Технология свободного образования М. Монтессори

Описание:
Мария Монтессори
О природных способностях ребенка
Ребенок и ступени его развития
Воспитание чувств
Развивать ли интеллект ребенка?
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет

Реферат

Дисциплина: Педагогика

Тема:

Технология свободного образования М. Монтессори

Выполнила:

Студентка факультета ПиПД

гр.№523

Шилина Анастасия

Пермь, 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………........................3

Мария Монтессори………………………………………………………………………...4

О природных способностях ребенка……………………………………………………...6

Ребенок и ступени его развития…………………………………………………………………….........................7

Воспитание чувств………………………………………………………………………...9

Развитие движений………………………………………………………………………..10

Развивать ли интеллект ребенка?................................................................................
........11

Материал для рассказывания……………………………………………………………..13

Учитель… Кто он: ведущий или ведомый?.......................................................................14

Оценка деятельности ребенка…………………………………………………………….15

Отношение к новым технологиям………………………………………………………..16

Заключение ………………………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………..........................18


Введение.

Замечательный итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори снискала мировую известность своим уникальным и действенным методом обучения и воспитания детей - дошкольников. Главное в этом методе – предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий.

Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту М. Монтессори глубоко символичен, ведь это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, способного успешно действовать в гражданском обществе, в непрерывно меняющемся мире.

Сейчас в 35 регионах России более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Регулярно проводятся всероссийские конференции по обмену опытом. Московский центр Монтессори с помощью немецких специалистов подготовил несколько выпусков квалифицированных педагогов. Все больше родителей отдают своих детей в Монтессори-школы.

Что же привлекало и столько лет привлекает в идеях и методических разработках М. Монтессори?


Мария Монтессори

Мария была единственным ребенком Алессандро и Рейнильде Монтессори, которая родилась в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребенка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному

положению женщины. Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особую

старательность она проявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Мария брала с собой учебник и решала в полутемноте задачки, радуясь найденному неординарному решению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в

техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

 Она все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой профессиональный выбор - детский врач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была привилегией мужской половины. Но упорство Марии Монтессори опять дало плоды – она стала первой женщиной-врачом Италии. Шел 1896 год. Работая в университетской клинике, она получила частную практику. Здесь состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Никто не способствовал продвижению этих детей вперед, они были предоставлены себе - после приема пищи больные дети ползали по полу и, собирая хлебные крошки, вылепливали шарики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окружающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом ее педагогической системы, что для детей, как больных, так и здоровых - необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

Погрузившись в проблемы лечения и обучения детей с ограничениями в развитии, Монтессори изучала труды французских психиатров - Эдуарда Сегена и Гаспара Итара. Монтессори приходит к

выводу, что слабоумие - это больше проблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессори начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее привлекала антропология, а именно, вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. Параллельно изучает педагогику для умственноотсталых детей в медико-педагогическом институте. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагогики. Она много работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессори живо начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми, и она решает продолжить учиться дальше. Теперь она изучает педагогику развития здорового ребенка.

В 1898 году у Монтессори родился сын. Ее отношения с возлюбленным не привели к замужеству, и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям.

6 января 1907 года открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам Монтессори. Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом,

чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила,

что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори - педагогике. К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа. В те годы встретилась с Марией Монтессори и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла монтессорианский детский сад. В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и поныне. Монтессори - движение возникает и разворачивается во многих странах мира.

Когда разразилась вторая мировая война, Монтессори с сыном находились в Индии. Семь долгих лет прожила она в этой стране. За это время она обучила своей методике более тысячи учителей.

Она умерла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия. Мария Монтессори похоронена в маленьком городке Нордвиг на католическом кладбище.


О природных способностях ребенка

Мария Монтессори посвятила всю свою сознательную жизнь изучению вопроса о свободном развитии ребенка. Она восставала против стремлений взрослых формировать его характер, будить в нем нравственные чувства нотациями и увещеваниями. Нам, взрослым, порою, кажется, что именно в этом и состоит наш долг. Монтессори убеждена, что "люди вырастают с характером, умом, чувствами" и "...мы также мало способны создавать внутренние качества человека, как и внешние формы его тела". По Монтессори, всем управляет природа. Не ставит преград естественному развитию ребенка, - вот под каким девизом необходимо действовать нам, взрослым. Ребенка часто заваливают игрушками, жестоко отстраняя его от тех дел, которые пошли бы на пользу его развитию. Педагог, которому родители доверили свою крошку, считает своим долгом заполнить голову ребенка информацией, которой владеет сам. Для него не важно, готов ли ребенок усвоить ее по своему психологическому возрасту, присутствует ли у ребенка мотив к восприятию этой информации и есть ли у него желание сотрудничать с этим педагогом. Ребенка призывают к подражанию взрослым, не учитывая права ребенка свободно развиваться.

