Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования стресса как психосоматического явления………………………………………………………………………...10
1. 1 Стресс и его виды: понятие и характеристика…………………………..10
1. 2 Показатели и последствия стрессового воздействия на индивида…….19
1. 3 Особенности возникновения, развития и преодоления стрессовых воздействий студентами…………………………………………………………….28
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Эмпирическое исследование психосоматических проявлений стресса у современных студентов……………………………………………………….35
2. 1 Организация и методы исследования……………………………………35
2. 2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение Актуальность.
В настоящее время обучение в ВУЗах усовершенствовалось, появились новые
образовательные стандарты и в связи с этим преподаватели начали предъявлять
студентам уже более высокие требования, а в частности к их интеллектуальным и
психическим качествам. И в итоге это приводит к возникновению в их жизни
негативных психических состояний и стрессов.
Стресс
у студентов развивается из-за большого потока поступающей информации, из-за
того что отсутствует систематизация работы в семестре, из-за нарушений режима
труда и отдыха, а так же и сна, что в итоге приводит к проблемам со здоровьем.
В
начале XX века Ганс Селье – физиолог, изучил все проявляющиеся симптомы, которые
связанны с реакцией борьбы или бегства, то есть того, из‑за чего в самом
начале и возникал стресс у человека. Он пришел к выводу о том, что независимо
от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты
исследований Г. Селье были впервые описаны в его книге «Стресс в нашей жизни».
Селье разделил стрессовую реакцию организма на три стадии и создал концепцию
адаптационного синдрома. В последующем исследователи
также изучали влияние стресса на процессы, которые в организме. С тех пор стало
понятнее, какие болезни были связаны со стрессом и как в будущем избежать
воздействия патогенных условий.
Стюарт
Вульф первым понял, что стресс влияет на пищеварительную функцию. Лоуренс Ли
Шанн изучал влияние стресса на развитие раковых заболеваний. Джордж Энджел
показал взаимосвязь стресса и язвенного колита. Мейер Фридман и Рэй Розенман
установили взаимосвязь между переживанием стресса и ишемической болезнью
сердца. Психологический
стресс может проявляться в изменениях функциональных систем организма, а
нарушения могут быть от небольших изменений эмоционального настроения до очень
серьезных заболеваний, таких как язва желудка, инфаркт миокарда. Есть
несколько способов классификации стрессорных реакций, их делят на поведенческие
проявления, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления.
Раньше такая классификация реакций организма была применена при изучении
состояния тревожности, которая часто сопровождалась психологическим стрессом. Так
же при стрессе могут возникать и психосоматические нарушения. Но вначале дадим
непосредственно определение самой психосоматики. Психосоматика - это
влияние психологических факторов на возникновение в итоге соматических
(телесных) заболеваний. Связь психики и тела является двухсторонней.
Выздоровление от физиологических болезней может быть достигнуто методом решения
негативных психологических причин. И наоборот, до непосредственно самого
подсознания можно дойти только через телесные проявления душевных переживаний.
Соматическое нарушение - телесное заболевание, противоположное
психическому нарушению. Они вызывают различные психические расстройства, чаще
всего называемые «соматически обусловленными психозами», а также «соматогенными
психозами». Симптомы соматического нарушения зависят от характера
заболевания, тяжести этого заболевания, этапа течения, эффективности
терапевтических воздействий, от таких наследственности заболевшего, его
конституции, возраста, пола. К ним можно отнести заболевания печени, кишечника,
язвенная болезнь, раковые опухоли, воспалительные заболенвания органов
пищеварительной системы и т. д. При
поступлении в университет у многих студентов, пришедших на учёбу со школьной
скамьи, очень часто происходит нарушение школьного стереотипа. Этот период
играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов
высшей нервной деятельности организма. И в результате начинают возникать
психосоматические нарушения. К ним относят астенические проявления: головные
боли, повышенная утомляемость, нарушения сна, повышенное или пониженное
артериальное давление, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Была
установлена связь между степенью психоэмоционального напряжения, связанного с
учебной деятельностью, и распространённостью возникших у студентов психосоматических
заболеваний.
Проблема
стресса всегда была и остается одной из интересных и одновременно не до конца
изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятка лет.
Понятие
стресса изначально появилось в физиологии для обозначения совокупности
неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных
неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических),
нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы
организма, либо всего организма в целом. Содержание этой реакции описывалось,
прежде всего, со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, которые
обеспечивают постоянную защитную энергетическую мобилизацию всего организма:
стрессор возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не
выявлены), вследствие чего продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу
выделять в кровь адренокортинотропный гормон (АКТГ). Под влиянием АКТГ внешняя
корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию
вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям: атрофии
лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара
(легкодоступный источник энергии). Потом понятие стресса было уже более
расширено и его применяли для характеристики особенностей состояний индивида в
условиях чрезвычайно неблагоприятных для организма человека на физиологическом,
психологическом и поведенческом уровнях. Признаки,
по которым определяют наличие стресса: депрессия, дезорганизованность,
несамостоятельность и др. Существует
несколько направлений понимания стрессового давления. Каждый подход дополняет
предыдущий, что в результате образует общую картину понимания термина. Подход
Селье основан на защитной реакции, которая заложена у человека природой. Ганс
Селье обозначал стресс, как индивидуальную реакцию на любые действия. Во
время травмирующего события проявляется напряженность, отрицательные чувства,
защитное поведение. Долгая травмирующая ситуация — это патологическое
состояние. В критических моментах человек начинает приспосабливаться к новой
среде. Адаптирование к разным внешним условиям – это и есть стресс. Селье
рассматривал в основном биологические моменты влияния стресса на человека. Другие
же ученые разделяют виды напряжения на физиологическое, а также
психологическое проявление. Первым это разделение внес Р. Лазарус. Его подход
называют когнитивной теорией. Были выделены виды стрессового напряжения, к ним
относилось: давление, связанное с физиологией. Стрессовый порог вызывают
различные болевые воздействия – это разница температур, сильная нагрузка и
другие воздействия, оказывающие непосредственное влияние на организм. И так же
сюда относят психологическое напряжение - связано со значимыми событиями. Сюда
относят обиду, переживание за близких, свое здоровье, страх за будущее,
конфликтные ситуации. Стресс нарушает всю деятельность
человека, его поведение, в результате это приводит ко многим психоэмоциональным
нарушениям, в итоге человек может мобилизовать свои силы или наоборот,
функциональный уровень снижается, и это может способствовать дезорганизации
деятельности в целом. Непостоянство
социально-экономических условий последних десятилетий способствовала росту
числа расстройств аффективного спектра у молодого поколения. По
эпидемиологическим данным популярность расстройств аффективного спектра, в том
числе и субклинических дипрессий у студентов достигает 20—30%. Эмоциональная
дезадаптация оказывает негативное влияние на жизнь человека, адаптацию к
социумуму, повышается риск суицида у студентов. О возрастании внимания ученых к
этим явлениям свидетельствуют многочисленные исследования. В студенческом
возрасте наиболее велик риск возникновения эмоционально-личностной дезадаптации
в связи с высоким уровнем нагрузки на психику студента и в конечном итоге
возникновением стресса.
