

Оба комплекса чреваты последствиями. При комплексе превосходства появляется пренебрежительное отношение к окружающим, излишняя самоуверенность, презрение к некоторым людям. При наличии комплекса неполноценности у человека появляется неуверенность, застенчивость, теряется самоуважение.

Свое самоуважение можно регулировать с помощью уменьшения или увеличения уровня притязаний. Неудачи обычно влекут удары по самоуважению, а от побед и успехов оно растет. Успех личности зависит во много от внешних обстоятельств.

Еще в начале XX века психолог В.Джеймс определил зависимость самооценки и уровня притязаний:

Самоуважение = Успех / Уровень притязаний

Большое значение для уровня притязаний имеет самооценка. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.  Уровень притязаний может быть: неадекватным (завышенным или заниженным) и адекватным (человек выбирает для себя реальные цели, которые может достичь, которые соответствуют возможностям и способностям личности). Заниженный уровень притязаний, когда человек выби­рает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы до­стичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оцени­вает свои способности, возможности, чувствует себя «не­полноценным»). Такой уровень также возможен и при высокой само­оценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость». Завышенный уровень притязаний, когда чело­век ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разо­чарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завы­шенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, не­удачи, разочарования. [7, с.394]

1.3 Особенности самооценки подростка

В подростковом возрасте на самооценку оказывает влияние обычно та деятельность, которая является ведущей на данном этапе развития. Например,  для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность. Учебная деятельность напрямую связана с успехами в учебе и успеваемостью в школе. Таким образом, оценки от учителей оказывают огромное влияние на самооценку подростка. У хороших учеников складывается высокая, бывает и завышенная самооценка, а у слабых, как правило, низкая, а то и вовсе заниженная самооценка. Слабые ученики плохо чувствуют себя в окружении своих сверстников, проявляют тревожность, робость и относятся ко всему с настороженностью.  На самооценку школьника также оказывает большое влияние оценка окружающих его людей и сверстников. Сильных учеников отличает завышенная самооценка, уверенность в себе, авторитет у своих сверстников, лидерские черты.

Все отношения в классе у школьников начинают складываться исходя из их оценок. К «звездам» класса обычно тянутся сверстники, пытаются с ними дружить. Среди  учеников формируются «слабые», «сильные» и «средние» ребята, в соответствии со своими оценками. Такое разделение накладывает огромный отпечаток на жизнь ребенка в будущем. Переоценка и недооценка своих возможностей и сил в будущем приводит к очень серьезным последствиям. Позже, самооценки будут менять свои основания. На первый план у ребят встанет дружба, качества товарищества, смелость, интересы и увлеченность чем-либо.

Самооценка в подростковом возрасте выходит на новую ступень развития, приобретает новые функции. Подросток уже начинает осознавать в себе личность, обладающую определенными психическими качествами, включенную в систему социальных отношений. В область осознаваемого подростком включаются все виды его деятельности, он начинает познавать себя, проявлять себя в отношении с другими людьми. Главным «ядром» личности на данном этапе является самосознание. Оно концентрирует в себе основные изменения личности.

По мнению ученых, самооценка является одним из самых поздних образований. Началом реального его действия является только подростковый возраст. Особенности детей подросткового возраста на разных этапах различны. Например, в младшем подростковом возрасте отмечается неустойчивость, подверженность внешней окружающей среде, ситуативность. В старшем подростковом возрасте появляется большая устойчивость, многосторонность, охват больших сфер жизнедеятельности и расширение круга интересов.

