Содержание:
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты содержания социальной работы по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей…………………….
1.1 Понятие и содержание особенностей трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей………………………………………………….
1.2 Содержание особенностей социальной работы по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей…………………
Вывод к главе 1……………………………………………………………………
Глава 2. Практическая работа по социальной работе по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей…………………………………………………
2.1 Составить рекомендации по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей………………………………………………
Вывод к главе 2……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………
Введение
В современной России в связи с увеличением числа семей, находящихся в кризисном социально-экономическом положение, всё чаще в педагогике и психологии стало употребляться такое понятие, как дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
По статистике к категории попавших в трудную жизненную ситуацию относят детей из социально незащищенных и неблагополучных семей, чья жизнедеятельность была нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Семья становятся неблагополучными из-за плохих материальных условий жизни семьи. Значимыми показателями материальных условий жизни семьи являются уровень доходов домохозяйств и жилищная обеспеченность. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, удовлетворять жизненные потребности детей. А так же на благополучие семьи влияет потеря связи с рынком труда, безработица, алкоголизм, наркомания.
У современных детей основным институтам влияния на его воспитание – это семья Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ребенок, попадая в среду зависимых от алкоголя или наркотиков родителей, имеет физические, психологические и социальные проблемы развития. Большинство детей наследуют эту зависимость и составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Ребенок зачастую спасается от родителей, страдающих зависимостью, на улице, но там его также ожидает неблагополучная среда и влияние сверстников-беспризорников.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 указаны трудные жизненные ситуации для ребенка. При которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.
К ним относится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь место в ряде случаев: смерть родителей; отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений; самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей по отношению к своему ребенку; невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям; длительное отсутствие родителей; ограничение родителей в родительских правах.
Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим; лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющими родительскими правами.
Данная тема актуальна, особенно в настоящее время, так как трудная жизненная ситуация у детей из неблагополучных семей не устраняется
Проблем у детей из неблагополучных семей в каждым днем больше и больше.
Важно сформировать понимание, что является первоочередным в решении проблемы неблагополучия детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сложившиеся условия требуют формирования эффективной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя профилактические мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление профилактики девиантного поведения и организации индивидуальной работы с неблагополучными семьями.
Основные направления социальной работы с неблагополучной семьей и социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой. Различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей рассматривает в своих работах Н.Ф.Басов. М.А. Галагузова и Л.В Мардахаев в своих публикациях затрагивают проблемы социального сиротства и асоциальных семей. В публикациях В.И.Курбатова предлагаются новые модели работы с неблагополучной семьей.
Но нигде не отмечены конкретные методы и формы профилактики трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей. Не определены основные направления и специфика работы с детьми из неблагополучных семей, для того чтобы устранить трудные жизненные ситуации, и помочь детям из неблагополучных семей успешно социализироваться в обществе. Исходя из этого, была сформулирована тема курсовой работы «Социальная работа по профилактике трудно жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей»
Цель исследования: составить рекомендации для детей по профилактике трудной жизненной ситуации в неблагополучной семье на основе проанализированной литературы.
Объект исследования: понятие и содержаниетрудная жизненная ситуация у детей из неблагополучных семей.
Предмет исследования: методы и приемы социальной работы по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-психологическую, социально-педагогическую, юридическую литературу по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей.
2. Раскрыть понятие и содержание трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей.
3. Рассмотреть методы и приемы социальной работы по профилактике трудно жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей.
4. Составить рекомендацию для детей по профилактике трудной жизненной ситуации из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: социальная работа по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей будет проходить эффективнее, если:
-раскрыть понятие и содержание трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей;
-рассмотреть методы и приемы социальной работы по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей;
-составить рекомендации для детей по профилактике трудной жизненной ситуации из неблагополучных семей.
Глава 1. Теоретические аспекты содержания социальной работы по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей
1.1. Понятие и содержание особенностей трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей.
