Технология свободного образования М. Монтессори

Описание:
Технология свободного образования М. Монтессори и Р.Штейнера
Технология свободного образования
Педагогика Рудольфа Штайнера
Педагогика Марии Монтессори
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Тема: «Технология свободного образования

М. Монтессори и Р.Штейнера»

                                                                         Работу выполнила :

                                                                          Студентка 521 группы

Пермякова Виктория

Проверила:

Зорина Наталья Анатольевна

Пермь

                                                           2012 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……3

1.  Технология свободного образования.…………………...……. ..4

2.  Педагогика Рудольфа Штайнера……………………………......6

3.  Педагогика Марии Монтессори.……………………………......10

         Заключение……………………………………………………………….13

         Библиография………..…………………………………………….…......14

Введение

Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. В течение XIX – XX веков в мировой практике интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития воспитательных систем. Для современной Российской системы образования также характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы ХХ века. Вместо прежних единообразных школ и детских садов стали появляться гимназии и прогимназии, лицеи, колледжи, центры развития разных профилей и направлений. Все это в большей мере отвечает запросам современных детей и их родителей, дает возможность уйти от заформализованных методов обучения, создать базу для апробации новых педагогических программ и технологий. Достаточно актуальна для таких инноваций идея свободного воспитания. Это направление в воспитании привлекательно тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия. Одним из наиболее ярких представителей свободного воспитания можно назвать Марию Монтессори и Рудольфа Штейнера, о которых далее пойдёт речь.

1.Технология свободного образования.

Дети должны делать ,что они хотят, но хотеть они должны то, что хочет педагог.

Ж.-Ж. Руссо

Всемирную педагогическую проблему XX века и нашего времени представляет противоречие между свободой учеников и их школьным учением. Идея преодоления этого противоречия — свободное воспитание (образование) — зародилась ещё в древности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель),прошла сквозь века (В. Ратке, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци) к новым временам (Л.Толстой, Д. Дыои, М. Монтессори, А. Нейлл, К. Вентцель, Р. Штейнер, С. Фре-не). Оно провозглашает в

качестве основной идеи воспитания — обеспечение ребёнку независимого свободного выбора поступка и деятельности — свободы индивидуального развития.

Принцип, являющийся одной из основ теории «свободного воспитания», «Всё без принуждения»впервые сформулировал Вольфганг Ратке (1571-1635). Несколько позднее Жан-Жак Руссо (1712-1778)создал концепцию естественного воспитания.

Руссо исходил из установки, что воспитатель ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребёнку. Он должен лишь способствовать его естественному росту, создавать условия для развития его природы, организовывать ту воспитывающую среду, в которой ребёнок сможет обрести самостоятельность и свободу.

Гуманистический педагогический поиск активизировался на рубеже Х1Х-ХХ веков, во время нарастания демократических тенденций в европейском обществе. Благодаря успехам психологии,раскрывшей многие механизмы функционирования и развития высших психических функций человека,

стала очевидна выдающаяся роль активности ребёнка в его развитии. Идея природно-спонтанного,свободного развития ребёнка выдвигается в качестве важнейшего из условий формирования индивидуальности.Принцип «Дети должны всё делать только по желанию» лежит в основе школ Д. Дьюи, А. Нейлла.Вальдорфская школа акцентирует свободу духовной жизни ребёнка, в которую учитель не должен

вмешиваться — как в «божественную загадку».В русле идей свободного образования существуют и такие экстремистские проекты, как полная ликвидация школы и всех институционных форм учебно-воспитательных учреждений как анахронизма

века (В. Гудман, И. Иллич). Воспитание в школе не развивает детей, а только мешает их развитию,ущемляет права детей. Основной их тезис — дружба с детьми, партнёрские отношения.В работах П. Фрейре идея свободного образования получает окраску «усиливающего образования».По его мнению, просто свободное образование (социализация) не обеспечивает ребёнку подлинно

свободного развития, так как в любой момент могут появиться какие-то посторонние тормозящие и закрепощающие негативные силы. Поэтому образование должно усиливать, поддерживать ребёнка, чтобы он мог освободиться от мешающих обстоятельств сам.Такое понимание свободы ребёнка и роли школьного образования — основа современной гуманистической педагогики и психологии. Школы М.Монтессори, С. Френе делают ставку на развитие самосознания, самостоятельности и саморегуляции, что уменьшает зависимость личности от нежелательных внешних сил. Отечественная практика свободного образования складывалась на рубеже XIX и XX веков (Л.Н.Толстой, К.Н. Вентцель, СТ. Шацкий и др.). Однако в советский период эта идея не могла быть развита из-за особенностей дальнейшего пути общественного развития, по которому пошла страна. Сегодня применение этих моделей в «чистом» виде имеет ограничения, поскольку цели, заложенные в них,