Рубинштейн С.Л.  процесс развития самосознания проводит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. [10, с.105]

В подростковом возрасте многими учеными отмечено увеличение адекватности самооценки. Так, например,  Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств. [9, с.120]

У подростков самые большие изменения происходят в содержательной стороне самооценки. В данный период, который происходит достаточно быстро, наблюдается резкий переход от недостаточного полного и не совсем четкого видения себя к полноценной Я-концепции. Происходит увеличение количества качеств, которые находит и осознает в себе школьник. У подростков меняется понятие о своей самооценке. Их ориентация по-прежнему остается на идеальной самооценке, но для многих разница между их реальной и идеальной самооценкой не является трагедией. При оценке себя подростки охватывают все качества своей личности и могут дать более полную и обобщенную характеристику. Подростки раскрывают себя в своих интересах, увлечениях, любимых хобби. Школьники совершенствуют суждения о своих недостатках.

Честность, справедливость и доброта являются основными моральными чертами самооценки подростков. Высокий уровень самокритичности подростка позволяет признать в себе свои отрицательные качества. В будущем подросток начинает осознавать необходимость избавиться от них.

У подростков оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу. Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя. [11, с.361]

Огромное влияние на самооценку подростков оказывает педагогическая оценка. Она была исследована в полном объеме Б.Г.Ананьевым. Он выделил две основные функции педагогической оценки: стимулирующую и ориентирующую. Стимулирующая функция воздействует на аффективно-волевую сферу личности, а ориентирующая на интеллектуальную сферу. Сочетание этих двух функций формирует знание подростка о самом себе, т.е. самооценку и самосознание.

Педагогические оценки влияют и на взаимоотношения детей в классе, их личную оценку и взаимооценку, которая выражается в популярности и репутации каждого ребенка.

Успехи в учебе, оценки учителей влияют на самооценку, так как успешность в освоении учебного материала и знаний считается главным показателем значимости личности. Таким образом,  на основе научных знаний мы с уверенностью можем сказать, что связь между представлениями ребенка о своих способностях и успеваемостью в школе носит характер взаимовлияния. Поэтому представления о себе часто приобретают негативный характер, и самооценка оказывается заниженной.

Самооценка также оказывает влияние на успехи в учебе через механизмы мотивации, уверенности в себе и своих силах. Например, подростки, имеющие высокую самооценку, обычно учатся гораздо лучше детей с заниженной самооценкой.

А.И.Липкина проводила исследование по выявлении. Механизмов связи самооценки подростка и его успешности в обучении. Она предположила, что в основе этого влияния лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.

Результаты ее исследований показали, что уровень самооценки подростков оказывает существенное влияние как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы.

1.4 Уровень самооценки и черты характера. Оценка своей внешности и особенности личности подростка

Характер человека проявляется не только в поведении человека к другим людям, но и отношение к самому себе. Каждый человек нередко сравнивает себя с окружающими его людьми, что в итоге приводит к выработке у него устойчивого мнения о своем интеллекте, здоровье, положение в обществе, таким образом, он формирует «набор самооценок».

Многие люди оценивают себя чуть выше среднего. Таким людям свойственна потребность в высокой самооценке. Самоуважение  помогает сформировать в себе психологическую устойчивость и хорошее настроение. Благодаря высокому уровню самооценки, в сложной ситуации человек может успокоиться и взять ситуацию в свои руки, если что-то пошло не так. Таким образом, у подростка срабатывает психологическая защита. 

У людей, которые страдают неврозами, самооценка часто доходит до крайней. Она бывает чересчур завышенной или заниженной (самый честный, самый добрый).

Человек, считающий себя умнее других, красивее или сильнее, намеренно это подчеркивающий, вызывает раздражение со стороны окружающий. Такие люди обычно испытывают трудности общения. Источником негативизма окружающих является: подчеркивание своих достоинств, пренебрежительное отношение к другим.

Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как прави­ло, - это чувство, возникающее в ответ на несправедли­вое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, что завы­шенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая край­ность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную кри­тику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен. Несовпадение ожидаемой и реальной наград зако­номерно выливается в обиду и зависть, которые накапли­ваются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. [10, с.297]

Формирование тех или иных качеств у подростка определяется характером самооценки. Например, если у подростка адекватный уровень самооценки, то он уверен в себе, самокритичен.