К чему же способен ребенок по своей природе, с каким потенциалом внутренних сил она отправляет его по жизни? Мария Монтессори отвечает на эти вопросы как ученый- антрополог, психолог, врач и педагог и человек. От природы ребенок способен к самостоятельному органическому развитию. Она одарила его способностью накапливать впечатления извне и преобразовывать их в опыт по приспосабливанию к жизни. Эта способность ребенка называется "абсорбирование". Ребенок стремится раскрыть свой природный потенциал, "божественные силы", свое внутреннее "я" - мотор, координатор, раздающий директивные указания самому ребенку. Монтессори выявила также целый ряд человеческих тенденций, отличающих дитя человека от детенышей животных. Одна из них - это способность совершать какие - либо действия, манипуляции, иначе - работать. Это заставляет ребенка быть активным. Руки, как инструмент познания, помогают ему овладеть миром. Руки ребенка являются демонстрацией его "я". Монтессори пишет:

"..это "я" является великим координатором и организатором, которое посредством упражнений и приобретаемого, опыта создает внутреннее единство между душой и телом". В Монтессори – группе дети работают, как настоящие взрослые. Каждый поглощен своим делом, будь то полировка металла или отсчет бусин в золотой тысячной цепочке, подбор пар звучащих колокольчиков или перекладывание ложкой. Дети трудятся неустанно, но если учитель видит, что действия ребенка беспорядочны, он корректно вмешивается и проводит с ребенком индивидуальный урок. Другой особенностью ребенка является многократное повторение, позволяющее закреплять и отточить приобретенные навыки, а заодно закалить свою волю, характер, научиться терпению. Дети могут концентрироваться во время какой-либо деятельности. Это может наблюдать каждый, кто посетит Монтессори - группу. В момент концентрации ребенок постигает отношения предметов и вещей между собой, взаимосвязь явлений. В эти бесценные моменты он учится сравнивать, классифицировать, сопоставлять и анализировать. Он должен разобраться в нагромождении вещей вокруг. Ребенок хочет видеть вокруг себя порядок, который поможет ему научиться ориентироваться в окружающем. И все это снова природные стимулы, которые подвигают ребенка на поиск средств для своего гармонического развития, на организацию своей духовной жизни. Следуя естественным законам, ребенок стремится к общению с себе подобными. На уроке он получает возможность разговаривать со сверстниками, обсуждать какие-либо проблемы со взрослыми, организовывать группу людей для работы. Так он отлаживает социальные контакты и упражняет такие человеческие качества, как умение слушать и слышать собеседника, уважать чужое мнение и отстаивать свое и многое другое. В Монтессори-классе, где работают дети, созданы все условия для раскрытия всех вышеназванных потребностей ребенка. Здесь происходит то свободное развитие ребенка, о котором и говорила Монтессори и его природная активность находит свое применение. В подготовленной среде класса ребенок найдет то, что организует его внутренний мир, что, соответствует его естественному проявлению - творить свою человеческую личность. Средством для духовного питания и импульсом для свободного развития является, конечно, дидактический материал Монтессори. Именно он является стимулом для саморазвития, потому что соответствуют психическим нуждам ребенка. На уроке дети учатся фиксировать внимание, воспитывать ум в процессе постоянных упражнений. Постепенно в ребенке совершается таинственный процесс его внутреннего созревания.

Ребенок и ступени его развития

Монтессори делила развитие ребенка на периоды не по формальным направлениям, таким как дошкольное, школьное (начальное, среднее, старшее), вузовское. Первый свой период ребенок проживает от рождения до шести лет. Именно этот период заслуживает особого внимания. Монтессори называет его "творческим", так как в нем у ребенка можно развить огромное количество способностей. 16 миллиардов клеток мозга только и ждут духовного питания, чтобы исполнить основную программу развития ребенка. Духовные структуры образуются с помощью способностей и окружения. Это время, когда ребенок учится через чувства, ощущения, учится всюду и всегда, легко, неосознанно, сенсорно. Ребенку этого периода развития хочется быть независимым от взрослого, совершать какие-то действия. Мы, взрослые, спешим предложить ребенку свою помощь. Мария Монтессори была абсолютно убеждена, что эта помощь только вредит ребенку. "Помоги мне это сделать самому" – вот основное ядро развития воспитания и обучения по Монтессори. Кроме того, ребенок имеет право действовать совершенно свободно. Но не спешите думать, что ребенок предоставлен самому себе. Свобода, в понимании Монтессори, означает свободу инициативы в окружающей среде, отвечающей истинным потребностям ребенка. Ребенок, находясь в этом пространстве, учится обходиться с предметами, вещами, специальным дидактическим материалом, что называется "на ощупь" Он учится помогать самому себе, учится концентрированно "работать". " Работа" - именно так называют активную деятельность ребенка в специально подготовленной среде. Монтессори убеждена, что ребенок, имея такое вспомогательное средство, побуждается к освоению таких культурных техник, как письмо, чтение и счет в раннем возрасте. Маленький ребенок живет в этом возрасте сенсорно и моторно. Эти потребности необходимо удовлетворить. Речь ребенка в этом периоде совершенствуется с огромной скоростью, хотя его словарный запас не позволяет ему еще дискутировать с взрослым. Свои внутренние речевые структуры ребенок формирует посредством накопления опыта работы с конкретными предметами, учась постигать содержащуюся в них информацию.