В 21 веке семья в Российской Федерации столкнулась с различными проблемами: жилищными, экономическими, социально-педагогическими, социально-психологическими, социально-правовыми. От того, как семья справляется с их разрешением, зависит ее социальное благополучие либо социальное неблагополучие. В "Педагогике социальной работы" В.Г. Бочаровой содержится попытка дать понятие социального благополучия. В частности, автор говорит, что социальное благополучие складывается из национальной системы программ, ресурсов, служб, помогающих людям удовлетворять социальные, экономические, образовательные, здравоохранительные и другие нужды. Данное определение не является сущностным, в нем лишь указывается на то, от чего зависит социальное благополучие.
Социальное благополучие семьи можно рассматривать как процесс получения социальных благ и как его результат, выражающийся в определенном уровне и качестве жизни. При этом под социальным благом следует понимать все то, что позволяет поддерживать необходимый уровень и качество жизни через удовлетворение потребностей. Уровень жизни включает уровень реального дохода на каждого члена семьи, уровень и структуру потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, уровень и динамику цен на основные предметы потребления, плату за квартиру, коммунальные и транспортные услуги, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, жилищные условия, объем выплат и льгот из государственных фондов, уровень образования, медицинского обслуживания, среднюю продолжительность жизни.
К социально благополучным семьям в психолого-педагогической литературе, как правило, относят гармоничные и педагогически компетентные семьи. Р.В. Овчарова выделяет следующие типы гармоничных семей: педагогически талантливая семья; семья, требующая лишь редких консультаций, периодической помощи, поддержки и одобрения.
Г.А. Карпова, обращаясь к благополучным семьям, характеризует их как материально обеспеченные, полносоставные, с благоприятным нравственным и эмоциональным климатом, высокой педагогической культурой родителей.
В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.
М.А. Галагузова характеризует неблагополучную семью как семью с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на нее функциями, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Т.И. Шульга под неблагополучной семьей понимает «семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка». При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д.
Существует множество причин, из-за которых ребенок может попасть в трудно жизненную ситуацию. Олиференко Л.Я. в своей работе «Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей» выделяют следующие: асоциальное поведение родителей, пьянство; устройство на квартире родителями притонов; сексуальное развращение собственных детей; убийство одного из родителя собутыльниками или другим родителем на глазах у ребенка; пребывание одного из родителей в тюремном заключении; лечение одного из родителя от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми; оставление одних малолетних детей без пищи и воды; отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и многие другие причины.
Следующим признаком неблагополучия семьи может быть содержание переживаний ребенка. Так, Г.Г. Бочкарева на основании данного признака, приводит следующую типологию неблагополучных семей: семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где отношения между детьми и родителями равнодушные или конфликтные, когда желания ребенка активно подавляются авторитарными воздействиями; семья, где нет эмоционального контакта между родителями и детьми при сохранении внешнего рисунка правильных отношений, когда безразличие взрослых к потребностям ребенка вынуждает его искать эмоционально значимые отношения вне семьи; семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку активно прививают социально нежелательные качества, вынуждают к соучастию в аморальном образе жизни.
И.Ф. Дементьева дифференцирует семьи по уровню неблагополучия и по уровню социального риска в их деятельности по социализации детей. Исходя из этого, она предлагает сгруппировать такие семьи по характеру проявления негативных качеств на: асоциальные и семьи с латентными признаками неблагополучия.
К числу первых относятся: алкогольные, наркозависимые и криминальные семьи. Вторая группа включает менее выраженные факторы неблагополучия: педагогически несостоятельные, дезорганизованные, неполные, семьи с внебрачным ребёнком, многодетные, повторный брак, семья безработных, инвалидов. При всех различиях типов этих семей их общим критерием неблагополучия являются деформация или полное разрушение их воспитательной функции.
С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического, социального и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная деятельность. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. В неблагополучной семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению.
Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Жизнь в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью. При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье.
Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Право жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку только в семье он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества.
Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье: детская безнадзорность и беспризорность; побеги из дома; половая распущенность; правонарушения и преступная деятельность; алкоголизм; наркомания и токсикомания.