Люди с адекватной самооценкой проявляют большую активность, которая направлена на различные виды деятельности, а так же межличностные контакты. У таких подростков большое поле интересов и действий. Те подростки, которые имеют завышенную самооценку, наоборот проявляют ограниченность в видах деятельности, общение их малосодержательное.

Существуют агрессивные подростки. Они характеризуются проявлением крайней самооценки. Самооценка таких подростков обычно либо максимально положительная, либо максимально отрицательная. Сами подростки отличаются страхом перед большими социальными контактами, повышенной тревожностью, неумением искать выход в сложных ситуациях.

Депрессивным поведением обладают подростки с низкой самооценкой. Одни исследователи считают, что низкая самооценка провоцирует депрессивные тенденции и является их причиной. Другие же уверены, что депрессивный аффект вначале появляется, а затем превращается в низкую самооценку.

Дети также способны проявлять способность к своей оценке в разных областях. Начинают проявлять они это примерно с 8ми лет. Самые значимые области у детей: внешность, физические способности, поведение, успеваемость в школе и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие - для сверстников.


Адекватность самооценки

В подростковом возрасте происходит постепенное увеличение адекватности самооценки. Р.Берне смог объяснить это тем, что подростки имеют свойство оценивать себя ниже по тем показателям, которые считают для себя самыми важными. Это снижение указывает на их реализм. Детям же присуще обычно завышать свою самооценку.

Однако в способности адекватного самооценивания нет полового различия среди мальчиков и девочек. Но если брать способность оценивания других людей, то у девочек она выше, т.к. они проявляют больший интерес к другим людям. Перенос знаний об окружающих на сове Я у девочек в значительной степени отстает, чем у юношей-подростков.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих нравственных качеств, способностей и поступков. Адекватная самооценка позволяет подростку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом. Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

Индикаторы различных типов самооценки подростков представили и сформировали В.Кваде и П.Трусов. По их мнению, высокая учительская оценка выполнения норм поведения и сильная ориентация подростка на свою будущую профессию формируют адекватную самооценку. Заниженную самооценку у подростка вызывает низкая психологическая устойчивость.

Динамика самооценки.

Самые большие изменения происходят в содержательной стороне самооценки подростков. Именно в этот период происходит резкий переход от расплывчатого и фрагментарного видения себя к четкой и сформировавшейся Я-концепции. Количество качеств, которые начинает видеть и находит в себе старший подросток в два раза больше, чем у младших школьников. Самооценка старшеклассников становится все более и более обобщенной. При оценке себя они способны охватить все стороны. Подростки находят себя в категориях отражающих их любимые занятия, интересы и деятельность. Совершенствуются суждения о своих недостатках. Разрыв между идеальной и реальной самооценкой для подростка не является травмирующим. У подростка повышается уровень самокритичности, он способен видеть и осознавать свои отрицательные качества. Подросток уже в состоянии найти выход от них избавиться. Основными моральными чертами в содержании самооценки являются честность, доброта и справедливость.

Пограничные расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности.
"Пограничное сознание" — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики.
Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

Наиболее значимыми качествами для своего «Я» для юноши старшеклассника являются волевые, интеллектуальны и коммуникативные качества. Эти качества можно рассматривать как основание ценностного отношения подростка к себе. Люди из круга ближайшего общения понимаются подростком, как носители этих качеств, развитых на высоком уровне. У девочек содержательная часть самооценки касается взаимоотношений с другими людьми.

В подростковый период другой человек занимает в жизни подростка особое место. Именно благодаря пониманию и восприятию другого человека подросток начинает понимать себя. В этом состоит специфика восприятия подростком других людей. Познание качеств другого человека происходит в несколько этапов: сначала выделяются внешние, физические характеристики, затем качества другого человека, связанные с выполнением различных видов деятельности, а затем уже личностные качества, свойства внутреннего мира человека.

Огромное значение подросток уделяют физическому облику другого человека. Восприятие этого облика подросток переносит на восприятие самого себя. Внешний облик и физические черты сильно волнуют подростка, он старается соответствовать стандартам, принятым в группе его сверстников. В данный период подросток считает, что соответствие физического облика стандартам является определяющим фактором социального признания.

Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма). [10, с.362]

Обычно у юношей-подростков эталон красоты несколько завышен и преувеличен. Для ребят имеет огромное значение соответствие стереотипному образу мускулистости. 

Много неприятностей во внешности доставляет ребятам кожа. И юноши, и девушки болезненно относятся к появлению угрей и прыщей. Рост для мальчиков также важен. Он становится одним из основных источников тревоги. По их мнению, с ростом ассоциируется мускулистость. Величина и величие для них синонимы. Таким образом, юноши и девушки в переходном возрасте становятся жертвами «страха физического недостатка» (дисморфомании).

Конституциональные особенности также играют важную роль в развитии подростка. Одной из основных проблем подростка является избыточный вес и ожирение. Накануне полового созревания у многих ребят образуются жировые накопления, составляющие энергетический запас организма. Сам факт ожирения, даже просто полноту, юноши и девушки воспринимают очень болезненно. Подростки, в частности девушки, нередко, чтобы сбросить вес прибегают к очень вредным диетам.

Во время полового созревания у некоторых юношей наблюдается увеличение грудных желез по женскому типу.  У некоторых мальчиков озабоченность вызывают недостаточные, по их мнению, размеры полового члена.

Юношеские заботы о внешности имеют различие по сравнению с девичьими: юноши мечтают о высоком росте, а многие девушки хотят свой уменьшить; у девушек вызывает озабоченность оволосение, а юношей смущает отсутствие волос на теле и т.д.

Таким образом, внешность – одна из важнейших сторон жизни. У многих старшеклассников она вызывает чувство тревоги. Чтобы побороть излишнюю тревожность некоторые подростки часами проводят перед зеркалом, надевают броские наряды. Тем самым ребята привлекают внимание, чтобы получить подтверждение, что опасения напрасны, что он(она) может привлечь внимание. С возрастом зацикленность на внешности обычно уходит. Человек привыкает к своему внешнему облику, принимает его таким, какой он есть и таким образом, стабилизирует связанный с ним уровень притязаний. На первый план выходят другие свойства «Я»-образа – моральные качества человека, волевые и интеллектуальны способности, от которых зависит успешность человека в обществе.

Выводы к главе I

Немного разобравшись в исследованиях различных психологов о проблеме самооценки в подростковом возрасте, можно сделать выводы о том, что у молодых людей в подростковом возрасте очень активно начинается процесс формирования самосознания. У подростка разрабатывается своя независимая система эталонов самооценивания, вырабатывается самоотношение, формируется самосознание, развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

У подростков формируется своя Я-концепция. Она способствует построению поведения молодого человека, как осознанного, так и неосознанного. Подросток начинает понимать свою неповторимость и особенность. В сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние.

Общение со сверстниками, занятия, различные игры постоянно обращают внимание подростка на самого себя, ставят в ситуацию, когда подросток должен сам оценить своё поведение, как-то отнестись к самому себе, проявить те или иные качества личности. Самонаблюдение и самоконтроль формируют самооценку подростка.

Правильная достаточно высокая  самооценка подростка поможет ему  быстрее сформироваться как личности и достичь большего успеха в жизни.

Таким образом, развитие самооценки один из важнейших моментов в развитии личности подростка. У ребенка возникает интерес к качествам своей личности, к себе, потребность в оценке себя, сравнивание себя с другими. В данный период подростку необходимо разобраться с противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.

Обобщив все полученные нами данные, можно сделать выводы, что образ «Я» у подростков еще не полностью сформирован. С возрастом характерные черты (положительные, отрицательные) становится более закрепившимися и устойчивыми. В юности повысить свою самооценку легче, чем во взрослом возрасте.