Нейрологические исследования свидетельствуют о том, что у дошкольников до шести лет усиленно развивается лимфатическая система, а это второй слой мозга. Лимфатическая система влияет на наши чувства, язык и сенсомоторику. Дети хотят учиться, хотят иметь право вести активную деятельность. Они учатся вникать в сущность вещей, исследуя их своими пытливыми руками, любопытными глазами и всеми другими органами чувств.

Но важнейшей все же в ребенке является потребность в любви и признании его таким, каков он есть. Безусловная любовь к нему есть основная предпосылка для любой педагогики.

Среда, которую готовит учитель для детей, должна быть спокойной, миролюбивой и, естественно, красивой. В ней ребенок учится жить в социуме. По мнению Монтессори, ребенок должен прожить этот отрезок насыщенно, возможно более полно, чтобы в последующем иметь время на передышку.

Ребенок имеет право свободно выбрать свою деятельность и осуществлять ее самостоятельно. Это право, как это не парадоксально звучит, способствует социальному питанию ребенка. Монтессори предусмотрела в своем плане воспитания и обучения ребенка все, чтобы обеспечить ему возможность получения позитивного социального опыта. Уже к трем годам (это первая подфаза первого периода) ребенок остро нуждается я в социальных контактах. До этого он замыкался в основном на матери. В этом симбиозе у малыша зарождаются такие качества, как самооценка и самоутверждение. Во второй подфазе с трех до шести лет у ребенка появляется все более острая потребность в контактах с другими, чтобы продвинуть свое собственное развитие. Это время самое благотворное для поступления ребенка в дошкольное учреждение. Ребенок осознает свою потребность в контактах со сверстниками и не только с ними. Концентрируясь на работе с материалом, он испытывает пробуждение социальных чувств. Индивидуальная деятельность ребенка растит в нем понимание своей идентичности с другими детьми. Как следствие этого процесса у ребенка просыпается любовь к другим, ребенок становится миролюбивым и сердечным ко всем, кто его окружает. Работа ребенка один на один с материалом для Монтессори не проявление эгоизма, а парадокс социального чувства и осознания последствий. Между шестью и семью годами у дошкольника происходят изменения в физическом, умственном и духовном развитии. Расшатываются и выпадают молочные зубы, в этом возрасте ребенок отличает конкретное от абстрактного. Он задает теперь вопросы философского характера. Он хочет узнать о вещах, которые не потрогаешь руками, его привлекают и волнуют такие моральные категории как отношения добра и зла, честность и благородство. Именно в этом возрасте у ребенка формируется фундамент для будущего морального, нравственного становления.

Характеристику второго периода в развитии ребенка от шести до двенадцати лет дадим несколько уже, так как нас интересует, прежде всего, дошкольник. Дети от шести лет социально ориентированы, могут планировать свою деятельность, но пока еще нуждаются в косвенном руководстве со стороны взрослого. Появляется тяга к постановке опытов, экспериментированию. У детей этого периода, как обнаружили нейрологн, развивается третий слой мозга (неокортекс). Он обеспечивает абстрактное и логическое мышление, а также понимание времени и пространства. С наступлением подросткового возраста процесс созревания неокортекса полностью заканчивается. Опыты, которые проделывает ребенок, влияют на развитие неокортекса, но следует помнить о необходимости щадить организм ребенка от перегрузок, так как пубертетный возраст - самый нежный и чувствительный.

Третий период развития молодого организма по Монтессори охватывает временные рамки от двенадцати до восемнадцати лет. У юношей и девушек все больше растет потребность в общении не только с уже знакомыми людьми, но и с совершенно новыми для них. Они страстно интересуются историей. Общение только с членами семьи не устраивают молодежь. Это время кризисов и срывов.

Взрослые должны проявлять уважение к достоинству подростков и создавать условия для его становления. В восемнадцать лет молодой человек уже может сделать свой выбор. Теперь он уже юный взрослый, созревшая индивидуальность со сложившимся собственным пониманием вещей и людей. Мария Монтессори призывала взрослых набраться терпения и доверия к молодому организму, проходя с ним по всем периодам. Мы должны предложить ему все: школу, культуру, религию, сам мир. Мы должны помочь ему развить в себе то, что необходимо ему для понимания окружающего мира. Это должны быть не просто утверждения, а истинно воспитательная работа.