вступают в прямое противоречие с реализацией государственных образовательных стандартов. Однако фрагментарное применение этих моделей, создание условий для самовыражения и свободного развития детской личности, сводя к возможному минимуму явное педагогическое вмешательство в этот процесс и

ис-ключая какое-либо принуждение и насилие в учебном процессе, в системе дополнительного образования, во внеучебной или учебно-вариативной деятельности школы, в системе специальных школ позволяет компенсировать недостатки остальных моделей.

 

                          2. Педагогика Рудольфа Штайнера

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.

И. Песталоцци

     Р. Штайнер — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия,рассматривает педагогику как науку   о человеке — совокупности трех составляющих: тела , души и духа . Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы.

Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни — «раннее детство» , следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство» , далее, до 21 года, — «отрочество и юность» .

Основными принципами вальдорфской педагогики являются:

·       антропоцентризм;

·       образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;

·       гармоничность развития всех составляющих человека ;

·       обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации;

·       историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;

·       цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических , ритмов;

·       эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим;

·       художественность всего обучения.

Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.

Стержень воспитательной работы — организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, Красота и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.

Целью многих гуманистических педагогических систем являются воспитание гармоничной личности, сочетающей творческое мышление, любовь и интерес к человеку, к миру, ответственность за себя и за окружающий мир. В штайнеровской педагогике для достижения этой цели разработаны уникальные планы и методики, философски обоснованные в трудах Р. Штайнера, апробированные в течение 80 лет работой вальдорфских школ и детских садов.

Вальдорфской школе присущи атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения и доверия, отсутствие пристрастных суждений со стороны учителя, отсутствие системы оценок как формы давления на учащихся, эмоциональная насыщенность учебного процесса.

Штайнеровская педагогика рассматривает человека не только как результат взаимодействия его генотипа и окружающей среды. Природное и общественное в человеке видится лишь как часть его целостной человеческой личности, деятельность которой определяется ее духовным, индивидуальным, человеческим Я.

В соответствии с этим воспитание и обучение в штайнеровской школе направлены на создание оптимальных условий для развития человеческой индивидуальности в процессе ее собственной деятельности. Поэтому учебно-воспитательная работа направлена на три вида деятельности:

·       развитие мышления, результатом чего должно стать умение делать целостные обобщения и быть творческим;

·       формирование уравновешенной жизни чувства, что является не только основой для формирования способности здравой оценки себя и окружения, но и основой способности социально ориентированного поведения;

·       развитие здоровой и сильной воли как основы способности к деятельности и самому действию.

Организация вальдорфской школы строится на следующих основах:

1)    организация дня в определенном ритме, причем утро как время наиболее благоприятное для интеллектуальной деятельности, отводится соответствующим учебным предметам;

2)    изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами», что позволяет ученику «погружаться» в учебный материал, сосредоточиться на нем;

3)    художественно-эстетические упражнения воспитывают волю, произнесенное слово воздействует на чувства;

4)    принцип авторитета — один из серьезнейших в вальдорфской школе; дети подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие;

5)    свобода и отсутствие страха, так как нет оценок, нет экзаменов; ребенка заставляет учиться его собственное желание.

В структуры вальдорфского образования входят школы с двенадцатилетним сроком обучения и детские сады, находящиеся, как правило, при школах. Со школами могут быть связаны группы продленного дня, школа досуга, кружки, курсы и другие учреждения.

Для детей, достигших шестилетнего возраста, в школе есть подготовительный класс, который поддерживает развитие раннего детства.

 Основная ступень вальдорфской школы состоит из восьми учебных лет, которые охватывают период от школьной зрелости до завершения пубертата. Процессы формирования внутреннего мира ребенка требуют, чтобы в это время один учитель следовал за учеником, сопровождая его развитие подобно тому, как у нас один учитель работает с детьми в начальных классах.

Учебный план штайнеровской школы строится так, чтобы содержание и методы обучения точно соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка и воздействует на него терапевтически.

При адаптации учебного плана штайнеровских школ принципиально важно главное — понимание закономерностей развития ребенка и построение обучения с их учетом.