Глава II. Экспериментальное исследование самооценки

2.1 Ход эксперимента

Наше экспериментальное исследование проводилось в МБОУ ЦО №1 г.Донской. В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 8А класса в количестве 20 человек (12 мальчиков и 8 девочек). Возраст учащихся 13-14 лет.

Исследование проводилось в индивидуальном и групповом порядке в соответствии с методикой.

Цель исследования: провести экспериментальное исследование уровня самооценки подростков и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений.

Задачи:

1.     Подобрать методики;

2.     Определить уровень самооценки испытуемых;

3.     Выявить зависимость уровня самооценки от статусного положения подростка в группе сверстников.

4.     Определить уровень притязаний подростков.

В ходе исследования были использованы: методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна, социометрия,  исследование уровня притязаний (Ф. Хоппе).

2.2 Описание используемых методик

Методика изучения самооценки Т. Дембо-С.Рубинштейна

На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по мнению школьника находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Подростку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). то, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где он может оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Также можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств мы будем тестировать (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой).

На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспе­риментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно (опросный лист см. в приложении 1 к курсовой работе).

Исследование уровня притязаний Ф. Хоппе

Данная оценка уровня притязаний предназначена для изучения таких личностных особенностях, как: самолюбие, самооценка, уровень притязаний, а также адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха.

Стимульный материал (см. приложение 3) представляет собой набор несложных заданий, воспринимаемых как тест на общую эрудицию. Перед началом тестирования подростку дается следующая инструкция:

«Перед Вами разложены два ряда карточек от 1 до 12 и от 1а до 12а. Каждая карточка содержит задание, сложность которого возрастает соответственно номеру карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности. Вы можете поочередно выбирать карточку с любым номером и давать ответ на задание в карточке. Время решения строго ограничено и фиксируется по секундомеру».

В процессе выполнения подростком заданий теста мы, следя по секундомеру, может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время для выполнения задания и тем самым произвольно создавать ситуацию "успеха- или "неуспеха-. Это обстоятельство придает данной методике экспериментальный характер. Порядок выбора (№ карточек) фиксируется в протоколе. Выполненные задания отмечают знаком «+», невыполненные - знаком «-».

При оценке результатов нас должны интересовать не интеллектуальные возможности испытуемого (объем его знаний), а особенности его поведения в зависимости от успеха или неуспеха, наличие или отсутствие тенденций к усложнению задания (формирование уровня притязаний). У людей с устойчивым характером колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и более сложным после успеха) носят плавный характер, а при эмоциональной неустойчивости личности эти колебания более резки. После небольшого успеха они могут выбрать самую трудную задачу, а после однократной неудачи - самую легкую. При выборе, не зависящем от успеха или неуспеха необходимо дополнительное исследование, т.к. речь может идти о нарушениях психической деятельности.

Социометрия

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из подростков, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому подросток отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться. После выполнения задания мы проверяем: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

 

2.3. Анализ и описание полученных результатов

Интерпретация результатов по методике Т.Дембо-С.Рубинштейна.

Обработка проводится по шести шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

1.     По каждой из шести шкал можно определить:

a.     уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

b.     высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

c.      значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний, ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2.     Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

По методике Т.Дембо-С.Рубинштейна для определения уровня самооценки подростков нам необходимо сделать сводную таблицу данных:

Таблица 1

Результаты методики Т.Дембо-С.Рубинштейна

Поряд­ковый №

Качества личности

Сред­-

ний

балл

Уро-

Вень

Добро-та

Чест­ность

Сообра­зитель­ность

Трудо-

любие

Щед-рость

Любо-

знатель-

ность

Общи-тель-

ность

4,5

2,3

3

5

4,5

3

5

3,9

Средний

4

2,5

3

4,5

4

3,5

5

3,8

Средний

2,5

2

2

2,3

1,3

4

3,5

2,5

Низкий

3,5

3

3

5

2,5

3

4,5

3,5

Средний

3,5

2,5

2

5

2,5

3

5

3,4

Средний

4,5

4

2,6

4,5

4,5

5

5

4,3

Высокий

3,5

2,5

3

4

4,5

4,5

2,5

3,5

Средний

3

2

3

5

4

5

5

3,8

Средний

3

3

2,5

2,6

2,6

1,5

2

2,4

Низкий

2,5

2

2

3

3

2

3,5

2,5

Низкий

2

2,5

2,5

5

2,5

3

5

3,2

Средний

4,5

4

2,5

4

4,5

4,5

5

4,1

Высокий

3,5

2

3,5

4,5

4,5

5

5

4

Высокий

4

3,5

2,5

4,5

4,5

3,5

4,5

4

Высокий

3,5

3

3

4,5

4

3,5

4,5

3,7

Средний

4,5

4

2,5

4

4,5

4,5

5

4,1

Высокий

3,5

2,5

2,5

4,5

4,5

4

3,5

3,7

Средний

3,5

4

2,7

4,5

5

4

5

4,1

Высокий

3,5

3

3

5

2,5

3,2

5

3,6

Средний

4

2,5

1

2

4,5

3

5

3,1

Средний

По результатам проведения методики Т.Дембо-Рубинштейна, нами было установлено, что группа подростков имеют различный уровень самооценки:

6 подростков имеют высокий уровень самооценки, это составляет 30%; 11 человек имею средний уровень самооценки (55%); 3 подростка (15%) – низкий уровень самооценки.

Интерпретация результатов по социометрии.

Для изучения эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положения в них каждого подростка мы использовали социометрию.

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на четыре статусные группы.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов; 1 и 3 статусные группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе.

Результаты социометрии с выбором подростков сведены в таблицу:

                                                                                
                   Таблица 2

Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия,

Имя

Критерии выбора

Кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1. Алексеев Владимир

1

3

1

3

2

2. Макарцев Алексей

1

3

1

2

3

3. Митягин Олег

1

3

3

2

1

4. Моисеев Павел

1

3

3

1

2

5. Мягков Дмитрий

1

3

3

1

2

6. Нестеров Ярослав

1

3

1

3

2

7. Никитин Никита

1

3

3

1

2

8. Попов Виктор

1

3

3

1

2

9. Русанов Александр

1

3

3

2

1

10.Труханов Андрей

1

3

1

2

3

11. Фатенко Сергей

1

3

2

1

3

12. Шабалин Александр

1

3

2

3

1

13. Быкова Татьяна

1

3

2

1

3

14. Костенникова Екатерина

1

3

1

2

3

15. Котова Елена

1

3

2

3

1

16. Макеева Наталья

1

3

3

1

2

17. Малахова Екатерина

1

3

2

1

3

18. Платошина Татьяна

1

3

2

3

1

19. Почуева Ольга

1

3

2

1

3

20. Сидорова Анастасия

1

3

1

2

3

Получено выборов

2

2

2

5

2

1

3

3

2

3

0

3

3

3

5

5

5

5

5

0

Получено взаимных выборов

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

В результате подсчетов статусные категории каждого подростка:

o    лидеры – 6 человек.

o    предпочитаемые – 6 человека.

o    пренебрегаемые – 5 человек.

o    отверженные – 3 человек.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод: 12 подростков, что составляет 60%, имеют благоприятный статус, т.е относятся к первой и второй статусным группам, а 8 испытуемых (40%) принадлежат к третьей и четвертой статусным группам.

Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты:

·         из общего количества детей первого статуса (лидеры) 63% имеют высокий уровень самооценки и 37% имеют средний уровень самооценки;

·         из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 59% имеют высокий уровень самооценки и 41% имеют средний уровень самооценки;

·         из всех детей третей статусной категории (пренебрегаемые) 100% имеют средний уровень самооценки;

·         из всех детей, находящихся в четвертой статусной категории (отверженные) 38% имеют средний уровень самооценки и 62% имеют низкий уровень самооценки.

Интерпретация результатов по методике Ф.Хоппе.