Для снижения девиантного поведения детей в обществе Коджасптрова Г.М. выделяет систему принципов семейного воспитания: дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья; родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию; воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей; диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания; личность самих родителей идеальная модель для подражания детей; воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке; все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре; оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в антисанитарных условиях. У детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Дети из неблагополучных семей, которые в силу различных причин оказались вне активного педагогического влияния - родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с негативной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием общественных норм морали, негативным отношением к учебе, нежеланием подчиняться родителям, учителям, старшим в семье.
Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический), приводят к стойким личностным изменениям.
Таким образом, из анализа подходов к классификации неблагополучных семей видно, что характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, разнообразна. Это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, не создают условий для нормального развития и т.д. Такая семья не в силах сама решить проблемы воспитания и социализации детей. Детям необходима конструктивная и систематическая помощь, которую можно осуществить через социально-педагогическую деятельность.
1.2. Содержание особенностей социальной работы по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей.
Трудная жизненная ситуация, означающее переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти. В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель государства создание эффективных методов профилактических работ по устранению трудной жизненной ситуации , и создание оптимальных условий для жизни ребенка и его воспитания.
Цель профилактики
В Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.
В перечне функциональных технологий социальной работы социальная профилактика занимает особое место. Именно с помощью профилактических мер можно устранять социальные проблемы личности или группы лиц в период зарождения проблематики, тем самым создавая основу для снижения темпов прироста проблемного поля социума.
В общем виде социальную профилактику можно представить как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида. Ее целью является создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения индивидов, стабильного взаимодействия индивида и социума.
Последовательная реализация социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. Существуют следующие методы социальной профилактики: медико-социальные, направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья детей находящихся в трудной жизненной ситуации. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж; организационно-административные создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.
Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни детей и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции; педагогические - формирование у детей социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся методы образования, воспитания и просвещения; экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни детей и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка; политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих детям находящимся в трудной жизненной ситуации отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.
Социальный эффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально- профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности: нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей; предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям; устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств; контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.
Профилактическая работа должна осуществляться на нескольких уровнях взаимодействия: от индивидуального взаимодействия с ребенком и его окружением, включая семью и ближайших родственников, других взрослых, оказывающих на ребенка непосредственное влияние, сверстников, к следующим уровням, где необходимо оценивать и оптимизировать работоспособность и качество функционирования всей системы социальных сервисов, в том числе здравоохранения, образования, социальной защиты. Их следует рассматривать как систему институтов, отвечающих за реализацию правовых норм и программ социальной политики. Следующий уровень, на котором необходимо вести профилактику факторов риска, – это нормативно- правовое поле и стратегии в сфере социальной политики. Кроме того, необходимо подключать добровольческий сектор, негосударственные организации и сообщества, бизнес и средства массовой информации.
Отдельные признаки трудной жизненной ситуации можно выявить в жизни многих детей, но есть группы детей (семей с детьми), в которых трудно жизненна ситуация сконцентрировано и представляет угрозу потери семьи для ребенка, его дальнейшей социальной исключенности. Эти группы – дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом. Именно эти группы определяют масштабы неблагополучия семей и детей и потому должны быть главными адресатами профилактических мер.
Ключ к профилактике сиротства лежит в реализации комплексного подхода к работе с семьями и детьми, в том числе с точки зрения профилактики их неблагополучия, одновременно на всех уровнях. В системе профилактики социального сиротства можно выделить три принципиально отличных составляющих, относящихся к работе с ситуацией на разных стадиях ее развития: профилактику сиротства, предполагающую выявление и сопровождение семей, находящихся в кризисных или трудных жизненных ситуациях либо на грани попадания в них, предотвращение случаев изъятия детей из кровных семей и отказа от новорожденных в родильных домах; профилактику сиротства, являющуюся по сути работой по его преодолению, ориентированную на возврат детей, попавших в систему институционального содержания, кровным родителям или их передачу на семейные формы устройства; профилактику сиротства, направленную на предотвращение так называемого вторичного сиротства – случаев возврата детей, переданных на семейные формы устройства, в детские дома и интернаты.