В обучении детей с нарушениями слуха или интеллекта весьма значимо использование наглядных средств обучения. Штайнеровская педагогика также придает первостепенное значение в обучении детей до пубертатного периода наглядности.

«Древо» вальдорфской педагогики:

 

                                    3. Педагогика Марии Монтессори

 

Единственный, кто понимает ребёнка, — другой ребёнок.

М. Монтеа

В основе педагогики Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, что ребенок обладает важным свойством – "абсорбирующим (впитывающим) умом", умением запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Монтессори выделяла две фазы "впитывающего ума":

·       от рождения до 3-х лет – бессознательное "впитывание";

·       от 3-х до 6 лет – осознанное "впитывающее мышление".

Осуществляя влияние на ребенка, взрослый должен учитывать сенситивные периоды развития (СП), которые характеризуются особой восприимчивостью к тем или иным сторонам действительности.

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основная задача метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метод Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Ребенок находится в центре развивающей среды, в которой он "строит" себя сам. Монтессори выделяла три аспекта построения ребенком себя:

— Каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, своим темпом развития.

— Развитие осуществляется только в движении: ребенок проявляет активность внешнюю (движения) и внутреннюю (наблюдение, анализ увиденного).

— Внутреннее развитие ребенка связано со средой, которая является стимулом для его активности.

В Монтессори-группе ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды. Чтобы среда оказывала развивающее влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований:

·       Красота помещения и его оборудования.

·       Состав группы детей должен быть разновозрастным (от 3 до 6-7 лет).

·       В среде должен быть порядок.

·       Наличие зон в расположении материала.

·       Наличие подготовленного педагога (воспитателя).

Разновозрастный подход к комплектованию группы детей позволяет каждому ребенку чувствовать себя уверенным, происходит передача знаний от старших к младшим.

Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Воспитатель, по Монтессори, представляет собой связующий элемент между ребенком и воспитывающей средой, в которой ребенок самостоятельно действует и развивается с помощью дидактических материалов.

Требования к Монтессори-учителю:

1. Утверждать неповторимость каждого ребенка.

2. Овладеть психотехническими приемами, необходимыми для практической реализации принципов гуманистической педагогики Монтессори:

·       эмпатия - безоценочное принятие и прояснение любого чувства ребенка

·       безусловное принятие любого человека

·       соответствие языка слов и языка тела чувствам человека, т.е. человек говорит именно то, что чувствует и подтверждает это точными жестами.

·       стремление к собственному личностному и профессиональному росту.

Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание "условий свободы" в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори - группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". "Я сам! " - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может привести к ложному представлению о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая их капризами и сиюминутными желаниями, дети "делают, что хотят". На самом деле в педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива ("Можно все, что не мешает остальным", "Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место") и, во-вторых, в необходимости дела ("Нельзя ничего не делать", "Начатое дело нужно обязательно довести до конца"). Только так можно научиться быть "мастером самого себя", считала Монтессори. В ее системе свобода означает: свободу передвижения ребенка в подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми. В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

Заключение

В заключение отмечу, что сущность педагогического процесса  по Штайнеру, не только в передаче взрослыми социального опыта детям, но и главным образом во всестороннем гармоничном развитии, соответствующем внутренним потребностям личности на различных возрастных этапах, направленном на свободное и творческое самоопределение индивидуальности. Это созвучно современному личностно-деятельностному подходу в отечественной общей и специальной педагогике. даже отдельные элементы штайнеровской педагогики в работе с проблемными детьми помогают находить оригинальные пути в развитии индивидуальности каждого ребенка, расширяя возможности его реабилитации и социальной адаптации.

Технология саморазвития у Монтессори была создана как альтернатива догматизму в обучении, распространённым в конце XIX века. М. Монтессори воспринимает ребёнка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей педагогики — сопоставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

                                                      Библиография

1. Монтессори М. Мой метод. – М.: АСТ, 2006. – 352 с.

2. Орлова Д. Большая книга Монтессори. – М.: ВКТ, 2008. – 192 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Высшее образование, 2008. – 544 с.

4.Кукушкин В.С. Педагогические технологии.-С.224-226, 2010.

5.Селевко Г.К.Альтернативные педагогические технологии.-М.,168-167с.

6. Гейдебранд К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы //Частная школа. 1997. № 2.


Информация о файле
Название файла Технология свободного образования М. Монтессори от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 20:49
Дата обновления 9.2.2013, 20:49
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 704.68 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 9988
Скачиваний 125
Оценить файл