В
зависимости от вида стрессора и механизма его воздействия выделяют разные типы
стресса. К ним относятся физиологический, социальный и психологический стрессы.
Физиологический
стресс – это реакция организма на воздействие однозначно какого то одного
стимула, как правило, физико-химической природы. Присущие этому типу состояния
отличаются выраженными физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и
нейрогуморальной активации) и следовавшими затем им субъективными ощущениями
физического дискомфорта. Для практических исследований трудовой деятельности,
особенно осуществляемой в трудных условиях среды обитания, большое значение
имеют знания о конкретных формах проявления видов физиологического стресса –
шумового, температурного, вибрационного и др. Социальный
стресс относят к тем проблемам которые испытывает большинство людей. К нему
можно отнести кризис, бедность, расизм, нестабильную политическую обстановку в
стране и т. д. Именно этот вид стресса опасен больше других, так как он
угрожает физическому, психическому и психологическому здоровью.
Психологический
стресс характеризуется тем, что включается сложная иерархии психических
процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на
человеческий организм. Физиологические проявления похожи с описанными выше,
тогда как спектр психологических и поведенческих проявлений намного более
широк. Основными из них являются изменения в протекании различных психических
процессов (восприятия, представления, памяти, мышления), в эмоциональных
реакциях (агрессия (гнев), боль, голод, жажда, оргазм, усталость, страх,
отвращение, радость, презрение), изменении мотивационной структуры деятельности,
нарушениях двигательного и речевого поведения. Психологический стресс негативно
влияет на деятельность. При этом выделяются разные по качеству (например,
импульсивная, тормозная, генерализованная) и степени выраженности (например,
реакции тревоги разной степени) виды ответной реакции. Устойчивость
человека к возникновению разных форм стрессовых реакций определяется, учитывая
его индивидуально-психологические особенности и мотивационные ориентацией
личности. Так же стоит выделить, что экстремальное воздействие не всегда
оказывает плохое влияние на эффективность выполняемой деятельности. Иначе
вообще было бы просто невозможно успешно преодолевать трудности, возникающие
при усложнении и изменении условий. Тем не менее, работа в ситуации, которая
может привести к стрессу обязательно приводит к дополнительной мобилизации
внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия в
будущем. Типичные болезни «стрессовой этиологии», такие как патологии сердца,
язвенная болезнь желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессии,
характерны для разных современных видов производства и управленческой
деятельности.
Объект
исследования - стресс у студентов. Предмет
- психосоматические последствия стресса у студентов. Цель
исследования: выявить психосоматические последствия стресса у современных
студентов.
Для
реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Дать понятие стресса как социально психологического явления. 2.
Описать основные виды стресса. 3.
Рассмотреть проявление стресса в учебно–профессиональной деятельности
студентов. 4.
Экспериментально изучить психосоматические проявления и последствия стресса у
студентов. Гипотеза:
психосоматические последствия стресса у студентов в процессе обучения в высшем
учебном заведении вызывает большая учебная нагрузка, которая определяет
комплекс проявлений: нарушение сна, нарушения глотания, учащенное сердцебиение,
боли в сердце, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом,
напряжение или дрожание мышц, головные боли, пониженную работоспособность,
быструю утомляемость. Так же существует кратковременный стресс, его характерной
чертой являются неожиданность и быстрота, с которыми он возникает. Если стресс очень
сильный, человек может впасть в шоковое состояние. Это происходит при
возникновении ситуаций, не соответствующих жизненному опыту человека, к ним
можно отнести стихийные бедствия, катастрофы, войну, революцию. Ситуативный
стресс – это уровень сиюминутного повышения психологического напряжения,
возникающий «здесь и сейчас» под давлением актуальных обстоятельств, сюда можно
отнести неприятный разговор, красный сигнал светофора, когда человек куда то
спешит т. д.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования стресса как психосоматического явления
1.
1 Стресс и его виды: понятие и характеристика Слово
«стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а
также внешнее воздействие, которое создает напряженное состояние организма
человека, как физическое, так и психическое. Это понятие, которое возникло в
физиологии в 30-х гг. ХХ в., оно быстро вышло за границы биологической
трактовки и стало очень широко использоваться как в науке, так и в жизни. В
настоящее время понятие стресса можно отнести к одной из основных научных
категорий, которая стала предметом изучения ряда дисциплин: биологии,
физиологии, медицины, психологии, демографии, юриспруденции и дисциплин
связанных с политикой. В самом общем виде его можно определить как естественную
приспособительную реакцию живого организма на любое событие, которое происходит
в окружающем мире. Ганс Селье считал: что стресс – это «неспецифический
ответ организма на любое предъявленное ему требование». Стресс помогает
организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней и в итоге
приобрести определенный опыт. Всякие неожиданные события, которые нарушают
привычное течение жизни, могут быть причиной стресса. И не имеет значения,
приятна или неприятна была ситуация, с которой столкнулся человек. Имеет
значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в приспособлении. При
благоприятных условиях это состояние может перестроиться в оптимальное
состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной
напряженности, что приведет к снижению работоспособности и эффективности
функционирования систем и органов, истощению энергетических ресурсов.[6] Любое
событие, факт, беспокойство по какому-либо поводу, смена работы, смерть
родственника или сообщение может вызвать стресс, т. е. стать стрессором. Так же
к стрессорам можно отнести самые разные факторы: микробы и вирусы, различные
яды, высокая или низкая температура окружающей среды, громкие или тихие звуки,
освещение, стихийные бедствия и т. п. Но такими же стрессорами могут быть и
самые разнообразные психологические, физиологические, социальные факторы,
такие, как риск, опасность, недостаток чего-либо, неожиданность какой - то
произошедшей ситуации, умственная перегрузка, недостаток сна в жизни человека,
времени, конфликты в семье, на учебе, в стране или на работе. Это все, что
может нас взволновать, несчастье, грубое слово, сказанное близким человеком,
незаслуженная обида, препятствия, которые возникают на пути к достижению какой-либо
цели. Но так же, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет,
зависит не только от происходящей ситуации, но и от личных качеств человека, его
опыта, ожиданий, от того уверен в себе человек или нет, его самооценки. Большое
значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных неблагоприятных
последствий, которую содержит в себе ситуация. Значит, само возникновение, и
переживание стресса зависит не только от объективных факторов, но и от
субъективных, от особенности характера самого человека: оценки им ситуации,
которая возникла, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него
требуют, и т. д. Советская
психология кардинально, с учетом неантагонистических классовых отношений в
советском обществе решает проблемы, которые возникают в процессе постоянного
развития нашего общества, в ходе постоянного совершенствования личности
человека, его коллективистских тенденций, устремлений. Большинство зарубежных
социальных психологов направляют свои силы анализу в основном негативных
социально-психологических проявлений стресса, т. е. социальной активности,
которая ведет к деструкции группы, коллектива. Действительно, развитие этих
тенденций в капиталистическом обществе порождает только утрату человеческих
черт и возникновение роста преступности, наркомании, психических и соматических
заболеваний и т. д. При этом становится более редкой возможность
социально-позитивных тенденций при стрессе, консолидирующих группу как коллектив.[3]
Уродливые,
парадоксальные проявления таких тенденций можно усмотреть в возникновении
антиобщественных групп: уголовных, фашиствующих. Их скоординированная
активность приводит к быстрому деструктурированию, разобщенности и распаду общества.