Воспитание чувств

Монтессори - педагогика, так же, как и Вальдорфская. заботится об обеспечении гармонического развития чувственной сферы своих воспитанников. Ведь теперь уже стало совершенно неоспоримым признание первостепенной важности чувственного воспитания. В этом мы видим заслугу Марии Монтессори, которая в своих многочисленных трудах обосновала зависимость развития интеллекта ребенка от степени развитости его чувств - зрения, осязания, обоняния, чувства вкуса, слуха и др. Развитие и воспитание чувств у Монтессори является естественным базисом ее концепции. Она подчеркивала, как важно уметь воспринимать вещи вокруг, предстающие перед ребенком в виде настоящего хаоса, посредством органов чувств. Через восприятие ребенок получает фундамент для ясного понимания мира. Монтессори предложила своим питомцам специальный дидактический материал, манипулируя с которым ребенок учится воспринимать сначала свойства предмета, а затем через многократные повторения накапливать чувственный опыт по дифференцированию, классификации, сопоставлению качеств предметов. В этом и состоит, собственно, умственное развитие. Это и есть высокая степень познания окружающего мира, которая позволяет познать связи между предметами, закономерности в их отношениях, а впоследствии закономерности явлений, человеческих отношений. Монтессори ясно представляла непреходящее значение развития чувств в их монолитном единстве. Недооценка этого фактора может привести к появлению нарушений в развитии ребенка. Ей, как врачу-психиатру и антропологу, это было доподлинно известно.

Сенсорный Монтессори - материал развивает все органы чувств. Он дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов - величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Ребенок впоследствии переносит эталоны качеств и свойств предметов на реальное окружение. Здесь, в группе, ребенок вступает в контакт конкретными объективными качествами предметов, неким

измерительным масштабом, который он переносит на обычную каждодневную жизнь и таким образом осуществит приспособление к жизни.


Развитие движений

То, что дети нуждаются в движении, является теперь дня нас совершенно бесспорным. В Монтессори - группе дети свободно передвигаются во время урока. Дидактический материал устроен таким образом, что предполагает свободное движение. Ребенок выбирает рабочее место там, где ему нравится. При этом ему не приходится часами сидеть за столом. Монтессори исходит из того, что у детей есть потребность постоянно двигаться, и она должна непременно удовлетворяться. Имея мускульную память, ребенок обследует вещи вокруг и "запоминает" их наощупь, зрительно, на слух, вес. Так он осуществляет связь с внешним миром.

Свободное движение означает и развитие моторных движений. Это ходьба, наклоны, повороты, хватание. К таким моторным движениям мы относим сгибание и разгибание кисти, разработку трех "пишущих" пальцев, согласованное движение пальцев обеих рук. Мария Монтессори впервые предлагает термин "экономия движений", что означает, что из неуклюжих, неловких, они становятся все более осознанными и целенаправленными. С самого начала своего пребывания в Монтессори -группе дети устают от своих бесцельных движений. Постепенно, нормализуясь через работу с материалом, они учатся координировать их. Особенно хорошо дети упорядочивают свои движения, работу в зоне практических упражнений (именно они соответствуют наиболее полному принципу "свободы движений"). Все в этом уголке группы способствует развитию полезных движений

(муштру, ходьбу под счет, иначе, физкультуру в чистом виде Монтессори отвергала). Мебель по росту детей, красивые фарфоровые кувшинчики, привлекательные изящные щетки, чистые салфетки и многое другое провоцируют ребенка на манипуляции с этими предметами. Постепенно движения детей приобретают грацию, ловкость и изящество.

Монтессори - группу всегда можно узнать по нарисованной на полу линии в виде эллипса. Эту линию предложила сама Монтессори, заметив, что дети любят балансировать. Дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, танцах, ношении предметов (стеклянной и фарфоровой посуды с водой, колокольчика, который не должен зазвенеть, горящей свечи). Ребята работают над своей осанкой, закаляют волю, умение управлять своим телом. Подобная обстановка, доступная для свободной активности ребенка, дает ему возможность упражняться и по образному выражению Монтессори, "делаться человеком ".


Развивать ли интеллект ребенка?

Для Монтессори такого вопроса не существовало. Она изобрела совершенно оригинальный способ обучения письму. Пяти - шестилетние дети обучаются этому в течение одного месяца. Именно

она открыла, что письмо тесно связано с чтением и предшествует ему, ведь записывать свои мысли легче, чем прочесть и понять чужие. В массовой школе всегда было наоборот или, по крайней мере, оба процесса шли параллельно. Как и многие виды деятельности, письмо в Монтессори-методе основано на мускульном механизме. Чтобы развить его, ребенку предлагается интересная работа с

металлическими вкладышами, которые занимают в языковой зоне класса самое почетное место. Вкладыши - это геометрические формы голубого цвета, рамки не менее привлекательного, розового.