В контексте инвалидности профилактика трудной жизненной ситуации у детей подразумевает компоненты: профилактику заболеваний, возникающих при беременности женщин и оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье новорожденного; программы раннего вмешательства и реабилитации детей-инвалидов; социальную поддержку детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно выделить следующие уровни: предотвращение попадания подростков в группы риска; проведение профилактической работы с детьми и подростками группы риска (детьми и подростками из неблагополучных семей, подростками, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних); предотвращение повторного вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, социальное сопровождение и интеграция подростков, освободившихся из мест лишения свободы. При разработке и осуществлении профилактических мер целесообразно учитывать принятые в мире основные параметры трудной жизненной ситуации детей из неблагополучных семей. Россия осуществляет важные усилия, чтобы снизить темпы распространения социального сиротства и уменьшить риск отказов от детей при рождении, предотвратить правонарушения и обеспечить социальную реабилитацию детей, находящихся в конфликте с законом, помочь социализации и инклюзии детей-инвалидов.
Результативность этих усилий может быть достигнута при использовании новых социальных технологий в процессе взаимодействия органов власти, местных сообществ и исследователей. В свою очередь, это возможно при условии детально разработанной законодательной базы, направленной на поддержку и реализацию принципов профилактики трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей и мотивирующей всех заинтересованных участников процесса к инновационным подходам в решении указанных проблем.
Выводы по I главе.
Успех в работе с неблагополучными семьями зависит не только от приложенных воспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором находится семья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой семьи выбраться из сложившейся ситуации.
Предотвращение трудной жизненной ситуации детей из неблагополучных семей может быть достигнута при использовании новых социальных технологий в процессе взаимодействия органов власти, местных сообществ и исследователей. В свою очередь, это возможно при условии детально разработанной законодательной базы, направленной на поддержку и реализацию принципов профилактики трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей и мотивирующей всех заинтересованных участников процесса к инновационным подходам в решении указанных проблем.
НОВЫЙ ВЫВОД
Глава 2. Практическая работа по социальной работе по профилактике трудной жизненной ситуации у детей из неблагополучных семей.
2.1
Конспект социальной педвгогической игры по профилактике тжс у дете.
Список литературы
Неблагополучная семья характеризуется низким социальным статусом в различных сферах жизнедеятельности, снижением адаптивных возможностей, вследствие чего не выполняются или игнорируются семейные функции, появляются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. В неблагополучной семье происходит десоциализация ребенка, в ходе которой он утрачивает социальный опыт и ценности, присущих обществу.
Существует две большие группы неблагополучных семей, каждая из которых включает несколько разновидностей: семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов; семьи, со скрытой формой неблагополучия, образ жизни которых не вызывает беспокойства со стороны общественности, но ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими, что сказывается на нравственном развитии и личностном формировании детей, воспитывающихся в таких семьях.
Формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического, социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная деятельность.
Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. В неблагополучной семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Жизнь в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.
При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье.
На сегодняшний день стоит острая проблема минимизации влияния социальных рисков на жизнедеятельность семьи. Риски проникают в повседневную жизнь семей в виде потенциальных угроз репродуктивному здоровью, психологическому благополучию, воспитанию детей, целостности семейной группы. Исходя из этого, одни семьи активно и конструктивно адаптируются к трудностям, другие прибегают к неэффективным, скрытым тактикам и стратегиям поведения в надежде на то, что все образуется и опасностей удастся избежать, третьи вообще игнорируют реальное положение вещей, уходят от объективной социальной действительности в свой внутренний ирреальный мир.
Семейное неблагополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие - жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи - можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов.
Благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития. Семья - эта главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка - оказалась в кризисной ситуации.
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в антисанитарных условиях. У детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Дети из неблагополучных семей, которые в силу различных причин оказались вне активного педагогического влияния - родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с негативной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием общественных норм морали, негативным отношением к учебе, нежеланием подчиняться родителям, учителям, старшим в семье. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический), приводят к стойким личностным изменениям.