Аморальность кодексов, уставов, которые лежат в основе формирования этих групп,
не создает сплоченности, поскольку настоящая сплоченность основывается на
гуманистических началах. Для успешного решения задачи позитивного управления
при стрессе общением (в широком смысле) необходимо помнить, что «социально-психологический
угол зрения позволяет увидеть ее особенные способности или общественные
«органы», которые вырабатываются в коллективе. Это общественные способности -
чувство долга, ответственность, честность, пунктуальность и общественная инициатива».
При анализе истоков и перспектив развития: факторов, консолидирующих и
деструктурирующих группу, следует понимать, что «в социально-психологическом
аспекте на; первый план выступает общественная основа и того и другого».
Личность, начиная общение, уже включена в многоуровневую сеть общественных
отношений. В стрессовой ситуации у человека меняется его поведение,
изменяется общение, он проявляет большую физическую и умственную активность чем
в обычном его состоянии. Изменение общения возникает тогда, когда на человека
действуют физические и физиологические стрессоры, или когда он общается с
людьми, у которых уже изменен характер общения, из-за действия на них
стрессоров. Благоразумно использовать три основных уровня анализа изменения
общения как субсиндрома стресса. Первый – это мегауровень, он охватывает анализ
взаимодействия людей в их общении на протяжении больших отрезков времени,
которые даже сопоставимы с продолжительностью жизни поколений, с учетом так
называемого «стресса жизни», т. е. изменения особенностей личностных
характеристик и показателей здоровья, возникающих под влиянием длительных
социальных, биологических и физических стрессоров, действующих локально на
группу людей или на широкие слои населения. Второй (метауровень) относится к
анализу отдельных актов общения людей при стрессе с учетом их индивидуальных
профессиональных и т. п. особенностей, а также с учетом специфики
стресс-факторов. Третий уровень анализа (микроуровень) он относится к изучению
отдельных, сопряженных элементов общения при стрессе, раскрываемых специальными
методами исследования (психофизическими, инженерно-психологическими и т. д.)
Первые
социологические исследования зарубежных авторов проводились из-за того, что
начала расти наркомания, преступность, самоубийства. Это все было названо
проявлением эмоционального стресса. Повышенный процент самоубийств в это время
определялся степенью объединения социальных структур. К ним относят семью,
церковь, государство и т.д. Определяя причины самоубийств, переводился акцент с
социальной структуры капитализма на психологическую составляющую человека. Психологические
исследования западных авторов (Г. Селье, Д. Лайгтон, А. Хенри), особенно
выполненные в последние время направлены на поиски частных причин
социально-психологических проявлений стресса, и эти причины находятся в
несовершенстве человеческой личности. Игнорируя
влияние на судьбу человека социальных форм давления, экономических, классовую
принадлежность, психологи главную причину появления стресса в жизни человека
видят в том, что когда человек стремится удовлетворить свои социальные и
биологические потребности, он сталкивался с тем, что социокультурные изменения,
быстрые для абсорбирования, в итоге становятся основой для болезней которые
возникают в результате стресса.[11]
Д.
Лайгтон говорит, что «внешнее блокирование цели» становится основной причиной
социального стресса. Она сводит комплекс причин социального стресса до
несоответствия человека быстро приспосабливаться к социокультурным изменениям.
Если человек стремится к реализации цели, которая является для него
недостижимой, у него начинают в итоге начинают проявляться ментальные и
физические симптомы, вызывающие стресс. Предупреждение стресса лежит на путях
улучшения службы здравоохранения и гуманизации общества. Сравнение политических
методов коррекции социальных условий, которые порождают стресс с
психолого-психиатрическими методами их быстрого предотвращения, объединение
этих методов, устраняет проблему стресса. Психолого-психиатрическое снижение
проявлений социального дистресса, который связан с выраженными негативными
эмоциями и оказывает вредное влияние на здоровье, не уничтожает, а только
заглаживает его социально-политические причины. Исходя из вышесказанного, Х.
Феер поднимает вопрос о уже ранее принятых правилах, психиатрических методах
борьбы со стрессом. Социально-психологический
стрессор характеризуется изменением субъективной значимости общественного
мнения для субъекта. Для одних его значимость при «социальном давлении»
возрастает, для других снижается. Направленность этих изменений зависит, в
основном, от оценки субъектом взаимоотношений в группе, т. е. психологического
«климата». Изменение при стрессе субъективной значимости окружения находится в
значительной зависимости от уровня выраженности и скорости изменений таких
показателей личности, как «место опоры» при оценке какой - то определенной
ситуации, степень нейротизма и интра-экстраверсии, тревожности, колебаний
настроения. Индивидуальная значимость ситуации находится в сложной, нелинейной
зависимости с интенсивностью и продолжительностью стресса. Важным фактором в
определении направления изменений отношения к мнению окружающих при
кратковременном стрессогенном воздействии того или иного рода является
первоначальная, возникшая до стресса оценка субъектом отношения к нему.[7] Высокий
уровень социальной тревожности негативно влияет на качество жизни индивида. В
студенческой среде это может особенно ярко проявляться в связи с необходимостью
постоянно взаимодействовать с однокурсниками и преподавателями. Успешность
обучения и эмоциональное благополучие в вузе во многом зависят от социальной
активности студента, поэтому социальная тревожность может стать серьезной
помехой на пути развития и самореализации молодого человека. На основании
полученных результатов составлен психологический портрет студента с высоким
уровнем социальной тревожности:
-
склонен избегать ситуаций, в которых необходимо проявление социальной
активности, общительности; -
робок и неактивен во время выступлений на семинарах и практических занятиях; -
не стремится к совместной деятельности с сокурсниками и кооперации; -
испытывает сильное напряжение и дискомфорт в ситуациях взаимодействия с
малознакомыми людьми или старшими по положению; -
не обращается за помощью к преподавателю и сокурсникам; -
не участвует в общественных мероприятиях, в студенческих компаниях застенчив и
неразговорчив;
-
испытывает серьезные трудности при знакомстве и общении с противоположным
полом; -
чувствителен к мнению окружающих; -
когда общается, испытывает сильную тревогу из-за возможности показаться глупым,
неинтересным, скромным; -
замечания в свой адрес сразу же воспринимает как неприятие его и отвержение.