Заштриховывая контур геометрической фигуры, ребенок упражняет мускулы руки. Параллельно он заучивает буквы, ощупывая их. Шершавые прописные буквы дети Монтессори-группы усваивают без

особых усилий, так как им помогает в этом прекрасно развитое чувство осязания. Обводя пишущими пальцами букву из наждачной бумаги, ребенок запоминает ее благодаря мускульной памяти и мы

можем сказать, что потенциально малыш овладевает механизмом письма и может написать любое слово, если будет ощупывать букву за буквой. Чтобы научиться писать, ребенку необходимо уметь

ассоциировать мускульно-осязательное и зрительное ощущение со звуком. Так он переходит от действий моторных к умственным. В предварительной работе по штриховке вкладышей интеллектуальная работа отсутствовала, в ней была задействована рука и глаз, которые определяли длину, направление и форму штриха. Букву и звук ребенок будет ассоциировать легко и просто, ведь он набрал достаточно опыта по дифференциации длины штриха. Чтобы научить ребенка видеть букву, учитель дает ему индивидуальный урок, который имеет отличительные свойства: он краток, прост и объективен. Монтессори - учитель не засоряет память своего ученика лишними пояснениями, он взвешивает каждое слово, избегает выпячивания своей личности: только ребенок и материал, который несет ребенку истину. Поработав с подвижным алфавитом, малыш понимает, что он научился написанию слов и у него появляется спонтанно желание записывать их на бумаге. Постепенно им овладевает желание записывать словосочетания и, наконец, предложения.

Противниками раннего обучения письму являются, прежде всего, учителя начальных классов массовых, а также Вальдорфских школ. Довод последних понятен - никаких нагрузок до семи лет. Учителям начальных школ дети, которые скучают на уроке, пока другие учатся писать палочки и элементы, доставляют неудобства.

Из воспоминаний Марии Монтессори нам известно, что, как и другие, она держалась предрассудка, что обучать письму и чтению следует после шести лет. Но дети сами подсказывали ей ход дальнейших действий. Они уже научились одеваться, убираться в своей группе, содержать дидактический материал в порядке, поливать цветы и составлять икэбаны, распознавать предметы, их свойства и качества, цвет и форму. Они достаточно хорошо развили свое мускульное чувство и непосредственно подготовились к письму и чтению. Бессмысленно задерживать ход естественного развития ребенка. Это некоторым образом, и жестоко. В Монтессори-классе ребенок может начать писать и в 4 года. Главное не в этом. Если желание писать появляется у него непроизвольно, учитель

поддерживает его, постоянно наблюдая за ребенком. Прежде чем предложить ему писать, учитель еще какое-то время ждет - начнет ли ребенок предпринимать самостоятельные попытки. Как правило, дети хотят писать и могут это делать каллиграфически. От письма ребенок плавно переходит к чтению. Метод Монтессори обучения чтению не нов. Он заключается в аналитико-синтетическом подходе. Ребенок должен понимать то, что он прочитывает. Слово для прочтения должно быть знакомо ребенку, тогда он не встретит затруднений в его прочтении. За словом следует фраза, а далее - предложение, с которым ребенок встречается в маленькой самодельной книжке, которую для него подготовит учитель. К чтению ребенок подходит совершенно органично. К нему он готовился исподволь, мимоходом, как бы играючи. Складывая слово из подвижного алфавита, ребенок производит его звуковой анализ. Но анализ подготавливает синтез, и ребенок косвенно прочитывает слово. Как видим, чтение для ребенка не представляет затруднений и является естественным процессом удовлетворения потребности ребенка в собственном саморазвитии.

Перейдем к вопросу о необходимости обучения детей дошкольного возраста математике. Еще в начале нашего века Монтессори наблюдала у своих детей -дошкольников живой интерес к этой науке.

Она задавалась вопросом - требует ли эта область знаний одаренности. И отвечала, что по своей природе человеческий ум есть ум математический, способный воспринимать математические законы.

Малышу помогает в этом абсорбирующий ум, этот бесценный дар природы. Способность к абстрагированию и воображению, отличающие человека от животного, переносят ребенка из природно- материального в сферу высокой умственной деятельности. Математическое мышление ребенка находится в постоянном действии: ест ли он кашу за маму, за папу, бабушку и дедушку, шагает ли он по лестнице, оценивая на глаз расстояние, на которое ему нужно опустить или поднять ногу, переходит ли он улицу, набирает ли он воду в стакан для рисования и многое другое все, что свидетельствует о том, что от математики никуда не денешься. Да еще природные факторы - потребность видеть вокруг порядок, оттачивать через многочисленные повторения точность движений, развивать и совершенствовать свою чувственную сферу все это толкает ребенка на взаимодействие с окружающим миром, средой вокруг. Такую благоприятную для развития математических способностей детей среду составляет классический математический Монтессори -

материал, с которым ребенок начнет работать после 4-х лет. А пока он будет заниматься в зоне практических упражнений, пересыпать сыпучие материалы и переливать воду, застегивать замочки на

одежных рамках и чистить ботинки. И всюду он получит косвенно математические знания отсчет, счет и пересчет, развитие глазомера и логического (математического) мышления.