Семья является важнейшим социальным институтом, устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворения их потребностей. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей, в которой дети получают первый опыт общения с окружающими, где закладываются первые черты характера, именно в семье человек начинает формироваться и развиваться как личность.
Список литературы
1.Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида [Текст] / Е.Ю. Бикметов // Социол. исслед. - 2007. - №9. - С. 86-92.
.Василькова Т. А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т. А. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 210 с.
.Дементьева, И.Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. - 2011. - №6. - С. 99-106.
.Дивицына, Н.Ф. Характеристика основных функций семьи [Текст] / Н. Ф. Дивицына // Семьеведение. Курс лекций для вузов. - М.: Изд-во Владос, 2006. - С. 51-62.
.Гайсина, Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности / Г.И. Гайсина // Учитель Башкортостана. - 2010. - №6. - С. 110-113.
.Иванова, Н.П. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребенка в семье [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. - 2010. - №5. - С. 23-31.
.Иванова, Н. Неблагополучные семьи как причина трудной жизненной ситуации детей [Текст] / Н. Иванова // Социальная педагогика. - 2008. - №2. - С. 25-34.
.Иванова, Н.П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. - 2010. - №3. - С. 97-108.
.Иванова, Н.П. Социализация детей в современных условиях [Текст] : (об изменении стратегий и моделей воспитания детей в современной российской семье) / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. - 2012. - №3. - С. 109-117.
.Карпунова, Н.М. О десоциализирующем влиянии стиля родительских отношений в дисфункциональной семье / Н.М. Карпунова // Дефектология. - 2009. - №5. - С. 64-70.
.Кибирев, А.А. Социально-обучающие практики для детей из дисфункциональных семей в условиях социальной гостиной [Текст] / А.А. Кибирев // Социальная педагогика. - 2011. - №6. - С. 67-72.
.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.
.Крылова, Т. Работа социального педагога с семьей группы риска / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. - 2009. - №3. - С. 31-44.
.Кузнецова, Л.В. Семья как воспитательная среда ребенка [Текст] / Л.В. Кузнецова, А.А. Буданцова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №12. - С. 84-89.
.Курбатов, А.В. Социализация подростков в современном обществе / А. В. Курбатов // Педагогика. - 2009. - №3 - С. 62-65.
.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник/ Л.В. Мардахаев.- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011.-797с.
.Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.
.Моногарова, С.Н. Изучение неблагополучных семей и педагогической запущенности школьников / С.Н. Моногарова, И.П. Рябинина // Классный руководитель. - 2009. - №7. - С. 23-35.
.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.
.Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Народное образование. - 2003. - 112 с.
.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
.Пасечник, Л. Семья и проблемы воспитания. Ст. 1: Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка / Л. Пасечник; Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 8-19.
.Пластинина, Ю.Л. Педсовет «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника» / Ю.Л. Пластинина; Ю.Л. Пластинина // Классный руководитель. - 2009. - №5. - С. 3-5.
.Садриев, М. Воспитание гражданина - дело семейное [Текст] / М. Садриев // Бельские просторы. - 2007. - №6. - С. 163-171.
.Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие [Текст] / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
.Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт. - сост. Т.А. Шишковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 336 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
.Хуснутдинова, З. Неблагополучная семья - угроза обществу / З. Хуснутдинова // Бельские просторы. - 2005. - №3. - С. 189-193.
.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 272 с.
.Шудегова, О.И. Семейное неблагополучие и основные характеристики развития и поведения детей «группы риска» в семье [Текст] / О.И. Шудегова // Вестник Университета Российской Академии образования. - 2007. - №4. - С. 47-51.
.Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254.
.Юсупова, Х.Г. Семья как важнейший социальный институт / Х.Г. Юсупова // Начальная школа. - 2009. - №7. - С. 17-19.
.Ямалтдинов, Ф. Семья - главная ячейка общества [Текст] / Ф. Ямалтдинов // Ватандаш. - 2008. - №6. - С. 3-9.