Наряду
с очевидным прогрессом в изучении индивидуальных особенностей человека при
стрессе один за другим в литературе по проблемам стресса возникают все новые
незначительные подходы к анализу структуры межличностных отношений людей, все
новые фрагментарные раскрытия особенностей взаимодействия людей при «социальном
давлении». Однако с каждым таким новым частным успехом исследователи не
преуспевают в осмыслении глобальной проблемы «стресса жизни» и тем более в
разработке методов предотвращения стресса, вызываемого «социальным давлением».
Причины такого своего неуспеха теоретики западной психологической науки видят:
1)
в исключительной сложности и разнообразии индивидуальных особенностей человека,
мобилизуемых для защиты от социальных экстремальных факторов; 2)
в постоянном и сравнительно быстром изменении сложнейшего конгломерата факторов
среды (социальных, биологических, физических и т. п.), действующих на людей в
современном обществе. Такая
методологическая установка побуждает большинство западных исследователей все
более детализировать изучаемые особенности личности, а также постоянно
модернизировать методики исследований в попытках поспевать за изменяющимися
особенностями социальной среды. Вместе с тем буржуазные психологи игнорируют
тот факт, что особенности межличностного взаимодействия определяются
общественными взаимоотношениями в группе, в коллективе и, главное, в обществе.
Причем в капиталистическом обществе решающим фактором «социального давления» на
личность оказываются антагонистические межклассовые отношения. Беда в том, что
буржуазная наука, обслуживающая господствующий класс, заинтересованный в
выжимании всех человеческих возможностей из трудящихся любыми способами, в том
числе мобилизуя для этого «социальное давление» на личность, вынуждает ученых
уходить от анализа классового антагонизма как главного стресс-фактора
капиталистического общества, скатываться на различные частные решения проблемы
«человек и социальный стресс». [8] Различают
кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному
отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.
Для
острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит.
Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие
ситуации. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический,
долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения,
но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова. Долговременный
стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает
из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и
многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженные отношения с
коллегами и родственниками и т. п.) Физиологический стресс возникает
в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов
(боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т. п.) Очень
показательный пример – реакция организма на диеты. Когда человек садится на
диету, он тем самым сознательно ограничивает себя в той или иной привычной для
себя пище или ее количестве. На ограничение питания организм реагирует
единственным возможным для себя способом – стрессом, поскольку, он старается
приспособиться к новым условиям. То же самое происходит, когда человек решает,
что достаточно просидел на диете и возвращается к своему прежнему режиму и
рациону питания, поскольку организм вынужден адаптироваться заново, а это
возможно только через стресс. Психологический
стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман,
обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т. п. Любая ситуация,
которая внешне не имеет угрозы для человека, но вызывает сильные эмоции,
становится причиной психологического стресса. Причем, не важно, положительные
эмоции или отрицательные являются причиной – организм реагирует на отклонение
от нормы в «плюс» или «минус» одинаково.
Сюда
так же относиться стресс, не имеющий реальных причин, т.е. нафантазированный
самим человеком. Причем, какими бы иллюзорными не были причины, сам стресс в
таких случаях - абсолютно реален и с точки зрения организма и всех последствий
ничем не отличается от стресса, вызванного реальными причинами. Более того,
абсолютное большинство стрессов вызываются в той или иной мере выдуманными
причинами. Эмоциональный стресс
присутствует в тех ситуациях, которые угрожают безопасности человека (аварии,
техногенный катастрофы, болезни), разрушает его карьеру, межличностные
отношения. Этот вид стресса развивается в условиях, когда человек не может
достичь того результата, который важен для удовлетворения его биологических и
социальных потребностей, активируется симпатико-адреналиновая система, которая
мобилизует организм на борьбу.[10]
По
мнению В. В. Суворовой, трудно провести различие между стрессом и
эмоциональными реакциями. Но эмоционального стресса характерно
генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений,
которое приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы и
желудочно-кишечного тракта. Психо-эмоциональный
стресс является защитно-приспособительной реакцией, мобилизующей организм на
преодоление разнообразных, нарушающих жизнедеятельность, препятствий, при
возникновении многих конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в
возможностях удовлетворения своих основных жизненно важных биологических и
социальных потребностей. Этот вид стресса долговременный. Жизнь может причинить
большую боль, но если на ней зацикливаться и погружаться в нее, забывая об инстинкте
самосохранения, последствия будут необратимыми. Психоэмоциональные переживания
рождают злость, обиду и жестокость, меняют личность, затмевают хороший и
позитивный настрой, ввергают человека в уныние и в сложную затяжную депрессию. Информационный
стресс - по мнению психологов, источником этого стресса являются средства
массовой информации, которые не вполне корректно подают информацию. С экранов
телевизоров и со всех страниц газет на нас постоянно сыпется поток сообщений о
катастрофах, убийствах, террористических актах, криминальных происшествиях.
Человек начинает постоянно думать об опасностях, которые могут подстерегать его
везде, бояться за свою жизнь. Внешне это никак не проявляется, но этот вид
стресса не проходит бесследно для организма. Ослабляется иммунитет, и возникают
хронические заболевания, опухоли, приводит к депрессиям. И человеку уже в итоге
просто необходима психологическая помощь.
1.
2 Показатели и последствия стрессового воздействия на индивида Стресс
и его последствия – прямо пропорциональные явления, чем сильнее и дольше
будет длиться стресс, тем большее негативное влияние он окажет на здоровье
человека.