Итак, вопрос об интеллектуальном развитии для Монтессори является лишь вопросом естественности развития малыша. Технологии обучения только поддерживают и помогают, а не

насилуют и не форсируют природу ребенка. Только уважая и всматриваясь в нее, учитель и все, кто по роду своей деятельности занят обучением и развитием дошкольника, должны способствовать продвижению ребенка по пути самостановления.


Материал для рассказывания

Общеизвестно, что Мария Монтессори отрицала сказку как средство воспитания и обучения. Это и по сей день, вызывает поток обвинений в ее адрес. Тем не менее, в рамках ее системы дошкольники, повинуясь природному закону, добывают знания из окружения, которое в Монтессори - классе называется подготовленной средой. Если припомнить ситуации, связанные с рассказыванием сказок дошкольникам, то можно установить, что большинство детей, собравшиеся для этого по приглашению учителя, потихоньку отходят от него, предпочитая заняться делом, как им кажется более полезным. Малышам интересно попереливать воду или повырезать ножницами. И как бы ни старался учитель приукрасить сюжет сказок сочной интонацией, мимикой, жестикуляцией, делающими образ благородных и ничтожных героев колоритнее, дети не реагируют на это и, не дослушав сказку, возвращаются на свои рабочие места, предпочитая заняться реальными делами. Дослушавшие, как нам, взрослым кажется, захватывающую сказку до конца, задают учителю вопросы, обращенные в сферу небывалого и несуществующего. Но учитель бессилен объяснить, например, как злая колдунья превратила маленькую принцессу в уродину и здоровое любопытство ребенка не получает своего удовлетворения. Или происходит погружение ребенка в мир фантазий, и уход из реальной жизни, который Монтессори считает одним из отклонений в развитии.

Другое дело, истинные правдивые истории, которые рассказывают детям. Эти истории какие-либо реальные знания. Так, в космическом разделе учитель рассказывает ребятам историю об опылении насекомыми растений, историю о рождении планеты Земля и т.д. Монтессори поясняла, что эти истории рассказываются детям на манер сказки, они не должны быть длинными, должны содержать запоминающихся героев. Дети абсорбируют речь взрослого, затем воспроизводят услышанное вслух, причем уже в своей интерпретации, "реконструируя" текст. Реконструируя историю, ребенок учится мыслить и домысливать. Он выполняет роль некоего ученого, который открыл теорему и ищет ее доказательства. Он дорабатывает ее в частности или, как сказала бы Мария Монтессори, идет от целого к частному. В этом, по Монтессори, и заключается развитие воображения, силы представления. И тогда учитель может заметить, что с ребенком случаются вещи почище любого сказочного события. В этом упражнении - рассказывании историй на свой лад, ребенок развивает свой интеллект. Робость, беспорядочность движений, дурные привычки, беспричинная смена настроений исчезает. В упражнениях с проделыванием опытов по содержанию истории ребенок все больше нормализуется, становится ответственнее по отношению к себе.


Учитель… Кто он: ведущий или ведомый?

Перейдем к вопросу о роли учителя и проследим отношение учителя к предмету его воспитания и обучения - ребенку. Наши дошкольники - народ своеобразный. Студент или школьник может заняться самообразованием, и ему на помощь приходят книги, словари, энциклопедии, справочники. Маленькие же дети, еще не читают. Они каждый день приходят в дошкольное учреждение, где их ждут сверстники и, конечно, учитель. Он вдохновляет ребенка на полноценную учебу и познание, дает ему широкие возможности для самовыражения.

В своей педагогической концепции Мария Монтессори отводила учителю особое место. Само собой, Монтессори - учитель должен быть компетентным во всех областях знаний - в математике и родном языке (желательно знать один или два иностранных языка), в естественных науках, играть на каком- либо музыкальном инструменте, уметь петь и красиво двигаться, быть талантливым артистом и уметь придумывать интересные познавательные игры, страстно любить природу и уметь мастерить. Помимо основного базового высшего педагогического образования, Монтессори учитель должен закончить Монтессори - курс под бдительным патронажем Монтессори - тренера – специалиста высочайшей квалификации международного уровня.