Исследуя уровень притязаний у подростков по методике Ф.Хоппе, были получены следующие закономерности:

При оценке наших результатов нас интересовали не интеллектуальные способности испытуемого (объем его знаний), а особенности его поведения в зависимости от успеха или неуспеха, наличие закономерностей к усложнению задания (формирования уровня притязаний).

У подростков с устойчивым характером колебания в выборе (подростки переходили к легким задачам после неудач или к более сложным после успеха) носят плавный характер. При эмоциональной неустойчивости личности эти колебания более резкие. Такие подростки после небольшого успеха выбирают самую трудную задачу, а после небольшой неудачи – самую легкую.

Воспользовавшись нашим стимульным материалом (см. приложение 3) мы получили следующие результаты:

У большинства подростков существуют закономерности к усложнению заданий, они переходят от более простых к более сложным заданиям, у таких подростков формирующийся уровень притязаний.

Таких подростков составило 12  человек (60 %).

Другие испытуемые имеют более резкие колебания в выполнении заданий. Многие задания для подростков казались очень сложными, и они выбирали только самые простые задачи.

Таких подростков составило 8 человек (40%).

Таким образом, в результате исследования связи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе. Уровень притязаний у большинства подростков оказался сформированным.

 

Выводы к главе II

            Для проведения экспериментальной части нашей курсовой работы, были выбраны 3 методики: методика социометрии, методика определения самооценки Дембо-Рубинштейна, а также оценка уровня притязаний Ф.Хоппе.

После проведения каждой из методик мы определили самооценку подростков, зависимость самооценки от статусного положения подростка в группе, уровень притязаний каждого подростка и провели социометрический опрос.

При изучении подростков 8А класса МБОУ ЦО №1 города Донского Тульской области мы пришли к следующему выводу о том, что большинство ребят этого класса имеют завышенную самооценку (30%). С такими детьми трудно найти контакт. Каждое поручение преподавателя они воспринимают в «штыки», не хотят соглашаться с чужим мнением.

Учеников со средней самооценкой больше, чем с завышенной (55%). С такими подростками приятно работать. Они ставят перед собой выполнимые задачи, оценивают свои способности реально. Такие дети не завышают свою самооценку, прислушиваются к мнению окружающих.

Подростков с низкой самооценкой мало в данном классе (15%), но они также есть. Такие ребята не уверены в себе, бояться насмешек со стороны окружающих, в основном, со стороны своих одноклассников. Подростки застенчивы, на уроке молчат, пытаются сделать так, чтобы их не спросили, бояться насмешек. Зависимы от мнения сверстников.

По полученным данным, уровень самооценки подростков тесно коррелировал с их социальным положением в обществе сверстников. Как оказалось, чем выше социальный статус подростка, тем выше его самооценка. В нашем исследовании результаты социометрии совпали с самооценкой подростков. Высокий социальный статус имеют подростки с завышенной самооценкой, в группе своих одноклассников они стараются выделиться, казаться намного престижней своих сверстников. Ребята с заниженной самооценкой имеют низкий статус. Они пытаются не выделяться, ведут себя скромно. Учащиеся со средней самооценкой легче всего адаптируются в группе, расположены к остальным ребятам и пытаются им помогать.  Также из полученных нами данных по оценке притязаний, мы исследовали особенности поведения подростков в зависимости от успеха или неуспеха,  наличие закономерностей к усложнению задания. Уровень притязаний у большинства подростков оказался сформированным.

Самооценки  с неадекватным уровнем необходимо корректировать, и делать это должны не только родители, но и педагоги, чтобы не нанести непоправимый урон ребенку в будущем.

Заключение

В подростковый возраст идет перестройка всех систем отношений подростка с окружающими его людьми под воздействием многих факторов, в основном социально личностных. Изменяется отношение подростка к школе, к своим сверстникам. Вследствие развития интересов к чему-либо определяется взаимосвязь к выбору будущей профессии. В первой и второй главе курсовой работы мы раскрыли вопрос о том, как идет подготовка к самостоятельной жизни, формируется свое мировоззрение, развивается самооценка, начинают накапливаться ценности жизни, меняется мотивация.