Стресс
так же нарушает и привычный ритм жизни человека. Из-за сильного
нервного напряжения наиболее уязвимыми оказываются такие системы
организма как: сердечно-сосудистая, желудочно-кишечный тракт, эндокринная
система. И в будущем могут развиться такие серьезные заболевания как:
стенокардия, повышение сахара в крови, гипертония, инфаркт, бессонница,
депрессия, пониженный иммунитет. Стресс
влияет на организм не сразу, а имеет отсроченное во времени развитие серьезного
заболевания. Гормоны, вырабатывающиеся организмом во время стресса,
обеспечивают нормальное функционирование организма, но их уровень не должен быть
высоким. Если их объем повышен, то начинают развиваться серьезные заболевания,
к которым относят и онкологические. Их вред для организма, еще усиливается и
тем, что человек ведет нездоровый образ жизни, употребляет алкоголь, мало
двигается и не посещает спортзал. Активные вещества долго блуждают по организму
в высоких количествах и держат организм в постоянном напряжении, что и приводит
к развитию серьезных заболеваний.[9]
Последствия
стресса проявляются в дегенерации клеток головного мозга, задержке роста,
снижении секреции инсулина и пр. Внутренние
беспокойства и тревоги очень часто усиливаются предчувствиями чего-то плохого.
Тревога о будущих неудачах, несчастьях, которые могут быть реальными или
воображаемыми, могут создавать больший стресс, чем фактическая неудача. Если
человек напряжен и источником этого напряжения становится образ
неблагоприятного события- то здесь не нужно какого-то серьезного воздействия
чтобы ощутить тревогу и стресс. Именно внутреннее напряжение создает такие виды
проблем, как пререкания, ссоры, и человек уже способен на отчаянные действия.
Всегда при анализе жизненного стресса надо уделять внимание внутриличностным
стрессорам. Хроническое
ролевое напряжение развивается под влиянием неблагоприятных условий на
протяжении длительного времени, не представляющих непосредственной угрозы для
жизни. Некоторые жизненные обстоятельства являются комбинацией хронического
стресса (ролевого напряжения) и коротких периодов травм. Эти жизненные события
могут быть разной продолжительности, но они отличаются от ролевого напряжения
тем, что имеют четко определенные начало и конец. Неприятности (столкновения,
конфликты в семье, на работе) — это события которые длятся не долго, обычно
незначительные, однако они могут быть включены в контекст длительного
жизненного события или ролевого напряжения, что в последующем может увеличить
их значение. [13] К
источникам травмирующего воздействия относят природные и техногенные
катастрофы, война, голод, потеря близких, а также индивидуальные травмы
полученные человеком. Следующая
область – это внутриличностный стресс. Большинство
наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом
стресса. Эта область является как бы центральной силой, которая непременно оказывает
влияние на все сферы нашей обыденной жизни. Если мы не находимся в мире сами с
собой, то наше внутреннее переживание проявляется в негативном отношении,
воздействиях на внешний мир и нарушает отношения с родными, друзьями, в результате
возникают все новые и новые проблемы. В эту категорию стресса входят
несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и
бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий
и т. п. Область межличностного стресса взаимодействует с
определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно
решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие
с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше
восприятие, переживание, отношение к событиям, которые происходят и явлениям
внешнего мира. Большинство проблем, которые происходят в жизни человека
являются проблемами взаимоотношений между людьми. Личностный
стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним,
когда он не выполняет какие-то требования, нарушает определенные социальные
роли, такие как роль родителя, мужа, студента, ученика и т. п. У человека
нарушается здоровья, появляются вредные привычки, резко падает самооценка,
появляется депрессия и чувство беспомощности, имеющиеся личностные проблемы
усиливаются.[4] Семейный
стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней — работа
по дому, конфликты между поколениями, жизнь с родителями, болезнь и смерть в
семье, частое употребление алкоголя, частые конфликты между супругами,
ревность, развод и т. п. Рабочий стресс
всегда связана с тяжелой работой, у человека отсутствует самоконтроль за
результатом работы которую он выполняет, возникает ролевая неопределенность,
конфликты, многие работники считают что именно работа является стрессовым
фактором в их жизни. Общественный
стресс относят к тем проблемам, которые испытывают большие группы людей. К
этому виду стресса можно отнести – экономический спад, кризис, нищета, бедность
и т. д. Причинами такого стресса являются экономические, политические проблемы,
которые происходят в стране. Экологический стресс – это воздействие
экстремальных условий среды, последствиями являются – загрязнение воздуха, воды,
плохие погодные условия, повышенный уровень шума, проблемные соседи и т. д.
Перечисленные факторы напрямую влияют на наше здоровье, усугубляют его, что в
итоге может привести к возникновению серьезных заболеваний, которые тяжело
поддаются лечению. К
финансовому стрессу относят - невозможность в определенный срок или вообще
оплатить счета, необеспечение расходов доходами, затруднения в получении
долга, низкая заработная плата, возникновение дополнительных и финансово
необеспеченных расходов, необходимость платить за обучение, за посещение
детского сада. Для некоторых людей проблемой при финансовом стрессе становится
алкоголь. Они пьют его с той целью целью чтобы крыть свои эмоции или чтобы
заполнить время, но это не выход. Лучшие совет, который можно дать для борьбы с
подавленным и тревожным состоянием: «Будьте более активны, смотрите в лицо
своим страхам и не пейте слишком много алкоголя».
Внутриличностный
стресс начали детально рассматривать не только потому, что на него изначально мало
обращали внимания. Но и потому что он распространяется на события из жизни и
влияет на особенности отношения человека к этим событиям и его поведение. Если
человек находится в мире с самим собой, то он может избежать этого стресса. Многие
жизненные проблемы идут из прошлого. Обиды и моральные травмы, возникающие в
неблагоприятной семье, неразрешенные конфликты с родителями и с детьми,
алкоголизм, наркомания и многие другие проблемы могут преследовать человека
многие годы. Стыд и чувство вины, постоянно напоминают человеку о его прошлой
жизни. Подавленные негативные воспоминания и эмоции, иногда просто
искусственно приглушенные алкоголем или другими заботами, являются
непроходящим источником внутреннего напряжения, которое снимается лишь на
время, но не освобождает человека от проблем.