Как ни в какой другой педагогической системе, в Монтессори - педагогике учитель отступает на второй план. Видя активность ребенка (а он всегда в движении, в познании), учитель принимает на

себя роль пассивного наблюдателя. Если пассивен ребенок, учитель предлагает ему нечто, что он готов и в состоянии понять и принять. Через презентацию какого - либо материала учитель побуждает

ребенка к активному действию и оставляет ребенка, предоставляя ему действовать по полученному от учителя образцу. На самом деле, видимая пассивность учителя, его позиция наблюдателя, дает ему

право помочь ребенку "это сделать самому". Учитель приходит на помощь только тогда, когда она нужна ребенку.

В Монтессори - классах учитель ведет ребенка 3-4 года, работает в сопровождении ассистента. По существу, это практический психолог. Он разговаривает с ребенком на уровне его глаз. Часто в Монтессори классах можно видеть передвигающихся на коленях от одного ребенка к другому учителей. Настоящий Монтессори - учитель ровен в настроении, доброжелателен, приветлив и открыт для общения. Он знает потребности своего воспитанника, верит в него и вступает с ним в настоящие партнерские отношения. Так они идут в тесном сотрудничестве долгие 4 года, вот только ребенок ступает несколько впереди. Он ведет своего учителя вперед, а учитель готов помочь малышу не оступиться на пути освоения мира.

Для Монтессори - учителя одной любви к ребенку недостаточно. Он должен иметь навыки научной работы, наблюдать психическую жизнь ребенка, прослеживать в нем развитие его естественных свойств.

В своих наблюдениях Монтессори - учитель отличается чуткостью и осторожностью, уважая свободу ребенка. Тогда ребенок будет представлять чистый материал для наблюдений, а учитель осуществит право ребенка на свободное развитие.

Монтессори - учитель идет вслед за ребенком, раскрывающим свои внутренние возможности.


Коллектив класса, группы.

Разделение на классы в Монтессори - педагогике лишь косвенное. По Монтессори, класс это объединение детей трех возрастов: от 3 до 6 лет, от 6 до 9 лет и от 9 до 12 лет. Это дети разного социального происхождения, национальностей, вероисповеданий. По -существу, Монтессори - группа - это некая маленькая модель человеческого общества, в которой дети разных возрастов учатся общаться друг с другом: старшие принимают на себя роль учителя, а младшие имеют возможность позаимствовать опыт "старичков". Помимо всего прочего, малыши не отвергаются старшими, принимаются ими за товарищей, за сотрудников. Содружество детей разных возрастов предоставляет им уникальную возможность помогать друг другу и учиться друг у друга. Классы в Монтессори - школе всегда открыты, дети могут свободно передвигаться как в классе, так и по территории школы.

В каждом классе дети могут выбирать себе место, укромные уголки для занятий. Свободное общение детей способствует накоплению жизненного социального опыта: помощь и самопомощь младших и старших, здоровых детей и детей с некоторыми ограничениями в здоровье.

Оценка деятельности ребенка

При определении ребенка в Монтессори - класс не проводится никаких приемных экзаменов, но ребенка просматривают в подготовленной среде. Может показаться, что эта ситуация не вяжется с принципами принятия индивидуальности ребенка. Оценочность всегда подразумевает коррекцию и поэтому предварительный просмотр возможностей ребенка необходим дм определения его физического состояния и психического возраста. Своеобразное диагностирование ребенка на первом уроке позволит выявить, возможно необходимую ему, Монтессори - терапию.

В Монтессори - методике отсутствуют оценки как таковые. В дошкольной педагогике хорошей "оценкой" для ребенка является самоконтроль, который содержит сам дидактический материал. Допущенная ошибка не довлеет над ребенком, а стимулирует его к новым манипуляциям с материалом и движет его к самостоятельному тренингу. Монтессори - ребенок не нуждается в похвале. Подчас она может возыметь на него даже негативное воздействие. Похвалой для

ребенка будет подтверждение правильности выполненного упражнения через самоконтроль.

Однако, Монтессори - педагоги вынуждены идти на компромисс с государственными проверяющими органами н оценивать своих воспитанников в большинстве случаев посредством заполнения дневников наблюдений. Эти дневники необходимы и при переводе ребенка в традиционную школу. В них содержится информация об учебном материале, воспитательных и образовательных задачах и степени освоения их дошкольником. К параметрам, указанным в дневнике, могут относиться следующие - "решается на самостоятельную работу"", ""планирует и организует свою работу", "может концентрироваться", "может самостоятельно работать", " демонстрирует терпение и выдержку", "идет на контакт со сверстником", "самостоятельно разрешает конфликтные ситуации" и др. Роль оценок выполняют графы "почти всегда", часто", "от случая к случаю", "редко". По учебным дисциплинам (особенно по математике) изучаемый материал записывается пошагово. Развитие речи и космическое воспитание оценивается словесно.