В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С взрослением подростка влияние социального фактора усиливается. В подростковом возрасте все чаще наблюдаются противоречия.

Одной из самых важных сторон самосознания является развитие самооценки. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих целей, поступков, мотивов, умение адекватно оценивать свои возможности.

Многие исследования, проводившиеся учеными и психологами, показали, что низкая успеваемость в школе, незаинтересованность в учебном процессе, недостаточная мотивация, приводят к развитию заниженной самооценки у подростка. Наоборот, высокий уровень самооценки и притязаний, развивают в подростке самостоятельность, инициативность, активную деятельность, повышают силу и придают веру в себя. Таким образом, в подростковом возрасте очень важно сформировать полную и целую Я-концепцию, которая помогла бы реализовать свои возможности.

Благодаря проведенному нами экспериментальному исследованию, мы выяснили, влияние статусного положения подростка на формирование уровня самооценки. По результатам методик мы увидели, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки наблюдается у него. Уровень притязаний у большинства подростков оказался сформированным.

Таким образом, цель исследования – изучить особенности самооценки подростка и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений, – достигнута; задачи реализованы.

Список используемой литературы

1.    Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986

2.    В мире подростка/ Под ред.А.А.Бодалева. – М., 1980

3.    Ефимкина Р.П. Детская психология. – Новосибирск, 1995

4.    Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. – М.,            1981

5.    Кон И.С.Открытие «Я». – М., 1987

6.    Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. -- М., 1981.

7.    Психологический словарь / А. Т. Айрапетянц, Я. А. Альтман, и др. ; под ред. В. В. Давыдова и др. - Москва: Педагогика, 1983. - 448 с.

8.    Реан А.А., Бордовская Н.В. и др. Психология и педагогика. – СПб, 2002

9.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000

10. Столяренко Л.Д. , Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1999

Приложения

Приложение 1

Методика Т.Дембо-Рубинштейна

Доброта

Честность

Сообразительность

Трудолюбие

Щедрость

Любознательность

Общительность

                                                Дата заполнения ________________

                                                 Класс__________________________

                                                     Имя ______________________________________

Приложение 2

Социометрия

1.     Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

2.     А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3.     Кому ты доверишь свою тайну?

4.     Кому никогда не доверишь свою тайну?

                                                  Дата заполнения ________________

                                                  Класс__________________________

                                                      Имя ______________________________________

Приложение 3

Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе

Стимульный материал:

1. Написать три слова на букву М

2. Написать названия четырех животных на букву Л

3. Написать названия пяти городов на букву Л

4. Написать шесть имен на букву А

5. Написать три названия цветов на букву Г

6. Написать названия шести животных на букву К

7. Написать пять названий цветов на букву Г

8. Написать четыре названия деревьев на букву О .

9. Написать названия городов на букву Л

10. Написать фамилии пяти писателей на букву С

11. Написать фамилии четырех композиторов на букву С

12. Написать фамилии семи французских художников

1а. Написать три слова на букву Н

2а. Написать названия четырех фруктов на букву А

За. Написать шесть имен на букву Б

4а. Написать названия шести государств на букву П

5а. Написать названия пяти городов на букву К

6а. Написать двадцать слов на букву С

7а. Написать какие части света начинаются на букву О

8а. Написать названия пятнадцати городов на букву М

9а. Написать названия пяти фильмов на букву М

10а. Написать фамилии пяти известных советских киноартистов на букву Л

11а. Написать фамилии известных русских писателей, композиторов, художников на букву Р

12а. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву К

Информация о файле
Название файла Теоретические основы изучения особенностей подростка, его самооценки, факторов от пользователя heqapip
Дата добавления 10.5.2020, 20:34
Дата обновления 10.5.2020, 20:34
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 84.73 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 422
Скачиваний 98
Оценить файл