В
основе стресса всегда лежат и психосоматические проявления. Все корни проблем
которые возникают, изначально заложены у человека в голове и в конечном итоге у
него возникают заболевания. Психосоматические расстройства – это телесные
проявления психологических длительно существующих проблем.[5]
Психосоматика —
направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее
влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических
(телесных) заболеваний. Психосоматические расстройства
составляют значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего
века являются объектом интенсивных исследований в рамках психосоматической
медицины, вследствие возрастающей роли их в общей заболеваемости населения. В
основе многих психосоматических расстройств лежит невроз. С точки зрения
физиологии он начинается, когда орган, здоровый по своей структуре, не
выполняет свою функцию успешно. То есть орган уже не дает предусмотренный по
природе результат. Это вполне может быть метафорой того, что человек действует
вхолостую - действует, но не достигает. Такой неблагоприятный результат кроется
именно в ошибках мышления. Комплексы подпитываются такими ошибками, и их
структура с каждым разом все больше закрепляется и в связи с этим уже
происходит в будущем стереотипное поведение, которое может начаться в любой
момент. Человек стремится спасать свои убеждения.
Долгое
время проблема психосоматических расстройств разрабатывалась в основном
последователями З.Фрейда, которые предлагали психогенетическую трактовку этих
состояний, они в основном основывались на психоаналитической концепции, которая
рассчитана на изучение переживаний, которые лежат в основе текущего
психического состояния человека. В последнее время эти задачи всё чаще решаются
с позиций психосоматического. Понятие «психосоматические расстройства»
используют для тех расстройств функций органов и систем, в происхождении и
течении которых основная роль принадлежит воздействию психотравмирующих
факторов (накоплению отрицательных эмоций). Эти расстройства, как говорит Д. П.
Исаев, являются болезнями адаптации (цивилизации). Их часто называют также
стресс - зависимыми, что показывает важную роль в происхождении психосоциальных
влияний.[5] Патогенез
психосоматических расстройств, который рассматривается на разных уровнях - от
молекулярных нарушений до всего организма в целом, складывается из большого
числа факторов: наследственной и врождённой отягощённости соматическими
нарушениями и дефектами; наследственной предрасположенности к каким-то
психосоматическим расстройствам, которые появляются в результате взаимодействия
физиологических и психических факторов; изменениям в центральной нервной
системе, которые в итоге приводят к нейродинамическим сдвигам; личностных
особенностей человека; психологического и физического состояния во время
психотравмирующих событий; фона неблагоприятных семейных и других социальных
факторов; особенностей психотравмирующих событий. Эти
факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но и каждый
фактор отдельно или в разных комбинациях делает человека более восприимчивым к
эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, в
результате легко возникают психосоматические расстройства из-за ослабленности
нервной системы. Психосоматические расстройства бывают
разными и поражают все органы и системы организма. К ним относят:
- Психосоматические реакции (нарушение сна, частое сердцебиение, потеря
аппетита и т. д.) Они возникают после неприятных и опасных обстоятельств и по
времени длятся не долго.
- Функциональные психосоматические нарушения с более значимыми однократными
неблагоприятными обстоятельствами с жизненными трудностями, которые часто
повторяются. Они продолжительны по времени, но не оказывают значительного вреда
оргазму. К ним относят расстройства органов дыхания, сердечно-сосудистой
системы, двигательного аппарата, мочеполовой системы и т. д.
- Психосоматические заболевания - появляются в результате взаимодействия
психических факторов и физиологических, проявляются в форме нарушений
психогенного происхождения. -
Специфические психоматозы (психосоматические болезни) - проявляются в форме
структурных нарушений органов и систем. К ним относят такие, как язвенная
болезнь желудка, болезни сердца, гипертония, астма и т. д. Почему
именно стресс вызывает психосоматические заболевания? Физиологические
изменения при сильных эмоциях нередко связаны с избыточным энергетическим
обеспечением - на непредвиденные обстоятельства. Однако не столько
физиологические перестройки при мобилизации резервов могут оказаться
чрезмерными и истощающими, сколько психологические установки и личностная
позиция самого человека. Врачи давно обратили внимание на связь преобладания
конкретных эмоций с предрасположенностью к каким то определенным заболеваниям.
Боли в области сердца, чаще всего возникают из-за страха, боли в печени –
возникают из-за гнева и ярости, боли в желудке появляются из-за постоянной
апатии и подавленного состояния. Психологи и психиатры установили зависимость
между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а
также психологическим климатом, который окружает человека. Если человек
стремится занять в коллективе место, которое не соответствует его реальным
возможностям, т. е. обладает повышенным уровнем притязаний, он в большей мере
подвержен развитию сердечнососудистой патологии, в результате чего возникают
такие заболевания как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца и т. д.[10]
Хронические
коронарные заболевания намного чаще встречаются у лиц с выраженной
целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению.
Вместе с тем к гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают человеку
возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими,
исключая чувство удовлетворения в процессе утверждения себя. У человека,
которого постоянно подавляют, игнорируют, не принимают его таким, какой он
есть, развивается пониженная самооценка, чувство постоянного недовольства
собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Для
одних людей более характерна тормозная реакция на стресс, для других –
активная. У людей, которым характерна активная реакция на стресс, мыслительные
процессы обычно изменяются в сторону схематизации, они обобщают ситуации и
начинают выделять главные аспекты, приложенных усилий. Гиперактивная реакция,
которая порождает постоянную суетливость и спешку в делах, в итоге приводит к
тому, что начинает увеличиваться количество ошибок, при том, что сохранятся или
возрастает темп деятельности. При тормозной реакции у человека замедляются
сравнение, анализ какой-то ситуации, он становится инертный, медлительный. При
эмоциональном напряжении объем внимания сужается, переключение и распределение
внимания ухудшаются, он затрудняет восприятие полного объема информации. Но так
же к эмоциональному напряжению ведет и полная информированность, банальность,
неизменность ситуации, что в итоге порождает автоматизм, монотонность, у
человека ко всему возникает безразличие, он быстро утомляется, продуктивность
его труда ухудшается. При
сильном эмоциональном напряжении человек всегда оценивает ситуацию неадекватно.
Только когда человек достаточно информирован, он определяет значимость события
правильно и предвидении какого-либо события является эффективным средством
сдержанности. Чем у человека больше информации по тому вопросу, который его интересует,
тем менее вероятен срыв. Информация должна быть разноплановой. Надо заранее
подготовить отступные стратегии, это снизит волнение и будет более вероятен
успех в решении какого-либо дела. Но когда человек ничего не сможет поделать с
тем, что происходит, прикладывает свои усилия для достижения цели, но они
оказываются тщетными, ему полезно временно остановиться, осознать свое
поражение, смириться с тем, что ничего не изменить. Это позволит сберечь силы
для новой попытки добиться желаемого, но уже при более благоприятных и выгодных
для него обстоятельствах.[12] В
основе любого невроза лежит внутренний конфликт, человек ощущает свою вину,
упущения счастливого случай который ему предоставлялся и в итоге начинает
возникать психотравматическая ситуация. Переживания становятся источником
невроза, только тогда когда они очень значимы для человека, когда он находится
в постоянном напряжении, постоянно осмысливает проблемы, которые у него
возникают. Эмоциональный конфликт при неврозах имеет социальный характер.