С такими дневниками могут знакомиться не только представители контролирующих инстанций и родители, но и сами дети с тем, чтобы определить на предстоящее время свой учебный темп.


Отношение к новым технологиям

Как относится педагогика к оснащению класса современными техническими средствами? У самой Марии Монтессори нет никаких высказываний на этот счет. Последние десятилетия технические средства бурно развивались. Если окинуть взглядом современное жилище, то безошибочно можно заметить, что место кукол на полках, железных дорог и плюшевых мишек в детских комнатах успешно вытесняют телевизоры, магнитофоны, плееры, видео и, конечно же, компьютеры. За рубежом и в России разрабатываются программы информационно-технического образования с тем, чтобы учащиеся имели возможность использовать достижения нашего времени.

Новые технологии развиваются стремительно и мы не в силах игнорировать применение компьютеров в нашей жизни и образовательном процессе. Петер Гебхард-Зеле, Монтессори – учитель из США и автор книги "Компьютер и ребенок" выступает за введение компьютера и других технических средств в Монтессори - метод в начальной Монтессори - школе. Компьютер для него, по существу, станок, инструмент, который необходимо доверить маленьким детям. Он описал методику работы с компьютером для детей от трех до двенадцати лет.

Компьютер - это часть подготовленной среды Монтессори - класса. То, что дети проявляют большой интерес к компьютеру - это факт, который нельзя отрицать и поэтому Монтессори – педагоги уважительно относятся к интересам детей н не вносят никаких ограничений по использованию технических средств обучения. В некоторых детских садах Германии, например, родители, получают рекомендации по выбору для своего ребенка компьютера.

Работа детей Монтессори - класса с компьютерами хорошо вписывается и в подготовленную среду, и в Монтессори - метод, ведь целью Монтессори - педагогики является воспитание самостоятельности. Освоение компьютера, на самом деле, в будущем станет совершенно само собой разумеющимся, точно таким же, как выучивание наизусть нашего алфавита. Чем раньше ребенок овладеет компьютером, тем лучше.

Для детей компьютер есть не техническое вспомогательное средство, облегчающее работу, а средство, с помощью которого можно получить знания и отдохнуть. Владение компьютером для ребенка не демонстрация его социальных достижений, а возможность продвигаться в своем индивидуальном учебном темпе. В процессе работы с компьютером ребенок овладевает правилами, стратегиями и содержанием, обучается их использованию. Компьютер - это верный партнер, у которого ясная четкая логика.

Из наработанного опыта видно, что детям приносит удовольствие не только компьютерные игры, но и обучающие программы по правописанию. В Монтессори - практике использование технических средств информации не регулируется. Однако многие Монтессори - классы имеют в своем распоряжении и магнитофоны, и видеоплееры, и компьютеры. Обычно учителя ограничивают время работы с компьютерами для одного ребенка до получаса в неделю - это время включается в ход урока. Однако, как бы ни были хороши в использовании технические средства информации, они не заменят учителя.

Отказываться от достижений научно - технического прогресса - это, значит, стоять одной ногой во вчерашнем дне.


Заключение.

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: антропософская.

По основному фактору развития: биогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По ориентации на личностные структуры: СУМ + СУД + СДП.

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: антропоцентрическая.

По преобладающему методу: игровая + творческая.

По направлению модернизации: природосообразная.

По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации

  • Всестороннее развитие.
  • Воспитание самостоятельности.
  • Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения

  • Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает.
  • Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори.
  • Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности.
  • Учет сензитивности и спонтанности развития.
  • Единство индивидуального и социального развития.
  • В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

Итак, феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

Вера в ребенка – краеугольный камень педагогики М. Монтессори, наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений. Эта установка была присуща всем без исключения представителям свободного воспитания, однако Монтессори пошла дальше своих «идеологических» соратников. Она сумела преодолеть присущий им негативизм по отношению к педагогическим методикам, якобы мешающим проявлению спонтанной активности детей. Наоборот, она сумела разработать до мельчайших нюансов метод, обеспечивающий максимальное развитие детской активности. Именно этим прежде всего и объясняется феномен жизненности педагогики М. Монтессори, ее успех и популярность на протяжении многих десятилетий.

Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность. Именно эта установка и позволила внуку итальянского педагога – Марио обратить внимание в послании приходскому Монтессори-обществу (1989) на то, что «М. Монтессори открыла «секрет детства» и его важность для формирования человека».

Список литературы

Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори - материал: Школа для малышей. -- М.: Мастер, 1992. - 80 с.

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. -- М.: Задруга, 1913. - 339 c.

Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –– М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с.


Информация о файле
Название файла Технология свободного образования М. Монтессори от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:58
Дата обновления 9.2.2013, 17:58
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 36.82 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 989
Скачиваний 85
Оценить файл