Человек заболевает не от того что к нему проявили несправедливость, а потому
что эта несправедливость нарушает у него представления о добре и зле, у него
все внутри начинает «переворачиваться».
Общаясь
с людьми, человек невольно старается подражать им, перенимает их черты
характера, и со временем может смотреть на жизнь оптимистично или
пессимистично. К проявлениям положительной атмосферы, которая способствует
развитию эффективной совместной деятельности, относят симпатию друг к другу, внимание,
общие интересы. А напряжение может возникнуть из-за принудительного общения, в
основном это проявляется на работе. Сужение круга общения быстро ухудшает
информативную ценность каждого из членов группы и приводит к напряженности,
человек начинает погружаться в себя, старается отделиться от группы.
Возникновению симпатии способствуют такие качества как взаимопомощь, поддержка
в трудный момент, забота. Если группа сплочена возникший конфликт,
останавливается на внешнем объекте, на лице, которое не входит в состав группы,
когда сплоченность группы ослабевает, возникающие конфликты становятся между
членами этой группы. Такие конфликты открыто не разрешаются, человек начинает
стремиться к одиночеству, концентрируется только на себе. Чтобы снять возникшую
нагрузку, надо на время изолироваться, «уйти в тишину». Когда человека
стремятся успокоить в такой ситуации, говорят, что все будет хорошо, все
наладится, он только еще больше замыкается в себе, и начинает думать что его не
понимают. Если человек сильно возбужден, ему просто необходимо в такой ситуации
снять негативные эмоции.
1.
3 Особенности возникновения, развития и преодоления стрессовых воздействий
студентами
Жизнь
студента просто наполнена ситуациями стрессогенного характера, поэтому студенты
часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов
стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной
работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. И он непосредственно
сказывается на протяжении всего обучения, что приводит к неуспеваемости в
процессе обучения. Эмоциональное напряжение у студентов обычно
начинается за 3 или 4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении.
Присутствие эмоционального напряжения и в дни между экзаменами говорит о том,
что экзаменационная сессия всегда сопровождается постоянным, хроническим
стрессом. И в итоге это все может перерасти в невроз (заболевание вызванное
расстройством деятельности центральной нервной системы). Вначале начинает
страдать нервная система, ресурсы ее ухудшаются, и организм начинает работать
на пределе. Невроз появляется тогда, когда человек долгое время пребывает в
состоянии стресса. Невроз не принято считать болезнью, это разновидность
нормальных реакций человека в стрессовых условиях. К стрессу приводят разлады в
семье, в личной жизни, неудачи, психиатры все это обозначают как «психические
травмы». Тот период, когда человек обучается, оказывает значительное влияние на
формирование личности, и поэтому проблемы связанные с психическим здоровьем
студентов весьма актуальны. Выделяют 3 группы студентов: к 1
группе относят студентов с невротическими расстройствами; ко 2 группе – с
рисками развития невротических расстройств; к 3 группе относят здоровых
студентов. С каждым годом обучения в университете, уровень невротических
расстройств постепенно возрастает. Такие студенты плохо умеют организовывать
свой режим и в итоге у них снижаются функциональные возможности нервной
системы, это проявляется в быстрой психической утомляемости, у них ухудшается
работоспособность, ухудшаются память, внимание, они становятся более
раздражительными. Студенты в будние дни постоянно недосыпают и используют
выходные дни для того чтобы восстановить силы. Студенты которые попали в группу
риска, часто употребляли алкоголь для того чтобы снять напряжение, улучшить
настроение и чувствовать себя более раскованно.[14] Проблема
стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо
регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов,
психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации
студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни,
тренингов. В
связи с постоянной напряженностью современной жизни, на психологическом уровне
возникают негативные эмоциональные переживания и стрессовые реакции, которые в
итоге приводят к формированию длительных стрессовых состояний, что способствует
волнению, внутреннему напряжению, что в итоге приводит к выбросу адреналина и
повышению артериального давления.
Стресс
- это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение,
которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс является частью
нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утра и до позднего
вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен:
полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли,
гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств и
многих других болезней. Для современного студента, как и для
любого человека, вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а
скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с
трудностями жизни. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и
деятельностью организации или событиями в личной жизни человека. Информационный
стресс в учебной деятельности по своей природе, является разновидностью
психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями,
прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влиянием организационных,
социальных, экологических и технических особенностей учебной деятельности. В
основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции
деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются
психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека),
могут быть источником информационного стресса или оказывать влияние на его
развитие в учебной деятельности.[18] Развитие
информационного стресса в жизни студента связано с разными событиями
происходящими в его жизни, сферами его деятельности, особенностями рабочего
процесса. Основными методами защиты от информационного стресса являются:
отслеживание своих чувств и реакций при просмотре новостей, это относится к
событиям с негативным оттенком; следует заменять время перед телевизором или
компьютером на прогулки на свежем воздухе, занятия в спортзале, занятия йогой,
плавание. Жизнь в настоящее время также
наполнена многими внутренними стрессорами. Кризис существования, или как его
называют по-другому «экзистенциональный кризис» беспокоит как в отношении его
значимости в жизни, так и значимости самой жизни, тех или иных ее этапов и
проявлений. Отрицательная эмоциональность также предрасполагает испытывать
дистресс. Высокий уровень эмоциональной реактивности будет постоянно вызывать
расстройства, чувство тревоги, страха, обреченности при возникновении даже незначительных
жизненных невзгод. Жизнь может стать в итоге невыносимой, когда ожидания
человека оказываются тщетными и все мечты не сбываются. Расстройства и
разочарования со временем приводят к ожесточению.
Экзамен
как один из видов стресса занимает первое место среди различных причин, которые
вызывают психическое напряжение у студентов и так же он является
психотравмирующим фактором и относится к такому виду стресса, как
кратковременный. В реакциях на психологический стресс американский
исследователь проблемы стресса Р. Лазарус предложил брать в расчет не только
интенсивность стимул, его характер, но и учитывать то, как субъект реагирует на
определенный стимул. Лазарус ввел такое понятие как «копинг» - для обозначения
совокупности поведенческих и когнитивных способов, предпринимающихся человеком для
того чтобы ослабить влияние стресса. Копинг ослабляет и смягчает стрессовое
воздействие ситуации и сохраняет здоровье человека как психическое, так и
физическое. К факторам, уменьшающим
стрессогенность среды, ее отрицательное влияние на организм человека относят,
прогнозируемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним,
контролировать эти события, все это снижает воздействие вредных факторов на
организм человека. Волевые качества человека играют большую роль в преодолении
отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека.
Проявление силы воли – это, прежде всего, способность человека сделать то, что
он реши, даже если на его пути возникают временные трудности. Если человек
дисциплинированный, у него есть большие жизненные цели, то у него сила воли
ассоциируется с приятными ощущениями, а если же человек привык плыть по
течению, к комфорту, то сила воли у него будет ассоциироваться с проблемами и
постоянным напряжением. Индивидуальные особенности нервной системы и личности
так же играют важную роль в регуляции психических состояний, показывают то, как
человек реагирует на воздействия стрессоров. Индивид, у которого нервная
система в норме, лучше переносит стрессовые ситуации, по сравнению с человеком,
имеющим слабую нервную систему. Люди, которые всегда находятся в хорошем
настроении, радуются жизни, оптимисты по своей натуре, более устойчивы к
стрессу, лучше сохраняют контроль и критичность в сложных ситуациях, в отличие
от пессимистов.[20]
Выводы
по главе 1
В
психологии стресс понимают как состояние психического напряжения, которое
возникает у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях как в
повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Различаются
физиологический стресс и психологический стресс. К психологическим
признакам, по которым можно определить, что человек находится в состоянии
стресса можно отнести снижение аппетита, злоупотребление вредными привычками,
депрессию, дезорганизованность, несамостоятельность и др.
Ганс
Селье выделил три стадии в развитии общего адаптационного синдрома. Первую
стадию он назвал стадией тревоги, это момент столкновения организма со
стрессом, на этой стадии выделяются гормоны стресса. В итоге нарушается
аппетит, усвоение поступающей пищи. Потом идет стадия резистентности, на этой
стадии показана устойчивая сопротивляемость к стрессу, мобилизируются все
системы организма, такие проявления стресса как: тревога, агрессия,
возбудимость практически исчезают. Но при продолжении воздействия стресса на
организм наступает третья стадия, это стадия истощения. На этой стадии начинают
возникать серьезные нарушения, соматические заболевания, психологические
расстройства и человек самостоятельно уже не может выйти из стрессового
состояния, и ему требуется посторонняя помощь. Стресс
нарушает деятельность человека, его поведение, привычный образ жизни, приводит
к различным психо-эмоциональным нарушениям, функциональный уровень нарушается и
в итоге это приводит к нарушению деятельности в целом, и к развитию в
дальнейшем серьезных заболеваний. Выделяют 2 вида стресса: это
кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стресс. Эти виды
стресса оказывают разное влияние на здоровье человека.
Кратковременный
стресс – это как бы предверие появления долговременного стресса, при нем сильно
расходуются адаптационные резервы организма и в связи с этим начинают
мобилизироваться «глубокие». К этому виду стресса можно отнести – поход к
стоматологу, экзамен и т. д. Долговременный стресс
несет уже более тяжелые последствия. Особенностью этого вида стресса является
то, что его течение может быть скрытым. Этот стресс со временем может
переходить в тяжелые заболевания. Помимо этого выделяют и такие виды стресса
как: нервный, хронический, физиологический, психологический. В
студенческой жизни есть и ситуации стрессогенного характера, поэтому студенты
часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов
стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной
работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.
Психосоматические
расстройства занимают лидирующее место в настоящее время и на протяжении уже
многих лет их постоянно исследуют в рамках психосоматической медицины из-за их
быстрого роста. В основе этих расстройств всегда главное место занимает -
невроз. Он начинается тогда, когда здоровые органы, начинают плохо
функционировать. В основе неврозов, почти всегда обнаруживается внутренний
конфликт, у человека возникает ощущений упущения счастливого случай, он
испытывает вину и в итоге возникают психотравмы. Если переживания значимы для
человека, то только тогда они и становятся источником невроза. Проявления
психосоматических расстройств, имеющие отчасти образно-символическое значение
(«язык тела»), являются также проявлением защитно-компенсаторных механизмов,
способом противостояния подсознательных фрагментов психики подавлению со стороны
сознательной цензуры. Тем самым подобные конверсионные и диссоциативные
механизмы психосоматических нарушений отражают внутреннюю двойственность,
противоречивость человеческой психики. Основным
отличием всех ранее описанных психосоматических расстройств от обычных (телесных),
является характер их протекания. Сильные ухудшения всегда совпадают именно
тогда, когда человек испытывает бурные душевные переживания, эти переживания
особенно часто проявляются именно в студенческой жизни. Но также важно помнить
и о личностной предрасположенности, о личностно-типологических особенностях, в
результате которых в будущем возникают психосоматические нарушения. Повышенное
психическое напряжение, всевозможные неудачи, страхи, переживание чувства
повышенной опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для
человека.
Глава 2. Эмпирическое исследование психосоматических проявлений стресса у современных студентов
2. 1 Организация и методы исследования
2. 2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. – 5-е изд. – М.: Академический проспект: Альма Матер, 2012. – 702 с.
2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984. - 214-276 с.
3. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст]. М.: ПЕР СЭ, 2014. - 382 с.
4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] - М.: ПЕР СЭ, 2011. – 528 с.
5. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005.-416с.
6. Габдреева, Г. Ш, Практикум по психологии состояний [Текст]: учебное пособие/ Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров; под ред. А. О. Прохорова.-М.: Речь, 2004.-480с.
7. Игумнов, С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы [Текст]:. - СПб.: Речь, 2014. – 217 с.
8. Изард, К. Эмоции человека [Текст]:. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 440 с.
9. Лайтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.
10. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
11. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип./ В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
12. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: "Попурри", 2012. – 848 с.
13. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом [Текст]:. Москва: ИКЦ "МарТ", 2014. - с.288
14. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань, 1991.
15. Селье, Г. На уровне целого организма [Текст]:. М.: Наука, 1972. - 122 с.
16. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст]:. М.: Прогресс, 1979. - 124 с.
17. Смит, Т. Д.ж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. - 356-392 с.
18. Фаустов, А.С., Щербатых, Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2011, №4, 38-39 с.
19. Холл Келвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности - 2005.
20. Хорни, К. [Текст]: Невротическая личность нашего времени. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
Приложение